Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессиональных компетенции в педагогической деятельности бакалавров экономики'

Педагогические условия формирования профессиональных компетенции в педагогической деятельности бакалавров экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF COMPETENCE REQUIREMENTS FOR BASIC EDUCATION PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щедроткина С. В.

В статье анализируются образовательные программы подготовки бакалавров экономики, профессиональные компетенции в педагогической деятельности, которые формируются при педагогических условиях. Рассмотренные условия позволяют глубже осмыслить теоретические и методические основы образования обучающихся в вузе, корректировать проводимый образовательный процесс с целью его совершенствования, повышения качества образования и подготовки бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щедроткина С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES IN PEDAGOGICAL ACTIVITY OF BACHELOR OF ECONOMICS

The article analyzes the educational training program for future bachelor of Economics, professional competence in teaching activities, which are formed in the pedagogical conditions. The above conditions allow us to more deeply understand the theoretical and methodological foundations of education of students in high school, adjust the educational process conducted with a view to its improvement, improve the quality of education and training offuture undergraduate law.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессиональных компетенции в педагогической деятельности бакалавров экономики»

УДК 378.026.9 ЩЕДРОТКИНА С.В.

декан факультета экономики и права Аккредитованного образовательного частного учреждения высшего образования «Московский финансово-юридический университет МФК)А» (МФЮА] E-mail: [email protected]

UDC 378.026.9

SCHEDROTKINA S.V.

Dean of the Faculty of Economics and Law accredited educational private institution of higher education "Moscow Financial and Law University MFYUA" (MFYUA) E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВЗКОНОМИКИ

THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES IN PEDAGOGICAL ACTIVITY OF BACHELOR OF ECONOMICS

В статье анализируются образовательные программы подготовки бакалавров экономики, профессиональные компетенции в педагогической деятельности, которые формируются при педагогических условиях. Рассмотренные условия позволяют глубже осмыслить теоретические и методические основы образования обучающихся в вузе, корректировать проводимый образовательный процесс с целью его совершенствования, повышения качества образования и подготовки бакалавров.

Ключевые слова: педагогические условия, компетенции, требования к основным образовательным программам.

The article analyzes the educational training program for future bachelor of Economics, professional competence in teaching activities, which are formed in the pedagogical conditions. The above conditions allow us to more deeply understand the theoretical and methodologicalfoundations of education of students in high school, adjust the educational process conducted with a view to its improvement, improve the quality of education and training of future undergraduate law.

Keywords: pedagogical conditions of competence requirements for basic education programs.

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) высшего образования (далее - ВО) в качестве обязательных требований к основным образовательным программам (далее - ООП) нового поколения определили[1, С.205-210]:

1. Ориентацию на результаты обучения, выраженные в форме компетенций.

2. Возможность модульного построения образовательного процесса.

3. Учет трудоемкости ООП и ее компонентов в зачетных единицах.

Компетенции выражают ожидаемые и измеряемые результаты обучения - конкретные достижения бакалавров (выпускников), которые определяют, что будет способен делать студент (выпускник) по завершении всей или части образовательной программы [2, С. 118-127]. Компетенции - интегральная характеристика обучающегося, динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы [3, С.32-37].

Компетенции формируются у обучающегося в процессе обучения, когда услышанное на лекции анализируется на семинарских занятиях, проверяется в ходе текущей аттестации, отрабатывается на практике и т. п. Таким образом, за формирование компетенций отве-

чают самые разные виды учебной работы [4, С.41-44]. Совокупность всех видов учебной работы, формирующая определенную компетенцию (или группу родственных компетенций), составляет модуль образовательной программы[5, С.46-49].Вот почему ООП, нацеленные на формирование компетенций, имеют модульную структуру. Иными словами, они представляют собой не просто перечни теоретических дисциплин и практических курсов, но сопоставимые по объему группы модулей — имеющих внутреннюю логику частей, отвечающих за формирование той или иной компетенции или группы родственных компетенций. И, наконец, для того чтобы стало возможным соотносить объемы трудозатрат на освоение отдельных модулей или целых учебных программ, реализуемых в разных образовательных учреждениях, вводится единая система учета в так называемых кредитах - на сегодня это ECTS - Европейская система перевода и накопления кредитов (European Credit Transfer System) [6, С. 59-62].

Подчеркнем: лишь одновременное взаимосвязанное применение всех трех компонентов (компетенции - модули - кредиты) делает образовательную программу, направленную на эффективное формирование профессиональных компетенцийу бакалавров экономики, по настоящему инновационной и внутренне непротиворечивой [7, С. 137-140].

© Щедроткина C.B. © Schedrotkina S.V.

Целью ООП по направлению подготовки бакалавров экономики является развитие у студентов профессионально-значимых качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

Область профессиональной деятельности бакалавра экономики включает: разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка; правовое обучение и воспитание [8, С. 337-340].

Объектами профессиональной деятельности бакалавра экономики являются поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы[9, С. 11-21].

Бакалавр экономики готовится к следующим видам профессиональной деятельности: расчетно-экономическая; аналитическая, научно-исследовательская; организационно-управленческая; педагогическая; учетная;

расчетно-финансовая;

банковская;

страховая.

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе способности использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня существующие программы и учебно-методические материалы; способность принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин, а также формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся| И). Орел, 2009].В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. В вузе необходимо формировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности [11, С. 319-323].

Таким образом, образовательное учреждение при реализации образовательной программы по направлению подготовки бакалавров экономики для выполнения поставленных целей, а именно: развитие у студентов профессионально значимых качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, а также формирование о6шскультуриы\ и профессиональных компетенций, должно выполнять минимально-необходимые педагогические условия.

С позиций философии понятие «условие» отражает отношение предмета (явления) к окружающим явлениям, процессам. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условия - как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира[12, Москва, 2007]. Условие составляет обстановку, в которой то или

иное явление или процесс возникают, существуют и развиваются, которая может быть описана в терминах конкретной сферы жизнедеятельности[13, Москва, 2007].

Под педагогическими условиями мы понимаем взаимосвязанную совокупность факторов, принципов и различных воспитывающих мер, способствующих личностному росту обучающихся.

Осуществлению педагогической модели исследуемого процесса способствует создание педагогических условий[14, С.21-29].

Выделим основные педагогические условия, способствующие эффективному формированию профессиональных компетенций в педагогической деятельности у бакалавров экономики при реализации вузом ФГОС ВО:

1. проектирование экспериментальных программных документов (разработка паспорта и программы формирования профессиональных компетенций в педагогической деятельности (ПК-13), таблицы содержательно-логических связей учебных курсов, дисциплин, практик, входящих в ООП ВО, компетентностно-ориентированной учебной программы и учебного спецкурса «Профессиональная компетентность бакалавра экономики» для бакалавров второго курса экономического факультета, а также принятие участия в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин [15, С.106-108];

2. способностью использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня, существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-12); обеспечение единства теоретической и технологической подготовки будущих бакалавров экономки к формированию профессиональных компетенций в педагогической деятельности (разработка дидактических задач, содержания компетентностно-ориентированной учебной программы, использование активных форм обучения).

Решение вышеизложенной проблемы предусматривало последовательность и взаимообусловленность этапов формирования профессиональных компетенций в педагогической деятельности у бакалавров экономики. Процесс формирования предполагал систематическую, целенаправленную работу с бакалаврами экономики в профессиональном цикле (вариативная часть) - реализация учебного спецкурса на основе компетентностно-ориентированной учебной программы [16, С.48-53].

Исходя из того, что содержание профессиональной деятельности бакалавров экономики многомерно, мы предположили, что наиболее целесообразным подходом к формированию профессиональных компетенций в педагогической деятельности у бакалавров экономики будет разработка учебного спецкурса «Профессиональная компетентность бакалавра экономики» [17, С.282-284], который вошел в группу дисциплин вариативной части профессионального цикла на экономическом факультете негосударственного вуза [18, С.116-120].

Рассмотренные педагогические условия, направлен-

ные на формирование профессиональных компетенций в педагогической деятельности у бакалавров экономики в условиях введения ФГОС ВО, на наш взгляд, позволяют не только глубже осмыслить теоретические и методические основы образования будущих экономистов в вузе

119, Махачкала, 2000], но и корректировать проводимый образовательный процесс с целью его совершенствования и повышения качества образования и подготовки будущих бакалавров экономики.

Библиографический список

1. Гедулянова U.C., Гедулянов М.Т. Наставничество как условие эффективного управления медицинскими организациями в области стоматологии // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. №2(71). С. 205-210.

2. Гедулянова Н. С., Митяева A.M., Гедулянов М. Т. Развитие творческих способностей и качество подготовки выпускника вуза //Эко-потенциал. 2016. № 3(15). С.118-127.

3. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Экономическая подготовка обучающихся: теории и технологии // Образование и общество. 2016. № 3(98). С. 32-37.

4. Гедулянова U.C., Гедулянов М.Т. Ключевые концепты подготовки кадров по востребованным профессиям и специальностям// Эко-потенциал. 2015. №4(12). С.41-44.

5. Гедулянова U.C., Гедулянов М.Т. Качество образования - цель и результат инноваций // Эко-потенциал. 2015. № 3(11). С.46-49.

6. Гедулянова Н.С. Проблемы правового регулирования проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении практик в вузе // Педагогическое образование и наука. 2015. № 4. С. 59-62.

7. Гедулянова Н.С. Регулирование отношений в образовательной организации в части вопросов подготовки практик // Эко-потенциал" 2015. № 3(11). С. 137-140.

8. Гедулянова U.C., Гедулянов М.Т. Компетентностный подход в подготовке инженеров педагогов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4. С. 337-340.

9. Гедулянова Н.С., Горовая Л.В., Богданович Е.В. Рациональная модель системы наставничества как условие эффективного управления персоналом в российской организации// Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 2(3). С. 11-21.

10. Мурадова Н.С. Экономика образовательного учреждения - инвестиции в будущее: монография Н.С. Мурадова; Российская Федерация, Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Орловский гос. ун-т». Орел, 2009.

11. Мурадова Н.С. НИРС - инвестиции в будущее //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 3. С. 319-323,

12. Мурадова Н.С. Формирование социально-экономической культуры педагога в системе непрерывного педагогического образования: автореф..дис.. на соиск.. учен.. степ..докг..педаг.. наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2007.

13. Мурадова Н. С. Формирование социально-экономической культуры педагога в системе непрерывного педагогического образования: дис... на соиск..учен., степ., докт..педагог..наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2007.

14. МурадоваН.С. Совершенствование социально-экономической подготовки педагога в системе повышения квалификации педагогических кадров // Инновации в образовании. 2007. № 3. С. 21-29.

15. Мурадова Н. С. Социально-экономическая подготовка обучающихся в процессе производственного обучения // Научные исследования в образовании. 2007. № 2. С. 106-108.

16. МурадоваН.С. Правовое регулирование социально-экономической подготовки педагога в системе непрерывного педагогического образования // Право и образование. 2006. № 5. С. 48-53.

17. Мурадова Н.С. Непрерывное педагогическое образование как условие формирования социально-экономической культуры педагога // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2006. № 2. Ç. 282 - 284.

18. Мурадова Н.С. Формирование социально-экономической культуры личности студента // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2005. № 2. С. 258-259.

19. Мурадова Н.С. Совершенствование навыков делового общения у студентов высших учебных заведений как условие модернизации российского образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2003. Т.1 № 3. С. 116-120.

20. Мурадова Н.С. Семейный бизнес как фактор формирования предпринимательской активности детей (на материале Республики Дагестан): дис... на соиск.. учен., степ..канд..педаг..наук / Дагестанский государственный университет. Махачкала, 2000.

References

1. Gediilyanova N.S., Gedulyanov М.Т. Tutors hipasacondition for effective management of the Ministry of healthin the field of dentistry // Scientific notes of Oryol State University. Series 2016. Number 2 (71). Pp. 205-210.

2. Gedulvanova N.S., Mitiaeva A.M., Gedulyanov M. T. Development of creative abilities and the quality of the graduates training // Eco-potential. 2016. Number 3 (15). Pp.118-127.

3. Gedulvanova N.S., Gedulyanov M.T. Economic preparation of students: theory and technology // Education and Society. 2016. Number 3 (98). Pp. 32-37.

4. Gedulvanova N.S., Gedulyanov M. T. The key concepts of the training in demand occupations and professions // Eco-potential 2015. Number.4 (12). Pp.41-44.

5. Gedulvanova N.S., Gedulyanov M.T. The quality of education - the purpose and the result of innovations // Eco-potential. 2015. Number 3 (if). Pp. 46-49.

6. Gedulvanova N.S. The problems of the legal regulation of the control (supervisory) activities in the relation of practice in high school // Teacher Education and Science. 2015. Number 4. Pp. 59-62.

7. Gedulvanova N.S. Hie relation of the educational organization in terms of the issues of training practices // Eco-potential. 2015. Number 3 (11). Pp. 137-140.

8. Gedulvanova N.S., Gedulvanov ALT. The competence approach in the training of the engineers teachers // Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2013. Number 4. Pp. 337-340.

9. Gedulvanova N.S., Gomvaya L. V. Bogdanovich E. V. The rational model of mentoring system as a condition for effective personnel management in the Russian organization // Educational resources and technology 2013. Number 2 (3). Pp. 11 -21.

10. Muradova N.S. The economy of the educational institution - investment in the future / monograph NS Muradova; Russian Federation, Federal Agency for Education, SEI HPE "Orel State. Univ. " Orel, 2009.

11. Muradova N.S. NIRS - investments in the future // Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2009. Number 3. Pp. 319-323.

12. Muradova N.S. The formation of the social-economic culture of the teacher in system of a continuous pedagogical education / The synopsis of thesis for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences / Moscow State Pedagogical University. Moscow, 2007.

13. Muradova N.S. The formation of the teacher's social-economic culture in the system of a continuous pedagogical education / Thesis for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences / Moscow State Pedagogical University. Moscow, 2007.

14. Muradova N.S. Improving the socio-economic training of the teacher in system of improvement of professional skill of pedagogical shots //Innovations in Education. 2007. № 3. Pp. 21-29.

15. Muradova N.S. Social-economic training of the students in the course of vocational training // Scientific research in education. 2007. Number № 2. Pp. 106-108.

16. Muradova N.S. The legal regulation of social and economic preparation of the teacher in system of a continuous pedagogical education // Law and Education. 2006. Number № 5. Pp. 48-53.

17. Muradova N.S. The continuous teaching training as a condition of the formation of economic and social cultare of the teacher // Herald of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2006.Number № 2. Pp. 282 - 284.

18. Muradova N.S. Fonnation of the socio-economic cultare of the student's personality // Herald of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2005. № 2. Pp. 258-259.

19. Muradova N.S. The improving of business communication skills of the students of higher education schools as a condition of modernization of Russian education //Psychological-Pedagogical Gaudeamus magazine. 2003. Vol.1 Number 3. Pp. 116-120.

20. Muradova N.S. The family business as a factor of children's business activity (on the Republic of Dagestan) / The dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences / Dagestan State University. Makhachkala, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.