УДК 614.23:616.314:378.026.9 ГЕДУЛЯНОВ М.Т.
студент 3 курса ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации Е-таИ: [email protected]
UDC 614.23:616.314:378.026.9
GEDULYANOV M.T.
3-rdyear student FGBOU IN "Moscow State Medical and Dental University behalf A.I. Yevdokimov", the Ministry of Health of the Russian Federation E-mail: [email protected]
ГОТОВНОСТЬ ВРАЧА СТОМАТОЛОГА К КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
THE WILLINGNESS OF DENTISTS TO COMMUNICATE TO SOLVE PROBLEMS IN PROFESSIONAL ACTIVITY
В статье анализируется подготовка специалиста в области стоматологии в вузе, общепрофессиональные компетенции, которые формируются при условиях высокого уровня коммуникативной готовности выпускника. Рассмотренные условия позволяют глубже осмыслить теоретические и методические основы образования обучающихся в вузе, корректировать проводимый образовательный процесс с целью его совершенствования, повышения качества образования и подготовки специалистов.
Ключевые слова: компетенции, коммуникации врача стоматолога для решения задач в профессиональной деятельности, условия готовности к коммуникации.
The article analyzes in dentistry specialist training in high school, general professional competence, which areformed under the conditions of a high level of communicative readiness to graduate. The above conditions make it possible to comprehend the deeper theoretical and methodological foundations of education of students in high school, to adjust the educational process conducted with a view to its improvement, improving the quality of education and training.
Keywords: competence, communication dentist to solve problems in professional activity, conditions of readiness for communication.
Особое внимание уделяется проблеме коммуникации при профессиональном общении врача с пациентом. Качественная реализация Национального проекта «Здоровье» - программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации В.В. Путиным, невозможна без подготовки и переподготовки хорошего специалиста-врача, отвечающего всем современным требованиям.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее - ФГОС ВО) по направлению подготовки 31.05.03 Стоматология (уровень - специалитета), утвержденный приказом Минобрнауки России от 09.02.2016 № 96 в качестве обязательных требований к основным образовательным программам (далее - ООП) нового поколения определили [1, С.205-210]:
1. Ориентацию на результаты обучения, выраженные в форме компетенций.
2. Возможность модульного построения образовательного процесса.
3. Учет трудоемкости ООП и ее компонентов в зачетных единицах.
Компетенции выражают ожидаемые и измеряемые результаты обучения - конкретные достижения бакалавров (выпускников), которые определяют, что будет способен делать студент (выпускник) по завершению
всей или части образовательной программы [2, С. 118-127]. Компетенции - интегральная характеристика обучающегося, динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы [3, С. 32-37].
Компетенции формируются у обучающегося в процессе обучения, когда услышанное на лекции анализируется на семинарских занятиях, проверяется в ходе текущей аттестации, отрабатывается на практике и т. п. Таким образом, за формирование компетенций отвечают самые разные виды учебной работы [4, С. 41-44]. Совокупность всех видов учебной работы, формирующая определенную компетенцию (или группу родственных компетенций), составляет модуль образовательной программы [5, С. 46-49]. Вот почему ООП. нацеленные на формирование компетенций, имеют модульную структуру. Иными словами, они представляют собой не просто перечни теоретических дисциплин и практических курсов, но сопоставимые по объему группы модулей — имеющих внутреннюю логику частей, отвечающих за формирование той или иной компетенции или группы родственных компетенций.
Одновременное взаимосвязанное применение компонентов (компетенции - модули) делает образова-
© Гедулянов М.Т. © Gedulyanov М.Т.
тельную программу, направленную на эффективное формирование компетенций у будущих врачей - специалистов в области стоматологии по настоящему инновационной и внутренне непротиворечивой [6, С. 137-140].
Целью ООП по направлению подготовки специалистов в области стоматологии является развитие у студентов профессионально-значимых качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, а также формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО.
Область профессиональной деятельности специалиста в области стоматологии, освоившего программу специалитета, включает охрану здоровья граждан путем обеспечения оказания стоматологической помощи в соответствии с установленными требованиями и стандартами в сфере здравоохранения [7, С. 337-340].
Объектами профессиональной деятельности специалиста в области стоматологии являются физические лица (далее - пациенты); население; совокупность средств и технологий, предусмотренных при оказании стоматологической помощи и направленных на создание условий для охраны здоровья граждан [8, С. 11-21].
Специалист в области стоматологии, освоивший ООП готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- медицинская;
- организационно-управленческая;
- научно-исследовательская.
В рамках организационно-управленческого вида профессиональной деятельности современный специалист - врач стоматолог должен обладать готовностью решать задачу - создание в медицинских организациях стоматологического профиля благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала. Для этого выпускник, освоивший программу специалитета должен обладать общепрофессиональной компетенцией - готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности.
Необходимым условием профессионализма врача, способного создать условия для пациентов является высокий уровень сформированности коммуникативной компетентности. Профессиональная деятельность врача с пациентами неразрывно связана с процессом и проблемами общения, оно пронизывает профессиональную деятельность медработников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника [9, С. 319-323]. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту. Как у пациента, так и медработника Существуют собственные мотивы взаимодействия, медперсоналу при этом принадлежит роль в обеспечении бесконфликтного взаимодействия.
Для эффективного и бесконфликтного взаимодей-
ствия с пациентами необходимо наличие такого параметра как коммуникативная компетентность.
Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, которая подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, осознание ситуации и предмета общения [10, С. 282-284]. Она рассматривается также как система внутренних ресурсов, направленная на построение эффективной коммуникации в ситуации межличностного взаимодействия. Некомпетентность в общении способна нарушить профилактический, диагностический и лечебный процесс.
Основными характеристиками врача, предрасполагающие к успешному общению с пациентом являются:
- акцептация (безусловное принятие больного);
- аутентичность или самоконгруэнтность (естественность поведения, согласованность чувств и их выражения, искренность);
- эмпатия.
Состояние эмпатии является наряду с объективным ощущением психологического контакта между врачом и пациентом одним из показателей того, что понимающее общение состоялось.
Эмпатия (от английского empathy - чувствование) -это способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника. Эмпатия не предполагает обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной помощи другому.
Одним из конфронтационных вопросов, касающихся практикующих врачей- это их способность эффективно общаться с пациентами. Удовлетворенность клиента лечением в значительной степени зависит от того, было ли общение с врачом положительным, что прямо пропорционально зависит от качества взаимодействий. Наиболее часто встречающаяся жалоба, поступающая от пациентов. - неспособность практикующих врачей внимательно выслушать, давать ясные и понятные ответы. и, в первую очередь, точно выявить те проблемы, с которыми пациент пришел к врачу. [11, С. 116-120]. Неэффективное общение является барьером на пути к достижению здоровья. Взаимоотношения между врачом и пациентом - одна из важных проблем медицины. Сложности в коммуникации врач-пациент влияют на качество врачебной помощи и сказываются на течении лечебного процесса. Речь идет не только о крайних проявлениях нарушенных взаимоотношений в виде жалоб пациента на нечуткое обращение и т.д. Даже стертые проявления конфликтных взаимоотношений, неверба-лизированные. вполне ощутимо влияют на настроение. В коммуникации участвуют обе стороны.
Традиционное профессиональное общение предусматривает взаимосвязь трех его сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной, которые в реальной действительности, конечно, не реализуются изолированно. Коммуникативная функция общения состоит в обмене информацией, в данном случае между
врачом и пациентом, интерактивная заключается в организации взаимодействия между коммуникаторами, перцептивная (лат, регсерИо - восприятие) - в общении как процессе восприятия партнерами друг друга и установлении определенного уровня взаимоотношения. Процесс общения с больным начинается с выбора дистанции взаимодействия, она должна быть такой, чтобы пациент чувствовал себя комфортно и безопасно. При изменении дистанции, особенно при ее сокращении, желательно объяснить свои действия, чтобы избежать нарастание психологического напряжения и агрессии. Пациент, находясь в ситуации стресса, обусловленного болезнью, нуждается в фиксированной территории, принадлежащей только ему. Позитивное взаимодействие зависит не только от территории, но и от социального статуса пациентов, их возрастной однородности.
Цель врача - выработать определенную точку зрения на сиюминутные и потенциальные проблемы пациента. Коммуникативной стороне общения свойственны наличие: обратной связи; коммуникативных барьеров; коммуникативного влияния. В контексте общения врача и пациента обратная связь - это реакция пациента на поведение врача. Обратная связь призвана помочь врачу понять, как она сама, ее поведение и предоставляемая ею информация воспринимаются и оцениваются пациентом.
Во время диалога врач и пациент постоянно меняются коммуникативными ролями «говорящего» и «слушающего». В связи с этим врач выражает свою реакцию - прямо или косвенно. Поэтому врач также выражает свою реакцию - прямо или косвенно. В первом случае информация, поступающая от врача («говорящего»), в открытой форме содержит реакцию на поведение пациента («слушающего»): «Я не смогу ответить на ваш вопрос», «Я не приветствую нарушение вами режима», «Я с трудом понимаю, о чем сейчас идет речь» и т.д.; реакция может также проявляться жестами и другими элементами невербальной коммуникации. Такая обратная связь обеспечивает адекватное понимание ее пациентом и создает условия для эффективного общения.
Косвенная обратная связь - это завуалированная форма передачи партнеру информации. Для этого используются риторические вопросы типа «Вы действительно так считаете?», «И это поможет?» иронические замечания типа: «Да... У нас теперь все знают, как надо лечить», вербальные и невербальные реакции и т.д. В данном случае «слушающий» должен сам догадываться, что именно хотел сказать ему «говорящий» и каковы на самом деле его реакция и его отношение. Естественно, догадки не всегда оказываются верными, что значительно затрудняет процесс общения.
Выступая в роли «слушающего», врач должен по возможности недвусмысленно реагировать на слова и поведение пациента. В затруднительных случаях лучше сказать: «Это не входит в мою компетенцию, надо посоветоваться с коллегами».
Если пациент предоставляет врачу информацию, не поддающуюся однозначному толкованию, он обязан за-
дать уточняющие вопросы.
Известно, что спонтанный прием сигналов обратной связи неполон и интерпретируется через собственную систему координат. Мы считаем, что система координат врача детерминируется его профессиональной ролью и основывается в большинстве случаев на безоценочном положительном отношении к пациенту.
С другой стороны, касаясь феномена обратной связи, нельзя не заметить, что подобное поведение пациента, возможно, является ответом на поведение врача, которое позволило ему вести себя подобным образом.
В процессе общения встает проблема не столько обмена информацией, сколько ее адекватного понимания. От чего оно зависит?
Во-первых, от стиля общения. Одним из наиболее эффективных является демократичный стиль общения, при котором врач и пациент могут становить хороший двусторонний контакт. Это позволяет получить доверие пациента и привлечь его к непосредственному и активному участию в лечении. Несмотря на удобства такого подхода, его применение не всегда возможно, что требует использование других стилей общения, не идеальных, но, в определенных обстоятельствах, предпочтительных. Временами необходимо проявлять авторитарность и использовать свое профессиональное превосходство, чтобы получить нужную реакцию у пациента и добиться его сотрудничества. Это чаще происходит на этапе поддерживающей терапии, когда пациент расслабляется и начинает лениться, в таком случае требуется достаточно быстро и уверенно привлечь его внимание.
В других случаях необходим менторский стиль, который заключается в попытке защиты пациента от угрозы, связанной с его безразличным отношением к своему собственному здоровью. Иногда рекомендуется проявлять снисходительность, чтобы не зарождать в пациенте чувств;] вины, с тем, чтобы иметь возможность эффективно взаимодействовать в будущем.
Такие стили общения не всегда приводят к положительным результатам, однако могут быть использованы при работе с пациентами, которые озабочены, к примеру. проблемами в семье больше, чем бактериями в десновой борозде. В подобном случае необходимо прибегнуть к демократичному стилю в общении, который позволяет восстановить эффективное взаимодействие с пациентом.
Во-вторых, от ошибок общения, Правильно выбранный стиль общения позволяет предотвратить негативную реакцию пациента или его психологическое сопротивление рекомендациям врача. Перед тем как врачу принять решение о бесполезности дальнейшей мотивации пациента, нужно проанализировать усилия, направленные на разъяснения необходимости адекватного ухода и иных медицинских действий. Возможно, врач был недостаточно убедителен или понятен пациенту.
Проблемы коммуникации возникают по разным причинам. Например, часто используемый специалистами лексикон слишком непонятен, чрезвычайно насы-
щен научными терминами, которые пациент вправе не знать, но не хочет признать это. Безусловно, это в значительной степени затрудняет общение. А также внимание пациента может быть рассеяно, поскольку врач не смог заинтересовать его и привлечь к обсуждению проблемы. В таком случае пациенту сложно адекватно воспринимать рекомендации и относиться к ним соответствующим образом, а значит, общение будет недостаточно эффективно.
Неудачи коммуникации часто бывают полезными, поскольку их взвешенный анализ и с о от ветст ву ю ща я модификация подхода к работе с пациентом позволяют в будущем получить положительные результаты.
Молодым специалистам не всегда удается добиться успеха в общении с пациентом, особенно в начале карьеры, что требует значительного упорства на пути к достижению цели. По мере увеличения опыта повышается эффективность навыков мотивации и в целом готовность к коммуникациям в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения
задач профессиональной деятельности.
Исходя из того, что содержание профессиональной деятельности специалистов в области стоматологии многомерно, мы предположили, что наиболее целесообразным подходом к формированию общепрофессиональных компетенций у специалистов в области стоматологии разработка и реализация факультатива «Профессиональная компетентность специалиста в области стоматологии», в качестве вариативной части образовательной программы.
Рассмотренные условия готовности специалиста в области стоматологии к коммуникациям, направленные на формирование общепрофессиональных компетенций в условиях введения ФГОС ВО, на наш взгляд, позволяют не только глубже осмыслить теоретические и методические основы образования будущих выпускников вуза, но и корректировать проводимый образовательный процесс с целью его совершенствования и повышения качества образования и подготовки выпускников.
Библиографический список
1. Гедулянова Н.С., Гедуляное М.Т. Наставничество как условие эффективного управления медицинскими организациями в области стоматологии // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. №2(71). С. 205-210.
2. Гедулянова Н. С., Митяева A.M., Гедуляное М. Т. Развитие творческих способностей и качество подготовки выпускника вуза //Эко-потенциал. 2016. № 3(15). С.118-127.
3. Гедулянова Н.С., Гедуляное М.Т. Экономическая подготовка обучающихся: теории и технологии // Образование и общество. 2016."№ 3(98). С. 32-37.
4. Гедулянова Н.С., Гедуляное М.Т. Ключевые концепты подготовки кадров по востребованным профессиям и специальностям// Эко-потенциал. 2015. №4(12). С.41-44.
5. Гедулянова Н.С., Гедуляное М.Т. Качество образования - цель и результат инноваций // Эко-потенциал. 2015. № 3(11). С.46-49.
6. Гедулянова Н.С. Регулирование отношений в образовательной организации в части вопросов подготовки практик // Эко-потенциал 2015. № 3(11). С. 137-140.
7. Гедулянова Н.С., Гедуляное М.Т. Компетентностный подход в подготовке инженеров педагогов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4. С. 337-340.
8. Гедулянова Н.С., Горовая Л.В., Богданович Е.В. Рациональная модель системы наставничества как условие эффективного управления персоналом в российской организации// Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 2(3). С. 11-21.
9. Мурадова Н.С. НИРС - инвестиции в будущее // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 3. С. 319-323.
10. Мурадова Н.С. Непрерывное педагогическое образование как условие формирования социально-экономической культуры педагога // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2006. № 2. С. 282 - 284.
11. Мурадова Н.С. Совершенствование навыков делового общения у студентов высших учебных заведений как условие модернизации российского образования //Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2003. Т.1 № 3. С. 116-120.
References
1. Gedulyanova N.S., Gedulyanov М.Т. Tutorship as a condition for effective management of the Ministry of health in the field of dentistry // Scientific notes of Orel State University. Series. 2016. Number2 (71). P. 205-210.
2. Gedulyanova N.S., Mitiaeva A.M., Gedulyanov M.T. Development of creative abilities and the quality of the graduates training // Eco-potential. 2016. Number 3 (15). P.118-127.
3. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Economic preparation of students: theory and technology // Education and Society. 2016. Number 3 (98). P. 32-37.
4. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M. T. The key concepts of the training in demand occupations and professions // Eco-potential 2015. Number. 4 (12). Pp.41-44.
5. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. The quality of education - the purpose and the result of innovations //Eco-potential. 2015. Number 3 (11). Pp. 46-49.
6. Gedulyanova N.S. The relation of the educational organization in terms of the issues of training practices // Eco-potential. 2015. Number 3 (ll"). Pp. 137-140.
7. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. The competence approach in the training of the engineers teachers // Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2013. Number 4. Pp. 337-340.
8. Gedulyanova N.S., Gorovaya L. V Bogdanovich E. V The rational model of mentoring system as a condition for effective personnel management in the Russian organization//Educational resources and technology 2013. Number 2 (3). P. 11-21.
9. Muradova N.S. NIRS - investments in the future // Scientific notes of Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2009. Number 3. P. 319-323.
10. Muradova N.S. The continuous teaching training as a condition of the formation of economic and social culture of the teacher // Herald of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2006. Number № 2. Pp. 282 - 284.
11. Muradova N.S. Hie improving of business communication skills of the students of higher education schools as a condition of modernization of Russian education//Psychological-Pedagogical Gaudeamus magazine. 2003. Vol.1 Number 3. Pp. 116-120.