Научная статья на тему 'Оценка эффективности модели формирования профессиональной компетентности бакалавров - будущих экономистов в вузе'

Оценка эффективности модели формирования профессиональной компетентности бакалавров - будущих экономистов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БА-КАЛАВРА ЭКОНОМИКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щедроткина С. В.

Проведен анализ эффективности модели формирования про-фессиональной компетентности бакалавров будущих экономистов в вузе с помощью педагогического эксперимента. Отражены полученные резуль-таты констатирующего и формирующего этапов эксперимента, которые позволили проверить сформированность компонентов профессиональной компетентности будущих экономистов: мотивационного, деятельностного, когнитивного и прогностического. Полученные данные позволили сделать вывод, что в экспериментальной группе динамика уровней сформирован-ности профессиональной компетентности выше, чем в контрольной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щедроткина С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности модели формирования профессиональной компетентности бакалавров - будущих экономистов в вузе»

УДК 378

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ -БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В ВУЗЕ

С.В. Щедроткина

Аннотация. Проведен анализ эффективности модели формирования профессиональной компетентности бакалавров - будущих экономистов в вузе с помощью педагогического эксперимента. Отражены полученные результаты констатирующего и формирующего этапов эксперимента, которые позволили проверить сформированность компонентов профессиональной компетентности будущих экономистов: мотивационного, деятельностного, когнитивного и прогностического. Полученные данные позволили сделать вывод, что в экспериментальной группе динамика уровней сформирован-ности профессиональной компетентности выше, чем в контрольной.

Ключевые слова: формирование профессиональной компетентности бакалавра экономики в высшей школе, педагогический эксперимент, оценка эффективности модели формирования профессиональной компетентности бакалавров - будущих экономистов.

THE VALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS OF FUTURE ECONOMISTS IN THE HIGH SCHOOL

S.V. Schedrotkina

Abstract. The analysis of the effectiveness of the model of formation of professional competence of bachelors - the future economists in high school with the help of pedagogical experiment was taken. It reflects the results of ascertaining and formative stage of the experiment, which allowed to check the formation of the components of professional competence of future economists: motivation, the activity, cognitive and predictive. The results to the conclusion that in the experimental group the dynamics of the formation of professional competence levels higher than in the control group.

Keywords: the formation of professional competence of Bachelor of Economics in high school, pedagogical experiment, evaluation of models of formation of professional competence of bachelors - future economists.

Формирование профессиональной компетентности конкурентоспособного бакалавра экономики в высшей школе является сложным процессом, требующим создания условий для реализации программы подготовки выпускников. Для определения оценки эффективности формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров экономики спроектирован и проведен педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного [1, с. 337; 2, с. 41; 3, с. 46].

В педагогическом эксперименте были задействованы студенты 1-4 курсов по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, профиль подготовки Финансы и кредит Аккредитованного образовательного частного учреждения высшего образования «Московский финансово-юридический университет МФЮА» г. Москва в течение 2013-2016 гг. в количестве 121 студента.

Констатирующий этап эксперимента посвящен выявлению исходных показателей сформированности профессиональной компетентности в контрольной и экспериментальной группах. Данный этап показал, что сформированность профессиональной компетентности будущих экономистов в контрольной и экспериментальных группах на первых этапах обучения находится на низком и среднем уровне.

Формирующий этап включал в себя внедрение и апробацию процесса формирования профессиональной компетентности будущих экономистов в условиях социального партнерства. В процессе проведения данного этапа были определены технологии обучения, направленные на формирование профессиональной компетентности будущих экономистов [8, с. 319; 9, с. 71; 10].

На формирующем этапе эксперимента была внедрена спроектированная модель формирования профессиональной компетентности бакалавров - будущих экономистов в вузе. На данном этапе апробировались инновационные технологии преподавания, наиболее эффективные в условиях социального партнерства, такие как школа бизнеса, стартап, бизнес-полигон. Инновационные технологии требуют и инновационных методов: лекции-визуализации, виртуальные лекции, лекции-дискуссии, виртуальные семинары, вебинары, on-line тестирование, составление трекшн-карты, разработка HADI-циклов, метод Customer Development, разработка SPACE-модели, Win-Win стратегия, Head-Hunting стратегия и др.

Для сравнения полученных результатов констатирующего и формирующего эксперимента использованы диагностики, которые позволили проверить сформированность компонентов профессиональной компетентности будущих экономистов: мотивационного, деятельностного, когнитивного и прогностического.

Сформированность мотивационного компонента проверялась с помощью методики Н.П. Фетискина «Самооценка профессиональной мотивации», которая дает возможность определить степень развития профессиональной мотивации [4, с. 118; 5, с. 32].

Данная методика позволила выяснить, равнодушен или нет студент к выбранной профессии, развивается ли профессиональный интерес в процессе обучения, достигается ли вершина - професси-

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

ональная потребность сознательно изучать экономику и овладевать основами экономического мастерства.

Деятельностный компонент измерялся с помощью шкал, разработанных Н.В. Кузьминой и модифицированных К.Е. Романовой специально для данного исследования.

Когнитивный компонент определялся с использованием методики Г.М. Мануйлова, В.В. Козлова, Н.П. Фетискина «Диагностика уровня парциальной готовности к профессиональному саморазвитию» [6, с. 205].

Прогностический компонент профессиональной компетентности исследовался с помощью методики «Способность самоуправления», которая разработана в лаборатории психологических проблем высшей школы Казанского университета под руководством Н.М. Пейсахова.

Оценка была проведена обучающимися и преподавателями. С целью констатации уровней сформированности профессиональной компетентности будущих бакалавров экономики определены критерии:

- высокий уровень достигается при с формированности компонента от 75 до 100 %;

- средний уровень достигается при сформированности компонента от 50 до 65 %;

- низкий уровень достигается при сформированности компонента ниже 50 %.

Педагогический эксперимент доказал эффективность реализации модели формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров экономики, что подтверждается данными, представленными на рис. 1.

■ контрольная группа □ экспериментальная группа

80

60

40

20

0

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Рисунок 1. Уровни сформированости профессиональной компетентности бакалавров - будущих экономистов

Данные гистограммы демонстрируют, что на низком уровне сформированности профессиональной компетентности находится 32 % студентов контрольной группы и 5 % студентов экспериментальной группы. На среднем уровне - 59 % студентов контрольной группы и 65 % студентов экспериментальной группы, на высоком уровне сфор-мированности профессиональной компетентности — 9 % студентов контрольной группы и 30 % студентов экспериментальной группы.

Таким образом, данные статистической обработки позволили сделать вывод о том, что в экспериментальной группе в результате реализации теоретической модели, использования авторской методики и соблюдения педагогических условий произошли существенные изменения в распределении респондентов по уровням сформированности профессиональной компетентности. Полученные данные позволили сделать вывод, что в экспериментальной группе динамика уровней сформированности профессиональной компетентности выше, чем в контрольной.

Библиографический список

1. Гедулянова Н.С., Гедулянов М. Т. Компетентностный подход в подготовке инженеров педагогов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4.

2. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Ключевые концепты подготовки кадров по востребованным профессиям и специальностям // Эко-потенциал.

2015. № 4 (12).

3. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Качество образования — цель и результат инноваций // Эко-потенциал. 2015. № 3 (11).

4. Гедулянова Н.С., Митяева А.М., Гедулянов М.Т. Развитие творческих способностей и качество подготовки выпускника вуза // Эко-потенциал.

2016. № 3(15).

5. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Экономическая подготовка обучающихся: теории и технологии // Образование и общество. 2016. № 3 (98).

6. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Наставничество как условие эффективного управления медицинскими организациями в области стоматологии // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 2 (71).

7. Гедулянов М.Т. Готовность врача стоматолога к коммуникации для решения задач в профессиональной деятельности // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 4 (73).

8. Щедроткина С.В. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов экономического профиля в вузе // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.