Научная статья на тему 'Правоохранительная деятельность вневедомственной охраны полиции при реализации контрольно-надзорных функций по инспектированию юридических лиц с особыми уставными задачами'

Правоохранительная деятельность вневедомственной охраны полиции при реализации контрольно-надзорных функций по инспектированию юридических лиц с особыми уставными задачами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
180
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ФУНКЦИИ / ИНСПЕКТИРОВАНИЕ / ВНЕВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА ПОЛИЦИИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CONTROL AND SUPERVISORY FUNCTIONS / INSPECTING / EXTRA-DEPARTMENTAL POLICE SECURITY / LAW ENFORCEMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вечерникова Дина Васильевна

В статье рассматриваются некоторые вопросы правоохранительной деятельности вневедомственной охраны полиции, исследованы и проанализированы проблемные аспекты правового регулирования такой деятельности и практической реализации контрольно-надзорных функций при инспектировании юридических лиц с особыми уставными задачами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вечерникова Дина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law Enforcement Activity of Extra-Departmental Police Security Supervising Legal Entitieswith Specific Statutory Tasks

The article deals with some issues of law enforcement activity performed by extra-departmental police security. The author studies and estimates problematic aspects of legal regulation of such activity and practical implementation of supervisory functions in establishing control over legal entities with specific statutory tasks.

Текст научной работы на тему «Правоохранительная деятельность вневедомственной охраны полиции при реализации контрольно-надзорных функций по инспектированию юридических лиц с особыми уставными задачами»

УДК 340 © Д. В. Вечерникова, 2013

Правоохранительная деятельность вневедомственной охраны полиции при реализации контрольно-надзорных функций по инспектированию юридических лиц с особыми уставными задачами

Д.В. Вечерникова *

В статье рассматриваются некоторые вопросы правоохранительной деятельности вневедомственной охраны полиции, исследованы и проанализированы проблемные аспекты правового регулирования такой деятельности и практической реализации контрольно-надзорных функций при инспектировании юридических лиц с особыми уставными задачами.

Ключевые слова: контрольно-надзорные функции, инспектирование, вневедомственная охрана полиции,

правоохранительная деятельность.

Правоохранительная форма управленческой деятельности при проведении инспекторских проверок связана с контрольно-надзорной функцией . Государство, передав часть своих полномочий по обеспечению общественной безопасности, охраны общественного порядка, защиты жизненно важных интересов личности, общества и страны от внутренних угроз государственным и негосударственным структурам, подразделениям охраны юридических лиц с особыми уставными задачами, регламентирует процессы оборота источников повышенной опасности . Деятельность данных структур направлена на защиту общества и государства путем предупреждения, своевременного выявления и нейтрализации

этих источников, ликвидации возникших последствий (включая восстановление нарушенных прав) . В специальной литературе под формой реализации функций понимается однородная деятельность органов внутренних дел . Выделяют две формы реализации функций: организационную и правовую. Первая, как правило, связана с подготовительными мерами, планированием, материально-техническим обеспечением и т. д . Ко второй относятся деятельность правотворческая, правоприменительная и правоохранительная . Защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного по-

В нашем журнале публикуется впервые .

*

рядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (согласно ст. 1 Федерального закона «О полиции») являются целью правоохранительной деятельности и включают: борьбу с преступностью, обеспечение общественного порядка, конституционного строя, государственной безопасности, охрану различных прав, в том числе защиту прав и законных интересов, включая поддержание здоровья, безопасной экологии и многое другое 1 .

Исследование показало, что понятие правоохранительной деятельности законодательно не закреплено. Проект федерального закона «О правоохранительной службе» так и не принят. Тем не менее в юридической литературе существует ряд определений такой деятельности и ее составляющих По мнению профессора А. Б. Сахарова, правоохранительная деятельность подразделяется на правоприменительную и правообеспечивающую. В первом случае это деятельность по поводу конкретных правонарушений, а во втором — по выявлению обстоятельств, способствующих совершению правонарушений (контроль, надзор), а также непосредственной охране общественного порядка и общественной безопасности, профилактике совершения правонарушений 2. Н. В. Витрук и И . В. Ростовщиков связывают правоохранительную деятельность только с устранением уже наступивших негативных последствий, а предупреждение и профилактику правонарушений относят к самостоятельному виду 3 . Нам близка позиция, заявленная А . М . Тарасовым: «...это деятельность правоохранительных органов, суда, прокуратуры, направленная на поддержание законности и порядка и, в первую очередь, на борьбу с преступностью Названная деятельность регулирует поведение людей и организаций В целом правоохранительная деятельность многоаспектна Она включает в себя охрану любых законных прав и интересов граждан, государства, общественных организаций во всех сферах жизни общества» 4. Многие авторы отождествляют правоприменительную и правопринудительную деятельность Ведь правоохранительные органы имеют возможность действовать методом принуждения (в случае ненадлежащего исполнения субъектами своих обязанностей) . И . Л . Петрухин и В. Д. Адаш-кин считают, что правоохранительная деятельность включает принудительное поддержание правопорядка Принуждение, по их мнению, не только основывается на применении прямых форм воздействия, выражающихся в выдаче односторонних безоговорочных предписаний, но и выражается через опосредованные формы воздействия: различные проверки, запреты, ограничения, взыскания и т д

А . Н. Харитонов полагает, что одна из ключевых дефиниций англосаксонской теории и практики law enforcement, переводимых в юридической литературе

как «правоохранительная деятельность» или «правоприменение» в строгом переводе означает «правопринудительная деятельность» 5 . Другими словами, в специальной литературе содержание правоохранительной деятельности не нашло однозначного подхода . Л . С. Явичем правоохранительная деятельность сводится лишь к изданию правоприменительных актов путем применения санкций правовых норм 6 . Понятие «правоохранительная деятельность» К . С. Бельский дает только через правоприменительную 7. В. М . Горшенев, И. Б. Шахов подразделяют правоохранительную деятельность на три составляющие:

— правообеспечение;

— рассмотрение правовых споров и дел о правонарушениях;

— применение государственного принуждения 8 .

С. М. Зырянов дает классификацию способов

правоохранительной деятельности:

1) установление правовых норм для общественных отношений, нуждающихся в правовой охране;

2) создание административно-правовых режимов;

3) учет потенциально опасных объектов;

4) разрешение отдельных видов деятельности, представляющих опасность, при условии обеспечения безопасности;

5) контроль и надзор в широком понимании;

6) применение санкций правовых норм (в случае их нарушения);

7) принудительное восстановление нарушенного права

Ставя на первое место правоустановле-ние, С. М. Зырянов поддерживает О. С. Иоффе и М . Д . Шаргородского 9 . Уточняя свое понятие правоохранительной деятельности, А . М. Тарасов дает определение как государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными государственными правоохранительными органами, направленной на охрану права, установленного законами правопорядка, с использованием соответствующих юридических мер воздействия к нарушителям в строгом соответствии с законом и соблюдением определенных законом правил (процедур) 10 .

В юридической литературе ведутся споры по вопросам субъектного состава правоохранительной деятельности Одни авторы рассматривают ее исключительно как деятельность органов государственной власти, другие — как деятельность государственного так и негосударственного характера . По нашему мнению, она универсальна и, соответственно, не может иметь только субъектный состав Универсальность такой деятельности проявляется как в охране общественного порядка (и его защите при уже совершенных правонарушениях), так и в создании необходимых условий для реализации правовых норм .

26 декабря 2008 г. был принят системообразующий нормативный акт в сфере осуществления функций контроля и надзора — Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» п. В нем четко определены права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц, порядок взаимодействия при проведении проверок (плановых, внеплановых, документарных и выездных) Важным событием стало определение роли прокуратуры в осуществлении контроля (надзора) Прокуратура (в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О прокуратуре РФ» 12 (ст. ст. 1, 2)) осуществляет прокурорский надзор, являясь независимым государственным контрольным органом, в том числе и за правоохранительной деятельностью, при этом не входит ни в одну ветвь власти, которые перечислены в ст. 10 Конституции Российской Федерации К компетенции прокуратуры отнесены: подготовка сводного плана контрольных мероприятий, включающего и комплексные проверки, согласование деятельности контролирующих органов (вневедомственная охрана полиции, лицензионно-разрешительные органы), а также сам контроль за законностью деятельности контролирующих органов . На Минэкономразвития РФ возложены обязанности по:

— мониторингу за соблюдением сводного плана контрольных мероприятий;

— разработке мер, которые будут направлены на совершенствование проверок;

— подготовке предложений по усовершенствованию законодательства о контроле

Предметом нашего исследования является правоохранительная деятельность, относящаяся к исполнительной власти и деятельности специальных органов, осуществляющих ее, т е деятельности вневедомственной охраны полиции при реализации контрольно-надзорных функций, осуществляемых методом инспектирования подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами

Инспектирование (в зависимости от стадии деятельности подконтрольного объекта) различается на предварительное, текущее и последующее

Предварительное инспектирование происходит на стадии принятия решения о выдаче лицензий и разрешений на осуществление деятельности, связанной с оборотом, хранением и применением оружия как источника повышенной опасности Рассмотрение таких материалов о выдаче лицензий предполагает срок до одного месяца, а о выдаче разрешений — до двух недель со дня подачи заявления 13.

Текущее инспектирование проводится в ходе охранной деятельности юридических лиц с особыми уставными задачами, представляет комплекс мер, направленных на недопущение нарушений различных правил, норм, стандартов и различных требований, закрепляющих и охраняющих отношения, возникающие при пользовании, хранении и распоряжении таким источником повышенной опасности, как оружие, и патронов к нему Проверки могут проводиться в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в документарной и выездной формах Существует четыре вида проверок юридических лиц с особыми уставными задачами:

1) плановая выездная проверка;

2) плановая документарная проверка;

3) внеплановая выездная проверка;

4) внеплановая документарная проверка

Проводится на основании сводного ежегодного плана, утвержденного МВД России Для полноты и объективности данных предполагается, что при проведении планового инспектирования целесообразно подвергнуть проверке минимум 50% объектов, охраняемых подразделением охраны

Последующее (контрольное) инспектирование осуществляется при проведении контроля за устранениями выявленных нарушений, допущенных в ходе плановых проверок и отраженных в выданных предписаниях по их устранению Проводится в форме внеплановой проверки, а также при поступлении информации о причинении (или возникновении угрозы причинения) вреда жизни, здоровью граждан — на основании приказа, изданного в соответствии с поручением или указанием Президента РФ или Правительства РФ

Предмет внеплановой проверки подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами — соблюдение (при осуществлении охранной деятельности) обязательных требований и предписаний, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение ранее выданных инструкций, проведение мероприятий не только по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, но и по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда

Законодателем предусмотрен и ряд проверок юридических лиц с особыми уставными задачами, которые проводятся полицией 14.

В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря

2012 г. В . В . Путин поручил Правительству РФ внести предложения по изменению самих принципов работы контрольных органов, отметив, что «контроль — это, безусловно, важнейшая функция государства, но недопустимо вместо результата показателем деятельности контрольных органов брать число проверок, создавая классическую „палочную“ систему» 15 . Для этого необходимо ввести публичную отчетность контрольно-надзорных органов как по итогам проверок, так и о затраченных на их проведение финансовых и людских ресурсах.

Законодательство, связанное с правоохранительной (контрольной) деятельностью, постоянно меняется . 18 июля 2011 г. был принят Закон № 242-ФЗ 16, которым внесены изменения в федеральные законы (свыше 60), регламентирующие порядок осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отдельных сферах общественной жизни (энергетика, связь, транспорт, оборот определенных видов продукции и т д )

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р 17 была одобрена концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г (далее — Концепция) В Концепции предусмотрено институциональное преобразование в системе контроля (надзора), которое включает сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, снижение издержек, связанных с этими мероприятиями, ужесточение санкций в отношении сотрудников контрольных и надзорных органов, допускающих нарушение порядка проведения проверок, признание недействительными результатов проверок в случае грубых нарушений их проведения и значительное сокращение внепроцессуальных проверок со стороны правоохранительных органов.

Правоохранительная форма деятельности вневедомственной охраны полиции, осуществляемая при реализации контрольно-надзорных функций на основе инспектирования, является непрерывной, согласованной по целям, формам и методам, направлена на профилактику и выявление правонарушений в области оборота оружия, борьбу с совершаемыми правонарушениями в целях их предупреждения, ликвидацию их последствий, восстановление нарушенных прав и применение в отношении виновных мер административной ответственности

1 О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Рос. газета. 2011 . 10 февр.

2 Сахаров А. Б. Правоохранительная деятельность и преступность // Сов . гос-во и право . 1986. № 1 . С. 83-85.

3 Витрук Н. В., Ростовщиков И. В. Профилактика в системе обеспечения прав и свобод граждан // Правовые проблемы профилактики правонарушений : труды Академии МВД СССР. М. , 1985. С 32.

4 Тарасов А. М. Правоохранительная деятельность: ее понятие, сущность, правовые аспекты контроля . URL: http:// www. consultant . ru/popular (дата обращения: 26.08. 2013) .

5 Харитонов А. Н. Контроль над преступностью в России: теория и практика. М. , 2012. С. 146 .

6 Явич Л. С Общая теория права . Л . , 1976. С. 230.

7 Бельский К. С Феноменология административного права Смоленск, 1995, С 95-98

8 Горшенев В. М., Шахов И. Б. Контроль как правовая форма деятельности . М . , 1987. С. 20-21 .

9 Зырянов С. М. Административный надзор органов исполнительной власти : дис . ... д-ра юрид . наук . М . , 2010 . С. 203.

10 Тарасов А. М. Правоохранительная деятельность: ее понятие, сущность, правовые аспекты контроля . URL: http:// www. consultant . ru/popular (дата обращения: 26.08. 2013) .

11 О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Электронный ресурс] : федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 02.07.2013). Доступ из справ, -правовой системы «КонсультантПлюс».

12 О прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1. Доступ из справ -правовой системы «КонсультантПлюс»

13 Инструкция по организации работы ОВД по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс»

14 Об утверждении административного регламента исполнения МВД России государственных функций по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства РФ в области оборота оружия [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 29 июня 2012 г. № 646. Доступ из справ, -правовой системы «Консультант-Плюс»

15 Послание Президента Российской Федерации В. В . Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. URL: http://www. rg. ru/2010/11/30/poslanietekst .htm (дата обращения: 26.08.2013) .

16 О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Электронный ресурс] : федеральный закон от 18 июля 2011 г № 242-ФЗ Доступ из справ -правовой системы «КонсультантПлюс»

17 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.