ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
13-14 ноября 2015 г.
УДК 37.014.61
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ МЧС РОССИИ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
А. К. Кокурин, В. Ю. Емелин, Ж. К. Гессе
Вопросы взаимодействия надзорных органов МЧС России с другими надзорными органами - перспективное, практически ориентированное направление повышения эффективности деятельности надзорных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Основанием этого выступают проблемы, возникающие при осуществлении контрольно-надзорных функций при проведении плановых/внеплановых и документарных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей со стороны различных надзорных органов, в частности, с правоохранительными органами.
Правоохранительные органы - государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К ним относятся суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел, контрразведки, таможенного контроля, налоговой полиции, юстиции и др.
Среди правоохранительных органов наиболее часто надзорные органы МЧС России осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами прокуратуры и различными службами органов внутренних дел в пределах их компетенции.
Например, совместным приказом Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, КСБ России, Минэкономразвития России, КСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учёте преступлений» правоохранительные органы осуществляют взаимодействие при ведении единого порядка учёта преступлений на территории Российской Кедерации.
Приказом МЧС России от 2 мая 2006 г. № 270 «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» регламентирован порядок приёма, регистрации, проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях не только по делам о пожарах, но и по всем правонарушениям, содержащим признаки как административных правонарушений, так и преступлений и иным сообщениям, которые регистрируются органами федерального государственного пожарного надзора (КГПН) и направляются по подведомственности для рассмотрения в другие правоохранительные органы.
Наиболее часто надзорные органы МЧС России при исполнении государственной функции за выполнением требований гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности взаимодействуют с органами прокуратуры, полномочия, организация и порядок деятельности которой определены Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», с учётом их полномочий по следующим направлениям:
1. информирование о состоянии исполнения законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и должностными лицами;
2. планирование и проведение проверок в рамках мероприятий по контролю за соблюдением требований гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
3. осуществление административно-правовой деятельности по пресечению нарушений требований гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, проведение дознания по делам о пожарах и по делам о нарушениях правил пожарной безопасности;
4. участие в проведении прокурорских проверок, оперативно-следственных действий по делам о пожарах и мерах обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
5. ведение единого учёта преступлений;
6. участие в работе координационных советов и органах по борьбе с преступлениями;
7. обеспечение исполнения обязанностей и защита прав государственных инспекторов по пожарному надзору и других должностных лиц надзорных органов МЧС России;
8. проведение совместных консультаций, совещаний, семинаров, конференций по правовым вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.
Важное место в деятельности надзорных органов МЧС России уделяется взаимодействию с различными службами органов внутренних дел, деятельность которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».
В то же время полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. Так, совместным приказом МЧС России и МВД России от 31 марта 2003 г. № 163/208 «О порядке взаимодействия органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России с органами внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с пожарами» устанавливается порядок взаимодействия органов управления и подразделений ГПС МЧС России с органами внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с пожарами, в соответствии с которым региональные центры МЧС России и органы ГПС МЧС России должны обеспечить: 1. Своевременную передачу в дежурные части соответствующих территориальных органов внутренних дел сообщений:
- об обнаруженных на месте пожара погибших гражданах, а также гражданах, здоровью которых причинён вред, в том числе и не связанный с опасными факторами пожара, либо наступлении иных тяжких последствий;
- о несанкционированном проникновении на объект пожара посторонних лиц, признаках хищения имущества и оборудования с объекта, о повреждении запорных устройств входных дверей и оконного остекления, а также других признаках, свидетельствующих об имевшем место преступлении, предусмотренном соответствующей статьей особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации;
- о пожарах на объектах с массовым пребыванием людей;
- о пожарах в зданиях органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- о пожарах, на тушение которых привлечены силы и средства по повышенному номеру (рангу) пожара или для организации их тушения создано три и более боевых участка;
- о пожарах на объектах жизнеобеспечения в соответствии с перечнями, утверждёнными в установленном порядке.
2. Участие должностных лиц органов ФГПН в следственно-оперативных группах для выезда на все случаи крупных пожаров, а также пожаров, повлекших гибель людей или причинение вреда их здоровью.
3. Своевременное составление акта о пожаре по установленной форме с отражением в нём всех необходимых сведений.
4. Сохранение от уничтожения (повреждения) огнём финансово-хозяйственной документации и технических средств контроля объекта пожара, а также следов (носителей
информации), могущих быть признанными в установленном порядке вещественными доказательствами.
5. Недопущение необоснованного разрушения (повреждения), полного уничтожения или изменения обстановки на объекте пожара, а также уничтожения информации о фактах и явлениях, связанных с развитием пожара, в том числе и до значительных (крупных) размеров.
6. Проведение, при наличии признаков административного правонарушения, по всем пожарам, независимо от размеров причинённого материального ущерба и иных последствий, административного расследования, установленного КоАП РФ.
Органы внутренних дел должны обеспечить:
1. Незамедлительное направление на место происшествия, связанного с пожаром, для его охраны и обеспечения общественного порядка ближайших нарядов полиции, группы немедленного реагирования, участкового уполномоченного полиции, обслуживающего данную территорию, а в необходимых случаях - сотрудников других подразделений органов внутренних дел.
2. Выезд на все случаи крупных пожаров и пожаров, повлекших гибель людей или причинение вреда их здоровью, следственно-оперативных групп в составе: следователя, эксперта-криминалиста, сотрудников службы криминальной полиции, а также сотрудника органа ГПС (по согласованию, должностное лицо ОНДиПР, исполняющего по должности обязанности дознавателя).
3. Качественный осмотр мест происшествия, связанных с пожарами, и возбуждение уголовных дел в соответствии с подследственностью, за исключением случаев, когда отсутствие состава преступления очевидно.
В целях организации эффективного взаимодействия надзорных органов МЧС России и органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений приказом МЧС России и МВД России от 17 сентября 2012 г. № 549/866 «Об организации взаимодействия органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и органов внутренних дел Российской Федерации в использовании экспертно-криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений» определено, что органы ФГПН и органы внутренних дел обеспечивают производство судебных экспертиз и исследований по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, и находящимся в производстве:
- органов ФГПН - в судебно-экспертных учреждениях федеральной противопожарной службы, а также в экспертно-криминалистических подразделениях системы МВД России;
- органов предварительного следствия системы МВД России - в экспертно-криминалистических подразделениях системы МВД России, а также в судебно-экспертных учреждениях федеральной противопожарной службы.
Органы ФГПН и органы внутренних дел организуют направление в экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел Российской Федерации по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях, находящимся в производстве органов ФГПН, о преступлениях, совершённых на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, объектов исследований (следов рук неустановленных лиц, следов подошв обуви, следов протекторов колес транспортных средств и микрообъектов: микроволокна, частицы лакокрасочных покрытий, полимеров и металла), изъятых с мест преступлений (происшествий) для их проверки и постановки на учёт.
Органы внутренних дел организовывают своевременную проверку указанных объектов исследований и их постановку на учёт.
ФГКУ «Экспертно-криминалистический центр МВД России» при наличии соответствующих обращений организовывает в установленном порядке и с учётом имеющихся воз-
можностей стажировку сотрудников судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы на базе экспертно-криминалистических центров МВД России.
ФГКУ «Экспертно-криминалистический центр МВД России» и ФГБУ «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России» осуществляют по согласованию регулярный взаимный обмен материалами научно-методического и справочного характера, информацией о проводимых семинарах, сборах, конференциях по проблемам использования экспертно-криминалистических средств и методов в борьбе с преступностью.
Деятельность надзорных органов МЧС России по взаимодействию со службами органов внутренних дел осуществляется и по другим вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, например:
- с подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями - по вопросам координации сроков проведения плановых и внеплановых проверок организаций, на объектах которых сконцентрированы товарно-материальные ценности, а также в предревизион-ный период;
- с подразделениями вневедомственной охраны - по проверке наличия лицензий на выполнение работ (услуг), связанных с оснащением предприятий установками, системами охранно-пожарной сигнализации, вывода сигналов на пульты централизованного наблюдения и в подразделения ГПС МЧС России, а также сертификатов на соответствующую продукцию, по контролю за порядком несения службы по охране организаций;
- с государственной инспекцией по безопасности дорожного движения - по проведению проверок состояния пожарной безопасности автотранспортных средств на предприятиях;
- со службами полиции, включая вневедомственную охрану, по осуществлению мероприятий по раскрытию и предупреждению преступлений, связанных с пожарами, применению мер административного воздействия за нарушение и невыполнение требований гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, а также привлечению сотрудников полиции к проведению в установленном порядке проверок выполнения на объектах отдельных мероприятий, указанных в предписаниях. Взаимодействие осуществляется на основании соглашений, приказов, указаний, договоров, а также разрабатываемыми на их основе совместными планами работ, либо мероприятиями, согласованными с соответствующими службами и включаемыми в планы работ.
Государственные инспекторы по пожарному надзору на обслуживаемой территории по мере необходимости в установленном законом порядке совместно со службами органов внутренних дел осуществляют проверки предприятий, жилых домов, дачных, жилищностроительных, гаражных кооперативов и других объектов защиты, а также рассматривают и принимают решения по протоколам о нарушениях требований пожарной безопасности, составленных сотрудниками полиции, в том числе участковыми уполномоченными полиции.
В целях повышения эффективности исполнения государственной функции по надзору (контролю) приоритетным становится взаимодействие с Федеральной службой судебных приставов, соглашение с которой и дополнительное соглашение с которой от 22 сентября 2009 г. № 2-4-38-20/12/13-6 «О взаимодействии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы судебных приставов при исполнении судебных актов об административном приостановлении деятельности и иных исполнительных документов» определяет общие принципы взаимодействия МЧС России и ФССП России, их территориальных органов и структурных подразделений при исполнении:
1. исполнительных документов, выданных судами на основании принятых ими судебных актов, в том числе судебных актов об административном приостановлении деятельности (далее - исполнительные документы);
2. актов органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в том числе органов государственного надзора, входящих в систему МЧС России.
В этом случае, задачами взаимодействия МЧС России и ФССП России, их территориальных органов и структурных подразделений являются:
1. укрепление законности и правопорядка в сферах государственного надзора и исполнительного производства;
2. осуществление регулярного обмена информацией по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес;
3. повышение эффективности контроля ФССП России за исполнением постановлений об административном приостановлении деятельности, актов уполномоченных органов государственного надзора, в том числе входящих в систему МЧС России, по делам об административных правонарушениях и иных исполнительных документов;
4. формирование и проведение совместной информационной политики в установленных сферах деятельности.
Взаимодействие МЧС России и ФССП России, их территориальных органов и структурных подразделений осуществляется в форме проведения совместных мероприятий, заседаний рабочих групп, обмена информацией, сверки статистических данных и других формах.
Взаимодействие пресс-служб МЧС России и ФССП России осуществляется в форме выпуска совместных пресс-релизов и в иных формах сотрудничества.
Проведение совместных мероприятий, информационную поддержку и организацию надлежащего взаимодействия МЧС России и ФССП России обеспечивают в пределах своей компетенции должностные лица МЧС России и ФССП России, руководители (заместители руководителей) территориальных органов МЧС России и ФССП России, начальники структурных подразделений территориальных органов МЧС России и ФССП России.
В целях оперативного обмена информацией допускается её передача между МЧС России и ФССП России, их территориальными органами и структурными подразделениями с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (например, в системе межведомственного электронного взаимодействия - СМЭВ). СМЭВ представляет собой федеральную государственную информационную систему, утверждённую Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам, сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций через СМЭВ. При этом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, должностными лицами, осуществляющими передачу (принятие) информации, принимаются меры, направленные на её защиту. Оригиналы документов при необходимости направляются заказной почтой или передаются нарочным.
Обмен информацией из баз данных осуществляется в соответствии с требованиями и условиями, установленными федеральными и ведомственными нормативными актами. Стороны обязуются в необходимых случаях обеспечивать конфиденциальность получаемой информации и использовать её исключительно в служебных целях.
С целью повышения уровня квалификации должностных лиц надзорных органов МЧС России, совершенствования правоприменительной деятельности, повышения уровня их взаимодействия с судами необходимо проводить совместные совещания руководителей судов общей юрисдикции, арбитражных судов с руководящим составом надзорных органов МЧС России.
Кроме этого, надзорные органы МЧС России могут привлекаться судами к участию в деле для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причинённого жизни, здоровью людей, вреда, причинённого животным, растениям, окружающей среде, имуществу физических и юриди-
ческих лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений требований гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
Таким образом, эффективность деятельности надзорных органов МЧС России напрямую связана с успешным межведомственным взаимодействием с другими надзорными органами при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учёте преступлений».
2. Приказ МЧС России от 2 мая 2006 г. № 270 «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
3. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015).
4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 13.07.2015).
5. Приказ МЧС России и МВД России от 31 марта 2003 г. № 163/208 «О порядке взаимодействия органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России с органами внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с пожарами».
6. Приказ МЧС России и МВД России от 17 сентября 2012 г. № 549/866 «Об организации взаимодействия органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и органов внутренних дел Российской Федерации в использовании экспертно-криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений».
7. Соглашение от 22 сентября 2009 г. № 2-4-38-20/12/13-6 «О взаимодействии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы судебных приставов при исполнении судебных актов об административном приостановлении деятельности и иных исполнительных документов».