Научная статья на тему 'Инспектирование вневедомственной охраной полиции подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами: понятие и содержание'

Инспектирование вневедомственной охраной полиции подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами: понятие и содержание Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
245
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITIES / ИНСПЕКТИРОВАНИЕ / INSPECTION / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА С ОСОБЫМИ УСТАВНЫМИ ЗАДАЧАМИ / LEGAL ENTITIES WITH SPECIAL ASSIGNMENTS / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ADMINISTRATIVE ACTIVITY / CONTROL(SUPERVISION)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вечерникова Д. В.

В статье рассмотрена контрольная (надзорная) деятельность вневедомственной охраны полиции по инспектированию подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вечерникова Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inspection of private police protection guard units of legal entities with special statutory tasks: concept and content

The article describes the control (supervisory) activities of private security police in inspecting the guard units of legal entities with special assignments.

Текст научной работы на тему «Инспектирование вневедомственной охраной полиции подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами: понятие и содержание»

Ш S а н

05 <

I X

О

s

и

и ^

¡Ü

и

118

Д.В. ВЕЧЕРНИКОВА,

адъюнкт* кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка

(Академия управления МВД России)

Инспектирование вневедомственной охраной полиции подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами: понятие и содержание

В статье рассмотрена контрольная (надзорная) деятельность вневедомственной охраны полиции по инспектированию подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами. Контроль (надзор), деятельность, инспектирование, юридические лица с особыми уставными задачами, управленческая деятельность.

D.V. VECHERNIKOVA,

adjunct* of the chair of the public safety management (Academy of Management of the Interior Ministry of Russia)

Inspection of private police protection guard units of legal entities with special statutory tasks: concept and content

The article describes the control (supervisory) activities of private security police in inspecting the guard units of legal entities with special assignments.

Control (supervision), activities, inspection, legal entities with special assignments, administrative activity.

Рассматривая вопрос об определении правовой сущности инспектирования вневедомственной охраной подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами как формы контрольно-надзорной деятельности, отметим, что контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области охранной деятельности (в частности, в сфере оборота оружия) в соответствии со ст. 1, 12 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ [2] возлагается на полицию, к которой относятся подразделения вневедомственной охраны органов внутренних дел.

Нормативное определение понятия инспектирования не закреплено, и сама категория инспектирования в рассматриваемом контексте не вполне соответствует взгляду, сложившемуся в теории управления органами внутренних дел.

Анализ действующих норм законодательства позволяет классифицировать инспектирование вневедомственной охраной подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами в зависимости от предмета инспектирования.

Предметом инспектирования в одном случае будет являться определение соответствия обсле-

Научный сотрудник ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России. Researcher of FSI RC «Security».

дуемого помещения требованиям, установленным правилами оборота оружия в части условий размещения оружия, оборудования оружейных комнат, хранилищ, складов, стрелковых объектов, предназначенных для хранения, использования, экспонирования либо торговли оружием и боеприпасами. Инспектирование по данному предмету регламентировано ст. 22 Федерального закона «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ [3], постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» от 21 июля 1992 г. № 814 [7], приказом МВД России «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации» от 12 апреля 1999 г. № 288 [8] и т. д. Такое инспектирование осуществляется на стадии выдачи лицензий на осуществление охранной деятельности и разрешений на хранение оружия. По временному критерию осуществления охранной деятельности такое инспектирование является предварительным.

В другом случае предметом инспектирования будет являться осуществляемая охранная деятельность. Отметим, что охранная деятельность по своей правовой сущности представляет деятельность охранных организаций, направленную на обеспечение состояния защищенности

охраняемых объектов от противоправных посягательств. Ее содержанием выступает деятельность, направленная на выполнение охранных работ и (или) оказание охранных услуг, качество которых зависит от достижений науки и техники. Широкое применение в данной сфере различных видов огнестрельного оружия и специальных средств, технических средств охраны в процессе их использования представляет повышенную опасность для окружающих [12, с. 209—212]. Регламентация данного вида инспектирования закреплена Федеральным законом «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ [4] и относится к текущему инспектированию, регламентированному постановлением Правительства РФ «Правила инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны» (далее — Правила инспектирования) от 16 апреля 2011 г. № 274 [6], где конкретизированы предмет и порядок инспекторской проверки. Более детально порядок инспектирования определен в приказе МВД России «О некоторых вопросах инспектирования органами внутренних дел Российской Федерации подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны» от 1 декабря 2011 г. № 1187 [9] . Такие плановые проверки должны проводиться не чаще одного раза в три года.

Таким образом, инспектирование вневедомственной охраной полиции осуществляется по двум направлениям и представляет собой организованную деятельность, охватывающую комплексное инспектирование всей охранной деятельности юридических лиц с особыми уставными задачами, либо деятельность территориальных органов вневедомственной охраны по проверке соответствия технической укрепленности мест хранения установленным требованиям МВД России, устойчивости функционирования средств охранной сигнализации от электросети и дублирующего источника электропитания и организации допуска к оружию и патронам, комплекса охранных мероприятий, внутриобъектового и пропускного режимов.

В зависимости от форм реализации инспектирования существуют четыре вида проверок юридических лиц, осуществляемых вневедомственной охраной полиции: плановая выездная проверка, плановая документарная проверка, внеплановая выездная проверка, внеплановая документарная проверка.

По временному параметру можно выделить такие виды инспектирования, как: предвари-

тельное, текущее и последующее (или контрольное). Последующее (или контрольное) инспектирование осуществляется в форме внеплановых проверок при проведении контроля за устранениями выявленных в ходе плановых проверок и отраженных в выданных предписаниях по устранению допущенных нарушений, при поступлении информации о причинении или возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также на основании приказа, изданного в соответствии с поручением или указанием Президента или Правительства Российской Федерации. Предметом внеплановой проверки подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами является: соблюдение в процессе осуществления охранной деятельности обязательных требований, выполнение ранее выданных предписаний, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, по обеспечению безопасности государства и т. д.

Для раскрытия темы статьи необходимо определить, является инспектирование контрольной или надзорной формой деятельности. Четких критериев для разграничения контроля и надзора в теории и законодательстве не существует, что является предметом спора в юридической литературе, хотя анализ нормативной базы последних лет говорит о тенденции к стиранию законодателем границы между контролем и надзором.

Надзор представляет собой надведомствен-ный, специализированный и систематический контроль государственной администрации за соблюдением технико-правовых и правовых норм гражданами и организациями [10, с. 439]. На первый план отличительных признаков надзора от контроля выдвигается целевое назначение надзора — обеспечение безопасности. Иными отличительными чертами надзорных органов являются: осуществление надзора в отношении неподчиненных граждан и юридических лиц; надзорные полномочия распространяются как на неопределенный круг физических и юридических лиц, (например, надзор за охранной деятельностью, за оборотом оружия), так и на определенный круг юридических, должностных лиц и граждан по определенным вопросам, например, соблюдение правил хранения оружия подразделениями охраны юридических лиц с особыми уставными задачами. В надзоре осуществляется инспекторская проверка соблюдения закрепленных в законодательстве различных общеобязательных правил, нормативов, стандартов, технических норм, выявление и пресечение правонарушений, применение мер административного принуждения. Так, согласно п. 11 «Правил инспектирования» по результатам проверки подразделения охраны составляется

119

Ш S а н

к

<

I X

о S

и

и ^

bS

и

120

акт проверки, к которому прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений [6]. Согласно ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц или их дисквалификация на срок до трех лет, а в отношении самого юридического лица предусмотрен административный штраф [1]. При осуществлении контроля производится проверка целесообразности принимаемых решений. Контролирующий орган наделен правом отменять решения контролируемого, вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность и привлекать виновных к дисциплинарной ответственности.

В ст. 2 Федерального закона «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ [4] контроль определяется как деятельность уполномоченных органов власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, должностными лицами и индивидуальными предпринимателями требований установленных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством мер по их пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу, прогнозированию, состоянию исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Порядок такой деятельности устанавливается Президентом и Правительством Российской Федерации в случае, если указанный порядок не установлен Федеральным законом. Определение надзора в данном нормативном акте отсутствует.

Применительно к проведению контрольно-надзорных мероприятий, осуществляемых в рамках инспектирования вневедомственной охраной полиции, с точки зрения предмета контрольно-надзорных мероприятий, т. е. круга вопросов в деятельности подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами, может быть выделен специализированный надзор. Специализированный надзор проводится в отношении определенного вида деятельности (охранная деятельность, оборот, хранение, применение оружия) либо определенного рода организаций (подразделений охраны

государственных, ведомственных организаций и подразделений охраны коммерческих юридических лиц с особыми уставными задачами).

Выделяется два вида надзорной деятельности: прокурорский и административный. Административный надзор широко применяется федеральными органами исполнительной власти (федеральными службами) [11, с. 104]. Такой подход имеет свое логическое обоснование. В ст. 4 Указа Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314 [5] отмечается, что федеральная служба — это орган исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Указанные функции возлагаются и на иные органы, в том числе и на вновь создаваемые инспекторские комиссии, объединяющие служащих различных структур или подразделений (если это одно ведомство). Это говорит о гибкости системы управления и о недостаточности правового урегулирования указанного вопроса на законодательном уровне, отсутствии четкой структуры контрольно-надзорных органов. В частности, при инспектировании органами внутренних дел Российской Федерации подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами членами инспекторских комиссий по проведению инспекторских проверок являются сотрудники подразделений вневедомственной охраны полиции, лицензи-онно-разрешительной системы МВД России и подразделений территориальных органов МВД России на транспорте.

Обобщая правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности и практический опыт органов внутренних дел, отметим, что инспектирование вневедомственной охраны полиции в отношении подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами представляет собой надведомственный, специализированный и систематический административный надзор за соблюдением технико-правовых и правовых норм, оно осуществляется при реализации контрольно-надзорных функций и является непрерывной, согласованной по целям, формам и методам деятельностью, направленной на профилактику и выявление правонарушений в охранной деятельности, борьбу с совершаемыми правонарушениями с целью их предупреждения, ликвидации их последствий, восстановлении нарушенных прав и применении в отношении виновных мер административной ответственности.

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.

3. Об оружии (в ред. Федерального закона РФ от 28 декабря 2010 г. № 398-Ф3): Федеральный закон РФ от 13 декабря 1996 г. №150-Ф3 // СПС КонсультантПлюс.

4. О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон РФ от 26 декабря 2008 г. № 294 // СПС КонсультантПлюс.

5. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 // СПС КонсультантПлюс.

6. Правила инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны: постановление Правительства РФ от 16 апреля 2011 г. № 274 // СПС КонсультантПлюс.

7. О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 // СПС КонсультантПлюс.

8. О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации: приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288 // СПС КонсультантПлюс.

9. О некоторых вопросах инспектирования органами внутренних дел Российской Федерации подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны: приказ МВД России от 1 декабря 2011 г. № 1187 // СПС КонсультантПлюс.

10. БахрахД.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право России: учеб. для вузов. М., 2005.

11. Тарасов, А.М. Государственный контроль в России. М., 2008.

12. Шаронов А.С. Особенности правового положения и гражданско-правовой ответственности владельцев источников повышенной опасности, используемые в охранной деятельности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2012. № 10. Ч. 1.

Е- mail: dinvech2@yahoo.com

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.