2 о
CD
О §
§
ГО CD
ГО &
О С
о
<0
0
1
1 о
У
о §
о §
£
2
Ï ГО
а о
**
ISSN 1999-9917. ЧЕЛОВЕК: преступление и наказание. 2013. № 4 (83) УДК 342.7
ББК 67.4ОО(4/8) A.A. YUNUSOV*, M.A. YUNUSOV**, E.A. YUNUSC
Ю56
THE RIGHTS AND DUTIES OF MAN AND CITIZEN IN THE LEGAL SYSTEMS OF THE WORLD WITHIN THE FRAMEWORK OF NATIONAL CONSTITUTION
Аннотация: в статье рассмотрены проблемы реализации прав и обязанностей человека и гражданина в странах мира и роль государствав реализации правового статуса личности, характеризуетсяих обеспечение в правовых системах мира.
Ключевые слова: человек, гражданин, права и обязанности, конституция, государство правовые системы, гарантии, сравнительно-правовое исследование.
АБДУЛЖАБАР АГАБАЛАЕВИЧ ЮНУСОВ*, МУСЛИМ АБДУЛЖАБАРОВИЧ ЮНУСОВ**, ЭМЗАРИ АБДУЛЖАБАРОВИЧ ЮНУСОВ***,
ПРАВАИ ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ МИРА В КОНТЕКСТЕ НОРМ КОНСТИТУЦИЙ ГОСУДАРСТВ
Annotation: this article considers the problems of rights and duties of man and citizen in the world and the state's role in the implementation of the legal status of a person, characterizes their provision in the legal systems of the world.
Key words: man, citizen, rights and duties, constitution, state, legal systems, guarantees, comparative legal investigation.
Термин «конституция» (от лат. «constitucio» -установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров. Наряду с термином «конституция», на первоначальных этапах ее становления применялось и наименование «основной закон» (lex fundamentales).
Нам представляется, что конституция - это не просто основной закон, а каркас и главная конструкция государственногои общественного устройства, социума и человеческих ценностей для формирования цивилизованного и безопасного функционирования общности на территории того или иного государства.
В самом общем виде конституцию можно определить как нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.
Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, упорядочивает цивилизованные отношения между человеком и общественными институтами, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь и индивидов1.
Есть страны, в которых не существуеткоди-фицированной конституции, под основным законом страны обычно понимают некоторыйнабор
* Доктор юридических наук, профессор,
профессор кафедры теории государстваи права, международного и европейского права;
** кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса;
*** кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории государстваи права,
международного и европейского права
(Академия ФСИН России)
E-mail: [email protected].
законодательных актов. Такими странами являются Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Швеция, Сан-Марино, Израиль, Ливия, Мьянма, Бутан, Сомали.
Прообразами современных конституций можно считать учредительные законы, устанавливающиеся в древнегреческих полисах, как правило, особыми законодателями, из которых наиболее известны законы Солона и Клисфена в Афинах. В Риме в роли такого законодателя выступил царь Сервий Туллий. Спартанская конституция приписывалась легендарному Ликур-гу (ее истинный автор неизвестен). Конституционный характер в Спарте носила устно передававшаяся «Большая ретра» (постановление), гласившая: «пусть народ будет разделен на филы и обы, пусть в герусию входит вместе с царями 30 человек, а народ время от времени собирается у реки Еврота на собрания. Там пусть народу предлагают решения, которые он может принять или отклонить. У народа пусть будет высшая власть и сила».
Первая Конституция появилась в 1787 г. в США. В 1791 г. была принята Конституция Франции, в том же году - Польши. Самой старой из действующих конституций мира является основной закон Сан-Марино, который был принят еще в 1600 г.
Главной идеей и причиной возникновения конституции как ценности является фундаментальная разработка, закрепление и обеспечение прав и обязанностей человека в правовых системах мира. Сравнительно-правовое исследование этих систем в контексте развития Конституции и прав человека в зарубежных странах и России является одним из важнейших методов юридической науки, позволяющих выявить общие закономерности обеспечения прав человека и гражданина.
В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения. В правовых системах государств имеются нормы, непосредственно обеспечивающие права, свободы человека и гражданина.
Конституционное право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для общества с весь-
ма различными структурами, нравами, верованиями, а также сложившимися самобытностью, менталитетом и образом жизни. И хотя в современном мире существует множество правовых систем, они могут быть сведены в ограниченное число семей2.
Под правовой семьей понимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры и источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки, методов и способов развития. В связи с этим можно привести сравнение с миром религий, каждая из которых, например, христианство, ислам и буддизм, основана на фундаментальном единстве, что, однако, не исключает наличия в ее рамках сект, культов, толков, школ.
В каждой национальной правовой системе, исходя из конституции данной страны, обнаруживаются, во-первых, определяемые общими закономерностями права черты, то есть признаки, идеи и понятия, свойственные всем правовым системам, праву вообще (всеобщие признаки); во-вторых, черты, объединяющиеся в рамках правовой семьи и правовой группы (внутрисемейные и внутригрупповые черты); в-третьих, черты, свойственные только данной национальной правовой системе (специфические черты).
Романо-германская (континентальная) правовая семья включает в себя не только национальные системы прав стран континентальной Европы - Франции, Германии, Италии, Испании и т. д., но и системы национального права ряда неевропейских стран3 (Индонезия, Мексика, Азербайджан, Марокко, Филиппины, Бразилия, Ливан и др.).
Во многих государствах роль различных институтов в защите прав и свобод человека не всегда одинакова4. В Конституции Франции, например, как и в Основном Законе нашего государства, значительное место занимает механизм социально-правовой защиты прав и свобод граждан5. Основные права, обязанности и свободы, а также основополагающие принципы, их определяющие, содержатся не только в конституционных текстах, но и в законах Республики, которые тем самым с материальной точки зрения превращаются как бы в составную часть французской Конституции.
Определяющее значение в системе действующего законодательства ФРГ имеет Конституция 1949 г. В этом документе, открывающем-
0
■ö ш
1
с
■с §
I
о §
0 ■с (D
1 I О О)
о о
ш
со
ш §
■с
S
о
со
(D
3
2 О CD
О §
У §
ГО CD
ГО &
О
с о
<0
0
1
1 о
У
о §
о §
2 У
ГО
а о
ся краткой преамбулой и разделом об основных правах граждан, подробно регулируются вопросы взаимоотношений федерации и всех входящих в нее 16 земель - субъектов федерации, а также определяется система органов власти, управления и правосудия. Кроме того, заслуживает внимания закрепление в пп. 2, 3 ст. 12 Конституции ФРГ права использования при-нудительноготруда при лишении свободы только по приговору суда, что не наблюдается в конституциях ряда других европейских стран. На наш взгляд, данную норму следовало бы позаимствовать у Германии для внедрения ее в правовую систему Российской Федерации. Конституция ФРГ различает пять основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансовая и административная) и учреждает соответствующие им пять систем судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим органом.
Правовая система Италии находится под сильным влиянием церковного права6, причем именно Италия является «прародиной» рома-но-германского права, сложившегося на основе переработанного римского права. Из 139 статей Конституции Италии 54 посвящены правам, свободам и обязанностям граждан, то есть перечень прав и свобод далеко выходит за пределы классического списка. В частности, норма ст. 13 провозглашает свободу личности ненарушимой. Задержание, осмотр или обыск, а равно какое-либо другое ограничение личной свободы в какой бы то ни было форме не допускается иначе как на основании мотивированного акта судебной власти и только в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Для правовой системы России представляет интерес норма ст. 21 (ч. 6) Конституции Италии, где запрещаются печатные издания, зрелища и всякого рода манифестации, противные добрым нравам. Закон устанавливает меры, обеспечивающие предупреждение и пресечение соответствующих правонарушений.
Довольно широкое распространение получило провозглашение такой обязанности, как забота о детях. Так, в ст. 30 Конституции Италии провозглашается: «Родители вправе и обязаны содержать, обучать и воспитывать детей, даже если они рождены вне брака»7. Такое положение заслуживает пристального внимания в свете распространения в мире случаев торговли детьми и отказа родителей их содержать и воспитывать.
Пятьдесят пять статей первого раздела из всех 169 статей, составляющих Основной закон КоролевстваИспания (от 27 декабря 1978 г.), по-
священы правам, свободам и обязанностям граждан. Наиболее заметными в этом законе стали нормы о правах и свободах, о юридических и других гарантиях реализации конституционных предписаний в этой области, а также нормы об экономике и хозяйстве и международно-правовые статьи.
Первый абзац ст. 10 Конституции Испании содержит своего рода философское обоснование прав и свобод, которое зиждется на естественной теории их происхождения: «Достоинство личности, неотчуждаемость ее неотъемлемых прав, ее свободное развитие, уважение к закону, правам других являются основой политического порядка и социального мира». Вокруг прав и свобод, как вокруг стержня, строится политическая и социальная организация Испании.
Перечень прав и свобод в Конституции Болгарии начинается с права на жизнь, причем «посягательство на человеческую жизнь карается как тягчайшее преступление» (ст. 28). Конституция не содержит запрета смертной казни. В ходе обсуждения проекта Конституции болгарские исследователи обращали внимание общественности на то, что отношение к этому запрету за рубежом неоднозначно.
В отличие от большинства государств права, свободы и обязанности человека и гражданина в Великобритании не разделяются на конституционные (основные, общие) и отраслевые, имеющие специализированный характер (трудовые, земельные и пр.).
Уровень демократизма любой конституции определяется прежде всего объемом закрепленных в ней прав и свобод, их гарантирован-ностью и некоторыми другими элементами -правовым положением центрального представительного органа, объемом его полномочий, структурой. Конституция США первоначально почти не содержала положений о правах и свободах граждан; в то время права и свободы содержались в конституциях штатов, и отказ закрепить их в Основном законе страны диктовался стремлением ограничить возможности их требований на национальном уровне.
Новая Зеландия входит в семью английского общего права. Ее современная правовая система в основных чертах начала складываться с 1840 г., когда страна стала английской колонией. На ее территории было распространено действие как статутов - законов, принятых британским парламентом, так и общего права -совокупности норм, выработанных в решениях судов первоначально в Англии, а затем и в ее заморских владениях.
Правовая система Австралии формировалась под влиянием английского права. Основными юридическими источниками там признаются сформулированное в судебных решениях общее право и законодательные акты.
Мусульманское право возникло как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии8. Ислам и мусульманское право оказали глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока, в особенности на положение прав и свобод человека в этих странах.
Современная правовая система Ирана носит смешанный характер, в ней тесно переплетаются элементы мусульманской и романо-гер-манской правовых систем. Соотношение этих элементов на протяжении XX в. было неодинаковым. Основным источником права в Иране считается закон. Согласно ст. 4 Конституции Ирана все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских нормах.
Возникновение социалистической правовой системы связано с появлением в ХХ в. социалистических стран - сначала в России (1917 г.), а после Второй мировой войны - и в целом ряде стран Восточной Европы, Азии и Латинской Америки.
После распада мировой социалистической системы на позициях социализма остались Китай, Вьетнам, Ливия, Северная Корея и Куба9. Сохранились принципы социалистической правовой семьи в Монголии, Молдавии, Азербайджане, Армении, Белоруссии.
Для правовой культуры Китая характерно традиционное преобладание норм морали
над нормами права в регулировании любых вопросов общественной жизни, включая самые важные. Человек не должен настаивать на своих правах, поскольку долг каждого -стремиться к согласию и забывать о себе в интересах всех. В любом случае конкретное решение должно отвечать справедливым и гуманным чувствам, а не быть втиснутым в рамки юридической схемы. Возмещение вреда не должно ложиться непомерным грузом на плечи должника и вести его семью к разорению.
Современная российская правовая система входит в романо-германскую правовую семью, вновь возвратившись в нее после более чем семи десятилетий господства социалистического права. Начиная с середины 1980-х гг. вместе с развитием демократических реформ в Советском Союзе начинается его быстрая трансформация, отход от прежних жестких принципов10.
Подводя итог динамики развития юридического статуса человека в правовых системах мира в контексте норм конституции государств, можно сделать выводы:
- правовые системы стран мира как юридическое явление носят интегративный характер;
- каждая правовая семья стран мира содержит такие права, свободы и законные интересы, которые соответствуют социально-экономическому, культурномуи политическому уровню развития общества и государства;
- каждое национальное право нуждается в таких правах и свободах, которые исходят из образа жизни, менталитета, климата, природных условий, самобытности, религии, обычаев, традиций, норм национальных особенностей того или иного этноса и государства.
■ö ш
1
с
■с §
I
о §
0 ■с (D
1 I О О)
о о
ш
со
ш §
■с
S
о
со
(D
3
Список использованной литературы
1 См.: Сравнительное конституционноеправо. М., 1996. С. 67.
2 См.: Давид Р., Жоффре-СпинозиК. Основные правовые системы современности. М., 1999. С. 18-19.
3 См.: НерсесянцВ.С. Общая теория права и государства! учебник. М., 1999. С. 455.
4 См.: Защита прав человека в современном мире: сб. ст. М., 1993. С. 71.
5 См.: Якушев А.В. Конституционноеправо зарубежныхстран: курс лекций. М., 2000. С. 121.
6 См.: Страны мира: энцикл. справ. / под ред. С. А. Семеницкого Минск, 1999. С. 227.
7 Государственноеправо буржуазныхи развивающихся стран: учебник М., 1989. С. 123.
8 См.: КлимовичЛ.И. Книга о Коране. Его происхождениии мифологии М., 1998. С. 5.
9 См.: Нерсесянц В.С. Указ. соч. С. 461-463; Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 24; Республика Куба: справочник / под общ. ред. Г.Х. Шахназарова. М., 1987. С. 32.
10 См.: Правовые системы стран мира: энцикл справ. / отв. ред. А.Я. Сухарев. М., 2001. С. 538.