Научная статья на тему 'Справедливость и законность как основные условия осуществления административной деятельности правоохранительными органами России'

Справедливость и законность как основные условия осуществления административной деятельности правоохранительными органами России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
918
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОННОСТЬ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОСОЗНАНИЕ / НОРМА ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юнусов Самур Абдулжабарович

В статье раскрывается проблема соотношения и реализации принципов законности и справедливости как основное условие, способствующее осуществлению административной деятельности правоохранительных органов.В настоящее время перед государством стоит задача правильно организовать систему защиты и обеспечения законности и правопорядка в административной деятельности правоохранительных органов. Это возможно лишь при обязательном учете уровней той или иной системы государственных органов, ее внутренних и внешних связей. Не менее важное значение в защите и упрочении законности и правопорядка имеет внешний по отношению к отраслевой системе административный контроль, осуществляемый органами государственной власти.Разработка действенных мер по дальнейшему укреплению законности в административной деятельности в условиях глубоких социально-правовых преобразований, осуществляемых в стране, является проблемой сложной, многоплановой, требующей комплексного подхода и междисциплинарных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юнусов Самур Абдулжабарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTICE AND LEGALITY AS MAIN CONDITIONS OF CARRYING OUT ADMINISTRATIVE ACTIVITIES BY LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF RUSSIA

The problem of the balance and implementation of the principles of legality and justice as the main condition of promoting administrative activities of law enforcement agencies is considered.At present, the nation faces the problem to properly organize the system of protection and maintenance of law and order in administrative activities of the law enforcement agencies. This becomes possible only in case of taking into consideration the levels of public authorities, their internal and external relationships. No less important for the protection and strengthening of legality, law and order is the administrative control, external to the sectoral system and exercised by public authorities.Developing the effective measures for further strengthening of legality in administrative activities under the conditions of profound social and legal changes in the country is a complicated multidimensional problem, requiring a comprehensive approach and interdisciplinary studies.

Текст научной работы на тему «Справедливость и законность как основные условия осуществления административной деятельности правоохранительными органами России»

УДК 342.97:34.07

САМУР АБДУЛЖАБАРОВИЧ ЮНУСОВ,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного и финансового права

(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]

СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ЗАКОННОСТЬ КАК ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ РОССИИ

Реферат: в статье раскрывается проблема соотношения и реализации принципов законности и справедливости как основное условие, способствующее осуществлению административной деятельности правоохранительных органов.

В настоящее время перед государством стоит задача правильно организовать систему защиты и обеспечения законности и правопорядка в административной деятельности правоохранительных органов. Это возможно лишь при обязательном учете уровней той или иной системы государственных органов, ее внутренних и внешних связей. Не менее важное значение в защите и упрочении законности и правопорядка имеет внешний по отношению к отраслевой системе административный контроль, осуществляемый органами государственной власти.

Разработка действенных мер по дальнейшему укреплению законности в административной деятельности в условиях глубоких социально-правовых преобразований, осуществляемых в стране, является проблемой сложной, многоплановой, требующей комплексного подхода и междисциплинарных исследований.

Ключевые слова: законность, справедливость, правоохранительные органы, правоприменительная практика, законодательство, правосознание, норма права.

Проблема справедливости и правопорядка - одна из центральных в общей теории права и административного права. Эти правовые категории являются важными факторами, влияющими на состояние функционирования правоохранительной системы России. Актуальность ее очевидна как в теоретическом, так и в практическом плане.

Четкий и жесткий правопорядок выступает единственно возможным фактором реализации задач уголовно-исполнительной системы России.

Еще В. И. Ленин писал в своем историческом письме от 20 мая 1922 г. «О «двойном» подчинении и законности», что законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации советских республик [7, с. 363]. Исходя из этого на территории России все граждане и люди должны быть равны перед законом и правом, невзирая на социальное положение.

Право неразрывно связано с законностью и справедливостью, однако эти общественные явления, несмотря на их неразрывную связь, не тождественны. Нам представляется, что совокупность законов, норм права - это не законность, а предпосылка, ус-

ловие существования законности. Законность представляет собой явление, качественно отличное от норм права, явление общественной жизни, сущность которого в общих чертах заключается в требовании, обращенном ко всем субъектам общественных отношений, - сообразовывать свою деятельность с существующими нормами права.

В последнее время проводится большая работа по обновлению и кодификации законодательства в административно-правовой сфере, совершенствованию правового регулирования общественных отношений. В осуществлении разработанного курса совершенствования административной деятельности правоохранительных органов видное место отводится праву и законности как эффективным средствам проведения и закрепления правовой политики Российской Федерации.

В настоящее время в отечественном правоведении преобладают тенденции максимально широкого понимания соотношения правоприменения и законности, при котором они выступают как политико-правовые явления, характеризующие процесс совершенствования административного и уголовно-исполнительного права, государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи

© Юнусов С. А., 2016

социальной справедливости путем строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения действующего законодательства. «Законность - это прежде всего обеспечение и защита прав и свобод граждан со стороны государственных органов и должностных лиц», - считает академик В. Н. Кудрявцев [1, с. 7].

Таким образом, соглашаясь с профессором Л. А. Морозовой, государственная власть в лице сотрудников, служащих в полиции, уголовно-исполнительной системе, «нередко уклоняется от своего основного назначения - служить человеку, обеспечивать его безопасность, охранять и защищать права и свободы. Это в известной степени девальвирует Конституцию, объявившую человека высшей ценностью» [2, с. 167].

Содержание законности и правоприменительной деятельности в административной работе следует рассматривать под углом зрения требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола. Таким образом, законность есть комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти (особенно служащих МВД России и ФСИН России), права и государства [8, с. 436].

Одно из основных назначений законности и административной деятельности - обеспечивать реализацию требований права, создавать такую атмосферу в обществе, которая характеризовалась бы господством закона в общественных отношениях правоохранительных органов России.

Сфера приложения справедливости, законности и административной деятельности не исчерпывается ее воздействием на процесс реализации правовых норм. В административных правоотношениях законность оказывает воздействие на всю систему (механизм) правового регулирования, административной деятельности, обеспечивая его реальность и эффективность. Режим законности и правоприменения -необходимое условие существования правопорядка, который характеризует общественные отношения с точки зрения их системности, упорядоченности, наступившей в результате реализации правовых норм в соответствии с требованиями режима законности.

Правильно организовать систему защиты и обеспечения законности и правопорядка можно лишь при обязательном учете уровней той или иной системы государственных правоприменительных органов, ее внутренних и внешних связей. Важное значение в защите и упрочении законности и правопорядка имеет также внешний по отношению к отраслевой системе административный контроль, осуществляемый органами государственной власти [6, с. 594-595].

Разработка действенных мер по дальнейшему укреплению законности в административной деятельности в условиях глубоких социально-правовых преобразований, осуществляемых в стране, представляется проблемой сложной, многоплановой, требующей комплексного подхода и междисциплинарных исследований. В ее решении можно выделить как политические, экономические, юридические, нравственные, так и личностные аспекты. Именно наука должна помочь ответить на вопросы: в чем коренятся причины нарушений отдельными сотрудниками ФСИН России и МВД России законности, какие внешние и внутренние факторы оказывают наиболее сильное влияние на формирование противоречащего требованиям законности поведения, какие качества личности типичны для нарушителей и каковы пути и средства предупреждения нарушений.

Если рассматривать законность как общественно-политический феномен, то, видимо, и нарушение ее можно оценивать как негативное социально-политическое явление и выделить политико-правовые противоречия, выступающие в качестве общих причин. Основным таким противоречием, на наш взгляд, является несоответствие предъявляемых политико-правовых требований и установок по строжайшему соблюдению законности ее реальному состоянию в учреждениях и органах, исполняющих наказания, сложившейся порочной практике игнорирования принципов законности, уровню общей и профессиональной культуры сотрудников, стилю и методам предупреждения и профилактики правонарушения.

Недостаток культуры работников снижает авторитет тех органов, которые они представляют. В частности, профессиональная деятельность сотрудника уголовно-исполнительной системы разворачивается, как правило, на виду у граждан. По поступку одного сотрудника они часто судят обо всей системе. Как представитель государственной власти, сотрудник ФСИН России должен добросовестно выполнять служебные обязанности, следить за своим внешним видом, культурой речи и поведения, формой обращения с гражданами [11, с. 163].

В 2016 г. на 60 % увеличилось количество обращений, поступивших во ФСИН России от осужденных и их родственников, а также сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) на неправомерные действия сотрудников УИС - 2520 (АППГ -1527) [3].

Остается высоким уровень поступления жалоб на нарушение законности сотрудниками УИС - 3273 (А1IIII - 2172), в том числе:

на злоупотребление служебным положением руководителями УИС - 92 (АППГ - 161);

незаконное водворение в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ -1247 (АППГ - 903, + 38 %);

незаконное лишение или предоставление прав осужденным - 40 (АППГ - 20, увеличение в 2 раза);

незаконное применение физической силы и специальных средств - 109 (АППГ - 257, снижение на 42 %);

рукоприкладство - 972 (АППГ - 589, увеличение на 65 %);

несвоевременное освобождение из ИУ - 3 (АППГ - 6) [3].

По фактам нарушений законности сотрудниками учреждений и органов УИС директором ФСИН России давались указания о проведении проверок с выездом на место. По результатам проведенных проверок к виновным лицам приняты меры дисциплинарного характера.

Коррупционный характер нарушений был отмечен в 747 жалобах граждан (АППГ - 370, увеличение в 2 раза) [3].

К сожалению, приходится признавать факт, что речь отчасти идет не о защите сотрудниками правоохранительных органов прав и свобод человека и гражданина, а наоборот, граждане озабочены тем, как им защититься от некоторых работников правоохранительных структур, чувствуя кризис или бездействие публичных органов власти.

В правовой культуре определенной части работников уголовно-исполнительной системы, в их профессиональном правосознании произошли труднообратимые изменения. Сложившаяся система привела к девальвации, обесцениванию тех общественных ценностей, на страже которых стоит закон. Честь, достоинство, интересы, конституционные права граждан просто не принимаются во внимание при борьбе с преступностью. Известно, что от пренебрежения к закону, выражающему волю народа, до пренебрежения к судьбам, правам и интересам людей - небольшая дистанция. Правовое бескультурье, недопустимое в демократическом обществе, - не просто негативный социальный феномен. Не будет преувеличением считать его общественно опасным явлением, особенно если речь идет о руководителе, должностном лице, рядом с которым работают и на которого равняются десятки и сотни граждан [12, с. 47].

Состояние законности в уголовно-исполнительной системе на сегодняшний день свидетельствует о том, что эффективно решать проблему ее обеспечения только за счет политико-правовых средств (совершенствование качества законодательства, усиление требовательности к его соблюдению, увеличение числа «грозных» приказов, а также директивных призывов и лозунгов) невозможно. Разработка правовых основ - это лишь одно условие укрепления законности. Другое - это точное и неукоснительное выполнение требований нормативных актов. Иначе говоря, для обеспечения законности недостаточно издания хороших законов, нужно, чтобы они выполнялись теми, кому адресованы. Любой закон живет и

действует, когда люди понимают его, хотя и могут его выполнять. Между тем, что должно быть и что делается реально, лежит вся воля людей [4, с. 31]. Изучать нужно не только объективные, общественно-правовые механизмы совершенствования законности, но и субъективные, психологические аспекты ее реализации.

В данном случае было бы уместным вспомнить слова Марка Туллия Цицерона: «...противозаконие совершается двумя способами, то есть либо насилием, либо обманом. обман кажется свойственным жалкой лисице, а насилие - льву, и то и другое совершенно чуждо человеку, но обман более ненавистен. Из всех видов несправедливости наиболее преступна несправедливость со стороны тех, кто, прибегая к обману, старается казаться честными людьми [10, с. 69].

Об опасности нарушения закона органом власти (сотрудниками правоохранительных органов) весьма образно сказал Р. Йеринг: «Никакая несправедливость, выпадающая на долю человека, как бы она велика ни была, далеко не может. сравниться с той, которую совершает установленная. власть, когда она сама нарушает право, ибо в этом случае страж и блюститель закона превращается в его убийцу. Это то же, что врач, отравляющий больного, опекун, придушающий опекаемого». Йеринг называет это юридическим убийством [9, с. 46]. Это непосредственно относится и к деятельности такого государственно-правоприменительного аппарата, как правоохранительные органы. Для этого они находятся в наиболее благоприятных условиях.

Чтобы одолеть наступление криминала, надо изменить социально-экономический курс, который проводится в интересах новых собственников, работодателей, от которых страдают труженики, миллионы граждан, создающих богатства страны. Государство обязано обеспечивать безопасность всех без исключения россиян, равенство граждан перед законом как основу реализации принципа законности в правоприменительной деятельности государственных органов.

Подводя итог, можно сказать о том, что единство законности и справедливости в правоприменительной деятельности обеспечивается правосознанием, высокой общей и профессиональной культурой лиц, применяющих и исполняющих правовые предписания. Указанные две стороны единства законности и справедливости отражают как формально-юридическое, так и материально-фактическое равенство субъективных юридических прав и обязанностей должностных лиц правоохранительных органов, осуществляющих правоприменительную деятельность.

Целесообразный способ применения норм права -это эффективность, своевременность и справедливость [5, с. 207].

Надлежащая реализация принципов и требований справедливости и законности создает в правоприменении соответствующий закону правовой режим его осуществления, выступающий как объективированный результат совокупного действия всех элементов правового регулирования этой деятельности: правосознания, системы правовых норм и различных способов их реализации. Законность и справедливость как органическое единство предписаний закона и фактической деятельности наиболее точно отражают социально-политическую и организационно-правовую

сущность выполнения правоохранительными органами своей социальной роли и назначения.

Таким образом, законность и справедливость в административной деятельности государства предполагают такое состояние общественных отношений, при котором обеспечивается реальное осуществление предписаний закона, в результате чего участники этих отношений в полном объеме пользуются предоставленными им правами и надлежащим образом выполняют возложенные на них обязанности.

Список литературы

1. Кудрявцев В. Н. Законность: содержание и современное состояние // Журн. рос. права. 1998. № 1. С.7-12.

2. Морозова Л. А. Проблемы современной российской государственности. М., 1998. 313 с.

3. Официальный сайт ФСИН России. URL : http://www.fsin.su/structure/management/obzor-obrashcheniy-grazhdan (дата обращения: 01.07. 2016.).

4. Проблемы юридической психологии // Психол. журн. 1986. № 1. С. 31.

5. Рабинович П. М. Упрочнение законности - закономерность социализма. Львов, 1975. 260 с.

6. Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 1999. 776 с.

7. Теория государства и права / под ред. П. С. Ромашкина. М., 1962. 425 с.

8. Теория государства и права : учеб. для юрид. вузов и фак. / под ред. В. М. Корельского, В. Д. Пере-валова. М., 1999.

9. Радько Т. Н., Казаков В. Н. Законность и ее грани // Современное право. 2003. № 3. С. 45-48.

10. Цицерон М. Т. О старости, о дружбе, об обязанностях. М., 1993. 248 с.

11. Юнусов А. А., Юнусов М. А. Проблемы правовой активности и правовой культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы России в контексте обязанностей субъектов гражданского права // Человек: преступление и наказание. 2015. № 2. С. 162-167.

12. Юнусов А. А., Юнусов С. А. Принцип справедливости в уголовно-исполнительном праве России как основной фактор обеспечения прав человека в процессе исполнения уголовных наказаний // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 3. С. 45-49.

SAMUR ABDULZHABAROVICH JUNUSOV,

phd in law,

senior lecturer, administrative and financial law department

(Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]

JUSTICE AND LEGALITY AS MAIN CONDITIONS OF CARRYING OUT ADMINISTRATIVE ACTIVITIES BY LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF RUSSIA

Abstract: the problem of the balance and implementation of the principles of legality and justice as the main condition of promoting administrative activities of law enforcement agencies is considered.

At present, the nation faces the problem to properly organize the system of protection and maintenance of law and order in administrative activities of the law enforcement agencies. This becomes possible only in case of taking into consideration the levels of public authorities, their internal and external relationships. No less important for the protection and strengthening of legality, law and order is the administrative control, external to the sectoral system and exercised by public authorities.

Developing the effective measures for further strengthening of legality in administrative activities under the conditions of profound social and legal changes in the country is a complicated multidimensional problem, requiring a comprehensive approach and interdisciplinary studies.

© Junusov S. A., 2016

Key words: legality, justice, law enforcement agencies, law-enforcement practice, legislation, sense of justice, rule of law.

References

1. Kudrjavcev V. N. Zakonnost': soderzhanie i sovremennoe sostojanie [Legality: contents and current state]. Zhurnal rossijskogo prava - Journal of Russian law, 1998, no. 1, рр. 7-12.

2. Morozova L. A. Problemy sovremennoj rossijskoj gosudarstvennosti [Problems of modern Russian statehood]. Moscow, 1998. 313 р.

3. Oficial'nyj sajt FSIN Rossii [Official site of the FPS of Russia]. Available at : http://www.fsin.su/structure/management/obzor-obrashcheniy-grazhdan (Accessd 1 July 2016).

4. Problemy juridicheskoj psihologii [Problems of legal psychology]. Psihologicheskij zhurnal -Psychological journal, 1986, no. 1, p. 31.

5. Rabinovich P. M. Uprochnenie zakonnosti - zakonomernost' socializma [Legality hardening - regularity of socialism]. Lvov, 1975. 260 р.

6. Teorija gosudarstva i prava [Theory of the state and law]. Under the editorship of N. I. Matuzov, A. V. Mal'ko. Moscow, 1999. 776 р.

7. Teorija gosudarstva i prava [Theory of the state and law]. Under the editorship of P. S. Romashkin. Moscow, 1962. 425 р.

8. Teorija gosudarstva i prava [Theory of the state and law]. Under the editorship of V. M. Korel'skii, V. D. Perevalov. Moscow, 1999.

9. Rad'ko T. N., Kazakov V. N. Zakonnost' i ee grani [Legality and its sides]. Sovremennoe pravo - Modern law,2003, no.3, pр.45-48.

10. Ciceron M. T. O starosti, o druzhbe, ob objazannostjah [About an old age, about friendship, about duties]. Moscow, 1993. 248 р.

11. Junusov A. A., Junusov M. A. Problemy pravovoj aktivnosti i pravovoj kul'tury sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossii v kontekste objazannostej subektov grazhdanskogo prava [Problems of legal activity and legal culture of staff of penal system of Russia in the context of duties of subjects of civil law]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2015, no. 2, pp. 162-167.

12. Junusov A. A., Junusov S. A. Princip spravedlivosti v ugolovno-ispolnitel'nom prave Rossii kak osnovnoj faktor obespechenija prav cheloveka v processe ispolnenija ugolovnyh nakazanij [The principle of justice in the penal law of Russia as a major factor of ensuring human rights in the course of execution of criminal penalties]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2015, no. 3, pp. 45-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.