W340.131 a.A. JUNUSOV, S.A. JUNUSOV
EEK 67.042
ro56 LEGALITY AND JUSTICE AS THE BASIC CONDITION OF REALIZATION OF THE LAW ENFORCEMENT PRACTICE BY THE LAW ENFORCEMENT BODIES OF RUSSIA
Аннотация: в этой статье раскрывается проблема соотношения и реализации принципов законности и справедливости как основного условия, способствующего осуществлению правоприменительной практики правоо хранительных органов.
Ключевые слова: законность, справедливость, пра-воохранительныеорганы, правоприменительнаяпрак-тика, законодательство, правосознание, норма права.
АБДУЛЖАБАР АГАБАЛАЕВИЧ ЮНУСОВ*, САМУР АБДУЛЖАБАРОВИЧ ЮНУСОВ**
ЗАКОННОСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ
ПРАКТИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ РОССИИ
Annotation: This article deals with the problem of a ratio and realization of principles of legality and justice as the basic conditions promoting realization of law enforcement practice of law enforcement bodies.
Keywords: legality, justice, law enforcement bodies, law enforcement practice, legislation, sense of justice, rule of law.
Проблема законности, справедливости и правопорядка - одна из центральных в общей теории права и административного права. Эти правовые категории являются важными факторами, влияющими на состояние функционирования правоохранительной системы России. Актуальность ее очевидна как в теоретическом, так и в практическом плане.
Четкий и жесткий правопорядок выступает единственно возможным фактором реализации задач уголовно-исполнительной системы России.
Еще В.И. Ленин писал в своем историческом письме от 20 мая 1922 г. «О “двойном” подчинении и законности», что законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации советских республик1 . Исходя из этого на территории России все граждане должны быть равны перед законом и правом, невзирая на их социальное положение.
Право неразрывно связано с законностью и справедливостью, однако эти общественные явления не тождественны. Нам представляется, что совокупность законов, норм права - это не законность, а предпосылка, условие ее существования. Законность представляет собой явление, качественно отличное от норм права, явление общественной жизни, сущность которого в общих чертах заключается в требовании, обращенном ко всем субъектам общественных отношений, согласовывать свою деятельность с существующими нормами права.
В последнее время проводится большая работа по обновлению и кодификации законода-
* Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории государства и права, международного и европейского права (Академия ФСИН России);
** адъюнкт факультетаподготовкинаучно-педагогическихкадров (Академия ФСИН России).
E-mail: [email protected].
Управление
Управление
тельства в уголовно-исполнительной сфере, совершенствованию правового регулирования общественных отношений. В осуществлении разработанного курса реформирования Федеральной службы исполнения наказаний видное место отводится праву и законности как эффективным средствам проведения и закрепления правовой политики Российской Федерации.
В настоящее время в отечественном правоведении преобладают тенденции максимально широкого понимания соотношения правоприменения и законности, при котором они выступают как политико-правовые явления, характеризующие процесс совершенствования административного и уголовно-исполнительного права, государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения действующего законодательства. «Законность - это прежде всего обеспечение и защита прав и свобод граждан со стороны государственных органов и должностных лиц» 2, -считает академик В.Н. Кудрявцев
Таким образом, соглашаясь с профессором Л.А. Морозовой, можно констатировать, что государственная власть в лице сотрудников, служащих в полиции, уголовно-исполнительной системе, «нередко уклоняется от своего основного назначения - служить человеку, обеспечивать его безопасность, охранять и защищать права и свободы. Это в известной степени девальвирует Конституцию, объявившую человека высшей ценностью»3.
Содержание законности и правоприменительной практики в административной деятельности следует рассматривать с учетом требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка от любого произвола. Таким образом, законность есть комплексноеполитико-пра-вовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти (особенно сотрудниковМВД России и ФСИН России), права и государства1.
Основное предназначение законности и правоприменительной практики - обеспечивать реализацию требований права, создавать такую атмосферу в обществе, которая характеризовалась бы господством закона в общественных отношениях, касающихся уголовно-исполнительной системы России.
Сфера приложения справедливости, законности и правоприменения не исчерпывается ее воздействием на процесс реализации правовых норм.
В административных правоотношениях законность оказывает воздействие на всю систему (механизм) правового регулирования, административной деятельности, обеспечивая его реальность и эффективность. Режим законности и правоприменения - необходимоеусловие существования правопорядка, которыйхарактеризуетобщественные отношения с точки зрения их системности, упорядоченности, наступившей в результате реализации правовых норм в соответствии с требованиями режима законности.
Правильно организовать систему защиты и обеспечения законности и правопорядка можно лишь при обязательном учете уровней той или иной системы государственных правоприменительных органов, ее внутренних и внешних связей. Очень важное значение в защите и упрочении законности и правопорядка имеет внешний по отношению к отраслевой системе административный контроль, осуществляемый органами государственной власти5.
Профессор В.С. Афанасьев определяет законность как принцип, метод и режим соответствия поведения (деятельности) участников общественных отношений и его результатов нормам права, выраженным в законах, основанных на них подзаконных нормативных актах и других источниках права6. Академик РАН В.Н. Кудрявцев рассматривает законность как обеспечение и защиту прав и свобод граждан со стороны государственных органов и должностных лиц, создание механизма проведения норм права в жизнь7.
Современное понимание законности сформулировал известный ученый-правовед В.Н. Бу-тылин: «Понятие законности неотделимо от реальности правозглашенных в Конституции России прав и свобод человека, воплотивших естественноправовые принципы и ценности». На наш взгляд, такой подход является наиболее усовершенствованным и методологичным.
Разработка действенных мер по дальнейшему укреплению законности в административной деятельности в условиях глубоких социальноправовых преобразований, осуществляемых в стране, представляется проблемой сложной, многоплановой, требующей комплексногопод-хода и междисциплинарных исследований. В ее решении можно выделить как политические, экономические, юридические, нравственные, так и личностные аспекты. Именно наука должна помочь ответить на вопросы: в чем коренятся причины нарушений отдельными сотрудниками ФСИН России и МВД России законности, какие внешние и внутренние факторы оказыва-
ют наиболее сильное влияние на формирование противоречащего требованиям законности поведения, какие качества личности типичны для нарушителей и каковы пути и средства предупреждения нарушений?
Если рассматривать законность как общественно-политический феномен, то, видимо, и нарушение ее можно оценивать как негативное социально-политическое явление, выделяя политико-правовые противоречия, выступающие в качестве общих причин. Основным таким противоречием, на наш взгляд, является несоответствие предъявляемых политико-правовых требований и установок по строжайшему соблюдению законности ее реальному состоянию в учреждениях и органах, исполняющих наказания, сложившейся порочной практике игнорирования принципов законности, уровню общей и профессиональной культуры сотрудников, стилю и методам предупреждения и профилактики правонарушений.
Недостаток культуры работников снижает авторитет тех органов, которые они представляют. В частности, профессиональная деятельность сотрудникауголовно-исполнительной системы разворачивается, как правило, на виду у граждан. По поступку одного сотрудника они часто судят обо всей системе. Как представитель государственной власти сотрудник ФСИН России должен добросовестно выполнять служебные обязанности, следить за своим внешним видом, культурой речи и поведения, формой обращения с гражданами.
Как отмечалось директором ФСИН России
А.А. Реймером 9 февраля на расширенной коллегии, посвященной подведению итогов работы УИС в 2011 г. и постановке задач на 2012 г., в 2011 г. сотрудниками подразделений собственной безопасности выявлено 584 факта неслужебных связей (2010 г. - 475). В отношении 425 сотрудников УИС (2010 г. - 372) возбужденно 416 уголовных дел (2010 г. - 356), из них 261 - коррупционной направленности (2010 г. - 192). На 29 % возросло число сотрудников уволенных по отрицательным мотивам (351 против 272).
К сожалению, сегодня приходится признавать тот факт, что речь отчасти идет не о защите сотрудниками правоохранительных органов прав и свобод человека и гражданина, а наоборот, граждане озабочены тем, как им защититься от некоторых работников правоохранительных структур в условиях кризиса или бездействия публичных органов власти.
В правовой культуре определенной части работников уголовно-исполнительной системы,
в их профессиональном правосознании произошли труднообратимые изменения. Сложившаяся система привела к девальвации, обесцениванию тех общественных ценностей, на страже которых стоит закон. Честь, достоинство, интересы, конституционные права граждан просто не принимаются во внимание в ходе борьбы с преступностью. Известно, что от пренебрежения к закону, выражающему волю народа, до пренебрежения к судьбам, правам и интересам людей - небольшая дистанция. Правовое бескультурье; недопустимое в демократическом обществе, не просто негативный социальный феномен. Не будет преувеличением считать его общественно опасным явлением, особенно если речь идет о руководителе, должностном лице, рядом с которым работают и на которого равняются десятки и сотни граждан.
Состояние законности в уголовно-исполнительной системе на сегодняшний день свидетельствует о том, что эффективно решать проблему ее обеспечения только за счет политико-правовых средств (совершенствование качества законодательства, усиление требовательности к его соблюдению, увеличение числа «грозных» приказов, а также директивных призывов и лозунгов) невозможно. Разработка правовых основ - это лишь одно условие укрепления законности, другое - это точное и неукоснительное выполнение требований нормативных актов. Иначе говоря, для обеспечения законности недостаточно издания хороших законов, нужно, чтобы они выполнялись теми, кому адресованы. Любой закон живет и действует, когда люди понимают и могут его выполнять. Между тем, что должно быть и что делается реально, лежит вся воля людей8. Изучать нужно не только объективные, общественно-правовые механизмы совершенствования законности, но и субъективные, психологические аспекты ее реализации.
В данном случае было бы уместным вспомнить слова М.Т. Цицерона о том, что противоза-коние совершается двумя способами, то есть либо насилием, либо обманом, при этом обман кажется свойственным жалкой лисице, а насилие - льву, но и то и другое совершенно чуждо человеку, хотя обман более ненавистен. Из всех видов несправедливости наиболее преступна несправедливость со стороны тех, кто, прибегая к обману, старается казаться честными людьми9.
Об опасности нарушения закона органом власти (сотрудниками правоохранительных органов) весьма образно сказал Р. Йеринг: «Никакая несправедливость, выпадающая на долю
Управление
Управление
человека, как бы она велика ни была, далеко не может... сравниться с той, которую совершает установленная... власть, когда она сама нарушает право, ибо в этом случае страж и блюститель закона превращается в его убийцу. Это то же, что врач, отравляющий больного, опекун, придушающий опекаемого). Йеринг называет это юридическим убийством10. Это непосредственно относится и к деятельности такого государственно-правоприменительного аппарата , как правоохранительные органы. Для этого они находятся в наиболее благоприятных условиях.
Чтобы одолеть наступление криминала, надо изменить социально-экономический курс, который проводится в интересах новых собственников, работодателей, от которых страдают труженики, миллионы граждан, создающих богатства страны. Государство обязано обеспечивать безопасность всех без исключения россиян, равенство граждан перед законом как основу реализации принципа законности в правоприменительной деятельности государственных органов.
Подводя итог, можно отметить, что единство законности и справедливости в правоприменительной деятельности обеспечивается правосознанием, высокой общей и профессиональной культуройлиц, применяющих и исполняющих правовые предписания, поэтому указанные две стороны единства законности и справедливости отражают как формально-юри-
дическое, так и материально-фактическое равенство субъективных юридических прав и обязанностей должностных лиц правоохранительных органов, осуществляющих правоприменительную деятельность.
Целесообразный способ применения норм права - это эффективность, своевременность и справедливость11 .
Надлежащая реализация принципов и требований справедливости и законности создает в правоприменении соответствующий закону правовой режим его осуществления, выступающий как объективированный результат совокупного действия всех элементов правового регулирования этой деятельности: правосознания, системы правовых норм и различных способов их реализации. Законность и справедливость как органическое единство предписаний закона и фактической деятельности наиболее точно отражают социально-политическую и организационно-правовую сущность выполнения правоохранительными органами своей социальной роли и назначения.
Таким образом, законность в правоприменительной деятельности государства предполагает такое состояние общественных отношений, при котором обеспечивается реальное осуществление предписаний закона, в результате чего участники этих отношений в полном объеме пользуются предоставленными им правами и надлежащим образом выполняют возложенные на них обязанности.
1 См.: Теория государствам права / под ред. П.С. Ромашкина. М., 1962. С. 363.
2 КудрявцевВ.Н. Законность: содержание и современное состояние// Журн рос. права. 1998. № 1. С. 7.
3 Морозова Л А. Проблемы современной российской государственности М., 1998. С. 167.
4 См.: Теория государстваи права: учеб. для юрид. вузов и факультетов / под ред. В.М. Корельского
В. Д. Перевалова М., 1999. С. 436.
5 См.: Теория государстваи права / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1999. С. 594-595.
6 См.: Афанасьев В. С. Обеспечение законности: вопросы теории и практики (по материалам органов внутренних дел): дис. ... д-ра юрид. наук в форме научногодоклада. М., 1993. С. 10.
7 См.: Кудрявцев В.Н. Указ* соч.
8 См.: Проблемы юридическойпсихологии// Психолог журн. 1986. № 1. С. 31.
9 См.: ЦицеронМ.Т. О старости, о дружбе об обязанностях. М., 1993. С. 69.
10 Цит. по: Радько Т. Н., Казаков В.Н. Законность и ее грани // Современное право. 2003. № 3. С. 46.
11 См.: РабиновичП.М. Упрочениезаконности- закономерностьсоциализма Львов, 1975. С. 207.