УДК 373
C.B. Судкова
В статье описывается опыт использования проектно-целевого подхода при формировании программы развития дошкольной образовательной организации. Указываются предпосылки и основные этапы проектирования программы развития МКДОУ № 22 г. Дши, Представлена структура программы развития, даны характеристики проектов с обозначением целей, задач, мероприятий и плана действий. Для оценки результативности проектов были определены основные индикативные показатели программы развития.
Ключевые слова; качество образования, федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, внутренняя система оценки качества образования, программа развития, проектно-целевой подход.
Важнейшей задачей государственной политики в образовании является обеспечение его качества на основе сохранения фундаментальности, а также соответствия интересам и потребностям государства, общества и личности.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) потребовало значительных преобразований в дошкольном образовании, что находит свое выражение:
в разнообразии и вариативности оказываемых образовательных услуг;
в личностно-ориентированном стиле взаимодействия с детьми и семьей;
отказе от учебно-дисциплинарной модели воспитания;
в изменении моделей и инструментария оценки качества дошкольного образования [4].
Качество в системе образования — многокомпонентное явление, включающее в себя, по мнению экспертов Федерального института
развития образования ФИРО РАНХиГС не только качество учебного процесса и педагогической деятельности или научно-педагогических кадров и образовательных программ, но и качество (уровень) материально-технической базы и информационно-образовательной среды, качество освоения обучающимися ООП ДО, качество управления и исследований [ 1 ].
Анализ современных исследований по управлению качеством образования показал, что существуют различные авторские подходы к характеристике данного понятия. Например, Л.И. Фалюшина трактует понятие качества образовательного процесса с позиции каждого его участника следующим образом:
для детей — это обучение в интересной для
для родителей - это эффективное обучение детей, т.е. обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе; обучение без утомления; сохранение здоровья детей; успешность обучения; поддержание желания учиться, обеспечение возможности поступления в престижную школу и т.д.;
для воспитателей - это положительная оценка их деятельности руководителями ДОУ, родителями; успешное выполнение всех программ всеми детьми; поддержание интереса детей к учебному процессу; успешное развитие детей; сохранение здоровья детей; обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием и т.д.;
для руководителя - это высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми; сохранение здоровья детей; успешность деятельности педагога и детей; рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов; полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе [9].
Также понимание качества образования можно считать абсолютным и использовать для того, чтобы формировать и совершенствовать имидж той или иной образовательной организации [5].
Обеспечение качества образования является обязанностью каждой образовательной организации, в том числе и дошкольной [3]. Произошедшие изменения в системах оценки качества общего образования на всех уровнях: федеральном (ЕСОКО), региональном (РСОКО), муниципальном (МСОКО), -определили пути совершенствования внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) и в нашей дошкольной образовательной организации МКДОУ № 22 г. Аши (Учреждение). Сегодня система оценки качества дошкольного образования - это совокупность взаимосвязанных между собой функций, объекта, субъектов и предмета оценки, показателей и критериев, процедуры и результата оценки.
Вхождение нашего Учреждения в единое оценочное пространство Челябинской области, в котором уже выработаны и внедряются в практику единые подходы к формированию, проведению, анализу и интерпретации результатов оценочных процедур, позволило нам гибко реагировать на изменения и безболезненно встраиваться в систему оценки качества образования на муниципальном и региональном уровнях. Деятельность по функционированию и развитию ВСОКО потребовала от нас пересмотреть многие аспекты управленческой политики. Такие документы, как «Отчет по самообследованию», «Публичный доклад», «Анализ деятельности учреждения за учебный год», «Годовой план» и т.п., были наполнены новым содержанием в соответствие с моделью ВСОКО Учреждения.
Федеральный закон Ф3-73 «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что «к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации» [3, ст.28 п. 3]. По истечении срока действия старой программы разви-
тия в 2018 году возникла необходимость создания новой, основой проектирования которой стали результаты ВСОКО, которая также может стать инструментом контроля по реализации программы развития [6] Анализ потенциала развития нашего Учреждения показал, что существующие проблемы и противоречия могут найти свое решение в формулировании новых целей и задач развития, в определении способов достижения с условием использования своих собственных ресурсов (время, кадры, материально-техническое оснащение, нормативные и т.д.). Таким образом, результаты ВСОКО — хорошая «база» для развития нашего У чреждения.
В научной и педагогической литературе уже сложились определенные подходы к разработке, структуре и реализации программы развития:
программно-целевой (М.М. Поташник) — управленческие решения принимаются в контексте поставленных целей и имеющихся ресурсов;
деятельностно-компетентностный (B.C. Лазарев) - определение ключевых проблем, моделирование образа желаемого будущего и способов достижения поставленных целей и задач [8].
Исходя из этого можно определить, что программа развития - рабочий документ для организации текущей и перспективной деятельности образовательного учреждения. Замысел программного управления состоит в том, чтобы относиться к планированию будущего как к разработке целостной системы действий с четко определенными, понятными для всех результатами, сбалансированными по ресурсному обеспечению.
Изучив различные подходы к формированию программы развития Учреждения, было решено использовать проектно-целевой как интегративный и оптимальный в условиях образовательной организации. Проанализировав локальную нормативную правовую базу для формирования новой программы развития, основные положения и направления деятельности Учреждения, мы поняли, что программа развития может стать потенциально мощным и
действенным инструментом, обеспечивающим гарантированный, экономичный и своевременный переход учреждения в качественно новое состояние, и одновременно инструментом, обеспечивающим управление этим переходом.
Программа развития Учреждения была нами обозначена как комплекс взаимосвязанных проектов и мероприятий, объединенных общей целью и координируемых совместно в целях повышения общей результативности и управляемости. В качестве практического ориентира для разработки программы развития Учреждения мы руководствовались региональными научно -методиче скими
материалами, разработанными специалистами ГБУ ДПО РЦОКИО [2,6,7,8].
Проектирование программы развития осуществлялось в соответствии со специально разработанным регламентом - системным документом, регулирующим взаимодействие всех организационных структур Учреждения [6]. Регламент опирался на имеющиеся в Учреждении ресурсы и текущий 8\¥ОТ-анализ образовательной деятельности и находился в режиме простого функционирования — не требовал постановки глобальных задач. Гибкость регламента позволила создавать постоянные и сменные структуры для решения стратегических и локальных проблем, выявленных в ходе реализации старой программы развития и разработки новой.
На первом этапе была осуществлена подготовка информационных данных для принятия решения о необходимости создания новой программы развития. Были организованы временные рабочие группы, которые прорабатывали вопросы нормативного правового обеспечения, анализа результатов ВСОКО и реализации старой программы развития с точки зрения индикативных показателей, заложенных в ней. Был проведен анализ имеющихся внутренних ресурсов Учреждения, учебно-методического комплекта, материально-технической базы, уровень работы с социумом.
Взглянуть по-новому на «проблемы» помог
опыт работы над совершенствованием модели ВСОКО и опыт участия в региональных конкурсах, по оценке качества образования. Постепенно выстраивалась система в работе и четкость понимания того, что в конечном итоге мы ждем от первого этапа. Кадровые ресурсы оказались наиглавнейшей ценностью в регламенте работы над программой развития. Приобретая и аккумулируя опыт работы, мы стали представлять его на обсуждение в коллективе педагогов, на общих собраниях с родителями (законными представителями), на заседаниях Управляющего совета и мобильных оперативных совещаниях при заведующем и старшем воспитателе.
Для определения зоны ответственности и включение показателей эффективности труда создавались малые мобильные группы, Деятельность по формированию новой программы развития продвигалась медленно, овладение понятийным аппаратом ВСОКО оказалось «тяжелой» задачей для педагогов и родителей (законных представителей). Внутриорганиза-ционные семинары и собеседования помогли в овладении новыми понятиями и информацией.
В течение определенного периода времени педагоги и административный состав проходили курсы повышения квалификации в Государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (РЦОКИО), посещали постоянно действующий методический семинар; занимались самообразованием, используя официальный сайт РЦОКИО; презентовали опыт работы рабочих групп и обрабатывали полученную информацию; участвовали в процедурах ВСОКО и анализировали те изменения, которые уже пришли в жизнь Учреждения в связи с функционированием ВСОКО.
В ходе проектирования программы развития выявилась четкая позиция к происходящим изменениям в социальном контексте, где программа развития — «локальный нормативный акт, согласованный с Учредителем и направленный на эффективное управление
посредством привлечения имеющихся ресур- образования» [7,8].
сов в решении значимой для образовательной Создание структуры программы развития организации проблемы с целью создания и Учреждения, представленной в таблице 1, обеспечения условий достижения соотве- позволило определить место каждого ее тствия современным требованиям к качеству элемента в общей логике проектирования.
Таблица 1
Структура программы развития МКДОУ № 22 г. Аши
1. Паспорт Программы развития МКДОУ № 22 г. Аши на период с 2019 г. по 2024 год
2. Сводный план реализации Программы развития МКДОУ № 22 г. Ашп
2.1. Анализ результативности внутренней системы оценки качества образования и эффективности реализации Программы развития МКДОУ № 22 г. Аши на период с 2015 г. по2018 г.
2.2. Обоснование необходимости разрешения выявленных противоречий на основе проектного управления
2.3. Оценка обоснования, цели, задач и способов реализации Программы развития. Характеристика проектов.
2.4. Стратегии и организационные механизмы реализации проектов программы развития МКДОУ № 22 г. Аши
2.5. Сводный план реализации портфеля проектов Программы развития МКДОУ № 22 г. Аши
3. Управление реализацией Программы развития МКДОУ № 22 г. Аши
4. Мониторинг и оценка реализации Программы развития МКДОУ № 22 г. Ашп
Следует отметить, что формирование новой программы развития происходило при обязательном анализе выполнения индикативных показателей старой программы. Это и стало нашей основной задачей на втором этапе работы.
Анализ достижения индикативных показателей предыдущей программы развития показал противоречия, которые можно отнести к противоречиям развития. Итоги деятельности показали, насколько Учреждение справилось с поставленными целями, и выявили траектории развития на будущее - основные задачи, которые необходимо решить в ближайшие годы (2019-2024):
1. Повысить качество образования в Учреждении в соответствии с ФГОС ДО и в условиях его реализации.
2. Скорректировать в соответствие с федеральными, региональными, муниципальными требованиями нормативно- локальные акты Учреждения.
3. Скорректировать перечень инструментария оценивания и процедур оценивания с
указанием периодичности оценивания.
4. Привлечь родительскую общественность, социальных партнеров к формированию и функционированию ВСОКО в Учреждении.
5. Осуществить переход от оценки как инструмента контроля - к оценке как инструменту управления качеством образования.
Разрешение каждой из поставленных задач требует значительных ресурсных затрат (организационных, временных, кадровых, методических, нормативных (в том числе мотивационных), а также «ресурса компетенций»), но вместе с тем обеспечит качественный результат.
В программе развития Учреждении нами были отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания по результатам ВСОКО:
1. необходимость управления Учреждением на основе совершенствования ВСОКО, обеспечивающей объективную информационную основу принятия решений и расширение
ее открытости:
2. необходимость создания организационных, научно-методических, информационных условий для формирования и распространения результативных практик ВСОКО:
обеспечение доступности образования для всех категорий социальных заказчиков, в том числе семей, имеющих детей младенческого возраста, раннего возраста, детей с ОВЗ, детей-инвалидов:
обеспечение качества образования, ориентированного на создание условий для формирования успешной личности обучающихся, в том числе в рамках дополнительного образования;
обеспечение эффективности работы Учреждения для повышения конкурентных преимуществ Учреждения среди других образовательных организаций;
3. необходимость совершенствования системы внутриорганизационн ого повышения квалификации педагогических работников в части оценки качества образования.
В связи с этим, Программа развития Учреждения на 2019-2024 гг. разработана на основе необходимости в:
реализации полномочия Учреждения по разработке и реализации Программы развития;
согласовании Программы развития МКДОУ № 22 г. Аши с Учредителем;
проектном управлении развитием Учреждения и возможности такого управления;
совершенствовании ВСОКО, обеспечивающей объективную информационную основу принятия решений и расширение ее открытости;
создании организационных, научно-методических, информационных условий для формирования и распространения результативных практик ВСОКО;
совершенствовании системы внутриорга-низационного повышения квалификации педагогических работников в части оценки качества образования;
совершенствовании системы дополнительного образования детей;
обеспечении качества образования в контек-
сте равных стартовых условий полноценного физического и психического развития детей для успешного обучения в школе.
В свете указанных выше оснований разработки Программы развития актуальной стала следующая цель Программы развития Учреждения: обеспечение управления качеством образования посредством реализации целевых проектов по совершенствованию внутренней системы оценки качества образования, направленных на формирование единого оценочного пространства Учреждения и повышение его конкурентных преимуществ как дошкольной образовательной организации, ориентированной на создание условий для формирования успешной личности обучающихся.
Достижение цели Программы развития на период с 2019-по 2024 гг. предусматривает решение задач через единую интегративную стратегию (механизм проектирования), обеспечивающую достижение цели и решение задач по пяти направлениям (портфель пяти проектов):
1. Задача «Совершенствование внутренней системы оценки качества образования, обеспечивающей объективную информационную основу принятия решений, расширение ее открытости» будет реализована через реализацию проектов:
«Построение комплексной внутренней системы оценки качества образования»,
«Реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование».
2. Задача «Создание организационных, научно-методических, информационных условий для формирования и распространения результативных практик ВСОКО Учреждения» будет реализована через реализацию проектов:
«Развитие условий для оздоровительной и коррекционной работы»
«Совершенствование процедур и инструментария оценки качества образования»
3. Задача «Совершенствование системы внутриорганизационного повышения квалификации педагогических работников МКДОУ № 22 г, Аши» будет реализована через реализа-
цию проекта: «Совершенствование профессиональных компетентностей педагогических работников в части оценки качества образования».
Единым организационным механизмом, обеспечивающим реализацию стратегии, является создание и функционирование проектного офиса - единого управляющего центра реализации портфеля проектов Программы развития, объединяющего и координирующего деятельность специально созданных в рамках каждого направления проектных команд.
Программой развития определены общие
1. формирование специальных организационных структур управления проектом и/или перераспределение полномочий у действующих;
2. разработка и принятие управленческих механизмов реализации проекта;
3. формирование единого оценочного пространства образовательной организации в части нормативного обеспечения функционирования ВСОКО (посредством разработки и внедрения пакета локальных нормативных актов, необходимых и достаточных для функционирования ВСОКО).
4. формирование единого оценочного пространства образовательной организации в части отбора, разработки, проведения, анализа и интерпретации результатов процедур оценки качества образования.
5. формирование единого оценочного пространства образовательной организации в части обеспечения внутриорганизационного повышения квалификации педагогических работников по вопросам оценки качества образования.
Специфическими стратегиями реализации проектов выступают:
Системность и комплексность разработки проектов локальных нормативных актов, обеспечивающих функционирование ВСОКО МКДОУ № 22 г, Аши.
Публичность представления проектов локальных нормативных актов, обеспечивающих функционирование ВСОКО МКДОУ
№ 22 г. Аши.
Вовлеченность педагогических работников Учреждения в разработку проектов локальных нормативных актов, обеспечивающих функционирование ВСОКО МКДОУ № 22 г. Аши.
Вовлеченность педагогических работников образовательной организации в профессиональное обсуждение проектов локальных нормативных актов, обеспечивающих функционирование ВСОКО МКДОУ № 22 г. Аши.
Вовлеченность социальных партнеров Учреждения, включая представителей обучающихся, родителей (законных представителей) в общественное обсуждение.
Включенность профессиональных объединений педагогов, рабочих групп в деятельность по планированию, отбору, разработке, проведению, анализу и интерпретации результатов процедур ВСОКО МКДОУ № 22 г. Аши.
Направленность деятельности профессиональных объединений педагогов, рабочих групп на планирование, отбор, разработку, проведение, анализ и интерпретацию результатов процедур ВСОКО МКДОУ № 22 г, Аши.
Публичность представления результатов ВСОКО МКДОУ № 22 г. Аши (включая официальный сайт Учреждения).
Направленность внутриорганизационного обучения на совершенствование профессиональных компетентно стей педагогов в части оценки качества образования.
Публичное представление результативных практик внутренней оценки качества образования.
Планирование методической работы -семинар-практикум для педагогов, членов рабочих групп.
В программе развития нами были даны характеристики проектов с обозначением целей, задач, мероприятий и плана действий. С ними можно ознакомиться в таблице 2.
Таблица 2
Характеристики портфеля проектов программы развития МКДОУ № 22 г. Аши
Цель Задачи
1. Развитие условий л ля оздоровительной и коррекцнонной работы
Всестороннее формирование личности ребенка с учетом его психофизического н социального развития, индивидуальных возможностей и склонностей, коррекция и компенсация нарушений развития. Создание здоровьесберегающей образовательной среды, условий для сохранения и укрепления здоровья детей, физического и психического развитая, коррекции нарушений развития; формирование здорового образа жизни. оценка эффективности коррекцнонно-оздоровнтельной работы: пснхолого-педагогнческое сопровождение образовательного процесса.
2. Реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование
Обеспечение равного доступа для всех детей к качественным образовательным услугам, отвечающим интересам и возможностям ребенка, а также запросам семьи. обеспечение доступности дошкольного образования; сохранение здоровья детей; развитие инклюзивного, ннтегратнвного н специального дошкольного образования; развитие физкультуры и спорта для детей дошкольного возраста: обеспечение качества дошкольного образования; создание условий, благоприятных для адаптации к школьном}' обучению в начальных классах; пснхолого-педагогическая поддержка семьи; развитие системы управления; создание «Детского сада будущего»
3. Построение комплексной внутренней системы оценки качества образования
Совершенствование внутренней системы оценки качества образования, обеспечивающей объективную информационную основу принятия решений и расширение ее открытости. формирование специальных организационных структур управления н (или) перераспределение полномочии; разработка и принятие управленческих механизмов реализации проекта для формирования единого оценочного пространства е части нормативного обеспечения.
4. Совершенствование процедур п инструментария опенки качества образования
Создание совершенствование организационных, научно-методических информационных условий для формирования и распространения результативных практик ВСОКО Учреждения разработка н принятие управленческих механизмов реализации проекта через перераспределение полномочий, создание рабочих групп: формирование единого оценочного пространства Учрелсдения в части отбора, разработки, проведения, анализа и интерпретации результатов процедур оценки качества образования.
5. Совершенствование профессиональных компетентностей педагогических работников в части оценки качества образования
Создание условий для совершенствования системы внутриорганизационного повышения квалификации педагогических работников в части оценки качества образования, способствующих повышению профессионального мастерства педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. профессионального стандарта педагога дошкольного учреждения. Обеспечение возможности современному педагогу быть не только профессионально компетентным и творчески активным, но и конкурентоспособным, умеющим достойно позиционировать себя среди коллег через: кадровое обеспечение процесса повышения профессионального мастерства педагогов: организационное обеспечение процесса повышения профессионального мастерства педагогов; материально-техническое обеспечение процесса повышения профессионального мастерства педагогов: финансово-экономическое обеспечение процесса повышения профессионального мастерства педагогов: информационное обеспечение процесса повышения профессионального мастерства педагогов; научно-методическое обеспечение процесса повышения профессионального мастерства педагогов.
Для оценки результативности проектов были показатели программы развития, С ними определены основные индикативные можно ознакомиться в таблице 3.
Таблица 3
Основные индикативные показатели Программы развития МКДОУ № 22 г. Аши
№ Индикативный показатель 20192020 20202021 20212022 20222023 20232024
1. Доля, разработанных в соответствие с требованиями, локальных нормативных актов, обеспечивающих функционирование внутренней системы оценки качества образования от их необходимого общего числа, % 30% 55% 65% 75% 90%
2 Доля мероприятий (процедур) внутренней системы оценки качества образования обеспеченных разработанным по единым подходам инструментарием, от их общего числа, % 20% 30% 50% 65% 80%
3. Доля педагогических работников дошкольного образования и дополнительного образования детей дошкольного возраста, состоящих в профессиональных сообществах, ассоциациях, в том числе сети интернет, % 40% 45% 50% 55% 60%
4. Доля педагогов, имеющих курсовую подготовку или профессиональную
Л* Индикативный показатель 20192020 20202021 20212022 20222023 20232024
детьми-инвалидами, реализующих ФГОС ДО, %
5. Количество педагогов, прошедших повышение квалификации по вопросам оценки качества образования от общего числа педагогических н руководящих работников, человек 2 4 6 8 10
б. Доля педагогов, имеющих по результатам аттестации высшую квалификационную категорию, % 8,5% 10% 12% 14% 15%
7. Доля педагогов, включенных в разработку процедур оценки качества основных образовательных программ дошкольного образования, качества условий реализации основных образовательных программ дошкольного образования, качества образовательных результатов освоения основных образовательных программ дошкольного образования, % 11,4% 15% 20% 30% 50%
8. Доля педагогов, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства разного уровня от общего числа педагогических и руководящих работников, % 14,1% 17% 20% 23% 26%
9. Доля педагогических работников, показавших результативность (статьи, выступления, собственный опыт работы) участия в научных мероприятиях, организованных на уровне муниципальном, региональном, федеральном уровне, от обшего числа педагогов, % 17% 20% 30% 40% 50%
10. Число детей в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных дополнительным образованием, % 100% 100% 100% 100% 100%
И. Число детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных дополнительным образованием, % 100% 100% 100% 100% 100%
12. Доля обучающихся, в том числе дети с ОВЗ и дети-инвалиды, по программам дополнительного образования с использованием электронных ресурсов, успешно демонстрирующих высокий уровень владения цифровыми навыками, 0 о 5% 20% 50% 70% 90%
13. Доля родителей (законных представителей), положительно оценивших качество услуг пснхолого-педагогической, методической и консультативной помощи от общего числа обратившихся, % 80% 85% 90% 95% 100%
14. Доля родителей (законных представителей), участвующих б функционировании внутренней системы оценки качества образования в Учреждении от общего числа родителей (законных представителей), % 10% 15% 18% 20% 30%
Программа развития Учреждения отвечает через индикативные показатели, принципам нормативности, прогностичности,
операциональности и открытости. Специаль- Список; литературы но организованная деятельность по реализа- 1. Анализ существующего нормагивно-ции портфеля проектов с применением управ- методического обеспечения процесса функци-ленческих механизмов, системы контроля за онирования и развития системы дошкольного исполнением придают значимость вновь образования, региональных программ разви-разработанной программе развития. тия образования в части дошкольного образоВ заключении хотелось бы подчеркнуть, что вания - URL: http://firo-nir.ru/index.php/analiz/ мы спроектировали программу развития otkiytye-istochmki.html?idU=l Учреждения как стратегический документ, 2. Баранова Ю.Ю. Программа развития инновационный в следующих направлениях «Регионального центра оценки качества и дошкольного образования: информатизации образования» как механизм
1. Учет развития региональной и муници- управления комплексным сопровождением пальной систем образования. развития региональной системы оценки
2. Обеспечение решения задач в ходе качества образования /Ю.Ю. Баранова //Науч-процедур и мероприятий по ее реализации. но-методическое обеспечение оценки качества
3. Отражение специфики нашего Учреж- образования.-2018.-№1(4).-С.7-13.
дения и запросов участников образовательных 3. Об образовании в Российской Федера-
отношений. ции: Федеральный закон № 273-ФЭ от 29
4. Учет необходимости использования декабря 2012 года. - URL: http://zakon-ob-ВСОКО. obrazovanii.ru/ (дата обращения: 15.09.2019)
5. Логичность содержания с включением 4. Об утверждении федерального госуда-паспорта программы развития, сводного плана рственнош образовательного стандарта мероприятий по ее реализации с учетом дошкольного образования : приказ М-ва анализа результатов ВСОКО. образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.
6. Включение критериев успешности №1155 - URL: http://ivo.garant.ni/#/document/ реализации программы развития, обозначен- 70512244/paragraph/l:0 (дата обращения: ные целевыми индикаторами и индикативны- 14.09.2019)
ми показателями. 5. Солодкова Е.А. Нормативно-правовые
7. Реализация программы развития всей аспекты содержания и организации внутрен-командой: педагоги, родители, обществен- ней системы оценки качества дошкольного ность, социальные институты. образования / Е.А. Солодкова /7 Научно-
На наш взгляд, разработанная на основе методическое обеспечение оценки качества
проектно-целевого подхода программа разви- образования.---2016.-№ 1(1). - С. 20-24.
тия Учреждения соответствует существующе- 6. Солодкова Е.А. Подходы к проектиро-
му социальному заказу и представлениям ванию программы развития образовательной
социума и Учреждения о «завтрашнем дне», организации по результатам внутренней
Данная программа позволяет очень точно системы оценки качества образования /
посредством индикативных показателей Е.А. Солодкова, Д.С. Ильина, A.A. Авдашкин,
проводить самоанализ и самооценку деятель- О.Н. Куприянова, И.Н. Воронина, Г.В. Измай-
ности Учреждения, видеть нацеленность на лова // Научно-методическое обеспечение
развитие ее позитивных сторон и прогнозиро- оценки качества образования. - 2018- №2
вать риски. Этот важный стратегический (5).- С. 34 -44.
документ по результатам ВСОКО позволяет 7. Солодкова Е.А. Разработка и реализа-
отражать текущее положение дел, перспекти- ция программы развития по результатам
вы, а также взаимосвязь с намеченными внутренней системы оценки качества образо-
изменениями и преодолением рисков при вания: региональный поход / Е.А. Солодкова
обязательной оценке достигнутых результатов //Проблемы и перспективы развития систем
Научно-методическое обеспечение оценки качества образования 47
оценки качества образования. Аспекты результативности региональной политики в сфере оценки качества образования. III межрегиональная научно-практическая конференция (27 ноября 2018 года, г. Челябинск): сборник материалов конференции / иод ред. A.A. Барабаса. - Челябинск: РЦОКИО, 2018. -С.97-105.
8. Управление разработкой и реализацией программы развития образовательной организации по результатам внутренней системы оценки качества образования: учебно-методическое пособие для программы повышения квалификации «Управление качеством образования в образовательной организации на основе реализации региональной модели оценки качества образования» / A.A. Барабас, Ю.Ю. Баранова, Д.С. Ильина [и др.]. — Челябинск: РЦОКИО, 2018. - 155 с.
9. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении : пособие для руководителей ДОУ / Л.И. Фалюшина. - М. : АРКТИ, 2003-259 с.
References
1. Analiz sushchestvuyushchego normativno-metodicheskogo obespecheniya protsessa funktsionirovaniya i razvitiya sistemy doshkol'nogo obrazovaniya, regional'nyh programm razvitiya obrazovaniya v chasti doshkol'nogo obrazovaniya - URL: http://firo-nir. ru/index, php/analiz/otkry ty e - i s to chniki. html ?idU=l
2. Baranova YU.YU. Programma razvitiya «Regional'nogo tsentra otsenki kachestva i informatizatsii obrazovaniya» kak mekhanizm upravleniya kompleksnym soprovozhdeniem razvitiya regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya / YU.YU. Baranova //Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2018. -№1 (4). - S. 7-13.
3. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon № 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 goda. - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (data obrashcheniya: 15.09.2019)
4. Ob utverzhdenii federal'noeo
gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta
doshkol'nogo obrazovaniya : prikaz M-va obrazovaniya i nauki RF ot 17 oktyabrya 2013 g. №1155 - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/7 0512244/paragraph/1:0 (data obrashcheniya: 14.09.2019)
5. Solodkova E.A. Normativno-pravovye aspekty soderzhaniya i organizatsii vnutrenney sistemy otsenki kachestva doshkol'nogo obrazovaniya / E.A. Solodkova //Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya.-2016.-№ 1(1).-S. 20-24.
6. Solodkova E.A. Podhody k proektirovaniyu programmy razvitiya obrazovatel'noy organizatsii po rezul'tatam vnutrenney sistemy otsenki kachestva obrazovaniya i E.A. Solodkova, D.S. Il'ina, A.A. Avdashkin, O.N. Kupriya.no va, I.N. Voronina, G.V. Izmaylova /7 Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -2018 - № 2 (5).-S. 34-44.
7. Solodkova E.A. Razrabotka i realizatsiya programmy razvitiya po rezul'tatam vnutrenney sistemy otsenki kachestva obrazovaniya: regional'nyy pohod / E.A. Solodkova //Problemy i perspektivy razvitiya sistem otsenki kachestva obrazovaniya, Aspekty rezul'tativnosti regional'noy politiki v sfere otsenki kachestva obrazovaniya. Ill mezhregional'naya nauchno-prakticheskaya konferentsiya (27 noyabrya 2018 goda, g. CHelyabinsk): sbornik materialov konferentsii / pod red. A.A. Barabasa. -CHelyabinsk: RTSOKIO,2018.- S. 97-105.
8. Upravlenie razrabotkoy i realizatsiey programmy razvitiya obrazovatel'noy organizatsii po rezul'tatam vnutrenney sistemy otsenki kachestva obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie dlya programmy povysheniya kvalifikatsii «Upravlenie kachestvom obrazovaniya v obrazovatel'noy organizatsii na osnove realizatsii regional'noy modeli otsenki kachestva obrazovaniya» / A.A. Barabas, YU.YU. Baranova, D.S. Il'ina [i dr.]. -CHelyabinsk: RTSOKK),2018.-155 s.
9. Falyushina L.I. Upravlenie kachestvom obrazovatel'nogo protsessa v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii : posobie dlya
rukovoditeley DOU / L.I. Falyushina. - M. : Information
ARKTI, 2003-259 s. Sudkova S.V. - Upper Tutor of Municipal
State-Owned Pre-School Educational Institution
Сведения об авторе №22,Asha Судкова Светлана Васильевна - старший воспитатель МКДОУ № 22, Челябинская обл., г. Аша