Научная статья на тему 'Практика проектирования программы развития дошкольной образовательной организации по результатам внутренней системы оценки качества образования'

Практика проектирования программы развития дошкольной образовательной организации по результатам внутренней системы оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Судкова С. В.

В статье описывается опыт использования проектно-целевого подхода при формировании программы развития дошкольной образовательной организации. Указываются предпосылки и основные этапы проектирования программы развития МКДОУ № 22 г. Аши. Представлена структура программы развития, даны характеристики проектов с обозначением целей, задач, мероприятий и плана действий. Для оценки результативности проектов были определены основные индикативные показатели программы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Судкова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика проектирования программы развития дошкольной образовательной организации по результатам внутренней системы оценки качества образования»

УДК 373

C.B. Судкова

В статье описывается опыт использования проектно-целевого подхода при формировании программы развития дошкольной образовательной организации. Указываются предпосылки и основные этапы проектирования программы развития МКДОУ № 22 г. Дши, Представлена структура программы развития, даны характеристики проектов с обозначением целей, задач, мероприятий и плана действий. Для оценки результативности проектов были определены основные индикативные показатели программы развития.

Ключевые слова; качество образования, федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, внутренняя система оценки качества образования, программа развития, проектно-целевой подход.

Важнейшей задачей государственной политики в образовании является обеспечение его качества на основе сохранения фундаментальности, а также соответствия интересам и потребностям государства, общества и личности.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) потребовало значительных преобразований в дошкольном образовании, что находит свое выражение:

в разнообразии и вариативности оказываемых образовательных услуг;

в личностно-ориентированном стиле взаимодействия с детьми и семьей;

отказе от учебно-дисциплинарной модели воспитания;

в изменении моделей и инструментария оценки качества дошкольного образования [4].

Качество в системе образования — многокомпонентное явление, включающее в себя, по мнению экспертов Федерального института

развития образования ФИРО РАНХиГС не только качество учебного процесса и педагогической деятельности или научно-педагогических кадров и образовательных программ, но и качество (уровень) материально-технической базы и информационно-образовательной среды, качество освоения обучающимися ООП ДО, качество управления и исследований [ 1 ].

Анализ современных исследований по управлению качеством образования показал, что существуют различные авторские подходы к характеристике данного понятия. Например, Л.И. Фалюшина трактует понятие качества образовательного процесса с позиции каждого его участника следующим образом:

для детей — это обучение в интересной для

для родителей - это эффективное обучение детей, т.е. обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе; обучение без утомления; сохранение здоровья детей; успешность обучения; поддержание желания учиться, обеспечение возможности поступления в престижную школу и т.д.;

для воспитателей - это положительная оценка их деятельности руководителями ДОУ, родителями; успешное выполнение всех программ всеми детьми; поддержание интереса детей к учебному процессу; успешное развитие детей; сохранение здоровья детей; обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием и т.д.;

для руководителя - это высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми; сохранение здоровья детей; успешность деятельности педагога и детей; рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов; полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе [9].

Также понимание качества образования можно считать абсолютным и использовать для того, чтобы формировать и совершенствовать имидж той или иной образовательной организации [5].

Обеспечение качества образования является обязанностью каждой образовательной организации, в том числе и дошкольной [3]. Произошедшие изменения в системах оценки качества общего образования на всех уровнях: федеральном (ЕСОКО), региональном (РСОКО), муниципальном (МСОКО), -определили пути совершенствования внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) и в нашей дошкольной образовательной организации МКДОУ № 22 г. Аши (Учреждение). Сегодня система оценки качества дошкольного образования - это совокупность взаимосвязанных между собой функций, объекта, субъектов и предмета оценки, показателей и критериев, процедуры и результата оценки.

Вхождение нашего Учреждения в единое оценочное пространство Челябинской области, в котором уже выработаны и внедряются в практику единые подходы к формированию, проведению, анализу и интерпретации результатов оценочных процедур, позволило нам гибко реагировать на изменения и безболезненно встраиваться в систему оценки качества образования на муниципальном и региональном уровнях. Деятельность по функционированию и развитию ВСОКО потребовала от нас пересмотреть многие аспекты управленческой политики. Такие документы, как «Отчет по самообследованию», «Публичный доклад», «Анализ деятельности учреждения за учебный год», «Годовой план» и т.п., были наполнены новым содержанием в соответствие с моделью ВСОКО Учреждения.

Федеральный закон Ф3-73 «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что «к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации» [3, ст.28 п. 3]. По истечении срока действия старой программы разви-

тия в 2018 году возникла необходимость создания новой, основой проектирования которой стали результаты ВСОКО, которая также может стать инструментом контроля по реализации программы развития [6] Анализ потенциала развития нашего Учреждения показал, что существующие проблемы и противоречия могут найти свое решение в формулировании новых целей и задач развития, в определении способов достижения с условием использования своих собственных ресурсов (время, кадры, материально-техническое оснащение, нормативные и т.д.). Таким образом, результаты ВСОКО — хорошая «база» для развития нашего У чреждения.

В научной и педагогической литературе уже сложились определенные подходы к разработке, структуре и реализации программы развития:

программно-целевой (М.М. Поташник) — управленческие решения принимаются в контексте поставленных целей и имеющихся ресурсов;

деятельностно-компетентностный (B.C. Лазарев) - определение ключевых проблем, моделирование образа желаемого будущего и способов достижения поставленных целей и задач [8].

Исходя из этого можно определить, что программа развития - рабочий документ для организации текущей и перспективной деятельности образовательного учреждения. Замысел программного управления состоит в том, чтобы относиться к планированию будущего как к разработке целостной системы действий с четко определенными, понятными для всех результатами, сбалансированными по ресурсному обеспечению.

Изучив различные подходы к формированию программы развития Учреждения, было решено использовать проектно-целевой как интегративный и оптимальный в условиях образовательной организации. Проанализировав локальную нормативную правовую базу для формирования новой программы развития, основные положения и направления деятельности Учреждения, мы поняли, что программа развития может стать потенциально мощным и

действенным инструментом, обеспечивающим гарантированный, экономичный и своевременный переход учреждения в качественно новое состояние, и одновременно инструментом, обеспечивающим управление этим переходом.

Программа развития Учреждения была нами обозначена как комплекс взаимосвязанных проектов и мероприятий, объединенных общей целью и координируемых совместно в целях повышения общей результативности и управляемости. В качестве практического ориентира для разработки программы развития Учреждения мы руководствовались региональными научно -методиче скими

материалами, разработанными специалистами ГБУ ДПО РЦОКИО [2,6,7,8].

Проектирование программы развития осуществлялось в соответствии со специально разработанным регламентом - системным документом, регулирующим взаимодействие всех организационных структур Учреждения [6]. Регламент опирался на имеющиеся в Учреждении ресурсы и текущий 8\¥ОТ-анализ образовательной деятельности и находился в режиме простого функционирования — не требовал постановки глобальных задач. Гибкость регламента позволила создавать постоянные и сменные структуры для решения стратегических и локальных проблем, выявленных в ходе реализации старой программы развития и разработки новой.

На первом этапе была осуществлена подготовка информационных данных для принятия решения о необходимости создания новой программы развития. Были организованы временные рабочие группы, которые прорабатывали вопросы нормативного правового обеспечения, анализа результатов ВСОКО и реализации старой программы развития с точки зрения индикативных показателей, заложенных в ней. Был проведен анализ имеющихся внутренних ресурсов Учреждения, учебно-методического комплекта, материально-технической базы, уровень работы с социумом.

Взглянуть по-новому на «проблемы» помог

опыт работы над совершенствованием модели ВСОКО и опыт участия в региональных конкурсах, по оценке качества образования. Постепенно выстраивалась система в работе и четкость понимания того, что в конечном итоге мы ждем от первого этапа. Кадровые ресурсы оказались наиглавнейшей ценностью в регламенте работы над программой развития. Приобретая и аккумулируя опыт работы, мы стали представлять его на обсуждение в коллективе педагогов, на общих собраниях с родителями (законными представителями), на заседаниях Управляющего совета и мобильных оперативных совещаниях при заведующем и старшем воспитателе.

Для определения зоны ответственности и включение показателей эффективности труда создавались малые мобильные группы, Деятельность по формированию новой программы развития продвигалась медленно, овладение понятийным аппаратом ВСОКО оказалось «тяжелой» задачей для педагогов и родителей (законных представителей). Внутриорганиза-ционные семинары и собеседования помогли в овладении новыми понятиями и информацией.

В течение определенного периода времени педагоги и административный состав проходили курсы повышения квалификации в Государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (РЦОКИО), посещали постоянно действующий методический семинар; занимались самообразованием, используя официальный сайт РЦОКИО; презентовали опыт работы рабочих групп и обрабатывали полученную информацию; участвовали в процедурах ВСОКО и анализировали те изменения, которые уже пришли в жизнь Учреждения в связи с функционированием ВСОКО.

В ходе проектирования программы развития выявилась четкая позиция к происходящим изменениям в социальном контексте, где программа развития — «локальный нормативный акт, согласованный с Учредителем и направленный на эффективное управление

посредством привлечения имеющихся ресур- образования» [7,8].

сов в решении значимой для образовательной Создание структуры программы развития организации проблемы с целью создания и Учреждения, представленной в таблице 1, обеспечения условий достижения соотве- позволило определить место каждого ее тствия современным требованиям к качеству элемента в общей логике проектирования.

Таблица 1

Структура программы развития МКДОУ № 22 г. Аши

1. Паспорт Программы развития МКДОУ № 22 г. Аши на период с 2019 г. по 2024 год

2. Сводный план реализации Программы развития МКДОУ № 22 г. Ашп

2.1. Анализ результативности внутренней системы оценки качества образования и эффективности реализации Программы развития МКДОУ № 22 г. Аши на период с 2015 г. по2018 г.

2.2. Обоснование необходимости разрешения выявленных противоречий на основе проектного управления

2.3. Оценка обоснования, цели, задач и способов реализации Программы развития. Характеристика проектов.

2.4. Стратегии и организационные механизмы реализации проектов программы развития МКДОУ № 22 г. Аши

2.5. Сводный план реализации портфеля проектов Программы развития МКДОУ № 22 г. Аши

3. Управление реализацией Программы развития МКДОУ № 22 г. Аши

4. Мониторинг и оценка реализации Программы развития МКДОУ № 22 г. Ашп

Следует отметить, что формирование новой программы развития происходило при обязательном анализе выполнения индикативных показателей старой программы. Это и стало нашей основной задачей на втором этапе работы.

Анализ достижения индикативных показателей предыдущей программы развития показал противоречия, которые можно отнести к противоречиям развития. Итоги деятельности показали, насколько Учреждение справилось с поставленными целями, и выявили траектории развития на будущее - основные задачи, которые необходимо решить в ближайшие годы (2019-2024):

1. Повысить качество образования в Учреждении в соответствии с ФГОС ДО и в условиях его реализации.

2. Скорректировать в соответствие с федеральными, региональными, муниципальными требованиями нормативно- локальные акты Учреждения.

3. Скорректировать перечень инструментария оценивания и процедур оценивания с

указанием периодичности оценивания.

4. Привлечь родительскую общественность, социальных партнеров к формированию и функционированию ВСОКО в Учреждении.

5. Осуществить переход от оценки как инструмента контроля - к оценке как инструменту управления качеством образования.

Разрешение каждой из поставленных задач требует значительных ресурсных затрат (организационных, временных, кадровых, методических, нормативных (в том числе мотивационных), а также «ресурса компетенций»), но вместе с тем обеспечит качественный результат.

В программе развития Учреждении нами были отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания по результатам ВСОКО:

1. необходимость управления Учреждением на основе совершенствования ВСОКО, обеспечивающей объективную информационную основу принятия решений и расширение

ее открытости:

2. необходимость создания организационных, научно-методических, информационных условий для формирования и распространения результативных практик ВСОКО:

обеспечение доступности образования для всех категорий социальных заказчиков, в том числе семей, имеющих детей младенческого возраста, раннего возраста, детей с ОВЗ, детей-инвалидов:

обеспечение качества образования, ориентированного на создание условий для формирования успешной личности обучающихся, в том числе в рамках дополнительного образования;

обеспечение эффективности работы Учреждения для повышения конкурентных преимуществ Учреждения среди других образовательных организаций;

3. необходимость совершенствования системы внутриорганизационн ого повышения квалификации педагогических работников в части оценки качества образования.

В связи с этим, Программа развития Учреждения на 2019-2024 гг. разработана на основе необходимости в:

реализации полномочия Учреждения по разработке и реализации Программы развития;

согласовании Программы развития МКДОУ № 22 г. Аши с Учредителем;

проектном управлении развитием Учреждения и возможности такого управления;

совершенствовании ВСОКО, обеспечивающей объективную информационную основу принятия решений и расширение ее открытости;

создании организационных, научно-методических, информационных условий для формирования и распространения результативных практик ВСОКО;

совершенствовании системы внутриорга-низационного повышения квалификации педагогических работников в части оценки качества образования;

совершенствовании системы дополнительного образования детей;

обеспечении качества образования в контек-

сте равных стартовых условий полноценного физического и психического развития детей для успешного обучения в школе.

В свете указанных выше оснований разработки Программы развития актуальной стала следующая цель Программы развития Учреждения: обеспечение управления качеством образования посредством реализации целевых проектов по совершенствованию внутренней системы оценки качества образования, направленных на формирование единого оценочного пространства Учреждения и повышение его конкурентных преимуществ как дошкольной образовательной организации, ориентированной на создание условий для формирования успешной личности обучающихся.

Достижение цели Программы развития на период с 2019-по 2024 гг. предусматривает решение задач через единую интегративную стратегию (механизм проектирования), обеспечивающую достижение цели и решение задач по пяти направлениям (портфель пяти проектов):

1. Задача «Совершенствование внутренней системы оценки качества образования, обеспечивающей объективную информационную основу принятия решений, расширение ее открытости» будет реализована через реализацию проектов:

«Построение комплексной внутренней системы оценки качества образования»,

«Реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование».

2. Задача «Создание организационных, научно-методических, информационных условий для формирования и распространения результативных практик ВСОКО Учреждения» будет реализована через реализацию проектов:

«Развитие условий для оздоровительной и коррекционной работы»

«Совершенствование процедур и инструментария оценки качества образования»

3. Задача «Совершенствование системы внутриорганизационного повышения квалификации педагогических работников МКДОУ № 22 г, Аши» будет реализована через реализа-

цию проекта: «Совершенствование профессиональных компетентностей педагогических работников в части оценки качества образования».

Единым организационным механизмом, обеспечивающим реализацию стратегии, является создание и функционирование проектного офиса - единого управляющего центра реализации портфеля проектов Программы развития, объединяющего и координирующего деятельность специально созданных в рамках каждого направления проектных команд.

Программой развития определены общие

1. формирование специальных организационных структур управления проектом и/или перераспределение полномочий у действующих;

2. разработка и принятие управленческих механизмов реализации проекта;

3. формирование единого оценочного пространства образовательной организации в части нормативного обеспечения функционирования ВСОКО (посредством разработки и внедрения пакета локальных нормативных актов, необходимых и достаточных для функционирования ВСОКО).

4. формирование единого оценочного пространства образовательной организации в части отбора, разработки, проведения, анализа и интерпретации результатов процедур оценки качества образования.

5. формирование единого оценочного пространства образовательной организации в части обеспечения внутриорганизационного повышения квалификации педагогических работников по вопросам оценки качества образования.

Специфическими стратегиями реализации проектов выступают:

Системность и комплексность разработки проектов локальных нормативных актов, обеспечивающих функционирование ВСОКО МКДОУ № 22 г, Аши.

Публичность представления проектов локальных нормативных актов, обеспечивающих функционирование ВСОКО МКДОУ

№ 22 г. Аши.

Вовлеченность педагогических работников Учреждения в разработку проектов локальных нормативных актов, обеспечивающих функционирование ВСОКО МКДОУ № 22 г. Аши.

Вовлеченность педагогических работников образовательной организации в профессиональное обсуждение проектов локальных нормативных актов, обеспечивающих функционирование ВСОКО МКДОУ № 22 г. Аши.

Вовлеченность социальных партнеров Учреждения, включая представителей обучающихся, родителей (законных представителей) в общественное обсуждение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Включенность профессиональных объединений педагогов, рабочих групп в деятельность по планированию, отбору, разработке, проведению, анализу и интерпретации результатов процедур ВСОКО МКДОУ № 22 г. Аши.

Направленность деятельности профессиональных объединений педагогов, рабочих групп на планирование, отбор, разработку, проведение, анализ и интерпретацию результатов процедур ВСОКО МКДОУ № 22 г, Аши.

Публичность представления результатов ВСОКО МКДОУ № 22 г. Аши (включая официальный сайт Учреждения).

Направленность внутриорганизационного обучения на совершенствование профессиональных компетентно стей педагогов в части оценки качества образования.

Публичное представление результативных практик внутренней оценки качества образования.

Планирование методической работы -семинар-практикум для педагогов, членов рабочих групп.

В программе развития нами были даны характеристики проектов с обозначением целей, задач, мероприятий и плана действий. С ними можно ознакомиться в таблице 2.

Таблица 2

Характеристики портфеля проектов программы развития МКДОУ № 22 г. Аши

Цель Задачи

1. Развитие условий л ля оздоровительной и коррекцнонной работы

Всестороннее формирование личности ребенка с учетом его психофизического н социального развития, индивидуальных возможностей и склонностей, коррекция и компенсация нарушений развития. Создание здоровьесберегающей образовательной среды, условий для сохранения и укрепления здоровья детей, физического и психического развитая, коррекции нарушений развития; формирование здорового образа жизни. оценка эффективности коррекцнонно-оздоровнтельной работы: пснхолого-педагогнческое сопровождение образовательного процесса.

2. Реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование

Обеспечение равного доступа для всех детей к качественным образовательным услугам, отвечающим интересам и возможностям ребенка, а также запросам семьи. обеспечение доступности дошкольного образования; сохранение здоровья детей; развитие инклюзивного, ннтегратнвного н специального дошкольного образования; развитие физкультуры и спорта для детей дошкольного возраста: обеспечение качества дошкольного образования; создание условий, благоприятных для адаптации к школьном}' обучению в начальных классах; пснхолого-педагогическая поддержка семьи; развитие системы управления; создание «Детского сада будущего»

3. Построение комплексной внутренней системы оценки качества образования

Совершенствование внутренней системы оценки качества образования, обеспечивающей объективную информационную основу принятия решений и расширение ее открытости. формирование специальных организационных структур управления н (или) перераспределение полномочии; разработка и принятие управленческих механизмов реализации проекта для формирования единого оценочного пространства е части нормативного обеспечения.

4. Совершенствование процедур п инструментария опенки качества образования

Создание совершенствование организационных, научно-методических информационных условий для формирования и распространения результативных практик ВСОКО Учреждения разработка н принятие управленческих механизмов реализации проекта через перераспределение полномочий, создание рабочих групп: формирование единого оценочного пространства Учрелсдения в части отбора, разработки, проведения, анализа и интерпретации результатов процедур оценки качества образования.

5. Совершенствование профессиональных компетентностей педагогических работников в части оценки качества образования

Создание условий для совершенствования системы внутриорганизационного повышения квалификации педагогических работников в части оценки качества образования, способствующих повышению профессионального мастерства педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. профессионального стандарта педагога дошкольного учреждения. Обеспечение возможности современному педагогу быть не только профессионально компетентным и творчески активным, но и конкурентоспособным, умеющим достойно позиционировать себя среди коллег через: кадровое обеспечение процесса повышения профессионального мастерства педагогов: организационное обеспечение процесса повышения профессионального мастерства педагогов; материально-техническое обеспечение процесса повышения профессионального мастерства педагогов: финансово-экономическое обеспечение процесса повышения профессионального мастерства педагогов: информационное обеспечение процесса повышения профессионального мастерства педагогов; научно-методическое обеспечение процесса повышения профессионального мастерства педагогов.

Для оценки результативности проектов были показатели программы развития, С ними определены основные индикативные можно ознакомиться в таблице 3.

Таблица 3

Основные индикативные показатели Программы развития МКДОУ № 22 г. Аши

№ Индикативный показатель 20192020 20202021 20212022 20222023 20232024

1. Доля, разработанных в соответствие с требованиями, локальных нормативных актов, обеспечивающих функционирование внутренней системы оценки качества образования от их необходимого общего числа, % 30% 55% 65% 75% 90%

2 Доля мероприятий (процедур) внутренней системы оценки качества образования обеспеченных разработанным по единым подходам инструментарием, от их общего числа, % 20% 30% 50% 65% 80%

3. Доля педагогических работников дошкольного образования и дополнительного образования детей дошкольного возраста, состоящих в профессиональных сообществах, ассоциациях, в том числе сети интернет, % 40% 45% 50% 55% 60%

4. Доля педагогов, имеющих курсовую подготовку или профессиональную

Л* Индикативный показатель 20192020 20202021 20212022 20222023 20232024

детьми-инвалидами, реализующих ФГОС ДО, %

5. Количество педагогов, прошедших повышение квалификации по вопросам оценки качества образования от общего числа педагогических н руководящих работников, человек 2 4 6 8 10

б. Доля педагогов, имеющих по результатам аттестации высшую квалификационную категорию, % 8,5% 10% 12% 14% 15%

7. Доля педагогов, включенных в разработку процедур оценки качества основных образовательных программ дошкольного образования, качества условий реализации основных образовательных программ дошкольного образования, качества образовательных результатов освоения основных образовательных программ дошкольного образования, % 11,4% 15% 20% 30% 50%

8. Доля педагогов, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства разного уровня от общего числа педагогических и руководящих работников, % 14,1% 17% 20% 23% 26%

9. Доля педагогических работников, показавших результативность (статьи, выступления, собственный опыт работы) участия в научных мероприятиях, организованных на уровне муниципальном, региональном, федеральном уровне, от обшего числа педагогов, % 17% 20% 30% 40% 50%

10. Число детей в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных дополнительным образованием, % 100% 100% 100% 100% 100%

И. Число детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных дополнительным образованием, % 100% 100% 100% 100% 100%

12. Доля обучающихся, в том числе дети с ОВЗ и дети-инвалиды, по программам дополнительного образования с использованием электронных ресурсов, успешно демонстрирующих высокий уровень владения цифровыми навыками, 0 о 5% 20% 50% 70% 90%

13. Доля родителей (законных представителей), положительно оценивших качество услуг пснхолого-педагогической, методической и консультативной помощи от общего числа обратившихся, % 80% 85% 90% 95% 100%

14. Доля родителей (законных представителей), участвующих б функционировании внутренней системы оценки качества образования в Учреждении от общего числа родителей (законных представителей), % 10% 15% 18% 20% 30%

Программа развития Учреждения отвечает через индикативные показатели, принципам нормативности, прогностичности,

операциональности и открытости. Специаль- Список; литературы но организованная деятельность по реализа- 1. Анализ существующего нормагивно-ции портфеля проектов с применением управ- методического обеспечения процесса функци-ленческих механизмов, системы контроля за онирования и развития системы дошкольного исполнением придают значимость вновь образования, региональных программ разви-разработанной программе развития. тия образования в части дошкольного образоВ заключении хотелось бы подчеркнуть, что вания - URL: http://firo-nir.ru/index.php/analiz/ мы спроектировали программу развития otkiytye-istochmki.html?idU=l Учреждения как стратегический документ, 2. Баранова Ю.Ю. Программа развития инновационный в следующих направлениях «Регионального центра оценки качества и дошкольного образования: информатизации образования» как механизм

1. Учет развития региональной и муници- управления комплексным сопровождением пальной систем образования. развития региональной системы оценки

2. Обеспечение решения задач в ходе качества образования /Ю.Ю. Баранова //Науч-процедур и мероприятий по ее реализации. но-методическое обеспечение оценки качества

3. Отражение специфики нашего Учреж- образования.-2018.-№1(4).-С.7-13.

дения и запросов участников образовательных 3. Об образовании в Российской Федера-

отношений. ции: Федеральный закон № 273-ФЭ от 29

4. Учет необходимости использования декабря 2012 года. - URL: http://zakon-ob-ВСОКО. obrazovanii.ru/ (дата обращения: 15.09.2019)

5. Логичность содержания с включением 4. Об утверждении федерального госуда-паспорта программы развития, сводного плана рственнош образовательного стандарта мероприятий по ее реализации с учетом дошкольного образования : приказ М-ва анализа результатов ВСОКО. образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.

6. Включение критериев успешности №1155 - URL: http://ivo.garant.ni/#/document/ реализации программы развития, обозначен- 70512244/paragraph/l:0 (дата обращения: ные целевыми индикаторами и индикативны- 14.09.2019)

ми показателями. 5. Солодкова Е.А. Нормативно-правовые

7. Реализация программы развития всей аспекты содержания и организации внутрен-командой: педагоги, родители, обществен- ней системы оценки качества дошкольного ность, социальные институты. образования / Е.А. Солодкова /7 Научно-

На наш взгляд, разработанная на основе методическое обеспечение оценки качества

проектно-целевого подхода программа разви- образования.---2016.-№ 1(1). - С. 20-24.

тия Учреждения соответствует существующе- 6. Солодкова Е.А. Подходы к проектиро-

му социальному заказу и представлениям ванию программы развития образовательной

социума и Учреждения о «завтрашнем дне», организации по результатам внутренней

Данная программа позволяет очень точно системы оценки качества образования /

посредством индикативных показателей Е.А. Солодкова, Д.С. Ильина, A.A. Авдашкин,

проводить самоанализ и самооценку деятель- О.Н. Куприянова, И.Н. Воронина, Г.В. Измай-

ности Учреждения, видеть нацеленность на лова // Научно-методическое обеспечение

развитие ее позитивных сторон и прогнозиро- оценки качества образования. - 2018- №2

вать риски. Этот важный стратегический (5).- С. 34 -44.

документ по результатам ВСОКО позволяет 7. Солодкова Е.А. Разработка и реализа-

отражать текущее положение дел, перспекти- ция программы развития по результатам

вы, а также взаимосвязь с намеченными внутренней системы оценки качества образо-

изменениями и преодолением рисков при вания: региональный поход / Е.А. Солодкова

обязательной оценке достигнутых результатов //Проблемы и перспективы развития систем

Научно-методическое обеспечение оценки качества образования 47

оценки качества образования. Аспекты результативности региональной политики в сфере оценки качества образования. III межрегиональная научно-практическая конференция (27 ноября 2018 года, г. Челябинск): сборник материалов конференции / иод ред. A.A. Барабаса. - Челябинск: РЦОКИО, 2018. -С.97-105.

8. Управление разработкой и реализацией программы развития образовательной организации по результатам внутренней системы оценки качества образования: учебно-методическое пособие для программы повышения квалификации «Управление качеством образования в образовательной организации на основе реализации региональной модели оценки качества образования» / A.A. Барабас, Ю.Ю. Баранова, Д.С. Ильина [и др.]. — Челябинск: РЦОКИО, 2018. - 155 с.

9. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении : пособие для руководителей ДОУ / Л.И. Фалюшина. - М. : АРКТИ, 2003-259 с.

References

1. Analiz sushchestvuyushchego normativno-metodicheskogo obespecheniya protsessa funktsionirovaniya i razvitiya sistemy doshkol'nogo obrazovaniya, regional'nyh programm razvitiya obrazovaniya v chasti doshkol'nogo obrazovaniya - URL: http://firo-nir. ru/index, php/analiz/otkry ty e - i s to chniki. html ?idU=l

2. Baranova YU.YU. Programma razvitiya «Regional'nogo tsentra otsenki kachestva i informatizatsii obrazovaniya» kak mekhanizm upravleniya kompleksnym soprovozhdeniem razvitiya regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya / YU.YU. Baranova //Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2018. -№1 (4). - S. 7-13.

3. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon № 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 goda. - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (data obrashcheniya: 15.09.2019)

4. Ob utverzhdenii federal'noeo

gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta

doshkol'nogo obrazovaniya : prikaz M-va obrazovaniya i nauki RF ot 17 oktyabrya 2013 g. №1155 - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/7 0512244/paragraph/1:0 (data obrashcheniya: 14.09.2019)

5. Solodkova E.A. Normativno-pravovye aspekty soderzhaniya i organizatsii vnutrenney sistemy otsenki kachestva doshkol'nogo obrazovaniya / E.A. Solodkova //Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya.-2016.-№ 1(1).-S. 20-24.

6. Solodkova E.A. Podhody k proektirovaniyu programmy razvitiya obrazovatel'noy organizatsii po rezul'tatam vnutrenney sistemy otsenki kachestva obrazovaniya i E.A. Solodkova, D.S. Il'ina, A.A. Avdashkin, O.N. Kupriya.no va, I.N. Voronina, G.V. Izmaylova /7 Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -2018 - № 2 (5).-S. 34-44.

7. Solodkova E.A. Razrabotka i realizatsiya programmy razvitiya po rezul'tatam vnutrenney sistemy otsenki kachestva obrazovaniya: regional'nyy pohod / E.A. Solodkova //Problemy i perspektivy razvitiya sistem otsenki kachestva obrazovaniya, Aspekty rezul'tativnosti regional'noy politiki v sfere otsenki kachestva obrazovaniya. Ill mezhregional'naya nauchno-prakticheskaya konferentsiya (27 noyabrya 2018 goda, g. CHelyabinsk): sbornik materialov konferentsii / pod red. A.A. Barabasa. -CHelyabinsk: RTSOKIO,2018.- S. 97-105.

8. Upravlenie razrabotkoy i realizatsiey programmy razvitiya obrazovatel'noy organizatsii po rezul'tatam vnutrenney sistemy otsenki kachestva obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie dlya programmy povysheniya kvalifikatsii «Upravlenie kachestvom obrazovaniya v obrazovatel'noy organizatsii na osnove realizatsii regional'noy modeli otsenki kachestva obrazovaniya» / A.A. Barabas, YU.YU. Baranova, D.S. Il'ina [i dr.]. -CHelyabinsk: RTSOKK),2018.-155 s.

9. Falyushina L.I. Upravlenie kachestvom obrazovatel'nogo protsessa v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii : posobie dlya

rukovoditeley DOU / L.I. Falyushina. - M. : Information

ARKTI, 2003-259 s. Sudkova S.V. - Upper Tutor of Municipal

State-Owned Pre-School Educational Institution

Сведения об авторе №22,Asha Судкова Светлана Васильевна - старший воспитатель МКДОУ № 22, Челябинская обл., г. Аша

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.