УДК 378
РЕСУРС ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.В. Поликарпова
В статье рассмотрены вопросы функционирования внутренней системы оценки качества образования, практический опыт ее реализации, инструментарий мониторинговых исследований
Ключевые слова: внутренняя система оценки качества образования, дополнительное профессиональное образование, мониторинг качества образования, инструментарий внутренней системы оценки качества, входная диагностика, итоговая диагностика, образовательная деятельность, качество образования
В настоящее время российское образование развивается в условиях модернизации, ориентированной на решение задач инновационного развития общества в целом. Главная цель модернизации существующей системы образования - повышение его качества, эффективности и конкурентоспособности.
Само словосочетание «качество образования» - комплексно и динамично по своей сути. Комплексно, так как включает множество элементов и взаимосвязей между ними, а динамично благодаря тем факторам, под влиянием которых данной системе приходится существовать и испытывать изменения (внешние - экономическая, политическая, социальные ситуации и т.д.; внутренние -условия организации образовательного процесса или развивающей предметно-пространственной среды, компетентность педагогических работников и др.) [5, с.20].
Необходимость в оценке качества возросла в условиях повышения требований к прозрачности и информационной открытости любого учреждения, осуществляющего образовательную деятельность.
В условиях отсутствия в системе дополнительного профессионального образования федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стан-
дартов, федеральных государственных требований встает вопрос о механизмах, предусмотренных законодателем для определения качества. Ответ содержит приказ Минобрна-уки России от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам": организация проводит оценку качества освоения ДПП в форме внутреннего мониторинга качества образования. Виды и формы внутренней оценки качества, требования к ее проведению организация устанавливает самостоятельно. В приказе №№ 499 сказано, что оценка качества освоения ДПП проводится в отношении:
- соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;
- соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ;
- способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг [3, с.11-12].
Итак, важнейшим ресурсом повышения качества образования в системе дополнительного профессионального образования является внутренняя система оценки качества образования (далее - ВСОКО), функционирование которой является одной из основных компетенций образовательной организации [6].
Реализация ВСОКО в государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (далее - ГБУ ДПО РЦОКИО) осуществляется на основе Концепции и Положения о внутренней системе
оценки качества ГБУ ДПО РЦОКИО.
Под внутренней системой оценки качества образования ГБУ ДПО РЦОКИО понимается «совокупность компонентов, обеспечивающих на единой информационной основе оценку качества условий реализации программ дополнительного профессионального образования; их структуры и содержания; результатов освоения слушателями планируемых результатов дополнительных профессиональных программ, а также оценку степени удовлетворённости потребителями качеством реализуемых в ГБУ ДПО РЦОКИО программ дополнительного профессионального образования для принятия эффективных управленческих решений по ее результатам» [2, с.5 ]. Целью ВСОКО является получение и распространение достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, тенденциях изменения качества образования, в том числе о причинах, влияющих на его уровень, для формирования востребованной информационной основы принятия эффективных управленческих решений.
Задачи, на решение которых ориентирована ВСОКО:
- создание информационных условий принятия эффективных решений по управлению качеством программ дополнительного профессионального образования, реализуемых в ГБУ ДПО РЦОКИО;
- создание информационных условий принятия эффективных решений по управлению качеством условий реализации дополнительных профессиональных программ;
- обеспечение условий достижения планируемых результатов слушателями дополнительного профессионального образования;
- изучение степени удовлетворённости слушателей качеством реализуемых программ дополнительного профессионального образования.
Содержанием ВСОКО является оценка качества условий реализации, оценка качества структуры и содержания, оценка качества освоения слушателями программ до-
полнительного профессионального образования и оценка степени удовлетворённости качеством реализуемых в ГБУ ДПО РЦО-КИО программ дополнительного профессионального образования [4].
Для реализации ВСОКО в 2016 году (август-декабрь) были созданы необходимые условия: нормативные (разработаны Концепция и Положение о ВСОКО, циклограмма мероприятий ВСОКО на 2016-2017 гг.); методические (мониторинговый инструментарий оценки уровня проведения учебных занятий специалистами ГБУ ДПО РЦО-КИО, инструментарий входной и итоговой диагностики слушателей); информационно-технологические (формирование и обеспечение функционирования разделов диагностики в системе MOODLE на официальном сайте; разработка электронных форм хранения и представления информации по результатам ВСОКО).
Полученные в 2016 году результаты ВСОКО служат стартовыми значениями для определения тенденций обеспечения качества образования по всем аспектам оценки и планирования работы по преодолению выявленных затруднений.
Проведенные мероприятия ВСОКО в части оценки качества образовательных программ, и, особенно, образовательных результатов обеспечили достижение структурными подразделениями ряда индикативных показателей Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО на 2016 год.
Организационным механизмом функционирования внутренней системы оценки качества образования стала деятельность специально созданного структурного подразделения - отдела обеспечения внутренней оценки качества (далее - ООВОК), получившего полномочия планирования, проведения, обработки и анализа оценочных процедур. Специалисты отдела обеспечивают внедрение ВСОКО в образовательный процесс, интерпретацию и описание ее результатов, осуществляют общую координацию по выполнению циклограммы мероприятий ВСОКО.
Основная цель деятельности специалистов ООВОК состоит в обеспечении актуальной информацией о качестве деятельности
Н.В. Поликарпова
учреждения для эффективного управления и прогнозирования его развития [3].
Качество образования - многоплановая категория, и критерии его оценки могут быть различными. Обеспечение должного качества достигается благодаря объективной информации о функционировании и развитии элементов системы, получаемой в мониторинговом режиме.
В январе-феврале 2017 года была продолжена работа по совершенствованию инструментария процедур ВСОКО, призванных наполнить большим содержанием оценку качества и обеспечить измерение уровня достижений результатов образовательной деятельности учреждения.
Были разработаны:
- форма анализа востребованности реализуемых дополнительных профессиональных программ;
- порядок экспертизы соответствия реализуемых и вновь разрабатываемых программ повышения квалификации установленным требованиям к структуре и содержанию дополнительных профессиональных программ;
- положение о порядке формирования (обновления) учебно-методических комплексов программ повышения квалификации и мониторинга их сформированности;
- порядок мониторинга выполнения плана-графика дополнительного профессионального образования педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО;
- регламент мониторинга выполнения годового календарного учебного графика ГБУ ДПО РЦОКИО;
- регламент мониторинга выполнения индивидуальных планов, циклограмм научно-педагогических и других работников;
- регламент мониторинга официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО;
- концепция мониторингового исследования запросов на образовательные услуги потенциальных потребителей, слушателей ГБУ ДПО РЦОКИО;
- форма текущего, квартального, годового отчета по результатам мониторингового исследования входной и итоговой диагностики уровня субъектной позиции слушателей;
- методические рекомендации по проведению, анализу и интерпретации входной и итоговой диагностики уровня субъектной позиции слушателей;
- форма мониторинга результативности достижения показателей Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО.
Разработка данных позиций обеспечивает проведение мероприятий внутренней системы оценки качества образования -оценки качества условий реализации, оценки качества структуры и содержания, оценки качества освоения слушателями программ дополнительного профессионального образования и оценки степени удовлетворённости качеством реализуемых в ГБУ ДПО РЦОКИО программ дополнительного профессионального образования, оценки качества кадровых условий реализации программ повышения квалификации, а также результатов их реализации. Кроме этого, разнообразие инструментария позволяет увидеть динамику образовательной деятельности по всем объектам ВСОКО.
Качество образовательной деятельности учреждения - продукт отлаженной системы управления. Цель управления качеством образования, как отмечают Т.И. Шамова и Т.М. Давыденко, в том, чтобы построить образовательный процесс как систему с оптимальным набором элементов с точки зрения возможности ее корректировки по мере необходимости (цит. по : Зарубина С. В. От процессного управления к качественным результатам // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: Ярославль:, 2016, с 64-69).
Управление качеством образования - следует рассматривать как целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объекты управления для установления, обеспечения и поддержания необходимого его
уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей и общества в целом [1].
Необходимым условием обеспечения контроля за качеством образовательной деятельности ГБУ ДПО РЦОКИО является не просто проведение внутренней оценки как таковой, а обеспечение ее информационной открытости.
Таким образом, внутренняя система оценки качества образования представляет собой комплекс мероприятий по информационному обеспечению управления образовательной организацией, основанный на систематическом анализе качества реализации, ресурсного обеспечения и его результатов с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования.
Список литературы
1. Зарубина, С. В. От процессного управления к качественным результатам / С. В Зарубина, Л. Н. Нагибина // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы восьмой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием) / под науч. ред. М. В. Новикова. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016 - с. 64-69.
2. Концепция внутренней оценки качества образования ГБУ ДПО РЦОКИО. (Приказ ГБУ ДПО РЦОКИО от 29.09.2016 г. № 456-ОД)
3. Методическое пособие по вопросам организации и проведения внутреннего мониторинга качества образования в системе ДПО / С.Е. Мансурова, Т.В. Расташанская, К.А. Табаровская - М.: МИОО, 2015.
4. Положение о внутренней оценке качества образования ГБУ ДпО РЦОКИО. (Приказ ГБУ ДПО РЦОКИО от 07.10.2016 г. № 496-ОД)
5. Солодкова, Е. А. Нормативно-правовые аспекты содержания и организации внутренней системы оценки качества дошкольного образования. / Е. А. Солодкова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования - 2016 -- № 1 - с. 20-24.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс] // Консуль-тантПлюс. Дата обращения 02.05.2017
References
1. Zarubina, S. V. Ot protsessanogo uprav-leniya k kachestvennym rezul'tatam / S. V
Zarubina, L. N. Nagibina // Dopolnitel'noye professional'noye obrazovaniye v usloviyakh modernizatsii: materialy vos'moy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiyem) / pod nauch. red. M. V. Novikova. - Yaroslavl': RIO YAGPU, 2016 - s. 64-69.
2.Kontseptsiya vnutrenney otsenki kachestva obrazovaniya GBU DPO RTSOKIO. (Prikaz GBU DPO RTSOKIO ot 29.09.2016 g. № 456-OD)
3. Metodicheskoye posobiye po voprosam organizatsii i provedeniya vnutrennego monitoringa kachestva obrazovaniya v sisteme DPO / S.Ye. Mansurova, T.V. Rastashanskaya, K.A. Tabarovskaya - M.: MIOO, 2015.
4. Polozheniye o vnutrenney otsenke kachestva obrazovaniya GBU DPO RTSOKIO. (Prikaz GBU DPO RTSOKIO ot 07.10.2016 g. № 496-OD)
5. Solodkova, Ye. A. Normativno-pravovyye aspekty soderzhaniya i organizatsii vnutrenney sistemy otsenki kachestva doshkol'nogo obrazovaniya. / Ye. A. Solodkova // Nauchno-metodicheskoye obespecheniye otsenki kachestva obrazovaniya - 2016 - № 1 - s. 20-24.
6. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [elektronnyy resurs] // Konsul'tantPlyus. Data obrashcheniya 02.05.2017
Сведения об авторе
Поликарпова Надежда Владимировна -
методист отдела обеспечения внутренней оценки качества ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about the author
Polikarpova N.V. - Methodist of the Department «Providing internal quality assessment», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk