ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371
ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Е.А. Солодкова, Д.С. Ильина, А.А. Авдашкин, О.Н. Куприянова, И.Н. Воронина, Г.В. Измайлова
В статье представлен анализ существующих подходов к разработке программы развития образовательной организации. Показана связь программы развития и внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО). Обоснована целесообразность применения в образовательной организации проектно-целевого подхода при формировании программы развития по результатам ВСОКО. Описана структура программы развития как портфеля проектов. Предложен регламент работы образовательной организации по формированию программы развития по результатам ВСОКО на основе проектно-целевого подхода.
Ключевые слова: программа развития, образовательная организация, проектно-це-левой подход, внутренняя система оценки качества образования, регламент образовательной организации.
В настоящее время в практике стратегического управления развитием различных организаций как никогда востребован такой инструмент управления как программа развития. Данный документ представляет собой инструмент инновационного развития социальных институтов, который способен снижать неопределенность будущего развития и существенно повышать «управляемость» этих процессов, рационально и оперативно маневрировать ресурсами. Эти тенденции нашли свое отражение и в системе образования, где управление качеством образования наиболее ощутимо сказывается на всех субъектах образовательных отношений.
В последние годы в деятельности образовательных организаций значительно возросла
роль программы развития как документа стратегического планирования и управления. Ранее наличие программы развития образовательной организации (программа развития) относили к признакам инновационного развития организации, поскольку нормативно наличие такого документа не закреплялось. В настоящее время ФЗ-273 «Об образовании в Российский Федерации» определяет, что «к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации» [7].
Цель программы развития выражается измеримыми количественно индикативными показателями, отражающими степень перехода образовательной организации в качественно новое состояние. Подчеркнем, что «цель» и «результат» равнозначные элементы, позволяющие организовать всю программу развития от этапа целеполагания и до контроля ее результативности. Достижение цели предполагает прохождение ряда «контрольных пунктов» или реализацию задач программы развития. Последние представляют собой максимально конкретизированные частные цели, характеризующиеся набором количественных данных и параметров.
Функционально программа развития является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; определяет ценности и цели, для достижения которых она введена в образовательную организацию; определяет последовательность мероприятий по развитию образовательной организации, организационные формы и методы, средства и условия процесса ее развития; выявляет качественные изменения в образовательном
процессе посредством контроля и мониторинга хода и результатов реализации программы развития.
В научной и педагогической литературе уже сложились определенные подходы к разработке, структуре и реализации программы развития: программно-целевой (М. М. Поташник), деятельностно-компетентностный (В. С. Лазарев), аналитический (В. В. Сериков).
Программно-целевой подход позволяет связать поставленные цели с имеющимися ресурсами и принимать на этой основе взвешенные управленческие решения [5]. Программа развития в русле этого подхода предстает инструментом, который позволяет руководителю осуществлять управление переходом образовательной организации в новое качественное состояние.
Деятельностно-компетентностный подход исходит из определения ключевых проблем, на решение которых направлена программа развития [2]. Предполагается моделирование образа желаемого будущего образовательной организации, что позволяет определить оптимальные цель и задачи программы развития, а также способы их достижения. Прогностическая составляющая и создание образа ожидаемого состояния образовательной организации позволяют конкретизировать поставленные цель и задачи. За счет технологической составляющей структура программы развития приобретает более практико-ориентированный характер. Выявленные проблемы решаются за счет внедрения инноваций, приближающих состояние образовательной организации к образу желаемого будущего.
В основе аналитического подхода лежит аналитическая часть, которую следует строить на основе оценки достигнутого качества образования в образовательной организации в целом [3]. Аналитика позволяет концептуализировать имеющиеся противоречия и составить на этой основе концептуально-прогностическую часть. Достижение результата, заложенного в программе развития, предполагает введение системы индикативных показателей, которым присвоены количественные значения. То есть, с точки зрения данного подхода, программа развития представляет собой модель динамики развития образовательной организации с количественными характеристиками.
Однако отметим, что на данный момент отсутствуют нормативные требования к порядку разработки, структуре и содержанию программы развития на уровне образовательной организации. Учитывая отсутствие четко принятых ориентиров на этапе разработки программы развития первостепенное значение приобретает теоретико-методологическая база, используемая командой управления образовательной организации.
На наш взгляд, для решения этой проблемы целесообразным выглядит интеграция возможностей, представленных выше подходов, поскольку каждый из них может обладать определенным потенциалом.
Авторами статьи рекомендуется использовать при разработке программы развития образовательной организации проектно-целевой подход, основанный на интеграции вышеупомянутых. «Проектно-целевой подход является сегодня как никогда актуальным и перспективным для решения комплексных инновационных управленческих задач во всех сферах общества» [1, с.8]. В рамках данного подхода можно определить программу развития как «локальный нормативный акт образовательной организации, согласованный с учредителем и направленный на эффективное управление образовательной организацией посредством привлечения имеющихся ресурсов в решении значимой для образовательной организации проблемы с целью создания и обеспечения условий достижения, соответствующего современным требованиям качества образования» [6].
В качестве практического ориентира для разработки структуры программы развития образовательной организации следует руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 1050. Данный документ посвящен основам проектной деятельности и управления. В нем прописана общая структура, применение которой выглядит целесообразным при разработке программы развития образовательной организации. Данная структура представлена следующим образом: цели приоритетного проекта (программы), целевые показатели и критерии успешности приоритетного проекта (программы), способы достижения целей и задач приоритетного проекта (программы), ключевые риски и возможности, сроки начала и окон-
чания проекта (программы), оценка бюджета проекта (программы), сведения об исполнителях и соисполнителях мероприятий проекта (программы), иные сведения. В рамках данного документа программа развития обозначена как комплекс взаимосвязанных проектов и мероприятий, объединенных общей целью и координируемых совместно в целях повышения общей результативности и управляемости [4].
Таким образом, структуру программы развития можно представить следующим образом:
1. Паспорт программы развития, в котором отражено емкое описание основных элементов программы развития.
2. Сводный план реализации программы развития, включающий: 2.1. анализ результативности внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) и эффективности реализации программы развития на необходимый период;
2.2. обоснование необходимости разрешения выявленных противоречий на основе проектного управления;
2.3. оценка обоснования цели, задач и способов реализации программы развития; характеристика проектов;
2.4. стратегии и организационные механизмы реализации проектов программы развития;
2.5. индикативные показатели реализации программы развития, «представленные системой оценочных процедур, реализуемых в рамках ВСОКО» [6, с.15];
2.6. сводный план реализации портфеля проектов программы развития
3. Управление реализацией программы развития, а именно организационных структур и должностных лиц, а также документацион-ного обеспечения выполнения необходимых функций
4. Мониторинг и оценка реализации программы развития, включающие описание мониторинговых процедур, указание ответственных за их проведение, сроков проведения, форм фиксации результатов и направленность управленческих решений по результатам мониторинга.
Таким образом, на основе проектно-целе-вого подхода команда управления образова-
тельной организации может разработать оптимальную по своей структуре и достаточную по цели и задачам программу развития. Применение данного подхода позволит: повысить качество управления процессами развития образовательной организации;
обеспечить поэтапное внедрение инновационных процедур и механизмов ВСОКО;
обеспечить максимальную аккумуляцию и контроль ресурсов;
отследить динамику развития образовательной организации с помощью индикативных показателей.
Программа развития - документ творческий, разрабатываемый в конкретной образовательной организации с учетом конкретных условий и конкретного педагогического коллектива, поэтому программу целесообразнее всего проектировать с максимальным привлечением всех участников образовательных отношений: педагогов, обучающихся и их родителей (иных законных представителей), представителей учредителя, социальных партнеров, общественности. Также в проектировании программы развития, постановке цели, задач, особенностей ее содержания и механизмов реализации сложным и важным является анализ и интерпретация результатов ВСОКО. На наш взгляд, руководителям образовательных организаций целесообразнее начать работу по формированию программы развития с составления четкого алгоритма, включающего анализ предыдущей программы развития, интерпретацию результатов ВСОКО, распределение функций по должностям (организационным структурам), сроки выполнения. Данный алгоритм может быть зафиксирован в форме регламента.
Так как программа развития, на наш взгляд, сегодня является локальным документом, определяющим стратегию и тактику организации с точки зрения его функциональности, системности, стабильности, гибкости, способности к развитию, следовательно, предложенный Муниципальным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 47» города Магнитогорска Челябинской области (МОУ «СОШ № 47» г. Магнитогорска) регламент по формированию программы развития по результатам ВСОКО отличается именно этими указанными качествами, а
именно:
- регламент функционален, так как в нём прописаны все действия членов рабочих групп и деятельность администрации по управлению разработкой и реализацией программы развития;
- регламент является системным документом, так как представляет собой вовлечение всех организационных структур, а также предполагает участие родительской общественности в управлении разработкой и реализацией программы развития;
- регламент отражает стабильность организации, так как основывается на имеющихся ресурсах и текущем анализе образовательной деятельности, подтверждающих стабильное состояние образовательной системы школы;
- регламент можно назвать гибким, так как рабочие группы создаются как постоянные и сменные структуры, предназначенные для решения как стратегических, так и локальных проблем, выявленных в ходе реализации старой программы развития и формирования новой;
- регламент отражает способность организации к развитию, так как режим простого функционирования не требует вмешательства указанного количества организационных структур и постановки широкомасштабных задач, в реализации которых задействовано более 70% педагогического коллектива, а также родительская общественность, обучающиеся и социальные партнёры.
Заметим, что МОУ «СОШ № 47» г. Магнитогорска располагается в «спальном районе», в ней более одной тысячи детей, обучающихся в две смены, при этом учреждение испытывает частичную нехватку отдельных материально-технических ресурсов в виде кабинетов, залов, комнат психологической разгрузки, но при этом школа оснащена 3D-техникой, различными предметными лабораториями и обладает абсолютно уникальной системой тьюторского сопровождения реализации образовательных программ, в которую включены не только педагоги, но и родители обучающихся и социальные партнеры.
Регламент ориентирует руководителя, взявшегося за проектирование программы развития образовательной организации, на поэтапное выполнение действий, направленных на достижение главной цели: аккумулирование всех
внутренних ресурсов для организации работы по формированию программы развития по результатам ВСОКО.
Первый (подготовительный) этап в регламенте отражает подготовку информационных данных для принятия решения о необходимости создания новой программы развития. Чтобы осуществить данный этап, необходимо организовать временные рабочие группы для анализа результатов ВСОКО и реализации старой программы развития с точки зрения индикативных показателей, заложенных в ней. Регламент предлагает создание и функционирование 4-х групп, связанных с анализом нормативной базы, методической базы, ВСОКО и работы с общественностью.
В процессе создания рабочих групп стало ясно, что само по себе появление ВСОКО внесло изменения в образовательный процесс школы, потребовалось по-новому взглянуть на систему работы школы, включающую не только внутренний мониторинг, но и внешнюю независимую оценку качества образования. Так, возникла потребность в создании и использовании инструментария, позволяющего оценить образовательные программы всех уровней, в умении интерпретировать полученные данные, в постоянно действующем Методическом семинаре для повышения профессиональной компетентности педагогов и многое другое.
В подготовительном этапе последовательно описаны ожидаемые результаты с одновременным указанием на инструментарий для достижения этих результатов. Так, разработка папки члена рабочей группы позволяет, с одной стороны, регламентировать деятельность человека, а с другой - дать свободу мысли, используя возможность записывать в неё возникающие по ходу работы предложения.
Из регламента четко видно, что деятельность рабочих групп аккумулируется вокруг заместителя директора по учебно-воспитательной работе, который, по нашему мнению, обладает системным видением проблем ВСОКО и способен предложить выстраивание системы оценки качества всех её объектов: программ, условий, результатов. Однако наиважнейшим звеном, на котором замыкаются все организационные структуры, неким центром (ядром), способным мотивировать деятельность рабо-
чих групп и добиваться поставленных целей, заявив о себе на уровне региона, является фигура директора школы. Именно он обладает собственным видением миссии образовательной организации и является авторитетным лицом коллектива, его авангардом. Таким образом, регламент подчёркивает, что ключевым вопросом при формировании программы развития по результатам ВСОКО является кадровый вопрос.
На втором этапе (этап принятия решения) в регламенте предлагается, собственно, принять решение о необходимости управления разработкой программы развития по результатам ВСОКО с помощью проектно-целевого подхода. Целесообразнее заявить общественности (педагогический коллектив, партнёры, родители) о создании новой программы развития на августовском педсовете, призванном определять стратегию организации как минимум на один учебный год. На этом этапе важно создать мобильные рабочие группы по формированию новой программы развития, определить зону их ответственности и включить мотивационный аспект, который может быть выражен как в материальной стороне (включение показателей эффективности труда в систему оплаты труда), так и не в материальной (создание условий для публичных выступлений, написания статей, моральное поощрение, наделение работника необходимыми полномочиями в рамках работы группы). Таким образом, факт принятия решения о формировании программы развития по результатам ВСОКО, определяющего не только начало работы по созданию программы развития, но и новый этап в жизни школы через новые рабочие группы и новое стимулирование труда, позволит установить и закрепить содержание деятельности работников на ближайшие 5 лет сверх их функциональных обязанностей.
Третий (проектировочный) этап в регламенте представлен в форме стратегических сессий, направленных на пошаговое воплощение идеи формирования программы развития по результатам ВСОКО. Таких сессий запланировано две: одна указывает движение от концепции к реальному воплощению через принятие решений, а вторая - от принятия решений - к действию. Внутри первой стратегической сессии МОУ «СОШ № 47» г. Магнитогорска предложено определить структуру программы развития как
«портфеля проектов», каждый из которых является одновременно и автономным документом, и частью программы развития. Показательным является тот факт, что «портфель проектов» состоит из двух больших проектов. Первый проект «Всегда рядом - всегда вместе» необходим для совершенствования и развития краудсорсинга как эффективной технологии управления качеством образования. Второй проект «Кадры решают всё» направлен на совершенствование и развитие профессиональных компетентностей педагогических работников в части оценки качества образования. Данный проект необходим для повышения профессиональной компетентности руководителей и педагогов школы в области осмысления своего места (своей миссии) в единой системе оценки качества образования. Вкупе реализация двух проектов позволит повысить качество образования, сделав упор на решении кадрового вопроса.
В результате проведения стратегических сессий появится проект Программы развития по результатам ВСОКО на 2019-2024 гг., размещенный на официальном сайте организации для профессионально-общественного обсуждения с помощью форума или анкетирования через google-формы. В это же время МОУ «СОШ № 47» г. Магнитогорска согласовывает свой проект с учредителем и получает экспертно-аналитическую справку, что позволяет скорректировать работу при необходимости и воплотить документ уже не в проект, а в программу развития образовательной организации по результатам ВСОКО.
Кроме трёх этапов формирования Программы развития, в регламенте предложено сконцентрироваться на организации информационного сопровождения проекта и получения обратной связи, а также на подготовку организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность организации по реализации Программы развития по результатам ВСОКО на 2019-2024 г.г., что позволит минимизировать риски, добиться максимального вовлечения общественности и работников в проект и, соответственно, получить ожидаемые результаты, преследуя главную цель - повышение качества образования (таблица 1).
Таким образом, из представленного анализа существующих подходов к разработке программы развития образовательной организации по результатам ВСОКО, действительно, целесообразным к применению является проектно-целевой. В рамках данного подхода программа развития становится комплексом взаимосвязанных управленческих проектов, объединенных общей целью обеспечения совершенствования и развития внутренней системы оценки качества образования. При этом каждый проект через систему специально организованных
мероприятий обеспечивает достижение уникальных результатов функционирования ВСОКО [1].
Исходя из этого, становится возможным очень четко структурировать саму программу развития, а также ее содержательное наполнение на основе результатов ВСОКО и эффективно управлять деятельностью педагогического коллектива (рабочих/творческих групп) образовательной организации по формированию данного концептуального документа, например, в форме регламента.
№ п/п
Направления/основные мероприятия
Ответственные
Сроки выполнения
Ожидаемые результаты от реализации мероприятий
1. Подготовка информационных данных для принятия решения о необходимости создания новой Программы развития школы (подготовительный этап)
1.1.
Изучение и SWOT-анализ результатов рейтинговых показателей за 2017-2018 учебный год по основным направлениям работы школы: качественные показатели реализации образовательных программ; индикативные показатели реализации Программы развития на 2015-2019г.г. Рабочая группа № 1. Изучение и самоанализ нормативной базы, регламентирующей деятельность школы: анализ нормативных документов (локальных актов, образовательных программ, положений) Рабочая группа № 2. Изучение и самоанализ методической база школы: анализ содержания методической работы Рабочая группа № 3. Изучение и самоанализ содержания ВСОКО: совершенствование внутренней системы оценки качества образования, обеспечивающей объективную информационную основу принятия решений, в части реализации и описания процедур и инструментария качества образования, а также расширение открытости ВСОКО (оценка качества, программ, условий)
Рабочая группа № 4. Изучение и анализ оценки работы школы общественностью: анализ мнений родителей о процессе реализации программы развития на 20152019 г.г.
заместитель директора по УВР;
члены рабочих групп
15 августа 2018 г.
Пакет аналитических материалов по результатам работы каждой из рабочих групп Перечень ключевых проблем и причин их появления как основа стратегического планирования
План взаимодействия с родительской общественностью
Таблица 1
Регламент работы по формированию Программы развития МОУ «СОШ№ 47» по результатам внутренней системы оценки качества образования города Магнитогорска
(Челябинская область)
внутренней системы оценки качества образования
№ п/п Направления/основные мероприятия Ответственные Сроки выполнения Ожидаемые результаты от реализации мероприятий
1.2. Подготовка материалов, определяющих государственную политику в сфере образования (федеральный и региональный уровень). Дайджест информационных материалов для членов рабочей группы. заместитель директора по УВР 22 августа 2018 г. Рассылка материалов членам рабочих групп с целью изучения
1.3. Подготовка папки члена рабочей группы (листы для внесения предложений и выработки проектов решений по развитию школы) заместитель директора по УВР до 29 августа 2018 г. Папка предложений по выработке проектных решений членов рабочих групп.
1.4. Подготовка опорной презентации для организации стратегической сессии № 1. заместитель директора по УВР до 29 августа 2018 г. Презентация с опорным материалом для проектирования ключевых направлений стратегического развития
1.5. Представление результатов работы рабочих групп заместитель директора по УВР Августовский педсовет Оформленный анализ деятельности школы по результатам реализации Программы развития на 2015-2019г.г. и по результатам ВСОКО
2. Г та ринятие решения о необходимости управления разработкой Программы развития по результа-1м ВСОКО (этап принятия ключевого управленческого решения о проектно-целевом подходе в управлении Программой развития)
2.1. Принятие решения о необходимости и сроках подготовки Программы развития по результатам ВСОКО на педагогическом совете заместитель директора по УВР Августовский педсовет Протокол педагогического совета, приказ по школе «Об утверждении регламента работы по созданию Программы развития по результатам ВСОКО»
2.2. Формирование и подготовка состава рабочей группы, определение ответственных лиц и зон их ответственности заместитель директора по УВР Августовский педсовет Приказ по школе «О создании и функционировании рабочей группы, задействованной в реализации Программы развития по результатам ВСОКО», определяющий создание и прописывание функционала членов рабочей группы
2.3. Мотивационный аспект. Внесение изменений в Положение об оплате труда и перечень критериев и показателей его эффективности и результативности директор ноябрь 2018 г. Локальный нормативный акт о системе оплаты труда, учитывающий особенности реализации Программы развития по результатам ВСОКО; смета расходов
№ п/п Направления/основные мероприятия Ответственные Сроки выполнения Ожидаемые результаты от реализации мероприятий
3. Организация стратегических сессий по проектированию Программы развития школы по результатам ВСОКО на 2019-2024 гг
3.1. Стратегическая сессия № 1 по теме «От концепции к реальному воплощению: пути проектирования эффективного развития школы по результатам ВСОКО» Заседание членов рабочей группы по вопросам обсуждения и выработки единой линии развития школы: 1.Видение, миссия и стратегия школы. 2.Представление некоторых результатов анализа работы школы. 3.Постановка целей и задач развития школы и оценка имеющихся ресурсов развития. 4.Выбор ключевых направлений развития и создание проектных групп (постоянного и сменного составов), функционирующих в проектном режиме для поиска и принятия решений. 5.Определение структуры Программы развития школы по результатам ВСОКО как «портфель проектов»: 5.1. Проект № 1 «Всегда вместе - всегда рядом»: краудсорсинг как эффективная технология управления качеством образования. Многоступенчатая модель тьютор-ского сопровождения образовательного процесса выражена в подпрограммах: 5.1.1. Подпрограмма тьюторского сопровождения педагогов в межаттестационный период. 5.1.2. Подпрограмма тьюторского сопровождения «Тьютор - тьюторант»: 5.1.2.1. Подпрограмма тьюторского сопровождения «СТРИЖ — СТРемление к Инновационной Жизни» (для обучающихся 1-8 классов). 5.1.2.2. Подпрограмма «Планирование карьеры - начало пути» (для обучающихся 911 классов). 5.1.3. Подпрограмма тьюторского сопровождения «особенных детей» «Фасилита-тор». 5.1.4. Подпрограмма тьюторского сопровождения «Семейный тьютор» 5.2. Проект №2 «Кадры решают всё»: совершенствование профессиональных ком-петентностей педагогических работников в части оценки качества образования. Заместитель директора по УВР; члены рабочей группы До 25 сентября 2018 г. Принятие решений по содержанию ключевых направлений стратегического развития. Подготовка пакета выработанного содержания промежуточных путей по направлению развитию школы на 2019-2024 гг. Решение органа государственно-обществен-ного управления о рассмотрении ключевых направлений стратегического развития школы. Приказ по школе «Об утверждении деятельности организационной структуры и состава проектных групп» Положение о проектных группах План-график («дорожная карта») реализации проектов № 1,2 Пакет должностных инструкций, включающих деятельность руководящих и педагогических работников школы по реализации ВСОКО
№ п/п
Направления/основные мероприятия
Ответственные
Сроки выполнения
Ожидаемые результаты от реализации мероприятий
3.2.
Стратегическая сессия №2 по теме: «Итого вый проект Программы развития: от принятия решений — к действию» 1. Организация стартовых мероприятий по созданию Программы развития по результатам ВСОКО на 2019-2024гг.
заместитель директора по УВР;
члены рабочей группы
до 12 октября 2018 г.
Проект Программы развития по результатам ВСОКО на 20192024 гг.
Письмо директора школы о направлении проекта Программы развития школы по результатам ВСОКО на 2019-2024гг. на согласование учредителю
4. Организация информационного сопровождения и получения обратной связи
4.1.
Размещение проекта Программы развития по результатам ВСОКО на 2019-2024г.г. на официальном сайте школы_
заместитель директора по УВР
ноябрь 2018 г.
Страница на сайте школы «Программа раз-
вития»
4.2.
Создание коммуникативного канала обратной связи с заинтересованными участниками образовательных отношений и общественно-профессиональным сообществом по проекту Программы развития школы по результатам ВСОКО на 2019-2024 гг. средствами управленческой технологии крауд-сорсинга (crowdsourcmg)»:
- анкеты для родительской общественности;
- анкеты для профессионального сообщества;
- анкеты для обучающихся;
- экспертно-аналитическая справка учредителя
заместитель директора по УВР
до 01 декабря 2018 г.
Googl-форм на сайте школы с целью осуществления оперативного анкетирования участников образовательных отношений Иные информационные данные от участников образовательных отношений и об-щественно-профессио-нального сообщества
Подготовка организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность учреждения по реализации Программы развития по результатам ВСОКО на 2019-2024г.г.
5.1.
Утверждение Программы развития школы по результатам ВСОКО на 2019-2024 гг.
заместитель директора по УВР; члены рабочей группы
декабрь 2018г.
Протоколы решения о принятии и согласовании Программы развития школы по результатам ВСОКО на 20192024 гг.
5.2.
Разработка проектов документов, регламентирующих реализацию Программы развития школы по результатам ВСОКО на 20192024 гг.
заместитель директора по УВР; члены рабочей группы
декабрь 2018г
Пакет документов, регламентирующих орга-низационно-управлен-ческие мероприятия по реализации Программы развития школы по результатам ВСОКО на 2019-2024 гг.
Список литературы
1. Баранова, Ю. Ю. Программа развития «Регионального центра оценки качества и информатизации образования» как механизм управления комплексным сопровождением развития региональной системы оценки качества образования [Текст] / Ю. Ю. Баранова //Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2018.- №1(4). -С.7 - 13.
2. Лазарев, В. С. Системное развитие школы [Текст] / В. С. Лазарев. - М.: Российское педагогическое агентство. - 2002. -304 с.
3. Методические рекомендации по разработке программы развития образовательной организации. г. Зима, 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.uozima.ru/ doc/proverka.../ Методические,%20програм-ма%20развития.pdf. - Дата обращения: 15.08.2018.
4. Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_206009/
5. Поташник, М. М. Программы развития школ: новый уровень осмысления [Текст] / М. М. Поташник // Народное образование. -- 2007. - № 8. - С. 79-85; Поташник M. М. Хочется все! Здесь и сейчас. О массовой ошибке в подготовке программ развития школы [Текст] / M. М. Поташник // Народное образование». - 2008. - № 9. - С. 104-106.
6. Управление разработкой и реализацией программы развития образовательной организации по результатам внутренней системы оценки качества образования [Текст] : учебно-методическое пособие для программы повышения квалификации «Управление качеством образования в образовательной организации на основе реализации региональной модели оценки качества образования» / А.А. Барабас, Ю.Ю. Баранова, Д.С. Ильина [и др.]. - Челябинск: РЦОКИО, 2018. - 155 с.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. - Ре-
жим доступа : http://zakon-ob-obrazovanii. ru/ (дата обращения: 03.10.2018)
References
1. Baranova, YU. YU. Programma razvitiya «Regional'nogo tsentra otsenki kachestva i in-formatizatsii obrazovaniya» kak mekhanizm upravleniya kompleksnym soprovozhdeniem razvitiya regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya [Tekst] / YU. YU. Baranova //Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2018.- №1(4). - S.7-13.
2. Lazarev, V. S. Sistemnoe razvitie shkoly [Tekst] / V. S. Lazarev. - M.: Rossiyskoe ped-agogicheskoe agentstvo. - 2002. - 304 s.
3. Metodicheskie rekomendatsii po raz-rabotke programmy razvitiya obrazovatel'noy organizatsii. g. Zima, 2015. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: www.uozima.ru/doc/proverka.../Metodiches-kie,%20programma%20razvitiya.pdf. - Data obrashcheniya: 15.08.2018.
4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.10.2016 № 1050 «Ob organizatsii proektnoy deyatel'nosti v Pravitel'stve Ros-siyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_206009/
5. Potashnik, M. M. Programmy razvitiya shkol: novyy uroven' osmysleniya [Tekst] / M. M. Potashnik // Narodnoe obra-zovanie. - 2007. - № 8. - S. 79-85; Potashnik M. M. KHochetsya vse! Zdes' i seychas. O massovoy oshibke v podgotovke programm razvitiya shkoly [Tekst] / M. M. Potashnik // Narodnoe obrazovanie». - 2008. - № 9. - S. 104-106.
6. Upravlenie razrabotkoy i realizatsiey pro-grammy razvitiya obrazovatel'noy organizatsii po rezul'tatam vnutrenney sistemy otsenki kachestva obrazovaniya [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie dlya programmy pov-ysheniya kvalifikatsii «Upravlenie kachestvom obrazovaniya v obrazovatel'noy organizatsii na osnove realizatsii regional'noy modeli otsenki kachestva obrazovaniya» / A.A. Barabas, YU.YU. Baranova, D.S. Il'ina [i dr.]. - CHelyabinsk: RTSOKIO, 2018. - 155 s.
7.Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Ros-
siyskoy Federatsii» № 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 goda [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa : http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (data obrashcheniya: 03.10.2018)
Сведения об авторах Солодкова Екатерина Александровна -
начальник отдела организации научной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Ильина Диана Сергеевна - начальник отдела обеспечения оценки качества образовательных программ ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Авдашкин Андрей Александрович - методист лаборатории организационно-методического сопровождения отдела обеспечения оценки качества образовательных программ, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Куприянова Ольга Николаевна - директор МОУ «СОШ №47» г. Магнитогорска
Воронина Ирина Николаевна - директор МОУ «СОШ №40» г. Магнитогорска
Измайлова Галина Викторовна - методист МУ ДПО «Центр повышения квалификации и информационно-методической
работы» г. Магнитогорска
Information about authors Solodkova E.A. - Head of the Department «Organization of scientific activity», Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Ilyina D.S. - Head of the Department «En-suring the quality assessment of educational programs», Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Avdashkin A.A. - Candidate of Historical Sciences, Methodologist of Laboratory for organizational and methodological support of the Department «Ensuring the quality assessment of educational programs», Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Kupriyanova O.N. - Director of Municipal educational institution «Secondary school №40», Magnitogorsk
Voronina I.N. - Director of Municipal educational institution «Secondary school №40», Magnitogorsk
Izmaylova G.V. - Methodologist of the city organisation of additional professional education «The centre of training courses and informational and methodological work», Magnitogorsk