УДК 371.1.08
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ МОНИТОРИНГОВОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОЦЕНКИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Е.В. Бенко, А.Н. Мищенко
В статье уточняется структура ИКТ-ком-петентности педагога-психолога на основе анализа профессионального стандарта педагога-психолога и концепции профессионального стандарта педагога. Выделены основные компетенции, входящие в состав психолого-педагогического уровня ИКТ-компе-тентности. Данная структура может лечь в основу разработки мониторингового инструментария оценки ИКТ-компетентности педагога-психолога в системе дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, педагог-психолог, профессиональный стандарт, ИКТ-ком-петентность, мониторинговый инструментарий внутренней системы оценки качества образования.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны «систематически повышать свой профессиональный уровень» [9, ст. 48 п.7]. Повышение квалификации работников образования осуществляется учреждениями дополнительного профессионального образования, в обязанность которых (наравне со всеми образовательными организациями) входит «проведение самообследования и обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования» [9, ст. 28 п.13].
Разработка и модернизация внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО) является на сегодняшний день одним из приоритетных направлений работы и в системе дополнительного профессионального образования, поскольку позволяет получать своевременную и достоверную информацию о качестве предоставляемых образовательных услуг. На основе полученных
данных становится возможным принятие эффективных управленческих решений, что, в свою очередь, является «важнейшим условием повышения качества образования и обеспечением конкурентоспособности образовательной организации» [8, с. 32].
При формировании ВСОКО «следует придерживаться норм, установленных нормативными документами федерального и регионального уровней, а также норм, утвержденных локальными актами образовательной организации» [7, с.22]. Функционирование ВСОКО реализуется посредством мониторинговых исследований, характеризующихся систематической диагностикой и анализом качества содержания образовательных программ, условий их реализации и образовательных достижений обучающихся
[3].
Для обеспечения качества образования содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные потребности обучающихся, содержание которых наиболее полно представлено в профессиональных стандартах. Создание и модернизация мониторингового инструментария в рамках ВСОКО, таким образом, должны в первую очередь базироваться на требованиях, изложенных в соответствующих стандартах.
На сегодняшний день, ввиду глобальной информатизации общества, одной из ключевых компетентностей, которой, согласно профессиональным стандартам педагога, педагога-психолога и проекта профессионального стандарта руководителя образовательной организации [4, 5, 6], должен обладать работник сферы образования, становится информационно-коммуникационная компетентность (ИКТ-компетентность). В связи с этим особую значимость приобретает разработка универсального мониторингового инструментария, позволяющего оценить уро-
вень информационно-коммуникационной компетентности слушателей дополнительных профессиональных программ.
ИКТ-компетентность подразумевает квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач. В профессиональную ИКТ-компетентность входят:
- общепользовательская ИКТ-компетент-ность;
- общепедагогическая ИКТ-компетент-ность;
- предметно-педагогическая ИКТ-компе-тентность [2].
Согласно концепции профессионального стандарта педагога [2] общепользовательская ИКТ-компетентность включает в себя базовые навыки использования современных информационно-коммуникационных технологий, которые не зависят от сферы профессиональной деятельности. В рамках данной компетентности педагоги должны систематически использовать в своей повседневной и профессиональной деятельности следующие навыки:
- использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности;
- соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ;
- видеоаудиофиксация процессов;
- клавиатурный ввод;
- аудиовидиотекстовая коммуникация;
- поиск в Интернете и базах данных.
Ввиду специфики профессиональной деятельности для всех работников сферы образования также является обязательным уровень общепедагогической ИКТ-компетент-ности. Данный уровень подразумевает владение навыками использования информационно-коммуникационных технологий непосредственно в образовательном пространстве. Данный уровень компетентности включает в себя следующие навыки:
- педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее
отображение в ИС;
- организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве; следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата); используют предоставленные им инструменты информационной деятельности;
- подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой и в телекоммуникационной среде;
- использование инструментов проектирования деятельности;
- визуальная коммуникацию - использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа;
- предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося;
- оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования;
- учет общественного информационного пространства;
- поддержку формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся [2].
Предметно-педагогическая ИКТ-компе-тентность же включает в себя навыки использования информационно-коммуникационных технологий непосредственно в рамках учебного предмета, который преподаёт данный педагог. В связи с этим данный уровень ИКТ-компетентности имеет разную специфику для преподавателей различных учебных дисциплин.
Исходя из характеристики установленных концепцией профессионального стандарта педагога уровней педагогической ИКТ-ком-петентности можно сделать вывод, что для оценки у работников образования первых двух уровней возможно использовать единый мониторинговый инструментарий, или
его инвариантную часть. В то же время диагностика третьего уровня - предметно-педагогической ИКТ-компетентности - требует более дифференцированного подхода.
В концепции профессионального стандарта педагога [2] сформулированы различные элементы предметно-педагогической ИКТ-компетентности педагогов-предметников, на основании которых можно подготовить специфические вопросы и задания для преподавателей конкретных дисциплин. Однако, в концепции отсутствуют необходимые элементы для такой категории работников образования как педагог-психолог. Это обуславливает необходимость определить содержание третьего уровня ИКТ-компе-тентности именно для данной категории педагогических работников.
Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога, в первую очередь, характеризуется необходимостью проведения психологических исследований, которые подразумевают умение использовать методы статистического анализа данных и верификации полученных результатов. Обработка и анализ результатов «вручную» при помощи методов математической статистики требуют затраты больших временных ресурсов, а также, ввиду большого обилия цифр, фор-
мул и утомительности подсчётов, могут сопровождаться ошибками. Применение программного обеспечения, позволяющего хранить большие базы данных и проводить с ними все необходимые статистические процедуры, значительно сокращает временные затраты и исключает ошибки в расчётах. В свою очередь это даёт возможность больше времени уделять непосредственно интерпретации полученных результатов и составлению рекомендаций на их основе.
В связи с этим становится очевидным, что на данный момент ИКТ-компетентность для педагога-психолога является одной из базовых в профессиональной компетентности и имеет свою специфику по сравнению с ИКТ-компетентностью других работников образования.
Для того, чтобы определить для данной категории слушателей содержание третьего уровня ИКТ-компетентности - психолого-педагогического - необходимо рассмотреть требования профессионального стандарта педагога-психолога (психолога в сфере образования) [4]. На основе анализа вышеуказанных требований, мы выделили знания, умения и трудовые действия педагога-психолога, которые относятся к психолого-педагогической ИКТ-компетентности (таблица 1).
Таблица 1
Необходимые знания, умения и трудовые действия педагога-психолога, входящие в психолого-педагогическую ИКТ-компетентность (на основании профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования) [4]»
Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ
Необходимые умения Использовать качественные и количественные методы психологического обследования
Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований
Проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий
Необходимые знания Методы статистического анализа данных психологического исследования
Методы верификации результатов исследования
Методы интерпретации и представления результатов исследования
Психологическая диагностика детей и обучающихся (в том числе с ограниченными возможностями здоровья)
Трудовые действия Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы
Необходимые умения Планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов
Необходимые знания Методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики
Методы математической обработки результатов психологической диагностики
Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования
Анализ указанных в профессиональном стандарте педагога-психолога требуемых знаний, умений и трудовых действий позволил выделить основные компетенции психолого-педагогического уровня ИКТ-компе-тентности:
- разработка, организация и сопровождение мониторинга личностных и метапредметных результатов обучающихся;
- владение методами компьютерной психодиагностики;
- формирование и ведение баз данных;
- использование программного обеспечения, позволяющего проводить статистическую обработку данных;
- использование средств презентации и визуализации (в том числе создание таблиц, графиков, диаграмм и т.д.);
- знание качественных информационных источников в области психологии.
Таким образом, структура диагностического инструментария оценки ИКТ-компе-тентности педагога-психолога должна включать в себя три уровня заданий с нарастающей сложностью. И если первые два уровня - общепользовательский и общепедагогический - могут содержать в себе задания общие для всех работников образования, в том числе и руководителей [1], то для оценки третьего уровня - психолого-педагогического - необходимо включать задания, отражающие специфику работы психолога в образовательной организации.
Форма предоставления и содержание заданий мониторинга ИКТ-компетентности зави-
сит от технического оснащения организации дополнительного образования. Безусловно, наиболее соответствующей формой при оценке ИКТ-компетентности является решение профессиональных задач при помощи соответствующего программного обеспечения на компьютере. Такими профессиональными задачами для оценки психолого-педагогического уровня ИКТ-компетентности могут выступать, например, задания на подсчёт определенных статистических критериев, построение графиков, сортировку и систематизацию информации в базах данных и т.д.
При отсутствии возможности создания диагностического инструментария с использованием соответствующего программного обеспечения, возможно проведение подобной диагностики посредством тестовых заданий и кейсов. В данном случае вопросы должны иметь практическую направленность и затрагивать основные компетенции психолого-педагогического уровня ИКТ-компетентности.
Дальнейшим этапом нашего исследования станет непосредственно разработка инвариантных тестовых заданий для диагностики общепользовательского и общепедагогического уровней ИКТ-компетентности, а также создание примерных заданий для оценки третьего уровня ИКТ-компетентности у различных категорий работников образования.
Список литературы
1. Бенко, Е.В. Теоретические предпосылки
модернизации мониторингового инструментария оценки ИКТ-компетентности руководителя образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования [Текст] / Е.В. Бенко // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск: ЧИППКРО, 2018. - № 2 (35). - С. 50-56.
2. Концепция и содержание профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс]. / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: Ы^://минобрнауки.рф/документы/3071 (дата обращения 20.08.2018).
3. Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области : (утверждена Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016) [Текст] / Министерство образования и науки Челябинской области. -Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 46 с.
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_185098/ (дата обращения: 14.08.2018).
5. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/onli-ne.cgi?req=doc&base=PNPA&n= 16035#01715 8359732194284 (дата обращения 21.08.2018).
6. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/pri me/doc/70435556/#ixzz3 CEHHUe8z (дата обращения: 21.08.2018).
7. Солодкова, Е.А. Нормативно-правовые аспекты содержания и организации внутренней системы оценки качества дошкольного образования [Текст]. / Е.А. Солодкова //
Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2016. - №1. - С. 2024.
8. Степанова, И.Ю. Управление функционированием внутренней системы оценки качества дополнительного профессионального образования работников образования / И.Ю. Степанова, Н.В. Поликарпова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2017, №2 (3). - C. 30-33.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 13.08.2018).
References
1. Benko, E.V. Teoreticheskie predposylki modernizatsii monitoringovogo instrumentariya otsenki IKT-kompetentnosti rukovoditelya obrazovatel'noy organizatsii v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya / E.V. Benko // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. -CHelyabinsk: CHIPPKRO, 2018. - № 2 (35). -S. 50-56.
2. Kontseptsiya i soderzhanie professional'nogo standarta pedagoga [Elektronnyy resurs]. // Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii. URL: https://minobrnauki.rf/dokumenty/3071 (data obrashcheniya 20.08.2018).
3. Kontseptsiya regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya CHelyabinskoy oblasti : (utverzhdena Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 14.12.2016) / Ministerstvo obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti. - CHelyabinsk: RTSOKIO, 2017. - 46 s.
4. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 24.07.2015 № 514n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog-psiholog (psiholog v sfere obrazovaniya)» [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: www.consultant.ru (data obrashcheniya: 14.08.2018).
5. Proekt Prikaza Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsi «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Rukovoditel' obrazovatel'noy organizatsii»
[Elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/cons /cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=1603 5#017158359732194284 (data obrashcheniya 21.08.2018).
6. Professional'nyy standart pedagoga (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshchem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii) (vospitatel', uchitel') (utv. prikazom Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n) [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/products/ipo/pri me/doc/70435556/#ixzz3 CEHHUe8z (data obrashcheniya: 21.08.2018).
7. Solodkova, E. A. Normativno-pravovye aspekty soderzhaniya i organizatsii vnutrenney sistemy otsenki kachestva doshkol'nogo obrazovaniya. [Elektronnyy resurs] / E. A. Solodkova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -
2016. - №1. - S. 20-24.
8. Stepanova I.YU., Polikarpova N.V. Upravlenie funktsionirovaniem vnutrenney sistemy otsenki kachestva dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya rabotnikov obrazovaniya / I.YU. Stepanova, N.V. Polikarpova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -
2017, №2 (3). - C. 30-33.
9. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 g.
№ 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 13.08.2018).
Сведения об авторах Бенко Елизавета Вячеславовна -
кандидат психологических наук, начальник отдела образовательной статистики ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Мищенко Андрей Николаевич -заместитель директора лицея по общим вопросам ГБОУ "Челябинский областной многопрофильный лицей-интернат для одарённых детей", г. Челябинск
Information about authors Benko E.V. - Candidate of Psychological Sciences, Head of the Department for Education Statistics, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Mishchenko A.N. - Deputy Director for General Issues State budgetary educational institution "Chelyabinsk regional
multidisciplinary boarding school for gifted children", Chelyabinsk
УДК 37.014
О РЕЗУЛЬТАТАХ И ЭФФЕКТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Е.Ю. Скочилова
В статье раскрывается понятие «образовательная организация - опорная площадка», дана краткая характеристика организационного механизма для взаимодействия с образовательными организациями Челябинской области - «Положение об образовательной организации - опорной площадке». Представлен опыт реализации задач по совершенствованию и развитию региональной системы оценки качества образования, описаны результаты и эффекты взаимодействия Регионального центра оценки качества и информатизации образования с опорными площадками.
Ключевые слова: качество образования, региональная система оценки качества образования, образовательные организации, опорная площадка.
В документах, определяющих цели и направления развития системы образования в Российской Федерации, отмечается необходимость в становлении общероссийской системы оценки качества образования [3]. Одним из актуальных её направлений является региональная система оценки качества образования [4]. В Челябинской области создана и функционирует региональная система оценки качества образования. Методология региональной системы оценки качества образования (РСОКО) определена Концепцией РСОКО (Концепция), которая представляет собой неразрывное единство нормативного, системного и деятельностного подходов [2].
Концепция РСОКО содержит ключевые понятия, определённые Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», одно из которых «оценка качества образования на региональном уровне». Ее определяют как оценку образовательных достижений слушателей (обучающихся), каче-
ства образовательных программ дополнительного профессионального образования, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации, деятельности всей образовательной системы региона и её подсистем с учётом стратегических приоритетов и особенностей развития системы образования Челябинской области [3]. В соответствии с Концепцией одной из задач РСОКО является ее совершенствование, которое проходит в несколько этапов [2].
Одним из управленческих решений Министерства образования и науки Челябинской области, как регионального органа управления образованием, для совершенствования РСОКО выступает: концептуализация и распространение передового опыта реализации РСОКО на уровне муниципалитетов, а также образовательных организаций [2].
Для реализации управленческого решения должны быть созданы необходимые условия, обеспечивающие совершенствование РСОКО, посредством концептуализации и распространения опыта образовательных организаций Челябинской области. Одним из таких условий являются региональные мероприятия в сфере оценки качества образования на основе совместного использования комплекса кадровых, организационных, нормативных и информационных ресурсов на всех уровнях управления (региональном, муниципальном, институциональном) [2].
Региональным координатором и исполнителем мероприятий в сфере оценки качества и информатизации образования выступает Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО).
Для обеспечения выполнения комплекса мероприятий, связанных с оценкой качества