Но при этом все дошкольники находятся под присмотром взрослых, а следовательно воспитатель и помощник, могут легко и быстро помочь тем, у кого возникают проблемы. Так же благодаря тому, что одевание на прогулку в какой-то степени превращается в конвейер, педагогу легче определить успехи или затруднения ребят в процессе раздевания, одевания или складывания одежды.
Следующий алгоритм - это алгоритм «Мытье рук», располагается он в туалетной комнате над раковинами. Мытье рук - обязательная гигиеническая процедура для взрослых и детей, поэтому перед педагогами стоит задача научить ребят делать это самостоятельно. В туалетной комнате ребенок наглядно видит «инструкцию» в картинках и понимает, что для мытья рук ему сначала нужно открыть кран, затем взять мыло, помыть руки, закрыть кран, вытереть руки полотенцем. Так же педагог напоминает о необходимости экономить мыло и не баловаться с ним, аккуратно стряхивать воду с рук и не разливать ее на пол, пользоваться только своим полотенцем и вешать его на место, выключать за собой воду. Проговаривание таких элементарных действий и использование алгоритмов упрощает обучение детей и те ребята, которые уже могут самостоятельно мыть руки, даже если что-то забывают, могут увидеть подсказку, прямо перед своими глазами.
Так же в группе мы разместили маркеры в виде картинок, изображающих соответствующую зону, что значительно упростило процесс обучения детей уборке игрушек на свои места. Ведь ребята сами видят, где и какая игрушка должна находиться, а, следовательно, самостоятельно складывают их на место и быстрее обучаются этому.
Но маркеры и различные визуализации, удобны не только для детей и их обучения, но и для самих педагогов. Так в группе мы разместили подсказки и для воспитателей, ведь их принцип очень прост, посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Это напоминания, о необходимости выключении света, электрооборудования, перекрытия воды и закрытия окон.
Таким образом, соблюдая первые принципа системы 5С, у детей прививаются навыки правильного одевания, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты и многие другие, а у педагогов формируются привычка точного соблюдения процедур и главное экономии времени в этих процессах.
Список использованной литературы:
1.Герасимова А.И., Ярмухаметова И. В. «Применение системы 5S в учебных мастерских». Москва, Н, 2016 школа
2.ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 января 2020 года N 17-пп «Об утверждении стратегии развития образования Белгородской области "Доброжелательная школа" на период 2020 - 2021 года».
3.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е. Вераксы.
© Бочарова Е. С., Криволапова А. А., 2020
УДК 372.854
Быкова О.С.,
учитель химии, высшая квалификационная категория ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат»
г. Белгород
ПРАКТИКА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЭТАПЕ ОСВОЕНИЯ ХИМИИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Статья раскрывает некоторые особенности дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с
~ 102 ~
ограниченными возможностями здоровья на уроках химии. В статье показана значимость применения интерактивных технологий на уроках химии в условиях дистанционного обучения. Рассматриваются их цели, задачи и эффективность в процессе обучения.
Ключевые слова:
дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, дистанционное обучение,
социальная адаптация, адаптивная среда.
Дистанционное обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает основную опору на средства информационных и коммуникационных технологий, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. [1]
Химия, как предмет, вводится, в основном, в восьмом классе. Правильно организованные дистанционные занятия позволяют детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья применять полученные химические знания на практике, способствуют решению проблем социальной адаптации. [2]
Планируя дистанционное обучение, составляя индивидуальный образовательный план для учащегося, следует познакомить его с основными разделами, темами предмета и изучаемыми вопросами. Это позволит учителю выявить имеющиеся представления, определить уровень развития, интересы, потребности в отдельных областях знаний. Такая предварительная работа помогает учителю добиваться выполнения поставленных задач, проводить занятия в соответствии с индивидуальными возможностями ученика. [3]
С особым интересом, как ко всему новому, восьмиклассники относятся к первым урокам, на которых происходит знакомство с химическими знаками. Задача педагога облегчить этап запоминания. Он будет более успешным, если применить игровую форму ведения урока и использовать карточки с символами элементов. Некоторые разделы химии являются достаточно сложными для усвоения даже обычной категорией учащихся. Они требуют запоминания, и заучивания определенной части информации. Такие разделы, как и записи сложных химических уравнений, следует исключить. Однако содержание предмета включает вопросы, знание которых может быть не только интересным, но и полезным для применения даже в повседневной жизни. К таким вопросам можно отнести следующие темы: явления в быту и вокруг нас; вещества в моем доме, обращение с ними; вода в природе и в быту, роль для живых организмов, проблема охраны и др. [1]
Вызывает интерес информация о причине названий некоторых элементов, совпадающих с названием планет, стран, фамилиями ученых. Это может послужить поводом для самостоятельной деятельности, при осуществлении которой ученик пробует самостоятельно извлекать информацию, используя ресурсы интернета (исходя из особенностей здоровья). [2]
Чтобы занятия были более эффективными и дали свой результат, педагогу необходимо: излагать материал в доступной форме небольшими блоками, закрепляя на каждом этапе полученную информацию. Необходимо использовать наглядность - это виртуальные опыты, эксперименты, интерактивные таблицы и схемы. Нельзя перегружать обучающегося новыми понятиями, для лучшего усвоения вводить их поэтапно. Для самостоятельного выполнения давать ученику более простые задания, постепенно усложняя их. Для более трудных заданий использовать алгоритм их выполнения и использовать в работе инструкции, опорные схемы, позволяющие извлекать необходимую информацию. При организации практической деятельности, четко разъяснять последовательность каждого этапа задания. Дать возможность ребенку оценить свою деятельность, помочь увидеть и исправить ошибку, незаметно создавая ситуацию успеха. [2]
Практика показывает, что изучение некоторых вопросов основ химии на ступени основного общего образования позволяет детям - инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья быть более уверенными в решении некоторых бытовых ситуаций и социальной адаптации через применение химических знаний на практике.
Список использованной литературы:
1. Дорофеев М.В. Дистанционное обучение химии школьников с ограниченными возможностями. Химия. Методика преподавания в школе, 2004, № 8, с. 41-48.
2. Емцова О.М., Васильева П.Д. Дистанционное обучение химии детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновации в преподавании химии. Сб. науч. и науч.-метод.трудов. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2012. - С. 84-87.
3. Мясникова М. С. Инновации в образовании: дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья / М. С. Мясникова. - Текст : непосредственный //Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. г. Уфа, ноябрь 2013. - С. 149-151.
© Быкова О.С., 2020
УДК37
Усольцева Е.В.
к.пед.н, доцент АНО ВО «РосНОУ» г. Москва, РФ Ефимова Е.В.
Студент 3 курса АНО ВО «РосНОУ»
г. Москва, РФ
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ДИСПРАКСИЯ Аннотация
В статье рассматривается артикуляционная диспраксия, как одно из видов нарушения речи, её локализация в структурах головного мозга и этапы координационной работы.
Ключевые слова Диспраксия, соматогнозис, нарушение речи, моторное планирование.
Диспраксия - это нарушение сферы произвольных движений у детей при отсутствии патологии мышечного тонуса, параличей и прочих отклонений, которое проявляется в трудностях выполнения различных действий (особенно сложных) и проблемах координации.
Изучением диспраксии занимаются неврологи, нейропсихологи, сенсорные терапевты и логопеды. Сенсорные терапевты выделяют два вида диспраксии: сенсорносвязанную и диспраксию, связанную с кортикальной дисфункцией. Некоторые ученые включают в диспраксию нарушение постурального контроля, некоторые выделяют отдельно.
Слово «диспраксия» состоит из двух частей: «дис» - нарушение, отклонение от нормы; «праксис» -способность совершать последовательные и целенаправленные движения по заданному плану. Синоним «праксиса» - моторное планирование.
Существует несколько видов праксиса: предметный, символический, несимволический, общий, кистевой и пальцевый, оральный и артикуляционный.
Артикуляционный праксис отвечает за экспрессивную речь и тесно связан со слуховым гнозисом. А.Р.Лурия выделял два вида праксиса: кинестетический (чувствительный, афферентный, центростремительный) и кинетический (двигательный, эфферентный, центробежный). Кинестетический вид праксиса - это способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляционные уклады. Кинетический праксис - способность произносить серии звуков речи. Требует от ребёнка умения совершать переключение с одной артикуляционной позы на другую. Переключение с одной
~ 104 ~