УДК37
Бочарова Е. С.
воспитатель Криволапова А. А.
воспитатель МБДОУ ДС№71 «Почемучка» г. Старый Оскол, Белгородская область
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЛАДШЕМ
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация
В статье представлен опыт внедрения элементов бережливых технологий в работу с детьми младшей группы.
Ключевые слова:
"Бережливое образование", алгоритм, маркер, визуализация.
В настоящее время в Белгородской области активно реализуется стратегия развития образования Белгородской области "Доброжелательная школа". Одним из направлений данной стратегии является внедрение проекта "Бережливое образование" в работу образовательных учреждений. Бережливое образование является инновационной управленческой технологией для системы дошкольного образования, но по духу оно весьма актуально и отвечает внутренним установкам квалифицированных педагогов. Основной целью внедрения бережливых технологий является повышение безопасности детей, современную организацию рабочих мест, повышение информированности родителей воспитанников, формирования бережливого сознания дошкольников.
Одной из задач бережливого образования является - внедрения инструментов и методов бережливого управления "визуализация" и системы в такой последовательности, чтобы это не
превратилось в дополнительные потери. К концу 2020 года педагогические работники в большей или меньшей степени знакомы с системой "58" - это сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация и совершенствование.
В младших группах детского сада, в связи с особенностями психологических и возрастных особенностей детей, возможно внедрение первых 3 пунктов системы "58" - это сортировка, соблюдение порядка и содержание в чистоте.
При организации режимных моментов в группе используются различные алгоритмы для детей. Так как именно в раннем возрасте начинается активное обучение детей элементам самообслуживания, в раздевалке на дверцах шкафчиков внутри висят картинки с алгоритмами размещения вещей, чтобы ребенок мог «подсмотреть» как правильно и быстро одеться, а так же куда эти вещи сложить.
Так же хотелось бы подробнее рассказать о процессе подготовки к прогулке и экономии времени и сил педагогов в этом процессе. При сборе на прогулку, у детей и воспитателей уже выработан четкий алгоритм действий. Так все ребята ставят стулья на ковер и начинают раздеваться и аккуратно складывать вещи на стулья, тем временем педагог и помощник воспитателя наблюдают за техникой складывания вещей и помогают в случае необходимости. Постепенно те дети, которые уже самостоятельно разделись, идут в раздевалку выбирают нужные вещи, на прогулку, такие как колготки, штаны, кофты и идут в группу, где самостоятельно или с помощью взрослых одеваются. После чего, когда все ребята уже собраны, они идут надевать верхнюю одежду и обувь. Таким образом, в процессе сбора не создаются такие проблемы, как:
-шум и баловство в процессе сбора;
-ребята не путают одежду друг друга, так как берут вещи, которые принадлежат им и сразу начинают одеваться;
-дети не перенагреваются из-за того что одни собираются быстрее, чем другие.
Но при этом все дошкольники находятся под присмотром взрослых, а следовательно воспитатель и помощник, могут легко и быстро помочь тем, у кого возникают проблемы. Так же благодаря тому, что одевание на прогулку в какой-то степени превращается в конвейер, педагогу легче определить успехи или затруднения ребят в процессе раздевания, одевания или складывания одежды.
Следующий алгоритм - это алгоритм «Мытье рук», располагается он в туалетной комнате над раковинами. Мытье рук - обязательная гигиеническая процедура для взрослых и детей, поэтому перед педагогами стоит задача научить ребят делать это самостоятельно. В туалетной комнате ребенок наглядно видит «инструкцию» в картинках и понимает, что для мытья рук ему сначала нужно открыть кран, затем взять мыло, помыть руки, закрыть кран, вытереть руки полотенцем. Так же педагог напоминает о необходимости экономить мыло и не баловаться с ним, аккуратно стряхивать воду с рук и не разливать ее на пол, пользоваться только своим полотенцем и вешать его на место, выключать за собой воду. Проговаривание таких элементарных действий и использование алгоритмов упрощает обучение детей и те ребята, которые уже могут самостоятельно мыть руки, даже если что-то забывают, могут увидеть подсказку, прямо перед своими глазами.
Так же в группе мы разместили маркеры в виде картинок, изображающих соответствующую зону, что значительно упростило процесс обучения детей уборке игрушек на свои места. Ведь ребята сами видят, где и какая игрушка должна находиться, а, следовательно, самостоятельно складывают их на место и быстрее обучаются этому.
Но маркеры и различные визуализации, удобны не только для детей и их обучения, но и для самих педагогов. Так в группе мы разместили подсказки и для воспитателей, ведь их принцип очень прост, посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Это напоминания, о необходимости выключении света, электрооборудования, перекрытия воды и закрытия окон.
Таким образом, соблюдая первые принципа системы 5С, у детей прививаются навыки правильного одевания, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты и многие другие, а у педагогов формируются привычка точного соблюдения процедур и главное экономии времени в этих процессах.
Список использованной литературы:
1.Герасимова А.И., Ярмухаметова И. В. «Применение системы 5S в учебных мастерских». Москва, Н, 2016 школа
2.ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 января 2020 года N 17-пп «Об утверждении стратегии развития образования Белгородской области "Доброжелательная школа" на период 2020 - 2021 года».
3.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е. Вераксы.
© Бочарова Е. С., Криволапова А. А., 2020
УДК 372.854
Быкова О.С.,
учитель химии, высшая квалификационная категория ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат»
г. Белгород
ПРАКТИКА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЭТАПЕ ОСВОЕНИЯ ХИМИИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Статья раскрывает некоторые особенности дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с
~ 102 ~