Список использованной литературы:
1. Дорофеев М.В. Дистанционное обучение химии школьников с ограниченными возможностями. Химия. Методика преподавания в школе, 2004, № 8, с. 41-48.
2. Емцова О.М., Васильева П.Д. Дистанционное обучение химии детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновации в преподавании химии. Сб. науч. и науч.-метод.трудов. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2012. - С. 84-87.
3. Мясникова М. С. Инновации в образовании: дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья / М. С. Мясникова. - Текст : непосредственный //Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. г. Уфа, ноябрь 2013. - С. 149-151.
© Быкова О.С., 2020
УДК37
Усольцева Е.В.
к.пед.н, доцент АНО ВО «РосНОУ» г. Москва, РФ Ефимова Е.В.
Студент 3 курса АНО ВО «РосНОУ»
г. Москва, РФ
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ДИСПРАКСИЯ Аннотация
В статье рассматривается артикуляционная диспраксия, как одно из видов нарушения речи, её локализация в структурах головного мозга и этапы координационной работы.
Ключевые слова Диспраксия, соматогнозис, нарушение речи, моторное планирование.
Диспраксия - это нарушение сферы произвольных движений у детей при отсутствии патологии мышечного тонуса, параличей и прочих отклонений, которое проявляется в трудностях выполнения различных действий (особенно сложных) и проблемах координации.
Изучением диспраксии занимаются неврологи, нейропсихологи, сенсорные терапевты и логопеды. Сенсорные терапевты выделяют два вида диспраксии: сенсорносвязанную и диспраксию, связанную с кортикальной дисфункцией. Некоторые ученые включают в диспраксию нарушение постурального контроля, некоторые выделяют отдельно.
Слово «диспраксия» состоит из двух частей: «дис» - нарушение, отклонение от нормы; «праксис» -способность совершать последовательные и целенаправленные движения по заданному плану. Синоним «праксиса» - моторное планирование.
Существует несколько видов праксиса: предметный, символический, несимволический, общий, кистевой и пальцевый, оральный и артикуляционный.
Артикуляционный праксис отвечает за экспрессивную речь и тесно связан со слуховым гнозисом. А.Р.Лурия выделял два вида праксиса: кинестетический (чувствительный, афферентный, центростремительный) и кинетический (двигательный, эфферентный, центробежный). Кинестетический вид праксиса - это способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляционные уклады. Кинетический праксис - способность произносить серии звуков речи. Требует от ребёнка умения совершать переключение с одной артикуляционной позы на другую. Переключение с одной
~ 104 ~
артикуляционной позы на другую сопровождается вставными фрагментами «коартикуляциями». Они влияют на произношение соседних звуков и делают нашу речь слитной и плавной. Важно понимать, что любой праксис обусловлен предметом. И для артикуляционного праксиса - это акустический образ звука. Ребёнок выбирает артикуляционную позу в зависимости от того, что услышал, а не от того что увидел и повторил. Поэтому фонематическое восприятие первично для правильного артикуляционного уклада в норме развития. В подтверждение этого вспомним, что различать звуки речи ребёнок начинает раньше, чем их произносить.
Локализуется диспраксия в центральной нервной системе. Организация движений в целом по мнению Н.А.Бернштейна больше похожа на кольцо, нежели дугу, как это описывал И.П. Павлов.
В этих теориях много споров, но для нас главное понимание того, что человек постоянно взаимодействует со средой, непрерывно получая сенсорные ощущения, которые интегрируются и являются основой для ответной (адаптивной) моторной реакции. В то время как эта моторная реакция помогает получить новые сенсорные ощущения и скорректировать новый моторный ответ.
Итак, что же первично возникло у младенца гнозис (дифференциация сенсорных ощущений) или праксис? Это вопрос на который не будет точного ответа. Одни ученые говорят о том, что невозможно определить первичность этих процессов. Потому что, ребёнок, беря игрушку в руку, получает сенсорные ощущения о её фактуре, температуре, размере, но, чтобы взять её, необходимо оценить расстояние, размер и так далее.
Суть в следующем, чтобы получить какие-либо сенсорные ощущения, необходимо совершить целенаправленное действие, но чтобы совершить действие, надо иметь представление об окружающей среде (сенсорный эталон).
Другие эксперты говорят о том, что первичен гнозис. Ребёнок рефлекторно совершает движение (это ещё не праксис), задевает какой-то предмет и получает представление о нём с помощью сенсорных систем.
Что же мы знаем о локализации праксиса в центральной нервной системе? Праксис - это именно произвольные и целенаправленные движения, поэтому их организацию мы начинаем рассматривать с коры головного мозга, пропуская подкорковые структуры, обслуживающие техническую сторону движения. Кора больших полушарий функционально делиться на первичные, вторичные, и третичные поля.
Первичные занимают меньшую площадь и имеют очень специфические нейроны (зрительные, слуховые и так далее). Они отвечают за способность видеть, слышать.
Вторичные поля больше по площади, их нейроны менее специфичны, поэтому и коррекции они поддаются лучше. В этих зонах челок не просто фиксирует сигнал и определяет его модальность, но и дифференцирует его, основываясь на опыте и общении. При нарушении этих областей человек не теряет способности слышать и видеть, но не может дифференцировать услышанное или увиденное.
Третичные поля - это «огромный огород», в котором разные сенсорные системы интегрируются и дополняют друг друга. Здесь большие возможности коррекции и компенсации, если не упущено время. В этих полях происходят все когнетивные процессы обработки сенсорной информации.
В большей степени нас интересуют две области. Первая - это премоторная кора, которая отвечает за произвольные и двигательные акты и их планирование. Находится она кпереди от прецентральной извилины. В этой же зоне локализуется центр Брока (двигательный центр речи). Вторая область - отвечает за соматогнозис и тактильную чувствительность. Это вторичная соматогнозисная зона, которая находится в теменной доле.
Давайте подумаем и определим, при поражении какой зоны мы говорим об эфферентной диспраксии, а при какой об афферентной диспраксии? Конечно же при афферентной артикуляционной диспраксии нарушение локализуется в соматосенсорной зоне. Основной является снижение тактильной чувствительности и нарушение соматогнозиса, что не позволяет быстро и легко принять артикуляционную позу. Следовательно, эфферентная артикуляционная диспраксия наблюдается при поражении премоторной зоны, которая отвечает за программирование произвольных двигательных актов.
~ 105 ~
Рассмотрим этапы координационной работы при артикуляционной диспраксии - развитие соматогнозиса. Этот этап проходят дети с более тяжелой афферентной формой. Соматогнозис - это восприятие своего тела. В сонорной интеграции нарушение этого процесса называется соматопраксия. При этом основная сенсорная система, которая страдает - тактильная (теменая зона, постцентральная извилина). Тактильная система распознает качество и локализацию внешнего стимула, воздействующую на кожу. За восприятие этих сенсорных ощущений отвечает несколько видов рецепторов: -механорецепторы (основные), когда на рецептор воздействует механическая сила (прикосновение, растяжение, вибрация), запускается процесс передачи нервного сигнала.
- терморецепторы отвечают за интерпретации температурных воздействий.
Важно понимать, что тактильная восприимчивость зависит от плотности рецепторов, и больше она в тех зонах, которые воздействованы в более тонко организованных действиях. Эти зоны: кончики пальцев и область вокруг глаз.
Еще две системы, которые могут нарушаться при соматодиспраксии - проприоцептивная и вестибулярная, которые очень связаны между собой.
Итак, тактильная чувствительность необходима для организации движений. Это доказывает большое количество рецепторов вокруг рта. Следовательно, ухудшение тактильной чувствительности способствует снижению качества звукопроизносительной стороны речи, а иногда не позволяет речи звучать.
Список использованной литературы:
1. Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников : практическое пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 157 с. - (Высшее образование)
2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / под ред. О. Г. Газенко ; изд. подгот. И. М. Фейгенберг ; редкол. : А. А. Баев (пред.) и др.; АН СССР. - М. : Наука, 1990. - 494, [1] с. : 1 л. портр., ил. - (Классики науки). - Библиогр.: с. 480-487. - Имен. указ.: с.488-491.
3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. -- М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384,(16)с.- (Высшая школа)
4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с
5. Павлов И. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. - М.: Издательство Э «Великие ученые», 2017. - 480
© Усольцева Е.В., Ефимова Е.В., 2020
УДК 372
Жибоедова С. А.
воспитатель МБДОУ Д/С №71 «Почемучка» Белгородская область, г. Старый Оскол, РФ
ВНЕДРЕНИЕ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОУ
Аннотация
В статье поднимается актуальная проблема бережливого производства в дошкольном учреждении. Рассматривается использование технологий бережливого производства с целью формирования устойчивой модели бережливого поведения дошкольников на основе популяризации культуры
~ 106 ~