Научная статья на тему 'Дистанционное обучение химии детей с ограниченными возможностями здоровья'

Дистанционное обучение химии детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
908
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ / НДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ / REMOTE EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES / INDIVIDUAL APPROACH / TEACHING CHEMISTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емцова Ольга Михайловна, Кучинский Виктор Францевич

В статье рассматривается проблема дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, адаптация и индивидуализация обучения химии на основе технологии укрупнения дидактических единиц, личностно-ориентированный подход к организации процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емцова Ольга Михайловна, Кучинский Виктор Францевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Remote learning chemistry by children with disabilities

The article considers the problem of distance education of children with disabilities, adaptation and personalization of learning chemistry on the basis of technology of consolidation of didactic units, personality-oriented approach to the organization of the training process.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение химии детей с ограниченными возможностями здоровья»

6. Максудов Р.Р., Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения. Российская модель школьной медиации. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009.

7. Официальный сайт Общественного центра «Судебно-правовая реформа»: http://sprc.ru/

shsp_index.html.

8. Стандарты восстановительной медиации // Вестник восстановительной юстиции. Концепция и практика восстановительной медиации. Вып. 7. -М.: Центр «СПР», 2010.

9. www.mediacia.com

УДК 376

Емцова Ольга Михайловна

Калмыцкий государственный университет, г. Элиста

[email protected]

Кучинский Виктор Францевич

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

[email protected]

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассматривается проблема дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, адаптация и индивидуализация обучения химии на основе технологии укрупнения дидактических единиц, личностно-ориентированный подход к организации процесса обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение детей-инвалидов, ндивидуальный подход, обучение химии.

Современный информационный этап развития общества предъявляет все более жесткие требования к выпускнику массовой школы вообще и к выпускнику коррекционно-образовательных учреждений в частности. Это связано с непрерывным ростом объема информации, необходимостью ориентации в увеличивающемся потоке информации и его обработки. Исследователи в области применения информационнокоммуникативных технологий в образовании (А.А. Андреев, Е.С. Полат, А.В. Хуторской, И.В. Роберт, Е.М. Вайендорф-Сысоева, Т.П. Зайченко и др.), а также исследователи в области индивидуализированного (И. Унт, А.С. Границкая, И.Я. Якиманская и др.), адаптивного и коррекционного обучения (И.М. Титова, И.С. Иванова,

О.В. Леонтьева и др.) отмечают сложность построения обучения, отбора содержания и организации индивидуализированного обучения в ситуации возрастания потока мало-структурированной информации, в которой школьнику необходимо ориентироваться. Организация специализированного обучения рассматриваемой категории учащихся требует учета многих факторов, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их родители и педагоги. В этом случае учебные предметы в дистанционном обучении (ДО) детей с ОВЗ выполняют не только цели и задачи предметного обучения, но и являются важнейшим средством овладения информационно-коммуникативными умениями для дальнейшей социализации в меняющемся мире [3; 4; 5].

Обучение детей с ОВЗ в школе, а затем в вузе -задача, требующая от государства и общества значительных усилий социально-экономического, за-

конодательного и морально-нравственного характера. Проблема развития инклюзивного образования из разряда социально-педагогических и организационно-управленческих, решаемых правовыми и организационными действиями, требует постепенного обращения к проблемам дидактико-ме-тодическим. В России на современном этапе наряду с попытками внедрения инклюзивного образования всё большее развитие получает дистанционное обучение детей с ОВЗ. Ситуация в нашей стране на данный момент такова, что в обычных школах нет необходимых условий для интегрированного обучения. Большинство образовательных учреждений рассчитано на учащихся, не имеющих ограничений по здоровью. В тоже время, в российской системе образования принят ряд мер по оптимизации обучения детей с ОВЗ. Для этих учащихся, главным образом, имеющих соматические заболевания, нарушения опорно-двигательной системы и ДЦП, возможно получение образования в домашних условиях с помощью ИКТ. Однако не все категории детей с ОВЗ могут обучаться дистанционно. Такая форма обучения в основном пригодна для детей, у которых сохранен интеллект (они должны обучаться по общеобразовательным программам) и нет медицинских противопоказаний для работы за компьютером.

Дистанционное обучение учебных предметов требует оптимизации форм и методов обучения, адаптации существующих учебных программ для освоения учебных предметов в условиях дефицита учебного времени, а также ограничения работы ребенка за компьютером. Исследования в этом направлении проводятся на базе Центра обучения детей-инвалидов республики Калмыкии, одной из

© Емцова О.М., Кучинский В.Ф., 2013 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

15

задач которых стала разработка методики дистанционного обучения химии детей с ОВЗ.

Цель исследования: оптимизация форм и методов обучения химии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: методическая система дистанционного обучения химии детей с ограниченными возможностями здоровья на основе технологии укрупнения дидактических единиц.

Специфика предметного обучения детей с ОВЗ характеризуется рядом особенностей, связанных с разным уровнем обучения, пробелами знаний по ряду учебных предметов, ограниченностью в коммуникации со сверстниками, быстрой утомляемостью и другими факторами, связанными с характером заболеваний. Поэтому наиболее «щадящим» типом обучения для таких учащихся является обучение на дому или интегрированное обучение, при котором созданы специальные условия для получения образования лицами с ОВЗ. Оба эти типа обучения, на наш взгляд, будут более эффективны в отношении учащихся с ОВЗ при использовании дистанционных форм обучения.

Проведенные исследования подтвердили необходимость решения проблемы поиска оптимальной пропорции соотношения традиционного обучения и дистанционной формы обучения [5], использования индивидуально-дифференцированного подхода в работе с учащимися с ОВЗ. Для обеспечения максимальной индивидуализации обучения, необходимо изменить традиционные методы и формы обучения.

При выборе оптимальных форм и методов обучения химии необходимо учитывать особенности образовательного процесса для детей с ОВЗ. Процесс обучения детей с ОВЗ несколько отличается от привычного, в котором основной упор делается на самообразование школьника, а управление учебно-познавательной деятельностью осуществляется в основном путём «off-line». Комплекты оборудования и программное обеспечение, установленные на местах проживания учащихся, в том числе и цифровые видеокамеры, позволяют проводить обучение «on-line», т.е. в режиме реального времени. Уроки проводятся сетевым педагогом по постоянному расписанию. Учащиеся объединены в виртуальные классы, которые курирует сетевой классный руководитель. Дистанционное обучение для детей с ОВЗ полностью индивидуализировано. Для оптимизации учебного процесса обучение ведется по расписанию в малых группах по 2-3 учащихся. При выборе состава группы мы руководствовались рекомендациями психолога И.С. Якиманской [7]. Согласно проведенному ею исследованию, наибольший образовательный эффект и психологическая

комфортность достигается в объединении в группу учеников со средним и высоким или средним и низким уровнями обученности [4, с. 134]. При такой организации учебного процесса осуществляется постоянная двусторонняя связь учащегося и сетевых педагогов или классного руководителя. Учитель-предметник осуществляет интерактивное обучение, а также осуществляет тьюторскую поддержку в поиске учебной информации и методическом сопровождении обучения школьника. Тьютор в традиционном понимании этого слова — это педагог, сопровождающий ученика в учебном процессе, в организации самостоятельной работы в дистанционном обучении. Система ДО детей с ОВЗ, а тем более детей-инвалидов, не позволяет нам отказаться от роли учителя как наставника, как воспитателя, не позволяет только координировать учебную деятельность, а диктует необходимость сочетать функции и учителя и тьютора.

Выбор ДО определялся тяжестью диагноза, прежним опытом обучения в массовой школе, потребностью общения со сверстниками, местом проживания школьника. Так, было выявлено, что дети, не обучавшиеся в массовой школе по болезни, отдают большее предпочтение ДО (85%), чем дети имевшие опыт общения со сверстниками.

Реализация программы ДО была начата с проведения психолого-педагогической диагностики уровня знаний и умений школьников, а также составления учебных групп. Такая диагностическая деятельность носила в большинстве случаев индивидуальный характер и реализовывалась за счет следующих методик: заучивание 10 слов (А. Р. Лу-рия), заполнение пропущенных слов в тексте (методика Эббингауза), прогрессивные матрицы Равена, методика Бурдона, исключение предметов «Четвертый лишний», методика «Классификация понятий».

Исследование позволило сделать вывод, что мыслительные процессы у детей с ОВЗ находятся на достаточно хорошем уровне, однако не сформированы в нужной степени приёмы учебной деятельности. Например, исследования аналитико-синте-тической деятельности, уровня течения мыслительных процессов (способности к обобщению и отвлечению, выделению существенных признаков) показали: низкий уровень развития мыслительных способностей выявили 33% учащихся, средний -42%, высокий - 25%.

Следует отметить некоторые специфические причины, отрицательно влияющие на успешность в обучении детей с ОВЗ, такие как ограничение общения со сверстниками, опыта учения в коллективе, выезд на лечение или санаторное оздоровление. Это актуализировало применение нами коррекционного и адаптационного подходов к построению образовательного процесса.

Для решения задачи обучения детей химии в условиях дефицита учебного времени и обеспе-

16

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

чения системности формируемых знаний использована технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ), разработанная академиком П.М. Эрд-ниевым и адаптированная к обучению химии [2; 6]. Методические идеи этой самобытной технологии получили распространении в обучении дисциплин естественно-математического цикла. Системность знаний учащихся обеспечивается блочным подходом к отбору содержания, выделения главного в учебном материале и отражения в свернутом и обзорном виде с помощью символико-графических средств (схем, рисунков, общих формул и уравнений). Существенное отличие технологии УДЕ от технологий крупноблочного обучения в дидактике, ее суть наиболее точно отражена В.В. Гузеевым: «укрупнение дидактических единиц может считаться таковой, если задания включают взаимообрат-ные действия и операции» [1, с. 10]. Важным приемом этой технологии является объединение родственных учебных тем на основе противопоставления и сравнения веществ и групп веществ в рамках одного занятия. Изучение контрастных понятий (металлы-неметаллы, окислители и восстановители, электролиты и неэлектролиты, получение металлов - коррозия металлов и др.), позволяют школьникам выявлять сходство и различия, обсуждать причины различия в проявляемых свойствах веществ и их групп.

Для компактного и обзорного представления учебного задания использовалась матричная форма организации учебного задания, а представленная учебная информация в клетках матрицы отображалась различными средствами свертывания химической информации - рисунком, формулами и уравнениями реакций. Для обеспечения понимания школьниками давалось подробное изложение материала, раскрывалась логическая последовательность действий, а затем учащиеся воспроизводили материал, правильно применяя химическую терминологию.

Проблема формирования и развития расчетных умений школьников в условиях дефицита учебного времени решалась путем отбора и минимизации изучения типов расчетных задач. Для этого мы объединяем на одном занятии решение прямой задачи и составление обратной задачи. Решение прямых и составление обратных задач направлено на понимание количественных отношений в химии, на продуктивную деятельность школьников. В обучении детей химии составление обратной задачи становится условием понимания прямой задачи, предложенного авторами учебников и пособий.

Однако не следует забывать, что дистанционное обучение, как обучение на расстоянии - лишь средство реализации педагогических идей, средство оптимизации форм и методов обучения, адаптации существующих учебных программ для освоения учебного предмета.

Для построения методической системы ДО химии на основе технологии УДЕ нами были взяты дидактические принципы: принцип системности на всех этапах разработки и внедрения, принцип индивидуализации обучения и интерактивности, принцип интенсификации обучения, определяемый спецификой работы с контингентом детей с ослабленным здоровьем.

Реализация названных принципов в обучении химии на основе укрупнения должна осуществляться в комплексе с традиционными дидактическими принципами: наглядности, доступности, изучения от простого к сложному, индивидуального и валео-логического подходов, системности и др.

Внедрение создаваемой методической системы в образовательный процесс предполагает создание дидактических материалов в электронной форме, отбор ресурсного материала, в том числе видеоматериалов виртуального эксперимента, отбор источников информации в Интернете, адаптацию материала учебников для понимания слабыми учениками. Разработка тематического и поурочного планирования уроков потребовала целенаправленного включения методических приемов укрупнения.

В основу программ дистанционного обучения школьников положена идея крупноблочного изучения учебного материала, в которых содержание учебного материала представляется в законченных дидактических единицах, усвоение которых направлено на системное усвоение знаний.

Опираясь на данные опроса и анкетирования, в процессе эксперимента были выявлены условия достижение понимания учебного материала:

- учебный материал должен включать разные формы наглядного отображения;

- использование приемов сравнения на наглядных примерах;

- задания для самостоятельной работы должны предусматривать построение простых таблиц, матриц;

- материал должен носить преимущественно прикладной характер.

Практика обучения детей с ОВЗ показала необходимость перераспределения умственной активности в течение занятия, использования игровых моментов, игры на релаксацию. Выбор учеником уровня учения, индивидуального темпа обучения, объема учебной информации, а также возможность в предметном обучении овладевать компетенцией работы с компьютером, Интернет-источниками -все это важно для социальной адаптации этой категории детей.

Таким образом, проведенное исследование, направленное на поиск оптимальных форм и методов обучения химии детей с ограниченными возможностями здоровья, позволило сформулировать следующие выводы:

1. Дистанционное обучение химии детей с ОВЗ сохраняет все компоненты традиционной педаго-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

17

гической системы. Отличием является разрозненность этих компонентов в пространстве и времени.

2. Подавляющее большинство школьников выражают удовлетворенность дистанционной формой организации обучения как оптимальной, а также степенью понимания ими учебного материала.

3. Умения, формируемые у детей с ОВЗ на основе ИКТ в учебном процессе, позволяют оптимизировать способы установления, описания и объяснения фактов (наблюдение, измерение, проведение экспериментов, построение эмпирических зависимостей, работа с источниками информации).

4. Для оценки эффективности обучения ДО детей с ОВЗ необходима разработка новых критериев качества обучения, отличающиеся от традиционных, учитывающих специфику работы с детьми этой категории.

5. Опыт дистанционного обучения, полученный в школьной среде, может быть полезен и для высшей школы. Для повышения качества учебного процесса среди студентов с ОВЗ важно закреплять и развивать приобретенные ими навыки планирования и формирования собственного информационного пространства на основе использования компьютеров и информационно-телекоммуникационных сетей. Более значимое место можно будет отвести учебно-исследовательской деятельности таких студентов, используя проектную технологию.

Работа в данном направлении еще только начинается, однако уже очевидно, что в дальнейшем интенсивное применение компьютерных техноло-

гий приведет к качественному изменению форм и методов обучения лиц с ОВЗ.

Библиографический список

1. Гузеев В.В. К формализации дидактики: системный классификатор организационных форм обучения (уроков) // Школьные технологии. -2002. - № 2. - С. 9-16.

2. Емцова О.М., Васильева П.Д. Дистанционное обучение химии детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновации в преподавании химии. Сб. науч. и науч.-метод. трудов 3 Все-рос. науч.-практ. конф. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2012. - С. 84-87.

3. Кучинский В. Ф. Адаптация незрячего ребенка в современном информационном обществе // Образование личности. - 2011. - № 3. - С. 119-125.

4. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы, исследования. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 205 с.

5. Снегурова В.И. Модели дистанционного обучения в системе среднего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - Москва: РУДН, 2009. - № 2. - С. 95-106.

6. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математики. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

УДК 371.3

Переверзева Инна Игоревна

Курский государственный университет [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ В ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье представлена теоретическая модель формирования коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании, охарактеризованы и раскрыты ее структурные блоки: содержательно-целевой, организационно-методический, диагностико-результативный.

Ключевые слова: теоретическая модель, коммуникативная компетентность, структурные блоки, профильное обучение.

Формирование коммуникативной компетентности является одним из приоритетных направлений деятельности в свете нового федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Особое внимание коммуникативным умениям уделяется на уровне метапредметных результатов, что позволяет рассматривать коммуникацию в качестве неотъемлемой составляющей любой деятельности. Характеристику современного выпускника можно представить как: способность

добывать, применять и пополнять полученные знания на практике, чему и должна способствовать коммуникативная компетентность личности.

Формирование коммуникативной компетентности является организованным, управляемым процессом и опирается на теоретическую модель, которая позволяет повысить его эффективность. Структура теоретической модели отражает основные направление работы и состоит из следующих блоков: содержательно-целевой, организационно-методический, диагностико-результативный (табл. 1).

18

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Переверзева И.И., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.