В.В. Жежелев
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ КАДРОВ УПРАВЛЕНИЯ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
V.V. Gegelev
MODERN MANAGEMENT SKILLS TRAINING AS AKMEOLOGICAL PROBLEM
Статья посвящена раскрытию основных направлений повышения квалификации кадров управления в современных условиях. В ней главное внимание уделено акмеологическому аспекту формирования управленческих компетенций, связанных с саморазвитием, самосовершенствованием, самореализацией субъектов управления в процессе повышения квалификации. Раскрываются условия и факторы, способствующие этому процессу.
Ключевые слова: повышение квалификации, акмеологический подход,
управление, компетентность, самосовершенствование, саморазвитие, самореализация.
The article is devoted to the problems of manager's training in present days. The main idea in the article is devoted to the acmeological context for formation of competences that are connected to self-development, self-improvement, self-realization of the government subjects in the process of training.
Key words: training, acmeological context, management, self-competence, to selfdevelopment, self-improvement, self-realization.
На современном этапе развития российского общества все более очевидной становится значимость повышения квалификации кадров управления, поскольку от успешности решения данной проблемы в значительной степени зависит уровень компетентности, соответствующий современным требованиям развивающейся экономики, политики, социальной сферы.
Акмеологические исследования показали, что повышение квалификации кадров управления связано с формированием новых установок субъектов управления на самосовершенствование, саморазвитие, самореализацию. Эффективное обеспечение этих процессов зависит от акмеологических условий и факторов, влияющих на них и связано с решением ряда теоретических и практических задач.
Теоретические исследования и практика развития управленческих процессов позволили выявить противоречия между:
- необходимостью непрерывного совершенствования профессионализма кадров управления и существующей системой их подготовки, переподготовки, повышения квалификации;
- необходимостью иметь соответствующую современным требованиям систему повышения квалификации управленческих кадров и недостаточность разработки
теоретико-методологических оснований ее организации и функционирования, отсутствие условий и факторов развития самой системы повышения квалификации.
Теоретико-методологический анализ проблемы повышения квалификации современных кадров управления показал, что ее решение находится в предметном поле теоретической и прикладной акмеологии, а также ряда других научных направлений психологической науки. Общие теоретико-методологические основания исследования этой проблемы заложены в управленческой акмеологии.
Исследование поставленной проблемы в контексте управленческой акмеологии дает возможность определить, что повышение квалификации - это процесс целенаправленной деятельности субъекта, целью которого является достижение системной совокупности социально и личностно значимых сущностных свойств и качеств, приобретаемых им в процессе обучения и развития. Необходимость повышения квалификации кадров управления имеет объективную и субъективную обусловленность. Объективная - связана с непрерывно нарастающим усложнением объектов и систем управления, конкуренцией, возникновением трудно прогнозируемых управленческих ситуаций, требующих нестандартных управленческих решений. Субъективная - обусловлена постоянным повышением требований к личностно-профессиональным качествам субъектов управленческой деятельности, их знаниям, опыту, умениям, способности осуществлять личностное и профессиональное развитие, соответствующее требованиям времени.
С акмеологической точки зрения наиболее перспективной теоретической предпосылкой решения проблемы повышения квалификации кадров управления является концепция новых смысловых образований личности и понятие личностного смысла как индивидуализированного отражения действительного отношения личности к процессу повышения квалификации. Ради этого развертывается деятельность по развитию профессионального уровня («значение для меня»), которая запечетлена в объекте потребностей человека и связана с его новым профессиональным целеполаганием. Это означает, что процесс повышения квалификации связан с осознанием субъектом управления собственного профессионального самоопределения и актуализирует процессы самопознания, самооценивания и саморазвития индивида, формирование у него адекватного «образа Я» в профессии. Сущностная характеристика профессионального Я кадров управления как особая акмеологическая категория предполагает развитие субъекта управления на протяжении всего профессионального пути, овладение приемами осознания себя как личности, самоопределения, самореализации и самоанализа собственной управленческой деятельности. С учетом этих особенностей должна выстраиваться система повышения квалификации управленческих кадров.
Важно также указать на то, что критерии, показатели и уровни повышения квалификации кадров управления должны соотноситься с уровнем профессионализма деятельности и личности субъектов управления. В этом плане критерий повышения квалификации - это качественная характеристика подготовленности субъекта управления к решению необходимых профессиональных задач, которая выступает в виде требований к результатам повышения квалификации. Показателями повышения квалификации являются отличительные признаки как количественные характеристики одного или нескольких из планируемых результатов. В качестве отличительных для управленческой деятельности выступают следующие показатели: лидерство как способность организовать деятельность подчиненных; командная работа как способность эффективной работы в команде, группе, коллективе; стремление к развитию как интенция осваивать новые формы и инструменты работы; умение принимать решение как способность ориентироваться в различных управленческих ситуациях и принимать адекватные им решения; ориентация на результат как
способность вне зависимости от развития ситуации быть включенным в работу; аналитические способности; коммуникабельность; ответственность; нормативность; стрессоустойчивость. Значимость каждого из данных показателей различна в зависимости от сферы профессиональной деятельности и занимаемой управленческой должности.
Все это позволяет создать теоретическую модель повышения квалификации кадров управления. Она представляет собой систему, воспроизводящую существенные свойства идеального образца профессионала или неперсонифицированного эталона личностно-профессионального развития субъекта управления. В ее основу должно быть заложено описание специально разработанных блоков, включающих: первичное исследование реальных профессионально-
психологических компетенций субъектов управления, необходимых для управленческой деятельности; разработку специальной программы развития и совершенствования управленческих кадров, ориентированную на теоретическую и прикладную подготовку, включая специализированные акме-ориентированные теоретические и теоретико-прикладные курсы, тренинги, деловые игры и т.д. В качестве концептуальной основы оптимизации процесса повышения квалификации управленческих кадров выступает концепция акмеологической компетентности; идеи гуманитарно-технологической подготовки управленческих кадров; программа мониторинга и психолого-акмеологического сопровождения деятельности и профессионального обучения, субъектно-акмеологический подход к развитию профессионализма; оценка индивидуальных образовательных достижений; консультационная и рекомендательная процедуры.
Реализация данной модели повышения квалификации кадров управления обусловлена целым рядом акмеологических условий и факторов. Исследование и анализ этого вопроса показал, что к объективным акмеологическим условиям эффективного повышения квалификации кадров управления относится прежде всего реальная система общественно-экономических отношений, от которых непосредственно или опосредованно зависят требования к повышению квалификации кадров, их профессионализму и компетентности в сфере управления. Эти требования должны основываться на субъект-субъектной парадигме профессиональной подготовки и переподготовки кадров, определяющие ее содержание и методы с учетом современных достижений управленческой практики. Кроме того, важным фактором выступает также организационная и корпоративная культура, складывающаяся в различных сферах управления и требующая формирования определенных компонентов профессионального Я в управленческой деятельности. Не менее важными выступают также и субъективные факторы, выступающие реальными характеристиками субъектов управления. К ним относятся субъектность, адекватная самооценка степени компетентности, профессионально важные качества, способность к саморегуляции, самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации, включая готовность к личностно-профессиональному росту, активность личностной позиции субъектов управления. Кроме того, к акмеологическим условиям повышения квалификации кадров управления относятся четкое выполнение алгоритмов и процедур, а также создание акмеологической среды, оптимизирующие изучаемый процесс.
Все это позволило модель психолого-акмеологического обеспечения повышения квалификации кадров управления представить в виде блоков, отражающих следующие направления организации повышения квалификации кадров управления. Это прежде всего комплексная психолого-акмеологическая диагностика, необходимая для выявления перспективных линий развития субъектов управленческой деятельности; периодическая фиксация достижений в процессе повышения квалификации в виде
акмеологической диагностики по рейтинговой системе, необходимая для повышения профессионализма кадров и планирования профессионально-личностного развития и карьерного роста; акмеологический мониторинг личностно-профессионального развития.
© Жежелев В.В., 2011
К.В. Заречнова
КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СЕРВИСУ И ТУРИЗМУ
K.V. Zarechnova
COMPONENTS OF PEDAGOGICAL THRUST IN THE TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS ON THE SERVICE AND TOURISM
В данной статье рассматриваются компоненты педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов по сервису и туризму: мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативный и операционнодеятельностный.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущий специалист,
педагогическая направленность
In given article components of a pedagogical orientation in vocational training of the future experts in service and tourism are considered: motivational-valuable, cognitive, communicative also it is operational-active.
Key words: training, future specialist, pedagogic orientation
В связи с переходом на новый этап развития основной целью профессионального образования является «подготовка квалифицированного работника..., компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, .готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» [3].
Определяя основные тенденции модернизации высшего профессионального образования, В.А. Сластенин отмечает: «В этой системе координат главную цель высшего образования составляют профессионально-личностное развитие и саморазвитие специалиста. На личностном уровне он уже не может быть истолкован