АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ САМОПРЕОБРАЗУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К.Г. Тюрин, Л.А. Степнова
Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606
В статье обсуждается проблема акмеологических способностей. Проведенный в статье анализ научной литературы показал, что способы достижения высокого уровня профессионализма за счет создания особой субъективной реальности и творческого саморазвития недостаточно изучены. На наш взгляд, акмеологический подход, предметно изучающий закономерности, алгоритмы, технологии продуктивного использования внутреннего ресурса в развитии профессионала, позволяет концептуально заполнить этот научный вакуум, привлекая и разрабатывая новые понятия. Понятие «акмеологические способности» может стать одним из таких теоретических инструментов. Акмеологические способности определены как субъектные способности к саморазвитию и включают способности самоактуализации, самосовершенствования и самореализации человека в различных сферах жизнедеятельности.
Ключевые слова: акмеологические способности, акмеологическая деятельность, самопреобразующая деятельность, творческие способности, субъект саморазвития
Необходимость разработки проблемы акмеологических способностей обусловлена рядом сложившихся на сегодняшний день противоречий, имеющих как научный, так и прикладной характер.
В научном поле исследований профессионализма осознается, что достижение высоких профессиональных результатов возможно за счет актуализации личностных ресурсов и творческих способностей человека (В.И. Слободчиков, Е.А. Климов, В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер).
Так, С.А. Дружилов, используя понятие «индивидуальный ресурс профессионального развития», приходит к пониманию причины недостижения частью специалистов вершин профессионализма (мастерства, «акме»). По его мнению, не бывает «средних» профессионалов, средним может быть только специалист (как носитель нормативно заданных «операционально-функциональных свойств», обеспечивающих более или менее успешное выполнение профессиональных задач). Профессионал как мастер своего дела — это выраженная индивидуальность, которая характеризует становление особой, субъективной реальности (по В.И. Сло-бодчикову), олицетворение творческого саморазвития личности [5]. По мнению Л.И. Анциферовой, С.А. Дружилова, если профессия перестает ставить человека в ситуации, требующие разрешения противоречий между условиями деятельности и актуальными возможностями человека, то он должен сам ставить перед собой задачи, находить новые смыслы для дальнейшего своего профессионального и личностного развития. Именно тогда возникает возможность для саморазвития личности профессионала, которое представляет собой способ постижения и достижения специалистом человечности [6].
Однако способы достижения высокого уровня профессионализма за счет создания особой субъективной реальности и творческого саморазвития недостаточно изучены.
На наш взгляд, акмеологический подход, предметно изучающий закономерности, алгоритмы, технологии продуктивного использования внутреннего ресурса в развитии профессионала, позволяет концептуально заполнить этот научный вакуум, привлекая и разрабатывая новые понятия. Понятие «акмеологические способности» может стать одним из таких теоретических инструментов.
Большинство научных работ по проблеме акмеологических способностей рассматривают акмеологические способности в контексте субъекта деятельности (управленческой, образовательной) [1; 8—10].
Как мы подчеркивали в предыдущих публикациях, развитие акмеологических способностей личности обусловлено включенностью личности в решение профессиональных задач, выходящих за рамки актуальных личностно-профессио-нальных компетенций [15; 16]. На наш взгляд, в общей структуре способностей человека акмеологические способности надстраиваются над базовыми общими и профессиональными способностями, они являются метаспособностями. Их актуализация и развитие происходит только при наличии специфических внешних и внутренних условий. Внешним условием является индивидуально сложный уровень деятельности, внутренним условием — потребность в саморазвитии и «доводке» необходимых профессиональных компетенций до требуемого уровня реализации деятельности.
Понимание того, что акмеологические способности являются метаспособно-стями, мы находим в работах ряда авторов. По мнению Л.Н. Добряковой, профессиональные акмеологические способности руководителя в сфере образования формируются как на основе педагогических и специальных способностей, так и на основе развития его индивидуальных устремлений, характерных навыков, условий, в которых ему приходится работать [5].
В работе Л.Н. Добряковой акмеологические способности исследовались в контексте субьектного подхода в качестве важнейших факторов, обусловливающих эффективность акмеологической деятельности руководителя в сфере образования. На наш взгляд, понятие акмеологической деятельности пока не получило детального исследования в акмеологии. Однако, исходя из контекста исследования Л.Н. Добряковой, можно предположить, что деятельность приобретает характер акмеологической при максимальной реализации творческого потенциала в процессе ее реализации.
При этом, на наш взгляд, существуют отличия творческой деятельности от акмеологической. В научной литературе творческая деятельность определяется двояко: как деятельность по созданию культурных ценностей и их интерпретация (Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г.); как форма деятельности человека или коллектива по созданию качественно нового, никогда ранее не существовавшего [17]. Очевидно, что в первом случае речь идет о сфере деятельности, связанной с культурой, искусством, во втором — о специфических когнитивных характеристиках реализации любого вида деятель-
ности, обеспечивающих порождение нового знания, способа действия, нового продукта. Для изучения творческой деятельности используются категории: проблемная ситуация, нестандартная гипотеза, гибкость мышления, критичность, цельность мышления и т.д.
При таком традиционном подходе открытой остается проблема реализации творческой деятельности. Наличие у личности творческих задатков не всегда приводит к их дальнейшему развитию и применению как в учебной, так и в профессиональной деятельности.
Одним из главных вопросов в практике образования является развитие творческой личности [8]. Как сформировать у школьника прочные навыки творческого мышления и как научить специалиста использовать навыки творческого мышления при решении профессиональных задач? Как показывает практика, готовность и способность специалистов в различных сферах деятельности создавать новые продукты является скорее исключением, чем правилом. Причина этого, на наш взгляд, в отсутствии специфического регулятора деятельности на личностном и субъектном уровнях, преобразующего собственно творческую деятельность в акмеологическую. Акмеологическую деятельность характеризует личностная и субъектная готовность человека к использованию навыков творческого мышления.
Акмеологическая деятельность, на наш взгляд, понятие более широкое, чем творчество, понимаемое как собственно мыслительная специфическая деятельность по созданию нового. Как показывает практика, творческие мыслительные навыки, не интегрированные в целостную структуру личности, а затем и субъекта деятельности, не приносят результата в виде создания нового продукта. В ак-меологии весьма продуктивным, на наш взгляд, является понятие созидательной деятельности [2; 4; 8] как базового основания акмеологического развития, приобретения компетенций решать нестандартные профессиональные задачи и развития способностей построения индивидуальных путей и программ осознанной рефлексивной саморегуляции созидания продуктивного субъекта образования. Несмотря на то, что концепция созидательной деятельности разрабатывалась в контексте образовательной деятельности, ее положение могут быть применимы в целом для акмеологии профессиональной деятельности [11—14].
Категория «созидание» понимается как авторская преобразовательная деятельность, сопряженная с самосознанием себя как субъекта профессиональной деятельности, самореализацией природных и творческих потенциалов, обеспечиваемая средствами самоорганизации, самообразования, личностно-профессио-нального самосовершенствования, рефлексивной осознанной саморегуляцией, самоконтролем и самоуправлением в процессе образовательной созидательной деятельности, направленной на достижение результата, эффективности и продуктивности [4].
На наш взгляд, понятия акмеологической и созидательной деятельности являются близкими по своему содержанию и обозначают самопреопреобразова-тельный аспект профессиональной деятельности, позволяющий сделать ее более продуктивной за счет использования творческого компонента. В этом контексте
акмеологические способности играют роль средств реализации акмеологической самопреобразующей деятельности.
Такое понимание акмеологической деятельности подтверждается результатами исследования Л.Н. Добряковой. Выделенные ею акмеологические способности имеют два уровня — рефлексивно-перцептивный и проективный и включают следующие способности: фундаментальная профессиональная подготовка; инновационность мышления; умение аккумулировать энергию членов коллектива, наличие в коллективе творческой атмосферы. По мнению автора, именно эти способности позволяют придать управленческой деятельности акмеологиче-ский характер и реализовать руководителю свой творческий потенциал [5]. В данном случае речь идет о профессиональных, творческих и управленческих способностях руководителя, которые в интегративном виде обеспечивают высокий уровень реализации управленческой деятельности.
Проанализировав опыт деятельности нескольких профессионалов-управленцев, автор определил, что возрастной период максимального возрастания жизненного потенциала и достижения акмеологического уровня деятельности колеблется в пределах 40—50 лет. Именно этот период сопровождается максимальной реализацией творческого потенциала в профессиональной деятельности.
В работе Н.В. Кузьминой акмеологические способности связаны с личностным критерием развития фундаментального образования и включают в себя способность к творчеству, способность к саморазвитию и творческой самореализации, высокую мотивацию достижений на основе морально-нравственных ценностей [8].
В исследовании О.Н. Зубовой акмеологические способности также изучались в контексте субъектного подхода как важный фактор достижения профессионализма деятельности. В работе этого автора показано, что сущность акмеологиче-ских способностей состоит в актуализации мыслительного поискового процесса с целью нахождения способов оптимального решения профессиональных задач и формирования на этой основе устойчивого стремления к профессиональному самосовершенствованию [7].
В структуре акмеологических способностей в профессиональной деятельности выделены следующие компоненты: а) способность к достижению человеком максимально высокой степени профессионального развития, возможного для данного отрезка времени; б) способность предвидеть ситуации неравновесных состояний, точки бифуркации в своем профессиональном развитии; в) способность самому создавать условия (среду) для реализации восходящего вектора своего профессионального развития; г) способность содействовать реализации восходящего вектора развития профессиональной деятельности коллег по совместному труду, сохраняя при этом свой собственный творческий потенциал; д) способность находить принципиально новые способы интенсификации процесса профессионального развития в рамках его восходящего вектора.
Показателями акмеологических способностей являются: а) уровень использования своего творческого потенциала; б) уровень предвидения неравновесных состояний; в) развитость самопрогнозирования; г) уровень владения технологи-
ями позитивного профессионального поведения; д) устойчивость стремления к интенсификации процесса профессионального развития в рамках его восходящего вектора.
Так же, как и в исследовании Л.Н. Добряковой, показано, что акмеологические способности, формируясь на основе творческих способностей, проявляются и развиваются в ходе профессионального развития несколько позднее: творческие способности к своему высшему уровню развития приходят в возрастной группе 36—40 лет, а акмеологические способности достигают этого уровня по сравнению с творческими спустя два условных возрастных интервала, что составляет около десяти лет, то есть примерно к 46—50 годам.
По мнению О.Н. Зубовой, полнота и выраженность компонентов творческих и акмеологических способностей у человека тем устойчивее, чем более скорел-лированны между собой базовая профессиональная подготовка, профессиональный опыт и содержанию выполняемых им в настоящее время профессиональных функций и задач [7].
Проведенный анализ позволяет нам определить акмеологические способности как собственно субъектные способности к саморазвитию, присущие субъекту саморазвития — человеку, который ставит для себя цель и конкретизирует задачи саморазвития в рамках своей профессиональной деятельности. Творческие способности при этом являются необходимым, но недостаточным инструментом для решения индивидуально сложных профессиональных задач. Акмеологические способности состоят в умении человека провести самооценку текущей индивидуально сложной ситуации и адекватно поставить задачу саморазвития в данной ситуации.
Таким образом, акмеологические способности относятся к классу субъектных способностей к саморазвитию и включают способности самоактуализации, самосовершенствования и самореализации человека в различных сферах жизнедеятельности. Они являются средствами реализации акмеологической самопреобразующей деятельности, надстраиваются над базовыми общими и профессиональными способностями и являются метаспособностями; их развитие обусловлено включенностью личности в решение профессиональных задач, выходящих за рамки актуальных личностно-профессиональных компетенций.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Арендачук И.В. Акмеологическая компетентность личности как фактор психологической готовности к риску // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 2 (14). С. 103—110.
[2] Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация — основание акмеологического развития. М: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 224 с.
[3] Деркач А.А., Гагарин А.В., СтепноваЛ.А. Акмеология на стыке гуманитарных наук (теория, практика, перспективы развития) // Человек как предмет междисциплинарного гуманитарного познания. Сб. ст. Международной конференции / Отв. ред. Е.В. Федосенко, Л.Ф. Уварова. СПб.: НИЦ АРТ, 2015. С. 20—27.
[4] Джига Н.Д. Акме-психология созидания продуктивного субъекта образования / под науч. ред. Н.П. Фетискина. Гродно: ГрГУ, 2015. 431 с.
[5] Добрякова Л.Н. Акмеологическая деятельность в управленческих структурах образования: дисс. ... канд. пед. наук. СПб., 1999. 163 с.
[6] Дружилов С.А. Индивидуальные ресурсы и потенциалы личности как необходимые условия становления профессионализма человека // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/08/1930 (дата обращения: 20.10.2015).
[7] Зубова О.Н. Соотношение творческих и акмеологических способностей государственных служащих: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2004. 171 с.
[8] Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория фундаментального образования. СПб.: Центр стратегических исследований, 2012. 382 с.
[9] Макаров С.В. Акмеологические задачи и задания как средство формирования акмеоло-гической компетентности кадров управления. М., 2002.
[10] Максимова В. Н. Акмеологические критерии фундаментального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Вып. № 2 (19). 2014. С. 5—11.
[11] Степнова Л.А. Аутопсихологическая компетентность психолога в сфере образования // Акмеология. 2003. № 3. С. 53—56.
[12] Степнова Л.А., Бруй Ю.В. Психолого-акмеологическая диагностика профессиональной компетентности кадров управления: Учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2010.
[13] Степнова Л.А. Качановская Е.В. Профессиональная деятельность адвоката как предмет психолого-акмеологического исследования // Акмеология. 2014. № 1 (49). С. 100—104.
[14] Степнова Л.А., Ковалева Т.В. Акмеологические технологии как средство формирования кадрового резерва на предприятиях газодобывающей отрасли: Учебно-методическое пособие / под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2009. 146 с.
[15] Тюрин К.Г. Акмеологические способности в структуре личности экспертов // Акмеология. 2015. № 3. С. 226—227.
[16] Тюрин К.Г. Акмеологические способности в контексте изучения проблемы саморазвития личности профессионала // Акмеология. 2016. № 2.
[17] Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.Г. Панова. М: «Большая Энциклопедия», 1993.
ACMEOLOGICAL ABILITIES AS A MEANS OF IMPLEMENTING SELF-TRANSFORMING ACTIVITIES
K.G. Tyurin, L.A. Stepnova
Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russian Federation pr. Vernadskogo, 84, Moscow, Russia, 119606
The article discusses the problem of acmeological abilities. The analysis of the scientific literature conducted in the article has shown that the methods of achieving a high level of professionalism by creating specific subjective reality and creative self-development are insufficiently studied. In our opinion, acmeological approach objectively studying the patterns, algorithms, technology, productive use of internal resources in professional development allows conceptually to fill this research void, attracting and developing new concepts. The concept «acmeological abilities» can become one of these
theoretical tools. Acmeological abilities, defined as the subjective capacity for self-development and self-actualization include the ability of self-improvement and self-realization in various spheres of life.
Key words: acmeological abilities, acmeological activity, self-transforming activity, creativity, self-development of the subject
REFERENCES
[1] Arendachuk I.V. Akmeologicheskaya kompetentnost lichnosti kak faktor psikhologicheskoy gotovnosti k risku [Acmeological Competence of Personality as a Factor ofPsychological Readiness to Risk]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novayaseriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya [News of Saratov University. New Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology], 2015, vol. 4, no 2 (14), pp. 103—110.
[2] Derkach A.A., Saiko E.V. Samorealizaciya — osnovanie akmeologicheskogo razvitiya. [Self-realization is the base of acmeological development]. Moscow, MPSI Publ.; Voronezh, MODJeK Publ., 2010. 224 p.
[3] Derkach A.A., Gagarin A.V, Stepnova L.A. Akmeologiya na styke gumanitarnyh nauk (teoriya, praktika, perspektivy razvitiya) [Acmeology at the crossroads of the humanities (the theory, practice, prospects of development)]. Chelovek kakpredmet mezhdisciplinarnogo gumanitarnogo poznanija. Sbornik statej Mezhdunarodnoj konferencii [Person as an object of interdisciplinary humanities knowledge. Collection of articles of the International Conference]. Sankt-Petersburg, SIC ART Publ., 2015, pp. 20—27.
[4] Gigha N.D. Akme-psihologija sozidanija produktivnogo subjekta obrazovaniya [Acme psychology of building productive entity formation]. Grodno, GrGU Publ., 2015. 431 p.
[5] Dobriakova L.N. Akmeologicheskaia deiatelnost v upravlencheskikh strukturakh obrazovaniia: diss. ... kand. ped. nauk [Acmeological activities in the administrative structures of education: Ph.D Thesis]. Sankt-Petersburg, 1999. 163 p.
[6] Druzhilov S.A. Individualnye resursy i potentsialy lichnosti kak neobkhodimye usloviia stanovleniia professionalizma cheloveka [Individual resources and potentials of the individual as a necessary condition of professionalism]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii [Modernscientific research and innovation], 2011, no 4. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2011/08/1930 (Accessed 20.10.2015).
[7] Zubova O.N. Sootnoshenie tvorcheskikh i akmeologicheskikh sposobnostei gosudarstvennykh sluzhashchikh: diss. ... kand. psikhol. nauk [Value of creative and acmeological abilities of civil servants: Ph.D Thesis]. Moscow, 2004. 171 p.
[8] Kuzmina N.V. Akmeologicheskaia teoriia fundamentalnogo obrazovaniya [Acmeological theory of fundamental education]. SPb., Tsentr strategicheskikh issledovanii Publ., 2012. 382 p.
[9] Makarov S.V Akmeologicheskie zadachi i zadaniia kak sredstvo formirovaniia akmeologicheskoi kompetentnosti kadrov upravleniia [Acmeological objectives and tasks as means of formation of acmeological competence of management personnel]. Moscow, 2002.
[10] Maksimova V.N. Akmeologicheskie kriterii fundamental'nogo obrazovaniia [Acmeological criteria of fundamental education]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniia kvalifikatsii kadrov [Scientific support of personnel upgrading system], 2014, no 2 (19), pp. 5—11.
[11] Stepnova L.A. Autopsikhologicheskaya kompetentnost psikhologa v sfere obrazovanija [Autopsychological competence of the psychologist in education]. Akmeologija[Acmeology], 2003, no 3, pp. 53—56.
[12] Stepnova L.A., Bruj Ju. V Psihologo-akmeologicheskajadiagnostikaprofessional'nojkompetentnosti kadrov upravlenija [Psycho-acmeological diagnostics of professional competence of management personnel]. Moscow, 2010.
[13] Stepnova L.A. Kachanovsky E.V. Professionalnaja dejatelnost' advokata kak predmet psihologo-akmeologicheskogo issledovanija [Professional experience of a lawyer as a subject of psycho-acmeological studies]. Akmeologija [Acmeology], 2014, no 1 (49), pp. 100—104.
[14] Stepnova L.A., Kovalyova T.'V Akmeologicheskie tehnologii kak sredstvo formirovaniya kadrovogo rezerva na predprijatiakh gazodobyvajushhej otrasli. [Acmeological technologies as means of formation of personnel reserve for gas industry enterprises]. Moscow, 2009. 146 p.
[15] Tyurin K.G. Akmeologicheskie sposobnosti v strukture lichnosti ekspertov [Acmeological capacity in the personality structure of experts]. Akmeologija[Acmeology], 2015, no 3, pp. 226—227.
[16] Tiurin K.G. Akmeologicheskie sposobnosti v kontekste izucheniya problemy samorazvitiia lichnosti professionala [Acmeological capacity in the context of the study of professional self-development of personality problems]. Akmeologiia[Acmeology], 2016, no 2.
[17] Rossiiskaya pedagogicheskaya entsiklopediia [Russian Pedagogical Encyclopedia]. Moscow, Big Russian Encyclopedia Publ., 1993.