Решетнеескцие чтения. 2015
References
1. Paris Convention for the protection of industrial property (Paris, 20 March 1833) (as 02.10.79 G.) // Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR, 02.10.68 g., no. 40, art. 363.
2. The Treaty of accession of the Republic of Armenia to the Treaty on the Eurasian economic Union of 29 may 2014 [Electronic resource]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169854/ (accessed: 07.09.2015).
3. The agreement on unified principles of regulation in the field of protection and enforcement of intellectual property rights // Patents and licenses. 2011. № 8.
4. Civil code of the Russian Federation dated 18.12.2006 № 230-FZ, part 4 [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf4/79_32.html (accessed: 07.09.2015).
5. The agreement "On measures to prevent and combat the use of false trademarks and geographical indications" dated 04.06.1999 [Electronic resource]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=35900 (accessed: 07.09.2015).
© Полухин И. В., Швецова М. К., Кацура А. А., 2015
УДК 339.18
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГРУЗОВЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК В РОССИИ
Л. А. Свердюк, Н. В. Широченко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассмотрены основные способы повышения конкурентоспособности грузовых авиаперевозок в России. Освещен стандарт e-Freight, используемый в авиационной отрасли.
Ключевые слова: информация, грузопоток, информационные технологии, информационная система, электронный билет, авиакомпании, механизм «единое окно», конкурентоспособность.
ENHANCING COMPETITIVENESS OF AIR CARGO IN RUSSIA
L. A. Sverdyuk, N. V. Shirochenko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article discusses the main ways to improve the competitiveness of air cargo in Russia. E-freight standard used in the aviation industry is highlighted.
Keywords: information, cargo, information technology, information system, electronic ticket, the airlines, the mechanism of "single window ", competitiveness.
Необходимым условием успешной интеграции России в мировую индустрию авиаперевозок является повышение конкурентоспособности.
Безусловно, на сегодня позиции России среди других международных авиаперевозчиков далеко не так хороши, как хотелось бы. В последнее время проблемой повышения конкурентоспособности грузовых перевозок занимаются многие специалисты, и даже президент не обошел ее стороной. В частности, В. Путин не раз лично курировал вопрос о транзитном потенциале России [1].
Ведение бизнеса Россия по условиям занимает сто двадцатую позицию в рейтинге Всемирного банка. Если быть конкретными, то перед ведущими логистами страны стоит большая задача по выведению России к 2018 году на двадцатую строчку. Одним из про-
ектов, оказывающих реальную поддержку российским перевозчикам, считается проект «Развитие экспорта транспортных услуг России».
Первоочередными показателями, по которым Россия значительно уступает своим конкурентам, являются стоимость грузоперевозок, качество выполняемых работ и быстрота таможенных процедур. В таблице представлены отличия российских авиакомпаний от иностранных по выделенным характеристикам.
Вне всякого сомнения, остается то, что мировой рынок для большинства российских компаний недоступен. Мало того, что их деятельность осуществляется в рамках межправительственных соглашений, так и по своей конкурентоспособности они сейчас не соответствуют мировому уровню.
Логискики и управление цепями поставок^на предприятии
Сравнительное исследование конкурентоспособности российских и мировых авиакомпаний
Характеристики конкурентоспособности Иностранные авиакомпании Российские авиакомпании
Состояние авиапарков + -
Маршрутная сеть + +
Безопасность полетов + -
Частота рейсов + -
Качество сервиса + +
Ценовые характеристики + +
Наземная инфраструктура + -
Проблемами развития грузовых авиаперевозок в России являются:
1. Недостаточность развития аэродромной и аэропортовой инфраструктуры.
2. Неконкурентоспособные предложение по качеству и стоимости обслуживания (плата за 100 км пролёта, ставки сборов за 1 т МВМ и стоимость авиакеросина).
3. Проблема взимания НДС при ввозе грузовых ВС иностранного производства.
4. Правовое и технологическое несовершенство таможенных операций.
5. Отсутствие «единого окна» для всех участников грузов.
6. Отсутствие e-Freight.
Разработана и опубликована Министерством транспорта РФ концепция формирования грузового сектора авиаперевозок в России, которая, по сути, стала квинтэссенцией всего того, о чем говорится уже не первый год: развитие конкурентоспособности грузовых перевозок на внутреннем и внешнем рынке, повышение качества предоставляемых услуг и т. д. В качестве способов повышения транзитного потенциала России Минтранс видит устранение всех административных и бюрократических барьеров, которые проявляют удерживающее влияние, понижение цены перевозки грузов, внедрение стандарта e-Freight, который даст возможность в несколько раз сократить время, затрачиваемое на прохождение таможенных процедур. Создание благоприятной предпринимательской атмосферы поставлена во главу угла Минтранса, который будет стимулировать развитие отрасли грузовых авиаперевозок [2].
В ходе реализации программы по упрощению бизнеса с 2006 года во многих странах мира внедряется стандарт электронного оформления и сопровождения грузовых авиаперевозок (стандарт e-Freight), рекомендованный ИАТА Значительная конкурентная борьба на рынке грузовых авиаперевозок мотивирует авиакомпании, с одной стороны, к нахождению решений, позволяющих снизить сроки доставки грузов и расходы на оформление и сопровождении грузовых авиаперевозок. А с другой стороны, это максимальное
упрощение процедур для пользователей и повышение безопасности и достоверности информации для государственных органов власти.
В России внедрение стандарта e-Freight является важной перспективной задачей. Конечно, преимущества и выгоды e-Freight очевидны для всех участников перевозки. В планах к 2015 году объемы перевозок, выполненных в формате e-Freight должен достичь 45 %.
В этой связи рассмотрим некоторые инициативы, которые способствуют повышению конкурентоспособности грузовых авиаперевозок:
1. Формирование мультимодальных перевозок на базе аэропортов - грузовых хабов (в первую очередь, на основе бизнес-моделей «авиа-авиа» и «авто-авиа»), а также выработка государственной политики в сфере нормативно-правового регулирования деятельности логистических операторов.
2. Планирование к реализации законопроектов по присоединению России к Монреальской конвенции 1999 года (М99) с целью унификации правил международных воздушных перевозок.
3. Развитие международного стандарта электронного оформления и сопровождения грузовых авиаперевозок (стандарт ИАТА e-Freight) в Российской Федерации, что даст возможность значительно упростить процедуры и сократить сроки таможенного оформления, а также обеспечить прозрачность данных операций [2].
После внедрения стандарта уже имеются некоторые результаты. Грузооборот российских авиакомпаний за 7 месяцев 2015 г. вырос на 12,2 %, в январе-июле 2015 года грузооборот российских авиакомпаний составил 3,135 млрд км, что на 12,2 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе перевозки грузов и почты за отчетный период выросли на 7,5 % (до 607,7 тыс.), и международные перевозки - 469,7 тыс. т (+15,9 %), а внутренние - 138 тыс. т (-13,7 %) [3].
В результате, реализация приведенных инициатив Минтранса России как в части развития логистической деятельности, так и в части развития стандарта e-Freight, позволит реализовать транзитный потенциал Российской Федерации и создать благоприятные условия для успешной конкуренции на мировом рынке российских аэропортов и авиакомпаний, а также грузовых операторов и других участников рынка грузовых воздушных перевозок.
Библиографические ссылки
1. Современное развитие транспорта [Электронный ресурс]. URL: http://www.trmotion.ru/mijs-35-1.html (дата обращения: 13.09.2015).
2. Aviation Explorer [Электронный ресурс]. URL: http://www.aex.ru/docs/3/2012/7/25/1608/ (дата обращения: 10.09.2015).
3. Елтранс Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.tks.ru/logistics/2015/08/26/0001 (дата обращения: 14.09.2015).
Решетневские чтения. 2015
References
1. Modern transport development [Electronic resource]. URL: http://www.trmotion.ru/mijs-35-1.html (accessed: 13.09.2015).
2. Aviation Explorer [Electronic resource]. URL: http://www.aex.ru/docs/3/2012/7/25/1608/ (accessed: 10.09.2015).
3. Eltrans Plus [Electronic resource]. URL: http://www.tks.ru/logistics/2015/08/26/0001 (accessed: 14.09.2015).
© Свердюк Л. А., Широченко Н. В., 2015
УДК 658.8:339.3
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО СКЛАДА
А. В. Селиванов1, И. А. Коваленко1, И. И. Вашлаев2
1 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 2Институт химии и химической технологии СО РАН Российская Федерация, 660036, г. Красноярск, Академгородок, 50/24 E-mail: [email protected]
Исследованы возможности распределительного склада ООО «Хозкомплект» и предложены направления развития бизнеса на основе мероприятий логистического менеджмента.
Ключевые слова: товаропроводящая сеть, распределительный склад, выбор способа транспортирования, оценка эффективности предлагаемых логистических мероприятий.
TOOLKIT OF PLANNING PARAMETERS OF LOGISTIC PROCESSES OF DISTRIBUTION WAREHOUSE
А. V. Selivanov1, I. A. Kovalenko1, I. I. Vashlaev2
1Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
2Institute of Chemistry and Chemical Technology SB RAS 50/24, Akademgorodok, Krasnoyarsk, 660036, Russian Federation E-mail: [email protected]
Possibilities of distribution warehouse of Open Company "Goskomplekt" are researched and directions to develop business on the basis of events of logistic management are proposed.
Keywords: commodity distribution network, distribution warehouse, a choice of a transportation method, estimating efficiency of proposed logistic events.
Статистика мировой коммерческой практики фиксирует долю транспортной логистики в деятельности компаний бизнеса на уровне 69 %. Доля управленческой и комплексной логистики составляет 31 %. В России эти виды деятельности имеют соотношения (по данным Росстата) 97 %, и только в 3 % оценивается суммарная доля управленческой логистики по оптимизации логистических процессов и организации комплексной логистики. Следует отметить, что в РФ реже анализируется общее состояние логистического потенциала предприятий (т. е. действий и путей повышения их эффективности на основе рациональной организации и логистики производства). В настоящее время уровень логистического менеджмента в российском бизнесе является низким, что обусловливает необхо-
димость поиска путей повышения его эффективности. Выявление и использование логистического потенциала распределительного склада следует рассматривать как один из аспектов его экономического развития.
В рамках коммерческой деятельности распределительный склад осуществляет отгрузки на другие склады товаропроводящей сети компании. В отличие от центрального склада, распределительный склад специализируется в основном на быстром распределении товаров [1].
И поэтому актуально повышать качество логистического менеджмента на основе обоснованного выбора перспективных направлений деятельности, учитывая возможности управленческой и комплексной логистики (см. таблицу).