Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управления цепями поставок»
УДК 658
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВИАЦИОННЫХ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК
Л. А. Свердюк Научный руководитель - Н. В. Широченко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail:[email protected]
Рассмотрена актуальность и перспектива использования информационных технологий в грузовых авиаперевозках. Освещены информационные программы, использованные в авиационной отрасли.
Ключевые слова: информация, грузопоток, электронный билет, авиакомпании, информационные технологии, информационная система, информационная безопасность, авиации.
INFORMATION SUPPORT AIRCRAFT CARG
L. A. Sverdyuk Scientific supervisor - N. V. Shirochenko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article discusses the relevance and the prospect of using information technology in air freight. Covered information programs used in the aviation industry.
Keywords: information, cargo, e-ticket, airline, information technology, information systems, information security, and aviation.
Авиационным перевозкам принадлежит важное место в системе быстрой доставки грузов. В настоящее время для повышения качества грузовых авиаперевозок связывают с надеждой на современные технологии.
Современные информационные технологии играют наибольшую роль в бизнесе авиакомпаний, которые работают в условиях жесткой конкуренции не только с отечественными, но и зарубежными перевозчиками. Безусловно, эта отрасль традиционно предъявляет высокие требования к ИТ-инфраструктуре. Серьезным конкурентным преимуществом для авиакомпании и аэропортов, обслуживающих крупные транспортные узлы становятся передовые информационные технологии. Они позволяют более эффективно улучшать качество и сокращать сроки обслуживания, управлять ресурсами, обеспечивать приемлемый уровень расходов, с их помощью устанавливаются и соблюдаются стандарты в гражданской авиации [1].
России необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу и вести сотрудничество с международными организациями, используя их опыт по созданию, развитию и применению ИТ-технологий в авиационной отрасли, чтобы не отставать от общемировых тенденций.
Уменьшение логистических издержек в бизнес-процессах авиационных компаний, задействованных в организации авиагрузовых перевозок, впрямую находятся в зависимости от уровня интегральной автоматизации этих процессов.
В стремительном совершенствовании информационных технологий авиатранспортной логистики остро ценится вопрос создания единой информационной среды. Данный элемент является важнейшим в обеспечении достижения цели информационной интеграции всех логистических цепей авиатранспортных процессов.
Одним из частых ситуаций наблюдается, когда тот или иной внедренный информационный продукт требует затратного ручного ввода данных из иных информационных систем или бумажных носителей. Принцип автоматизации, прежде всего, подвергается сомнению степень достоверности
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2
переносимых сведений, нанося вред защищенности информации. Зачастую, таким же «полуавтоматическим/полуручным» способом, не защищенным от простых операторских ошибок, подготавливаются и необходимые интегральные отчетные формы, требующие наличия сведений из нескольких не связанных друг с другом информационных источников. Все вышеперечисленные выше доводы подчеркивают надобность применения аппарата логистики для решения проблем интеграции отдельных бизнес-процессов и сведений из различных перевозочных и товаросопроводительных документов многих субъектов, занятых в обслуживании логистических цепей авиационных перевозок.
Чрезвычайно важно, чтобы интегральная информационная среда была нейтральна к обслуживаемому ей сегменту рынка. Обеспечение должного уровня «нейтральности» информационной среды очень важно, поскольку затрагивает основы конфиденциальности и безопасности логистических цепей авиационных перевозок.
Авиаперевозки с точки зрения системы управления предприятием имеют ряд особенностей, которые предусматриваются на стадии выбора и внедрения информационной системы. Главные из них, прежде всего это специализированный документооборот и управления заказами, например, такими как CHAMP Cargosystems, CARGOSPOT, SITA Super Cargo, не менее важной особенностью считается учет при планировании авиарасписаний и составных рейсов и особый порядок бронирования емкостей [2].
Главные задачи любой авиакомпании заключаются в обслуживании клиентов и контроли грузопотоков. В соответствии с этим, большая часть ИТ-систем охватывает такие процессы как информирование, учет и регистрация клиентов. Если с первыми двумя процессами на практике сложностей, как правило, не возникает, то регистрация нередко сопряжена с рядом сложностей и дискомфортом для клиента. И дело не только в очередях.
Информационное обеспечение позволяющая сократить время на обслуживание относится система e-Freight. Применения стандарта электронной грузовой авианакладной является качественным прорывом в организации грузовых авиаперевозок и рассматривается в качестве международного стандарта оформления грузов, на которые ориентируются ведущие международные участник отрасли. Выгодность данной системы заключается в быстроте обслуживания, большой надежности, точности и безопасности обмена данными, в том числе в прозрачности процессов и интеграции в международный транспортный поток. Минтранс России нацелен на ускорение внедрения стандарта системы e-Freight в России, так как на сегодня это становится обязательным условием конкурентоспособности отрасли на мировом рынке грузовых авиаперевозок [2].
Наиболее пристальное внимание начинает уделять Российская авиационная отрасль вопросам обеспечения информационной безопасности. В связи с необходимостью обработки персональных данных и другой информации, относящейся к категории конфиденциальной, необходимы жесткие меры по ее защите. При этом все внедряемые решения должны быть высокоэффективными и соответствовать законодательству РФ.
Ключевыми факторами определения надежности и эффективности транспортных услуг считаются обеспечивание защищенности перевозки и иные обстоятельства на всем пути следования. Осуществление всего этого стала возможной благодаря введению такой популярной на сегодняшний день услуги, как отслеживание груза. Online-система это огромное преимущество для клиентов. Особенно актуальной такая услуга является при осуществлении международных перевозок, которые подчас занимают несколько недель, в течение которых груз преодолевает большое расстояние и количество маршрутных пунктов. При данном услуга отслеживания груза Online применима не лишь только с целью контроля местопребывания груза и его состояния, но и прежде всего с целью обеспечения возможности максимально оперативной корректировки запланированного срока прибытия товара. Данный нюанс содержит принципиальное значение для грузовладельца, поскольку он заблаговременно включает ожидаемую поставку в производственный план. Таким образом, благодаря услуге по отслеживанию отправленного товара авиакомпаний вы сможете быть уверены в целостности и местонахождении вашего заказа, а также корректировать свои планы в экстренных случаях, что дозволит и избежать даже наименьших потерь.
Большая работа будет продолжаться в области обеспечения безопасности полетов. Новые технологии в предполетном досмотре будут всегда востребованы и позволят значительно сократить риски незаконного вмешательства в работу воздушного транспорта.
В управлении грузовыми авиаперевозками используются информационные системы такие как Soft Сargo-Terminal и Air Cargo.
Преимуществами системы Soft Сargo-Terminal являются увеличение объемом перевозки, обработки грузов и улучшения сервиса обслуживания клиентов.
Секция «Актуальные проблемы в логистике и управления цепями поставок»
В свою очередь, комплексная система управления грузовыми перевозками Air Cargo обеспечивает информационно-технологическую поддержку процессов бронирования и продажи грузовых перевозок, наземной обработки грузовых потоков, интеграцию в мировую авиатранспортную систему [3].
Важный момент затрагиваемой проблемы информационных технологий заключается в том, что никогда, ни при каких условиях, все авиакомпании не станут одинаково (максимально) эффективны. Всегда сохранится ситуация разных возможностей по использованию средств информационного обеспечения. Но вопросы безопасности полетов должны решаться на высоком уровне в равной мере и для больших авиакомпаний, и для малых. В этих условиях единственно правильной позицией является развитие целевых информационных услуг, предоставляемых авиакомпаниям по схеме информационного аутсорсинга.
Библиографические ссылки
1. Астерос [Электронный ресурс]. URL: http://www.asteros.ru/press/press/478/ (дата обращения: 30.03.2015).
2. ЦентрГА. [Электронный ресурс]. URL: http://www.c-ca.ru/ru/test.html (дата обращения: 30.03.2015).
3. Куда.ш [Электронный ресурс]. URL: http://news.kuda.ua/19669 (дата обращения: 30.03.2015).
© Свердюк Л. А., 2015