Повышение качества работы ДОУ через внедрение дополнительного образования
Мацола Алла Вячеславовна МАДОУ № 1 г.Коврова
Ключевые слова:
качество, дополнительное,образование, повышение имиджа
Целью статьи является освещения вопроса осуществления платного дополнительного образования в Муниципальном автономном образовательном учреждении детский сад № 1
города Коврова.
Оказание платных дополнительных услуг становится все более важным направлением деятельности муниципальных образовательных организаций в условиях рыночной экономики и реформирования российского образования.
В настоящее время оказание платного дополнительного образования способствует привлечению дополнительных финансовых средств и наибольшего удовлетворения спроса родителей и социума в условиях дошкольного учреждения.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию воспитанников. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Предоставление платных дополнительных услуг регламентируется следующими нормативными правовыми актами: Конституцией РФ; Гражданским, Бюджетным, Налоговым кодексами Российской Федерации; Законом РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании»; Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»; Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (ред. от 31.12.2014); иными нормативными акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Уставом образовательной организации; локальными актами.
Согласно действующему законодательству автономные и бюджетные образовательные учреждения могут использовать полученный доход от оказания платных образовательных услуг, в соответствии со своими уставными целями.
Организация дополнительных образовательных услуг в нашем детском саду осуществляется в форме кружков, секций, арт-студий. Платные образовательные услуги оказываются только по желанию родителей (законных представителей) воспитанников и на договорной основе. Платным является все то, что не предусмотрено ООП ДО в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Этапы внедрения платного дополнительного образования:
I этап (август, сентябрь)
(пошаговая деятельность первого этапа)
1^шаг-Изучение нормативно-правовой документации федерального, регионального, муниципального уровней.
2 шаг-Анализ Устава ДОУ. В уставе ДОУ должно быть зафиксировано право потребителя на получение платной образовательной услуги. И должны быть прописаны только те платные дополнительные образовательные услуги, которые будет оказывать ваше образовательное учреждение.
3 шаг-Проведение маркетингового исследования:
- анализ потребностей воспитанников, состава родителей и их возможности по оплате платных дополнительного образования;
- анализ возможностей материально-технической базы в ДОУ для качественного оказания ПОУ;
- анализ квалификации сотрудников и их загруженность при реализации основной образовательной программы;
-анализ особенностей территориального расположения ДОУ, определяющих социально-экономические выгоды и риски (центр города, наличие рядом объектов социума и т. п.);
-проведение мониторинга цен на образовательные услуги в городе, микрорайоне;
4 шаг-проведение анкетирования родителей, с целью выявления запроса направлений на дополнительные образовательные услуги.
5 шаг-решение организационных вопросов
- Поиск специалистов для работы по организации платных образовательных услуг. (Мы привлекли как штатных сотрудников детского сада, так и специалистов со стороны).
Заключение трудовых договоров со всеми педагогами (специалистами).
6 шаг-получение Лицензии в Департаменте образования администрации Владимирской области.
7 шаг-создание нормативной базы ДОУ, регламентирующей организацию и порядок оказания платных образовательных услуг.
В ходе организации платных образовательных услуг мы разработали локальные акты МАДОУ на основании нормативных актов федерального, регионального и муниципального уровней. Утвердили "Положение об оказании платных образовательных услуг", «Договор об образовании по дополнительным образовательным программам дошкольного образования», Должностные инструкции.
8 шаг-Методическое обеспечение оказания платных образовательных услуг
- Разработка рабочих программ руководителями кружков и секций, учебных планов. Количество часов и тематика занятий, предлагаемых исполнителем в качестве платных образовательных услуг, должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям заказчика; подбор необходимого оборудования, пособий, электронных ресурсов и средств обучения. Составление расписания кружков и секций.
9 шаг-Организация процесса обучения
издание приказов по организации деятельности по платному образованию, утверждение учебных планов, расписание занятий кружков и секций, состав групп.
10 шаг-информирование потребителей о платных образовательных услугах.
Предоставление потребителю достоверной информации об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (п. 9 «Правил оказания платных образовательных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706).
Потребителей информируют: о квалификации руководителей кружков, уровне образования и квалификации, количестве учебных часов, расписании занятий, стоимости ПОУ, порядке оказания и оплаты ПОУ, а также о льготах, предоставляемых при оказании платных образовательных услуг.
11 шаг-Оформление отношений с потребителями услуги.
Заключение Договора об образовании по дополнительным образовательным программам дошкольного образования.
II этап
Работа кружков и секций по дополнительному образованию художественно-эстетической, речевой, познавательной и физкультурно-оздоровительной направленности.
III этап
-подведение итогов осуществления платных услуг
-выявление удовлетворённости родителей и педагогов качеством оказанных дополнительных образовательных услуг.
-мониторинг, с целью совершенствования работы по оказанию платных дополнительных образовательных услуг.
В настоящее время в МАДОУ № 1 функционируют кружки, студии и секции по направлениям: Художественно - эстетическое развитие
лепка из глины и пластилина, изобразительная , театрализованная деятельности, танцы Речевое и познавательное развитие
Индивидуальные и групповые занятия с логопедом по коррекции звукопроизношения, развитие психических процессов, «Английский для малышей», развитие и коррекция эмоциональных состояний у дошкольников, песочная терапия.
Физическое развитие
Тхэквондо», обучение плаванию и занятия в бассейне для детей от года до 2-х лет. Проведение развлекательных мероприятий для детей
Организация дополнительного платного образования в нашем ДОУ позволяет конструировать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей и интересов детей, при котором ребенок становится активным в выборе деятельности.
Обеспечение открытости и достоверности информирования родителей и общественности о платных дополнительных образовательных услугах осуществляется через индивидуальное консультирование родителей, проведение открытых мероприятий, размещении информации на информационном стенде и сайте МАДОУ.
На наш взгляд осуществление платного дополнительного образования в нашем ДОУ положительно для всех участников педагогического процесса:
Занятия в секциях, кружках и арт- студии открывают воспитанникам МАДОУ возможность для личного развития, развития инициативы и творческих способностей, успешной социализации и индивидуализации, Дети получают навыки адаптации к современному обществу и возможность полноценной организации свободного времени.
Удовлетворение спроса родителей по дополнительным образовательным услугам; экономия времени родителей (не надо водить в учреждения дополнительного образования, ждать окончания занятий).
Наибольшее удовлетворение спроса родителей и социума; повышение имиджа и конкурентоспособности ДОУ на рынке образовательных услуг; дополнительное финансирование учреждения и улучшение материально-технической базы.
Анализируя количество воспитанников, получающих платные услуги можно заметить, что они увеличились с 486 детей в 2014 году до 664 в 2015 году.
Увеличилось количество предоставляемых платных услуг с 14 в 2014 году до 23 в 2015г.
Дошкольное учреждение с момента начала оказания платных услуг в 2014 году получило общего дохода 2 171.600 рублей. Из которых на оплату по договорам оказания услуг было потрачено 845 000 рублей, а доход на развитие МАДОУ составил 1 101 500 рублей.
Список литературы:
1. Савицкая Е.В. 2004. "Некоторые итоги исследования системы детского дошкольного образования". Журнал "Вопросы образования" № 4 с.261-277
2. Т.Г. Бутова, Е.Г. Григорьева, В.В. Куимов "Развитие сферы дошкольных услуг: проблемы регулирования. 2011 с.8-58
3. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании» № 273-ФЗ
4. Закон РФ от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» № 2300-1
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» № 706