УДК 37.014.54
ББК Ч404к94 ГСНТИ 16.21.27 Код ВАК 08.00.05
Захарова Лариса Александровна,
кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра акмеологии и менеджмента, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
Лагутина Евгения Евгеньевна,
кандидат экономических наук, доцент, кафедра акмеологии и менеджмента; Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: автономные образовательные учреждения; платная образовательная услуга; расчет стоимости образовательной услуги; проектирование системы платных образовательных услуг.
АННОТАЦИЯ. В Российской Федерации происходит активный переход образовательных организаций в статус бюджетных и автономных. Управление организацией в новом статусе вызывает у руководителя значительные трудности, поскольку руководитель встречается с новыми для себя видами деятельности. Одним из таких видов деятельности является процесс привлечения дополнительных средств финансирования в образовательные учреждения. Одним из способов привлечения дополнительного финансирования является развитие сети платных образовательных услуг. Часто руководители вынуждены впервые создавать систему платных образовательных услуг в своем учреждении либо прибегать к расширению спектра платных образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением. Предмет исследования - деятельность руководителя по организации платных образовательных услуг. Цель исследования - выявление этапов деятельности руководителя по организации платных образовательных услуг в образовательной организации. Использованные методы исследования - обзор и анализ нормативно-правовой базы. Результатом исследования является процедура планирования и организации функционирования системы платных образовательных услуг, в том числе порядок расчета стоимости образовательной платной услуги. Алгоритм деятельности руководителя по организации платных образовательных услуг в образовательной организации включает двенадцать последовательных этапов. Область применения результатов исследования - управление дошкольными и средними образовательными организациями.
Zakharova Larisa Aleksandrovna,
Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor of Department of Acmeology and Management, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Lagutina Evgeniya Evgen'evna,
Candidate of Economics, Associate Professor of Department of Acmeology and Management, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
ORGANIZATION OF PAID EDUCATIONAL SERVICES IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION
KEYWORDS: autonomous educational institution of paid educational services; calculation of the cost of educational services; design of the system of paid educational services.
ABSTRACT. There is an active transition of educational organizations in the Russian Federation into the status of budgetary and autonomous institutions. Management of the organization in a new status causes its head considerable difficulties, because they meet with new activities. One of such activities is the process of attracting additional funding to educational institutions. One of the ways to attract additional funding is the development of a network of paid educational services. Organization managers are often forced to create a system of paid educational services for the first time in the institution or to resort to expanding the range of paid educational services provided by the educational institution. The object of research is the work of the institution head in order to organize paid educational services. The purpose of the study is to identify the stages of activity of the institution head in the provision of paid educational services in the educational organization. The following research methods are used: an overview and an analysis of the framework of regulatory documentation. The result of this research is the procedure of planning and organizing the functioning of the system of paid educational services, including the procedure for calculating the cost of paid educational services. The algorithm of activity of the person responsible for paid educational services in an educational organization includes twelve sequential stages. The results of the study may be used in practical management of preschool and secondary educational institutions.
»связи с принятием федерального дений» у образовательных учреждений с 1
^закона № 83-ФЗ от 08.05.2010 «О января 2011 года появились три новых стату-
внесении изменений в отдельные законода- са: казенные, бюджетные, автономные [12]. тельные акты Российской Федерации в связи Перевод бюджетных образовательных
с совершенствованием правового положения учреждений в автономные объективно за-
государственных (муниципальных) учреж- труднен отсутствием полного консенсуса в
В с
з
© Захарова Л. А., Лагутина Е. Е., 2015
обществе по этой проблеме, ее недостаточной нормативно-правовой обеспеченностью, неподготовленностью руководителей учреждений и специалистов - управленцев, юристов, финансистов, бухгалтеров к работе в новых организационно-правовых и хозяйственно-финансовых условиях, отсутствием методической базы по осуществлению перехода в автономные учреждения, ведению деятельности в форме автономного учреждения, в том числе по переводу с бюджетного плана счетов на коммерческий. Тем не менее, механизм перевода учреждения образования из бюджетного в автономное достаточно подробно описан в методической литературе, однако управление таким учреждением вызывает у руководителя значительные трудности, поскольку руководитель встречается с новыми для себя видами деятельности. Одним из таких видов деятельности является процесс привлечения дополнительных средств финансирования в образовательные учреждения. Одним из способов привлечения дополнительного финансирования в образовательное учреждение является развитие сети платных образовательных услуг. Часто руководители вынуждены впервые создавать систему платных образовательных услуг в своем учреждении либо, прибегать к расширению спектра платных образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением.
Большое количество ученых (И. В. Бо-ровинская, И. А. Расковалова, Е. В. Кочер-гина, Г. М. Мельник, А. И. Минакова, А. В. Павлов) отмечают возросшую актуальность проблемы организации платных образовательных услуг в современной образовательной организации [2; 4; 5; 6; 15].
Организация платных образовательных услуг в образовательной организации осуществляется на основе следующих нормативных документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
• Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ (в действующей редакции)
• Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
• Федеральный Закон «О защите прав потребителя» N 2300-1 от 07.02.1992 (с изменениями, вступившими в силу с 1 июля 2014 года);
• Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;
• Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» и т. д.
Для того чтобы организовать платные образовательные услуги руководителю необходимо провести следующие мероприятия.
1. Обозначить направления дополнительного образования и воспитания, которые может реализовать образовательная организация.
2. Провести мониторинг потребностей потенциальных заказчиков платных образовательных услуг. Потенциальными заказчиками платных образовательных услуг могут являться как родители учеников образовательной организации, так и любые другие граждане (например, родители детей, проживающих рядом с образовательной организацией). Мониторинг потребностей можно провести путем анкетирования родителей во время проведения родительских собраний или путем опроса - голосования на сайте школы.
3. Провести анализ материально-технической базы образовательной организации в части возможности ее использования для оказания платных образовательных услуг, в частности, ее использования в рамках реализации основной образовательной программы и за рамками реализации основной образовательной программы. Если востребованной со стороны потребителей является физкультурно-оздоровительная или спортивная деятельность, образовательная организация должна провести анализ материально-технического состояния спортивных объектов, их загруженность в результате реализации основной образовательной программы.
4. Осуществить лицензирование образовательной деятельности.
Согласно ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.12г. «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования [11]
Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности» устанавливает перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ подлежащих лицензированию [8].
5. Создать нормативную базу, регламентирующую организацию и порядок оказания платных образовательных услуг.
Образовательная организация на основании нормативных актов федерального, регионального и муниципального уровней должна разработать «Положение об оказании платных образовательных услуг». Согласно ст. 30.3 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.12г. «Об образовании в Российской Федерации» при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) [11].
6. Подготовить методическое обеспечение оказания платных образовательных услуг.
Платные направления оказания образовательных услуг должны быть обеспечены: рабочей программой, учебным планом, необходимыми учебниками, пособиями, электронными ресурсами и средствами обучения, при необходимости - расходными материалами.
7. Спланировать процесс предоставления дополнительных платных услуг.
Руководитель образовательной организации издает приказы и распоряжения по организации деятельности групп платных образовательных услуг. Должны быть разработаны на основании действующих об-разо-вательных стандартов и утверждены учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
8. Произвести калькуляцию стоимости платных образовательных услуг.
Определение цены платной услуги осуществляется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов по формуле ЦУСЛ = ЗУСЛ + П, где ЦУСЛ - цена платной услуги (руб.), ЗУСЛ - затраты на оказание платной услуги (руб.), П - прибыль (руб.)
Затраты образовательной организации распределяются на затраты, непосредственно связанные с оказанием платной услуги и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания платной услуги.
К затратам, непосредственно связанным с оказанием платной услуги, например, относятся:
- затраты на оплату труда персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги (основной персонал);
- затраты на приобретение материальных запасов, полностью потребляемых в процессе оказания платной услуги;
- амортизация оборудования, используемого в процессе оказания платной услуги;
- иные затраты, связанные с оказанием платной услуги.
К затратам, необходимым для обеспечения деятельности организации в целом, но не используемым непосредственно в процессе оказания платной услуги, например, относятся:
- затраты на оплату труда персонала организации, не участвующего непосредственно в процессе оказания платной услуги (административно-управленческий персонал);
- общехозяйственные затраты - затраты на приобретение материальных запасов, оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, а также на обслуживание и текущий ремонт объектов (общехозяйственные затраты);
- затраты на уплату налогов, пошлины и иных обязательных платежей;
- амортизация зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием платной услуги;
- иные затраты, необходимые для обеспечения деятельности организации в целом, но не используемые непосредственно в процессе оказания платной услуги.
9. Создать кадровое обеспечение оказания платных образовательных услуг.
Необходимо определить численность сотрудников, привлекаемых для оказания услуг, сроки и режим их работы, предполагаемую оплату труда, форму привлечения специалистов (трудовой договор или дополнительное соглашение к нему или договор подряда).
10. Проинформировать потребителей платных образовательных услуг.
Образовательная организация оказывает платные услуги на основании договоров. До заключения договора образовательная организация обязана предоставить родителям (законным представителям) потребителя услуги достоверную информацию об учреждении и оказываемых им образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Способ доведения информации до потребителя, согласно письму Министерства образования России от 01.10.2002 № 31ю-31ин-40/31-09 «О методических рекомендациях по заключению договоров для оказа-
ния платных образовательных услуг в сфере образования», устанавливается исполнителем самостоятельно, за исключением случаев, которые определены законодательством РФ [9]- При этом исполнитель обязан обеспечить доступность информации для населения, используя объявления, буклеты, проспекты, информацию на стендах, предоставление информации по требованию заказчика. Причем информацию необходимо разместить в удобном для обозрения месте.
Итак, согласно требованиям Правил до заключения договора образовательная организация обязана предоставить потребителю достоверную информацию об образовательной организации и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Указанное требование корреспондирует требованиям Закона «О защите прав потребителей». В частности, согласно ст.10 указанного Закона исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора [7].
Последствия несоблюдения указанного требования установлены ст.12 Закона «О защите прав потребителей», в соответствии с которой, если потребителю не была предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков [7]. Для Эффективного продвижения платных образовательных услуг целесообразно воспользоваться маркетинговыми инструментами: реклама, связи с общественностью, личные продажи, РЯ-деятельность, сотрудничество и т. д. [1].
11. Произвести оформление отношений с потребителями услуг.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» договор между заказчиком и исполнителем заключается в простой письменной форме и содержит следующие сведения [13]:
а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя -юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя - индивидуального предпринимателя;
б) место нахождения или место жительства исполнителя;
в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;
г) место нахождения или место жительства заказчика;
д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;
е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);
ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;
з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;
и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);
к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);
л) форма обучения;
м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);
н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);
о) порядок изменения и расторжения договора;
п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.
Существует Приказ Минобразования РФ от 9 декабря 2013 г. N 1315 «Об утверждении Примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», этой формой договора проще всего воспользоваться при разработке документа [14].
12. Разработать процедуру контроля качества оказания платных образовательных услуг.
Руководитель образовательной организации осуществляет общий контроль качества и количества оказываемых платных образовательных услуг, а также общий контроль за поступлением и расходованием средств от них.
Таким образом, мы представили последовательность этапов деятельности руководителя образовательной организации при организации платных образовательных услуг, опираясь на действущее законодательство.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аликперов И. М. Рыночные возможности торговой марки образовательной организации // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика : сб. ст. Курск, 2013.
2. Боровинская И. В., Расковалова И. А. Развитие дополнительных платных образовательных услуг в бюджетных учреждениях // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2013. № 17. С. 136-142.
3. Гражданский кодекс РФ: часть первая. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=153956.
4. Кочергина Е. В Платные образовательные услуги: дополнительная деятельность образовательного учреждения // Народное образование. 2014. № 9. С. 104-107.
5. Мельник Г. М. Совершенствование системы управления дополнительными образовательными услугами в общеобразовательной организации // Молодой ученый. 2015. №12(92). С. 780-785.
6. Минакова А. И. Платные образовательные услуги автономного образовательного учреждения. Известия Тульск. гос. ун-та. Экономические и юридические науки. 2013. № 1-2. С. 62-66.
7. О защите прав потребителей Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.05.2014). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156123.
8. О лицензировании образовательной деятельности Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=171665.
9. О методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования: Письмо Министерства образования России от 01.10.2002 № 31ю-31ин-40/31-09. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=40311
10. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2014). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173457.
11. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный за-кон от 29.12.2012 № 273-Ф. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148547.
12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. 28.12.2013). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148409.
13. Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг: Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=150870.
14. Об утверждении Примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования: Приказ Минобразования РФ от 9 декабря 2013 г. N 1315. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=161101.
15. Павлов А. В. Особенности организации предоставления дополнительных платных образовательных услуг бюджетными образовательными учреждениями дополнительного образования детей // Внешкольник. 2013. № 3 (156). С. 17-21.
REFERENCES
1. Alikperov I. M. Rynochnye vozmozhnosti torgovoy marki obrazovatel'noy organizatsii // Aktual'nye problemy razvitiya sotsial'no-ekonomicheskikh sistem: teoriya i praktika : cb. st. Kursk, 2013.
2. Borovinskaya I. V., Raskovalova I. A. Razvitie dopolnitel'nykh platnykh obrazovatel'nykh uslug v byudzhetnykh uchrezhdeniyakh / / Intellektual'nyy potentsial XXI veka: stupeni poznaniya. 2013. № 17. S. 136-142.
3. Grazhdanskiy kodeks RF: chast' pervaya. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=153956.
4. Kochergina E. V Platnye obrazovatel'nye uslugi: dopolnitel'naya deyatel'nost' obrazovatel'no-go uchrezh-deniya // Narodnoe obrazovanie. 2014. № 9. S. 104-107.
5. Mel'nik G. M. Sovershenstvovanie sistemy upravleniya dopolnitel'nymi obrazovatel'nymi us-lugami v obshcheobrazovatel'noy organizatsii // Molodoy uchenyy. 2015. №12(92). S. 780-785.
6. Minakova A. I. Platnye obrazovatel'nye uslugi avtonomnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Izvestiya Tul'sk. gos. un-ta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. 2013. № 1-2. S. 62-66.
7. O zashchite prav potrebiteley Zakon RF ot 07.02.1992 N 2300-1 (red. ot 05.05.2014). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156123.
8. O litsenzirovanii obrazovatel'noy deyatel'nosti Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.10.2013 № 966. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=171665.
9. O metodicheskikh rekomendatsiyakh po zaklyucheniyu dogovorov dlya okazaniya platnykh obrazovatel'nykh uslug v sfere obrazovaniya: Pis'mo Ministerstva obrazovaniya Rossii ot 01.10.2002 № 31yu-31in-40/31-09. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=40311
10. O nekommercheskikh organizatsiyakh: Federal'nyy zakon ot 12.01.1996 N 7-FZ (red. ot 31.12.2014). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173457.
11. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy za-kon ot 29.12.2012 № 273-F.URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148547.
12. O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii v svyazi s so-vershenstvovaniem pravovogo polozheniya gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) uchrezhdeniy: Federal'nyy zakon ot 08.05.2010 № 83-FZ (red. 28.12.2013). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148409.
13. Ob utverzhdenii Pravil okazaniya platnykh obrazovatel'nykh uslug: Postanovlenie Pravi-tel'stva RF ot 15.08.2013 № 706). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=150870.
14. ОЬ utverzhdenii Рг1шегпоу Югшу dogovora оЪ 0Ъга70УапИ ро 0Ъга70Уа1е1'пут programmam паеЬаГм-go oЬshеhego, osnovnogo oЬshеhego i srednego oЬshеhego obrazovaniya: Prikaz MinoЬrazovaniya ЯБ ot 9 deka-Ьгуа 2013 g• N 1315- иЯЬ: http://Ьase.еonsu1tant.ru/еons/еgi/on1ine.еgi?req=doе;Ьase=LAW;n=l6ll0l.
15. Рау^ А. V. OsoЬennosti organizatsii predostav1eniya dopo1nite1'nykh p1atnykh oЬrazovate1'-nykh us1ug byudzhetnymi oЬrazovate1'nyшi uеhrezhdeniyaшi dopo1nite1'nogo oЬrazovaniya detey // Vne-shko1'nik• 2013. № 3 (156). 8. 17-21.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. С. Л. Фоменко.