Управление маркетингом образовательных услуг в дошкольной образовательной
организации
Свалова Ольга Михайловна
МАДОУ ЦРР № 32 г. Артемовский Свердловская
область
Ключевые слова:
модель маркетинговой службы ДОО
Целью статьи является исследование теоретических оснований организации педагогического маркетинга в деятельности учреждения и педагогические условия, необходимые для управления маркетингом образовательных услуг ДОО. Автором обобщен практический опыт по реализации проекта создания маркетинговой службы ДОО. Сегодня нет необходимости доказывать, что будущее России во многом предопределяется её системой образования.
Образованность, компетентность и профессионализм выступают ключевыми факторами общественного развития. Это всемирно признанный факт. В настоящее время можно с полной уверенностью констатировать становление рыночных отношений в сфере образовательных услуг. Поскольку на текущий момент успешность и финансовое благополучие ДОО ставится в прямую зависимость от предпочтений потребителей, их количества и возможностей, постольку необходимость применения маркетинга в качестве инструмента конкурентной борьбы становится все более и более очевидной.
Исходя из этого, можно говорить о внедрении маркетингового подхода к формированию рынка образовательных услуг. Необходимость организации педагогического маркетинга в деятельности ДОО и недостаточная теоретическая разработанность позволили сформулировать проблему исследования: какие теоретические основания организации педагогического маркетинга в деятельности учреждения и педагогические условия, необходимы для управления маркетингом образовательных услуг ДОО.
Вероятно, управление маркетингом образовательных услуг в ДОО будет эффективным и успешным при соблюдении следующих условий:
□ создании нормативно-правовой базы для оказания образовательных услуг в ДОО;
□ проведения маркетингового исследования, для изучения маркетинговой среды ДОО;
□ изучение конкурентной среды и формирования основных конкурентных преимуществ ДОО;
□ создания маркетинговой службы ДОО. Опытно экспериментальной базой исследования являлось МАДОУ ЦРР №32. На разных этапах исследования было охвачено 200 респондентов: 90 воспитанников ДОО, 90 родителей воспитанников, 14 специалистов МАДОУ ЦРР № 32, социальные партнеры.
Программа исследования осуществлялась в три этапа в период с 2013 г. по 2015 г.
На первом этапе (2012 г.) подбирались документы и анализировалась научная литература по маркетингу образовательных услуг, формулировались исходные позиции исследования: цель, гипотеза, задачи, методология и методика эксперимента. Определялась сущность основных понятий «маркетинг», «маркетинговая деятельность ДОО».
Второй этап (2013 г.) был связан с изучением состояния управления дошкольным учреждением на современном этапе. Отбирался необходимый материал для построения модели маркетинговой службы. Проводилась экспериментальная проверка эффективности разработанной модели с привлечением экспертов из числа работников дошкольного
учреждения.
На третьем этапе (2014-2015г.) продолжалась проверка модели маркетинговой службы ДОО. Анализ и обработка полученных результатов экспериментального исследования, уточнение теоретических положений, описание и интерпретация материалов исследования.
Результатом исследовательской деятельности явилось создание маркетинговой службы в ДОО, целью которой стало совершенствование стратегии развития ДОО на перспективу, ведение активного поиска союзников в социальном окружении, завоевание авторитета среди родителей и педагогической общественности, совершенствование имиджа ДОО, повышение его рейтинга на рынке образовательных услуг. При организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении мы учитывали специфику образовательных услуг ДОО, модели финансирования, поведение потребителей образовательных услуг детского сада, специфику маркетинговой среды дошкольного образовательного учреждения и конкурентную политику на рынке образовательных услуг.
Грамотное построение системы маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении, обеспечило позитивное общественное мнение о дошкольном учреждении, в соответствии с концепцией, обеспечило увеличение и социального, и экономического эффекта деятельности, а как следствие - и спрос на наши услуги.
В ходе исследования были выявлены проблемы, существующие в ДОО при реализации Образовательной программы ДОО, над устранением которых необходимо работать:
□ развитие предметно-пространственной среды ДОО;
□ повышение квалификации персонала;
□ организация дополнительных образовательных услуг;
□ развитие информационного пространства ДОО.
Понимая, что решение перечисленных проблем является сложным и длительным процессом, мы сразу задумались о создании маркетинговой службы ДОО, поскольку прежние подходы и принципы управления, дававшие положительные результаты при традиционном режиме работы ДОО, сегодня уже не позволяют достичь желаемых результатов, нужна иная технология -технология управления по результатам. На первый план в осуществлении административной деятельности ДОО как современной организации выступили менеджмент, маркетинг и реклама. Их грамотное использование позволили добиться эффективного осуществления образовательных услуг, привлечения потребителя-родителя, роста статуса и конкурентоспособности ДОО, обеспечить деятельность в режиме развития.
Необходимость использования в практической деятельности модели маркетинговой службы ДОО стала очевидна. Цель деятельности маркетинговой службы МАДОУ ЦРР № 32: разработка стратегии развития ДОО на перспективу, поиск активных социальных партнеров в ближайшем окружении, создание имиджа ДОО среди родителей и педагогической общественности города, повышение рейтинга МАДОУ ЦРР № 32, организация дополнительных образовательных услуг, предоставляемых ДОО всем участникам образовательного процесса и социуму.
Предполагаемые результаты:
□ расширение спектра дополнительных образовательных услуг оказываемых дошкольникам на 5% ежегодно;
□ расширение числа детей, занятых в дополнительном образовании ДОО на 10 %;
□ повышение квалификации педагогов и специалистов ДОО;
□ положительная динамика результатов творческих конкурсов;
□ повышение качества подготовки детей к школе. Построение карты-схемы в результате сегментации рынка образовательных услуг г. Артемовский, позволило выбрать направление стратегических действий в процессе формирования собственной позиции, а также выявления «идеальной» для потребителей позиции.
Таким образом, карта восприятия стала эффективным инструментом стратегического маркетингового планирования. Проведя анализ преимуществ МАДОУ ЦРР № 32, мы отметили, что уникальность позиции, которая отличает наше учреждение от конкурентов, сводится к возможности оказания нами дополнительных платных образовательных услуг, за счет которых повысится качество подготовки детей к школе. В ходе реализации поставленных задач, была разработана система дополнительных платных образовательных услуг. Потенциал дополнительного образования мы использовали для построения единого образовательного пространства (педагоги, дети, родители, профессиональные сообщества), обеспечив повышение качества образовательных услуг. Созданная система в детском саду помогает дошкольникам реализовать свои способности под руководством опытных воспитателей.
При этом решаются основные задачи по выявлению способных и талантливых детей, созданию максимально благоприятных условий для разностороннего развития детей, разработке и внедрению нового содержания образования, педагогических технологий, созданию условий дошкольникам для реализации их творческих способностей. Наш детский сад - это место, где ребенок получает все необходимые знания, развивает способности, в том числе, и с помощью дополнительных образовательных услуг.
В результате проведенного исследования, теоретически разработана и частично апробирована на базе МАДОУ ЦРР № 32 модель маркетинговой службы ДОО. В связи с переменами, происходящими в российском обществе, обоснована необходимость и перспективность реализации данной модели применительно к другим образовательным учреждениям.
Список литературы:
1. Управление маркетингом: [учебник для вузов: перевод с английского] Н. Капон, В. Колчанов, Дж. Макхалберт. Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2013. 832 с.
2. И. А. Шпаченко, И. С. Складанюк. Создание и организация деятельности маркетинговой службы Вестник ТГПУ. 2011. Выпуск1 (103)