ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛЛЕДЖА ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ № 5 ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» НА БАЗЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО
ПРОХОРОВА Т.В.
Автором представлен проект по разработке и реализации механизмов преемственности школы и колледжа в профессиональной подготовке учащихся старших классов, способствующих профессиональному самоопределению личности, совершенствованию процесса ее профессионального становления. Данная технология может быть использована образовательными учреждениями для решения проблемы преемственности в непрерывном профессиональном образовании.
Переход к рыночным отношениям, реконструкция общественного производства и перспектива развития важнейших отраслей народного хозяйства выдвигают, с одной стороны, новый социальный заказ на подготовку современных специалистов, а с другой стороны, -предъявляют новые требования к личности, которой необходимо определиться в современной социально-экономической ситуации, выбрать ту профессиональную деятельность, которая позволила бы максимально приблизиться к идеальному соотношению составляющих успеха в профессии - «хочу - могу - надо», то есть выбрать ту профессию, которая бы была востребована современной экономикой, соответствовала желанию и интересам личности, ее возможностям и общеобразовательной подготовке.
Поэтому особое место сегодня занимают вопросы подготовки школьной молодежи к выполнению конкретных социальных функций и, в первую очередь, к участию в общественном труде с тем, чтобы деятельность каждого человека имела наибольшую социальную ценность, успешно служила социальному и научно-техническому прогрессу.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена следующими педагогическими факторами:
1) модернизация системы школьного образования, направленная на профилизацию его старшей ступени и обеспечивающая личностно ориентированный маршрут обучения учащихся в соответствии с профессиональными интересами образования;
2) необходимость организации предпрофильной подготовки для выбора (восьмиклассниками) девятиклассниками будущего профиля обучения;
3) недостаточность учета региональных возможностей рынка образовательных услуг и труда для профильной ориентации в системе непрерывного образования детей;
4) обеспечение преемственности основного, общего, дополнительного и профессионального образования;
5) взаимодействие учреждений общего, дополнительного, профессионального образования, выступающих как равноправные и взаимодействующие партнёры, использование их ресурсов.
Учреждения начального и среднего профессионального образования с продолжительными программами обучения (3-6 лет) имеют слабую связь с рынками труда и не мотивируют учащихся к профессиональной карьере. Распределенное на несколько лет обучение технологиям
The author presented the project on development and realization of mechanisms of continuity of school and college in vocational training of the studying senior classes promoting professional self-determination of the personality, to improvement of process of its professional formation. This technology can be used by other educational institutions for a solution of the problem of continuity in continuous professional education.
не соответствует высокому темпу их обновления. Колледжи и профессиональные лицеи стремительно теряют спрос со стороны работодателей, что обусловлено в первую очередь низкой социализацией его выпускников - результатом комплектования «по остаточному принципу».
Возникла и углубляется диспропорция на рынке труда. Квалифицированные рабочие стали дефицитом, при этом система образования не может «поставить» на рынок необходимых работников. Дефицит квалифицированных рабочих кадров может быть восполнен только средствами квалифицированной профессиональной ориентации школьников на рабочие профессии при их активном участии в практической трудовой деятельности. Решить эту задачу - восполнение дефицита квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена можно с помощью изучения образовательной области «Технология» на базе профессиональных колледжей, с вовлечением школьников в активную трудовую деятельность.
На базе Колледжа легкой промышленности № 5 создана городская инновационная площадка по реализации программ углубленного изучения образовательной области «Технология».
Проект разработан в соответствии с приоритетными направлениями развития столичного образования, определенными Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование», мероприятие 03В0600).
В соответствии с Программой, проект направлен на использование образовательного, кадрового и материально-технического потенциала государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования при организации учебного процесса общего образования.
Также проект будет способствовать профориентации школьников на рабочие профессии и специальности путем их активного включения в практическую трудовую деятельность на современном промышленном оборудовании на базе ГОУ СПО Москвы и их социальных партнеров - работодателей (на примере легкой и пищевой промышленностей, электроники и машиностроения).
В эксперименте по оптимизации сети образовательных учреждений особое внимание уделяется развитию предпрофильной подготовки, профильному и начальному профессиональному образованию.
Основная идея, основной замысел инновации
Разработать и обосновать условия становления и развития колледжа как центра подготовки трудовых ресурсов в системе непрерывного образования; обобщить практический опыт функционирования такого центра в образовательном пространстве, охватывающем период развития личности от школы до вуза. Объектом инновации является система непрерывного общего, дополнительного и профессионального образования в г. Москве.
Анализ результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, позволил сформулировать четыре общие цели образования применительно к дальнейшей инновационной деятельности педагогического коллектива колледжа:
1) повышение эффективности использования ресурсов ОУ СПО в организации общего образования через реализацию на базе ОУ СПО программ углублённого изучения образовательной области «Технология»;
2) повышение социального рейтинга среднего профессионального образования через внедрение механизма взаимодействия ОУ СПО и ОУ СОШ, партнёров колледжей по реализации программ допрофессиональной подготовки школьников на базе колледжа,
3) повышение качества обученности учащихся ОУ СОШ за счёт привлечения квалифицированных педагогических кадров и отраслевой материально-технической базы профессионального колледжа и его партнёров,
4) создание условий для овладения человеческой, в том числе профессиональной, деятельностью, получения квалификации для включения выпускника школы в общественно-полезный
труд в соответствии с его интересами и способностями. При этом для каждого отдельного ученика его образование выступает в двух видах:
- как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, поскольку в наибольшей мере человек раскрывает свои способности в труде, и в первую очередь профессиональном;
- как средство устойчивости, социальной защиты и адаптации человека в условиях рыночной экономики, как его собственность, капитал, которым он распоряжается, или будет распоряжаться в качестве субъекта на рынке труда.
Задачи проекта:
1) реализовать механизм сетевого взаимодействия ОУ СПО с ОУ СОШ, социальными партнерами и (или) работодателями с целью реализации программ образовательной области «Технология» (допрофессиональная подготовка) для учащихся школ на основе заключения договоров (не менее 3-х);
2) реализовать инновационное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по изучению ОО «Технология» не менее чем в трёх группах учащихся ОУ СОШ;
3) внедрить современные образовательные и информационные технологии, обеспечивающие достижение образовательных результатов, необходимых для работы учащихся в условиях инновационной экономики (развитие метапредметных, профессиональных и информационных, социальных компетенций, креативности, психологической и профессиональной мобильности, внедрения дистанционных и интерактивных, очных и заочных форм обучения и др.);
4) организовать производственные практики и стажировки учащихся на высокотехнологичных предприятиях, раскрывающих устройство современных инновационных производств и творческих индустрий, формирующих креативные навыки и мотивацию (не менее чем в 2 государственных образовательных учреждениях);
5) внедрить не менее 6 учебных программ ОО «Технология» на базе колледжа, провести обучение не менее 70 учащихся ОУ СОШ.
Интеграция общего и среднего профессионального образования по схеме «Школа - Колледж»
Непрерывность процесса профессионального образования может осуществляться по различным цепочкам, в том числе: «школа - колледж - вуз», что предполагает возможность параллельного обучения.
Педагогическим коллективом колледжа разработан и апробируется механизм непрерывного профессионального образования по схеме «Школа - Колледж».
«Овладение старшеклассниками той или иной профессией»
Основная школа
\z
Профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка через изучение специальных и элективных курсов
XZ
Углубленное изучение предметов технологического профиля, начиная с 5 класса
XZ
Апробация программ начального профессионального образования через введение ранней профессиональной подготовки, начиная с 8 класса
Средняя (полная) школа
XZ
Интеграция общего и среднего профессионального образования (Школа - Колледж)
Организация профильного (профильнопредметное, профильно-профессиональное) и углубленного обучения
\z
Профессиональное образование учащихся (технологический профиль - освоение рабочих профессий по выбору)
Модель реализации на базе учреждений НПО и СПО программ углубленного изучения образовательной области «Технология»
Работа по реализации программ углубленного изучения образовательной области «Технология» с СОШ ведётся с 2011 года. Колледж апробирует учебные планы и программы профессионального образования в школе третьей ступени, адаптированные педагогами колледжа на базе программ начального профессионального образования по специальностям: швея, оператор ЭВМ.
В 2011-2012 учебном году - на базе двух ОУ СОШ по двум программам углублённого изучения ОО «Технология» (Швея, Оператор ЭВМ) прошли обучение 50 учащихся, в 2012-13 учебном году - на базе десяти ОУ СОШ и на базе колледжа по шести программам углублённого изучения ОО «Технология» (Швея, Оператор ЭВМ) планируется обучить 125 учащихся.
Профессиональное образование в школе третьей ступени по модифицированным программам начального профессионального образования организуется через интеграцию нескольких составляющих: использование часов инвариантной части учебного плана, использование часов вариативной части учебного плана, использование системы дополнительного образования (организация производственного обучения), организация производственной практики и стажировок учащихся СОШ в ОУ СПО и на высокотехнологичных предприятиях социальных партнеров колледжей.
Изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса позволили более полно учесть интересы, склонности и способности учащихся, создать условия для обучения подростков и старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Учащиеся овладевают умениями осваивать образовательный материал, у них формируются ценностные ориентации и субъектная позиция по отношению к профилю обучения, что позволяет оценить готовность учащихся к по-слешкольному образованию или продолжению профессионального образования в колледже.
Со всеми участниками проекта заключены договоры.
Ожидаемые результаты:
1) функционирующая система сетевого взаимодействия ОУ СПО и ОУ СОШ, партнеров колледжа в процессе реализации учебных программ образовательной области «Технология» на базе колледжа в соответствии с пакетом нормативно-правовой документации;
2) электронные учебные, методические и справочные пособия, презентации, средства контроля и др. средства ИКТ по обеспечению образовательного процесса по изучению ОО «Технология» и профориентации на базе колледжа;
3) внедрение современных образовательных и информационных технологий, обеспечивающих достижение образовательных результатов: проектные, игровые технологии, дистанционное обучение и др.;
4) внедрение не менее 6 учебных программ обучения школьников ОО «Технология» на базе колледжа, обучение не менее 70 учащихся по программам углубленного изучения ОО «Технология»;
5) публикация материалов по деятельности инновационной площадки в СМИ и профессиональных изданиях.
Практическая значимость проекта состоит в том, что:
1) созданы предпосылки для использования возможностей и потенциала предпрофильной и профильной подготовки школьников как основы профессионального образования в колледже;
2) модель осуществления преемственности школы и колледжа в профессиональной подготовке учащихся старших классов способствует профессиональному самоопределению личности, дальнейшему совершенствованию процесса ее профессионального становления и может быть использована другими образовательными учреждениями для решения проблемы преемственности в непрерывном профессиональном образовании.
Результаты проекта:
1) реализация учебных программ образовательной области «Технология» для учащихся ГБОУ СОШ на базе колледжа через развитие сетевого взаимодействия ГБОУ СПО и ГБОУ СОШ в соответствии с пакетом нормативно-правовой документации;
2) обеспечение учебно-методическими комплектами образовательного процесса ОО «Технология», профориентационной работы на базе колледжа: электронные учебные и методические, справочные пособия, презентации, системы контроля;
3) достижение образовательных результатов: проектных, игровых технологий, дистанционного обучения путем внедрения современных образовательных и информационных технологий;
4) проведение образовательных практик и стажировок учащихся СОШ в ОУ СПО и на высокотехнологичных предприятиях социальных партнеров колледжей;
5) обучение не менее 70 учащихся по программам обучения ОО «Технология» на базе колледжа;
6) публикация материалов по деятельности инновационной площадки в СМИ и профессиональных изданиях.
Устойчивость результатов проекта будет обеспечена:
1) реализацией механизма взаимодействия ОУ СПО и ОУ СОШ, социальных партнеров колледжей;
2) использованием ресурсов учреждений СПО в образовательных учреждениях общего образования;
3) привлечением квалифицированных педагогических кадров и отраслевой материальнотехнической базы профессионального колледжа к обучению учащихся ГБОУ СОШ;
4) инновационной направленностью взаимодействующих организаций при внедрении современных практико-ориентированных образовательных технологий;
5) повышением эффективности использования современного оборудования и объединением инновационного потенциала педагогических вузов и колледжей, образовательных учреждений различных уровней;
6) взаимовыгодной кооперацией, обеспечивающей организационное, учебно-методическое, научное и информационное взаимодействие между всеми участниками инновационного процесса;
7) тиражированием и внедрением результатов инновационной деятельности в столичную и региональную систему образования;
8) гармонизацией интересов, целей и действий субъектов инновационной деятельности;
9) ориентацией на потребности и запросы потребителей образовательных услуг - учащихся ГБОУ и их родителей (законных представителей).
Трансляция наработок по деятельности инновационной площадки проходит в рамках проведения мастер-классов, открытых уроков, занятий, вебинаров, обобщения опыта, конференций, методических и педагогических советов. Все разработанные инновационные материалы публикуются в СМИ, профессиональных изданиях и научно-методических журналах, размещаются на сайте колледжа.
Перспективами развития проекта станут:
1) создание Ресурсных центров по современным направлениям и технологиям дополнительного образования детей и образовательных услуг для лиц с ОВЗ;
2) общее усиление инновационной направленности деятельности учреждений СПО, осуществляющих подготовку кадров для сферы легкой промышленности;
3) создание системы непрерывного образования в течение всей жизни на базе колледжей. Реализация проекта будет способствовать развитию системы среднего профессионального образования в Москве за счет решения следующих задач:
1) обеспечение доступности и качества образовательных услуг, предоставляемых семье и детям школьного возраста,
2) сохранение общественной стабильности и престижа среднего профессионального образования в регионе в результате осуществления приоритетных задач воспитания подрастающего поколения
3) укрепление связей учреждений общего образования с ключевыми профессиональными колледжами и их социальными партнерами.
Инновационная деятельность во многом способствовала росту творческой активности преподавателей колледжа, освоению ими новых технологий обучения, позволяющих обеспечить управление познавательной деятельностью обучающихся, развитием их мышления, реализацией исследовательского подхода к усвоению теоретических знаний, освоением профессиональной и социальной практики. Позволила сделать ощутимые шаги по пути развития системы профессионального образования столицы в целом и создать прочную базу и условия для перехода на новый этап - этап инновационного развития колледжа.
Библиографический список:
1. Диденко Н.В. Инновационная программа развития // Профессиональное образование. Столица. 2007. № 9. С. 14-15.
2. Твердынин Н.М. Что может дать образовательная область «Технология» для патриотического воспитания студентов в педагогическом вузе? // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 10. С. 186-188.
3. Муравьев Е.М. О предмете изучения в образовательной области «Технология» // Школа и производство. 2009. № 2. С. 3-5.
Ключевые слова: система образования; инновационная деятельность, образовательная область «Технология».
Keywords: education system; innovative activity, educational Technology area.