УДК 378:7
ИНТЕГРАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
© 2016 О. П. Шабанова1, М. Н. Шабанова2
1докт. пед. наук, профессор кафедры художественного образования
и истории искусств e-mail: o.p.shabanova@ gmail.com 2докт. пед. наук, доцент кафедры художественного образования
и истории искусств e-mail: m. n. shabanova@,mail. ru
Курский государственный университет
В статье рассматривается интеграционный механизм создания кластера образовательных учреждений, обеспечивающего социальное партнерство, интенсивное развитие образующих его учреждений образования и науки, связанных общностью потребностей и способностью эффективно использовать внутренние ресурсы.
Ключевые слова: педагогическое образование, принцип консорциума, сетевое взаимодействие, инклюзивное образование, диагностика художественно-творческих способностей, этнохудожественная образовательная среда, практико-ориентированная подготовка педагога.
Под сетевой формой реализации образовательных программ понимается организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций (Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ от 28.08.2015 № ЛК-2563/05).
Настоящие методические рекомендации стали базовым основанием разработки проекта образования с полным циклом его уровней.
Цель проекта: создание кластера образовательных учреждений г. Курска и Курской области на основе консорциума, подразумевающего организационное, материально-техническое, кадровое, учебно-методическое, научное, творческое и информационное взаимодействие между всеми его участниками, равенство, солидарность усилий и учет интересов каждого
Педагогический кластер рассматривается как интеграционный механизм, обеспечивающий социальное партнерство, интенсивное развитие образующих его учреждений образования и науки, связанных общностью потребностей и способностью эффективно использовать внутренние ресурсы, и как системообразующий компонент непрерывной подготовки педагогических кадров.
Задачи проекта:
за счет интеграции педагогической науки, высшего и среднего специального образования обеспечить квалифицированными педагогическими кадрами, на высоком профессиональном уровне владеющими современными методиками диагностики и развития творческих способностей обучаемых (в том числе детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья), систему дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования;
активизировать научно-исследовательский потенциал студентов педагогических колледжей, магистрантов, аспирантов, докторантов вуза в созданной, в рамках кластера, лаборатории научно-педагогических исследований процесса детского творчества;
научно обоснованными методиками выявлять у детей признаки одаренности и уровни задатков способностей к творческой деятельности. Для решения этой задачи создать «инкубатор» комплексного развития компонентов творческих способностей обучаемых;
открыть в рамках кластера комплекс студий для детей, соответствующих компонентам их творческих способностей: «Акварелька» (способности к живописи), «Юный график» (способности к графике), «Народные ремесла» (способности к декоративно-прикладному искусству), «Песочная сказка» и «Гончарики» (художественно-пластические способности), «Музей» (способности к эстетической оценке продукта творчества), «Нотка» и «Народная музыкальная культура» (вокальные способности), «Крепыш» (способности к физической культуре и спорту); студий для профессионально ориентированных обучающихся: «Живопись», «Графика», «Композиция» и «Декоративно-прикладное искусство»;
социализировать детей с ограниченными возможностями здоровья через создание в рамках «инкубатора» студии для детей с ОВЗ «Арт-терапия» («Изотерапия», «Песочная терапия» «Музыкотерапия») «Адаптивная физкультура». Приобщаясь к работе этих студий, студенты подготавливаются к психолого-педагогическому мониторингу развития детей с ОВЗ, к отработке оптимальных образовательных, воспитательных моделей и технологий;
создать многофункциональный ресурсный центр непрерывного профессионального образования по направлению «Коррекционная педагогика в образовании», который предполагает курирование работы с детьми с ОВЗ в рамках кластера и организацию взаимодействия между разного типа учреждениями, реализующими программы общего и дополнительного образования для детей с ОВЗ;
оказывать всестороннюю поддержку и обеспечивать условия творческой самореализации одаренных детей и детей с ОВЗ; через создание «Консультационного центра для родителей» вовлекать родителей и детей в совместную музейную, выставочную деятельность;
реконструировать предметно-пространственную среду народной культуры Курского края и подготовить студентов к проектированию этнохудожественной образовательной среды в школе, в системе дошкольного и дополнительного образования посредством создания в рамках кластера студии семейного досуга «Этнокультура»;
предоставлять возможность выбора индивидуальной траектории творческого развития и четкой профессиональной ориентации учащимся школ, выстроенных на основе научной диагностики и погружения в развивающую творческие способности среду «инкубатора»;
способствовать раннему выявлению у детей задатков творческих способностей научно обоснованной диагностикой и своевременному их развитию верной методикой, посредством создания мини-детсада с группой кратковременного пребывания. Признать его начальным уровнем инновационной модели, базовой площадкой лаборатории научно-педагогических исследований процесса детского творчества и базой научно-исследовательской практики студентов колледжей и вуза, магистрантов, аспирантов, докторантов, слушателей программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации;
повысить экономическую эффективность колледжа и вуза, влияющую на качество подготовки специалистов для работы с детьми в дошкольных учреждениях, школе, системе дополнительного образования, через развитие системы образовательных услуг, оказываемых за счет внебюджетных источников финансирования для взрослого и детского населения г. Курска и Курской области;
создать базу профессиональной переподготовки и повышения квалификации для учителей изобразительного искусства и предмета «Искусство», учителей начальных
Шабанова О. П., Шабанова М. Н. Интеграционный механизм образования и науки
в художественно-педагогической школе
классов по предметной области «Искусство», педагогов дополнительного образования направления «Изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство», педагогов детских художественных школ и детских школ искусств, преподавателей СПО и НПО, реализующих программы художественно-эстетического направления;
создать инфраструктуру для творческой самореализации жителей города и области в сфере специализации кластера (выставочная, музейная, волонтерская, этнохудожественная, культурно-просветительская).
При реализации кластерного подхода можно выделить несколько ключевых моментов:
• наличие общих целей всех участников кластерного взаимодействия;
• наличие правовой основы совместной деятельности субъектов;
• наличие разработанных механизмов взаимодействия между субъектами, объединяющимися в кластер;
и принципов:
• принцип единства потребительского рынка, профессиональной деятельности и образовательной среды, подразумевающий единство учебного, научного и инновационного процессов и способствующий повышению качества образования и обновлению содержания образовательных программ;
• принцип развития дополнительного профессионального образования, реализующего программы, основанные на современных методах, средствах и технологиях для развития и воспитания детей дошкольного и школьного возраста в художественно-эстетической среде;
• принцип инновационной направленности деятельности от проведения фундаментальных научных исследований до воплощения их в практику;
• принцип концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов, подразумевающий повышение эффективности использования инновационного потенциала педагогического вуза, колледжей и образовательных учреждений;
• принцип профессионального образования в течение жизни, подразумевающий возможность специалистам различного уровня квалификации, педагогам образовательных учреждений многократно в течение жизни повышать уровень квалификации в педагогических колледжах и вузе, осваивать новые специализации художественно-педагогического образования.
На основе консолидации образовательных ресурсов необходимо усилить ресурс каждого сетевого учреждения; в новых ресурсных условиях расширить перечень образовательных услуг и разработать новые типы услуг, с получением экспертизы собственных разработок; установить систему горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающую доступность качественного образования, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий; добиться качественного функционирования и развития на разных уровнях: уровне информации; уровне распределения обязанностей между образовательными учреждениями в удовлетворении разных образовательных потребностей граждан; уровне формирования социально-педагогических, профессиональных норм; уровне ресурсного обмена между образовательными учреждениями; уровне реализации образовательных программ.
Условие успешности деятельности инновационного кластера - открытость всех происходящих внутри педагогического кластера процессов и презентабельность результатов для всех образовательных и научных учреждений, общественных организаций.
Библиографический список
Шабанова О.П. Дидактическая ценность графической задачи в общетехнической подготовке студентов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2006. № 1 Серия: Естественные науки и техника. URL: http://scientific-notes.ru/pdf/method4.php № ФС 77-26463 (дата обращения: 15.11.2015).
Шабанова О.П. Актуальные проблемы магистерской подготовки художника -педагога // Научно-методическое издание вестника Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Кострома, 2012. №3. Т. 18. URL: http://www.ksu.edu.ru/attachments/article/472/2012_3PF.pdf № 5-0022 (дата обращения: 21.01.2016).
Шабанова О.П. Модель преодоления низкого уровня графической культуры студентов и школьников // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. №1(29). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/034-025.pdf № 0420800068 (дата обращения: 19.02.2016).
Шабанова О.П., Шабанова М.Н. Практико-ориентированная подготовка педагога как стратегия российского образования // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. Курск, 2015. № 1 (33). URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/038-019.pdf № 0420800068 (дата обращения: 19.02.2016).
Шабанова О.П., Шабанов Н.К. Проблема квалификационного пробела в современном российском образовании // Преподаватель XXI век. Научный журнал Московского педагогического государственного университета. 2015. №2. Ч. 1. URL: http://prepodavatel-xxi.ru/sites/default/files/PXXI_2015-2-sod.pdf (дата обращения: 21.01.2016).