№ 2/3,2002
шшшшшгашнш
Slwo может получить больше С., исполь-
зуя стратегию (у^.
Материал настоящей статьи позволяет сделать вывод, что применение ме-
о возрастании роли прогнозирования (см.: Горелик О.М. Указ. соч.). При этом процессам организации управления все в большей степени становятся присущи
тодов экономико-математического моде- системность, информационный вероят-
лирования повышает эффективность адаптации субъектов на рынке образования. Представляется возможным принять гипотезу о росте влияния эффективнос-
ностныи характер, длительный период упреждения. Комплексная система прогнозирования в маркетинговой деятельности образовательного учреждения ти управления по мере повышения уров- позволяет при использовании предложенных методик оценить вероятность
ня и темпов научно-технического прогресса, усиления конкурентной борьбы,
рыночного успеха.
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ (Из опыта работы Читинского государственного
технического университета)
В.В. Багин, директор ИППК Читинского государственного технического
университета, доцент,
H.A. Лоншакова, декан ФПК Читинского государственного технического
университета, доцент
Трансформация общества, развитие процессов децентрализации управления в России и передача определенных функций в регионы означают изменение отношений в образовании. Система образования в России вступила в новую фазу взаимосвязей с государством и обществом. В последних законодательных документах, относящихся к сфере образования (Федеральная программа развития образования, 1999 г., Национальная доктрина образования, 2000 г., Программа модернизации с. :разования, приказ МО РФ «Об утверждении государственных образовательных стандартов»,
2000 г., постановление Правительства РФ об университетских комплексах,
2001 г., и др.), достаточно отчетливо и последовательно проводится политика демократизации системы образования, ориентирующая его на сферу общественного инвестирования и конкурентного рынка. При этом государственное участие формулируется как обязательство сделать все возможное для ресурсного обеспечения сферы образования. Прог-
рамма модернизации образования предполагает технологическое и содержательное обновление. Основные направления деятельности, заложенные в программе модернизации, базируются преимущественно на стандартизации, компьютеризации, всеобщем тестировании. Перемены, которые предстоит пережить образованию, относятся к технологии обучения и контроля качества подготовки выпускников.
Данные процессы увеличивают потребность в рассмотрении стратегии развития образовательной политики на уровне не только региона, но и отдельного учебного заведения. Раскрытие механизма самоорганизации образовательных структур и их интеграции, а следовательно, и повышение степени прогно-зируемости изменения всей системы образования связаны с анализом образовательной политики в этой сфере именно на уровне конкретного учебного заведения. Особое место в указанном механизме занимают структуры, занимающиеся переподготовкой и повышением квали-
© В.В. Багин, H.A. Лоншакова, 2002
5-
£ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
фикации, обеспечивающие единство об- ного образовательного пространства,
разовательного процесса как в регионе, так и в целом в стране.
Читинский государственный техни-
ческии университет
один из крупнеи-
повышения качества образования, отработки методик, технологий обучения, методик контроля за выполнением государственных образовательных стандартов, обеспечения адаптации выпускников к социальным изменениям, вовлечения в инновационный процесс профессорско-манитарным специальностям для нужд преподавательского состава, возрастания
ших вузов Забайкалья, в котором проводится подготовка специалистов с высшим образованием по техническим и гу-
региона. Анализ положения дел в вузе показывает, что практически за последние 5 лет здесь сложились условия, кото-
роли университета в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии региона стал
рые сформировали основу для функцио- ИППК университета.
нирования университетского комплекса. В институтах горном, строительства
Для реализации данных задач в ИППК были созданы: региональный
и экологии, технологических и транспор- учебный центр, факультет дополнитель-тных систем, являющихся структурными ного профессионального образования,
подразделениями университета, совместно с ССУЗами региона по ряду специ-
факультет повышения квалификации преподавателей (ФПК), гуманитарно-
альностей сформированы образователь- технический колледж, межотраслевой
ные программы, составляющие единую (сквозную) программу профессиональ-
региональныи центр повышения квалификации, лаборатория методов активно-
ной подготовки специалистов. Получила го обучения, социально-психологическая
мощное развитие система дополнительного профессионального образования. В настоящее время соотношение числа студентов университета и слушателей в этой системе приближается к единице. В университете развивается система среднего профессионального образования по специальностям, не реализованным в ССУЗах региона. Для этой цели в институте переподготовки и повышения квалификации (ИППК) университета создан
лаборатория, лаборатория информационных технологий обучения.
ИППК как образовательный комплекс имеет гибкую образовательную систему, охватывающую все направления подготовки и переподготовки специалистов, включая повышение квалификации, аспирантуру и докторантуру, научные подразделения. Системообразующим фактором функционирования этого образовательного комплекса являются повыше-
гуманитарно-технический колледж. В ние качества подготовки специалистов в центре довузовского образования, лицее соответствии с требованиями рыночной
экономики, создание условий для реализации прав граждан на образование. Опыт работы университета с ССУЗа-
ведется подготовка будущих студентов. Заключены договоры с общеобразовательными школами по созданию лицейских классов. Университет стал центром тестирования, организатором олимпиад и конференций школьников. Проводятся научные исследования по региональной тематике. Большое внимание уделяется пси-
ми региона по программам сквозной профессиональной подготовки специалистов, а также функционирование в составе университета гуманитарно-технического колледжа показывает, что подобная
холого-педагогической подготовке профес- форма сорско-преподавательского состава как од- режде: ному из средств повышения качества об-
эффективна
разования выпускников университета. Своеобразной экспериментальной
плане повышения качества подготовки и мотивации учебно-познавательной деятельности студентов. Поэтому в универ-
площадкой для более глубокой проработ- ситетский комплекс могут быть включе-
ки вопросов функционирования универ- ны учебные заведения разных уровней в
ситетского комплекса, формирования качестве как структурных, так и ассоци-
единого регионального и межрегиональ- ированных членов.
№ 2/3, 2002
шшшшхххшхшшштхш>
В целом создание университетского комплекса дает ряд преимуществ. В их числе:
— повышение качества подготовки специалистов благодаря формированию сквозных программ профессиональной подготовки (увязка учебных- планов различных учебных заведений и уровней подготовки, ГОС, объединение кафедр, проблемы, достигнута координация по слияние подготовки специалистов одно- вопросам подготовки для региона кадров
идея многоуровневости и открытости образования. В рамках университетского комплекса возможны решение многих организационных вопросов, снятие ведомственных барьеров в образовании, создание технологий стыковок программ различных уровней. Кроме этого могут быть решены правовые и финансовые
го профиля в одном месте);
— разработка и внедрение национально-регионального компонента, по- преподавательского состава университе-
различных уровней и специальностей. Поэтому одной из задач профессорско-
строенного на единои методологической основе;
— формирование структуры подготовки кадров с учетом потребностей региона (создание базы данных о потреб-
та является дальнейшее раскрытие и наиболее полное использование возможно-
стей, заложенных в многоуровневой системе образования.
Безусловно, работа по реализации ности в специалистах и образовательных национальной доктрины образования, услугах и т.п.);
м
услуг;
ля различных групп населения программы модернизации образования,
постановления Правительства по универ-маркетинг рынка образовательных ситетским комплексам предполагает соответствующую подготовку кадров преподавателей и руководителей образова-
разработка и внедрение единой системы диагностики качества подготовки специалистов:
тельных учреждении к реализации задач, сформулированных в законодательных — интеграция научного пртенциала документах, относящихся к сфере обра-для нужд региона (формирование заказа зования, вовлечения их в инновационную на научные исследования по региональ- деятельность, ной тематике, развитие аспирантуры и
докторантуры, системы ных советов).
иссертацион-
Решение задач по подготовке кадров в определенной мере в университете было поручено ФПК. При организации
Комплексное решение вышеназван- учебного процесса для преподавателей ных задач становится возможным в мно- вузов, ССУЗов и системы профтехобра-гоуровневой системе образования. Она зования было взято направление на вие-позволяет готовить специалистов разной квалификации и обеспечивает рацио-
дрение в учебный процесс деятельностного подхода. Задачами, решаемыми при
нальное заполнение профессиональных обучении, стали формирование базовых ниш на» рынке труда. Многоуровневость знаний у преподавателей в области пе-изначально предполагает преемственность программ различных уровней профессионального образования (начального, среднего и высшего), которые есте-
агогики и психологии, совместное осмысление накопленного ими практического опыта, вооружение их новыми формами и методами обучения и органи-ственным образом стыкуются, и каждая заторской работы, привитие навыков и предыдущая является составной частью умений в использовании этих знаний на
занятиях по своим дисциплинам, помощь
последующей.
В основе системы многоуровневого образования заложена идея создания университетских комплексов, которая в настоящее время получила свое развитие в ряде регионов. Университетский комплекс является тем механизмом, с помо-
слушателям в систематизации имеющихся у них знаний в области педагогики, психологии, методики преподавания, организации учебно-воспитательного процесса.
Настойчивая работа преподавателей
щью которого может быть реализована ФПК с руководителями вузов, ССУЗов и
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
профтехобразования
разработке 6 авторских краткосрочных образовательных технологий
3) новейшие достижения в области
— «Осно-
квалификации
вы инновационного обучения», «Мони-
преподавателей этих систем образова- торинг профессиональной подготовки»;
4) последние разработки в программном обеспечении учебного процесса —
ния. В программах сочетаются подготовка по педагогике и психологии с подготовкой в области использования вычис- «Использование средств вычислитель-
лительной техники в учебном процессе ной техники в учебной и производствен-
и управлении образованием. ной деятельности». В дальнейшем это
В настоящее время продолжается позволит создать единую информацион-
процесс совершенствования образова- ную среду для обеспечения образова-
тельных программ для преподавателей. Разрабатываются авторские программы, которые включают в себя дистанционную форму обучения. Готовятся новые авторские курсы лекций по диагностике уровня знаний студентов, моделированию их познавательной деятельности, межпредметным связям и др. Совместно с МАДИ проводится работа по созданию в регионе центра инженерной педагогики, что позволит готовить в регионе преподавателей, обладающих знаниями в
тельной, научной и инновационной деятельности;
5) повышение культуры делового общения и администрирования — «Технология формирования имиджа»; «Коммуникативный и дискуссионный тренинг»;
6) курсы «Современное состояние
региональной экономики и перспективы ее развития», «Региональная образовательная политика», «Социология молодежи», «Социология образования», «Социология адаптаций» помогут специалис-области инженерной педагогики на уров- там учитывать особенности региональ-
не европейского стандарта. С сентября ного развития и организовать более тес-
2002 г. планируется подготовка аспиран- ное взаимодействие с региональными
органами власти, учреждениями, предприятиями и организациями, обеспечить
тов по программе «Преподаватель выс-
шей школы».
профессорско
квалифика- интеграцию образования, науки и произ-
водства.
состава, реализуемой в настоящее время, сделан акцент на общей психолого-педа-
гогической подготовке, без учета особен- фикации
За время работы ФПК по различным программам прошли повышение квали-
ностеи преподаваемых дисциплин, специфики обучаемого контингента, состояния региональной экономики и перспектив ее развития. В этом мы усматриваем неко-
техникумов, профтехучилищ 150 аспирантов.
На факультете проводится работа. В рамках научного направления
торые недостатки. В новую программу «Управление качеством подготовки спе-
предполагается ввести принципиальные отличия, реализуемые в ряде дисциплин: 1) специфика преподавания дисциплин гуманитарного и экономического профиля будет учитываться в таких спецкурсах, как «Основы: методики преподавания дисциплин гуманитарного и экономического профиля» и «Теория и практика учебного процесса»;
факультет
тенсивныи поиск путей повышения качества подготовки выпускников университета, разработку научно-педагогических основ формирования сквозных программ профессиональной подготовки, разработку методик преподавания, дистанционного обучения, инновационных методик преподавания отдельных дис-
2) особенности обучаемого контин- циплин, методики входного, рубежного, гента, большую часть которого составля- межуровневого, итогового контроля знают взрослые люди, проживающие в об-
ласти и обучающиеся заочно,
«Про-
нии студентов; заслушиваются диссертационные работы. По итогам научных ис-
блемы обучения взрослых», «Основы следований уже защищены 1 докторская дистанционного обучения»;
иссертации
№ 2/3, 2002
планируется защита еще 1 докторской и дународного сотрудничества, в подготов-2 кандидатских диссертаций; всего в дан- ке и переподготовке специалистов, вы-ном направлении работают 10 аспирантов и соискателей.
Новое поколение стандартов предоставляет вузу возможность свободного конкурентного развития. Он может стро-
полнении совместных научных проектов. В Читинском государственном техническом университете это направление работы становится одним из приоритетных. Налаживаются связи с китайскими
ить свою образовательную программу, и монгольскими вузами. При этом речь
используя в учебном плане зоны свобод- идет о сохранении традиций, авторитета
ного выбора (элективные курсы, нацио- и одновременно возможности взаимно
перенять у своих партнеров и коллег все лучшее и необходимое. Преподаватели
нально-региональный компонент, факультативы) для размещения в них той
или иной дисциплины. Современные ЧитГТУ читают в этих странах лекции
учебные планы, которые разрабатываются вузами самостоятельно и в строгом соответствии со стандартами, заполняют свободные зоны частными и сугубо специальными дисциплинами. Такой подход к построению учебных планов не отве- щество объективно требует сближения ее чает изменившейся ситуации. Сегодня вуз должен работать согласно логике об-
по горному делу, энергетике, строительству; планируется совместная работа по менеджменту, туризму, юриспруденции. Ведется обмен студентами.
Интеграция России в мировое сооб-
профессионально-образовательной системы с аналогичными структурами других стран. С позиции необходимости и
разовательной потребности студента, давая качественное образование, примени- целесообразности следует подходить,
например, к вопросу создания совместных диссертационных советов. Такая работа планируется по направлению 13. 00. 08 — «Теория и методика профес-
мое в жизненной общественной и профессиональной практике личности.
Стандартизация побуждает вуз к построению единой образовательной про-
граммы, не только дающей своему вы- сионального образования», пускнику профессию, но и позволяющей Определяя перспективы развития об-ему ориентироваться и достойно дей- разования в России и регионах, Мини-
стерство образования отводит приоритетную роль университетским комплексам. Выживание системы образования
■ I сГГБЯМТЬН
современных условиях во многом связы-
г _ тК Н”1ЧОН г! НТО
вается с укрупнением учебных заведении и вхождением их в комплексы. Идея формирования университетского комплекса также хорошо согласуется* с полбжени-
ствовать в современной социокультурнои ситуации. Эта способность приобретается при наличии в сознании образованного человека -целостной и полной современной гуманитарной картины мира, отвечающей сущностной потребности личности в понимании, структурировании, ценностной осмысленности знания. Выпускнику вуза надлежит овладеть духов- ем об образовании через всю жизнь, заной культурой, национальными традици- писанным в национальной образователь-ями и ценностями. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что на практике вузы оказались к этому совершенно не готовы. И это вполне понятно: невозможно обеспечить содержательное соответ- блем, координация по вопросам подготовки для региона кадров различных уровней и специальностей, обеспечение интег-
нои доктрине.
В рамках университетского комплекса возможны решение мнргих организационных, правовых и финансовых про-
ствие универсальности (целостности и полноты) в разнообразии факультетов и вузов, если нет единого образовательно- рации образования, науки и производства, го пространства.
Интеграция российской высшей шко-
В этом направлении и строит свою образовательную политику Читинский госу-лы в мировое образовательное простран- дарственный технический университет,
О
ство возможна на уровне развития меж- создавая университетскии комплекс.