программ. Среди таких программ: «Одаренные дети — архитектура»; «Интегра-
реждения региона. Приказом Минобразования РФ № 2853 от 01.08.01 Ассоциации УУК присвоен статус федеральной тивная преемственность профессиональ-
экспериментальной площадки. Ассоциа- ного образования»; «Целевая контракт-
ция УУК зарегистрирована 25.05.01 в ная подготовка студентов»; «Комплекс-
администрации Октябрьского района ная поэтапная система непрерывной
г. Пензы и имеет нормативно-правовые документы.
В составе Ассоциации УУК сформированы: ученый совет (25 чел.), попечительский совет (80 чел.), дирекция (11 чел.), научно-методический совет (30 чел.), секции, блоки и рабочие группы. Свыше 300 чел. осуществляют
практической подготовки и трудоустройства студентов»; «Непрерывная довузовская подготовка»; «Непрерывное практическое обучение учащихся школ, училищ, техникумов, вузов через учебнонаучно-производственный центр»; «Информатизация учебных заведений - членов Ассоциации УУК»; «Социальные и
управление Ассоциацией и занимаются образовательные гарантии детей-сирот в разработкой образовательных программ системе Университетского комплекса».
и проектов. Это ученые, методисты, пре-
Для успешной реализации перечис-
подаватели, специалисты образователь- ленных программ в структуре Ассоциа-
ции УУК на полном хозрасчете созданы центры: «Бизнес-центр дополнительного образования»; «Интернет-центр ин-В настоящее время разработана орга- формационного обеспечения»; «Учебно-
ных и научных учреждении, производственных организаций — членов Ассоциации УУК.
низационная структура функционирования Ассоциации УУК. Разрабатывается и внедряется образовательно-инноваци-
научно-производственныи центр».
Реализация программ позволяет повысить качество обучения и адаптацию
онный проект «Интегративная преем- выпускников, уменьшить расходы на об-ственность образовательно-воспитатель- разование, сократить сроки обучения, ного и научно-производственного потенциала строительного комплекса Пензен-
ского региона», что позволит полнее реализовать комплекс образовательных
внедрить единую систему государственно-общественного управления качеством образования и инновационной деятельности в сфере образования.
СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ: СОСТОЯНИЕ,
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Н.В. Горюнов, председатель Совета директоров ССУЗов РМ, директор
машиностроительного техникума,
С.Ю. Прончатова, методист Совета директоров ССУЗов РМ, методист
Саранского машиностроительного техникума
В сфере образования Республики 22 средних специальных учебных заве-Мордовия система среднего образования дения, из которых 10 имеют статус кол-занимает значительное место, являясь леджа.
оступным
По своей структуре учебные заведе-
профессиональ- ния СПО Республики Мордовия распре-
делены следующим образом:
—5 учебных заведений медицинско-
ных знаний для молодежи, удовлетворения образовательных потребностей личности и общества.
Сред щее профессиональное образование в нашей республике представляют ственного направления;
го профиля;
5 учебных заведений сельскохозяй-
© Н.В. Горюнов, С.Ю. Прончатова, 2002
57
В8888Й8ЯЯ8ЙЯ88& ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ;
2 педагогических учебных заведения; живание, здравоохранение, различные
среднее профессиональное обра- формы социально-психологической под-
зование Саранского кооперативного института Московского университета потребительской кооперации;
— индустриальный техникум;
— строительный колледж;
— электромеханический колледж;
политехническии техникум; машиностроительный техникум;
держки населения и др.
Наряду с традиционными профильными специальностями в ССУЗах РМ в последние 2 — 3 года были введены специальности, обеспечивающие развитие рыночной инфраструктуры (направления маркетинговые, финансовые, правовые и т.д.). Например, в Саранском машино-
колледж экономики, электроники строительном техникуме в 1998/99 учебном году введены новые специальности: 0205 «Социальная работа», 2203 «Программное обеспечение вычислительной
и права;
— 2 учебных заведения музыкально художественного направления;
колледж культуры и искусства
техники и автоматизированных систем».
ССУЗы Республики Мордовия при- В Саранском колледже электроники, эко-
надлежат 7 различным министерствам и номики и права — 0603 «Правоведение»,
ведомствам федерального и региональ- В Саранском электромеханическом кол-
ного подчинения.
Учебные заведения СПО размещены на территории республики следующим образом: 9 ССУЗов (40,9 %) — в г. Са-
ледже — 0613 «Государственное и муниципальное управление».
Гибкость и мобильность системы СПО позволяют обеспечивать ее каче-
ранске, остальные
лики. В ряде районов (Краснослободском, Ичалковском, Темниковском) функционируют по 2 или 3 техникума (колледжа), в то время как в других (Ромода-новский, Инсарский, Ельниковский
респуб- ственное обновление.
Содержание среднего профессионального образования определенным образом приравнивается к практико-ори-ентированному высшему и доуниверси-тетскому образованию. А в условиях со-
[его специаль- циального расслоения общества относительно краткие сроки обучения в систе-История возникновения и развития ме СПО делают ее незаменимой для ело-
▼ If / г 'Ч ■ г 1
ного учебного заведения.
профессионального ния в республике началась в 1919 г. с образования Кемлянского сельскохозяйственного техникума.
Подготовка специалистов в ССУЗах
ев населения с ограниченными экономическими возможностями.
Численность студентов в ССУЗах Мордовии составляет 14 318 чел. по всем формам обучения (очная
республики, по данным 2001/02 учебно- няя). Образовательный и воспитатель-го года, ведется по 57 специальностям (по ный процесс обеспечивают 1 288 препо-
отраслям), в целом по учебным заведени- ...... ~
ям открыты 90 специальностей. 25 специ-
альностей в ССУЗах являются специаль- оплатой труда).
давателей (940 штатных и 348 преподавателей — совместителей с почасовой
ностями повышенного уровня. Содержа-
Профессиональн
ние образования в ССУЗах обновляется и фикации преподавателей в ССУЗах дос-
совершенствуется (например, в 1995/96 таточно высок. Труд многих из них от-
учебном году ССУЗы РМ готовили спе- мечен различными государственными и
циалистов по 40 специальностям). Такая республиканскими наградами. В педаго-
гических коллективах трудятся 37 препо-
заслуженно
положительная динамика
яркое свиде-
тельство востребуемости специалистов
лях, как машиностроение и металлообработка, перерабатывающие отрасли сельс-
отрас- го учителя России, Мордовии, заслужен-
ного врача Мордовии, заслуженного ра-
„ Республики Мордовия.
кохозяйственного производства, малое 307 преподавателей (25,3 %) имеют выс-
ГУМ А ГГГТ«%Т?* «Ат/ч _ _ _ ^ _
принимательство, сервисное обслу
Ф
28 кандидатов наук. 5 руководителей ССУЗов РМ имеют ученую степень кандидата наук, и некоторые руководители в настоящее время успешно работают над кандидатскими диссертациями.
Для системы СПО в нашей республике на постоянной основе действует сеть профессиональной подготовки и повышения квалификации преподавателей и педагогических работников. За последнее время сложились очень тесные и творческие контакты СПО с ФПК ППРО при МГУ им. Н.П. Огарева, который возглавляет кандидат педагогических наук, профессор М.К. Рункова. Профессиональную переподготовку за последние 3 года прошли 375 преподавателей и руководящих работников ССУЗов.
Отмечены и случаи международной стажировки, например 3 преподавателя Саранского машиностроительного техникума имеют соответствующие международные сертификаты по разным направлениям повышения профессиональной квалификации.
Одним из показателей востребованности специалистов СПО в РМ является количественное увеличение приема в ССУЗы и выпуска специалистов.
За последние 3 года конкурс при поступлении в ССУЗы в республике в среднем составил 1,6 чел. на место. Особенно большой конкурс продолжает сохраняться при поступлении на экономические и юридические специальности, что в определенной мере создает дисбаланс на рынке труда и приводит к дефициту специалистов с техническим уровнем подготовки. Выпуск специалистов
2001 г. — 3 320 чел., из которых 445 получили дипломы с отличием.
В ССУЗах РМ среднее профессиональное образование реализуется по двум основным программам — профессиональной образовательной программе базового уровня и профессиональной образовательной программе повышенного уровня. В выпуске 2001 г. доля специалистов, получивших дипломы повышенного уровня, составляет 434 чел. (13,1 % от числа всех выпущенных специалистов). Наибольшее количество таких специалистов (101 чел. из 136, или 73,5 %)
было выпущено в Зубово-Полянском педагогическом училище.
В основном выпускники ССУЗов трудоустраиваются, о чем свидетельствуют следующие цифры: из выпуска 2001 г. трудоустроены 1 056 чел., поступили в вузы — 230, призваны в ряды ВС — 434 чел.
Изменяющаяся в последние годы структура экономики Мордовии, смена отраслевых приоритетов, расширение негосударственного сектора, развитие малого предпринимательства, а также новые направления в развитии образования, здравоохранения, культуры определяют основные тенденции развития системы среднего профессионального образования нашей республики.
В первую очередь, несмотря на ведомственную неоднородность, разветв-ленность сети образовательных учреждений СПО и другие особенности, среднее профессиональное образование Республики Мордовия ориентируется на региональные условия и реализацию региональных интересов и потребностей.
В новой экономической ситуации необходимо более тесное взаимодействие и сотрудничество органов управления СПО РМ с органами государственной власти на местах с учетом национальнокультурного развития, традиций и даже природно-ресурсного потенциала. Регионализация СПО РМ предусматривает комплексное социально-экономическое развитие нашей республики, а также местных рынков труда.
К основным направлениям развития системы СПО РМ можно отнести следующие:
— расширение самостоятельности ССУЗов РМ в формировании содержания образования;
— реализацию государственного образовательного стандарта по специальностям СПО, формирование соответствующего учебно-программного и учебнометодического обеспечения образовательного процесса;
— развитие форм обучения (очной, очно-заочной, заочной), а также экстерна и их оптимального сочетания в образовательном процессе;
— развитие информатизации образования, применение компьютерных технологий обучения и повышения технической оснащенности процесса обучения;
— применение новых технологий и методов обучения (включая модульные,
интенсивные, личностно-ориентирован-
ные и др.);
— развитие научно-исследователь-ской и иной творческой деятельности преподавателей и студентов;
— развитие и совершенствование материально-технической и учебно-произ-водственной базы СПО РМ;
— интеграцию СПО в республике с другими уровнями образования;
— формирование организационноэкономических отношений в сфере СПО республики, развитие различных форм экономической деятельности образовательных учреждений.
Одним из необходимых условий совершенствования содержания образования, развития вариативности и гибкости образовательных программ является контроль качества подготовки специалистов на основе государственного образовательного стандарта, в котором определены обязательные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования.
В основном все специальности оснащены примерными учебными программами, на базе которых создаются рабочие программы по дисциплинам различных циклов: общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественно-научных, общепрофильных и специальных. В ряде учебных заведений СПО многие преподаватели создают свои авторские программы и учебно-методические пособия.
Широким спектром представлен национально-региональный компонент в образовательном процессе в ССУЗах республики. Например, в ССУЗах медицинского профиля изучаются такие дисциплины, как «Нетрадиционные методы лечения», «Валеология» и «Медицинская этика», в учебных заведениях Министерства культуры — мордовский язык и литература Мордовии, основы этнографии, история культуры Мордовии и т.д.
Практически от 5 до 15 % в учебных планах всех ССУЗов РМ занимает национально-региональный компонент, на который в ряде предметов отводятся целые разделы.
Отдельно следует остановиться на проблемах и трудностях, которые сложились в системе СПО нашей республики. Прежде всего это отсутствие единого органа управления системой СПО РМ. В настоящее время вопросами образования разных уровней занимается целый ряд различных органов, комитетов, советов:
— Министерство образования РМ;
— зам. председателя Правительства РМ;
— Комитет по образованию при Гос-собрании РМ;
— Консультативный совет по науке и образованию при Главе РМ;
— Региональный учебный округ при МГУ им. Н.П. Огарева.
Такое положение приводит, на наш взгляд, к нарушению традиционных связей учебных заведений с потребителями кадров, слабо изучаются вопросы рынка труда, трудоустройства выпускников и потребности экономики и социальной сферы в специалистах среднего звена в нашей республике.
Значительное сокращение бюджетного финансирования учебных заведений создает угрозу для их нормального функционирования (например, только за коммунальные услуги ССУЗы г. Саранска должны 5 млн руб.). В то же время осуществление коммерческой деятельности, привлечение внебюджетного финансирования практически не имеют соответствующей законодательной базы. Стоит лишь какому-нибудь учебному заведению преуспеть в этой сфере, как различные контролирующие органы тотчас же обращают внимание на эту форму деятельности. Кроме того, налоговая политика по многим параметрам вступает в противоречие с Законом «Об образовании» в отношении СПО. Самостоятельно эту проблему ССУЗы решить не могут.
В условиях нестабильности социально-экономической ситуации зарождение новых экономических отношений и отсутствие долгосрочных программ развития экономики привели к фактическому прекращению прогнозирования профессиональной подготовки специалистов
среднего звена. Возникает проблема востребованности специалистов и их трудоустройства. Например, рынок труда пересыщен бухгалтерами, юристами, так как за последние годы доля приема на эти специальности увеличилась почти в 3 раза. В настоящее время одним из путей решения этой проблемы могут стать укрепление связей ССУЗов с работодателями и развитие социального партнерства с различными организациями.
В системе СПО сложились очень серьезные проблемы в плане обеспечения образовательного процесса в рамках требований Государственного образовательного стандарта учебниками и учебными пособиями, а также методическими материалами. Это в значительной мере затрудняет открытие новых специальностей, применение современных технологий обучения.
Следующая проблема касается вопросов нравственного и эстетического воспитания нашей молодежи. «Американизация» молодого поколения все активнее внедряет в его образ жизни такие антисоциальные явления, как наркомания, алкоголизм, преступность и др., которые приобретают угрожающие масштабы.
Наконец, очень насущной проблемой является невыполнение законодательства в области образования и отсутствие нор-мативно-правовой поддержки студентов и работников образовательных учреждений. Нет Федерального закона «О среднем профессиональном образовании».
Это лишь часть проблем, с которыми сталкивается СПО как в российском, так и в республиканском масштабе. На наш взгляд, одним из путей разрешения вы-шеобозначенных проблем и трудностей является активная деятельность Совета директоров ССУЗов РМ как органа государственно-общественного управления средними специальными учебными заведениями. Совет директоров является авторитетным и эффективным органом по объединению и развитию СПО в нашей
республике.
Структура Совета директоров средних специальных учебных заведений
Мордовии такова:
1)22 средних специальных учебных заведения РМ разной ведомственной
подчиненности;
2)президиум Совета директоров в количестве 9 чел. (в его состав вошли все директора ССУЗов г. Саранска);
3) 14 методических республиканских объединений.
Деятельность Совета директоров осуществляется в соответствии с планом работы Совета, принимаемым и утверждаемым ежегодно на совещании Совета директоров. В план включаются следующие разделы:
1) мероприятия Совета директоров на текущий год;
2) заседания президиума Совета директоров;
3) проведение совещаний директоров ССУЗов;
4) методическая работа;
5) повышение квалификации преподавателей ССУзов и других категорий работников.
Проводимые Советом директоров мероприятия разнообразны. Это и республиканские предметные олимпиады по химии, физике, математике, экономическим дисциплинам, инженерной графике и информатике, фестиваль по иностранным языкам, конкурсы сочинений, чтецов.
Традиционным стало проведение ежегодных республиканских фестивалей самодеятельного художественного творчества среди молодежи ССУЗов РМ, в которых принимают участие все творческие коллективы этих учебных заведений. Каждый такой фестиваль превращается в настоящий праздник искусства и демонстрирует яркие таланты наших студентов.
На высоком организационно-методи-ческом уровне прошла научно-методическая конференция по общественно-гу-манитарным дисциплинам, посвященная юбилею нашей республики.
В рамках деятельности Совета директоров организована издательская деятельность (выпущено учебное пособие по основам философии, которое является коллективным трудом наших преподавателей).
Совет директоров регулярно направляет в НМУ СПО России лучшие методические материалы преподавателей для публикации их в различных отраслевых изданиях. Он активно сотрудничает с органами исполнительной власти в республике.
В совещаниях Совета директоров постоянно принимают участие ответственные работники аппарата Правительства РМ и отраслевых министерств.
Перспективным направлением в развитии системы СПО в нашей республике является интеграция с другими образовательными системами, создание единого образовательного пространства по схеме школа — ПУ — техникум (колледж) — вуз. В нем средние специальные учебные заведения занимают довольно значительное положение.
Заслуживает внимания в этом плане положительный опыт сотрудничества Совета директоров и Регионального учебного округа при МГУ им. Н.П. Огарева.
Многие техникумы и колледжи в нашей республике имеют тесные связи с вузами РМ (заключаются договора, согласно которым выпускники ССУЗов продолжают свое образование в вузах по сокращенным программам обучения). Саранский базовый медицинский колледж, Краснослободское медицинское училище сотрудничают с медицинским факультетом МГУ им. Н.П. Огарева, Зубово-По-лянское педагогическое училище — с МГПИ им. М.Е. Евсевьева, Кемлянский аграрный и Краснослободский аграрный колледжи — с Институтом механики и энергетики МГУ им. Н.П. Огарева. Саранский колледж электроники, экономики и права — с Институтом электронного машиностроения и экономическим факультетом МГУ им. Н.П. Огарева.
К сожалению, некоторые учебные заведения СПО (Торбеевский колледж мясо-молочной промышленности и Ко-вылкинский строительный колледж) развернули сотрудничество с вузами других регионов России, а не Мордовии.
Саранский машиностроительный техникум с 2000/01 учебного года перешел на повышенный уровень подготовки специалистов. После успешного прохождения государственной аттестации с 2002 г. техникум меняет свой статус и переименовывается в Саранский государственный промышленноэкономический колледж, в котором подготовка специалистов будет вестись по 5 специальностям повышенного уровня.
Особого внимания заслуживают сотрудничество и укрепление связей ССУЗов РМ с системой начального
профессионального образования. На повестку дня ставится вопрос о создании интегрированных учебных комплексов по схеме ПУ — техникум (колледж). Некоторые учебные заведения СПО уже начали эту работу в организационном плане. Создание таких интегрированных учебных комплексов дает определенные преимущества как ПУ, так и ССУЗам РМ.
В перспективе мы питаем надежду на развитие и совершенствование системы СПО в нашей республике, так как, несмотря на трудные социально-экономические условия, она демонстрирует стойкость, жизнеспособность и гибкость. Совет директоров прикладывает максимум усилий, чтобы сохранить систему СПО в нашей республике и способствовать ее дальнейшему развитию.
В системе СПО Республики Мордовия в настоящее время определены следующие приоритетные задачи и направления.
1. Создание соответствующей нормативно-правовой и законодательной базы для развития системы СПО в новых социально-экономических условиях.
2. Совершенствование системы управления СПО, предполагающее тесное сотрудничество и взаимодействие различных региональных и ведомственных органов управления образованием, создание единой региональной системы управления системой образования, в том числе и СПО.
3. Обеспечение четкого и достаточного финансирования из бюджета всех уровней, облегчение налоговой политики, погашение задолженности по заработной плате и другим выплатам, введение различных социальных льгот и социальной поддержки.
4. Расширение функций учебных заведений СПО по переподготовке и повышению квалификации работающих и высвобождаемых работников, создание многофункциональных и многопрофильных учебных комплексов.
5. Создание единого республиканского научно-методического центра СПО в Республике Мордовия.