Научная статья на тему 'Дополнительное образование в сфере физической культуры и спорта: проблемы и перспективы'

Дополнительное образование в сфере физической культуры и спорта: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10399
701
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закиров Т. Р.

Рассматриваются вопросы, связанные с дополнительным образованием в сфере физической культуры и спорта. Определены основные направления условий работы и формы обучения по программам дополнительного образования. Акцептировано внимание на повышение квалификации и переподготовке преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Закиров Т. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование в сфере физической культуры и спорта: проблемы и перспективы»

Т. Р. Закиров

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И

СПОРТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Рассматриваются вопросы, связанные с дополнительным образованием в сфере физической культуры и спорта. Определены основные направления условий работы и формы обучения по программам дополнительного образования. Акцептировано внимание на повышение квалификации и переподготовке преподавателей.

Развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта в настоящее время в первую очередь связано с осознанием необходимости сохранения и укрепления здоровья населения средствами физической культуры и спорта. Возрождаются престижность и традиции физического совершенствования не только среди молодежи, но и среди других возрастных групп [1]. Если при классическом образовании по физической культуре и спорту внимание акцентировалось на работе учителей физической культуры и тренеров, работающих с детьми, то в настоящее время все более возрастает потребность в специалистах, умеющих работать с разными возрастными группами людей с различным состоянием здоровья с учетом интересов личности. Стандартный подход к организации дополнительного образования не дает желаемого успеха. Требуется переход на качественно новый уровень организации учебного процесса.

Оптимальным является учет следующих необходимых направлений и условий работы:

- организация дополнительного образования с учетом потребностей общества в специалистах конкретного уровня квалификации;

- проведение комплексных научно-методических исследований, направленных на выявление уровня квалификации специалистов-практиков, потребности в конкретных специалистах в регионе как базы для эффективного обучения;

- разработка региональных программ дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта;

- совместная деятельность по реализации комплексных программ с департаментами по физической культуре и спорту и образования и науки на уровне города, края, региона;

- непосредственное внедрение результатов дополнительного образования в практику работы с их учетом при аттестации специалистов;

- повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров должны осуществляться на базах ИППК и ФПК профильных высших учебных заведений, академий и вузов физической культуры.

Реализация указанного комплекса направлений и условий может быть достаточно эффективной только при продуманном целенаправленном финансировании учреждений дополнительного образования. При этом важнейшей проблемой является то, что финансирование данной образовательной деятельности не считается приоритетным, особенно если это касается повышения квалификации учителей физической культуры школ, преподаватели ССУЗов и вузов. При системно-деятельном подходе и использовании модульного

принципа обучения, тщательном подборе преподавателей можно успешно осуществлять дополнительное образование в сфере физической культуры и спорта.

Актуальнейшей проблемой эффективности дополнительного образования является степень подготовленности преподавателей. Особенности обучения взрослых предопределяют повышение требований к профессионализму преподавателей, их умению обучать по конкретной учебной дисциплине с учетом целевой установки обучающихся, уровня их образования, специфики профессиональной деятельности, объема и содержания образовательной программы.

Необходимо использовать следующие формы обучения: лекции, семинары, практические занятия, тренинги, дискуссии, конференции, тематические и проблемные семинары, деловые игры, подготовка творческих и выпускных работ, индивидуальные занятия.

Технологические дидактические системы в дополнительном образовании строятся по следующим основным уровням:

- основной, обязательный для всех модульный блок;

- вариативный базовый модуль;

- курсы по выбору по всем направлениям работы;

- проблемные курсы;

- авторские курсы ведущих специалистов и тренеров;

- тематические семинары;

- обучение по индивидуальному графику.

Модульные комплексы создаются с учетом принципиально значимых показателей:

- целевой установки на обучение;

- качества и профиля базового образования;

- уровня спортивного мастерства в конкретном виде спорта;

- опыта практической деятельности в конкретном профессиональном направлении;

- навыков самостоятельной учебной деятельности.

Приведенные показатели приоритетны, особенно при повышении квалификации и профессиональной переподготовке кадров в сфере физической культуры и спорта. По сравнению с дополнительным образованием в других областях профессиональной деятельности организация учебного процесса осложняется тем, что каждый из обучающихся даже по основному направлению - «Физическая культура и спорт» - тему выпускной аттестационной работы выбирает, ориентируясь на избранный вид спорта. В каждой из групп обучающихся таким образом формируются мини-группы по спортивной специализации.

Исследования анализа процесса реализации технологии дополнительного образования на основе модульного принципа показывают, что наиболее эффективны разработка и внедрение комплексных программ регионального значения, которые позволяют, с одной стороны, учесть потребность региона в конкретном дополнительном образовании кадров и получить обратную связь относительно эффективности внедрения результатов повышения квалификации.

Существенной особенностью дополнительного образования взрослых является то, что у каждого из них уже есть определенный опыт практической деятельности и базовое высшее или среднее профессиональное образование. Это значительно усложняет организацию учебного процесса, потому что базовое образование может быть различного профиля и уровня, практический опыт может быть напрямую связан со спортивной и физкультурной деятельностью или косвенно, когда человек в прошлом был действующим спортсменом или когда обучающийся, имея медицинское или физкультурное образование, желает получить профессиональную переподготовку по оздоровительным технологиям [2]. Даже если слушатели работают в сфере физической культуры и спорта и имеют физкуль-

турное образование, процесс повышения квалификации усложняется еще и тем, что кроме общей образовательной программы каждый учитель и тренер получает требуемый объем современных знаний по избранному виду спорта

Организация повышения квалификации специалистов, работающих в сфере физической культуры и спорта, отличается спецификой деятельности. Из всех категорий слушателей чаще всего это тренеры, учителя и преподаватели физической культуры, педагоги дополнительного образования, руководители в сфере физической культуры, спорта и образования. Среди прочих категорий можно выделить специалистов по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях, учителей биологии, географии, экологии, медицинских работников оздоровительных учреждений.

При организации дополнительного образования следует учитывать особенности профессиональной деятельности слушателей и их целевую установку на результаты обучения.

Развитие системы дополнительного образования в нашей стране является отражением потребности в специалистах конкретного направления или уровня специализации, часто связанного с подготовкой на стыке нескольких традиционных специальностей. Целевая направленность дополнительного образования, таким образом, определяет многоуровневую организацию как по направлениям работы, так и по уровням профессионального мастерства специалистов. Функционально необходимы различные образовательные программы и преподаватели, умеющие работать в зависимости от потребности и заказа на разных уровнях дидактических систем. Появление массы образовательных учреждении в системе дополнительного образования - явление неоднозначное. В этой связи представляется насущно необходимым проведение следующих мероприятий:

- лицензирование образовательных учреждений дополнительного образования;

- четкое определение их целевой и функциональной роли;

- определение в каждой отрасли и в регионах ведущего базового учреждения, что обеспечит необходимый научно-методический уровень и координацию работы;

- направление специалистов на повышение квалификации и профессиональную переподготовку в те образовательные учреждения, которые являются научно-методическими центрами в отрасли;

- организация педагогической подготовки преподавателей дополнительного образования, особенно не имеющих педагогического образования;

- создание систем комплексного использования учебного оборудования и проблемных курсов, проводимых высококвалифицированными преподавателями, учреждениями дополнительного образования на взаимовыгодных условиях.

Литература

1. Акишин Б.А. Непрерывное образование молодежи в области физической культуры // Теория и

практика физической культуры: Матер. конф. Казань, 2006. С. 38.

2. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. М., 2005. 161 с.

© Т. Р. Закиров - ст. преп. каф. физвоспитания КГТУ.

Все статьи номера поступили в редакцию в период с 1.09.06 по 1.11.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.