УДК 316.72:316.343.656:378
ПАШИНЛ.А., Социологическая культура
ПРОКАЗИНА Н.В. в системе образования
государственных гражданских служащих
В статье представлены особенности формирования социологической культуры государственных гражданских служащих в системе образования в целом и дополнительного профессионального образования в частности. Выводы и положения статьи сфомулиро-ваны как на основе теоретического, так и на результатах эмпирического анализа.
Ключевые слова: система образования, социологическая культура, государственные гражданские служащие.
Общество и государство сужают свою базу, обедняют себя при принятии любых решений, если не заказывают, не используют данные социологических исследований, а социологи не учат и не просвещают тех, кто претендует на руководство людьми, на управление социальными процессами в современных условиях1
Ж.Т. Тощенко, Н.В. Романовский
Особую актуальность в современных условиях приобретают поиски путей повышения эффективности деятельности органов государственной гражданской службы.
Образование рассматривается как один из мощных факторов, влияющий на выбор оптимальных моделей, использование рациональных форм и методов воздействия на социальные процессы и, как следствие, влияющий на повышение эффективности управления.
С социологической точки зрения при изучении образования государственных гражданских служащих основополагающими являются следующие задачи:
1. Выявление качеств, приобретенных и развиваемых людьми в процессе совместной деятельности, позволяющих им функционировать в обществе. Как качества рассматриваются и социальные способности, обеспечивающие людям выпол-
нение практических, научных и управленческих функций. Эти качества выражаются в форме определенных навыков, знаний, способов их использования2.
2. Анализ форм закрепления востребованных способностей в общественной организации труда.
3. Определение общего мировоззрения людей, их взглядов на цели и задачи человека в его социальной деятельности в целом и отдельных моментах. Мировоззрение позволяет людям использовать свои способности в соответствующем направлении и с соответствующей активностью. Формой проявления мировоззрения являются ценностные ориентации, содержание которых определяется местом, ролью людей в социальной деятельности.
Таким образом, сущность социологического изучения образования государственных гражданских служащих складывается из ответов на вопросы:
1) в какой мере существующая система образования удовлетворяет общественные потребности в образованных, подготовленных людях, в том числе в специалистах в разных отраслях народного хозяйства;
2) в какой мере существующая система образования удовлетворяет потребности и интересы самих обучающихся;
3) что является целью образования: практические, инструментальные нужды или же превращение потребности в знаниях в самоцель личности;
4) перспективы и тенденции развития образования, пути достижения оптимальной взаимосвязи всех элементов этой системы.
Проведенный теоретический анализ позволил сформулировать ряд основополагающих выводов.
Потребностями современной практики управления обусловлен социальный заказ системе высшего профессионального образования на «производство» управленческих кадров. Ответом на этот заказ является подготовка работающих государственных гражданских служащих через систему дополнительного профессионального образования. В качестве достоинства этого способа подготовки управленцев является непосредственная связь с реальной управленческой практикой. Именно практические навыки определяют уровень и квалификацию государственных гражданских служащих и, как следствие, цели, содержание и методологию обучения.
Анализируя существующую систему дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих, A.B. Сурин говорит о том, что в ней накоплен значительный опыт, созданы достаточно результативные программы, но вся система направлена на решение сегодняшних проблем. Тем самым управленческая практика воспроизводит противоречия и проблемы настоящего, а система образования закрепляет ее в качестве образца и эталона, основываясь на фундаментальном тезисе связи науки и практики3. Это прослеживается в выявленных особенностях социологического мышления и социологического воображения государственных гражданских служащих.
Однако следует особенно подчеркнуть, что социальная практика требует решения современных управленческих задач не с
позиции прошлого, а с позиции будущего, что существенно переориентирует систему подготовки специалистов в сфере образования. Возникает противоречивая ситуация: на вызовы будущего человек отвечает методами прошлого. Сложившийся парадокс проявляется в том, что ориентация на сложившуюся практику становится фундаментально непрактичной4.
В результате актуализируется вопрос о социологической культуре государственных гражданских служащих.
Социологическая культура государственных гражданских служащих - система ориентаций и установок относительно восприятия социологии, совокупность социологических взглядов, знаний, убеждений и социологическое воображение, проявляющиеся в практической деятельности.
Система ориентаций и установок относительно восприятия социологии, социологических исследований и социологов - это «поверхностный уровень социологической культуры».
Поверхностный уровень в целом характеризует культуру восприятия социологической информации государственными гражданскими служащими и влияет на формирование социологических взглядов, знаний, убеждений.
Совокупность социологических взглядов, знаний иубеждений определяется особенностями социологического мышления и воображения и представляет собой «глубинный уровень социологической культуры».
Особенности «глубинного уровня социологической культуры» зависят от особенностей социологического компонента сознания, включающего в себя социологическое мышление и социологическое воображение.
Оценка складывающейся ситуации, ее анализ, определение ее характеристик и условий, а также прогнозирование перспектив развития во многом зависят от особенностей социологического мышления.
Поверхностный и глубинный уровни оказывают существенное влияние на реализацию «деятельностного уровня» развития социологической культуры государственных гражданских служащих.
Деятельностный уровень проявляется в готовности к получению и использованию социологической информации в профессиональной деятельности.
Готовность к получению социологической информации напрямую зависит от потребности в социологических знаниях.
Готовность к использованию социологической информации в профессиональной деятельности связана с целевой природой получения социологической информации, каналами и формами получения социологической информации5.
Развитие социологической культуры государственных гражданских служащих детерминировано существующей системой образования в целом и дополнительного профессионального образования в частности. Основные направления развития обусловлены ее особенностями и характеристиками.
Развитие «глубинного уровня» связано с формированием и развитием социологических взглядов, знаний, убеждений и развитием социологического воображения. Система дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих выступает основным инструментом для формирования и развития глубинного уровня.
Поддерживая тезис Э. Морена о том, что образование должно способствовать развитию общей способности мышления, включающей в себя умение понимать сложное, контекст, многомерность и глобальные отношения6, считаем, что социологическое образование будет способствовать формированию социологического мышления и воображения.
Актуальность сформулированной задачи подтверждается сложившимися тенденциями в сфере профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих. B.C. Карпичев отмечает, что в настоящее время сложилась система «поддерживающего профессионального обучения», что не соответствуеттребованиям формирующейся постиндустриальной цивилизации7.
Результаты социологических исследований8 личной профессиональной квалификации руководителей государственных агентств на основании двух параметров -принципиальной важности того или иного качества для эффективной работы на государственном посту, а также фактической степени развитости этих качеств у современного среднестатистического государственного чиновника - показали следующие результаты.
Самым важным качеством было признано умение проводить стратегическое планирование (10 баллов), и в тоже время оно оказалось наименее развитым у российских чиновников (1 балл).
Аналитический склад мышления и способность принятия решений в условиях неопределенности - второй по значимости навык (9 баллов), при этом фактическая оценка данного навыка - 2 балла.
Знание основ функционирования государственных и социальных институтов -третий по востребованности навык, и он набрал фактическую оценку - 8 баллов.
Социологическое образование в рамках системы дополнительного профессионального образования способно формировать социологическое мышление и воображение. От их развития зависят и навыки стратегического планирования, и аналитический склад мышления, и способность принимать решения в условиях неопределенности и риска.
Существенным направлением деятельности, связанным с формированием и развитием социологической культуры, выступает включение социологических блоков в программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих с целью развития представлений о социологии не только как о прикладной отрасли знаний, выступающей определенным фоном, сопровождающим происходящие в обществе процессы. Реальные возможности социологии связаны с тем, что она является теорией объяснительного типа, что увеличивает ее значимость в условиях «повышенного риска».
Таким образом, важное направление развития социологической культуры государственных гражданских служащих - социологическое образование. Речь идет не только о «социологическом просвещении», а именно о социологическом образовании в рамках системы дополнительного профессионального образования.
Н.Е. Покровский, характеризуя особенности социологического знания, отмечает: «Сочетая широкий теоретический охват с максимальной приближенностью к конкретным прикладным исследованиям, социология по праву считается одной из наиболее гуманистически ориентированных дисциплин. Имен-
но поэтому в наше время, в эпоху радикальной трансформации общественного сознания и социального уклада, не только академический мир, но и самые широкие круги общества связывают с прогрессом социологии надежды на создание подлинной научной картины трансформирующегося российского общества, способной стать основой для выработки прогностических концепций развития нашей страны в XXI веке»9.
Социологическая информация используется в процессе управления, вписана в механизм регулирования социальной жизни общества10.
Рассматривая социологическую культуру служащих как фактор повышения эффективности государственной гражданской службы, считаем целесообразным включение социологических блоков в программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих.
Характерная черта практически всей системы подготовки кадров государственных гражданских служащих - сугубая сосредоточенность на изучении методов управления", экономических аспектов и особенностей управления. Исследователи констатируют, что игнорируются аспекты, касающиеся характеристик объекта управления12.
Объектом управления является Россия и отдельные сферы жизни российского общества. Поэтому для выявления характеристик объекта управления, для понимания его особенностей и специфики неоценимую пользу имеет непосредственно социологическое знание и развитие социологической культуры.
Развитие социологической культуры в системе профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих связано не столько с изучением теоретических вопросов, сколько с овладением информацией по отдельным темам и модулям. В сфере государственного управления существенную роль играют знания о социальной структуре общества. Еще Т. Парсонс утверждал, что социальная структура - это единственная область знания, на которую, кроме социологии, не претендуют никакие другие науки: ни экономика, ни право, ни психология, ни культурология, ни социальная антропология не вырабатывают самостоятельно знания о социальной структуре общества13.
Знания о социальной структуре общества являются основополагающими для деятельности органов государственного управления, для принятия управленческих решений. Однако приходится констатировать, что потребности в получении этих знаний у государственных гражданских служащих практически нет.
Следовательно, считаем необходимым в процессе преподавания социологии более детально и системно раскрывать ее значение для жизнедеятельности общества в целом и в отдельных сферах в частности. Существенное внимание следует уделять практико ориентированным функциям социологии и особенностям их реализации и в современной России и в мире. Демонстрировать на примере развития отечественной социологии реализованные и нереализованные возможности использования кактеоретической, так и эмпирической социологии при выявлении проблем, поиске их решения, реализации управленческих решений и обеспечении обратной связи между принимающими решения и их исполняющими.
A.B. Сурин, анализируя существующие модели образовательных программ, отмечает, что существует обобщение этих моделей в требованиях к образовательным программам. Согласно этим требованиям:
а) образовательные программы должны усиливать ценности, знания и навыки обучающихся на предмет более этичной и эффективной работы;
б) обучающиеся должны понимать политические и юридические институты и процессы, экономические и социальные институты и процессы, организационные и управленческие структуры и в соответствии с этим строить свое поведение, что в совокупности делает их высококвалифицированными специалистами широкого профиля;
в) в программах обязательно должны быть представлены такие разделы управления, как человеческие ресурсы, бюджет и финансовые процессы, информатика, включающая компьютерную грамотность и умение применять компьютеры для решения управленческих проблем;
г) обучающиеся должны быть подготовлены в области количественных методов и качественного анализа, что включает формулирование, выполнение и оценку полити-
уровень» социологической культуры государственных гражданских служащих.
Анализ профессиональных компетенций выпускника по направлению «Государственное и муниципальное управление»16 позволил выделить общекультурные и профессиональные компетентности, которые непосредственно связаны с социологической культурой государственных гражданских служащих, в частности с глубинным уровнем социологической культуры государственных гражданских служащих (таблицы 1,2).
Табл. 1
Профессиональные компетенции бакалавра по направлению «Государственное и
муниципальное управление»17
Вид компетенции Содержание компетенции
Общекультурные знание законов развития природы, общества, мышления и умение применять эти знания в профессиональной деятельности
умение анализировать и оценивать социально значимые явления, события, процессы
умение анализировать и оценивать социально значимые явления, события, процессы
владение основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
способность и готовность к диалогу на основе иэнностей гражданского демократического общества
Профессиональные умение выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения
способность принимать решения в условиях неопределенности и рисков и тд.
умение устанавливать и использовать информационные источники для учета потребностей заинтересованных сторон при планировании деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации
способность анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации и т.д.
умение выявлять и оценивать проектные возможности в профессиональной деятельности и формулировать проектные цели
Таблица 2 Профессиональные компетенции магистра по направлению «Государственное и муниципальное управление»18
Вид компетенции Содержание компетенции
Общекультурные компетенция конструктивного взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества, другими организациями
способность и готовность к диалогу на основе иэнностей гражданского демократического общества
умение принимать взвешенные решения, убеждать в целесообразности этих решений и воплощать решения в жизнь
Профессиональные обладать способностью к анализу организации и планированию в области государственного и муниципального управления
способность осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников
уметь систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления
владение методами и специализированными средствами для аналитической работы и научных исследований
ки и программ, а также процесс принятия решений и умение решать проблемы14.
Анализ профессиональных компетенций выпускника по направлению «Государственное и муниципальное управление»15 показал, что большая часть требований, обозначенных A.B. Суриным, воплощена в стандарте.
Как показал теоретический анализ, содержательный компонент образовательных программ государственных гражданских служащих включает в себя и социологическое мышление, и социологическое воображение, и «поведенческий
Социологическую культуру служащих целесообразно рассматривать как фактор повышения эффективности государственной службы. Высокий уровень развития социологической культуры обеспечит результативность профессиональной служебной деятельности в соответствии с целями и задачами государственных органов, которые, в свою очередь, будут сформулированы с учетом актуальных объективных проблем общественного развития.
Социологическая культура государственных гражданских служащих - это система ориентаций и установок относительно восприятия социологии, социологических исследований, социологов; совокупность социологических взглядов, знаний, убеждений, проявляющихся в практической деятельности. Ориентации и установки относительно восприятия социологии, социологических исследований и социологов - это «поверхностный уровень социологический культуры», который характеризует культуру восприятия социологической информации. Совокупность социологических взглядов, знаний и убеждений определяется особенностями социологического мышления и воображения и представляет собой «глубинный» уровень социологической культуры.
Система опережающего обучения должна формировать и развивать как «поверхностный», так и «глубинный» уровни социологической культуры у государственных гражданских служащих.
Отмечая в целом позитивную ориентацию на профессиональную переподготовку государственных гражданских служащих, следует отметить несколько существенных особенностей.
Первое. Основным мотивом к обучению являются потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков (49,3%). Далее, по мере убывания: потребность работать более эффективно, рационально, качественно (43,2%); возможность перехода на более высокооплачиваемую работу (33,2%); возможность перехода на более высокую должность (27,5%)19. Таким образом, иерархия мотивов к обучению свидетельствует о признании целесообразности и востребованно-
сти государственными служащими своего профессионального развития.
Анализ мотивов к обучению показывает отсутствие выраженной зависимости между приобретением новых знаний и должностным ростом. Обозначенная характеристика может свидетельствовать о низкой согласованности целей профессионализации кадров, их карьерного роста, повышения оплаты труда.
Второе. Среди основных знаний, которых не хватает гражданским служащим для выполнения служебных обязанностей, преобладают юридические, экономические, знания по теории и практике государственного и муниципального управления, по информатике и искусству делового общения.
Низкая оценка государственными служащими необходимости и востребованности социологических знаний (девятая рейтинговая позиция) свидетельствует о низком уровне развития социологической культуры в среде гражданских служащих.
Третье. В среде государственных гражданских служащих ощущается нехватка специалистов в области психологии и социологии. В процессе исследования эти группы не были разделены, поэтому сложно представить дефицит социологов и, соответственно, психологов. Однако и гражданские служащие и эксперты достаточно высоко оценивают дефицит «психологов и социологов», который занимает пятое место в рейтинге.
Таким образом, следует констатировать, что гражданские служащие признают востребованность социологов в деятельности органов государственного управления, однако не видят целесообразности развития социологических знаний для себя лично.
Представленные результаты наглядно свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности потребности в социологических знаниях, умениях, навыках и компетенциях в среде государственных гражданских служащих. Во многом это обусловлено тем, что на уровне массового сознания социология представляется той прикладной отраслью знания, которая выступает как определенный фон, сопровождающий происходящие в обществе процессы (особенно в
условиях развития предвыборных ситуаций), и занимается преимущественно опросами общественного мнения.
Однако реальные возможности социологии существенно шире и проявляются прежде всего в том, что социология является теорией объяснительного типа. В условиях общества «повышенного риска» социология как наука об обществе призвана менять формы реализации и содержание основных функций: исследовательской, прогностической, критической, прикладной, мировоззренческой, информационной.
Развитие социологической культуры позволит осознать значимость проектных типов исследований для деятельности государственных гражданских служащих. Особенностью проектного типа является его ориентация на научное решение той или иной проблемы, и, в этом смысле оно является проблемно ориентированным. Следовательно, оно включает в себя не только описание и объяснение происходящих процессов, но и определение возможностей управления ими и практического принятия решений.
Социологическая культура позволит учитывать объективные закономерности общественного развития в процессе разработки планов, программ, определения целей для принятия управленческих решений.
В современных условиях особую актуальность приобретает инновационная культура государственных гражданских служащих. Нам представляется, что инновационную культуру целесообразно рассматривать как компонент социологической культуры. Развитый уровень социологической культуры обеспечит реализацию таких составляющих инновационной культуры, как:
- определение социальных механизмов инновационного процесса;
- снижение уровня сопротивления инновациям;
- создание условий для активной адаптации к нововведениям;
- обеспечение возможности эффективной реализации нововведений с учетом максимально возможных социальных по-
следствий как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе;
- обеспечение надежной обратной связи между участниками инновационного процесса.
Развитие социологической культуры в системе профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих позволит:
- изменить статус и роль социологического знания в принятии социально-экономических и социально-политических решений;
- обеспечить определение возможностей управления в процессе решения той или иной социальной проблемы;
- создать условия для осуществления социологической экспертизы принятых решений, что на практике будет связно с тем, что социология способна проверить, как будет работать решение и как его воспримут люди из различных социальных страт и групп;
- усилить заинтересованность государственных гражданских служащих в социологическом сопровождении национальных проектов, других программ и концепций;
- обеспечить глубокую связь научного анализа и практических мероприятий;
- разработать и использовать апробированную систему конкретных показателей социальных изменений, которая обеспечит получение достоверной информации о социальных изменениях и будет эффективной для управления социальными процессами.
1 Тощенко Ж.Т., Романовский Н.В. Публичная или профессиональная публичная социология // Социс. 2009. № 4. С. 28-29.
2 Социальные проблемы производства. Под ред. В. Г. Подмаркова. М.: Мысль, 1979. С. 21-22.
3 Сурин A.B. На пути к формированию науки управления. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. С. 240.
4 Сурин A.B. На пути к формированию науки управления. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. С. 240.
5 Проказина Н.В. Особенности социологической культуры государственных гражданских служащих // Образование и общество. 2012. № 1. С. 75-80.
6 Морен Э. Образование в будущем: семь неотложных задач // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М., 2007. С. 38.
7 Карпичев B.C. Инновационные подходы в образовательных программах и учебных планах ДПО, развивающие содержание обучения и его практическую направленность / Формирование системы мониторинга реализации программ дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих. М., 2009. С. 77.
8 Берг А. Российские чиновники профнепригодны? // Служба кадров. 2003. № 8. С. 48.
9 Покровский Н.Е. Социологическое образование и культура // Высшее образование сегодня. 2003. № 12. С. 16.
10 Тезаурус социологии: тематический словарь-справочник / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-Дана, 2009. С. 6.
" Шаповалов В.Ф. Чем и как собираются управлять наши управленцы? // Общественные науки и современность. 2005. №5. С. 89.
12Атаманчук Г.В. Управление: Сущность, ценность, эффективность. М.: Академический проект, 2006.
13 Тихонов А. В. Российское общество как новая социальная реальность и метапроект отечественной социологии // Социс. 2009. № 12. С. 19-20.
"Сурин A.B. На пути к формированию науки управления. М.: Российская политическая энциклопедия. М., 2007. С. 256-259.
15 Федеральные образовательные стандарты [электронный ресурс] http://mon.gov.ru/ dok/fgos/ (дата обращения 14.02.2012)
16 Федеральные образовательные стандарты [электронный ресурс] http://mon.gov.ru/ dok/fgos/ (дата обращения 14.02.2012)
17 Федеральные образовательные стандарты [электронный ресурс] http://mon.gov.ru/ dok/fgos/(flaTa обращения 14.02.2012)
18 Федеральные образовательные стандарты [электронный ресурс] http://mon.gov.ru/ dok/fgos/ (дата обращения 14.02.2012)
19 Турчинов А.И., Магомедов К.О. Современные проблемы кадровой политики и управления персоналом в России. Социологический анализ: Монография. М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 32.