УДК 378.016
О. В. Занданова
ПОТЕНЦИАЛ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Личностное развитие студенческой молодежи зависит от содержания и качества профессионального образования в вузе. Вуз, осуществляя профессиональную подготовку, может повлиять на становление правосознания личности студента. Сформированное правосознание студенческой молодежи может оказать значительное влияние на все сферы общественной жизни и способствовать ее устойчивому социальному и профессиональному развитию в будущем.
Ключевые слова: правосознание, правовое образование, правовое обучение, правовое воспитание
O. V Zandanova
POTENTIAL OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION IN FORMATION OF SENSE OF JUSTICE OF STUDENT’S PERSON
Personal development of student's youth depends on the maintenance and quality of vocational training in high school. High school, carrying out vocational training, can affect formation of sense of justice of student’s person. The formed sense of justice of student's youth can influence on all spheres of public life and promote their steady social and professional development in the future.
Key words: sense of justice, legal formation, legal training, legal education
В последнее время под профессиональным образованием принято понимать «процесс становления и развития личности человека» (5). Студент является субъектом взаимодействия отношения «преподаватель — студент», и высшая школа по мере ее совершенствования призвана ориентироваться на развитие студента как личности, как индивидуальности и как активного субъекта сотрудничества с преподавателем.
Личность немыслима без сознания. Сознание человека есть познание предмета, находящегося вне его сознания. Оно «рисует» индивиду существующую реальность, и как следствие данного отражения у него складывается определенное отношение, в зависимости от которого выстраивается модель поведения, и сознание определяется как «специфический способ регулирования поведения, деятельности, действий людей» (10). В качестве предмета познания может выступать право и связанные с ним явления, тогда отражение чувств, представлений, взглядов, обусловленных правовой действительностью, происходит благодаря правосознанию личности. Правосознание представляет совокупность правовых идей, представлений, эмоций, в которых выражается субъективное отношение людей, социальных групп и общества в целом к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. Сформированное правосознание студента приобретает особую значимость и позволяет судить о проявлении профессиональной компетентности специалиста. В условиях вуза целенаправленное формирование правосознания осуществляется в процессе правового образования. Понятие «правовое образование» получило широкое распространение с момента принятия Закона «Об образовании» (1992), до него чаще всего употребляли «правовое обучение» и «правовое воспитание».
Становление правового образования в вузе осуществляется в системе совершенствования и создания новых тенденций развития правового обучения и правового воспитания, которые выступают в качестве его структурных элементов. Правовое обучение и правовое воспитание выступают как дефиниции, обладающие относительной самостоятельностью, которые находятся во взаимодействии, но не предполагают поглощения одного другим. При формировании правосознания следует учитывать, что правовое воспитание связано с эмоционально-волевой сферой личности, так как оно оказывает влияние на развитие правовых ценностей личности, что определяет общий уровень правовой культуры населения. А правовое обучение предполагает воздействие на когнитивную сферу, тем самым способствует накоплению теоретических и практических правовых знаний, умений и навыков. Они преследуют достижение общей цели - формирование правосознания студента. Единство правового обучения и правового воспитания проявляется в том, что воспитание будет обучающим только тогда, когда наряду с воспита-
тельными целями ставятся цели обучения. А обучение, в свою очередь, будет воспитывающим лишь в том случае, если наряду с учебными целями будут достигаться цели воспитания. Под правовым обучением принято понимать процесс формирования правовых знаний, умений и навыков. Его цель заключается в правовом информировании студентов о существующих юридических предписаниях. Правовое обучение не может и не должно ограничиваться только передачей правовых знаний на теоретическом уровне. Сейчас все же в правовом обучении доминирует знаниевый подход, который предполагает передачу информации о праве и нормативноправовых актах. Назрела острая потребность в совершенствовании правового обучения, реализации его качественно новых целей, новых принципов отбора и систематизации правовых знаний, новых разработок дисциплинарных и интегрированных курсов.
Проблема содержания учебного материала того или иного учебного курса по праву составляет важную дидактическую проблему, в связи с чем возникает необходимость определить систему положений, исполняющих роль принципов, требований и критериев, учет которых позволит определенным образом структурировать и отбирать учебный материал. В этом случае особое значение приобретает принцип профессиональной направленности обучения в высшей школе.
Приоритетное значение в определении содержания правовой дисциплины должно быть отдано будущей специальности, которая и будет определять конкретную направленность изучаемого правового материала по юридическим фактам, которые необходимы студентам как будущим специалистам соответствующего профиля. Важно конструировать учебный процесс на всех уровнях - как на уровне содержания, так и на уровне форм учебной деятельности, - учитывать не только, какие правовые знания будут сформированы, но и то, какие искаженные взгляды и представления могут возникнуть у обучающихся, как их скорректировать. Правосознание и правовые знания не следует отождествлять, так как «правовые знания являются исходной основой и первичной ступенью формирования правосознания, а само правосознание -это более зрелое, осознанное отношение к праву, выражающееся в определенной мировоззренческой позиции личности к действующему праву» (7).
Наряду с правовым обучением составляющей частью правового образования является правовое воспитание, с которой связывают формирование определенных качеств личности, включая и правосознание. Л.И. Петражицкий подчеркивал, что «воспитание «без права» дает в результате отсутствие прочной этической почвы и гарантий против житейских искушений, а что касается специально отношения к человеческой личности, чужой и своей, то естественный продукт такого воспитания - «рабская душа» и вместе с тем неуважение чужой личности, деспотизм и самодурство» (4).
Различные виды воспитания тесно связаны с другими направлениями, гражданским, нравственным, и имеют мощный воспитательный эффект, они направлены на передачу молодым людям социальных норм, ценностей, образцов и идеалов поведения, оказывающих влияние на формирование характера и оценку человеческих действий. Эти процессы взаимосвязаны, и между ними нельзя провести резкую границу, но каждый из них предполагает свою особую организацию и планирование воспитательных мероприятий, установление целей и полагание того, каким должен быть желаемый результат.
Процесс правового воспитания, прежде всего, должен обеспечить переход рассматриваемых правовых знаний в соответствующие правовые убеждения молодых людей. Для наиболее надежного обеспечения правомерного поведения со стороны студентов основные усилия по формированию правосознания должны быть сосредоточены на развитии их внутренних убеждений, тогда образцы правомерного поведения станут для них внутренними личными нормативами, которые образуют ценностную ориентацию личности. Формирование правовых убеждений порождает проблему превращения получаемых правовых знаний молодыми людьми в их внутренние духовные ценности.
Упущение воспитательных моментов в вузе стало вполне очевидным. Сегодня все чаще можно встретить образованных, но не воспитанных в правовом отношении молодых людей. В настоящее время оправданно стали поднимать вопросы, связанные с поисками новых подходов в воспитании студентов. Вопросы воспитания молодых людей остаются глобальной проблемой педагогики высшей школы.
Опираясь на теорию и практику профессионального образования, попытаемся обосновать методологию правового образования в вузе с помощью его парадигм. Проблема методологиче-
ского состояния современной педагогики как никогда вызывает со стороны педагогов - исследователей бурное обсуждение. Отказ от философского монизма в педагогике заставляет искать новые методологические идеи, положения. Одним из путей решения данной проблемы является обоснование применяемых парадигм к педагогической действительности.
Считаем целесообразным в основе методологического подхода в правовом образовании рассматривать принцип полипарадигмальности. С точки зрения Е.Н. Шиянова, Н.Б. Ромаевой, под полипарадигмальностью следует понимать сосуществование различных парадигмальных установок в одних и тех же условиях образования. И парадигмальность выступает в качестве методологического принципа современной отечественной педагогики.
Положения о том, что существование внутри каждой парадигмы частных парадигм, каждой из которых присущ свой, специфический набор представлений о целях, содержании и процессе воспитания и обучения, применимы к правовому образованию, но считаем должным отказаться от идеи зависимости выбора педагогом парадигмы от уровня сформированности мотивации учения школьников. Причиной послужила не специфика типа образовательного учреждения, а суть этой идеи, предусматривающей схематичную, шаблонную деятельность обучающихся, исключающую творческий, исследовательский, рационализаторский характер деятельности, тем более гуманистическая педагогика предусматривает активность познавательной деятельности и высокую мотивацию к самосовершенствованию и самореализации.
В соответствии с когнитивной парадигмой правовое образование рассматривается по аналогии с познанием, главная цель которой - усвоение студентами определенных правовых знаний, содержание которых способствует становлению правосознания, так как правосознание - это прежде всего знания. Процесс познания права требует определенной организации учебного процесса: постановку целей и задач, отбор содержания учебного материала, выбор форм, методов и средств обучения. Личностные аспекты обучения сводятся к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей, а также накоплению опыта смысловых, ценностных и эмоциональных оценок поведения других людей и своего собственного в правовом пространстве. Конкретная правовая отрасль российского права рассматривается как учебная дисциплина. В задачу любой отрасли права как учебной дисциплины входит обучение правовым нормам и практике их применения. В результате изучения правовых дисциплин студент овладевает знаниями не только законов и практики их применения, но и познает закономерности их развития, знакомится с выработанным цивилистической наукой понятийным аппаратом, теоретическим обоснованием закрепленных в законе норм права, правилами их толкования и применения.
Центральное звено личностно ориентированной парадигмы в правовом образовании должно составлять правовое развитие личности студента. Оно может быть основано на следующих принципиальных положениях:
1) признается приоритет индивидуальности обучаемого, который является субъектом правового образования;
2) личностно-ориентированное правовое образование максимально обращено к индивидуальному опыту студента, его потребности в самоопределении, самоорганизации и самосовершенствовании в правовом развитии;
3) изменение индивидуального правосознания, его ценностных ориентиров, отражающих гуманистические тенденции;
4) осмысление, осознание роли права в личных интересах, познание права во благо себя.
Применение личностно-ориентированного подхода окажет огромное влияние на формирование правосознания, в рамках которого актуализируются проблемы человека как носителя индивидуального правосознания. «Индивидуализация - это фундаментальный феномен общественного развития человека. Один из его признаков (и показателей) состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ жизни и собственный внутренний мир» (3). Процесс понимания, познания, освоения правовых явлений в общественной жизни в правовом сознании человека всегда индивидуален, но «в индивидуальном сознании людей содержится, прежде всего, общее, основное, свойственное обществу, классу» (11).
Индивидуальное правосознание - это совокупность правовых знаний, оценок, эмоций и чувств, присущих каждому отдельному человеку, отдельной личности. Вследствие разных познавательных способностей, психологических типов личности каждый человек воспринимает
действующее право и оценивает его по-своему, испытывает два противоположных желания -действовать правомерно или противоправно. Общественное правосознание отражает «наиболее общее, основное, что содержится во множестве индивидуальных сознаний» (11). Следовательно, обращаясь к индивидуальному правосознанию личности, можно оказать существенное влияние на правовые представления и чувства населения страны. В этом случае возникает надежда на то, что идеи права и свободы, правового государства, прав личности будут воплощены в жизнь.
Личностно-ориентированный подход можно рассматривать как условие формирования индивидуального правосознания, который будет выступать в качестве опоры на социальную направленность развития личности, ее ценные личностные ориентиры и правовые установки, оказывающие главное влияние на поведение молодых людей. Поэтому вуз ни в коем случае не должен утрачивать свою развивающую, личностно-образующую функцию в правовом образовании.
Таким образом, результативность правового образования в ходе личностно-ориентированной подготовки студентов должна включать не только правовые знания, умения, но и эмоционально-ценностное отношение к правовой действительности.
Деятельностная парадигма в правовом образовании должна иметь отчетливо выраженную практическую направленность. Ее основная цель заключается в обеспечении успешной практической деятельности в социальной и профессиональной сфере, где значительную роль играет сформированное правосознание. Содержание правообразовательной программы четко должно быть ориентировано на конкретный вид и уровень профессиональной деятельности. Результат представляет способность личности мобилизовать в этой деятельности свои правовые знания и умения, а также обобщенные способы выполнения действий. Основные положения деятельностной парадигмы заключаются в следующем:
• формирование теоретической основы правового сознания будущих специалистов независимо от направления вуза (гуманитарный или технический);
• формирование умения к моделированию правомерного поведения в соответствии с полученными знаниями в конкретных ситуациях профессиональной и общественной деятельности;
В настоящее время высшая школа в образовательном процессе пытается менять позицию гностического подхода к деятельностному. Теперь основная цель образования рассматривается как формирование способности к активной деятельности, к труду во всех его формах, и в том числе к творческому профессиональному труду. Это означает, что сами знания из основной и единственной цели образования превращаются в средство развития личности студентов.
В развитии личности в процессе обучения важнейшим компонентом является овладение процессом, способами и средствами деятельности, а не только усвоение знаний. Это обусловлено тем очевидным обстоятельством, что в будущей профессиональной деятельности студент должен будет предъявлять знания не в чистом виде, а проявлять способность применять их в конкретных практических ситуациях.
Поэтому проблема формирования правосознания в процессе профессиональной подготовки касается не только получения правовых знаний, но и приобретения умения и навыка работы. Современный работодатель в большинстве случаев предпочтение отдает не знающему специалисту, а умеющему выполнять работу.
С целью формирования умений преподаватели правовых дисциплин при разработке учебного материала должны уделять внимание практической направленности, формируя тем самым представления, образ о реализации теоретических знаний, об алгоритме действий, часто выполняемых на практике, о применении правовых норм, регулирующих их профессиональную деятельность, о правовых документах, с которыми выпускникам предстоит работать. Для эффективности конструирования учебного материала по правовой дисциплине необходимо выполнить обязательное условие - совместная работа преподавателей права и преподавателей дисциплин специализации. Преподаватели дисциплин специализации окажут большую помощь в определении особенностей правовых представлений будущих специалистов. В этой ситуации правосознание будет являться эффективным средством привития профессиональных навыков (навык общения, планирования профессиональной деятельности, оформления и оценки правовых документов). Кроме того, обучение профессиональной грамотности должно проходить на фоне мощного личностного развития молодых людей. Время рыночных отношений требует
специалистов с хорошо развитыми качествами личности. Тем более современный работодатель помимо профессиональных знаний, навыков обращает внимание на личностные качества работника или претендента на работу. Поэтому педагогика высшей школы в полной мере должна быть ориентирована на гуманизацию и нравственную направленность профессионального образования.
Принцип гуманизма является одним из основных положений государственной политики в области образования, обеспечивающим «приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» [2]. Значит, высшая школа в качестве предъявления общих требований к содержанию профессионального образования должна учитывать «укрепление и совершенствование правового государства; развитие гражданского общества; формирование человека и гражданина, интегрированного в современном ему обществе и нацеленного на совершенствование этого общества». Основой гуманистического характера образования является обращение к личности студента, его внутреннему миру, к чувствам и эмоциям, сознанию и долгу. Так как правосознание составляет чувственное восприятие, то его развитие напрямую связано с формированием духовности, ценностных ориентаций, взглядов и социальных установок личности.
Охарактеризованные выше подходы воплощают в себе смысл, ориентиры и ценности правового образования в условиях вуза. Отмеченные обстоятельства служат основой, подтверждающей значимость правового образования как педагогического процесса, нацеленного на формирование правосознания личности.
Литература
1. Каменская Е.Н. Педагогика: учеб. пособие. - М.: Дашков и К°, 2006. - 316 с.
2. Закон РФ от 10.07.1992 «Об образовании» № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 30.06.2007) // ВВС РФ. 1992. №30. Ст.1797
3. Ломов Б.Ф. Сознание как идеальное отражение // Психология сознания / сост. и общая ред. Л.В. Куликова. -СПб., 2001. - С.132.
4. Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности: хрестоматия. - М., 2005. - С.432.
5. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. - М., 2004. - С.14.
6. Правовое воспитание молодежи / отв. ред. Н.И. Козюбра. - Киев: Наук. думка, 1985. - 319 с.
7. Правовое воспитание молодежи /отв.ред. Н.И. Козюбра. - Киев, 1985. - С.61.
8. Психология сознания / сост. Л.В. Куликов. - СПб.: Питер, 2001. - 475 с.
9. Радько Т.Н. Теория государства и права: хрестоматия. - М.: Академический проект, 2005. - 718 с.
10 Рубинштейн С. Л. О сознании: психология сознания / под ред. Л.В.Куликова. - СПб., 2001. - С.56.
11. Чагин Б. А. Общественное сознание и сознание индивидуальное // Психология сознания / сост. и общая ред. Л.В. Куликова. - СПб., 2001. - С.333.
Занданова Ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Восточно-Сибирского государственного технологического университета.
Zandanova Olga Vladimirovna, senior teacher of department of civil-law disciplines of East-Siberian State Technological University.
УДК 378.1476.013.8
С А. Копылова
О НЕОБХОДИМОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И РЕАБИЛИТАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье рассмотрены проблемы обучения в вузе людей с особыми образовательными потребностями, необходимость оказания поддержки данной категории лиц, основные направления психологопедагогического и реабилитационного сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего профессионального образования.
Ключевые слова: адаптация, реабилитация, поддержка, социализация.