Научная статья на тему 'Развитие правосознания у будущих юристов в вузе'

Развитие правосознания у будущих юристов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1450
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ЮРИСТ / РАЗВИТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ / КОМПОНЕНТЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ / LEGAL CONSCIOUSNESS / LAWYER / DEVELOPMENT OF LEGAL CONSCIOUSNESS / THE MODEL OF DEVELOPMENT OF LEGAL CONSCIOUSNESS / THE COMPONENTS OF LEGAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шипилова Зинаида Сергеевна

C психолого-педагогических позиций проанализирован феномен «правосознание будущих юристов», выявлены его специфические особенности и компоненты. Представлена модель развития правосознания у таких специалистов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF FUTURE LAWYERS AT UNIVERSITY

The phenomenon of «legal consciousness of future lawyers» is analyzed from a psycho-pedagogical perspective; its specific features and components are revealed. The article presents a model of development of legal consciousness of such specialists in the course of vocational training at university.

Текст научной работы на тему «Развитие правосознания у будущих юристов в вузе»

РАЗВИТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ВУЗЕ

DEVELOPMENT OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF FUTURE LAWYERS AT UNIVERSITY

З.С. Шипилова

Правосознание, юрист, развитие правосознания, модель развития правосознания, компоненты правосознания.

С психолого-педагогических позиций проанализирован феномен «правосознание будущих юристов», выявлены его специфические особенности и компоненты. Представлена модель развития правосознания у таких специалистов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Z.S. Shipilova

Legal consciousness, lawyer, development of legal consciousness, the model of development of legal consciousness, the components of legal consciousness. The phenomenon of «legal consciousness of future lawyers» is analyzed from a psycho-pedagogical perspective; its specific features and components are revealed. The article presents a model of development of legal consciousness of such specialists in the course of vocational training at university.

Изучение правосознания и его формирование у будущих юристов в высшей школе на современном этапе развития в России имеет актуальное значение. Обязанностью высшей школы является развитие правосознания, правовых убеждений, ценностных ориента-ций будущих юристов.

Под правовым сознанием С.С. Алексеев понимает представления о праве, суждения о необходимости юридической структуры взаимоотношений людей, установки на тот или иной юридический режим в жизни общества и касающиеся правовой сферы явления социально-психологического порядка [Алексеев, 2009, с. 26].

В представлении Н.С. Соколова правосознание есть совокупность взглядов, убеждений, оценок, настроений и чувств людей к праву и государственно-правовым явлениям [Соколов, 2008, с. 36].

По словам A.B. Домниной, профессиональное правосознание юриста представляет собою научно обоснованную, стройную систему правовых знаний, убеждений и чувств, которыми он руководствуется при осуществлении профессиональной юридической деятельности. Наиболее значимым является исследование развития профес-

сионального правосознания студентов-юристов в высших учебных заведениях, так как именно от данной категории студентов зависит в ближайшем будущем состояние нормативно-правового регулирования страны [Домнина, 2011, с. 8].

Под правосознанием будущих юристов мы понимаем динамическое личностное образование, обеспечивающее способность будущего юриста к ориентации и самоопределению в правовом пространстве на основе правовых знаний, умений и навыков; оценочных отношений к праву, правовых установок и ценностных ориентации. Рассматривая правосознание будущих юристов как динамическое личностное образование, мы представляем его структуру комплексом следующих взаимосвязанных компонентов, обеспечиваюш,их его целостность:

1) когнитивный компонент (социально-правовые знания, знания основных нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность юриста);

2) аффективный компонент (эмоциональные состояния будущего юриста, которыми выражается его отношение к праву, ценностный показатель осознанности специалистом необходимости социально-правовой деятельности);

3) ценностный компонент (приоритет права как общечеловеческой ценности в структуре ценностно-смысловой сферы будущего юриста, правоуважение как социально-правовая ценность, уважение к действующему закону, ценностное отношение к клиентам, нетерпимость к нарушениям российского законодательства, правовая ответственность);

4) поведенческий компонент (социально-правовое поведение будущего юриста, навыки принятия решений в правовых профессиональных и личностных ситуациях, защита прав, свобод и интересов клиентов).

Проведенный анализ программ теоретической и практической подготовки будущих специалистов в области юриспруденции, возможности влияния на формирование эмпирического правосознания учебного процесса, в частности тех знаний, которые получают студенты при обучении в юридических высших учебных заведениях, обусловил необходимость разработки нами модели формирования правосознания будущих юристов, под которой мы понимаем процесс создания внешних условий для проявления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознание их будущими специалистами и дальнейшее саморазвитие. Теоретико-методологическую основу модели составили аксиологический, деятельностный, системный подходы и положения правового воспитания и обучения.

При отборе и конструировании содержательного наполнения модели развития правосознания необходимо учитывать конкретный вид и уровень профессиональной деятельности студентов - будущих юристов.

Процессуальный аспект модели развития правосознания студентов предполагает активизацию их интереса к нормам права осуществления будущей профессиональной деятельности; использование активных методов обучения в работе со студентами; рефлексию поиска правового решения профессиональных ситуаций.

Результативный аспект модели развития правосознания студентов предполагает определение показателей, критериев оценивания

уровня сформированности правосознания студентов.

Такими показателям в нашей модели являются:

1) правовые знания - данный показатель содержит в себе объем, прочность и глубину сформированности правовых знаний;

2) отношение к требованиям правовых норм - содержит отношение молодых людей к праву, отражает оценку студентами правовых явлений и личностных убеждений следованию правовым предписаниям;

3) готовность к правомерным действиям -свидетельствует о сформированности устойчивых моделей правомерного поведения студентов, об умениях и навыках применения теоретических правовых знаний в практической юридической деятельности, а также в личностно значимых жизненных обстоятельствах.

Сформированность показателей структурных компонентов правосознания представлена на следующих уровнях их проявления: активный, пассивный и продуктивно-исполнительский.

Изучение эффективности нашей модели формирования правового сознания будущих юристов основывалось на ее опытно-экспери-ментальной проверке.

При проведении опытно-эксперимен-тальной работы на констатирующем и контрольном этапах исследования нами использовались следующие методы и методики исследования.

В качестве метода исследования когнитивного компонента правового сознания у будущих юристов выступают тестовые задания.

Основным методом исследования ценностного компонента правового сознания стал метод ранжирования (Методика Рокича).

Методом исследования аффективного компонента правового сознания являлся метод незаконченных предложений.

В качестве метода исследования поведенческого компонента правосознания будущих юристов использован метод анализа ситуаций.

Результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента показали, что активный уровень сформированности правового сознания

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

выявлен только у 13 % студентов - будущих юристов контрольной группы и 15 % экспериментальной группы. Одна четвертая часть студентов показала пассивный уровень (25 % студентов в обеих группах) и продуктивно-исполнительский уровеньсформированности правосознания(22% студентов).

Данные исследования свидетельствуют о том, что у студентов - будущих юристов отмечаются поверхностность социально-правовых знаний, несформированность правовых установок и правовых убеждений, неосознанное игнорирование социально-правовых норм, равнодушное отношение к праву (или противоречивость отношения) как к общечеловеческим ценностям, отсутствие уважения к праву, несформированность умений ориентирования в российском законодательстве, неумение использования социально-правовых знаний в профессиональных и личностных ситуациях, а также в принятии решений.

Формирующий эксперимент предполагал целенаправленное и активное воздействие на существующую в реальности систему деятельности и профессиональной подготовки испытуемых в соответствии с выдвинутой гипотезой и целями становления правосознания студентов специальности «Юриспруденция».

Для обогащения, углубления и закрепления социально-правовых знаний, правового воспитания и обучения осуществлялась работа с нормативно-правовыми актами, которые, на наш взгляд, нацелены на формирование когнитивного компонента правового сознания будущих юристов. Для проявления у них ценностного и аффективного компонентов мы провели двухдневный тренинг, целью которого было развитие мотивационно-ценностной и эмоциональной сфер студентов - будущих юристов. Кроме того, нами была создана «Школа молодого юриста», основной целью которой стало формирование готовности к осуществлению профессиональной деятельности будущих юристов в процессе реальной профессиональной подготовки.

Результаты констатирующего и контрольного этапов исследования свидетельствуют о

том, что спроектированная модель и созданные педагогические условия развития правосознания обеспечивают его формирование у будущих юристов. После формирующего эксперимента практически на треть увеличилось количество студентов экспериментальной группы с активным (высоким) уровнем сформированности правосознания и его компонентов.

После реализации формирующего эксперимента студентам экспериментальной группы удалось значительно расширить и обогатить собственные социально-правовые знания - испытуемые стали более осведомлены в нормативно-правовых актах Российской Федерации, научились понимать значение и смысл законов, нормативных актов, их социально-правовые знания стали более структурированными и глубокими.

В отношении к праву преобладающими эмоциональными состояниями студентов оказались спокойствие, уверенность и т. д. К сожалению, радикальных изменений в уровне сформированности ценностного компонента правосознания студентов экспериментальной группы не произошло. Столь неявная динамика этого компонента, на наш взгляд, связана в первую очередь с тем, что аксиосфера личности с трудом поддается каким-либо изменениям и требует целенаправленного воздействия в течение более длительного времени. Самые позитивные изменения наблюдались нами в уровне сформированности поведенческого компонента правосознания студентов экспериментальной группы. Данная положительная динамика в уровне его сформированности связана, по нашему мнению, главным образом с использованием в процессе реализации модели формирования правосознания таких активных методов обучения, как методы кейсов, деловых игр и мозгового штурма, «Школы молодого юриста».

Полученные результаты опытно-экспери-ментальной работы позволяют сделать вывод, что проведенный эксперимент поможет студентам — будущим юристам углубить собственные нормативно-правовые знания, сформировать умения принимать решения в правовых профессиональных и личностных ситуациях, повысить

уровень уважения права, развить правовую ответственность, позитивное эмоциональное отношение к праву.

Выполненное исследование не претендует на исчерпывающее решение данной проблемы формирования правового сознания будущих юристов. Перспективным направлением ее решения является усиление интегративного и ком-петентностного подходов в формировании правосознания в процессе изучения правовых дисциплин.

Библиографический список

1. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М.: ACT, 2009. 265 с.

2. Белинова O.A. Сущность права: социально-философский подход // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 2 (28). С. 134-137.

3. Быков А.Н. Профессиональное правосознание в юридической деятельности // Закон и право. 2011. №5. С. 29-31.

4. Горбатова М.К., Надыгина Е.В., Носакова Е.С. Новые подходы к формированию правосознания студентов-юристов в условиях модернизации системы вузов России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 3-1. С. 266-274.

5. Горбатова М.К., Домнина А.В. Основные теоретические подходы к определению понятия и содержания профессионального правосознания // Российская юстиция. 2014. № 1. С. 63-67.

6. Домнина А.В. Новые тенденции, складывающиеся в сфере высшего юридического образования, их влияние на формирование профессионального правосознания // Юридическое образование и наука. 2011. № 1. С. 7-11.

7. Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М.: Академия, 2008. 224 с.

8. Dave Cowann. Legal Consciousness: Some Observations // The Modern Law Review Limited. 2004. № 67 (6).

<C

с m

о

ь

X

Щ

w m H

о

Рч < ^

о ^ о о

О Й

Ei

w

H

к о

Рч

w

I

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

X %

«

о w

V

к

Ь

1-4

<c n w с

s

X

H U

w

PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.