Актуальные проблемы педагогики
Е.А. Рассолова
влияние процесса становления правового общества на уровень правовой подготовки специалистов гуманитарного вуза
в статье рассмотрены особенности и потребности современного правового общества, выявляется специфика студенческой молодежи как субъекта правовой подготовки в рамках гуманитарного вуза.
Ключевые слова: гуманитарный вуз, правовая культура, правовая подготовка, студенчество.
Системная модернизация в России проводится на основе реальных качественных изменений в базовых установках правосознания граждан. Это предполагает нарастание и расширение процесса правового воспитания, зависящего, во-первых, от конкретно-исторического момента, во-вторых, от потребностей, которые сформировались в обществе и, в-третьих, от особенностей субъектов, на которых предстоит воздействовать.
1. Особенности современного развития правового общества.
Правовая культура является неотъемлемым компонентом правового, демократического государства. Основные положения Конституции Российской Федерации и международные обязательства, а также конкретные проблемы, связанные с положением современной молодежи, выдвигают на первый план правовую подготовку специалистов в гуманитарном вузе.
правовое воспитание определяется как целенаправленная деятельность по трансляции правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому [9]. Данное определение особо выделяет процесс правового воспитания как средства воспроизводства социального опыта в обществе, как перевод человеческой культуры в индивидуальную форму существования.
По мнению М.В. Кусковой, в качестве результата правового воспитания выделяется обеспечение поведения людей в соответствии с требованиями закона, укрепление правопорядка, активное использование прав граждан и выполнение обязанностей. Показателем может быть общегражданский уровень правосознания, который не предполагает беспрекословного подчинения власти, а определяется свободной, активной позицией личности по отношению к окружающим, сформированной на основе признания и уважения прав человека, принятии обязанности быть ответственным по отношению к другим, т.к. выбранный нашим обществом путь - цивилизованные правовые отношения, а задачей становится приобретение умений и потребности жить в условиях демократии, политического и идеологического плюрализма и терпимости [4].
А.А. Рыбаченко отмечает, что движение России к гражданскому обществу невозможно без формирования правовой культуры. Последняя строится на стереотипах сознания и правового поведения, присущих данной конкретной социальной общности. Правовые стереотипы формируются в массовом сознании в процессе исторического развития общества. Неустойчивое политическое равновесие, большое количество субъектов, носителей различных идеологических установок, не позволяют в целом выработать единую концепцию формирования устойчивой правовой культуры в обществе, оптимально высокого уровня правовых знаний граждан, стабильного правового поведения. А.А. Рыбаченко отмечает, что невозможно быстро и безболезненно перейти от общества, где праву и правовой культуре отведено слишком мало места, к обществу, где право занимает должное место и граждане обладают высокой правовой культурой.
Правовая культура общества есть качественное состояние правосознания и правовой активности всего населения, гарантированное свобо-
педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
дами и правами человека. В связи с этим формирование общественной правовой культуры - это сложный и длительный процесс: требуются и увеличение уровня правосознания, правовой активности, юридических знаний граждан, и повышение эффективности правоохранительной деятельности, и проведение судебной реформы, и повышение культуры правого применения и правотворчества, а также качества законодательства. Правовая культура общества формируется систематической целеустремленной образовательно-просветительской деятельностью государства. Государство призвано обеспечить справедливость и силу закона, предоставить гражданам возможность обращаться к закону для защиты собственных прав, следовать букве и духу закона при разрешении споров, конфликтов, повседневных проблем [7, с. 17-18]. Правовая культура общества является условием обеспечения свободы и безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности и гражданской активности [6].
Самой главной правовой ценностью является человеческая личность, что находит отражение в Конституции РФ и важнейших международных документах. Если человек является главной, определяющей ценностью и занимает в иерархии ценностей самое высокое место, то, естественно, статус важнейших ценностей приобретают права человека. Они обеспечивают осознание каждой личностью своего достоинства, без чего трудно ожидать успехов в нравственном совершенствовании общества и отдельного человека.
Важнейшее ценностное значение приобретает понятие свободы. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому, поступать в соответствии со своими убеждениями, представлениями, интересами, при этом не переходя границ, которые могут быть определены только законом. Свобода неразрывно связана с понятием ответственности, являющейся мерой свободы, так же как и закон.
Ценность свободы сопряжена с другой правовой ценностью - справедливостью. Справедливость - это такой порядок общественных отношений, в котором каждому человеку принадлежит свое место и каждому причитается то, что ему принадлежит. Поэтому особой актуальностью сейчас наполняется древняя формула справедливости «воздавать всякому не в ущерб другому» [6, с. 47-48].
2. Потребности, которые сформировались в современном российском обществе.
Человечество достигло определенного уровня системы ценностей в области права, и в правовой реальности общества закрепились законодательно уровни правосознания, режим законности и правопорядка, состоя-
ние законодательства, основы юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.
Соответствие правового воспитания и обучения социальным потребностям необходимо, однако изменения в развитии правового сознания обязывают не только сформировать у личности законопослушность, но и выработать у будущих специалистов практические навыки и умения использовать и совершенствовать систему юридической и гражданской защиты прав и свобод личности, поднять уровень правовой культуры профессиональной деятельности выпускников современного гуманитарного вуза.
В.В. Головченко выделяет «тройственную иерархию целей в деятельности, направленной на формирование комплекса специфических качеств личности в правовой сфере жизнедеятельности» [2, с. 72]. Ближайшую цель он формулирует как формирование системы правовых знаний, основных законоположений; промежуточную - как формирование правовой убежденности, привитие уважения к праву. Конечная цель определяется им как «формирование мотивов и привычек сознательного правомерного социально активного поведения» [Там же].
Правовая культура общества, по утверждению В.П. Сальникова, представляет собой «целостный срез правовой действительности, уровень его поступательного развития, включенность в нее завоеваний цивилизации» [8, с. 576]. Он подчеркивает, что правовая культура общества характеризуется состоянием и спецификой общественного правосознания, системой массовой правовой информации, уровнем развития законодательства, правопорядком и состоянием законности в стране. Вместе с тем правовая культура общества является условием обеспечения свободы и безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности и гражданской активности [6, с. 17].
Большинство исследователей считают, что правовые ценности нельзя рассматривать изолированно от проблемы ценностного значения самого права. Право необходимо человеку, т.к. обеспечивает возможность нормального функционирования в обществе, служит удовлетворению его потребностей, интересов и является основой его благополучия.
А.А. геворкян, анализируя ценностное значение права, выделяет две основные сферы его проявления: социально-значимую и личностно-значимую ценность. Первая проявляется в регулировании общественных
педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
отношений, установлении в них согласованности, упорядоченности, что приводит к последующему развитию общественных и межличностных отношений. Личностно-значимая ценность права представляет возможность субъектам удовлетворять свои потребности, интересы определенными правовыми средствами. Этот аспект ценности может проявляться на двух функциональных уровнях. Во-первых, это осознание и принятие права как необходимого регулятора поведения личности. При этом ценность права и правовых норм как регулятора индивидуального поведения проявляется в определенной степени свободы деятельности и существования человека в социальной среде. Во-вторых, это осознание и принятие права как средства реализации своих жизненных планов, проявления творческой инициативы и преобразования окружающей действительности [1].
3. Особенности субъектов, на которых предстоит воздействовать в процессе правовой подготовке в вузе.
В системе вузовского образования и воспитания, в содержании соответствующих дисциплин идея триединой сущности права (соблюдение принципов равенства, свободы и справедливости) и идея защитной функции права, на наш взгляд, до сих пор еще не стали доминирующими, в связи с чем обосновывается вывод о необходимости акцентирования внимания на углублении правовых аспектов в содержании профессиональных и образовательных стандартов, на выработке у студентов практических навыков защиты прав и свобод человека, личного достоинства гражданина, на формировании правовой культуры профессиональной деятельности выпускников гуманитарного вуза.
Специфика формирования правовой культуры российского студенчества характеризуется, с одной стороны, более активным, чем у взрослых, процессом социокультурной модернизации, с другой - влиянием традиционного для российского менталитета правопонимания (ментальности). Студенческий возраст имеет особую значимость, поскольку в полной мере способствует более успешному профессиональному становлению будущих специалистов. Очень важно своевременно отслеживать и реагировать на изменения, происходящие в условиях жизни студентов, их социальной защищенности, а также выявлять положительные и отрицательные тенденции, т.к. деформация правовой культуры, которая наблюдается в реальной действительности среди студенческой молодежи, не способствует формированию гражданского общества и, соответственно, правового государства в Российской Федерации.
Основными ценностями, которые должна формировать высшая школа в процессе правового воспитания на современном этапе, являются: жиз-
недеятельность человека, его права, справедливость, свобода, юридическое равенство, законопослушность, ответственность за принятие решения, лояльность, способность к компромиссу, терпимость, уважение права, частной жизни, активность участия в общественной жизни, стремление к образованию и самообразованию.
Л.М. Матвиенко рассматривает правовое воспитание как процесс формирования личности с широким диапазоном осведомленности в области права, с осознанным восприятием законов, способностью к правомерному поведению и сформированной активной правовой позицией. Данный процесс предполагает взаимодействие его субъектов и объектов, эффективность которого возможна только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию и активизирует работу над собой [5, с. 52-53].
для студента основными видами деятельности являются профессионально-учебная и научно-исследовательская с обязательным использованием самостоятельной. Приобретаемые знания, умения, навыки выступают для студента, как правило, в качестве средств будущей профессиональной деятельности.
В процессе обучения в вузе происходят систематизация и закрепление правовых знаний, а также увеличение их объема. Тем не менее, объем правовых знаний студенческой молодежи ограничен незначительной сферой общественных взаимоотношений, малым жизненным опытом. правовое сознание студента находится на стадии формирования. Взгляды, в том числе правовые, разрознены, они не представляют устойчивой системы, как у взрослого человека, осуществляющего профессиональную деятельность. У студента еще не сложились прочные навыки осуществления своих прав и выполнения обязанностей. В этой связи правовое сознание студенческой молодежи в большей степени, чем взрослого населения, подвержено как позитивному, так и негативному влиянию, что, в целом оказывает существенное воздействие на определение гражданской позиции и на качественный уровень правовой культуры указанной социальной группы.
Уровень и качество правовых знаний студента, умения и навыки их применения в процессе своей жизнедеятельности определяют его правовую осведомленность, выявляют у него наличие определенного объема юридической информации, составляющей основу правосознания. Эти показатели чрезвычайно важны для профессионально-личностного развития студентов вуза в процессе учебной и практической деятельности. поэтому мы обращаем внимание на повышение уровня правовой образованности студентов, которая включает в себя необходимый набор сведе-
педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
ний и знаний о действующем праве и способах его реализации, а также в определенной степени влияет на осознанный выбор личностью юридически значимого поведения.
Библиографический список
1. Геворкян А.А. Моделирующая игра как фактор становления ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам: Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1996.
2. Головченко В.В. Эффективность правового воспитания. Понятие, критерии, методика измерения. Киев, 1985.
3. Кускова М.В. Формирование правовой культуры старшеклассников: Дис. ... канд. пед наук. М., 1999.
4. Матвиенко Л.М. Правовое воспитание старшеклассников в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла: Дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2004.
5. Митюнова И.Г. Аксиологический подход к формированию правовой культуры старшеклассников: Дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2005.
6. Рыбаченко А.А. Формирование правовой культуры старшеклассников профильных классов: Дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2006.
7. Сальников В.П. Правовая культура // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. П.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1999.
8. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 1999.
9. Кириченко О.В. Современные образовательные тенденции в деятельности классного руководителя по правовому воспитанию старшеклассников // Вестник МГГУ им.М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 3 (I). С. 24-27.