Научная статья на тему 'Влияние процесса становления правового общества на уровень правовой подготовки специалистов гуманитарного вуза'

Влияние процесса становления правового общества на уровень правовой подготовки специалистов гуманитарного вуза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
168
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЙ ВУЗ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНЧЕСТВО / UNIVERSITY FOR THE HUMANITIES / LAW CULTURE / LAW EDUCATION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рассолова Елена Александровна

В статье рассмотрены особенности и потребности современного правового общества, выявляется специфика студенческой молодежи как субъекта правовой подготовки в рамках гуманитарного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF FORMATION OF CONSTITUTIONAL SOCIETY AND ITS INFLUENCE ON THE LEVEL OF LAW EDUCATION OF SPECIALISTS IN THE SPHERE OF THE HUMANITIES

The article presents special features and needs of the modern constitutional society as well as special characteristics of student youth as a subject of law education within a university for the humanities.

Текст научной работы на тему «Влияние процесса становления правового общества на уровень правовой подготовки специалистов гуманитарного вуза»

Актуальные проблемы педагогики

Е.А. Рассолова

влияние процесса становления правового общества на уровень правовой подготовки специалистов гуманитарного вуза

в статье рассмотрены особенности и потребности современного правового общества, выявляется специфика студенческой молодежи как субъекта правовой подготовки в рамках гуманитарного вуза.

Ключевые слова: гуманитарный вуз, правовая культура, правовая подготовка, студенчество.

Системная модернизация в России проводится на основе реальных качественных изменений в базовых установках правосознания граждан. Это предполагает нарастание и расширение процесса правового воспитания, зависящего, во-первых, от конкретно-исторического момента, во-вторых, от потребностей, которые сформировались в обществе и, в-третьих, от особенностей субъектов, на которых предстоит воздействовать.

1. Особенности современного развития правового общества.

Правовая культура является неотъемлемым компонентом правового, демократического государства. Основные положения Конституции Российской Федерации и международные обязательства, а также конкретные проблемы, связанные с положением современной молодежи, выдвигают на первый план правовую подготовку специалистов в гуманитарном вузе.

правовое воспитание определяется как целенаправленная деятельность по трансляции правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому [9]. Данное определение особо выделяет процесс правового воспитания как средства воспроизводства социального опыта в обществе, как перевод человеческой культуры в индивидуальную форму существования.

По мнению М.В. Кусковой, в качестве результата правового воспитания выделяется обеспечение поведения людей в соответствии с требованиями закона, укрепление правопорядка, активное использование прав граждан и выполнение обязанностей. Показателем может быть общегражданский уровень правосознания, который не предполагает беспрекословного подчинения власти, а определяется свободной, активной позицией личности по отношению к окружающим, сформированной на основе признания и уважения прав человека, принятии обязанности быть ответственным по отношению к другим, т.к. выбранный нашим обществом путь - цивилизованные правовые отношения, а задачей становится приобретение умений и потребности жить в условиях демократии, политического и идеологического плюрализма и терпимости [4].

А.А. Рыбаченко отмечает, что движение России к гражданскому обществу невозможно без формирования правовой культуры. Последняя строится на стереотипах сознания и правового поведения, присущих данной конкретной социальной общности. Правовые стереотипы формируются в массовом сознании в процессе исторического развития общества. Неустойчивое политическое равновесие, большое количество субъектов, носителей различных идеологических установок, не позволяют в целом выработать единую концепцию формирования устойчивой правовой культуры в обществе, оптимально высокого уровня правовых знаний граждан, стабильного правового поведения. А.А. Рыбаченко отмечает, что невозможно быстро и безболезненно перейти от общества, где праву и правовой культуре отведено слишком мало места, к обществу, где право занимает должное место и граждане обладают высокой правовой культурой.

Правовая культура общества есть качественное состояние правосознания и правовой активности всего населения, гарантированное свобо-

педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

дами и правами человека. В связи с этим формирование общественной правовой культуры - это сложный и длительный процесс: требуются и увеличение уровня правосознания, правовой активности, юридических знаний граждан, и повышение эффективности правоохранительной деятельности, и проведение судебной реформы, и повышение культуры правого применения и правотворчества, а также качества законодательства. Правовая культура общества формируется систематической целеустремленной образовательно-просветительской деятельностью государства. Государство призвано обеспечить справедливость и силу закона, предоставить гражданам возможность обращаться к закону для защиты собственных прав, следовать букве и духу закона при разрешении споров, конфликтов, повседневных проблем [7, с. 17-18]. Правовая культура общества является условием обеспечения свободы и безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности и гражданской активности [6].

Самой главной правовой ценностью является человеческая личность, что находит отражение в Конституции РФ и важнейших международных документах. Если человек является главной, определяющей ценностью и занимает в иерархии ценностей самое высокое место, то, естественно, статус важнейших ценностей приобретают права человека. Они обеспечивают осознание каждой личностью своего достоинства, без чего трудно ожидать успехов в нравственном совершенствовании общества и отдельного человека.

Важнейшее ценностное значение приобретает понятие свободы. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому, поступать в соответствии со своими убеждениями, представлениями, интересами, при этом не переходя границ, которые могут быть определены только законом. Свобода неразрывно связана с понятием ответственности, являющейся мерой свободы, так же как и закон.

Ценность свободы сопряжена с другой правовой ценностью - справедливостью. Справедливость - это такой порядок общественных отношений, в котором каждому человеку принадлежит свое место и каждому причитается то, что ему принадлежит. Поэтому особой актуальностью сейчас наполняется древняя формула справедливости «воздавать всякому не в ущерб другому» [6, с. 47-48].

2. Потребности, которые сформировались в современном российском обществе.

Человечество достигло определенного уровня системы ценностей в области права, и в правовой реальности общества закрепились законодательно уровни правосознания, режим законности и правопорядка, состоя-

ние законодательства, основы юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

Соответствие правового воспитания и обучения социальным потребностям необходимо, однако изменения в развитии правового сознания обязывают не только сформировать у личности законопослушность, но и выработать у будущих специалистов практические навыки и умения использовать и совершенствовать систему юридической и гражданской защиты прав и свобод личности, поднять уровень правовой культуры профессиональной деятельности выпускников современного гуманитарного вуза.

В.В. Головченко выделяет «тройственную иерархию целей в деятельности, направленной на формирование комплекса специфических качеств личности в правовой сфере жизнедеятельности» [2, с. 72]. Ближайшую цель он формулирует как формирование системы правовых знаний, основных законоположений; промежуточную - как формирование правовой убежденности, привитие уважения к праву. Конечная цель определяется им как «формирование мотивов и привычек сознательного правомерного социально активного поведения» [Там же].

Правовая культура общества, по утверждению В.П. Сальникова, представляет собой «целостный срез правовой действительности, уровень его поступательного развития, включенность в нее завоеваний цивилизации» [8, с. 576]. Он подчеркивает, что правовая культура общества характеризуется состоянием и спецификой общественного правосознания, системой массовой правовой информации, уровнем развития законодательства, правопорядком и состоянием законности в стране. Вместе с тем правовая культура общества является условием обеспечения свободы и безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности и гражданской активности [6, с. 17].

Большинство исследователей считают, что правовые ценности нельзя рассматривать изолированно от проблемы ценностного значения самого права. Право необходимо человеку, т.к. обеспечивает возможность нормального функционирования в обществе, служит удовлетворению его потребностей, интересов и является основой его благополучия.

А.А. геворкян, анализируя ценностное значение права, выделяет две основные сферы его проявления: социально-значимую и личностно-значимую ценность. Первая проявляется в регулировании общественных

педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

отношений, установлении в них согласованности, упорядоченности, что приводит к последующему развитию общественных и межличностных отношений. Личностно-значимая ценность права представляет возможность субъектам удовлетворять свои потребности, интересы определенными правовыми средствами. Этот аспект ценности может проявляться на двух функциональных уровнях. Во-первых, это осознание и принятие права как необходимого регулятора поведения личности. При этом ценность права и правовых норм как регулятора индивидуального поведения проявляется в определенной степени свободы деятельности и существования человека в социальной среде. Во-вторых, это осознание и принятие права как средства реализации своих жизненных планов, проявления творческой инициативы и преобразования окружающей действительности [1].

3. Особенности субъектов, на которых предстоит воздействовать в процессе правовой подготовке в вузе.

В системе вузовского образования и воспитания, в содержании соответствующих дисциплин идея триединой сущности права (соблюдение принципов равенства, свободы и справедливости) и идея защитной функции права, на наш взгляд, до сих пор еще не стали доминирующими, в связи с чем обосновывается вывод о необходимости акцентирования внимания на углублении правовых аспектов в содержании профессиональных и образовательных стандартов, на выработке у студентов практических навыков защиты прав и свобод человека, личного достоинства гражданина, на формировании правовой культуры профессиональной деятельности выпускников гуманитарного вуза.

Специфика формирования правовой культуры российского студенчества характеризуется, с одной стороны, более активным, чем у взрослых, процессом социокультурной модернизации, с другой - влиянием традиционного для российского менталитета правопонимания (ментальности). Студенческий возраст имеет особую значимость, поскольку в полной мере способствует более успешному профессиональному становлению будущих специалистов. Очень важно своевременно отслеживать и реагировать на изменения, происходящие в условиях жизни студентов, их социальной защищенности, а также выявлять положительные и отрицательные тенденции, т.к. деформация правовой культуры, которая наблюдается в реальной действительности среди студенческой молодежи, не способствует формированию гражданского общества и, соответственно, правового государства в Российской Федерации.

Основными ценностями, которые должна формировать высшая школа в процессе правового воспитания на современном этапе, являются: жиз-

недеятельность человека, его права, справедливость, свобода, юридическое равенство, законопослушность, ответственность за принятие решения, лояльность, способность к компромиссу, терпимость, уважение права, частной жизни, активность участия в общественной жизни, стремление к образованию и самообразованию.

Л.М. Матвиенко рассматривает правовое воспитание как процесс формирования личности с широким диапазоном осведомленности в области права, с осознанным восприятием законов, способностью к правомерному поведению и сформированной активной правовой позицией. Данный процесс предполагает взаимодействие его субъектов и объектов, эффективность которого возможна только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию и активизирует работу над собой [5, с. 52-53].

для студента основными видами деятельности являются профессионально-учебная и научно-исследовательская с обязательным использованием самостоятельной. Приобретаемые знания, умения, навыки выступают для студента, как правило, в качестве средств будущей профессиональной деятельности.

В процессе обучения в вузе происходят систематизация и закрепление правовых знаний, а также увеличение их объема. Тем не менее, объем правовых знаний студенческой молодежи ограничен незначительной сферой общественных взаимоотношений, малым жизненным опытом. правовое сознание студента находится на стадии формирования. Взгляды, в том числе правовые, разрознены, они не представляют устойчивой системы, как у взрослого человека, осуществляющего профессиональную деятельность. У студента еще не сложились прочные навыки осуществления своих прав и выполнения обязанностей. В этой связи правовое сознание студенческой молодежи в большей степени, чем взрослого населения, подвержено как позитивному, так и негативному влиянию, что, в целом оказывает существенное воздействие на определение гражданской позиции и на качественный уровень правовой культуры указанной социальной группы.

Уровень и качество правовых знаний студента, умения и навыки их применения в процессе своей жизнедеятельности определяют его правовую осведомленность, выявляют у него наличие определенного объема юридической информации, составляющей основу правосознания. Эти показатели чрезвычайно важны для профессионально-личностного развития студентов вуза в процессе учебной и практической деятельности. поэтому мы обращаем внимание на повышение уровня правовой образованности студентов, которая включает в себя необходимый набор сведе-

педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

ний и знаний о действующем праве и способах его реализации, а также в определенной степени влияет на осознанный выбор личностью юридически значимого поведения.

Библиографический список

1. Геворкян А.А. Моделирующая игра как фактор становления ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам: Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1996.

2. Головченко В.В. Эффективность правового воспитания. Понятие, критерии, методика измерения. Киев, 1985.

3. Кускова М.В. Формирование правовой культуры старшеклассников: Дис. ... канд. пед наук. М., 1999.

4. Матвиенко Л.М. Правовое воспитание старшеклассников в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла: Дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2004.

5. Митюнова И.Г. Аксиологический подход к формированию правовой культуры старшеклассников: Дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2005.

6. Рыбаченко А.А. Формирование правовой культуры старшеклассников профильных классов: Дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2006.

7. Сальников В.П. Правовая культура // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. П.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1999.

8. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 1999.

9. Кириченко О.В. Современные образовательные тенденции в деятельности классного руководителя по правовому воспитанию старшеклассников // Вестник МГГУ им.М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 3 (I). С. 24-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.