— обеспечение процесса развития у студентов коммуникативных навыков, необходимых для работы с данной возрастной категорией;
— разработка и внедрение в учебный процесс спецкурса «Теория и методика профилактики преждевременного старения».
Библиографический список
1. Маслов, В. И. Непрерывное образование: подходы к сущности / В. И. Маслов, Н. Н. Зволинская, В. М. Корнилов // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. — М., 1993. — С. 102-117.
2. Инструменты управления [Электронный ресурс]. — Режим доступа : www.irina-vinnikova.ru (дата обращения: 23.01.2012).
3. Адамьянц, Т. З. Социальная коммуникация : учеб. пособие / Т. З. Адамьянц. — М. : ИС РАН, 2005. — 158 с.
МАКСИМОВА Елена Францевна, преподаватель кафедры социально-экономических дисциплин, сервиса и туризма.
КУЗНЕЦОВА Зинаида Михайловна, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой социально-экономических дисциплин, сервиса и туризма.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.01.2012 г.
© Е. Ф. Максимова, З. М. Кузнецова
УДК 37.032:378 Е. А. КУЗНЕЦОВА
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары
ПОНЯТИЕ «ПРАВОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ» СТУДЕНТА. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ОБЩЕСТВОМ
В статье анализируется и обобщается понятие правового сознания личности, дается интерпретация составным содержательным элементам правосознания личности студента, характеризуется правосознание личности студенческой молодежи по средствам исторической хроники развития событий жизнедеятельности российской действительности. Рассматриваются основные проблемы правосознания личности студента в современных условиях развития общества. Ключевые слова: правосознание личности студента, индивидуальное правосознание, общественное правосознание, элементы формирования правового сознания, факторы формирования правового сознания личности студента, нигилизм.
Исходя из синергетического подхода в изучении проблемы правосознания, С.Н. Левкович считает, что правосознание — это синтезированное восприятие сложного комплекса социокультурной и культурноправовой реальности, составляющей существенный элемент духовного мира человека и общества. Оно является сложным системным образованием, в состав которого в качестве подсистем входят: знания (как информационный элемент правосознания), правовая идеология, правовая психология [1]. Воля человека выступает ядром правосознания и в качестве средства реализации социально-правовой установки, которые определяют сущность и внешнее выражение правового сознания.
В.Л. Васильев же представляет правосознание как одну из форм общественного сознания, отражающую общественные отношения, которые регулируются или должны быть урегулированы нормами права, чье содержание и развитие обуславливается материальными условиями существования общества [2].
Н.С. Токарь дает определение правового сознания личности, представляя его интегральным феноменом, включающим познавательный, оценочный и регулятивный компоненты, которым соответствуют и аналогичные функции правосознания, находящиеся в тесном единстве друг с другом. Правовое сознание здесь обладает специфическим признаком: имеет нормативный характер, определяющий поведение личности [3]. В данном определении автор указывает на специфический признак, позволяющий отличить правовое сознание от других форм общественного сознания.
Классическое определение понятия «правосознания», представленное в ряде учебных пособий для учебных заведений под редакцией Клименко А.В., Румыниной В.В., объединяет понимание определения «правосознание» авторов, представляя его, как форму общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о действующем или желаемом праве и о регулируемом им поведении. Правовая действительность отражается в правосознании
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, в форме социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях. Оно не может существовать обособленно от иных форм общественного сознания (например, морали или политического сознания) [4]. Характеризуется рядом существенных особенностей: объектами правосознания могут быть нормативноправовые акты и процесс их создания, правоприменительная практика, действия правоохранительных органов.
Таким образом, обобщая представления различных авторов о сущности понятия правосознания в целом, можно сделать следующие выводы:
— во-первых, понятие «правосознание» неразрывно связано с личностью человека;
— во-вторых, отражает личные качества, интересы человека, а также его отношения в обществе (общественные отношения);
— в-третьих, как правило, правосознание регулируется нормами права, ввиду выполнения последними регулятивной, организационной, охранительной функций в отношениях людей и социальных групп, в том числе общества в целом.
В работах авторов по исследованию проблемы правосознания прослеживается связь между личностью и обществом, лицом которого выступает государство, как определенная система власти, создаваемая обществом, отдельными ее социальными группами либо отдельными членами общества (при республиканских формах организации власти), либо исходя из сложенных веками традиций, обычаев (при монархических формах организации власти), во исполнение последними функций по защите общества, как извне, так и внутри государства, по организации и регулированию общественных отношений с целью обеспечения равенства всех членов общества, а также исходя из политико-правового режима государства, либо исключительной ситуации внутри государства, осуществление контроля отношений людей и социальных групп. Однако последнее положение, исходя из реалий настоящего времени, применительно лишь в случаях угрозы безопасности общества в целом, как реализация охранительной функции общества со стороны государства.
Так общество при организации системы власти в виде государства, реализуя такой вид правосознания как «общественное правосознание», включающее в себя взгляды, идеи, теории, которые отражают типичные свойства правовой действительности того или иного общества, наделило его правомочиями принимать и устанавливать определенные правовые нормы, обязательные к применению и соблюдению всеми, нашедших свое отражение в законодательных и подзаконных актах государства, его регламентах, а также в иных ненормативных постулатах государственной власти общества.
Однако существует и другая сторона содержания, рассматриваемая нами в рамках определения «правосознание личности» студенческой молодежи. Это так называемое индивидуальное обыденное (эмпирическое) правосознание, учитывающее личные индивидуально-определенные характеристики, интересы студенческой молодежи, не находящейся в пределах отношений с обществом, свободной в своих поступках, действиях, мироощущениях и воззрениях, складывающихся, как правило, стихийно, исходя из правовой психологии, как элемента правосознания с учетом знаний и правовой идеологии.
Как показали исследования ряда авторов, характер правосознания личности во многом определяется политико-правовым режимом государства.
Так, в советском государстве обязанности значительно преобладали над правами и свободами граждан. Поэтому этими же мотивами было проникнуто обыденное (эмпирическое) правосознание, подкрепляемое идеологами «социалистической» правовой идеологии. Подобное соотношение государства и права формировало правосознание личности как иждивенчески-пассивного типа.
В современных условиях России правосознание личности студенческой молодежи претерпевает определенные изменения, приобретая индивидуалистические, утилитарные черты.
Изменения, происходящие в современной России, направлены на демократизацию общества, на построение правового государства, на признание основных прав и свобод человека, на расширение возможностей для развития духовных и материальных потребностей человека.
В настоящее время идет процесс модернизации самого правового поля, изменяются смыслы общественных отношений. Помимо государственного строя на процесс изменения правосознания личности студенческой молодежи влияют процессы технологической революции, открывающие новые формы социальных отношений, такие как право на доступ к информационным ресурсам, технологиям, телекоммуникациям, защиту интеллектуальной собственности, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, информационную безопасность, приобретая новый социокультурный статус, который в рамках Советской России находилось в ведении государства, человек, студенческая молодежь в том числе, были защищены от воздействия общности на личную жизнь, жизнь семьи — ячейки общества.
Для формирования гражданского общества, демократического правового государства необходимо, чтобы формировалось такое общественное сознание, которое было бы проникнуто уважением к праву и юридическим принципам и понятиям, что связано с повышением правовой культуры подрастающего поколения [5].
Так, в апреле 2011 года Указом Президента Российской Федерации сформулированы и введены в действие основные принципы формирования правосознания граждан современной России.
На сегодняшний день можно говорить о том, что данный документ закрепляет начало новой идеологической системы, хотя данная система сейчас достаточно нестабильна и носит более неформальный характер.
На основе данной идеологической системы студенческая молодежь должна осознавать сущности правовых законов; обеспечивать практическое понимание права; осознавать и принимать способы деятельности, согласующиеся с правовыми императивами; иметь представления о непрагматических мотивах взаимодействия с обществом; уважительно относиться к обществу, партнерам при взаимодействии; проявлять заботу и сочувствие по отношению друг к другу; способствовать воспитанию правовой культуры и становлению эффективной гражданской позиции, в том числе быть готовыми к действиям в защиту окружающей среды, к формированию правового поведения; к активному участию в развитии гражданского общества и правовой системы современной российской действительности.
Данной точки зрения в своих работах придерживается и Цыганаш В.Н. Однако он считает также, что
право во всем мире — это общественная система, цель которой — организация общества, регуляция и контроль отношений людей и социальных групп данного общества. Оно обладает мощным потенциалом воздействия на социальные процессы и в переломных, кризисных ситуациях право несет в себе средства защиты от тенденций размывания суверенности (независимости) и целостности государства [6]. На наш взгляд, более ценную информацию несет тот факт, что право при этом сохраняет наработанные человечеством фундаментальные культурные и духовные универсалии.
Также мы согласны с Цыганаш В.Н., что, в связи с культурой определенного общества, отношения студенческой молодежи и государства приобретают материальный аспект, связанный с ментальностью общества в целом.
Социально-философский аспект проблемы формирования правосознания поднимается в работах ученых русской правовой школы: Г.Ф. Шершеневи-ча, Л.Н. Петражицкого, М. Коркунова. Особое внимание мы уделяем фундаментальным трудам в области теории правосознания И.А. Ильина «О сущности правосознания». Развитие традиций русской правовой школы представлены в работах современных философов Е.Я. Режабека, Т.П. Матяш, Е.Е. Несмеянова, А.И. Ерыгина, связанных с вопросами сознания и самосознания, стиля мышления, формирования личности и ментальности. Проблема правового сознания и правовой компетентности достаточно широко изучена в трудах П.П. Баранова.
С учетом мнения С.Н. Левкович, обозрение литературы по данной тематике приводит нас к выводам о том, что индивидуальное обыденное (эмпирическое) правовое сознание личности студенческой молодежи в большей степени зависит от особенности правового менталитета, алгоритма его действия в общественных отношениях с точки зрения культуры.
Правовая социализация студенческой молодежи предполагает, в первую очередь, интеллектуальное освоение утвердившегося в социальной общности стиля правового мышления. Тем самым студенческая молодежь получает уже готовые правовые знания, представления, принципы, идеи, на основе которых у нее возникает сходный с культурно-типовым алгоритмом правового мышления стереотип реагирования на ту или иную правовую ситуацию.
Несмотря на трудности современного этапа развития нашего общества, осознание ценности правовых знаний становится характерным для значительной части населения, например, для студенческой мо-лодежи.
Надо учесть, что процесс такого осознания идет достаточно неравномерно и зависит от следующих факторов:
— во-первых, правосознание зависит от степени прочности стереотипов социалистического образа жизни, характерной чертой которого являлись ограниченные возможности юридических средств защиты повседневных интересов людей;
— во-вторых, уровень правосознания во многом определяется уровнем образования, т.к. информативным элементом правосознания являются знания. Более высокий уровень образования «освобождает» человека от патерналистского отношения к государству, делая его свободным в своих суждениях, воззрениях и мироощущениях;
— в-третьих, уровень правосознания зависит от доступности правовых знаний, от возможности удов-
летворения потребности в информации, в том числе юридической.
Анализируя позицию Левкович С.Н., можно сделать выводы, что данные факторы являются негативными, сдерживающими процесс осознания необходимости целенаправленно вносить изменения в индивидуальное обыденное (эмпирическое) правосознание студенческой молодежи.
Автор не согласен со сложившимися в трудах многих исследователей мнениями о том, что фактор-стереотипы социалистического образа жизни, отложившие отпечаток в правосознании личности как иждивенчески-пассивного типа, затрудняют процесс преобразования правового сознания личности, студенческой молодежи в том числе к настоящей действительности. Наоборот, автор считает, что большая демократизация общества, «наделение» человека правами и свободами, налагает большую ответственность на государственную власть с точки зрения соблюдения законности прав и свобод человека, а также правопорядка в обществе.
Анализируя жизнедеятельность студенчества советской действительности, можно с уверенностью утверждать, что общий уровень правосознания личности студента, выражаемый как индивидуальный обыденный (эмпирический) вид правосознания, был выше правосознания личности студента настоящего времени. Противоправные деяния в советский период времени были однозначно определяемые и неукоснительно порицаемые обществом.
Человечество в лице общественного мнения четко понимало и осознавало, что «свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Тем самым был реализован главный принцип демократии настоящего времени — «свобода человека» в широком понимании данного термина.
Государство, реализуя общественный коллективный вид правосознания, формировало правовую идеологию того времени, используя правовой механизм, в том числе путем запрета определенных видов информации, что, в свою очередь, не давало возможности «расцвета» иных субкультур, иногда «с отклонениями», в том числе, от физиологических особенностей человеческого индивида. Правовая идеология была сформулирована таким образом, что достоинство граждан общества того времени было выше иных форм пребывания человека на территории советского государства. Образование было бесплатно и общедоступно, студенты имели больше возможности развивать культурные (духовные) направления жизни ввиду меньшей необходимости разрешения социальнобытовых проблем, к примеру, государство самостоятельно разрешало вопрос о наделении граждан, в том числе студентов, бесплатным жильем, ремонта и эксплуатации имущества. Да, неоспорим тот факт, что было и много ограничений в плане выезда за пределы государства либо свободного волеизъявления своих мнений. Однако необходимо учитывать, что государственный строй того времени был иначе сформулирован по сравнению с настоящим временем.
В период становления Российской Федерации как правового государства; хотя в советский период времени также существовала система законодательства и многие правовые акты были сформулированы и введены в действие именно в советский период, равно как и то, что фундаментальная часть правовой системы современной России также «базируется» на правовых основах того времени; было полностью размыто общественное правосознание и сформулирован «курс» на демократизацию.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
Ввиду наличия доказанного факта, что между общественным и индивидуальным правосознанием личности студенческой молодежи существует взаимосвязь, исключение общественного и группового правосознания более чем на десятилетие, без единовременной структурированной замены его на иное; более адаптированное к условиям настоящего времени общественное сознание привело к размытию ценностей индивидуального правосознания студента путем исключения из него, во-первых, подсистемного элемента — правовой идеологии, ввиду изменение строя государства на совершенно полярное в отличии от государственного строя социалистической системы власти, во-вторых, правовая психология, также подсистемный элемент правосознания личности, претерпела видоизменения, т.е. изменилось отношение людей к желаемым правовым явлениям, эмоциональное восприятие правовых явлений, в том числе прекратило существование чувство уверенности в справедливости закона, прочности правопорядка, нетерпимого отношения к правонарушителям; ввиду невозможности усвоения и активной переработки на основе личного опыта системы ценностей общественного и группового правосознания за неимением таковых в общественных отношениях на протяжении достаточно длительного периода времени.
Естественным процессом стало и то, что в так называемый переходный период времени (десятилетие отсутствия правовой идеологии в принципе), подъем культуры и творческого потенциала человечества в лице студенчества, был осуществлен за счет самостоятельного решения студентом проблем политической, экономической и культурной (духовной) направленности жизнедеятельности на базе ценностей, сформированных исходя из ментальности общества, элементов правосознания личности родителей, сложенных годами в советский период. Многие студенты одним из способов самозащиты интуитивно или осознанно выбрали отказ либо пренебрежение определенными ценностями, составляющими общественное сознание, в том числе ввиду сложной жизненной обстановки переходного периода времени при отсутствии правовой идеологии в принципе, тем самым проявив в своем индивидуальном эмпирическом правосознании правовой нигилизм.
Подводя итоги своим неутешительным выводам, автор согласен с мнением Жегусова Ю.И. о том, что в настоящее время существуют негативные социальные факторы формирования правового сознания личности студенчества, которыми являются:
— кризис базовых ценностей и социальных норм российского общества, который характеризуется состоянием аномии криминального типа, конфликтами культур, в том числе в сфере права. В условиях социальной аномии традиционные нормы и ценности теряют свое значение, легализируются ранее порицавшиеся и наказуемые деяния, стирается грань между нравственным поведением и аморальным, правомерным и противоправным и т.п. Сознание широких слоев населения теряет позитивные ориентиры и маргинализируется;
— широкая доступность приемов, методов и технологий информационно-психологической войны. Средства массовой информации стали особо эффективным ее инструментом. Основными целями информационно-психологических спецопераций являются девальвация и разрушение единых моральных и правовых норм, духовных ценностей конкретного общества, пропаганда деструктивных ценностей потребительства и «красивой жизни», «упрощение» культур-
ного и интеллектуального уровня населения, искусственное создание и сохранение состояния «стабильной нестабильности» в обществе, война между конкурентами и т.п.;
— расширение социального пространства криминального общества, распространение криминальной субкультуры не только препятствует правовой социализации студенческой молодежи, но и является источником ее альтернативной — криминальной-социализации;
— падение эффективности деятельности правоохранительных органов, ориентация на развитие собственного бизнеса приводит к их отчуждению от основной массы населения. В современных условиях правоохранительные органы ориентированы только на выявление и наказание представителей «преступной бедности», а «преступность богатства» остается вне сферы их действия. В подобной ситуации не может быть и речи об участии правоохранительных органов в правовой социализации студенческой молодежи;
— разрушение единой системы правового воспитания и просвещения явилось результатом развала государства, утратой единой идеологии, на которой основывалась правовая пропаганда, в результате чего сильно пошатнулось позитивное влияние агентов правовой социализации: семьи, школы, средств массовой информации, правоохранительных органов и т.д.;
— кризис социального института семьи, который выражается в росте роли неблагополучных семей, а также в ослаблении защитных функций семьи от негативных факторов социализации [7].
В.И. Зенин убедительно доказал, что лежащий в основе воспитания личности процесс формирования правосознания должен включать в себя как преодоление правового нигилизма, так и влияние на правовое сознание объективных (всей общественной практики человека) и субъективных (индивидуальнопсихологических особенностей личности) факторов [8].
Так, Н.И. Матузов, определяя нигилизм вообще, подчеркивает, что он выражает отрицательное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям [9]. Говоря о вопросах преодоления правового нигилизма, В. Гойман считает заслуживающим внимания изучение правового нигилизма применительно к различным группам населения, например, студенческой молодежи, их полу, возрасту, вероисповеданию [10]. И.Ф. Рябко описывает схемы преодоления личностью правового нигилизма [11], бесспорно, помогающие при правовом воспитании, широко применяемые в практике.
Подытоживая исследования авторов, а также анализ исторической хроники в разрезе происходящих изменений правосознания личности студенческой молодежи можно свидетельствовать о том, что трудно и медленно начинается процесс структуризации общества-возрождения общественного правосознания с учетом настоящей действительности, восстановления и воспитания индивидуального обыденного (эмпирического) правосознания личности студента, в том числе искоренение массового правового нигилизма, негативных факторов социальной действительности; переход общества из авторитарного в иное состояние, более свободное в плане самореализации. Процесс идет достаточно спонтанно и достаточно далек от своего завершения, однако практически применительные основы его были заложены путем принятия документа государственного значения в апреле 2011 года «Основные принципы форми-
рования правосознания граждан Российской Федерации».
Библиографический список
1. Левкович, С. Н. Социокультурные аспекты трансформации правового сознания в условиях современного российского общества : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 / С. Н. Левкович. — Курск, 2002. — 164 с.
2. Васильев, В. Л. Юридическая психология / В. Л. Васильев. — СПб. : Питер, 2000. — 624 с.
3. Токарь, Н. С. Влияние российского менталитета на правовое сознание граждан в современных условиях : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Н. С. Токарь. — Краснодар, 2006. - 139 с.
4. Теория государства и права : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А В. Клименко, В. В. Румынина. — 5-е изд., стер. — М. : Академия, 2008. — С. 177 — 179.
5. Пуленко, Г. А. Воспитание правового сознания будущих юристов в процессе изучения иностранного языка : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Г. А. Пуленко. — Ростов н/ Д, 2009. — 23 с.
6. Цыганаш, В. Н. Правосознание педагога и содержательные основы его формирования в образовательном процессе
вуза : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / В. Н. Цыганаш. —
Ростов н/Д, 2000. — 208 с.
7. Жегусов, Ю.И. Влияние криминализации общества на правовое сознание учащейся молодежи : по материалам Республики Саха (Якутия) : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / Ю. И. Жегусов. - Улан-Удэ, 2006. - 19 с.
8. Зенин, В. И. Формы, методы и система правового воспитания / В. И. Зенин. — М. : Политиздат, 1990. — 148 с.
9. Матузов, Н. И. Правовой нигилизм и правовой идеализм : курс лекций / Н. И. Матузов. — Саратов, 1995. — 485 с.
10. Гойман, В. Правовой нигилизм : пути преодоления / В. Гойман // Советская юстиция. — 1990. — № 9. — С. 3 — 5.
11. Рябко, И. Ф. Правовое сознание и правовое воспитание / И. Ф. Рябко. — М. : Прогресс, 1995. — С. 81 — 96.
КУЗНЕЦОВА Елена Александровна, соискатель кафедры педагогики.
Адрес для переписки: е-шаП: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.01.2012 г.
© Е. А Кузнецова
Книжная полка
Руцкая Т. В. Здоровые суставы, кости, мышцы / Т. В. Руцкая. - М. : ACT, 2010. - 189 с. - ISBN 978-5-17062399-0.
Из книги вы узнаете о причинах, вызывающих заболевания позвоночника, суставов, мышц и костей, а также об основных симптомах этих недугов. Приведены популярные и действенные рецепты лечения и профилактики болезней опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы. Для широкого круга читателей.
Куринной, И. И. Игры, угодные богам / И. И. Куринной. - М. : ACT Астрель, 2010. - 318 с. - ISBN 978-517-068349-9.
Новая книга И.И. Куринного — «Игры угодные богам», посвящена весьма актуальному сейчас вопросу о происхождении, истории и роли в обществе знаменитых Олимпийских игр. К ним в последние годы приковано всеобщее внимание, а у нас в стране этот интерес подогревается еще и тем, что в 2014 году Олимпийские игры пройдут в России, в Сочи. Вроде бы об Олимпийских играх известно все. Написано множество книг, в том числе и исторических. Однако, как обнаружил И.И. Куринной, в наших знаниях об Играх зияет огромный пробел. Причем не только в области «древней» истории их возникновения, но и что касается XIX — XX веков и нашей современности. Автор привлекает для исследования уникальные архивные материалы, позволяющие понять, что на протяжении многих лет обществу внушалась сильно искаженная версия истории установления и развития Олимпийских игр.
Бишаева, А. А. Физическая культура : учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / А. А. Биг-шаева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Academia, 2010. - 304 с. - ISBN 978-5-7695-7538-9.
В учебнике рассматривается социальная, профессиональная и оздоровительная значимость физического воспитания в подготовке специалиста-профессионала. Освещены вопросы формирования разносторонней физической подготовки, совершенствования на ее базе профессионально важных, ключевых для избранной профессии двигательных, нравственных, социальных, личностных качеств профессионала. Для обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Рипа, М. Д. Кинезотерапия. Культура двигательной активности : учебное пособие для вузов / М. Д. Ри-па, И. В. Кулькова. - М. : КноРус, 2011. - 376 с. - ISBN 978-5-406-00231-5.
Подробно раскрываются задачи, содержание и методики физического воспитания детско-юношеского контингента, имеющего отклонения в состоянии здоровья и физической подготовленности. Особое внимание уделено описанию методики оздоровительно-лечебной физической культуры, обусловленной клиническим диагнозом. Широко представлен большой методико-практический материал, опирающийся на достижения передовой отечественной науки о физической культуре, а также некоторые собственные подходы и взгляды авторов на данную проблему. Для студентов педагогических физкультурных учебных заведений, широкого круга специалистов и всех интересующихся проблемами кинезотерапии.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ