УДК 338.5:665.73
ПОТЕНЦИАЛ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
З. Н. Сафина
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань
CAPACITY OF THE NONPROFIT SECTOR IN THE TOURISM INDUSTRY AS A CONDITION OF FORMATION OF KEY COMPETENCES OF STUDENTS
Z. N. Safina
Volga region State Academy of physical culture, sports and tourism, Kazan
В статье на примере Республики Татарстан рассматривается в развитии туристской индустрии роль некоммерческих организаций, которые активно вовлечены в решение важнейших проблем сфер туризма и гостеприимства наряду с государством, бизнес-структурами. Ознакомление студентов с потенциалом институтов гражданского общества, социальными технологиями и механизмами, принципами взаимодействия с органами власти и местного самоуправления, вовлеченность в социальные практики выступают важнейшими условиями освоения ключевых компетенций будущих профессионалов. Целью исследования является анализ деятельности общественных объединений на региональном уровне: относительно новых общественных структур - Общественной палаты республики, муниципальных и ведомственных общественных советов, профессиональных сообществ, некоммерческих организаций в контексте содействия развитию туристской индустрии. Материалы, изложенные в статье, ставшие результатами изучения социальных практик, инициатив общественных объединений, направленных на вовлеченность граждан в процессы сохранения и развития культурного и исторического наследия народа, духовно-нравственного становления личности, собственного опыта автора в деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций, позволили не только выявить потенциал третьего сектора в развитии туристской индустрии, но и прийти к выводу о необходимости получения студентами полной информации о тенденциях развития гражданского общества, повседневной деятельности общественных организаций, важности участия в добровольческих акциях и волонтерском движении. Обозначенная тематика по рекомендации кафедры сервиса и туризма Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма включена автором в рабочую программу дисциплины «Социально-культурная деятельность организаций сервиса» по направлениям
The article discusses the role of nonprofit organizations in the development of the tourist industry on the example of the Republic of Tatarstan. These organizations are actively involved in solving the most important problems in the field of tourism and hospitality along with the state and business structures. Familiarization of students with the potential of civil society institutions, social technologies and mechanisms, the principles of interaction with government bodies and local self-government, involvement in social practices are the most important conditions for mastering the key competencies of future professionals. The purpose of the study is to analyze the activities of public entities at the regional level: relatively new public structures -the Public Chamber of the Republic, municipal and departmental public councils, professional communities, non-profit organizations in the context of promoting the development of the tourism industry. The materials presented in the article, which resulted in the study of social practices, initiatives of public associations aimed at involving citizens in the processes of preserving and developing the cultural and historical heritage of the people, the spiritual and moral formation of the individual, and the author's own experience in the activities of socially-oriented non-profit organizations, allowed not only to reveal the potential of the third sector in the development of the tourist industry, but also to come to a conclusion about the need for students to receive full information on the tendencies of the development of civil society, the daily activities of public organizations, the importance of participation in voluntary actions and voluntary movement. On the recommendation of the Department of Service and Tourism of the Volga state academy of physical culture, sports and tourism, the topics are included in the work program of the discipline "Social and cultural activities of service organizations" in the areas of bachelor's degree in Service, Tourism, Hospitality, and the master's program "History and methodology of scientific research".
© Сафина З. Н., 2017
бакалавриата «Сервис», «Туризм», «Гостиничное дело», а также магистерской рабочей программы «История и методология научных исследований», что позволило на практике реализовать конструктивный замысел по вовлеченности студентов в обозначенную тему через эффективные образовательные технологии - проектную деятельность, кейс-стади, участие в социально значимых мероприятиях. Автор предпринимает попытку структурировать институты гражданского общества в соответствии с их миссией и задачами в контексте содействия развитию индустрии туризма, обосновывая необходимость изучения особенностей, механизмов и принципов функционирования субъектов гражданского общества, социальных проектов, реализуемых некоммерческими организациями в сфере туризма, участия профессиональных сообществ и общественных объединений в разработке и контроле за реализацией государственных программ и стратегий, осознания значимости конструктивного диалога органов власти и общества, важности объединения ресурсов для устойчивого развития туристской индустрии, что выступает условиями освоения студентами ключевых компетенций, грамотного использования полученного опыта в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: некоммерческий сектор, институты гражданского общества, туристская индустрия, ключевые компетенции.
This made it possible to implement in practice a constructive intention to involve students in the designated topic through effective educational technologies - project activities, case studies, participation in socially significant events. The author attempts to structure the institutions of civil society in accordance with their mission and objectives in the context of promoting the development of the tourism industry, justifying the need to study the specifics, mechanisms and principles of the functioning of civil society actors, social projects implemented by non-profit organizations in the sphere of tourism, participation of professional communities and public associations in the development and monitoring of the implementation of state programs and strategies, awareness of the importance of a constructive dialogue between authorities and society, the importance of pooling resources for the sustainable development of the tourism industry. These are the conditions for the mastering of key competencies by students, as well as the competent use of the acquired experience in professional activities.
Keywords: non-profit sector, institutions of civil society, tourist industry, key competencies.
Последние годы характеризуются нарастающей ролью институтов гражданского общества в решении важнейших вопросов жизнедеятельности граждан, усилением их роли в социально-экономическом и культурном развитии, в том числе развитии сфер туризма и гостеприимства. В реализацию политики в вышеобозначенных вопросах наряду с государством, бизнес-структурами активно вовлечены представители некоммерческого сектора, деятельность которых во многом созвучна задачам государственных программ и стратегий в вопросах сохранения культурного и исторического наследия народа, создания благоприятных условий для устойчивого развития туристской индустрии. Актуальность обращения к теме вызвана необходимостью осознания студентами, обучающимся по направлениям «Туризм», «Сервис», «Гостиничное дело» места и роли некоммерческого сектора на рынке туриндустрии в целях их становления как профессионалов, освоения ключевых компетенций, которые рассматривается нами как интегральная характеристика, приобретаемое
качество личности в сфере отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике. Для педагогической общественности проблема формирования ключевых компетенций обучающихся остается в дискуссионном пространстве реализации компетентностного подхода как современной образовательной стратегии, нацеленной на достижение целей образования, и выступает для нас исследовательской задачей.
Анализ динамично развивающегося некоммерческого сектора Республики Татарстан показывает, что здесь ведут свою деятельность общественные организации и объединения в организационно-правовой форме благотворительных фондов, автономных некоммерческих организаций, некоммерческих партнерств, часть из которых создана благодаря инициативам самих граждан, другие -при поддержке органов государственной власти и местного самоуправления. Действуют организации в форме общественно-государственного, частно-государственного партнерства, работают профессиональные сообщества и ассоциации, активно
развивается волонтерское движение. По мнению экспертного сообщества в республике более 1,5 тысяч общественных объединений отнесены к социально-ориентированным некоммерческим организациям (СО НКО), среди которых немалая их часть содействует доступности культурных благ для различных категорий граждан, реализует услуги в туристской индустрии, работает в сфере сохранения историко-культурного наследия, духовного и творческого развития личности.
Государственное регулирование туристской деятельности в России, приоритетные направления в поддержке развития внутреннего, въездного, социального и других видов туризма довольно подробно описаны в литературе. Известно также, что государство постепенно передает ряд важнейших функций институтам гражданского общества по решению вопросов в социальной сфере, учитывая, что данные структуры способны быстро реагировать на социальные вызовы, используя инновационные механизмы, эффективные формы работы с населением. В дискуссионном поле исследователей в настоящее время остаются вопросы политико-экономической роли институтов гражданского общества и их содействия в развитии общества. Отдавая дань уважения многим коллегам-исследователям, назовем коллективную монографию «Инновационный форсайт как инструмент конкурентоспособного развития предпринимательских структур» [1], статью Луговниной С. М. «Использование потенциала некоммерческих организаций в развитии агропромышленного сектора России в контексте трендов некоммерческого сектора в Республике Марий Эл [9, с. 51-60], в которых рассматриваются отдельные аспекты обозначенной проблемы.
Весьма важным представляется анализ студентами разнообразных форм самоорганизации граждан, которые несут огромные резервы социального, экономического и культурного развития страны, понимания содержательной наполненности социальной реальности, в том числе в контексте развития туризма. Осведомленность в особенностях, принципах функционирования институтов гражданского общества позволит студентам быть компетентными в этих вопросах, эффективно использовать потенциал и ресурсы, работая в государственных структурах, бизнесе или в некоммерческом секторе. Включенность в волонтерскую деятельность, социальные проекты, работу общественных организаций выступает, как показывают исследования, наиболее значимыми условиями для освоения ключевых компетенций.
Изучение обозначенной проблемы позволило нам прийти к пониманию, что потенциал институтов гражданского общества некоммерческих организаций представлен многими составляющими: социальными инновациями, технологиями и механизмами взаимодействия с властными структурами, бизнес сообществом, созданием специфических социальных услуг, формами и методами работы с целевыми аудиториями и другие. Наиболее характерной, на наш взгляд, является способность «неправительственных, некоммерческих организаций формировать связь между глубинными духовными потребностями личности и социальной деятельностью»1. В данном контексте следует отметить роль НКО в реализации миролюбивой гражданской миссии туризма тех инициатив, благодаря которым в сферу туризма более устойчиво вошла тема Великой Отечественной войны, в том числе через активность молодых людей в акции «Бессмертный полк», мероприятиях по реставрации памятников истории и культуры, возрождению музейных экспозиций, новых направлений туристкой деятельности. Для многих некоммерческих организаций индустрия туризма рассматривается прежде всего как деятельность по формированию у граждан осознания необходимости сохранения историко-культурного наследия, высокой мотивации к его презентации гостям республики, вовлечения граждан всех возрастов в общественно полезные мероприятия, направленные на формирование исторической памяти на основе объективного знания истории своего города, республики, страны, культуры и природы родного края. Гражданские инициативы студенчества в год проведения Универсиады, российских и международных спортивных мероприятий (Парауниверсиа-да-2013, Параолимпиада-2014, ФИНА, World skills) стали неотъемлемыми имиджевыми составляющими г. Казани и Республики Татарстан как территории гостеприимства и высокоразвитого туристского сервиса. Участие в волонтерском движении, мероприятиях, проводимых молодежными социально ориентированными организациями, приводит к осознанию важности деятельности данных структур в социокультурном пространстве, содействия развитию важнейших духовно-нравственных, личностно-профессиональных качеств студентов.
Значимым ресурсом для решения актуальных вопросов развития туристской индустрии является
1 Юлия Качалова. Новый взгляд на исследование третьего сектора [Электронный ресурс]; URL: http://www.ipd.ru/ articles/j _view3 sect. shtml
партнерство институтов гражданского общества с органами власти и местного самоуправления в разработке государственных программ и проектов, экспертизе и контроле за их реализацией. В данном направлении целенаправленную работу ведут относительно новые общественные формирования, начавшие деятельность в 2006-2009 гг. -Общественная палата, общественные советы при органах исполнительной власти, общественные советы муниципальных образований. Вынесенная нами для обсуждения тема неоднократно обсуждалась на площадках Общественной палаты Республики Татарстан1, например, с 2011-2014 гг. при палате действовал Координационный совет по вопросам сохранения историко-культурного наследия республики, идею организации которого была выдвинута ВООПИК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры -татарстанское отделение), в связи с возникающими новыми угрозами в сфере сохранения культурного наследия республики и необходимости усиления общественного контроля над сохранностью историко-культурных объектов. Формат работы Координационного совета стал примером дискуссионной площадки представителей органов власти, бизнеса, общественности, горожан, профессионального экспертного сообщества в достижении взаимодействия в названных вопросах. В палате также обсуждались проекты Стратегии сохранения историко-культурного наследия Республики Татарстан, возрождения Старо-Татарской слободы, «Проект зон охраны объектов культурного наследия г. Казань». В центре внимания были вопросы эффективности использования объектов Универсиады и их доступности гражданам, анализ реализации республиканских программ по туризму, гостеприимству, содействие развитию институтов гражданского общества, работающих в сфере сохранения и популяризации историко-культурного наследия. В 2016 году по инициативе палаты прошло обсуждение проекта «Концепции развития музейного дела в Российской Федерации на период до 2030 года».
При Государственном комитете Республики Татарстан по туризму общественный совет начал действовать в 2015 году. Для него основными целями и задачами являются: участие общественных, профессиональных и творческих объединений к разработке основных направлений государственной политики в сфере туризма, рассмотрение
1 Официальный портал Общественной палаты Республики Татарстан [Электронный ресурс]; URL: http://www. oprt.tatarstan.ru
и обсуждение инициатив граждан, социально ориентированных некоммерческих организаций по повышению качества государственных услуг, предоставляемых Госкомитетом, выработка обоснованного общественного мнения по актуальным вопросам развития различных направлений туристской индустрии2. Например, на повестке дня Совета в 2016 г. были вопросы: «Развитие санаторно-курортного дела в Республике Татарстан: взаимодействие туристических агентств и санаториев», «О создании Ассоциации санаториев Республики Татарстан», «О развитии сельского туризма в Республике Татарстан», «О работе туристских волонтеров», что свидетельствует о позитивном влиянии данных общественных структур на развитие отрасли.
Общественные советы муниципальных образований также вовлечены в процесс реализации федеральных, республиканских, муниципальных программ, в том числе социально-экономического развития территорий [7]. Практически для всех общественных советов в центре внимания остаются вопросы сохранения культур народов республики, организации национальных праздников, фольклорных конкурсов как важной составляющей гармонизации межнациональных отношений. Тематика парков и скверов, сохранности водоемов, родников, природоохранных мероприятий с участием горожан, сельчан также проходит одной из приоритетных для данных структур. В контексте нашей темы представляет интерес Форум краеведов, проведенный в 2015 г. Нижнекамским общественным советом совместно с Та-тарстанским отделением Русского географического общества, где обсуждались проблемы развития краеведения как комплексного социально-гуманитарного, экономического и экологического знания; формы и методы краеведческой деятельности с участием детей и молодежи; роль краеведения в инновационном развитии территорий.
В деятельности ведомственных и муниципальных общественных советов появилась делегированная органами власти чрезвычайно важная функция - это общественный контроль за качеством реализации услуг в социальной сфере, в том числе в сфере туризма и гостеприимства, как свидетельство партнерских отношений государства и «третьего сектора» и подтверждения экспертного
2 Государственный комитет Республики Татарстан по туризму. Официальный портал Государственного Комитета Республики Татарстан по туризму [Электронный ресурс]; URL: http://tourism.tatarstan.ru/rus/obshchestvenniy-sovet-pri-gosudarstvennom. htm
статуса в лице институтов гражданского общества. И хотя на практике эти функции действуют пока не в полной мере освоение механизмов дан -ной процедуры представляется важным и становится необходимым для формирования ключевых компетенций будущих профессионалов.
Особое место в гражданском секторе занимают профессиональные организации со своей миссией и кругом специфических задач в туристской индустрии. Глубокий анализ проблемы профессиональной самоорганизации представлен, на наш взгляд, в исследованиях Высшей школы экономики, в серии «Мониторинг гражданского общества» [3], где авторы, определяя социальный статус профессиональных сообществ, называют властные, экономические, культурные ресурсы, которые открывают возможности данным объединениям формировать собственную позицию для ее презентации через своих лидеров во внешней среде, владеть монополией на право оказания той или иной услуги за счет государственных лицензий, принимать решение о допуске в профессиональную группу, создавать этические кодексы профессиональной группы и, что существенно, вырабатывать и распространять экспертное знание. Известно, что сильные западные профессиональные ассоциации определяют содержание вступительных экзаменов и контролируют качество и количество новых профессионалов, который войдут в рынок труда, в зависимости от внешних обстоятельств. Потенциал профессиональных сообществ позволяет им выступать в роли «активных гражданских акторов во взаимодействии с государством, рыночными и нерыночными структурами», участвовать в реализации социальных практик, выдвигая актуальные вопросы профессиональной деятельности.
Анализ деятельности отдельных профессиональных сообществ, работающих в сфере туризма, гостеприимства в Республике Татарстан, показал, что к ним в целом можно отнести описанные выше характеристики. Для Ассоциаций туристских агентств (АТАРТ), рестораторов и отельеров Республики Татарстан и города Казани, Гильдии экскурсоводов, недавно созданной Ассоциации хостелов и других ключевым является мотивированное конструктивное взаимодействие партнеров практически по всем аспектам профессиональной деятельности, выстраивание диалога с органами власти, и, что весьма существенно, коммуникации с образовательными профильными учреждениями в вопросах участия в образовательном процессе, организации практики студентов, содейст-
вия их трудоустройству. Международные, региональные конференции, круглые столы, мастер-классы, специализированные журналы, социальные сети, участие в законотворческой деятельности, разработке стратегически важных программ -все это позволяет отнести профессиональные сообщества к активным институтам гражданского общества, непосредственно участвующим и влияющим на положение в профессиональной среде и, соответственно, ее развитии. Участие студентов в мероприятиях профессиональных сообществ позволяет осваивать стандарты профессиональной деятельности, технологии решения дискуссионных проблем, устойчивости развития бизнеса.
При рассмотрении социальных практик общественных организаций и объединений отметим весьма существенное: эффективная деятельность может выстраиваться только на принципах социального партнерства в тесном взаимодействии с органами власти, бизнес-сообществом, гражданами, СМИ. Уникальной моделью в данном контексте является деятельность некоммерческой организации «Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан», созданной в 2010 году в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан. Основными задачами Фонда являются: «содействие в сохранении, воссоздании, реставрации Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника, архитектурно-художественном возрождении Государственного историко-архитектурного и художественного музея «Остров-град Свияжск», и иных культурных ценностей, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры; популяризация объектов культурного наследия; содействие созданию научного, культурного, интеллектуального потенциала Республики Татарстан»1. Фондом реализуется многогранная деятельность, которая содействует формированию имиджа Татарстана как территории развития гуманистических принципов, цивилиза-ционной памяти, налаживания диалога культур, популяризации идей мира.
Значимый потенциал в сохранении и развитии культур многонационального народа республики, укреплении межнационального и межконфессионального мира заложен и реализуется региональной общественной организацией «Ассамблея
1 Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан [Электронный ресурс]; URL: http://yanarysh.tatarstan.ru
представителей народов, проживающих на территории Республики Татарстан», его молодежного крыла, национально-культурных автономий1. Фольклорные экспедиции содействуют сохранению народного творчества и передаче его поколениям, выставки этнических костюмов с проведением мастер-классов по его возрождению становятся неотъемлемым элементом познавательного туризма, экспозиции декоративно-прикладного искусства народов республики, художественные выставки включены в экскурсионные маршруты для туристов, делегаций из разных регионов России и стран мира. Освоение студентами форм и методов работы в контексте развития диалога культур, социального взаимодействия с различными целевыми аудиториями с учетом этнических, конфессиональных, культурных различий является одной из важнейших составляющих ключевых компетенций профессионалов.
Инновационный потенциал общественных организаций, гражданских инициатив создает предпосылки для развития новых идей. Татарстанцам хорошо известны личные усилия И. Янышева по объединению любителей велосипедного спорта в сообщества, открытию первого в республике музея велосипеда, созданию инфраструктуры по продвижению велосипедной культуры, привлечению туристов. Данная тема стала предметом разработки студентами Академии плана мероприятий по развитию велоэкскурсии для детей школьного старшего возраста. Некоммерческая организация «Татарский этнографический музей под открытым небом» с 2009 году развивает идею создания «Интерактивного татарского этнографического музея под открытым небом». Автономная некоммерческая организация «Егоза», известная своей деятельностью в сфере дошкольного образования, в рамках социально-образовательного проекта «Формирование гражданской идентичности юных россиян», реализует туристско-рекреационные программы по направлению «Семейный туризм». Знакомство с опытом работы НКО позволяет студентам разрабатывать новый туристский продукт, как, например, в данном контексте предложения по проведению экскурсий для детей дошкольного возраста.
Особую роль в гражданском обществе занимает добровольчество и волонтерское движение, которое представлено в различных направлениях: охрана природы и памятников, социальное, медицинское, спортивное, инклюзивное, культурное
и другие [6]. Активно развивающаяся сфера туризма актуализировала организацию Ассамблеи туристских волонтеров в Республике Татарстан в 2009 году, миссией которой является «Создание имиджа России как развитого туристского центра путем организации работы компетентных, высококвалифицированных, хорошо обученных и гостеприимных волонтеров в сфере туризма»2. В социокультурную деятельность волонтеров вовлечены музеи, библиотеки, парки и культурные центры, когда индивидуальный опыт каждого участника соотносится с общими тенденциями развития социальной и гражданской активности, гуманистического мировоззрения, подтверждая мнение ученых о важности волонтерского движения как потенциала прямого участия студенчества во всех значимых сферах жизнедеятельности, «взращивания» профессионалов.
Проведенный нами анализ проблемы подтвердил выводы исследователей о том, что гражданское общество необратимо развивается вместе со своими формализованными и неформализованными институтами: некоммерческими организациями, профессиональными сообществами, самоорганизующимися объединениями, ведомственными и муниципальными общественными советами, потенциал которых в развитии сферы туризма и гостеприимства значим и востребован. Владение студентами актуальной информацией о достижениях данных структур в развитии отрасли, освоение технологий конструктивного взаимодействия НКО с органами власти и местного самоуправления, механизмов системной поддержки деятель -ности институтов гражданского общества через грантовые программы и субсидии, через вовлеченность граждан в обсуждение государственных программ и проектов, включенность самих студентов в волонтерское движение содействует прежде всего формированию целостного представления об индустрии туризма как системе, где некоммерческий сектор занимает свое особое место. Введение в рабочую программу обозначенной темы, применение всего комплекса методического обеспечения ее реализации, технологий социального проектирования, серии кейсов, функционально-ролевых версий позволяет достигнуть социально-образовательных результатов, содействующих развитию ключевых компетенций студентов.
1 Официальный сайт Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана [Электронный ресурс]; URL: http://addnt.ru
2 Ассамблея туристских волонтеров в Республике Татарстан. URL: https://xn--90acesaqsbbbreoa5e3dp.xn--p1ai/org/780
Литература
1. Дудин М. Н., Лясников Н. В., Егорушкин П. А., Сафин Ф. М. Инновационный форсайт как инструмент конкурентоспособного развития предпринимательских структур: монография. М.: Издательский Дом «Наука», 2013. 128 с.
2. Краснопольская И. И., Шашнов С. А. Прогнозирование развития гражданского общества в России: методологические возможности и ограничения // Гражданское общество в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 40-45; URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=27378539
3. Мерсиянова И. В., Чешкова А. Ф., Краснопольская И. И. Самоорганизация и проблемы формирования профессиональных сообществ в России // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ. 2011. 188 с.; URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/77615766
4. Лаврентьев С. Ю. Комелина В. А., Крылов Д. А. Организационно -педагогические условия формирования конкурентоспособности выпускника ВУЗа // Вестник Марийского государственного университета. 2016. Т. 10. № 3 (23). С. 15-20; URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26997522
5. Профессиональные группы: сообщества, деятельность и карьера: коллективная монография / отв. ред. В. А. Мансуров. 2014. М.: ИС РАН. 404 с.; URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23322280
6. Ресурсы российского добровольческого движения. Аналитический доклад по результатам исследований Фонда Общественное мнение. 2012-2013 гг. М., 2013; URL: http://corp.fom.ru/uploads/files\
7. Сафина З. Н., Гибадуллина Г. Х. К истории становления общественных советов муниципальных образований Республики Татарстан как институтов гражданского общества // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1. С. 128-133; URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23478592
8. Сигалов К. Е. Гражданское общество и глобальные вызовы современности // Гражданское общество в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 3-7; URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27378539
9. Технологии построения взаимодействий социально-ориентированных некоммерческих организаций со стейкхолде-рами: коллективная монография / под ред. В. Ю. Кульковой. Казань: Печать-Сервис XXI век. 2015. 96 с.; URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28761507_14417550
10. Царегородцев С. Н. Интеграция гуманитарных дисциплин как условие формирования социальной компетентности // Вестник Марийского государственного университета. 2014. № 1 (13). С. 192-195; URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21680894
References
1. Dudin M. N., Lyasnikov N. V., Egorushkin P. A., Safin F. M. Innovatsionnyi forsait kak instrument konkurentosposobnogo razvitiya predprinimatel'skikh struktur [Innovative foresight as a tool for competitive development of entrepreneurial structures]. Moskow: Izdatel'skii Dom «Nauka», 2013, 128 p. (In Russ)
2. Krasnopol'skaya I. I., Shashnov S. A. Prognozirovanie razvitiya grazhdanskogo obshchestva v Rossii: metodologicheskie vozmozhnosti i ogranicheniya [Forecasting the development of civil society in Russia: methodological opportunities and limitations]. Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii i za rubezhom = Civil society in Russia and abroad, 2017, no. 1, pp. 40-45. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=27378539 (In Russ)
3. Mersiyanova I. V., Cheshkova A. F., Krasnopol'skaya I. I. Samoorganizatsiya i problemy formirovaniya professional'nykh soobshchestv v Rossii [Self-organization and problems of formation of professional communities in Russia]. Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki» = National Research University "Higher School of Economics", Moskow: NIU VShE, 2011, 188 p. Available from: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/77615766 (In Russ.)
4. Lavrent'ev S. Yu. Komelina V. A., Krylov D. A. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya konkuren-tosposobnosti vypusknika VUZa [Organizational-pedagogical conditions of formation of competitiveness of graduates]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2016, vol. 10, no. 3 (23), pp. 15-20. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=26997522 (In Russ)
5. Professional'nye gruppy: soobshchestva, deyatel'nost' i kar'era: kollektivnaya monografiya [Professional groups: communities, activities and career]. Ed. by V. A. Mansurov, 2014, Moskow: IS RAN, 404 p. Available from: https://elibrary.ru/ item. asp?id=23322280 (In Russ)
6. Resursy rossiiskogo dobrovol'cheskogo dvizheniya. Analiticheskii doklad po rezul'tatam issledovanii Fonda Obshchestvennoe mnenie [Resources of the Russian volunteer movement. Analytical report on research results of the Public opinion foundation]. 2012-2013 gg., Moskow, 2013. Available from: http://corp.fom.ru/uploads/files\ (In Russ)
7. Safina Z. N., Gibadullina G. Kh. K istorii stanovleniya obshchestvennykh sovetov munitsipal'nykh obrazovanii Respubliki Tatarstan kak institutov grazhdanskogo obshchestva [History of formation of public councils of municipal formations of the Republic of Tatarstan as of civil society institutions]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv = Bulletin of Kazan State University of culture and arts, 2015, no. 1, pp. 128-133. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=23478592 (In Russ)
8. Sigalov K. E. Grazhdanskoe obshchestvo i global'nye vyzovy sovremennosti [Civil society and global challenges]. Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii i za rubezhom = Civil society in Russia and abroad, 2017, no. 1, pp. 3-7. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=27378539 (In Russ)
9. Tekhnologii postroeniya vzaimodeistvii sotsial'no-orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii so steikkholderami: kollektivnaya monografiya [Technologies of construction of interaction of socially oriented non-profit organizations with stakeholders]. Ed. by V Yu. Kulko-voi, Kazan': Pechat'-Servis XXI vek, 2015, 96 p. Available from: https://elibrary.ru/download/elibrary_28761507_14417550 (In Russ)
10. Tsaregorodtsev S. N. Integratsiya gumanitarnykh distsiplin kak uslovie formirovaniya sotsial'noi kompetentnosti [Integration of the humanities as a condition of formation of social competence]. VestnikMariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2014, no. 1 (13), pp. 192-195. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=21680894 (In Russ)
Статья поступила в редакцию 12.05.2017 г.
Submitted 12.05.2017.
Для цитирования: Сафина З. Н. Потенциал некоммерческого сектора в туристской индустрии как условие формирования ключевых компетенций студентов // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2017. Т. 3. № 4 (12). С. 70-77.
Citation for an article: Safina Z. N. Capacity of the nonprofit sector in the tourism industry as a condition of formation of key competences of students. Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics". 2017, vol. 3, no. 4 (12), pp. 70-77.
Сафина Зульфия Нурмухаметовна, доктор педагогических наук, профессор, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань, Республика Татарстан, [email protected]
Zulfiya N. Safina, Ph. D. (Pedagogy), professor, Volga region State Academy of physical culture, sports and tourism, Kazan, Republic of Tatarstan, zifti@yandex. ru