УДК 338.48.64(470.345) http://regionsar.ru
ISSN 2587-8549 (Print)
DOI: 10.15507/2413-1407.104.026.201803.438-459 ISSN 2413-1407 (Online)
Исследование перспектив формирования и развития финно-угорского туристского кластера в Республике Мордовия
С. Э. Майкова Д. В. Окунев*
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, Россия), * okunev_d@mail.ru
Введение. Актуальность статьи обусловлена необходимостью развития индустрии туризма как одной из наиболее привлекательных инвестиционных составляющих развития региона в стратегической перспективе. Цель статьи - обоснование перспектив развития финно-угорского туристского кластера на территории Республики Мордовия как интегрирующего элемента комплексного использования имеющихся ресурсов, задействованных в процессе оказания туристских и рекреационных услуг и способствующих повышению конкурентоспособности региона. Материалы и методы. В исследовании использовались факторный анализ, методоы SNW-анализа и интегральной оценки степени влияния факторов на индустрию туризма. С помощью методов меппинга была построена карта перспективного развития туристских кластеров Республики Мордовия. Результаты исследования. На основе проведенного анализа тенденций и динамики развития рынка туристических услуг Республики Мордовия, степени и характера влияния внешних и внутренних факторов на формирование индустрии туризма дана оценка степени влияния внешних и внутренних факторов развития индустрии туризма в регионе. Проведено ранжирование инвестиционного риска и потенциала индустрии туризма и построена карта перспективного развития туристских кластеров региона, обусловленная имеющимися природными ресурсами, географическим положением, культурным потенциалом и традициями
© Майкова С. Э., Окунев Д. В., 2018
1(с?1 ® 1 's an OPen Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0), which permits unrestricted reuse, distribution, and reproduction in any medium provided the original work is properly cited.
местного населения. Доказано, что ключевым элементом развития индустрии туризма в регионе является этнокультурный компонент.
Обсуждение и заключения. Кластерный подход в развитии индустрии туризма является наиболее перспективным, так как способствует эффективному интегрированию всех элементов сферы туристских услуг, функционированию туристской инфраструктуры, росту инвестиционной привлекательности данной сферы деятельности и повышению конкурентоспособности региона в целом. Статья предназначена для руководителей и специалистов организаций и предприятий индустрии гостеприимства и туризма. Перспективы дальнейшего исследования заключаются в разработке модельных решений в отдельных сферах деятельности предприятий и организаций индустрии гостеприимства и туризма.
Ключевые слова: туризм, этнотуризм, туристский кластер, туристский продукт, туристская инфраструктура
Examination of the Prospects for Formation and Development of the Finno-Ugric Tourist Cluster in the Republic of Mordovia
S. E. Maykova, D. V. Okunev"
National Research Mordovia State University (Saransk, Russia), *okunev_d@mail.ru
Introduction. The article is of relevance due to the need to develop the tourism industry as one of the most attractive investment components of regional development from a strategic perspective. The purpose of the article is to substantiate the prospects for development of the Finno-Ugric tourist cluster in the territory of the Republic of Mordovia it being an integrating element of the comprehensive use of available resources involved in the process of providing tourist and recreational services and contributing to the competitiveness of the region. Materials and Methods. The study employed the factor analysis as well as the methods of SNW analysis and integral assessment of the degree of influence of the factors on the tourism industry. Using the methods of mapping, a map of the long-term development of tourist clusters of the Republic of Mordovia was constructed. Results. The influence of external and internal factors in the development of the tourism industry in the region was assessed on the basis of the analysis of the trends and dynamics of the development of the tourist services market in the Republic of Mordovia as well as of the degree and nature of the impact of external and internal factors on the formation of the tourism industry. The investment risk and potential of the tourism industry were ranked and a map of the long-term development of tourist clusters of the region was drawn conditioned by available natural resources, geographical location, cultural potential and traditions of the local population. It was proved that the ethno-cultural component was the key element of development of the tourism industry in the region.
Discussion and Conclusions. The cluster approach in the development of the tourism industry is the most promising one as it promotes the effective integration of all elements of the tourist services sector as well as the functioning of the tourist infrastructure, the growth of the investment attractiveness of this area of activity and the competitiveness of the region as a whole. The article is intended for managers and specialists of organizations and enterprises of the hospitality and tourism industry.
Further studies may focus on the development of model solutions in certain areas of activities of enterprises and organizations of the hospitality and tourism industry.
Keywords: tourism, ethno-tourism, tourist cluster, tourist product, tourist infrastructure
Введение. Индустрия туризма - одна из наиболее активно развивающихся и высокодоходных сфер экономики. Она оказывает мультипликативное влияние на деятельность отдельных сфер и различных секторов экономики, обеспечивает интегрированное использование природного, экономического, социального и этнокультурного потенциала территории. Развитие индустрии туризма воздействует на отрасли, участвующие в формировании комплексного туристского продукта: гостиничный бизнес, транспорт, строительство, общественное питание, рекламу, связь, страхование, сельское хозяйство, производство и реализацию сувенирной продукции и других товаров народного потребления.
Россия является уникальным туристическим регионом мира из-за своего евразийского местоположения, которое предопределило многообразие проживающих на ее территории народов. Единственная возможность сохранения культурных традиций, обычаев коренных малочисленных народов России - это развитие туризма.
Необходимость участия финно-угорских народов в развитии туризма закономерна: финно-угорские республики, округа и ареалы проживания этноса занимают 8 % территории России с численностью населения, проживающего в них, около 9 млн чел., или 6,3 % от всей численности населения страны [1, с. 128-129; 2, с. 89-90]. Многие малочисленные уральские народы России, относящиеся к финно-угорской группе - игана-саны, чувашцы, водь, вепсы, ижорцы, находятся на грани исчезновения.
В современных условиях ускоренное развитие сферы туристских услуг в финно-угорских регионах служит основой привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, развития инфраструктуры, а также повышения эффективности экономики в целом. Решению такой задачи будет способствовать формирование туристских кластеров, которые позволят продуктивно использовать имеющиеся ресурсы предприятий и организаций, участвующих в процессе производства туристских и рекреационных услуг, повышать их качество и конкурентоспособность1. Все это актуализирует необходимость исследования факторов, влияющих на формирование туристского кластера, их анализ и комплексную оценку по степени и характеру влияния, разработки карты перспек-
1 Майкова С. Э., Гвоздецкая И. В., Сармаева Т. А. Имидж города в системе территориального маркетинга // Маркетинг. 2011. № 4. С. 56. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=28658056 (дата обращения: 20.04.2018).
тивного развития туристских кластеров этого региона с ранжированием перспектив развития отдельных видов туризма в финно-угорском туристском кластере.
Целью данной статьи является исследование перспектив создания и развития финно-угорского туристского кластера в России на территории Республики Мордовия, позволяющего более эффективно использовать все ресурсы предприятий и организаций, которые участвуют в процессе производства туристских и рекреационных услуг, повышать их качество и, следовательно, конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках услуг.
Обзор литературы. Теоретические и методические подходы к формированию туристского кластера представлены в работах российских авторов: А. Ю. Александровой2 [3], С. Ю. Гришина [4], И. Н. Денисовой3, Т. И. Дутовой [5], Г. А. Карповой, Е. О. Валеевой [6], Е. Г. Карповой [7], О. Н. Кострюковой [8], Н. А. Ларионовой [9], М. А. Морозовой [10; 11], С. К. Онищенко4, А. Р. Попова [12], И. Г. Шепелева, А. Ю. Марковой [13].
Зарубежными учеными проводилось значительное количество научных исследований, многие из которых основывались на формировании представления о причинах создания и развития кластерных структур. К наиболее значимым можно отнести следующие теории кластерного социально-экономического развития территорий: теория локализации У. Изарда5 (в рамках экономической и общественной географии); теория «связей с поставщиками и заказчиками» А. О. Хиршмана [14]; теория экономического роста за счет реализации экспортного потенциала тер-ритории6; кластерная модель регионального развития М. Портера7. В индустрии туризма вопросам формирования и развития кластеров, применения инновационных подходов при формировании туристских продуктов посвящены статьи A-M. Хьялагер [15], M. Новелли, Б. Шмиц,
2 Александрова А. Ю. Современные российские модели кластерообразования в туризме // Туризм в глубине России. Сб. тр. IV Всеросс. науч. семинара. Пермь, 2016. С. 11-15. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=27226210 (дата обращения: 29.03.2018).
3 Денисова И. Н. Ключевые методологические и научно-практические проблемы кластерообразования в глобализирующемся мире : моногр. М. : Спутник +, 2009. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=19912053 (дата обращения: 30.03.2018).
4 Онищенко С. К. Кластерная модель интеграционной трансформации предприятий курортно-рекреационной сферы // Культура народов Причерноморья. 2012. № 236. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/onischenko.htm (дата обращения: 30.03.2018).
5 Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах : пер. с англ. В. М. Гохмана. М. : Прогресс, 1966. 659 с. URL: https://dlib.rsl.ru/01006204400 (дата обращения: 30.03.2018).
6 Innis H. A. The Newspaper in Economic Development // The Journal of Economic History. 1942. Vol. 2. C. 1-33. DOI: https://doi.org/10.1017/S0022050700083418.
7 Портер М. Конкуренция : пер. с англ. М. : Вильямс, 2005. 608 с. URL: http://www. ec-study.com/ru/view/b401622-porter-konkurentsiya (дата обращения: 30.03.2018).
Т. Спенсер [16], М. Девеса, М. Лагуна, А. Паласиоса [17], Дж. Аримонда, А. Эльфесси [18], А. Бенура, Б. Брамуэлла [19].
Значительное внимание к проблеме исследования туристско-рекре-ационного потенциала и вопросам организации туризма в Республике Мордовия уделено в работах Н. А. Емельяновой, М. А. Жулиной, А. С. Карасева, В. М. Кициса8.
В целом большинство исследователей делают вывод о возможности повышения конкурентоспособности отдельных предприятий индустрии туризма за счет объединения их усилий в рамках единого территориального кластера и получения синергетического эффекта от формирования и продвижения единого регионального туристского продукта.
Проведенный литературный обзор свидетельствует о достаточно глубокой степени изучения исследуемой проблематики. В тоже время использование существующих теорий в практическом исследовании затруднено их фрагментарностью, недостаточным учетом факторов развития рынка туризма и гостеприимства. Однако проблематика развития индустрии туризма в этнокультурной среде (в том числе и финно-угорского мира), формирования туристического, рекреационного и гостиничного кластера финно-угорских регионов часто остается за границами научных исследований, посвященных проблемам как формирования и управления туристскими кластерами, так и развития индустрии туризма в целом. Кроме того, выделенная проблема требует дополнительного исследования, связанного с идентификацией и анализом внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие индустрии туризма на территориях проживания финно-угорских народов.
Учитывая фрагментарность теоретического и методического базиса исследования в изучаемой области необходимо:
- произвести анализ факторов, которые влияют на формирование туристского кластера, используя инструменты комплексного факторного анализа;
- разработать методику количественной оценки степени влияния факторов на индустрию туризма;
- провести исследование с помощью методов SNW-анализа и интегральной оценки степени влияния факторов на индустрию туризма;
- определить возможности и перспективы развития различных видов и направлений туризма в финно-угорском туристском кластере на примере Республики Мордовия;
8 Территориальная организация туризма в Республике Мордовия : моногр. / Н. А. Емельянова [и др.] ; под общ. ред. М. А. Жулиной. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2017. 272 с.; Туристско-рекреационный потенциал Республики Мордовия : учеб. / Н. А. Емельянова [и др.] ; под общ. ред. М. А. Жулиной. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2017. 188 с.
- выполнить ранжирование перспектив развития отдельных видов туризма в финно-угорском туристском кластере, обусловленных имеющимися природными ресурсами, географическим положением, экологическим благополучием, хорошо сохранившейся природой и традиционной культурой местного населения на примере Республики Мордовия.
Материалы и методы. В качестве материалов были использованы научные разработки и результаты исследований по рассматриваемой предметной области отечественных и зарубежных ученых и практиков, официальные данные общедоступных (открытых) источников, статистическая информация, нормативно-правовые документы, регулирующие данную сферу деятельности.
Исследование проводилось на основе методологии системного подхода и сравнительного анализа, а также на принципах системности, комплексности и эффективности.
В работе применялись методы факторного анализа для идентификации факторов, оказывающих влияние на формирование туристского кластера. На основе методики количественной оценки влияния факторов на индустрию туризма дана интегральная оценка степени положительного влияния внешних факторов на индустрию туризма Республики Мордовия. С помощью методики ранжирования определены ранги составляющих инвестиционного риска и инвестиционного потенциала Республики Мордовия.
Использование методов меппинга позволило построить карту перспектив развития отдельных видов туризма в финно-угорском туристском кластере в Республике Мордовия и обосновать формирование финно-угорского туристского кластера.
Результаты исследования. В рамках концепции устойчивого развития территории туристко-рекреационная деятельность способствует не только урегулированию противоречий между социально-экономическими и экологическими интересами общества9, но и сохранению культурно-исторического наследия, укреплению физического и нравственного здоровья нации, а также позволяет формировать благоприятный имидж территории и ее инвестиционную привлекательность.
На динамику развития индустрии туризма свое влияние оказывают общие внешние факторы, которые носят универсальный характер10. Вы-
9 Солдатова E. В., Пустынина Д. Д. Концепция устойчивого развития индустрии гостеприимства ll Материалы XX научно-практической конференции молодых ученых, аснирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева : в 3 ч. 2016. С. 261.
10 Okunev D., Maikova S., Soldatova E. The methods of studying the territorial identity factors ll 12th International Multidisciplinary Scientific GeoConference and EXPO - Modern Management of Mine Producing, Geology and Environmental Protection, SGEM 2012. 2012. Р. 1160. URL: https:IIclck.ruIDicrx (дата обращения: 30.03.2018).
делить среди них ключевые можно с помощью комплексного анализа основных параметров социально-экономического развития региона.
Оценка степени положительного влияния внешних факторов проведена с использованием SNW-анализа [20, c. 99]. Дана балльная оценка степени положительного влияния каждого фактора, при этом за единицу принято сильное положительное влияние, нейтральная позиция -0 баллов и слабое положительное влияние фактора - 0,5 балла. В контексте данного анализа весовые значения всех факторов влияния были признаны одинаковыми. Таким образом, интегральная оценка степени влияния варьируется в диапазоне от 1 до 0.
Для расчетов воспользуемся формулой
где D.f - интегральный показатель степени положительного влияния внешних факторов, F - внешний фактор влияния, i - количество факторов влияния, Sk - значение сильного положительного влияния (Sk = 1), N - значение нейтрального влияния (N = 0), Wm - значение слабого положительного влияния (Wm = 0,5).
Использование данной методики количественной оценки влияния факторов на индустрию туризма применительно к Республике Мордовия позволило получить интегральную оценку D = 0,458. Очевидно, что при максимальном значении, равном 1, имеется значительный потенциал развития отрасли за счет положительного влияния внешних факторов. Результаты оценки внешних факторов представлены в таблице 1.
Проведенный анализ свидетельствует о наличии значительного потенциала развития внутреннего туризма, его конкурентных преимуществах [21, c. 706]. Однако в настоящее время существует комплекс проблем, которые сдерживают динамичное развитие отрасли туризма в республике. С нашей точки зрения, можно выделить внутренние факторы положительного и отрицательного влияния на развитие индустрии туризма Республики Мордовия. К факторам положительного влияния можно отнести следующие:
- сильная инфраструктурная поддержка сферы туризма;
- постоянное развитие туристско-информационного портала Мордовии, который представляет основные туристские ресурсы региона (http://turizmrm.ru);
- информационная доступность (базовая информация о сфере туризма в республике публикуется в социальных сетях, печатных изданиях и электронных журналах (например, в «Отдыхе в России»), размещается на портале «ВРегионах.ру» и на национальном туристическом портале Russia Travel);
Т а б л и ц а 1. Оценка внешних факторов развития индустрии туризма в Республике Мордовия на основе SNW-анализа
T a b l e 1. Assessment of external factors in the development of the tourism industry in the Republic of Mordovia, based on the SNW analysis
Оценка факторов влияния на развитие индустрии туризма / Assessment of the factors influencing the development of the tourism industry
Фактор / Factor S - сильная позиция / S - strong position N - нейтральная позиция/ N - neutral position W - слабая позиция / W - weak position
Экономическое развитие / Economic development - 0 -
Политическая стабильность/ Political stability 1 - -
Социально-демографическое развитие / Socio-demographic development 0,5
Научно-техническое разви тие / Scientific and technical development 0
Инвестиционный потен циал / Investment potential - - 0,5
Деловая активность / Business activity - - 0,5
Транспортная инфраструкту ра / Transport infrastructure 1 - -
Уровень конкуренции в индустрии туризма / Level of competition in the tourism industry 0
Экология / Ecology 1 - -
Уровень безопасности туризма / Level of tourism safety - 0 -
Развитие торговли и сферы услуг / Development of trade and services 0,5
Состояние и степень доступности туристских объектов / State and degree of accessibility of tourist facilities 0,5
ECONOMICS AND MANAGEMENT OF NATIONAL ECONOMY 445
- наличие культурного потенциала (республика является центром финно-угорского мира с большим количеством культурных достопримечательностей и ценностей);
- развитие отношений и сотрудничества с крупнейшими туроператорами;
- постоянное совершенствование туристических маршрутов по достопримечательностям и культурным центрам республики11;
- активное развитие событийного туризма (в том числе связанного с проведением крупных спортивных мероприятий);
- реализация Государственной программы Республики Мордовия «Развитие культуры и туризма» на 2014-2020 гг.
В тоже время существует немало факторов, оказывающих отрицательное влияние на сферу туризма в регионе. Прежде всего, это несовершенство нормативной и правовой базы на уровне региона в сфере туризма, недостаточное количество частных инвестиционных проектов, неразвитость системы учета туристических потоков, недостаточное количество турпродуктов, соответствующих международным стандартам, и низкая заинтересованность туроператоров по продвижению регионального турпродукта на российском и мировом туристских рынках [22, с. 165]. Также необходимо отметить, что имеет место несовершенство информационной политики и брендирования региональных турпродук-тов12, сфера туризма представлена относительно небольшим числом туристических фирм и организаций, не способных создать массовое предложение продуктов туриндустрии, в том числе изготовление и продвижение аутентичной сувенирной продукции.
По инвестиционному потенциалу Республика Мордовия в 2016 г. заняла 67 позицию в Российской Федерации. Изменения составляющих ранга инвестиционного риска представлены в таблице 2.
По туристическому потенциалу Республика Мордовия находится на 61 месте в России. Анализ инвестиционного потенциала республики показывает незначительное изменение (в среднем 3 балла). Анализ инвестиционной привлекательности Мордовии выявил объективные возможности развития индустрии туризма в республике (инфраструктурные, географические, экологические, природные, культурные, инновационные), а также факторы, оказывающие сдерживающее влияние на развитие данной сферы (институциональный, финансовый). В национальном туристическом рейтинге в 2017 г. Республика Мордовия заняла 70 место (табл. 3).
11 Национальный туристический портал. URL: https://russia.travel/mordovija/ (дата обращения: 29.03.2018).
12 Солдатова Е. В., Майкова С. Э., Окунев Д. В. Исследование имиджа г. о. Саранск на основе факторного анализа // Российская экономика в условиях новых вызовов современной эпохи : материалы Всеросс. науч.-практ. конф., посвященной 95-летию со дня рождения М. А. Валюгина - первого декана экономического факультета Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. 2017. С. 148.
Т а б л и ц а 2. Ранги составляющих инвестиционного риска и инвестиционного потенциала Республики Мордовия в 2010-2017 гг.13
T a b l e 2. Ranks of the components of the investment risk and investment potential of the Republic of Mordovia in 2010-2017
Ранги составляющих инвести-
Год / Year
ционного риска / Ranks of the components of the investment risk 20102011 (за 2 года) / (for 2 years) 2012 2013 2014 2015 2016 2017
1 2 3 4 5 6 7 8
Социальный / Social 51 58 66 65 61 58 56
Экономический / Economic 31 32 42 30 37 45 38
Экологический / Ecological 4 4 4 4 7 7 7
Управленческий / Managerial 39 50 18 28 27 17 43
Финансовый / Financial 74 74 68 55 47 59 58
Криминальный / 62 55 50 66 79 71 67
Criminal
Средневзвешенный индекс риска (Россия = 1) / Weighted average risk index (Russia = 1)
0,327
0,336 0,292 0,272 0,269 0,271 0,248
Ранги составляющих инвестиционного потенциала / Ranks of the components of the investment potential
Год / Year
20102011 (за 2 года) / (for 2 years) 2012 2013 2014 2015 2016 2017
61 61 62 62 67 64 61
33 38 41 36 38 38 37
63 63 63 63 65 65 64
Туристический / Tourist
Инфраструктурный / Infrastructural
Природно-ре-сурсный / Natural Resource
13 Таблица составлена по материалам рейтингового агентства «Эксперт РА». URL: https://raexpert.ru/rankingtable/region_climat/2016/tab02/ (дата обращения: 30.03.2018).
Окончание табл. 2 / End of table 2
1 2 3 4 5 6 7 8
Трудовой / Labor 52 54 55 52 48 53 48
Потребительский / Consumer 69 70 70 69 70 71 71
Институциональный / Institutional 66 66 66 68 66 68 59
Производственный / Industrial 58 60 61 62 60 62 62
Финансовый / Financial 68 68 67 66 66 67 68
Инновационный / Innovative 46 43 53 53 52 49 50
Доля в общероссийском потенциале / Share in the all-Russian potential 0,497 0,471 0,467 0,496 0,499 0,500 0,507
Т а б л и ц а 3. Место Республики Мордовия в Национальном туристическом рейтинге в 2017 г.14
T a b l e 3. Rank of the Republic of Mordovia in the 2017 National Tourist Rating
Наименование субъекта Российской Федерации / № Name of the constituent entity of the Russian
Federation
1 Краснодарский край / Krasnodar Territory
2 Город федерального значения Москва / Federal City of Moscow
3 Московская область / Moscow Region
4 Республика Крым / Republic of Crimea
Общее количество баллов / Total number of points
98,3
96,8
95,5 95,2
70
84
85
Республика Мордовия / Republic of Mordovia
Ненецкий автономный округ / Nenets Autonomous Area
Чукотский автономный округ / Chukotka Autonomous Area
36,3
19,2 14,2
14 Таблица составлена по: Национальный рейтинг. Национальный Туристический Рейтинг - 2017. URL: http://russia-rating.ru/info/13018.html (дата обращения: 30.03.2018). В исследовании ЦИК «Рейтинг» учитывались мнения и оценки представителей экспертного сообщества - специалистов медиагруппы «Отдых в России», информационные порталы «Российский туризм», «Инвестиции в туризм», а также глянцевый журнал и интернет-портал для англоязычной аудитории Tourism & Leisure in Russia.
Критериями для оценки туристической привлекательности российских регионов, их туристического потенциала и популярности среди отечественных и иностранных туристов являются: уровень развития инфраструктуры и гостиничного бизнеса, значимость туристической отрасли в экономике региона, доходность отрасли туризма региона, популярность региона среди туристов, приезжающих на несколько дней, в том числе иностранцев, туристская уникальность региона, его экология, криминогенная обстановка, интерес к региону в интернете как к месту отдыха, методы продвижения туристических ресурсов (туристских продуктов) региона в информационном пространстве.
По сравнению с 2016 г. Мордовия поднялась в рейтинге на три пункта. Проведение в 2018 г. матчей Чемпионата мира по футболу в столице республики г. Саранске, по мнению экспертов, даст толчок для развития туризма в Мордовии и позволит региону в дальнейшем стать мощным туристическим центром15.
В целом исследование факторов, влияющих на туризм, позволило выявить ряд причин, сдерживающих его развитие в Республике Мордовия:
- незначительное количество туристских продуктов, недостаточное для раскрытия туристического потенциала региона;
- отсутствие единого туристского бренда Республики Мордовия;
- слабая система информационной поддержки и продвижения туристских продуктов и туристских возможностей Республики Мордовия;
- республика располагает большим культурным потенциалом, однако не все объекты культурного наследия в полном объеме востребованы и участвуют в формировании республиканского туристского продукта.
На основании проведенного анализа тенденций и динамики развития туристского рынка Республики Мордовия, степени и характера влияния внешних и внутренних факторов на формирование индустрии туризма, а также оценки уровня инвестиционного потенциала и рисков можно построить карту перспектив развития отдельных видов туризма в финно-угорском туристском кластере (табл. 4).
Финно-угорский туристский кластер - это многофункциональное объединение предприятий туристского рынка и смежных отраслей, отличительной особенностью которого является широкое практическое использование культурного наследия родственных финно-угорских народов в туристских продуктах и услугах.
Культурно-исторические, территориальные, этнические, природные, географические особенности Республики Мордовия позволяют сформировать финно-угорский туристский кластер, основанный на следующих видах туризма: этнотуризм, сельский, религиозный, активный, рекреационный, деловой, экологический, спортивный, учебный туризм.
15 Там же.
Т а б л и ц а 4. Карта перспектив развития видов туризма в финно-угорском туристском кластере Республики Мордовия
T a b l e 4. Map of the prospects for development of tourism in the Finno-Ugric tourist cluster of the Republic of Mordovia
Виды туризма / Types of tourism Перспективы развития / Prospects for the developmentt
Высокие / High Средние/ Medium Низкие / Low
Этнотуризм / Ethno-tourism +
Культурно-исторический / Cultural and historical +
Сельский, включая экологический туризм / Rural, including eco-tourism +
Религиозный / Religious +
Рекреационный / Recreational +
Активный, в том числе спортивный туризм / Active, including sports tourism +
Деловой / Business +
Экологический / Ecological +
Туристский потенциал Республики Мордовия основывается на следующем:
- расположение в центральной части России;
- транспортная доступность республики (развитое железнодорожное сообщение практически со всеми регионами страны, международный аэропорт в г. Саранск);
- транзитное положение региона (автомобильные дороги: трасса М5 Москва - Челябинск, Москва - Ульяновск, Нижний Новгород - Пенза);
- мягкий умеренно-континентальный климат с четкой выраженностью сезонов года;
- расположение региона между лесной и лесостепной природными зонами обеспечивает широкое природное разнообразие, обусловленное пограничным положением;
- динамичное развитие спортивной индустрии, проведение крупных деловых, культурных мероприятий, национальных праздников и фестивалей являются основой формирпования спортивного, событийного и делового туризма;
- значительное количество объектов религиозно-паломнического (паломнический центр при Иоанно-Богословском Макаровском мужском монастыре, Свято-Варсонофиевский женский монастырь, Рождество-
Богородичный Санаксарский мужской монастырь, Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова, Параскево-Вознесенский женский монастырь) и этнического туризма;
- широкая музейная сеть республики (функционируют 25 музеев), значительное число архитектурных, исторических, археологических памятников;
- санаторно-курортная инфраструктура, функционирующая на основе различных лечебных специализаций;
- наличие известных брендов, привлекающих внимание туристов (к ним можно отнести прославленные имена С. Д. Эрьзи, Ф. Ф. Ушакова и других известных личностей республики, статус Мордовии как центра финно-угорских народов России).
Таким образом, исследование туристско-рекреационного потенциала Республики Мордовия позволило определить наиболее перспективные сегменты туристского рынка региона:
- культурно-исторический. В настоящее время на территории Республики Мордовия на государственной охране состоят 849 объектов культурного наследия, из них 127 - памятники архитектуры и градостроительства, 66 - памятники археологии, 549 - памятники истории, 102 - памятники искусства, одно достопримечательное место (Усадьба революционера-демократа Н. П. Огарева в с. Старое Акшино Старо-шайговского района) и 8 ансамблей;
- экологический. Он обеспечивается 108 памятниками природы (в том числе ФГБУ «Объединенная дирекция Мордовского государственного природного заповедника имени П. Г. Смидовича и национального парка "Смольный"» (краткое наименование - ФГБУ «Заповедная Мордовия»)), 20 заказниками и 53 памятниками природы;
- этнический и событийный. Мордовия является Всероссийским центром финно-угорских народов, имеет 2 национально-культурных центра (национально-культурный центр в с. Старая Теризморга, Центр эрзянской культуры в с. Подлесная Тавла). В республике разработаны этнические туристские маршруты «Зов Торамы» (с. Подлесная Тавла), «Мордовия этническая» (Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь и центр эрзянской культуры в с. Подлесная Тавла), «Истоки земли мордовской» (г. Саранск и Центр мокшанской культуры с. Старая Теризморга);
- религиозный (15 действующих монастырей, два религиозных объекта включены в проект «Большое Золотое кольцо России»);
- рекреационный. Санаторно-курортная инфраструктура республики насчитывает 58 санаторно-курортных организаций, 9 лечебно-оздоровительных учреждений;
- деловой. В республике развивается инновационная инфраструктура, организуются и проводятся выставки, ярмарки, семинары, конференции международного и всероссийского уровней;
- спортивный туризм. Республика располагает значительным количеством современных спортивных объектов мирового уровня;
- учебный. В Мордовии находится крупнейший вуз Поволжья -Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, в котором обучаются не только местные студенты, но и абитуриенты из других регионов России, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья;
- сельский. Уровень урбанизации Республики Мордовия составляет 60 %, что ниже общероссийского на 13 %. Это определяет большие возможности для развития туризма в сельской местности.
Исследование показало, что развитие этнографического туризма возможно на большей части территории республики. Могут быть сформированы туристские продукты, позволяющие сравнить быт, культуру, традиционную архитектуру и обычаи проживающих на данной территории народов. Интерес представляют сохранившиеся в ряде мест традиционные занятия населения - национальная вышивка, производство деревянных изделий, ткачество, лозоплетение и др.
Перспективы формирования и развития этнокультурного, сельского, экологического, рекреационного, в том числе санаторно-оздоровительного туризма в Республике Мордовия обусловлены имеющимися природными ресурсами, выгодным географическим положением, экологическим благополучием, живописной природой и традиционной культурой местного населения. Данные уникальные особенности дают возможность сформировать на территории республики финно-угорский туристский кластер по этнокультурному принципу.
К категории недостаточно развитых в настоящее время в финно-угорском мире видов туризма относится этнокультурный туризм. Между тем в странах с высоким уровнем развития туризма значительное внимание уделяется именно культурной среде, позволяющей генерировать массовые туристические потоки. Людей, отдающих предпочтение этнокультурному туризму, как правило, интересуют места (территории), имеющие мировую культурную ценность, характеризующие особенности жизни и быта других народов (местные хоры, ансамбли, атрибуты быта, одежды, фольклора, языка, праздников и обрядов, народных игр и забав, ремесел и промыслов).
В связи с этим в основу концепции развития индустрии туризма в финно-угорском мире должен быть положен этнокультурный компонент. Его эффективное использование во взаимосвязи с объектами современной инфраструктуры, соответствующей международным стандартам, включающей в себя средства размещения, питания, спортивные,
культурно-развлекательные комплексы, доступные средства транспорта и связи, комфортные и безопасные места для пребывания гостей, позволяет обеспечить инвестиционную привлекательность финно-угорских регионов, повысить их имидж за счет формирования этнокультурных брендов [21, с. 710].
Однако для формирования современной конкурентоспособной индустрии туризма на территории Республики Мордовия необходимо решить комплекс проблем. Следует создать качественные туристские продукты, включающие комфортные условия проживания, разнообразные и доступные услуги, высокий уровень обслуживания, безопасность, конкурентоспособную цену. Это потребует проведения последовательной государственной политики, комплексного решения проблем сферы туризма на основе государственно-частного партнерства, формирования соответствующей современным требованиям туристов инфраструктуры отдыха, питания, развлечений и др.
Проведенный анализ современного состояния индустрии туризма, внешних и внутренних факторов ее развития, инвестиционной привлекательности финно-угорского региона позволил выявить предпосылки и обосновать целесообразность создания туристского рекреационного и гостиничного кластера.
В рамках формирования финно-угорского туристского кластера развитие этнографического туризма можно осуществлять практически на всей территории республики16. Этнокультурные особенности Мордовии позволяют организовывать туры, знакомящие туристов с бытом, культурой, традиционной архитектурой, обычаями, ремеслами, кухней, фольклором мордовского народа. При разработке турпродуктов в рамках функционирования финно-угорского кластера следует использовать «способ погружения туриста в среду коренного населения», например, предусмотреть возможность посещения церемониальных мероприятий. Этнические элементы целесообразно использовать при оформлении гостиничных комплексов и ресторанов.
При формировании финно-угорского туристского кластера значительное внимание нужно уделить сельскому туризму. Данный сегмент может объединять в себе агро-, рекреационный, активный, этнографический туризм на принципах многофункциональности и круглогодичного использования. В Республике Мордовия данное направление туризма имеет значительные возможности для развития, базирующиеся на этнокультурном, экологическом и рекреационном потенциале территории. Кроме того, на первоначальном этапе сельский туризм не требует существен-
16 Майкова С., Гвоздецкая И., Сармаева Т. Город-сад. Имидж города: исследование термина в картах и схемах // Маркетолог. 2010. № 11. С. 13. URL: http://docplayer. ru/32016574-S-e-maykova-t-a-sarmaeva.html (дата обращения: 02.04.2018).
ных инвестиционных вложений, имеет небольшой срок окупаемости по сравнению, например, с санаторно-курортным видом туризма. Сельский туризм обладает большой социальной значимостью - обеспечивает возможность решения проблемы занятости на селе, стимулирования развития туристской индустрии, например, производства сувенирной продукции, реализации сельскохозяйственной продукции, ягод и грибов туристам. В этом случае сельский туризм может стать источником инвестиций в развитие сельскохозяйственного производства.
Очевидно, что создание финно-угорского туристского кластера будет способствовать формированию конкурентоспособного туристского комплекса, отвечающего современным требованиям индустрии туризма, обеспечению широких возможностей для удовлетворения потребностей местного населения, граждан РФ и иностранных государств в туристских услугах и позволит сделать этот кластер высокоэффективным. Развитие финно-угорского туристского кластера в Республике Мордовия внесет большой вклад в развитие экономики региона: увеличатся налоговые поступления в бюджет (бюджетный эффект), появятся новые рабочие места (социальный эффект), будет проводиться работа по сохранению и рациональному использованию культурного и природного наследия.
Обсуждение и заключения. Оценка ведущих экспертов в индустрии туризма свидетельствует, что в XXI в. сфера туризма является важнейшей движущей силой в обслуживающем секторе мировой экономики, уступая только телекоммуникациям и информационным технологиям. По данным неправительственной международной организации - Всемирного совета по туризму и путешествиям ^ТТС), - суммарные вложения в сферу туризма оцениваются почти в 700 млрд долл., что составляет 11,3 % инвестиций в экономику всех стран мира. В настоящее время в сфере туризма создано 284 млн рабочих мест и 9,8 % глобального ВВП. По предварительным прогнозам, средние темпы роста международного туризма к 2020 г. достигнут 4,1 %17.
Российская индустрия туризма находится в стадии поступательного развития. По прогнозу Всемирной туристической организации (UNWTO), к 2020 г. Россия может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма18.
Преимущества формирования туристского кластера как совокупности элементов индустрии туризма очень ярко выражены в комплексности услуги, что составляет определяющий элемент в развитии спроса. Именно кластерный подход в развитии туриндустрии, с нашей точки зрения,
17 World travel and tourism council [Электронный ресурс]. URL: https://www.wttc.org (дата обращения: 20.03.2018).
18 World Tourism Organization (UNWTO) [Электронный ресурс]. URL: http://www2. unwto.org (дата обращения: 20.03.2018).
является наиболее перспективным. Для крупных туристских центров эта проблема весьма актуальна, так как неразвитость или полное отсутствие туристских, рекреационных и гостиничных кластеров препятствует эффективному интегрированию всех элементов сферы туристских услуг, функционированию туристской инфраструктуры, росту инвестиционной привлекательности данной сферы деятельности.
В статье содержатся сведения, имеющие практическую значимость при формировании стратегий развития предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере туризма и индустрии гостеприимства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Логинова Н. Н. Геодемографические и экистические особенности финно-угорских народов России // Вестник Удмуртского университета. Сер.: Биология. Науки о Земле. 2011. № 2. С. 128-133. URL: http://ru.biology.vestnik.udsu.ru/ archive/show/6-2011-2-18 (дата обращения: 20.03.2018).
2. Логинова Н. Н., Реброва Т. П. Динамика численности финно-угорских народов // Финно-угорский мир. 2013. № 3. С. 89-97. URL: http://csfu.mrsu.ru/ ru/archives/371 (дата обращения: 21.03.2018).
3. Александрова А. Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2007. № 1. С. 51-61. URL: http://spst-journal.org/publ/soderzhanie/1-1-0-1 (дата обращения: 26.03.2018).
4. Гришин С. Ю. Преимущества создания и развития туристских кластеров как базисного элемента национальной экономики // Проблемы современной экономики. 2016. № 1 (57). С. 166-200. URL: http://www.m-economy.ru/art. php?nArtId=5712 (дата обращения: 29.03.2018).
5. Дутова Т. И. Формирование современного туристско-рекреационного кластера как способ повышения конкурентоспособности российской экономики и ее регионов // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: Социально-экономические науки. 2010. Т. 10, № 1. C. 99-106. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=13043036 (дата обращения: 30.03.2018).
6. Карпова Г. А., Валеева Е. О. Развитие туризма как конкурентное преимущество территории (на примере субъектов СЗФО) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 1 (91). С. 44-51. URL: http://unecon.ru/izdaniya/zhurnal-izvestiya/arhiv-nomerov (дата обращения: 26.03.2018).
7. Карпова Е. Г. Сущность и структура экономического кластера // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сер.: Экономические науки. 2011. № 2 (119). С. 62-67. URL: http://ntv.spbstu.ru/economics/article/E2.119.2011_11 (дата обращения: 26.03.2018).
8. Кострюкова О. Н. Туристско-рекреационные кластерные системы: сущность и значение для экономики региона // Экономика и управление. 2011. № 9 (71). С. 35-39. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=16996627 (дата обращения: 27.03.2018).
9. Ларионова Н. А. Кластерный подход в управлении конкурентоспособностью региона // Экономический вестник Ростовского государственного университета.
2007. Т. 5, № 1-2. С. 180-183. URL: http://te.sfedu.ru/arkhiv-nomerov/2007/221-evrgu-n1-ch-2.html (дата обращения: 27.03.2018).
10. Морозова М. А. Оценка инновационного потенциала кластерного взаимодействия в сфере гостеприимства // Проблемы современной экономики. 2015. № 1 (53). С. 303-305. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=5337 (дата обращения: 29.03.2018).
11. Формирование эколого-туристского кластера «Приладожье» на особо охраняемых природных территориях / М. А. Морозова [и др.] // Вестник Национальной академии туризма. 2015. № 1 (33). С. 56-59. URL: http://vestnik.nat-moo.ru/ru (дата обращения: 30.03.2018).
12. Попов А. Р. Кластерные формы организации и финансирования курортно-туристической сферы // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 14. С. 54-57. URL: http://www.fin-izdat.ru/journal/region/detail.php?ID=25127 (дата обращения: 30.03.2018).
13. Шепелев И. Г., Маркова Ю. А. Туристско-рекреационные кластеры - механизм инновационного совершенствования системы стратегического управления развитием регионов // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 3. С. 10. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17855201 (дата обращения: 30.03.2018).
14. Hirschman A. O. The rise and decline of development economics // The Theory and Experience of Economic Development. Essays in Honour of Sir Arthur Lewis. 2012. Рр. 372-390. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203838518
15. Hjalager A.-M. A review of innovation research in tourism // Tourism Management. 2010. Vol. 31. Pp. 1-12. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2009.08.012
16. Novelli M., Schmitz B., Spencer T. Networks, clusters and innovation in tourism: A UK experience // Tourism Management. 2006. Vol. 27, issue 6. Pp. 1141-1152. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2005.11.011
17. Devesa M., Laguna M., Palacios A. The role of motivation in visitor satisfaction: Empirical evidence in rural tourism // Tourism Management. 2010. Vol. 31, issue 4. Pp. 547-552. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2009.06.006
18. Arimond G., Elfessi A. A clustering method for categorical data in tourism market segmentation research // Journal of Travel Research. 2001. Vol. 39, issue 4. Pp. 391-397. DOI: https://doi.org/10.1177/004728750103900405
19. Benur A., Bramwell B. Tourism product development and product diversification in destinations // Tourism Management. 2015. Vol. 50. Pp. 213-224. DOI: https:// doi.org/10.1016/j.tourman.2015.02.005
20. Майкова С. Э., Сармаева Т. А. Анализ факторов территориальной индивидуальности городского округа Саранск // Вестник Самарского университета. Сер.: Экономика и управление. 2012. № 10 (101). С. 95-102. URL: http://journals. ssau.ru/index.php/eco/article/view/5303 (дата обращения: 30.03.2018).
21. Maykova S., Okunev D., Gvozdetskaya I. Integral factor assessment of formation and development of Finno-Ugric tourist cluster // Journal of Environmental Management and Tourism. 2017. Vol. 8, issue 4. Pp. 703-712. DOI: https://doi.org/10.14505//jemt.v8.4(20).01
22. Окунев Д. В., Майкова С. Э., Гвоздецкая И. В. Маркетинговый анализ развития внутреннего туризма в регионе // Регионология. 2015. № 2 (91). С. 162-167. URL: http://regionsar.ru/ru/node/1387 (дата обращения: 02.04.2018).
Поступила 22.05.2018; принята к публикации 25.06.2018; опубликована онлайн 28.09.2018.
Об авторах:
Майкова Светлана Эдуардовна, доцент кафедры маркетинга ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), кандидат экономических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7333-9716, Scopus ID: 57188767795, maikova_s@rambler.ru
Окунев Денис Викторович, доцент кафедры теоретической экономики и экономической безопасности ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), кандидат экономических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7646-116X, Scopus ID: 55969699600, okunev_d@mail.ru
Заявленный вклад авторов:
Майкова Светлана Эдуардовна - формулирование основной концепции исследования; подготовка текста статьи; сбор данных и доказательств; проведение анализа и подготовка первоначальных выводов; визуализация данных в тексте.
Окунев Денис Викторович - проведение критического анализа материалов и формирование выводов; развитие методологии.
Для цитирования:
Майкова С. Э., Окунев Д. В. Исследование перспектив формирования и развития финно-угорского туристского кластера в Республике Мордовия // Регионоло-гия. 2018. Т. 26, № 3. С. 438-459. DOI: 10.15507/2413-1407.104.026.201803.438-459
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Loginova N.N. Geodemographical and ekistic features of the Finno-Ugric peoples of Russia. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Biologiya. Nauki o Zemle = Bulletin of Udmurt University. Series: Biology. Earth Sciences. 2011; 2:128-133. Available at: http://en.biology.vestnik.udsu.ru/archive/show/6-2011-2-18 (accessed 20.03.2018) (in Russ.)
2. Loginova N.N., Rebrova T.P. Population dynamics of the Finno-Ugric peoples in Russia. Finno-ugorskiy mir = Finno-Ugric World. 2013. 3:89-97. Available at: http://csfu.mrsu.ru/ru/archives/371 (accessed 21.03.2018). (In Russ.)
3. Aleksandrova A.Yu. Tourist Clusters: Contents, limits, functioning. Sovremennye problemy servisa i turizma = Service and Tourism: Current Challenges. 2007; 1:51-61. Available at: http://spst-journal.org/publ/soderzhanie/1-1-0-1 (accessed 26.03.2018). (In Russ.)
4. Grishin S.Yu. Advantages of the creation and development of tourist clusters as the basic element of the national economy. Problemy sovremennoj ekonomiki = Problems of Modern Economics. 2016; 1(57):166-200. Available at: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=5712 (accessed 29.03.2018). (In Russ.)
5. Dutova T.I. Formation of the modern tourist and recreational cluster as a way to improve competitiveness of Russian economy and its regions. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsialno-ekonomicheskiye nauki = Bulletin of
Novosibirsk State University. Series: Social and Economic Sciences. 2010; 10(1):99-106. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=13043036 (accessed 30.03.2018). (In Russ.)
6. Karpova G.A., Valeeva E.O. Tourism development as the competitive advantage of the territory (on the example of the Northwest federal district subjects). Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Bulletin of the Saint Petersburg State University of Economics. 2015; 1(91):44-51. Available at: http://unecon.ru/izdaniya/zhurnal-izvestiya/arhiv-nomerov (accessed 26.03.2018). (In Russ.)
7. Karpova E.G. The essence and structure of an economic cluster. Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomicheskie nauki = St. Petersburg Polytechnic University Journal of Engineering Science and Technology. Series: Economics. 2011; 2(119): 62-67. Available at: http://ntv.spbstu.ru/economics/article/E2.119.2011_11 (accessed 26.03.2018). (In Russ.)
8. Kostryukova O.N. Tourism and recreational cluster systems: idea and meaning for the economy of a region. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2011; 9(71):35-39. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=16996627 (accessed 27.03.2018). (In Russ.)
9. Larionova N.A. Cluster approach in managing the region's competitiveness. Ekonomicheskiy vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta = Economic Herald of Rostov State University. 2007; 5(1-2):180-183. Available at: http://te.sfedu. ru/arkhiv-nomerov/2007/221-evrgu-n1-ch-2.html (accessed 27.03.2018). (In Russ.)
10. Morozova M.A. Cluster interaction in the sphere of hospitality: evaluation of the innovative potential. Problemy sovremennoj ekonomiki = Problems of Modern Economics. 2015; 1(53):303-305. Available at: http://www.m-economy.ru/art. php?nArtId=5337 (accessed 29.03.2018). (In Russ.)
11. Morozova M.A., Nazrieva M.V., Pilyavskiy V.P., Smirnova I.A. Formation of eco-tourism cluster "Ladoga Area" in specially protected natural areas. Vestnik Natsionalnoj akademii turizma = Vestnik of National Tourism Academy. 2015; 1(33):56-59. Available at: http://vestnik.nat-moo.ru/ru (accessed 30.03.2018). (In Russ.)
12. Popov A.R. Clustered forms of organization and financing of resort-tourist sphere. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice. 2010; 14:54-57. Available at: http://www.fin-izdat.ru/journal/region/ detail.php?ID=25127 (accessed 30.03.2018). (In Russ.)
13. Shepelev I.G., Markova Yu.A. Tourist-recreational clusters - the mechanism of innovative perfection of system of strategic management development of regions. Sovre-mennye issledovaniya sotsialnykh problem = Modern Research of Social Problems. 2012; 3:10. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=17855201 (accessed 30.03.2018). (In Russ.)
14. Hirschman A.O. The rise and decline of development economics. The Theory and Experience of Economic Development. Essays in Honour of Sir Arthur Lewis. 2012; p. 372-390. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203838518
15. Hjalager A.-M. A review of innovation research in tourism. Tourism Management. 2010; 31:1-12. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2009.08.012
16. Novelli M., Schmitz B., Spencer T. Networks, clusters and innovation in tourism: A UK experience. Tourism Management. 2006; 27(6):1141-1152. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2005.11.011
17. Devesa M., Laguna M., Palacios A. The role of motivation in visitor satisfaction: Empirical evidence in rural tourism. Tourism Management. 2010; 31(4):547-552. DOI: https://doi.Org/10.1016/j.tourman.2009.06.006
18. Arimond G., Elfessi A. A Clustering method for categorical data in tourism market segmentation research. Journal of Travel Research. 2001; 39(4):391-397. DOI: https://doi.org/10.1177/004728750103900405
19. Benur A., Bramwell B. Tourism product development and product diversification in destinations. Tourism Management. 2015; 50:213-224. DOI: https://doi. org/10.1016/j.tourman.2015.02.005
20. Maikova S.E., Sarmaeva T.A. Analysis of Saransk city territorial identity factors. Vestnik Samarskogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie = Vestnik of Samara University. Economics and Management. 2012; 10(101):95-102. Available at: http://journals.ssau.ru/index.php/eco/article/view/5303 (accessed 30.03.2018). (In Russ.)
21. Maykova S., Okunev D., Gvozdetskaya I. Integral factor assessment of formation and development of Finno-Ugric tourist cluster. Journal of Environmental Management and Tourism. 2017; 8(4):703-712. DOI: https://doi.org/10.14505//jemt.v8.4(20).01
22. Okunev D., Maykova S., Gvozdetskaya I. Marketing analysis of domestic tourism development in the region. Regionologiya = Regionology. 2015; 2(91):162-167. Available at: http://regionsar.ru/ru/node/1387 (accessed 02.04.2018). (In Russ.)
Submitted 22.05.2018; accepted for publication 25.06.2018; published online 28.09.2018.
About the authors:
Svetlana E. Maykova, Associate Professor, Department of Marketing, National Research Mordovia State University (68/1 Bolshevistskaya St., Saransk 430005, Russia), Ph. D. (Economics), ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7333-9716, Scopus ID: 57188767795, maikova_s@rambler.ru
Denis V. okunev, Associate Professor, Department of Theoretical Economics and Economic Safety, National Research Mordovia State University (68/1 Bolshe-vistskaya St., Saransk 430005, Russia), Ph. D. (Economics), ORCID: http://orcid. org/0000-0001-7646-116X, Scopus ID: 55969699600, okunev_d@mail.ru
Contribution of the authors:
Svetlana E. Maykova - formulation of the basic concept of the research, preparation of the text of the article, data and evidence collection; analysis and preparation of initial conclusions; visualization of the data in the text.
Denis V. Okunev - conducting critical analysis of the materials and drawing conclusions; development of methodology.
For citation:
Maykova S.E., Okunev D.V. Examination of the Prospects for Formation and Development of the Finno-Ugric Tourist Cluster in the Republic of Mordovia. Regionologiya = Regionology. 2018; 26(3):438-459. DOI: 10.15507/2413-1407.104.026.201803.438-459
All authors have read and approved the final version of the manuscript.