УДК 378.14
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИНДУСТРИИ
Т. А. Кравчук, А. Ю. Стафеева
VOLUNTEERING AS A MEANS OF DEVELOPING COMPETENCIES OF FUTURE SPECIALISTS
FOR TOURIST INDUSTRY
T. A. Kravchuk, A. Yu. Stafeeva
В статье рассмотрена возможность формирования общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов туристской индустрии по определенным группам дисциплин учебного плана направления подготовки 43.03.02 «Туризм» посредством участия студентов в волонтерских проектах соответствующей направленности.
The paper considers the possibility of the formation of common cultural and professional competences of future professionals for the tourism industry formed during training certain groups of subjects of the 43.03.02 «Tourism» curriculum through students' participation in relevant volunteer projects.
Ключевые слова: волонтерская деятельность, профессиональные компетенции, общекультурные компетенции, проектная деятельность, туристская индустрия.
Keywords: volunteer activities, professional competence, general and cultural competence, project activity, tourist industry.
Современное общество предъявляет к молодым людям высокие требования - к их готовности полноценно жить и трудиться в новых условиях. Как отмечает Е. С. Медведева, существует общественная потребность в целенаправленном формировании у обучающихся системы социально-профессиональных качеств, глубоких убеждений, мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций.
За период обучения в вузе у студентов должна формироваться целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной профессиональной деятельности, в совокупности общекультурные и профессиональные компетенции. В свою очередь, профессиональные знания и навыки могут сформироваться только тогда, когда в познавательную активность вовлекается эмоционально-волевая сфера структуры личности, когда присутствует субъективная мотивация к восприятию знаний, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость [3].
По нашему мнению, волонтерская деятельность в процессе обучения является одной из эффективных форм профессиональной подготовки, а также средством развития и целенаправленного формирования компетенций. Волонтерская деятельность студента способствует развитию необходимых жизненных и профессиональных качеств: стремление к деятельности, лидерские качества, умение работать в команде, способность принимать решения, умение привлечь к делу, заинтересовать и организовать людей, добиться поддержки от государственных и коммерческих структур и т. п. Участие молодежи в волонтерском движении помогает решать важную задачу повышения конкурентоспособности и профессиональной компетентности молодых людей за счет получения первичного опыта участия в профессиональной деятельности, увеличения возможностей профессионального ориентирования и формирования базовых личностных и социальных компетенций, необходимых для дальнейшего трудо-
устройства [2]. В процессе участия в волонтерских проектах, по мнению Ю. В. Орловой (2013), студенты пополняют профессиональный опыт, расширяют свой кругозор, повышают культурный уровень, развивают социальный интеллект, творческие способности и т. д.
[4].
Современная ситуация в подготовке бакалавров туризма позволяет выделить следующие противоречия между:
- новыми требованиями работодателей к качеству подготовки бакалавров туризма и не достаточным учетом мнения работодателей в образовательном процессе вуза;
- необходимостью формирования и оценивания в процессе подготовки будущих бакалавров туризма ОК и ПК, учитывающих требования работодателей, ФГОС ВПО и недостаточной разработанностью их теоретического обоснования, учебно-методического обеспечения и практического применения;
- возможностью формирования общекультурных компетенций на уровне знаний в процессе учебной деятельности и эффективностью использования полученных умений и навыков на практике посредством волонтерской деятельности;
- ростом активности молодежи к добровольческой деятельности и разовым, непостоянным характером волонтерской деятельности, что не позволяет целенаправленно и непрерывно формировать общекультурные и профессиональные компетенции.
В связи с этим проблема исследования состоит в отсутствии технологий и педагогических условий формирования компетенций у будущих специалистов туриндустрии посредством волонтерской деятельности.
Все вышесказанное позволяет нам рассматривать волонтерскую деятельность как средство их профессиональной подготовки, формирующее общекультурные и профессиональные компетенции.
Объект исследования - процесс формирования компетенций будущих специалистов туристской индустрии.
Предмет исследования - волонтерская деятельность как средство формирования компетенций будущих специалистов туристской индустрии.
Цель исследования - разработать волонтерские проекты, способствующие формированию компетенций будущих специалистов туристской индустрии.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анализ документов.
Результаты исследования
Согласно ФГОС-3 по направлению подготовки «Туризм» в процессе обучения будущих бакалавров образовательные учреждения должны сформировать у них 14 общекультурных и 16 профессиональных компетенций. В процессе исследования нами были определены общекультурные и профессиональные компетенции, которые, по нашему мнению, могут быть сформированы в полном объеме в процессе волонтерской деятельности обучающихся.
По нашему мнению, из 14 общекультурных компетенций волонтерская деятельность способствует формированию шести компетенций: способности к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и
Перечень дисциплин, на ко'
самосовершенствованию (ОК-1); готовности соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой; использует нормативные и правовые документы в туристской деятельности (ОК-5); способности работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться (ОК-6); готовности к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способностью к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии (ОК-7); стремления к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения, способен к бесконфликтной профессиональной деятельности (ОК-8); способности понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к профессиональной деятельности в туристской индустрии (ОК-9). Основы этих компетенций должны быть заложены у студентов в процессе их обучения в школе, а вузы призваны продолжить формирование данных компетенций в процессе учебной деятельности в ходе изучения дисциплин всех трех циклов, включая и практики.
Таблица
рых формируются ОК и ПК
Совпали дисциплины
Не совпали дисциплины
ОК
ПК
Анимация в туризме. География.
Деловой этикет и протокол. Деловые коммуникации. Конфликтология. Менеджмент в туристской индустрии.
Музеи мира. Организация культурно-досуговой деятельности. Организация туристской деятельности.
Преддипломная практика. Производственная практика. Психология.
Психология делового общения. Рекреационный туризм. Связи с общественностью. Туристские ресурсы стран мира. Учебная практика. Экономика и предпринимательство в туризме. Экскурсоведение.
Вредные привычки и их профилактика.
Иностранный язык. Иностранный язык в профессиональной сфере. Иностранный язык второй. История. История туризма.
Культурно-исторические и туристские центры России и стран СНГ. Мировая культура и искусство. Основы социального государства. Особо охраняемые природные территории.
Правовое регулирование в туризме. Профессиональная этика и этикет. Профилактика наркомании в молодежной среде. Психодиагностика. Психологический практикум. Психология управления. Регионоведение. Русский язык и культура речи. Физическая культура. Философия.
Человек и его потребности. Экология и природопользование. Экономика.
Выставочная деятельность в туризме.
Информационное обеспечение деятельности в туризме. Организационная техника. Информационные технологии в туристической индустрии. Итоговая государственная аттестация.
Маркетинг в туристской индустрии.
Методы научных исследований в туризме.
Реклама в туризме. Статистика в туризме. Технологии и организация гостиничных услуг.
Технологии и организация тура-гентской и туроператорской деятельности. Технологии продаж. Транспортное обеспечение в туризме.
Туристско-рекреационное проектирование.
Управление качеством в туризме.
Рис. 1. Распределение дисциплин с определенными ОК и ПК по курсам обучения
Рис. 2. Распределение дисциплин с определенными ОК и ПК по циклам
Среди 16 профессиональных компетенций нами были выделены семь, которые могут формироваться в процессе волонтерской деятельности: владение теоретическими основами проектирования, готовность к применению основных методов проектирования в туризме (ПК-1), готовность к реализации проектов в туристской индустрии (ПК-4), способность к реализации туристского продукта с использованием информационных и коммуникативных технологий (ПК-6), способность организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения в организации туристской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК-8), способность к эффективному общению с потребителями туристского продукта (ПК-11), умение организовать процесс обслуживания потребителя (ПК-12), способность использовать методы мониторинга рынка туристских услуг (ПК-14).
Анализ учебного плана подготовки бакалавров по направлению «Туризм» профиль «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг» ФГБОУ ВПО СибГУФК, реализующего подготовку будущих специалистов туристской индустрии с 2011 г., показал, что интересующие нас общекультур-
ные и профессиональные компетенции формируются на 56 дисциплинах (некоторые из дисциплин учебного плана реализуются на протяжении нескольких курсов) (таблица).
Дисциплины, на которых формируются интересующие нас ОК и ПК, относительно равномерно распределены по курсам обучения (рис. 1). Максимальное количество дисциплин приходится на 2 курс. Это связано с тем, что на 1 курсе была пройдена адаптация студентов к обучению после школы и колледжей, и теперь они готовы к более глубокому изучению дисциплин.
Большая часть дисциплин, на которых формируются компетенции, связанные с волонтерской деятельностью, относится к профессиональному циклу (рис. 2).
Компетентностный подход в образовании касается всех учебных дисциплин, но нас интересовали только дисциплины, на которых одновременно можно было формировать интересующие нас ОК и ПК (рис. 3).
Анализ дисциплин по циклам показал, что большая часть из них принадлежит к профессиональному циклу (рис. 4).
Рис. 3. Дисциплины, на которых формируются одновременно выбранные ОК и ПК, по курсам
5
У щт
2 2 2 2
■1 I I И 1 |1 1 11
К В II \ШШшШ
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
■ 61. Гуманитарий, социальный И экономический цикл
Б2. Математический и естественнонаучный иикл
■ БЗ. Профессиональней цикл
■ Практики
Рис. 4. Дисциплины, на которых формируются ОК и ПК по циклам
В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения «Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся». В связи с этим для успешного овладения студентами всего комплекса компетенций необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы в нем присутствовали и мотивация к деятельности, и реальная возможность ее завершения, и оценка результата.
Согласно ФГОС-3 по направлению подготовки «Туризм» в числе видов деятельности, к которым должны быть подготовлены выпускники, наряду с научно-исследовательской, производственно-технологической, организационно-управленческой и сервисной, выделяют проектную деятельность, что в свою очередь отражает реальные потребности рынка в необходимости подготовки кадров, способных не просто осуществлять профессиональную деятельность, но и осуществлять проекты самого различного уров-
ня. Именно с данным видом деятельности сегодня связывают такие понятия, как ответственность, инициативность, креативность, коммуникабельность и самостоятельное мышление.
По мнению Е. А. Вохменецевой (2011), процесс формирования компетенций у обучающихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:
- профессиональной готовности преподавателя к осуществлению данной задачи;
- формировании мотивации на проектную деятельность у обучающихся и преподавателей;
- последовательном включении в проектную деятельность;
- тьюторском сопровождении проектной деятельности;
- мониторинге формирования компетенций [1].
Современные потребности рынка труда города
Омска показывают, что значительная часть предприятий индустрии туризма представлена средним и малым бизнесом, на которых преобладает межфункциональная деятельность менеджеров. Поэтому нами в
процесс подготовки будущих специалистов туристской индустрии было включено выполнение междисциплинарных проектов.
Междисциплинарные связи дисциплин учебного плана, на которых одновременно формируются выбранные нами ОК и ПК, помогли разработать и успешно реализовать в 2011 - 2015 гг. четыре волонтерских проекта по следующим направлениям:
- экологическая защита, помощь природным заказникам и заповедникам;
- творческая, анимационная и профориентаци-онная деятельность;
- участие в подготовке и проведении спортивно-массовых и социально-культурных акций, проектов и программ;
- участие в деятельности спортивно-оздоровительных комплексов города Омска.
Учебно-методические комплексы дисциплин «География», «Рекреационный туризм», «Деловой этикет и протокол», «Деловые коммуникации», «Связи с общественностью» позволили сформировать проект «Восстановим и сохраним Парк Победы» экологической направленности, реализуемый студентами 2 и 3 курсов под руководством доктора биологических наук, профессора С. А. Соловьева. Проект направлен на развитие экологической культуры и патриотизма детей, молодежи и взрослых граждан Омска, на примере благоустройства рекреационной части Парка Победы, особо охраняемой территории регионального значения «Птичья гавань» и др.
В рамках проекта были проведены работы по рекультивации рекреационной части Парка Победы и восстановлению пешеходного железного моста на одном из озер парка; проведены биотехнические мероприятия по очистке береговой линии всех озер; проведен обучающий семинар-практикум «Ведение экологической летописи Парка Победы с детьми, студентами и волонтерами» на его мемориальной и рекреационной части; разработаны рекомендации по рекультивации и благоустройству озер Омска.
Основными результатами проекта явились следующие мероприятия: проведен мониторинг растительного и животного мира территории парка и озер Парка Победы города Омска; проведено 5 лекций по экологическим проблемам для жителей Кировского района города Омска с охватом более 60 человек; восстановлен разрушенный от времени железный пешеходный мост через одно из озер; составлен для Администрации города Омска экологический паспорт биоразнообразия животного мира Парка Победы с его водоемами; организовано и проведено 3 акции по уборке мусора в Парке Победы и с берегов его озерков во время трехдневной экспедиции; убран и вывезен мусор с береговой линии озерков Парка Победы в объеме 10 м3; проведен установочный инструктаж для участников акций - более 50 человек; проведен семинар «Экологическая пропаганда бережного отношения к озерам Омска для сохранения биоразнообразия животных Прииртышья» для жителей прилегающих микрорайонов числом участников 40 человек; число экологических организаций привлеченных к сотрудничеству - более 6; вовлечено в работу проекта более
500 человек. Проект осуществляется при поддержке общественной организации «Экологическая вахта Сибири».
Для осуществления проекта творческой, анимационной и профориентационной деятельности «Студенческий экскурсионный центр «Академия туризма» необходимы знания, умения и качества, формируемые учебно-методическими комплексами дисциплин «Анимация в туризме», «Экскурсоведение», «Организация культурно-досуговой деятельности», «Экономика и предпринимательство в туризме», «Конфликтология», «Психология», «Психология делового общения», «Связи с общественностью», «Организация туристской деятельности», «Менеджмент в туристской индустрии», «Музеи мира», «Туристские ресурсы стран мира».
Проект реализуется студентами 3 - 5 курсов под руководством ст. преподавателя А. Ю. Стафеевой. Проект направлен на развитие экскурсионного дела в Омской области силами студентов и молодых специалистов по туризму, которые будут сами исследовать свой регион, разрабатывать уникальные экскурсии с элементами анимации и наполнять свежими идеями уже существующие, а затем внедрять их на внутреннем рынке под руководством высококвалифицированных специалистов.
В рамках проекта создан студенческий экскурсионный центр при ФГБОУ ВПО СибГУФК; ежегодно проводятся более 40 экскурсий. Основная тематика: Омск - театральный (по театрам города), Омск -культурный (по музеям и выставкам города с разной тематикой), Омск - спортивный (по спортивным сооружениям, паркам города и области), Омск - исторический (о Колчаке, «первопроходцы», о ВОВ), Омск - религиозный (по храмам города и области), Омск - туристический (по объектам индустрии туризма и выставкам); проводятся экскурсии по скалолазанию для школьников г. Омска (2 - 3 экскурсии в месяц); проводятся обзорные экскурсии в рамках конкурса профессионального мастерства студентов, обучающихся в образовательных учреждениях, ведущих подготовку специалистов по физической культуре и спорту (2 раза в год). Впервые были разработаны технологические особенности организации экскурсий для лиц с ограниченными возможностями, которые проведены совместно с КУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 14» (Т. А. Кравчук, Т. В. Гусева). Банк экскурсионных маршрутов составляет более чем 100 разработок.
Проект реализуется в рамках государственной программы Омской области «Развитие культуры и туризма» на 2014 - 2020 гг., при поддержке туристских фирм города Омска: ТО «TEZ TOUR», ТО «Му-зенидис Трэвел», ТФ «Три кита», ТФ «ТЭСО», ТФ «Баунти», ТФ «Дискавери».
Проект по подготовке и проведению спортивно-массовых и социально-культурных акций, проектов и программ сформирован учебно-методическим комплексом дисциплин «Деловой этикет и протокол», «Деловые коммуникации», «Конфликтология», «Психология», «Психология делового общения», «Связи с общественностью». Проект подготовки спортивных
волонтеров реализуется студентами 2-5 курсов и преподавателями кафедры под руководством канд. пед. наук, профессора Т. А. Кравчук. Проект направлен на развитие патриотизма школьников, молодежи и взрослых граждан Омска при проведении крупных спортивных мероприятий событийного туризма, таких как Зимние Олимпийские игры в Сочи 2014, Сибирский международный марафон. Проект реализуется с октября 2012 г. и заключается в ежегодном участии в качестве спортивных волонтеров на мероприятиях г. Омска и Омской области (проведение футбольного матча ФК «Иртыш»» - ФК «Якутия», XVII Марафон туристских традиций детей и молодежи Омской области, XIV Форум немцев России (2014 г.), слет в рамках Региональной олимпиады «Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности в туризме» (ежегодно), в эстафете Па-раолимпийского огня (Омск, 2014 г.), ежегодно участвуют в качестве участников и волонтеров во Всероссийском дне бега «Кросс наций», в «Лыжне России», проекте «Зарядка выходного дня» и др.).
Проект реализуется с октября 2012 г. и заключается в ежегодном участии в качестве спортивных волонтеров на мероприятиях г. Омска и Омской области, на крупных международных соревнованиях в России, проведении образовательной деятельности среди школьников «Олимпийские идеалы и традиции в системе занятий физической культурой и спортом» в период практик, организации тематических анимационных мероприятий и экскурсии.
Численный состав добровольцев (волонтеров), занимающихся реализацией проекта - 101 человек: преподаватели и сотрудники (9 чел.), выпускники (22 чел.), студенты 2 - 5 курсов (70 чел.) кафедр теории и методики туризма и социально-культурного сервиса.
В рамках реализации данного проекта добровольцами были пройдены тесты, собеседования в волонтерском центре, обучение по программам волонтеров (101 чел.); участвовали (90 чел.) в учебно-тренировочных сборах по горным лыжам и сноуборду оз. Банное (Урал) январь 2013, п. Шерегеш (Кемеровская область) декабрь 2013 г.; в тестовых соревнованиях, г. Сочи 2013 г.: 40 чел. на Финале Кубка мира по горным лыжам и международном турнире по пара-сноуборду, 14 чел. на Кубке мира по шорт-треку и на Чемпионате мира по конькобежному спорту, 8 чел. на Чемпионат мира среди юниоров по хоккею; в программе XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 в Казани (21 студент); в XXIV Сибирском международном марафоне и Всероссийском дне бега «Кросс На-ции-2013», в качестве спортивных волонтеров (80 чел.), остальные в качестве участников (390 чел.); участвовали с докладами в Конференции ФИСУ «Университетский и Олимпийский спорт: две модели - одна цель?» в рамках XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 в Казани (9 преподавателей).
Проект осуществляется при поддержке Международного Олимпийского комитета, отдела Спортивные волонтеры Оргкомитет «Сочи 2014», Департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта города Омска, Волонтерского центра ОмГУПС, школ г. Омска, палаточных лагерей Омской области. Все
студенты, участники этого проекта, награждены благодарственными письмами от президента АНО «Оргкомитет «Сочи 2014»» за высокую эффективность работы на тестовых соревнованиях сезона 2012 -2013 гг. и благодарственными грамотами от Международного Олимпийского комитета за помощь в организации Игр.
Участие в деятельности спортивно-оздоровительных комплексов города Омска (СОК «Зеленый остров» и СОК «Экстрим парк СибГУФК») основаны на полученных знаниях, умениях и навыков в процессе изучения дисциплин «Рекреационный туризм», «Организация культурно-досуговой деятельности», «Деловой этикет и протокол», «Деловые коммуникации», «Экономика и предпринимательство в туризме», «Конфликтология», «Психология», «Психология делового общения», «Связи с общественностью», «Организация туристской деятельности», «Менеджмент в туристской индустрии». Проект реализуется студентами 2 - 5 курсов, аспирантами и преподавателями кафедры под руководством канд. пед. наук, профессора Т. А. Кравчук.
В проекте принимают участие 5 преподавателей и сотрудников кафедры туризма, 2 аспиранта, 20 студентов, обучающихся по направлению 43.03.02 «Туризм» и 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм». С декабря 2014 г. по март 2015 г. было обслужено 12500 человек. С 31 января по 1 февраля 2015 г. в СОК «Экстрим парк СибГУФК» состоялся Омский областной фестиваль сноуборда. Руководство подготовкой и проведением соревнований осуществляла кафедра теории и методики туризма и социально-культурного сервиса Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
С этими проектами студенты и преподаватели кафедры туризма выступали на следующих мероприятиях.
1. Третий этап конкурса среди учреждений высшего и среднего профессионального образования на лучший добровольческий проект, реализованный студентами в течение 2013 г. на базе бюджетного учреждения Омской области «Омский областной центр социально-психологической помощи несовершеннолетним и молодежи» (2013 г.).
2. Городской Форум молодежных добровольческих инициатив «Завтра начинается сегодня» при поддержке Департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска совместно с бюджетным учреждением города Омска «Городской студенческий центр» (2013 г.). Номинации проектов: «Идея проекта» (студенческий экскурсионный центр «Академия туризма»), «Результативность проекта» («Восстановим и сохраним Парк Победы»), «Популяризация олимпийского движения» («Подготовка спортивных волонтеров к Олимпийским играм»).
3. Ярмарка студенческих волонтерских проектов при поддержке Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области в рамках долгосрочной целевой программы Омской области «Новое поколение (2009 - 2013 гг.)» (2013 г.).
4. Всероссийский конкурс молодежных проектов 2013 г. при поддержке Федерального агентства по делам молодежи Российской Федерации (2013 г.).
5. Проект «Молодежная культурная столица» при поддержке Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области (2014 г., 2015 г.).
6. IV Фестиваль путешественников Омской области (2014 г.).
7. Первый Всероссийский студенческий конкурс «ИЯ^ГРАНТ - Туристический бизнес будущего» (2014 г.).
8. Конкурс экскурсионных проектов «Омский тыл в годы Великой Отечественной войны», посвящённый 70-летию победы в Великой Отечественной войне (2015 г.).
9. Студенты опубликовали 57 статей в материалах различных региональных, Всероссийских и международных конференций в соответствии с профилем проекта.
Анализ успеваемости студентов, участвующих в волонтерских проектах, показал высокий уровень качественного показателя (90 % сдают сессию на хорошо и отлично), имеют только отличные оценки по всем видам практик. Студенты-волонтеры инициативны в спортивной общественной деятельности кафедры, активно участвуют в научных конференциях и профессиональных стажировках, имеют публикации, награждены благодарственными письмами и получают стипендии Губернатора Омской области и Правительства РФ.
Таким образом, создание педагогических условий для волонтерской деятельности студентов, обучающихся по направлению «Туризм», способствует эффективной подготовке конкурентоспособного выпускника, с высоким уровнем сформированности общекультурных и профессиональных компетенций. Полученные результаты можно применять в сфере высшего профессионального образования в области туризма.
Выводы
1. Создание педагогических условий для участия студентов в междисциплинарных волонтерских проектах способствует повышению познавательной активности студентов, целенаправленно формирует общекультурные и профессиональные компетенции, способствует повышению качества образовательного процесса в целом.
2. Реализация междисциплинарных волонтерских проектов целесообразна ежегодно с первого по четвертый курс, с учетом индивидуальных интересов и предпочтений студентов.
3. В содержание дисциплин, прежде всего, профессионального цикла, необходимо включать в раздел самостоятельной работы задания, связанные с волонтерской деятельностью, а на лекциях и семинарских занятиях целенаправленно формировать те компетенции, которые способствуют повышению интереса к волонтерской деятельности.
Литература
1. Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетент-ностей // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. Чита: Молодой ученый, 2011. С. 58 - 65.
2. Крутицкая Е. В. Компетентностный подход к организации волонтерской деятельности молодежи в высшей школе // Всероссийский научно-практический журнал «Волонтер». Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭУ, 2013. № 1-2. С. 11 - 21.
3. Медведева Е. С. Участие в волонтерском движении как фактор профессионального становления будущего специалиста // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. 2013. № 11.
4. Орлова Ю. В. Добровольческая деятельность как средство формирования социальной ответственности студента // Вестник ЮУрГУ. 2013. № 4. Т. 5. С. 110 - 113.
Информация об авторах:
Кравчук Татьяна Анатольевна - кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики туризма и социально-культурного сервиса Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, kravchukt@mail.ru.
Tatiana A. Kravchuk - Candidate of Pedagogics, Full Professor, Head of the Department of Theory and Methodology of Tourism and Socio-Cultural Service, Siberian State University of Physical Culture and Sports.
Стафеева Алена Юрьевна - аспирант кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, Alenastaf@yandex.ru.
Alena Yu. Stafeeva - post-graduate student at the Department of Theory and Methodology of Tourism and Socio-Cultural Service, Siberian State University of Physical Culture and Sports.
(Научный руководитель - Т. А. Кравчук).
Статья поступила в редколлегию 13.04.2015 г.