УДК 615.035.4
РАЗВИТИЕ ИНВАТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД
З.Н. Сафина, Д.В. Малыхина
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия Для связи с авторами Е-шаД: zifti@yandex.ru
Аннотация:
В статье рассматриваются перспективы развития инватуризма в Республике Татарстан как отдельного направления туризма, ориентированного на обеспечение доступности объектов историко-культурного наследия лицам с инвалидностью. Авторы, анализируя проблему, выявили ряд противоречий, среди которых наиболее значимым представляется следующее: туристский потенциал республики, г. Казани для данной категории граждан остаётся невостребованным. Изучение деятельности туроператоров, турагентов на предмет предоставления туристских услуг инвалидам различных нозологий, в том числе мобильно ограниченным, потребностей инвалидов в доступности к уникальным объектам позволило определить проблемное поле исследования - каковы условия формирования инватуризма в республике и ее столице? Нарастающая динамика позитивных тенденций, связанная с реализаций целого ряда программных документов по реализации прав инвалидов, созданию безбарьерной среды, стала предпосылкой осознания обществом значимости данного вопроса, что актуализировало ряд исследовательских задач - роль органов власти и местного самоуправления, бизнеса, некоммерческих организаций в решении проблемы, вовлеченность образовательных организаций, самих граждан в развитие темы. Авторы отмечают, что в дискуссионном поле исследователей остается анализ сущности и содержания основных понятий и категорий обозначенной проблемы, таких как социальный туризм, инклюзивный туризм, доступный туризм, инватуризм, а также поиск эффективных механизмов и технологий ее конструктивного решения. Проектный подход позволил авторам разработать модель социального партнёрства в развитии инватуризма в республике с включенностью в решение проблемы всех заинтересованных структур, объединением ресурсов - административных, материально-технических, инновационных, социального опыта и других, где образовательные организации, в том числе с участием в проекте волонтеров, занимают свое особое место. Результаты исследования и опыт личного участия авторов в реализации идей инклюзии по рекомендации кафедры сервиса и туризма Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма включены в рабочие программы отдельных дисциплин по направлениям «Туризм», «Сервис», «Гостиничное дело» в целях развития ключевых компетенций студентов и их сопричастности к решению важнейшей социальной проблемы. Ключевые слова: инватуризм, социальное партнёрство, проектный подход.
THE DEVELOPMENT OF INFOTURISM IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN: THE PROJECT APPROACH Z. N. Safina, D.V. Malykhina
Volga State Academy Of Physical Culture, Sports And Tourism, Kazan, Russia Abstract:
The article discusses the prospects for the development of infoturism in the Republic of Tatarstan as a separate direction of tourism focused on the accessibility of objects of historical and cultural heritage of persons with disabilities. The authors, analyzing the problem, identifying a number of contradictions, among which the most significant are the following: the tourist potential of the Republic, Kazan for this category of citizens remains untapped. The study of the activities of tour operators, travel agents to provide tourism services for persons with disabilities of various nosologies, including mobile limited, needs of persons with disabilities in the availability of unique objects allowed to define the problem field of the research - what are the conditions for the formation of infoturism in the Republic and its capital? Increasing dynamics of positive trends associated with the implementation of a number of policy documents on the rights of persons with disabilities, creation of barrier free environment were the prerequisites of public awareness of the importance of the issue that stimulated a series of research challenges - the role of authorities and local self-government, business, non-profit organizations in solving problems, the involvement of educational institutions, citizens in the development of the theme. The authors note that in the discussion field, researchers can analyze the nature and content of the basic concepts and categories identified problems - social tourism, inclusive tourism, accessible
tourism, infoturism, the search for effective mechanisms and technologies of its constructive solutions. The project approach allowed the authors to develop a model of social partnership in the development of infoturism in the Republic with involvement in the solution of the problem by all stakeholders, pooling of resources - administrative, logistical, innovative, and others, where educational organizations occupy a special place. The results of the study, including the experience of personal involvement of the authors in implementing the ideas of inclusion, on the recommendation of the Department of service and tourism of the Volga region state Academy of physical culture, sports and tourism are included in the work programs of individual disciplines in the areas of Tourism, Services, Hospitality, development of key competences of students and their participation in solving critical social problems.
Key words: infoturism, the social partnership, project-based approach.
ВВЕДЕНИЕ
Обращение к теме вызвано актуальностью научно-практической проблемы формирования инклюзивного общества через включенность людей с инвалидностью во все сферы жизнедеятельности. Для государства данная тема остается среди приоритетных направлений, что подтверждается принятием в 2011 году Правительством Российской Федерации государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы, продленной до 2020 г. [1], реализация которой позволила обеспечить доступ всех маломобильных групп к инфраструктуре, информации, образованию в целях содействия интеграции инвалидов в общество.
В контексте обозначенных документов и программ в субъектах Российской Федерации прослеживаются сдвиги, в том числе в развитии туризма для данной категории граждан. Важным документом для исследования нашей темы является принятая в 1991 году Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации (ЮНВТО) резолюция «Создание возможностей для туризма людям с ограниченными возможностями в девяностые годы», ориентирующая государства-члены сделать свои туристские объекты и учреждения доступными для людей с инвалидностью. Значимым стал документ «Туризм, доступный для всех» (Дакар, 2005 г.), который был преобразован в «Рекомендации по доступному туризму» в 2013 г. с учетом Положения Конвенции о правах инвалидов (2007 г.), где также раскрывается содержание доступности: «Доступность — это центральный элемент любой социально-ответственной и устойчивой политики в области туризма. Это непременное условие соблюдения прав человека и исклю-
чительная возможность для бизнеса. Кроме того, мы должны признать, что доступный туризм пойдёт на пользу не только людям с инвалидностью или особыми потребностями, от нее выиграем все мы» [2].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Методологической основой и источниками работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых Бабкина А. В., Боголюбова B.C., Бойко А. Е., Коваленко В.В., Тай-гибова Т.Т., I. Ambrose, D. Buhalis, S. Darcy, E. Michopoulou. В их работах нашли отражение различные аспекты государственного регулирования и поддержки туризма. Отдельные вопросы по созданию доступной среды и осуществлению турпоездок для людей с ограниченными возможностями, а также формирование безбарьерной среды, социально-экономические аспекты и перспективы развития доступного туризма рассматривались в публикациях Ерохиной А., Ионицкой К.А., Bowtell J., Eastman J.K, Cruces Portales R., Iyer R., Reisenwitz T.H.
Для исследователей и практиков по-прежнему остается в дискуссионном поле понятийный аппарат обозначенной проблематики — «социальный», «безбарьерный», «инклюзивный» туризм. В рамках нашего исследования мы придерживаемся термина «инватуризм», который означает туризм для инвалидов или инвалидный туризм как «вид рекреационного туризма, рассчитанного на людей с ограниченными физическими возможностями» [3]. Современные проблемы паратуризма, зарубежный и отечественный опыт организации туризма для людей с инвалидностью рассмотрены Шимолиной М.В [4]. Анализ социального туризма для маломобильных
групп населения на опыте Хабаровского края представлен Мальцевой А.А, Черновой В.А [5]. Методические аспекты инклюзии детей-инвалидов в туристическую деятельность через оптимальный, по мнению авторов, пешеходный туризм изучены Скворцовым В.Н.[6]. Ошнокова К.Б., Узденова С.Б. обращаются к анализу организации туризма для лиц с инвалидностью в контексте взаимодействия со студенческой молодежью [7]. Анализ проблемы привел нас к определению целевой аудитории — потребителей инвату-ризма (рисунок 1), к которым можно отнести инвалидов, временно маломобильные группы лиц, не имеющих медицинских противопоказаний к осуществлению путешествия, а также родственников, друзей и специально подготовленный персонал, которые сопровождают туристов-инвалидов во время путешествия [8]. Зарубежный и российский опыт в области инватуризма демонстрирует уникальные примеры государственной поддержки развития этого направления туризма, оказания туристских услуг данной категории граждан. Например, в Германии более 30 лет ведется активная работа по разработке и внедрению специальных предложений для лиц с инвалидностью, а также особое внимание уделяется обучению персонала по приему и обслуживанию туристов-инвалидов. В испанской Каталонии с 2007 г. созданы «зеленые зоны», которые полностью приспособлены для нужд туристов с инвалидностью. Любой турист-инвалид (даже инвалид-колясочник) может позволить себе катание на воздушных шарах или в горнолыжной зоне. Во Франции главной целью объектов туристской инфраструктуры является получения знака «Туризм
и инвалидность», который означает, что отель или курорт готов принять всех без исключения.
В отдельных регионах Российской Федерации также имеются примеры реализации экскурсионных программ для лиц с инвалидностью. Например, в Республике Татарстан создаваемые туристские кластеры выступают необходимым условием комплексного развития туризма, в том числе различных его направлений. Вместе с тем, как показало исследование, для туристских организаций республики данный вид туризма в их деятельности не обозначен. Лишь одна компания — «Интегра-Тур» — начала целенаправленную работу по развитию инватуризма, в том числе в рамках государственной грантовой поддержки данного направления. В деятельности вузов, ориентированных на подготовку специалистов в сфере туризма и гостеприимства, имеются примеры социальных практик инклюзии в туризме, не носящие системный характер, так же, как и в работе общественных организаций инвалидов. Отметим следующее: значительный республиканский опыт по организации и проведению международных, российских и региональных мероприятий, в том числе для лиц с инвалидностью (Парауниверсиа-да-2013, Параолимпиада-2014, ФИНА, World skills), недостаточно используется в организации инватуризма как перспективного и востребованного жителями республики — инвалидами различных нозологий, в том числе гостями из других регионов и стран. Применение проектного подхода позволило нам создать модель социального партнёрства с участием в решении проблемы органов власти и местного самоуправления, бизне-
Рисунок 1 - Классификация потребителей услуг инватуризма
са, некоммерческих организаций, образовательных организаций, СМИ (на примере г. Казань). Принцип социального партнёрства позволяет, как известно, объединять ресурсы: административные, интеллектуальные, материально-технические, инновационные, образовательные, социальный опыт и другие [9], что приводит к конструктивному диалогу всех заинтересованных структур, определению приоритетных ситуативных и перспективных задач, системному решению обозначенной проблемы. В разработанный нами социальный проект «Инватуризм в г. Казань» будут вовлечены партнёры, работающие с целевой аудиторией в различных аспектах, имеющие необходимые и достаточные ресурсы для его эффективной реализации. Стратегическим партнером проекта выступает Комитет содействия развитию туризма в Казани как представитель органа муниципального образования с его государственным видением проблемы, имеющимся ресурсным, в том числе весьма значимым для развития инватуризма, и информационным сопровождением проекта. Координирующая роль Комитета позволит применять эффективные управленческие технологии с учетом возможностей участников проекта. Еще одним партнером, оказавшим поддержку основным целям и задачам проекта, стала Татарская региональная организация Всероссийского общества инвалидов — ТРО ВОИ, для которой лица с инвалидностью являются основной целевой аудиторией уставной деятельности организации, в том числе для всей ее республиканской сети. Именно данная организация имеет актуальную статистку, более всего информирована о потребностях и возможностях своих членов, располагает потенциалом связей с общественностью и, что существенно, имеет колоссальный опыт конструктивного диалога с органами власти в решении важнейших социальных проблем инвалидов.
Ассоциация «Гильдия экскурсоводов Республики Татарстан» занимается профессиональным консультированием в реализации экскурсионных и туристических программ, в связи с чем ее роль в проекте представле-
на значимым опытом как в коммуникациях с образовательными профильными учреждениями в вопросах участия в образовательном процессе, организации практики студентов, содействия их трудоустройству, так и в организации вариативных экскурсионных программ с различными целевыми аудиториями, в том числе с инвалидами. Инклюзия в туризме может эффективно развиваться только при участии в этой деятельности вузов, в контексте нашего проекта — ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» с наличием специализированной кафедры сервиса и туризма, научно-методическим сопровождением проекта, имеющимся опытом академии в работе с инвалидами. Особое место в развитии инватуримза принадлежит волонтёрам, потенциалу добровольческого движения, ориентированного на участие в развитии социально-культурных программ. Включенность в развитие инклюзии в туризме студентов и молодёжи способствует как формированию сопричастности к решению важных социальных проблем общества, так и развитию важнейших духовно-нравственных качеств молодых людей.
Анализ проблемы привел нас также к ожидаемому выводу, что для бизнес-структур инвату-ризм может быть скорее социально ориентированным бизнесом, не приносящим высоких прибылей. Вместе с тем развитие данного направления туризма позволит туристским организациям иметь высокий статус, особый бренд организации, ориентированной на оказание услуг всем гражданам. Реализация проекта предполагает его постоянное информационное сопровождение через все каналы коммуникации партнёров, в том числе взаимодействие с самой целевой аудиторией.
Таким образом, реализация проекта «Инвату-ризм в г. Казани» позволит выстроить инновационную модель социального партнёрства, где участие и вклад каждого приведут к си-нергетическому эффекту и прогнозируемым результатам — содействию развитию инвату-ризма в Республике Татарстан как важнейшего востребованного обществом направления
туризма. Инклюзия лиц с инвалидностью во все сферы жизнедеятельности граждан, как известно, является важнейшей имиджевой
составляющей города, республики как территории открытости, доступности и гостеприимства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы». Информационно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://base.garant.ru/71265834
2. ЮНВТО: Рекомендации по доступному туризму (Приняты на основании резолюции A/RES/637(XX) Генеральной Ассамблеи ЮНВТО в августе 2013 г.) (новая редакция рекомендаций ЮНВТО по туризму от 2005 г.) // Всемирная туристская организация, 2016, Мадрид.
3. Зайцева, Н. А. Безбарьерный туризм (для бакалавров) : Учебное пособие / Н. А. Зайцева, Д. Б. Шура-вина. - М. : КноРус, 2016. - 176 с.
4. Шимолина, М. В. Современное состояние парату-ризма / М. В. Шимолина //Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран в ХХ1 веке. Т .2 - 2014. - С. 206-209. [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21693535.
5. Мальцева, А. А.Социальный туризм для маломобильных групп населения / А. А. Мальцева, В. А. Чернова // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран в ХХ1 веке.- Т. 1 - 2016. - С. 274-277. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://elibrary.ru/ item.asp?id=26396597.
BIBLIOGRAPHY
1. The RF Government decree of December 1, 2015 N 1297 "On approval of the state program of the Russian Federation 'Accessible environment" for 2011
- 2020 years." The legal information system Garant [Electronic resource]/ access Mode: http://base.garant. ru/71265834
2. UNWTO Recommendations on accessible tourism (Adopted by resolution A/RES/637(XX) of the UNWTO General Assembly in August 2013) (the new edition of the UNWTO recommendations on tourism from 2005) // world tourism organization, 2016, Madrid.
3. Zaitseva, N. A. Barrier-free tourism (for bachelors) : Textbook / N. A. Zaitseva, D. B. Surovina. - M. : KnoRus, 2016.
- 176 p.
4. Semolina, M. V. the current state of paritarisme / M. V. Semolina // Scientific-technical and economic cooperation in the twenty-first century. - Vol. 2 - 2014. - P. 206-209. [Electronic resource]/access Mode: https:// elibrary.ru/item.asp?id=216 3535.
5. Maltseva, A. A. Social tourism for people with limited mobility / A. A. Maltseva, V. A. Chernov // Scientific, technical and economic cooperation in the twenty-first century. - Vol. 1 - 2016. - S. 274-277. [Electronic
6. Скворцов, В. Н. Инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в туристическую деятельность / В. Н. Скворцов // Социальные и медико-биологические основы коррекции функционального состояния организма.- 2015.- С. 151-155. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id=27025825.
7. Узденова, С. Б. К некоторым вопросам организации туризма для людей с особыми потребностями при их взаимодействии со студенческой молодёжью./С. Б. Узденова, К. Б. Ошнокова // Современные технологии в мировом научном пространстве : Сб. статей Международной научно-практической конференции. - 2017., Уфа. - С. 147-149. Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asp
8. Ерохина, А. Россия без барьеров: туризм, доступный для всех - перспективы развития, экономическая выгода и социальная значимость / А. Ерохина [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://rushkolnik. ru/docs/258/index-511029.html
9. Сафина, З. Н. Организации сервиса: социально-культурная деятельность/ З. Н. Сафина // Туризм, сервис и образование: исследовательские проекты : Материалы I международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 73-79. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id=29886544
resource]/ access Mode: https://elibrary.ru/item. asp?id=26396597.
6. Skvortsov, V. N. Inclusion of children with disabilities in tourism activities / V. N. Skvortsov // Social and medical-biological bases of correction of the functional state of the organism. - 2015. - S. 151-155. [Electronic resource]/ access Mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=27025825.
7. Uzdenova S. B. To some questions of the organization of tourism for people with special needs in their interaction with students. / S. B. Uzdenova, K. B. Osekova // Modern technology in the world scientific space : SB. articles of the International scientific-practical conference. - 2017., Ufa. - P. 147-149. Electronic resource]/ access Mode: https://elibrary.ru/defaultx.asp
8. Yerokhin, A. Russia without barriers: tourism, accessible to all prospects, economic benefits and social significance / A. Yerokhin, [Electronic resource]/ access Mode: http://rushkolnik.ru/docs/258/index-511029.html
9. Safina, Z. N. Organization: socio-cultural activities/ Z. N. Safina // Tourism, service and education : research projects. Proceedings of the I international scientific-practical conference. - 2017. - P. 73-79. [Electronic resource]/ access Mode: https://elibrary.ru/item. asp?id=29886544
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Сафина Зульфия Нурмухаметовна - доктор педагогических наук профессор, профессор кафедры сервиса и туризма Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, e-mail: zifti@yandex.ru Малыхина Дарья Владиславовна - студентка 3-го курса Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, e-mail: malyhina.dashka@mail.ru.