ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
www.pmedu.ru
2011, №5, 13-19
ПОТЕНЦИАЛ НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ЮНЕВОК: СОТРУДНИЧЕСТВО НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
POTENTIAL OF NATIONAL CENTER UNEVOK: COOPERATION ON REGIONAL LEVEL
Ломакина Т.Ю.
Заведующая лабораторией Института теории и истории педагогики РАО, директор Национального центра ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ, доктор педагогических наук, профессор
E-mail:[email protected] Lomakina T.Yu.
Head of the laboratory of the Institute of theory and history of pedagogics (Russian Academy of Education)
Director of National UNESKO/UNEVOK center in Russian Federation Doctor of Science (Education)
Professor
Аннотация.В статье рассмотрена роль Национального центра ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ по реализации стратегии образование через всю жизнь в условиях реформирования образовательной системы и с учетом усиления роли региональных образовательных систем. Показаны некоторые достижения Национального центра ЮНЕВОК в РФ, как структурного подразделения ИТИП РАО, за год работы.
Annotation. Article reveals the role of National center JUNESKO\JUNEVOK in the Russian Federation in realization of education strategy through all life in the conditions of reforming of educational system and taking into account of strengthening of a role of regional educational systems. Some achievements of National center UNEVOK in the Russian Federation, as structural division of the Institute of theory and history of pedagogics of the Russian academy of Education, for a year of work period are shown.
Ключевые слова: центр ЮНЕСКО/ЮНЕВОК, непрерывное образование, профессиональное образование, региональное взаимодействие для устойчивого развития, интеграционные и информационные процессы, реформирование национальных образовательных систем.
Keywords: Center UNESKO/UNEVOK, continuous education, professional education, regional interaction for a sustainable development, integration and information processes, reforming of national educational systems.
Перемены, свойственные современному историческому этапу развития, имеют определенные особенности: непрерывность, устойчивость, стремительность и способность к ускорению. Эти трансформации изменяют спрос на квалификационную структуру профессиональных кадров, требуя от них профессиональной мобильности и совершенства, необходимости постоянно обновлять свои знания. Поэтому обучение на протяжении всей жизни в целях личного и профессионального развития, смены рода занятий, овладения широкопрофильной квалификацией в соответствии с предложением и спросом на высококвалифицированные кадры имеет решающее значение. Это касается целей, доступа, содержания программ, структуры учебных заведений, охвата областей деятельности, типа
и продолжительности программ, форм организации учебного процесса (delivery systems), используемых методов, приемов и кадров, привлекаемых к преподавательской работе, способности учебных заведений быстро откликаться на возникновение новых потребностей, предугадывать их, создавать гибкие и восприимчивые к переменам структуры, менять критерии доступа к образованию, чтобы учитывать опыт трудовой жизни.
Подготовка кадров в глобализирующемся обществе должна быть направлена на формирование открытости образования мировой культуре, социуму, человеку. Проблема создания единого образовательного пространства, сплачивающего национальные системы образования, заключается в установлении между ними двусторонних управленческих, технологических, информационных, методических, научно-исследовательских связей. Единение становится возможным только в случае открытости образовательных систем, их взаимной предрасположенности к сотрудничеству.
Именно поэтому в основе работы Национального центра ЮНЕСКО\ЮНЕВОК в РФ, созданного в 1994 г. Секретариатом ЮНЕСКО по представлению Министерства образования РФ и Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, лежит принцип открытости в образовании.
Руководствуясь принципом открытости, Национальный центр ЮНЕСКО\ЮНЕВОК в РФ ставит следующие задачи:
- содействие развитию педагогического, культурного, научно-технического и делового сотрудничества между российскими, международными и зарубежными организациями;
- организация и проведение подготовки и переподготовки профессиональных кадров и специалистов как в России, так и за рубежом;
- организация и проведение на национальном и международном уровнях выставок, конференций, семинаров и других мероприятий, реализация проектов и различных программ по проблемам, представляющим интерес для участников Центра;
- представление интересов своих участников в государственных органах, международных и общественных организациях.
Стратегию развития образования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных составляющих ее процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и элементов ее развития на основе прогнозных оценок и стратегических направлений структурных сдвигов в экономике и социальной политике государства.
Непрерывное образование предполагает возможность и необходимость для всех людей любого возраста обновлять, дополнять и применять ранее приобретенные знания и умения, постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру, развивать способности, получать специальность и совершенствоваться в ней, приобретать новую специальность.
Можно констатировать, что в современных условиях в разных странах происходит реформирование национальных образовательных систем, обусловленных следующими тенденциями мирового развития:
- ускорение темпов развития общества и, как следствие, необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;
- переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
- демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
- рост значения человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства, что обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования, как молодежи, так и взрослого населения.
В результате перестройки деятельности профессионального образования в России наметилось значительное изменение структуры подготовки кадров по отдельным профессиям, направлениям, специальностям. Эти изменения были обусловлены усилением ориентации образования как на личные потребности обучаемых в получении профессии, специальности, так и на спрос рынка труда в специалистах гуманитарного профиля, сферы сервиса, информационных технологий. Произошло укрупнение ряда специальностей на основе их интеграции. Получила развитие интеграция образовательных и научных учреждений, производственных предприятий в различного вида учебнонаучно-производственные комплексы. Это позволило начать системно решать задачи преемственных образовательных программ разного уровня, усилить связь образования, науки и промышленности, более полно и эффективно использовать имеющиеся материально-техническую базу, преподавательские кадры, финансовые ресурсы. Особое значение начинает приобретать формирование университетских комплексов, восстанавливающих и развивающих проверенный временем российский и зарубежный опыт организации системы образования.
Анализ процессов реструктуризации образовательных сетей в нашей стране показал, что произошла диверсификация возможностей и свобод как регионов, так и образовательных учреждений. Это явилось основанием для создания новой структуры Национального центра ЮНЕСКО\ЮНЕВОК в РФ, которая была реализована в ноябре 2010 г. Центральный офис Центра стал располагаться в структуре Учреждения Российской академии образования «Институт теории и истории педагогики». Были созданы также региональные Отделения Центра:
- по Республике Татарстан - на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 7» г. Казань;
- по Ленинградской области - на базе Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина;
- организационно-методическое отделение - на базе Московского художественно-педагогического колледжа технологий и дизайна.
Нарастающие интеграционные и информационные процессы ведут к открытости и информационной прозрачности современного общества. Необходимо отметить, что открытость несет современному обществу не только благо, связанное с возможностью интеграции ресурсов отдельных стран, создания экономически эффективных транснациональных корпораций, выравнивания условий жизни различных народов, снятия международной напряженности и конфронтации, но и множество проблем экономического, политического, нравственного характера.
По мере возрастания открытости общества снижается его устойчивость по отношению к внешним деструктивным воздействиям, которые могут быть направлены на разрушение национальной культуры, формирование экономической и политической зависимости. Рост открытости и динамизма в общественном развитии неуклонно ведет к тому, что общество становится все менее предсказуемым, степень его неопределенности возрастает, снижается его социальная стабильность.
По мнению зарубежных ученых, современное общество есть общество риска, когда стираются жизненные и профессиональные перспективы, утрачиваются значения культурных, религиозных и иных традиций, осуществляется частая смена профессий, мировоззрений, партнера. С одной стороны, человек ощущает растущее одиночество, а с другой стороны, возрастают его шансы для индивидуального развития, ибо постоянно требуется выработка индивидуальных стратегий «врастания» в жизнь. В современном обществе происходят глубокие изменения в социальном статусе человека, иную ценность приобретают такие понятия как свобода, ответственность, самореализация; развивается многоплановое социальное творчество, отражающее процесс создания человеком нового социального пространства, в котором разворачиваются образовательные и воспитательные процессы.
Осмысление и преобразование этих процессов связано с кардинальными изменениями в образовании: наряду с традиционным представлением об образовании как системе знаний и умений появляется новое понятие - образование личности, ее целей, отношений, мотивации.
Процессам формирования содержания нового понятия была направлена деятельность Национального центра ЮНЕСКО\ЮНЕВОК в РФ, которую условно можно представить двумя направлениями:
- образовательная и учебно-методическая работа;
- проектная деятельность.
Российская система образования позволяет четко определить основные этапы в образовательной карьере. На пути построения образовательной траектории можно выделить реперные точки, определяющие дальнейшие векторы ее развития. Именно сделанные определенным образом выборы в конкретных точках жизненного пути в итоге приводят к достижению определенного социальнопрофессионального статуса. Выборы, сделанные индивидом в точках, заданных институциональными характеристиками системы образования, определяют его переход на следующие ступени жизненной карьеры, который можно оценить с точки зрения социальной успешности.
На базе Отделения Центра по Республике Татарстан прошел третий выпуск студентов колледжа при Институте социальных и гуманитарных знаний, которые, начиная с 9-го класса гимназии, одновременно в течение трех лет учились по школьным программам и образовательным программам среднего профессионального образования. В разные годы группа таких ребят, которые одновременно с аттестатом зрелости получают диплом специалиста среднего профессионального образования, насчитывает 10-15 человек. Обучение происходит после школьных занятий по системе сетевого взаимодействия - часть занятий на территории гимназии, часть занятий в аудиториях института.
В современном обществе происходит становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях, и нарастают процессы глобализации, которые ведут к гомогенизации общества, проявляющейся в приверженности общим культурным ценностям, единым принципам, нормам поведения, стремлении все универсализировать. С другой стороны, глобализация - это естественно растущая взаимозависимость, интеграция отдельных форм общественной жизни, главным следствием которой является размывание государственных границ.
Процессы глобализации обусловливают продвижение современного общества к открытости, формирование открытого общества. Единые цели и задачи образования различных стран мира делают задачу интеграции национальных образовательных систем выполнимой. Международная интегральная система образования, базирующаяся на единых требованиях к качеству образования, направлена на формирование высокообразованных личностей, воспитанных в духе гуманизма и плюрализма, сознательно участвующих в глобальных мировых процессах.
Этой цели посвящены ежегодные совместные тестирования Отделения Центра по Республике Татарстан и Американского университета в Болгарии для отбора абитуриентов, проживающих в Поволжском федеральном округе. Прошедшие тестирование школьники становятся студентами Университета.
Образование - это и социальный институт, работающий на благо общества и в непосредственной взаимосвязи с обществом, поэтому открытость образования подразумевает и укрепление взаимосвязей образования с другими социальными институтами, расширение практики социального партнерства, т.е. открытость социуму. Открытость образования социуму реализуется путем взаимного влияния и установления двусторонних связей, в частности, между образованием и бизнесом, образованием и локальным сообществом, образованием и семьей, образованием и религией. Она находит свое отражение в социальном партнерстве, совместном социальном творчестве с целью создания необходимых и достаточных условий для удовлетворения социального заказа на качественные образовательные услуги. Как только система образования теряет связь с социумом, так происходит утрата необходимого соответствия качества образования и направлений профессиональной подготовки насущным требованиям социума. Доминирование открытости образования социуму отражает
состояние системы, адекватное режиму наиболее эффективного ее функционирования в условиях активного взаимодействия с другими социальными институтами.
Открытое образование базируется на следующих ключевых принципах:
- интернационализация образования (открытость образования мировой культуре) путем взаимопроникновения культур и единения культурного многообразия на основе идеологической и научной открытости;
- укрепление взаимосвязей образования с другими социальными институтами, расширение практики социального партнерства (открытость образования социуму) с целью формирования соответствующих потенциалов и стратегий развития образования;
- доступность образования для каждого члена общества (открытость образования человеку), которая обеспечивается такими свойствами открытого образования как:
- вариативность, подразумевающая создание многообразной, многомодельной системы образования;
- индивидуализация образования, путем предоставления учащемуся большей свободы при планировании образовательной программы, выборе места, времени и темпа обучения;
- непрерывность, т.е. предоставление возможности учиться в течение всей жизни.
Открытое образование - это самоорганизующаяся открытая социальная система, динамично реагирующая на актуальные изменения, происходящие в социуме, и обеспечивающая благодаря высокой вариативности и избыточности многообразие и альтернативность путей становления личности в современном обществе.
Благодаря активной работе по проведению международных конференций под эгидой ЮНЕСКО, Национальный центр ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ приобрел устойчивую репутацию центра координации усилий профессионального сообщества стран СНГ по развитию системы профессионального образования и подготовки кадров в русскоязычных странах.
Продолжая эти традиции в этом году, Центр провел следующие конференции.
В целях обобщения и распространения опыта работы в области самообразования, саморазвития и воспитания молодых педагогов и студентов профессиональных учебных заведений, молодых работников фирм и предприятий сферы услуг в апреле на базе Организационно-методического отделения Центра прошла Всероссийская молодежная научно-практическая конференция «Самообразование как средство развития личности педагога и студента», в которой приняли участие 180 человек. На конференции были представлены стендовые доклады студентов и их оригинальные проекты.
Проблемы развития профессионального образования за последние 15 лет и определения основных научных подходов и особенностей развития в условиях мирового экономического кризиса были рассмотрены на 4-х научных чтениях, посвященных памяти академика С.Я. Батышева на тему «Особенности профессионального обучения в условиях мирового экономического кризиса» (г. Москва, октябрь 2010 г., 87 участников). Конференция прошла при поддержке Российского Гуманитарного научного фонда и Торгово-промышленной палаты РФ, при участии Министерства образования и науки Украины.
9-ая Международная конференции «Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития» была организована Отделением Центра по Ленинградской области и посвящена развитию профессионального образования в современных условиях формирования системы непрерывного образования (г. Санкт-Петербург, июнь 2011 г., 146 участников). Среди участников конференции были представители Австрии, Албании, Белоруссии, Болгарии, Италии, Казахстана, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, России, Украины и др. стран.
5-е научные чтения, посвященные памяти академика С.Я. Батышева, проходили в два этапа на территории Украины: 7-8 сентября 2011 г. в Киеве; 9-10 сентября 2011 г. в Николаеве.
Мы начали подготовку 10-ой Международной конференции «Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития», которая пройдет в июне 2012 г. в Санкт-Петербурге.
В данных условиях образование как социальный институт, который призван решать проблемы социального воспроизводства общества, должно не только соответствовать существующей динамике общественного развития, но и иметь упреждающий характер, т.е. выполнять наряду с наукой инновационные функции, обеспечивая прогрессивное развитие мирового сообщества.
Сегодня можно выделить следующие проблемные точки: во-первых, решение проблем образования (как и любых глобальных проблем) в одной стране не может не сказаться на общемировой ситуации в этой сфере; во-вторых, действительно комплексное решение вопросов образования может быть эффективно предпринято только совместными усилиями ряда стран, либо всеобщими стараниями человечества; в-третьих, образование как глобальная проблема современности должно прочно войти в проблемное поле гуманитарных наук.
Основной характеристикой информационного общества является особый статус информации, и особенно знания как ее высшей формы. Это общество, основанное на знаниях. Информатизация оказывает воздействие не только на ход научно-технического прогресса, но и на социальные процессы и явления. Э. Тоффлер одним из первых констатировал переход человечества в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие компьютерной техники и НТР в целом.
Поэтому Национальный Центр ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ подготовил первый номер журнала на русском языке, в котором будут освещаться наиболее значимые материалы ЮНЕСКО по проблемам профессионального образования, а также передовой педагогический опыт России, стран дальнего и ближнего зарубежья. Приглашаем Вас к сотрудничеству.
Сегодня по мере нарастания процессов глобализации в мировом сообществе происходит взаимопроникновение и единение различных культур. В этой ситуации коренным образом меняется роль образования, являющегося своеобразным мостом, ведущим в новую культуру. Система образования, открытая мировой культуре, призвана аккумулировать все культурное многообразие, преодолеть существующие цивилизационные, межнациональные и межконфессиональные различия, способствовать росту взаимопонимания наций и народностей, их интеграции на благо общественного прогресса.
Эта проблема актуальна в России в связи с миграционными потоками.
Миграции существенно расширяют этническую и культурную мозаику, выявляют и обостряют этнокультурные противоречия между различными группами населения, вызывают социальные напряжения. Всего в России живет и работает по разным оценкам от 5 до 15 млн. нелегальных мигрантов. Проблемы профессиональной адаптации мигрантов имеются во всех отраслях экономики. С целью эффективной интеграции мигрантов в социокультурное и экономическое пространство нашей страны совместно с Московским строительным колледжем № 1 была разработана и частично реализована в практику уровневая модель модульного профессионального обучения мигрантов. В нее вошли 4 модуля:
- адаптация - обучение русскому языку и ознакомление с историей и традициями русского народа;
- профессиональное обучение;
- оценка уровня квалификации;
- повышение уровня квалификации.
Таким образом, открытость образования мировой культуре не только обогащает систему образования, насыщая ее культурными и педагогическими ценностями и традициями других народов, но и содействует объединению мирового сообщества на благо прогрессивного развития мировой цивилизации. Единение культурного многообразия является основополагающим фундаментом открытого общества и открытого образования.
Открытость образовательных систем как процесс взаимной предрасположенности к сотрудничеству по всем вопросам, начиная от выработки единых общемировых требований к каждой ступени образовательного процесса, взаимного признания образовательных дипломов и сертификатов, до взаимопомощи в вопросах учебно-методического, материально-технического обеспечения учебного процесса, создает необходимые условия для формирования единого образовательного пространства, сплачивающего национальные системы образования.
Доказательством этого является прошедший в конце апреля этого года на базе Организационнометодического отделения Центра Конкурс на кубок Академии парикмахерского искусства Сэн-Луи (Франция). На Конкурсе были представлены 67 работ студентов профессиональных образовательных учреждений Москвы по направлениям: парикмахерское искусство и прикладная эстетика, дизайн одежды, арт-дизайн в кулинарии. Победители получили призы и кубки Французской академии.
Непосредственно с открытостью образования мировой культуре связана идеологическая и научная открытость образования, в основе которой лежит плюрализм научных мнений и концепций. Идеологическая и научная открытость образования способствует развитию творческих начал у учащихся, формированию исследовательских навыков, получению широких разносторонних знаний, привитию учащимся демократических взглядов и принципов. Идеи идеологической и научной открытости образования получили широкое отражение в современной теории открытого образования.
Реализуя эту теорию на практике в мае этого года в Лос-Анджелесе (США) прошел международный конкурс научных проектов, где были представлены работы 2000 участников. Россию представляла победительница российского конкурса «Россия - ответственность - стратегия - технология», ученица 10 класса гимназии № 7 г. Казань Диана Галаутдинова. Ее научный проект «Биохимическая активность силикатных частиц, модифицированных аминогруппами по отношению к системе Candida albicans - гемоглобин» получил диплом 3-ей степени.
В рамках проектной деятельности в Отделении Центра по Республике Татарстан было проведено исследование по проблеме теплосбережения, которая является сегодня актуальной для всего мира. В рамках исследования были изучены технологии утепления фасадов зданий и теплоизоляционных свойств краски. Была создана новая теплоизоляционная краска, экономический эффект применения которой при окраске фасада гимназии составил 120 000 рублей в год.
Национальный центр ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ постоянно сотрудничает с отделами Секретариата ЮНЕСКО и ее региональными офисами, а также с другими международными и межгосударственными (ПРООН, ЮНИДО, ЮНЕП, Совет Европы) и негосударственными (Международная ассоциация инженеров (IAEE), Европейская ассоциация по консультациям и образованию) организациями, с национальными комиссиями по делам ЮНЕСКО, институтами и ведомствами различных стран: Армении, Белоруссии, Германии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Франции и др.
Ведущие мировые страны осознали необходимость модернизации национальных образовательных систем через интеграционные процессы, которые должны происходить в образовательных системах всех уровней иерархии. Поэтому процессы модернизации образования в международном масштабе имеют своей целью создание единого образовательного пространства. Именно через глобализацию в сфере образования, создание международного образовательного пространства сглаживаются существующие различия в уровне цивилизационного развития, этнокультурные особенности различных народов мира, препятствующие развитию глобальных процессов. Процессы глобализации в сфере образования так же, как и любые другие социальные процессы, необходимо осуществлять в биполярном пространстве сущностных характеристик: глобализация, интеграция, гомогенность и открытость.
Интернет-журнал «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
2011, №5