НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЮНЕВОК В РФ
United Nations FriucAtmnel. ftrienlififi ягг1
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЮНЕВОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I 1ЖЕУ#С
: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЮНЕСКО/ЮНЕВОК
международного проекта ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию и подготовке кадров
CultjfalOrganizo:icn R РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРА О «Институт теории и истории педагогики»
Since 1994 VNESCO/VNEVOC CENTRE W-ЗП VNESCO/VNEVOC CENTRE AWARD 200H
Перемены, свойственные современному историческому этапу развития, имеют определенные особенности: непрерывность, устойчивость, стремительность и способность к ускорению. Эти перемены изменяют спрос на квалификационную структуру профессиональных кадров, требуя от них профессиональной мобильности и совершенства, необходимости постоянно обновлять свои знания. Поэтому обучение на протяжении всей жизни в целях личного и профессионального развития, смены рода занятий, овладения широкопрофильной квалификацией в соответствии с предложением и спросом на высококвалифицированные кадры имеет решающее значение. Это касается целей, доступа, содержания программ, структуры учебных заведений, охвата областей деятельности, типа и продолжительности программ, форм организации учебного процесса (delivery systems), используемых методов, приемов и кадров, привлекаемых к преподавательской работе, способности учебных заведений быстро откликаться на возникновение новых потребностей, предугадывать их, создавать гибкие и восприимчивые к переменам структуры, менять критерии доступа к образованию, чтобы учитывать опыт трудовой жизни.
Подготовка кадров в глобализирующемся обществе должна быть направлена на формирование открытости образования мировой культуре, социуму, человеку. Проблема создания единого образовательного пространства, сплачивающего национальные системы образования, заключается в установлении между ними двусторонних управленческих, технологических, информационных, методических, научно-исследовательских и других связей. Единение становится возможным только в случае открытости образовательных систем, их взаимной
предрасположенности к сотрудничеству.
Именно поэтому в основе работы Национального центра ЮНЕСКО\ ЮНЕВОК в РФ, созданного в 1994г. Секретариатом ЮНЕСКО по представлению Министерства образования РФ и Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО лежит принцип открытости в образовании.
Руководствуясь принципом открытости Национальный центр ЮНЕСКО\ЮНЕВОК в РФ ставит следующие задачи:
• содействие развитию педагогического, культурного, научно-технического и делового сотрудничества между российскими, международными и зарубежными организациями;
• организация и проведение подготовки и переподготовки профессиональных кадров и специалистов как в России, так и за рубежом;
• организация и проведение на национальном и международном уровнях выставок, конференций, семинаров и других мероприятий, реализация проектов и различных программ по проблемам, представляющим интерес для участников Центра;
• представление интересов своих участников в государственных органах, международных и общественных организациях.
С октября 2010 г. центральный офис Национального центра ЮНЕСКО/ ЮНЕВОК в РФ расположен в Институте теории и истории педагогики Российской академии образования (ФГНУ ИТИП РАО). Были созданы региональные Отделения Центра (рис.1):
• по Республике Татарстан - на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 7» г. Казани;
• по Ленинградской области - на базе Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина;
• организационно-методическое отделение - на базе Московского художественно-педагогического колледжа технологий и дизайна.
Деятельность Национального центра ЮНЕСКО\ЮНЕВОК в РФ за прошедший год осуществлялась по двум направлениям:
• образовательная и учебно-методическая работа
• проектная деятельность.
По первому направлению на базе Отделения Центра по Республике Татарстан прошел третий выпуск студентов колледжа при Институте социальных и гуманитарных знаний, которые, начиная с 9-го класса гимназии, одновременно в течение трех лет учились по школьным программам и образовательным программам среднего профессионального образования. В разные годы группа таких ребят, которые
одновременно с аттестатом зрелости получают диплом специалиста среднего профессионального образования, насчитывает 10-15 человек. Обучение происходит после школьных занятий по системе сетевого взаимодействия - часть занятий на территории гимназии, часть занятий в аудиториях института.
Рис.1. Структура Национального центра ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в Российской Федерации
В современном обществе происходит становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях, и нарастают процессы глобализации, которые ведут к гомогенизации общества, проявляющейся в приверженности общим культурным ценностям, единым принципам, нормам поведения, а также в стремлении все универсализировать. Международная интегральная система образования, базирующаяся на единых требованиях к качеству образования, направлена на формирование высокообразованных личностей, воспитанных в духе гуманизма и плюрализма, сознательно участвующих в глобальных мировых процессах.
Этой цели посвящены ежегодные совместные тестирования Отделения Центра по Республике Татарстан и Американского университета в Болгарии для отбора абитуриентов, проживающих в Поволжском федеральном округе. Школьники, прошедшие тестирование, становятся студентами Университета.
Образование - это и социальный институт, работающий на благо общества и в непосредственной взаимосвязи с обществом, поэтому
открытость образования подразумевает и укрепление взаимосвязей образования с другими социальными институтами, расширение практики социального партнерства, т.е. открытость социуму. с этой целью национальный центр юнЕсКо/юнЕвоК в рф в прошедшем году провел следующие конференции.
• в целях обобщения и распространения опыта работы в области самообразования, саморазвития и воспитания молодых педагогов и студентов профессиональных учебных заведений, молодых работников фирм и предприятий сферы услуг в апреле на базе организационно-методического отделения центра прошла всероссийская молодежная научно-практическая конференция «самообразование как средство развития личности педагога и студента», в которой приняли участие 180 человек. на конференции были представлены стендовые доклады студентов и их оригинальные проекты.
• Проблемы развития профессионального образования за последние 15 лет и определения основных научных подходов и особенностей развития в условиях мирового экономического кризиса были рассмотрены на 4-х научных чтениях, посвященных памяти академика с.Я.Батышева на тему «особенности профессионального обучения в условиях мирового экономического кризиса» (г. Москва, октябрь 2010 г., 87 участников). Конференция прошла при поддержке российского гуманитарного научного фонда и Торгово-промышленной палаты рф, при участии Министества образования и науки украины.
• IX международная конференции «образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития» была организована отделением центра по Ленинградской области и посвящена развитию профессионального образования в современных условиях формирования системы непрерывного образования ( г. санкт-Петербург, июнь 2011г., 146 участников). среди участников конференции были представители Австрии, Албании, белоруссии, болгарии, Италии, Казахстана, Латвии, Литвы, норвегии, Польши, россии, украины и др. стран.
• 5-е научные чтения, посвященные памяти академика с.Я.батышева пройдут в два этапа на территории украины: 7-8 сентября в г.Киеве; 9-10 сентября 2011г. в г. николаеве.
в настоящее время ведется подготовка к X Международной конференции «образование через всю жизнь: непрерывное образование для
устойчивого развития» и VI Международных научных чтений, посвященных памяти академика С.Я.Батышева.
Сегодня по мере нарастания процессов глобализации в мировом сообществе происходит взаимопроникновение и единение различных культур. В этой ситуации коренным образом меняется роль образования, являющегося своеобразным мостом, ведущим в новую культуру. Система образования, открытая мировой культуре, призвана аккумулировать все культурное многообразие, преодолеть существующие цивилизационные, межнациональные и межконфессиональные различия, способствовать росту взаимопонимания наций и народностей, их интеграции на благо общественного прогресса.
Эта проблема актуальна в России в связи с миграционными потоками.
Миграции существенно расширяют этническую и культурную мозаику, выявляют и обостряют этнокультурные противоречия между различными группами населения, вызывают социальные напряжения. Всего в России живет и работает по разным оценкам от 5 до 15 млн. нелегальных мигрантов. Проблемы профессиональной адаптации мигрантов имеются во всех отраслях экономики. С целью эффективной интеграции мигрантов в социокультурное и экономическое пространство нашей страны совместно с Московским строительным колледжем № 1 была разработана и частично реализована в практику уровневая модель модульного профессионального обучения мигрантов. В нее вошли 4 модуля:
• адаптация - обучение русскому языку и ознакомление с историей и традициями русского народа;
• профессиональное обучение;
• оценка уровня квалификации,
• повышение уровня квалификации.
Открытость образовательных систем как процесс взаимной предрасположенности к сотрудничеству по всем вопросам - от выработки единых общемировых требований к каждой ступени образовательного процесса, взаимного признания образовательных дипломов и сертификатов до взаимопомощи в вопросах учебно-методического, материально-технического обеспечения учебного процесса - создает необходимые условия для формирования единого образовательного пространства, сплачивающего национальные системы образования.
Доказательством этого является прошедший в конце апреля 2011 года на базе Организационно-методического отделения Центра Конкурс на кубок Академии парикмахерского искусства Сэн-Луи (франция). На Конкурсе были представлены 67 работ студентов профессиональных образовательных учреждений г. Москвы по направлениям: парикмахерское искусство и прикладная эстетика, дизайн одежды, арт-дизайн в кулинарии. Победители получили призы и кубки французской академии.
Непосредственно с открытостью образования мировой культуре связана идеологическая и научная открытость образования, в основе которой лежит плюрализм научных мнений и концепций. Идеологическая и научная открытость образования способствует развитию творческих начал у учащихся, формированию исследовательских навыков, получению широких разносторонних знаний, привитию учащимся демократических взглядов и принципов.
Реализуя эту теорию на практике в мае 2011года в Лос-Анджелесе (США) прошел международный конкурс научных проектов, где были представлены работы 2000 участников. Россию представляла победительница российского конкурса «Россия - ответственность - стратегия - технология» ученица 10 класса гимназии №7 г. Казани Диана Галаутдинова. Ее научный проект «Биохимическая активность силикатных частиц, модифицированных аминогруппами по отношению к системе Candida albicans - гемоглобин» получил диплом 3-ей степени.
В рамках проектной деятельности в Отделении Центра по Республике Татарстана было проведено исследование по проблеме теплосбереже-ния, проблеме, которая является сегодня актуальной для всего мира. В рамках исследования были изучены технологии утепления фасадов зданий и теплоизоляционных свойств краски. Была создана новая теплоизоляционная краска, экономический эффект применения которой при окраске фасада гимназии составил 120 000 рублей в год.
В своей работе Национальный центр ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ и в дальнейшем предполагает организовывать свою деятельность в биполярном пространстве сущностных характеристик: глобализация, интеграция, гомогенность и открытость.
Т. Ломакина,
директор Национального центра ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ