► НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ: НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
EDUCATION THROUGHOUT THE LIFE: CONTINUED EDUCATION IN THE INTERESTS OF STABLE DEVELOPMENT
Ломакина Т.Ю.
Заведующая лабораторией теории непрерывного образования ФГНУ ИТИП РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор Национального центра ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ
Е-mail: [email protected]
Lomakina T.Yu.
Head of the Laboratory of Continued Education Theory of the Institute of Theory and History of Pedagogics of the Russian Academy of Education, Doctor of science (Education), Professor, Director of the National UNESCO Center of the Russian Federation.
Е-mail: [email protected]
Аннотация. Стало уже традицией собираться в первых числах июня в Санкт-Петербурге и обсуждать проблемы непрерывного образования в мире. Ежегодная Международная конференция «Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития» проводится уже в одиннадцатый раз. В этом году она проходила 31 мая - 2 июня 2013 г. на базе Ленинградского государственного университета им.
А.С. Пушкина.
Annotation. It has become a tradition to gather in the beginning of June in Saint-Petersburg to discuss the problems of continued education in the world. This year, the eleventh annual international conference «Education throughout the Life: Continued Education in the Interests of Stable Development» took place on May 31 -June 2, 2013 at the Pushkin Leningrad State University.
Ключевые слова: конференция, непрерывное образование, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Keywords: conference, continued education, Pushkin Leningrad Sate University.
Организаторами конференции стали: Межправительственная организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Межпарламентская ассамблея евразийского экономического сообщества (Россия, г. Санкт-Петербург); Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина; Минский институт управления (Республика Беларусь, г. Минск); Институт непрерывного образования ЮНЕСКО (Германия, г. Гамбург); Институт теории и истории педагогики РАО; Северо-западное отделение Российской академии образования; Национальный центр ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ; Отделение Национального центра ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ по Ленинградской области; Институт проблем региональной экономики Российской академии наук.
В конференции приняли участие ученые и специалисты из Австралии, Белоруссии, Болгарии, Германии, Италии, Казахстана, Канады, Латвии, Литвы, Македонии, Нигерии, Польши, Португалии, России, Сербии, США, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Финляндии, Чехии.
На пленарном заседании в первый день конференции выступили следующие участники.
Новиков Александр Михайлович - академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, почётный профессор Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина - в докладе «Опыт корпоративного обучения - в образовательный процесс системы непрерывного образования» подчеркнул, что корпоративное обучение стремительно развивается и наработанный в нем опыт может быть успешно применен, естественно при определенной адаптации, в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях. Этот опыт был рассмотрен автором в двух аспектах: с позиций возможности применения методов управления образовательной деятельностью в ходе педагогического процесса, и с точки зрения методов управления учебным заведением.
Массальски Адам - ординарный профессор Университета Яна Кохановского в г. Кель-це (Польша) - в выступлении «Непрерывное образование в европейской традиции: от античности до XIX века» отметил, что истоки европейской культуры усматриваются в эпоху Античности, начиная с периода Древней Греции. Так что можно говорить о том, что уже на протяжении почти трех тысячелетий в воззрениях многих наиболее выдающихся философов и мыслителей можно найти связи с проблемой непрерывного образования.
Демидов Алексей Александрович, председатель Правления Межрегиональной общественной организации «Информация для всех», проектный менеджер Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО) по направлениям реализации Государственной программы «Информационное общество» и Федеральной целевой программы «Культура России», рассказал о Государственной программе «Информационное общество (20112020)» и роли межвузовского сотрудничества в развитии системы непрерывного образования в Российской Федерации.
Выступление Шиловой Ольги Николаевны, заместителя председателя Северо-Западного отделения Российской академии образования, доктора педагогических наук, профес-
сора, было посвящено образовательному проекту как актуальной форме непрерывного профессионального развития педагогов.
Розанов Всеволод Анатольевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры клинической психологии ИИПО Одесского национального университета имени И.И. Мечникова (Украина), в своем докладе «Образование для пожилых в контексте проблемы психического здоровья» обратил внимание на существующий разрыв между молодежью и старшим поколением. Образование для пожилых является универсальным и наилучшим инструментом в решении задач поддержания экономической и социальной активности этой группы населения. Однако в образовательных структурах недостаточное внимание уделяется улучшению контактов между молодежью и старшим поколением. Необходимо, чтобы преподавательский состав университетов «третьего возраста» был максимально насыщен молодыми кадрами, самыми молодыми преподавателями. Это позволило бы молодежи и пожилым людям лучше понимать друг друга в условиях современного общества. Анализ сложившейся ситуации показывает, что в некоторых подобных структурах эта тенденция уже имеет место, хотя и не приобрела массового характера. Активное и осознанное следование этой тенденции, превращение ее в устойчивую традицию связано также с важнейшей в последнее время концепцией психического здоровья.
Лисман Инта, старший преподаватель, доктор педагогических наук Университета Латвии (Латвия, г. Рига), рассмотрела проблему университетов как организаторов непрерывного образования в Латвии.
В соответствии с Болонской декларацией система высшего образования в Латвии состоит из трёх циклов образовательных программ: бакалавриат, магистратура и докторантура, - дающих академическое высшее образование и профессиональное высшее образование. В 2012-2013 гг. в Латвии насчитывается 58 вузов: 6 университетов; 11 вузов и 17 колледжей с государственным финансированием; 16 вузов и 8 колледжей, учреждённых юридическими лицами. Университеты и колледжи реализуют академические и профессиональные программы высшего образования, а также ведут научную, исследовательскую и творческую деятельность. Латвия проходит второй этап организации системы образования в соответствии с Европейскими квалификационными рамками (EQF), в которых образование организовано по 8 уровням.
Затем была проведена презентация Российско-Литовской монографии «Непрерывное образование как условие развития профессиональных компетенций», в которой приняли участие:
Лидека Зигмас - доктор habilitatis экономических наук, профессор, ректор университета Витаутаса Великого (Литва, г. Каунас);
Лобанов Николай Андреевич - директор Научно-исследовательского института социально-экономических и педагогических проблем непрерывного образования Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, профессор (Россия, г. Санкт-Петербург).
Сжёнов Евгений Станиславович, президент Международной ассоциации непрерывного образования, член Комиссии по развитию дополнительного образования Министерства образования и науки РФ, кандидат социологических наук (г. Москва), рассказал
о государственной политике и перспективах инновационного развития системы непрерывного образования в России.
В монографии представлен первый опыт международного сотрудничества в области непрерывного образования российских и литовских исследователей. Важнейшую функцию непрерывного образования авторы видят в том, что оно открывает перед человеком возможность оставаться компетентным в сфере своей профессиональной деятельности на протяжении всей трудовой жизни. Особое внимание авторы уделили духовнонравственным и психолого-педагогическим вопросам формирования профессиональных компетенций в парадигме непрерывного образования, взаимосвязи программ обучения и рынка труда в контексте трансверсальных компетенций, модернизации высшего образования через развитие непрерывного обучения и другим вопросам методологии и методики непрерывного образования, рассматриваемым в фокусе формирования и развития профессиональных компетенций.
Во время выступления был организован телемост между участниками конференции и бизнес-школой «American Business Studies» (США, Флорида) по проблемам дополнительного образования. В обсуждении приняли участие: Говард Линкольн - президент бизнес-школы «American Business Studies», доктор (США, Флорида), Лобанов Николай Андреевич - директор Научно-исследовательского института социально-экономических и педагогических проблем непрерывного образования Ленинградского государственного университета им. АС. Пушкина, профессор (Россия, г. Санкт-Петербург), Сжёнов Евгений Станиславович - президент Международной ассоциации непрерывного образования, член Комиссии по развитию дополнительного образования Министерства образования и науки РФ, кандидат социологических наук (Россия, г. Москва).
Кусаинов Аскарбек Кабыкенович, профессор, доктор педагогических наук, председатель Правления Академии педагогических наук Казахстана (Казахстан, г. Алматы) в своем докладе (и при презентации книги с тем же названием) остановился на качестве образования в мире и в Казахстане. Автор подчеркнул, что процесс общеевропейской интеграции и ориентация на инновационное развитие диктуют необходимость исследования опыта формирования единого образовательного пространства, составляющего один из основных элементов инновационного механизма экономики ЕС. Актуальность изучения закономерностей, инструментов и механизмов этого процесса усиливается необходимостью выявления возможностей их эффективного использования в развитии образовательной системы Республики Казахстан. Исследование всего спектра используемых механизмов по стимулированию инноваций на основе многоуровневого подхода позволило выявить, что на макроуровне, региональном уровне и уровне местного самоуправления в основном используются законодательно-нормативные, финансовые, инфраструктурные и социально-экономические механизмы стимулирования внедрения инноваций.
Смолянинова Ольга Георгиевна, директор Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор (г. Красноярск), охарактеризовала технологию процесса формирования е-портфолио в профессиональном развитии, трудоустройстве и образовании на протяжении всей жизни.
Курбонов Убайдулло Абдуллоевич, ректор Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибни Сино (Республика Таджикистан, г. Душанбе), доктор медицинских наук, профессор, рассмотрел медицину как важнейшую область непрерывного образования.
Рудик Георгий Алексеевич, директор Центра современной педагогики «Обучение без границ», доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор (Канада, г. Теребонн) представил современную модель метасистемы непрерывного обучения (МНО) педагогов, разработанную с учетом взаимодействия сферы культуры глобализма и различных наук (философии, психологии, физиологии, педагогики и менеджмента). Рождая новое синергетическое видение мира, основанное на его многомерности, на принципах вероятностного детерминизма, самоорганизации и сложной иерархичности, модель МНО педагога позволила определить внешнее и внутреннее рамочное пространство непрерывного обучения педагогов, а также координаты профессионального портрета педагогов в период глобализации, которые позволяют описать и проектировать учителю свое непрерывное обучение.
Внешнее рамочное пространство МНО представляет треугольную пирамиду, вершиной которой является «Профессиональный портрет учителя», а в основании лежит треугольник с координатами «Жизнь», «Образование» и «Экономика». Все координаты пирамиды расположены во временном пространстве «Глобализация» и определяются с опорой на феноменологический подход исследования.
«Профессиональный портрет учителя», создан на основе научного познания с использованием историко-эволюционного анализа.
На базе изложенных выше теоретических предпосылок разработана полифункци-ональная «Диаграмма МНО», которая, с одной стороны, позволяет менеджерам образовательного учреждения провести диагностику реалий/самоаудит и спроектировать стратегию действий по выведению образовательного учреждения на современный уровень, а с другой - помогает каждому учителю определить свои «слабые стороны», разработать личный проект по профессиональному развитию в соответствии с духом времени и стратегией своей школы.
Сало Мила-Маарит, специалист по вопросам планирования образования педагогического колледжа Университета прикладных наук г. Ювяскюля, и Синкконен Йорма, эксперт педагогического колледжа Университета прикладных наук г. Ювяскюля (Финляндия) в докладе «Учитель - ключевая фигура системы непрерывного образования» рассказали о профессиональном и высшем педагогическом образовании в Финляндии, подчеркнув, что педагогическая профессия пользуется в Финляндии большим уважением.
Квалификация «учитель» гарантирует, что уровень образования учителей остаётся высоким. Желающие получить квалификацию учителя для работы в профессиональнотехнических институтах, университетах прикладных наук, центрах обучения взрослых, заведениях гуманитарного образования для взрослых и общеобразовательных школах старшей ступени в Финляндии должны получить 60 кредитов по педагогической программе последипломного уровня в рамках Европейской системы перевода и накопления
кредитов, проводимой педагогическими заведениями по пяти университетским прикладным наукам. Общее требование к поступающим на учёбу - наличие учёной степени магистра. В некоторых случаях достаточной считается степень бакалавра. Кроме того, все желающие получить педагогическое образование должны иметь не менее трёх лет опыта работы в соответствующей профессиональной области.
В программах профессионального и высшего педагогического образования Финляндии особое внимание уделяется компетенциям. В педагогическом колледже Университета прикладных наук |ЛМК определили четыре основных зоны компетентности, представляющие четыре ключевые компетенции, которые признаны необходимыми для учителей, работающих в профессионально-технических школах или в университетах прикладных наук.
В выступлении «Обучение на протяжении всей жизни в современной России: влияние идей ЮНЕСКО» Литвинова Нина Петровна, национальный координатор акции ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых», заведующая Лабораторией по проблемам образования взрослых, профессор кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского института гуманитарного образования, рассказала о зародившейся в Великобритании акции «Неделя образования взрослых».
С 1992 г. в Великобритании к участию в Национальной неделе обучения взрослых привлекают педагогов, спонсоров, органы центральной и местной власти, радио, телевидение и т.д., которые способствуют сотрудничеству организаций, работающих в области образования взрослых. Для многих стран идея оказалась привлекательной. Её главный смысл - достигнуть признания образования взрослых как необходимого условия развивающегося общества, преодолеть ограниченное представление об образовании как посещении университетов и колледжей, а рвссматривать его как образование в течение всей жизни. В этом году состоится уже 14-я Неделя по маршруту «Санкт-Петербург - Псков -Киев - Ялта».
Выявлены следующие характерные черты осуществления проекта «Неделя образования взрослых» в России: всемирный характер, оригинальная модель проведения -Международный передвижной институт, - постоянство и развитие, которые позволяют сохранить преемственность опыта и актив участников, диверсификация источников финансирования, управление проектом в рамках сетевой структуры с привлечением широкого круга социальных партнёров. Таким образом, различными путями - непосредственно живое общение с носителями опыта развития образования взрослых в России и за рубежом, обобщения опыта, посредством многочисленных публикаций, привлечения молодежи к волонтерской деятельности - идея образования на протяжении всей жизни становится все более понятной и реальной для тысяч наших соотечественников разных поколений.
На пленарном заседании второго дня конференции по просьбе участников Рудик Георгий Алексеевич, директор Центра современной педагогики «Обучение без границ», доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор (г. Теребонн, Канада) ответил на вопросы и продемонстрировал два обучающих фильма.
Дальнейшая работа конференции проходила по секциям:
- Вопросы общей теории, методологии и практики непрерывного образования. Страноведческие и территориальные аспекты непрерывного образования.
- Социокультурные вопросы непрерывного образования как важнейшее условие формирования специалиста и духовно-нравственной личности. Проблемы социализации в непрерывном образовании.
- Дополнительное образование: новые формы организации и технологии.
- Образование для взрослых и пожилых в контексте проблемы сохранения психического здоровья и когнитивного потенциала населения.
- Формирование экологической культуры в системе непрерывного образования.
- Качество подготовки педагогов и профессионализм их деятельности в системе непрерывного образования.
- Университеты как центры инновации и непрерывного образования. Непрерывное образование в моногородах.
На секциях активно выступали сотрудники ФГНУ ИТИП РАО. Так, Абушов Расим Илхам оглы, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института рассказал об актуальных концептах Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и новшествах законодательного регулирования в сфере образования.
Ломакина Татьяна Юрьевна, заведующая лабораторией теории непрерывного образования, доктор педагогических наук, профессор, раскрыла в прогностическом аспекте основные направления развития системы непрерывного образования в условиях диверсификации экономики и образования, а также рассказала о серии книг, которые ФГНУ ИТИП РАО выпускает к 70-летнему юбилею ИТИП и РАО, презентовав библиотеке Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина коллективную монографию лаборатории «Социально-педагогические основы развития образовательных траекторий личности в системе непрерывного образования».
Найденова Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией методологии педагогических измерений ФГНУ ИТИП РАО выступила с сообщением на тему «Учим тому, что измеряем».
О теоретико-методологических основах развития непрерывного экономического образования рассказала кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГНУ ИТИП РАО Сергеева Марина Георгиевна.
Таппасханова Марина Алиевна, кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГНУ ИТИП РАО посвятила свое сообщение проблеме развития медиаобразования в контексте образования.
Носова Ирина Сергеевна, научный сотрудник Института рассказала о способах и методах формирования социального пространства общеобразовательной школы.
В рамках XI Международной конференции «Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития» организован круглый стол по реализации Международной программы «Эко-школы/Зеленый флаг» - модель образования для устойчивого развития» (7 июня 2013 г.) в Академии педагогического последипломного образования.
Ведущая круглого стола - Мадисон Ольга Георгиевна, координатор Международной программы «Эко-школы/Зеленый флаг» в России.
Приглашенные эксперты: Голубицкий Алексей Викторович - СОШ «Школа Будущего», Калининградская область, Россия; Илиско Дзинтра - Университет Даугавпилса, Латвия; Куликова Галина Николаевна - ЦДТТ «Город Мастеров», Ломоносов, г. Санкт-Петербург, Россия; Марчук Светлана Николаевна - ГБДОУ Детский сад № 69 «Марина», г. Санкт-Петербург, Россия.
На заседании круглого стола представлен наиболее интересный опыт работы образовательных учреждений ряда регионов России в области воспитания и образования для устойчивого развития, а также успешный международный опыт Прибалтийских стран по межсекторному взаимодействию.
На третий день конференции были подведены итоги, обозначены дни проведения конференции в 2014 г. и проведено выездное заседание по теме «Храмы и монастыри Санкт-Петербурга».
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 3