ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
www.pmedu.ru
2011, №6, 130-132
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
CONCEPTUAL BASES AND DEVELOPMENT TENDENCIES OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND REPUBLIC OF BELARUS
Ломакина Т.Ю.
Заведующая лабораторией социально-экономических и региональных проблем непрерывного образования Института теории и истории педагогики РАО, директор Национального центра ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ, доктор педагогических наук, профессор E-mail:[email protected]
Lomakina T.Yu.
Head of the laboratory of the Institute of theory and history of pedagogics (Russian Academy of Education), Director of National UNESKO/UNEVOK center in Russian Federation,
Doctor of Science (Education), Professor
25 октября 2011 года в учреждении Российской академии образования «Институт теории и истории педагогики» состоялась Международная научная конференция на тему «Концептуальные основы и тенденции развития непрерывного профессионального образования Российской Федерации и Республики Беларусь».
On October, 25th, 2011 in the Institution of the Russian Academy of Education «Institute of the theory and history of pedagogics» has taken place the International scientific conference on a topic «Conceptual bases and development tendencies of continuous professional education of the Russian Federation and Republic of Belarus».
Организаторы конференции - со стороны РФ: Институт теории и истории педагогики, Национальный центр ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ; со стороны Республики Беларусь: Республиканский институт профессионального образования, Национальный центр ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в Республике Беларусь - ставили целью обменяться теоретическими и научно-методическими наработками за прошедшие десятилетия развития образования в республиках, что будет способствовать расширению совместных научных исследований, повышению качества подготовки профессиональных кадров в наших странах, созданию единого образовательного пространства в условиях глобализации.
С приветственным словом к участникам конференции выступили С.В. Иванова, директор Учреждения РАО «Институт теории и истории педагогики», д.филос.н., профессор; С.Н. Чистякова, академик-секретарь отделения профессионального образования РАО, член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор; А. Х. Шкляр, ректор Республиканского института профессионального образования
Республики Беларусь, д.п.н., профессор, иностранный член РАО и Национальной академии педагогических наук Украины; С.И. Пешков, Почетный президент Международного центра обучающихся систем, к.тех.н., профессор ЮНЕСКО.
Выступающие отметили необходимость и актуальность проводимой конференции в условиях инновационного развития системы профессионального образования.
В работе конференции приняли участие более 60 человек из РФ, республик Беларусь и Украина, ФРГ. Причем более 20 участников работали в режиме on-line.
Первое пленарное заседание «Теория и стратегия непрерывного образования в условиях глобализации» открыл А.Х. Шкляр, который рассказал о Республиканском институте профессионального образования и отметил пути взаимодействия рынка труда и профессионального образования. Он подчеркнул, что государственная политика в области воспроизводства трудовых ресурсов республики Беларусь направлена на создание новых форм взаимодействия сферы образования и рынка труда, среди которых: договорные отношения, экспертная оценка заказчиками кадров образовательных стандартов и образовательных программ, подготовки по новым специальностям, ресурсные центры и др.
Первый проректор Республиканского института профессионального образования, к.п.н., доцент Э.М. Калицкий осветил вопросы теории и стратегии развития непрерывного профессионального образования в Республике Беларусь, отметив, что профессиональное образование обеспечивает: потребности социально-экономического комплекса в кадрах; обучение и воспитание молодежи в качестве граждан Республики Беларусь; переподготовку и повышение квалификации взрослых; возможность выбора профессии и места учебы; возможность продолжения профессионального образования; социальную защиту молодежи и снижение социального напряжения; социальную защиту детей-сирот, инвалидов и других категорий молодежи; занятость населения республики и др. В своем выступлении Калицкий Э.М. охарактеризовал также поле проблем для системного проектирования профессионального образования в Республике Беларусь: социальный, культурологический, экономический и политический контексты функционирования и развития профессионального образования; предназначение, функции и цели профессионального образования как динамично развивающейся системы и др.
Ёмким, содержательным и интересным было выступление академика РАО, д.п.н., профессора
А.М. Новикова, который осветил вопросы и проблемы непрерывного образования в постиндустриальном обществе.
Первый зам. директора Федерального института развития образования, член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор Лейбович А.Н. сообщил о перспективах модернизации профессионального образования в России, указав, что необходимо продолжить работу над перечнями профессий (специальностей) с учетом приоритетных направлений и формирования кластерных цепочек.
Проблему диверсификации интегрированной системы обучения с позиций сотрудничества вуза и предприятия раскрыл первый проректор Московского государственного индустриального университета, к.тех.н., доцент В. В. Ужва, подчеркнув возможности целевой контрактной подготовки специалистов для предприятий оборонной и космической промышленности в областях машиностроения и металлообработки, автоматики и управления, информатики и вычислительной техники.
На втором пленарном заседании обсуждались вопросы научно-методического обеспечения непрерывного образования. Проректор Республиканского института профессионального образования, к.п.н., доцент М. В. Ильин, рассказывая о стандартах и учебно-программной документации для подготовки рабочих кадров и специалистов в Республике Беларусь, показал необходимость комплексного методического обеспечения профессионального образования, особенно при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Проблеме научно-методического обеспечения модернизации профессионального образования России и путям ее решения посвятил свое выступление В.И. Блинов, руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФИРО, д.п.н., профессор.
Об особенностях научно-методического обеспечения подготовки профессиональных кадров г. Москвы и реализации программы «Столичное образование» на 2012-2016 гг. рассказал зам. директора Научно-исследовательского института развития профессионального образования, к.п.н.
В.А. Скворчевский.
Третье пленарное заседание «Формирование личности в системе непрерывного профессионального образования» открыла проректор РИПО, к.псих.н., доцент, член-корреспондент Российской Академии педагогических и социальных наук О.С. Попова. Она рассказала о социализации и формировании личности в системе профессионального образования, сделав акцент на формировании гуманной воспитывающей среды, направленной на личностное, социальное и профессиональное развитие и саморазвитие учащейся молодежи, ее социализацию на основе взаимодействия субъектов воспитательного процесса.
Особенностям социализации студентов колледжа было посвящено выступление Л.С. Львовой, ведущего научного сотрудника НИИРПО г. Москвы, к.п.н., доцента.
Е.Л. Касьяник, проректор РИПО, к.псих.н., доцент рассказала об основных направлениях работы с профессионально-педагогическими кадрами в системе профессионального образования Республики Беларусь.
Подводя итоги работы, С.Н.Чистякова отметила, что конференция собрала специалистов профессионального образования, которые представили новые концепции, модели, основываясь на предыдущем опыте работы педагогов-новаторов и сохраняя преемственность профессионального образования.
А.М. Новиков предложил варианты дальнейшего сотрудничества через публикации материалов конференции и методических наработок коллег из Беларуси в ведущих издательствах России.
А.Х. Шкляр отметил, что Республиканский институт профессионального образования Республики Беларусь открыт для международного сотрудничества и обмена опытом по созданию системы непрерывного профессионального образования и предложил совместное исследование проблем профессионального образования в условиях модернизации, реструктуризации и оптимизации образования.
С.В. Иванова поблагодарила организаторов педагогического форума и всех участников конференции за комплексный подход к обозначенной проблеме в профессиональном образовании и выразила твердую уверенность в дальнейшем плодотворном сотрудничестве.
Интернет-журнал «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
2011, №6