ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЮ ОБРАЗОВАНИЯ
Н. А. ЛОНШАКОВА, В. П. МОЧЕНОВ
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ 1Ж\\ТО ТЕООиАЬ
УДК 378:001.891
Мониторинг качества на основе стандартов UNWTO TEDQUAL рассмотрен с пошипи системы менеджмента качества. Ныив./ены основные цели международных стандартов TEDQUAL. Схематично представлена модель управления процессами TEDQUAL.
Ключевые слова: туризм, профессиональное образование, стандарты UNWTO TEDOUAL, мониторинг качества, система менеджмента качества, управление процессами.
Quality management system as well as quality monitoring based on standards UXUTO TEDQUAL are considered The main targets of TEDQUAL international standards are identified TEDQUAL process management is schematically represented by a model
Key words: tourism, professional education, UNWTO TEDOLL4L standards, quality monitoring, quality management system, process management.
Система менеджмента качества (СМК) и система Всемирной туристской организации (Тес1()иа1) единодушны в подходах к определению понятия «качество» «как степени, в которой восприятие потребителей совпадает с их предыду щими ожиданиями: когда ожидания и восприятие совпадают, то качество есть» [1, с. 8]. Методология тотального качества стремится к полному удовлетворению потребителей. Чтобы добиться этого, важно знать, каковы эти ожидания, а также каковы критические факторы, влияющие на
конечное восприятие качества потребителем.
В данном контексте система образования/подготовки добивается тотального качества тогда, когда результат каждого актора, составляющего цепочку качества, полностью соответствует ожиданиям последующих потребителей в данной цепочке. Слово «тотальное» передает глобальную и объединяющую величину качества, которая отражается даже на вну треннем уровне организации.
ВЕСТНИК РМЛТ'2» зон
Базовая стратегическая цель в образовательном учреждении при разработке системы качества должна строиться на основе создания саморазвивающей-ся образовательной системы, которая сможет постоянно адаптироваться к реалиям ее социоэкономического окружения.
Построение системы монигоринга качества образования будет успешным при условии четкой реализации инструментальных, или промежуточных, целей, заявленных в международных стандартах ТесК}иа111, с. 10—11]:
1) определение различных процессов и подпроцессов:
2) улучшение эффективности менеджмента:
3) выявление расхождений между потребностями/ожиданиями профессионалов туризма и результатами образовательных программ;
4) учет мнений и потребностей конечных клиентов в цепочке качества, проведение внешних и внутренних аудитов;
5) создание корпоративной культуры для достижения единообразного и надежного продукта
По мнению авторов, этот список можно было бы дополнить следующими целями:
1) разработка вну тренних стандартов образовательного учреждения;
2) обеспечение эффективности вну тренней коммуникации между различными уровнями образовательного учреждения;
3) выявление потребностей всех акторов образовательных услуг.
Еще одним условием успешного построения системы мониторинга является определение системы показателей (индикаторов) для процессов в туристской образовательной программе. В качестве таких процессов высту пают (рис. 1) |2. с. 16]:
• инфраструктура;
• менеджмент;
• студенты:
• профессорско-преподавательский состав;
• учебные программы (педагогическая система);
• работодатели (общество и инду стрия)
Безусловно, что это требует смещения
оценки качества из сферы внешнего контроля и мониторинга (систематического стандартизованного наблюдения) за деятельностью вуза (система лицензирования и аккредитации) на повышение самостоятельности образовательного учреждения и его саморегуляцию.
При построении в вузе системы мониторинга качества профессионального образования эмпирическими показателями могу т стать [3, с. 44):
• совместимость учебной программы с социоэкономической средой и потребностями рынка:
• уровень удовлетворенности студентов
(учебные программы, методология, тсх-ническое оснащение);___________________
Инфраструк- тура Менеджмент
\ і—і/ ц Студен- ' , ты х
Профсссор- ско-прспода- вательский состав Учебные программы (педагогическая система)
Работодатели (общество и индустрия)
Рис. 1. Процессы в туристской образовательной программе
ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
• уровень соответствия педагогических технологий с современными тенденциями и критериями в образовании;
• взаимоотношения в коллективе (уровень мотивации, включенность в достижение целей вуза, ожидания работников в признании их деятельности, удовлетворенности работой, а также в их развитии);
• соответствие оборудования и оснащения реальным потребностям (вместимость, функционирование, обслуживание и пр.);
• ориентация учебного заведения на изучение и реализацию запросов и требований потребителя (общество, государство, работодатели, родители и пр.), привлечение потребителя к участию в образовательном процессе (развитие социального партнерства).
Образовательное учреждение и потребители его услуг взаимозависимы. и отношения взаимной выгоды повышают способность сторон к подготовке высококлассного специалиста. Ниже (рис. 2) представлена структурная модель
управления процессами в туристском вузе на базе системы международной сертификации Всемирной ту-
ристской организации Те<К)иа1, которая, в идеале, должна стать базой для разработки системы мо-
ниторинга в туристском вузе [2, с. 15].
Информация, полу-
ченная в ходе мониторинга качества образования в совокупности с анализом различных параметров организации учебного процесса, служит базой построения модели специалиста Именно модель специалиста как результат обработки многообразной социологической информации должна стать началом проектирования учебного процесса
в ту ристском вузе.
В рамках реализации основных принципов Болонского процесса важным направлением деятельности образовательного учреждения является создание структу р, которые будут активно взаимо-
Рис. 2. Модель управления процессами ТсёОиа!
ВЕСТНИКГМА Т’2» 2оч
действовать с профессиональной средой работодателей, различными общественными объединениями (представляющими социальную среду) и с органами власти (федеральными и региональными) и выстраивать модель специалиста в сфере ту ризма и сервиса, осуществляя мониторинг. Такими структурами в Российской международной академии туризма стали: институт инновационных исследований в туризме, научно-исследовательский центр планирования и координации НИ Д. отдел качества образования. Эти структуры координируют исследовательскую работу Академии и филиалов по направлениям:
• требования к работнику в сфере туризма:
• оценка рынка труда:
• оценка качества подготовки выпускников туристских вузов:
• выявление запросов потребителей;
• перспективы развития сферы ту ризма и туристского образования и пр.
Разработанные и апробированные теоретические и методологические основания построения мониторинга качества профессионального образования в РМАТ дают возможность осуществить более масштабный отраслевой проект по разработке механизмов совершенствования профессионального туристского образования с учетом требований рынка труда. Этот проект должен охватить всю систему профессионального образования в туризме, включая систему как государственных, так и негосударственных вузов. осуществляющих подготовку специалистов для туризма и гостиничного хозяйства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Система сертификации ТесіОиаІ. Справочник концепций. Т. 2. Г’Л'ИТО, 2005.
2. Система сертификации Те<Юиа1. Справочник процедур. Т. 3. и.УИ'ГО, 2005.
3. Система управления качеством профессионального туристского образования: моно-
графия Г. II. Зорина. II. А. Лоншакова. В. П. Мочёное, А. II. Сесёлкин. М.: Советский спорт, 200Н. (Профессиональное туристское образование).
А. И. СЕСЕЛКИН, А. ЛЯМИН
Ответственность как профессионально важное качество личности менеджера
УДК 37.018.4
Определена віаи.чосеяіь личной ответственности менеджера и результатов его нро-фессиона.іьной <)сяше.іьшістн. Рассмотрена структура профсссшчш іьной ответст-