• оценки прогностической валидности измерителей, их надежности и конст-руктной валидности;
• проведения линейного иерархического анализа данных с целью выявления главных факторов (кластеров) влияния на качество подготовки выпу скников.
Выполнение этих этапов работы в нашем У МО позволит реализовать несколько целей. Во-первых, осуществить кластеризацию компетенций. Во-вторых, установить иерархию компетенций путем выявления их влияния на качество подготовки специалистов. В-третьих, подтвердить или опровергнуть прогностичность компетенций ФГОС по направлению «Менеджмент». В-четвертых, построить компетентностные модели подготовки
магистров (для каждой магистерской программы). В-пятых, разработать надежные и валидные измерители для оценивания компетенций.
Подобные работы являются достаточно затратными по силам, времени и ресурсам, поэтому проводить их лучше силами не одного вуза, а с привлечением гру ппы вузов УМО. Тем не менее, весь перечень приведенных выше работ является необходимым, поскольку' только полное его выполнение позволит реализовать компе-тентностный подход к трактовке качества результатов образования, заложенный в новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов и сопровождающий процесс перехода на у ровневую систему образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байденко В. II. Выявпение состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод, пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
2. Звонников В. II. Совершенствование подготовки высококвалифицированных кадров по направлению менеджмент Вестник университета. 2009. .№ 7. С. 44 51.
3. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностиый подход: учеб. пособие. М.: Университетская книга; Логос, 2009.
4. Звонников В. II., Челышкова М. Б. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие. 4-е изд. М.: ИЦ «Академия», 2009.
5. Зорин II. В. Феномен туризма: собр. соч. М: Наука, 2005.
6. Лялин А. М. Современные проблемы высшего образования // Вестник ГУУ. 2009. № 7 (23). С. 5-9.
7. Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции на работе: пер. с англ. М.: HIPPO, 2005.
А. И. СЕСЕЛКИН
МОДЕЛЬ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (опыт РМАТ)
УДК 378.001.891
Рассмотрен процесс создания системы профессионашюго туристского образованая в Российской международной академии туризма. Выявлены инновационные формы и методы реализации образовательных программ. Представлена модель КАМПУСа (межрегионального учебно-научно-производственного комплекса для подготовки кадров для сферы туризма).
Ключевые слова: туризм, профессиональная подготовка, РМЛТ, модель инноваций, образовательные программы, качество обучения.
Establishment system process of professional tourist education in Russian Academy for Tourism is considered Innovation forms and methods of education programs' implementation are indentified. The CAMPUS model (interregional educational and scientific-industrial complex for tourism industry's personnel training) is presented
Key words: tourism, professional training, Russian Academy for Tourism, innovation model, education program, education quality.
С самого начала процесс создания системы профессионального туристского образования (ПТО) в Российской международной академии туризма (РМАТ) носил инновационный характер. Действительно, в 1992 г. еще не существовало базового образования туристского профиля ни на уровне среднего профессионального, ни на у ровне высшего профессионального образования. Поэтому первые основные образовательные программы, разработанные и внедренные в РМАТ, безусловно, являлись инновационными, так как обладали новизной и обеспечивали положительный эффект (результат) -подготовку выпускников с новым набором знаний, навыков и умений, ориентированных конкретно на применение в сфере туризма и гостеприимства.
Последу ющее расширение спектра реализуемых образовательных программ, их диверсификация в ходе многолетнего эксперимента по развитию многоуровне-
вой системы непрерывного профессионального туристского образования постоянно сопровождались поиском и внедрением новых, инновационных форм и методов их реализации в области как образовательных технологий, так и их научно-методического сопровождения и обеспечения. Этот инновационный процесс был и остается жизненно необходимым и определяющим для самого существования системы ПТО. основанной на самофинансировании и самоокупаемости.
Сложившаяся к настоящему' времени модель инноваций в системе профессионального туристского образования, созданной в РМАТ, представлена на рис. I и основывается на следующих принципах разработки и внедрения инновационных программ ПТО:
• ориентированность на практическую подготовку с учетом лучших мировых стандартов ту ристского сервиса и гостеприимства:
Научно-профессиональное сообщество (РАН. РАО, УМО. Ростуризм, ассоциации вузов и предприятий туриндустрии)
Ипионационныс ст руктуры РМАТ
Институ т инновационных исследований в ту ризме
Центр стажировок студентов и трудоу стройства
<!
Институ т довузовского обучения
Отдел качества образования
Центр между народных учебных программ и проектов
КАМПУС
Между народный центр устойчивого ту ризма
Институт дополнительного профессионального образования
Центр информационных технологий
Образо ватель ные и научные структуры РМАТ (институты, филиалы, кафедры, центры)
т
Международные партнеры (ЮНЕСКО. ЮНВТО. AIEST.
BITS. EURHOD1P. образовательные учреждения)
Комплексные программы научных исследований: РАН-РМАТ. РАО-РМАТ. ЮНЕСКО-РМАТ
_L
Л
Инновационные образовательные программы и проекты РМАТ:
• Международные практики и стажировки сту дентов
• Дополнительные (в том числе между народные образовательные программы для сту дентов
• Программы «двойного» диплома
• Диверсификация образовательных программ в у словиях перехода на уровневуто систему подготовки в рамках Болонского процесса
• Европейское приложение к диплому
• Новые образовательные технологии
• Сертификация преподавателей
• Мониторинг качества обучения
• Между народная сертификация качества процессов и программ
• Нау чное и кадровое обеспечение устойчивости развития туризма в дестинациях
Результаты:
• Повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда
• Формирование карьеры в процессе обучения
• Обеспечение практи-ко-ориентиро ванной подготовки сту дентов
• Обеспечение академической мобильности студентов
• Повышение качества обучения
• Обеспечение связи между нау кой. образованием и турбизнесом
• Повышение привлекательности российских дестинаций на рынке въездного и вну треннего туризма
• Развитие науки туриста ки
Рис. 1. Модель инноваций в системе профсссионального туристского образования (опыт РМАТ)
• учет запросов работодателей и квалификационных требований;
• предоставление возможности выбора индивидуальной образовательной траектории с обеспечением непрерывности и многоуровневости программ, получения «двойного диплома» и дополнительных сертификатов;
• применение современных информационных технологий в обучении;
• сертификация образовательных программ на основе международных стандартов качества.
Важнейшим компонентом модели ПТО является инновационная среда, обеспечивающая условия для создания инноваций в системе ПТО. Образовательные и науч-
ные структуры РМАТ (институты, филиалы, кафедры, центры) в процессе поиска. разработки и внедрения инноваций взаимодействуют в современном образовательном и научном пространстве как с государственными и муниципальными органами управления образованием и сферой туризма на соответствующих уровнях, так и со своими партнерами, отечественными и зарубежными. Отечественное научно-профессиональное сообщество включает институты РАН, в частности Институт народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, Российскую академию образования (РАО), Учебно-методическое объединение (УМО) вузов России по образованию в области менеджмента, УМО учебных заведений РФ по образованию в области сервиса и туризма. УМО по другим направлениям подготовки, реализуемым РМАТ, ассоциации вузов (АНВУЗ. СНВ и др.), а также Торгово-промышленную палату (ТПП) РФ и профессионатьные объединения работодателей, такие как Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Российский союз туриндустрии (РСТ) и др.
Среди зарубежных партнеров: ЮНЕСКО (с 1999 г. в РМАТ действует кафедра ЮНЕСКО по культурному туризму в целях мира и развития); ЮНВТО (с 2004 г. РМАТ является присоединившимся членом этой организации и членом Совета по образованию и науке ЮНВТО); Международная ассоциация научных экспертов по туризму (AIEST); Ассоциация веду щих европейских школ по гостеприимству (EURHODIP); Международное бюро социального туризма (BITS); Всемирный центр совершенствования дестинаций (CED) и другие международные организации.
В числе зарубежных образовательных учреждений - партнеров РМАТ: международная сеть кафедр ЮНЕСКО по туризму в целях мира и развития; во Франции - Университет Сорбонна Париж-1 Пантеон, Высшая школа менеджмента гостиничного хозяйства и туризма (Институт ВАТЕЛЬ), Версальская школа ландшафтного проектирования и дизайна; в Италии - Миланский у ниверситет Бикокка, Болонский университет. Международный образовательный альянс по программам ускоренного профессионального образования (1АЬ), Школа гостиничного и ресторанного обслуживания Серрамадзони; в Греции - Высшая школа туристского образования Родоса; в Бельгии - Брюссельский свободный университет.
Инновационные структуры РМАТ предназначены для обеспечения внедрения в системе ПТО инновационных программ и проектов, разрабатываемых в процессе выполнения Комплексной программы НИЦ РАО-РМАТ «Научное и методическое обеспечение педагогических, организационных и социальных инноваций в целях модернизации профессионального туристского образования», а также двух других программ научных исследований РМАТ: Комплексной программы НИЦ РАН-РМАТ по стратегическим вопросам развития туристской индустрии России и Комплексной программы кафедры ЮНЕСКО РМАТ «Культурное наследие и культурный туризм в целях мира и развития». В число инновационных структур РМАТ включены: институт
инновационных исследований в туризме; центр стажировок студентов и трудоустройства; институт довузовского обучения; отдел качества образования; центр международных учебных программ
и проектов; центр информационных технологий и институт дополнительного профессионального образования. Инновационные проекты создания учебно-научно-производственного комплекса «КАМПУС» и Международного центра устойчивого туризма находятся на стадии проектирования.
Институт инновационных исследований в туризме (ИИИТ), по существу, является научно-образовательным комплексом и объединяет в своем составе: НИЦ планирования и координации НИР, НИЦ РАО-РМАТ, редакционно-издательский центр, центр информационных технологий, кафедры профильной магистерской подготовки, в том числе: кафедру ЮНЕСКО по культурному туризму в целях мира и развития; кафедру научно-экспедиционного туризма; кафедру религиозного туризма (православное направление); кафедру маркетинга в ту ризме и кафедру менеджмента курортов и рекреации.
Основные цели ИИИТ: повышение качества профессионального туристского образования и научных исследований и разработок в сфере туризма и рекреации путем обеспечения синергетической взаимосвязи инновационных процессов в науке (туристике), образовании и практике туристского бизнеса (туристской индустрии) в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки кадров (бакалавриат - магистрату ра). При этом главной задачей на современном этапе является разработка теоретических основ и организационных принципов формирования инновационных образовательных программ магистерской подготовки во взаимосвязи с программами дополнительного и послевузовского профессионального туристского образования с учетом между народного опыта веду-
щих научно-образовательных учреждений (ИРЭСТ Университета Сорбонна Париж-1 Пантеон и др.) и обеспечение их внедрения в корпоративной сети РМАТ с расширением числа студенческих научных кружков и вовлечением студентов в научно-исследовательскую деятельность (НИРС).
Важным инновационным проектом ИИИТ является разработанная кафедрами на основе нового ФГОС и одобренная в апреле 2010 г. Ученым советом РМАТ основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» по профилю «Менеджмент туристских дсстинаций». Задача подготовки для туристских дестинаций менеджеров нового типа — концептологов и концепту алистов - является очень актуальной. Для обеспечения устойчивого развития туризма в регионах страны и особых экономических зонах турист-ско-рекреационного типа как приоритетных ту ристских дестинациях необходимы квалифицированные кадры на всех уровнях подготовки и в первую очередь специалисты, владеющие системным подходом и умеющие не только исследовать и разрабатывать (концептологи), но и внедрять (концептуалисты) инновационные концепции и проекты рекреационного освоения территорий и повышения привлекательности их как туристских дестинаций.
Содержание вариативной вузовской части профессионального цикла данной магистерской программы формируется дисциплинами: «Туристика и туристские дестинации»; «Концептология устойчивого развития туризма»; «Экономическое и социальное прогнозирование развития ту ристских дестинаций»; «Рекреационное планирование и проектирование турист-
ских дестинаций»; «Менеджмент туристских дестинаций»; «Маркетинг туристских дестинаций»; «Правовое регулирование устойчивого развития туризма»; «Современные тенденции развития туристского рынка»; «Системное моделирование туристских дестинаций».
Дисциплины профессионального цикла по выбору студента сгруппированы в девять модулей трудоемкостью по 10 зачетных единиц каждый, обеспечивающих вариативность подготовки магистрантов: «Культурный туризм в целях мира и развития»; «Туристское управление объектами Всемирного культурного наследия»; «Концептология научно-экспедиционного туризма»; «Концептология санаторно-курортно го прое ктиро ван ия »; «Маркетинг туристских дестинаций»; «Эколого-географические аспекты менеджмента туристских дестинаций»; «Концептология анимационного проектирования ту ристских дестинаций»; «Концептология гостеприимства в ту ристских дес-тинациях»; «Социология туристских дестинаций».
В Центре стажировок студентов и трудоустройства, инновационной структуре, подобной бизнес-инку батору, студентам предлагаются варианты прохождения длительных (от 3 до 6 месяцев) стажировок за ру бежом на основе договоров с ведущими туроператорами и международными гостиничными цепями в 12 странах (Турция, Греция, Кипр, США. Египет, Тунис. Италия, Мальта. Финляндия. Франция, Марокко, Великобритания). Стажировки позволяют студентам приобрести опыт профессиональной деятельности массовых профессий туристской индустрии, познакомиться с разными странами, изучить иностранный язык, получить соответствующие сертификаты для последующего трудо-
устройства и построения карьеры в сфере туризма.
Центр международных учебных программ и проектов совместно с Институтом довузовского обучения реализует инновационную образовательную программу «двойного диплома» на уровне среднего профессионального образования совместно с итальянским партнером -Школой гостиничного и ресторанного обслу живания Серрамадзони, а совместно с кафедрой менеджмента гостеприимства РМАТ - инновационную образовательную программу «двойного диплома» на уровне бакалавриата совместно с французским партнером - Институтом ВАТЕЛЬ. На уровне магистратуры разработан проект программы «двойного диплома» с Миланским у ниверситетом Бикокка. кафедрой ЮНЕСКО по культурному туризму разработана совместная программа-модуль «У правление туристскими объектами Всемирного культурного наследия» с Университетом Сорбонна Париж-1 Пантеон, а также программа-модуль «Концептология нау чно-экспеди-ционного туризма» с Брюссельским свободным у ниверситетом. На уровне аспирантуры (послевузовского профессионального образования) начато внедрение совместной программы с Университетом Сорбонна Париж-1 Пантеон по научному направлению «Туристика» совместно с третьей стороной - географическим факу льтетом МГУ им. М. В. Ломоносова.
Европейское приложение к диплому разработано и внедрено в РМАТ по всем основным образовательным программам. С 2006 г. по запросам выпу скников выдано свыше тысячи приложений к диплому европейского образца, что содействует решению проблем как академической мобильности студентов, так и мобильно-
сти выпускников на европейском рынке труда.
Институт дополнительного профессионального образования совместно с кафедрой менеджмента гостеприимства РМАТ организует обучение по дополнительным (в том числе международным) образовательным программах! для студентов. Примером такой программы является инновационная программа «Европейский гостиничный менеджмент», в соответствии с которой кроме дополнительной теоретической подготовки студентам предоставляется возможность прохождения стажировки в московских и зарубежных гостиницах ведущих мировых гостиничных цепей.
Предметом инновационной деятельности Центра информационных технологий РМАТ является развитие корпоративной информационной системы (КИС), обеспечение средств доступа к профессиональным источникам информации и базам данных, в том числе к электронной библиотеке ЮНВТО. создание вместе с профильными кафедрами и сопровождение электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) как элементов дистанционного обучения.
Инновационная деятельность Отдела качества образования заключается в научном, методическом и организационном обеспечении системы менеджмента качества (СМК) РМАТ:
• разработка и внедрение системы мониторинга качества профессионального туристского образования;
• создание фонда диагностических, тестовых и оценочных средств для выпускников системы ПТО;
• разработка внутриакадемических стандартов по комплексной оценке качества подготовки выпускников;
• проведение процедур сертификации основных процессов по международным стандартам качества ISO 9001:2000 (ежегодное подтверждение качества СМК с 2005 г.) и основных образовательных программ по международным стандартам качества UNWTO.TedQual (Всемирной туристской организации ООН, с 2006 г.);
• проведение семинаров по повышению квалификации преподавателей региональных образовательных структур в области качества образования: «Совершенствование качества образования: компе-тентностный подход в преподавании общих гуманитарных, естественнонаучных и социально-экономических дисциплин»; «Современные проблемы управления и экономики туристского бизнеса»; «Совершенствование качества образования: компетентностный подход в воспитательной деятельности туристского вуза»; «Современные педагогические технологии профессионального образования»;
• проведение мастер-класса «Внутренний аудит систем качества» для последующей сертификации преподавателей;
• проведение конкурсов «Лучший УМК», «Лучшая методическая разработка занятия с использованием инновационных методов обучения», «Внутренние системы качества подготовки выпускников».
Кроме того, согласно договору о совместной деятельности РМАТ и Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов от 07 февраля 2008 г. основной целью совместной деятельности является поэтапный переход вуза к перспективным моделям систем качества высшего образования по всем реализуемым образовательным программам и Академии в целом.
Инновационный проект создания учебно-научно-производственного комплекса
«КАМПУС» (рис. 2) направлен на эффективное объединение ресурсов производственной базы ОАО «Центральный совет по туризму и отдыху» (холдинг), учредителя РМАТ, и научно-образовательного потенциала РМАТ - для повышения ка-
чества практической подготовки студентов в сфере ту ризма и гостеприимства.
Инновационный научно-образовательны й проект создания Международного центра устойчивого развития туризма и повышения привлекательности российских дестинаций основывается на ин-
Рис. 2. КАМПУС: межрегиональный учебно-научно-производственный комплекс для подготовки кадров для сферы туризма
теграции международного опыта ЮНЕСКО. ЮНВТО. AER. ЕС (проект EDEN), AIEST. CED и предназначен для содействия устойчивому развитию туризма в регионах России, продвижению российских дестинаций на рынках въездного и внутреннего туризма и подготовке кадров нового типа - концептологов рекреационного проектирования, в итоге -научному и кадровому обеспечению устойчивости развития туризма в дести-нациях. В рамках совместного проекта РМАТ как присоединившийся член ЮНВТО. член Совета по образованию и науке ЮНВТО и партнер CED будет содействовать повышению привлекательности
туристских дестинаций и регионов России вну три страны и во всех странах мира путем повышения их конкурентоспособности, устойчивости в развитии туризма, максимизации социальных и экономических благ для местного сообщества улучшения качества сервиса и повышения уровня компетентности туристских кадров с выдвижением на первый план географического характера данного направления - его окружающей среды, культу ры, эстетики, наследия и благополучия его обитателей.
В заключение можно сформулировать следу ющие результаты функционирова-
ния представленной модели инноваций в системе ПТО:
• повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда;
• формирование карьеры в процессе обучения;
• обеспечение практикоориентированной подготовки студентов;
• обеспечение академической мобильности студентов и выпу скников;
Г. И. ЗОРИНА
О ЛАТЕРАЛЬНОМ МЫШЛЕНИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ТУРИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
• повышение качества обучения;
• обеспечение связи между наукой, образованием и турбизнесом;
• повышение привлекательности российских дсстинаций на рынке въездного и внутреннего туризх1а;
• развитие науки туристики.
УДК 37.036.5
Рассмотрено применение латерального мышления и паттернов в системе профессио-пального туристского образования. Выявлена необходимость латерального мыипения при разработке и внедрении новых магистерских программ.
Ключевые слова: туризм, профессиональное образование, латеральное мышление, концепция паттерна, лексико-семантическое моделирование, дидактическая система, этимология.
Applying of lateral thinking and patterns in professional tourist education is considered. Lateral thinking need in development and application of new master's programs is identified
Key words: tourism, professional education, lateral thinking, pattern concept, lexical-semantic modeling, didactic system, etymology.
Идея латерального мышления принадлежит Эдуарду де Боно - исследователю, пытающемуся решать традиционные проблемы неординарными (иногда нелогичными) методами. Именно так представляют этого ученого аннотации его многочисленных монографий. Ученый полагает, что латеральное мышление особо успешно может применяться для осознания духовных ценностей и понимания творчества как альтернативы логическому (линейному) мышлению, что полностью соответствует задачам профессионального туристского образования. Попробуем и мы найти применение концепции латерального мышления
и паттернов в системе профессионального туристского образования (ПТО). К этому нас подвигает тот факт, что использование только традиционных логических методов не дает необходимых результатов в понимании и объяснении ведущих констант самоорганизующейся системы ПТО: туризм, путешествие
и дестинация.
Наша концепция построена на результатах квалификационно-дидактического контент-анализа первичных понятий (слов) профессионального туристского образования, которые лежат в основе формирования более сложных дидактических групп: лексем, концептов и кон-