обладать компетенциями, обеспечивающими переход от исследований к разработкам с последующей их коммерциализацией [3].
Следует также дополнить, что Россия не приняла обязательств в отношении иностранного коммерческого присутствия в области высшего образова-
ния. Таким образом, Российская Федерация сохраняет за собой право вводить любые ограничения деятельности иностранных учреждений высшего образования на национальном рынке образования, а также регулировать общий объем иностранного присутствия в сфере высшего образования [4].
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 29.12.12 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Гребнев Л. ВТО и российские вузы: от жесткой конкуренции к взаимовыгодному сотрудничеству? // Высшее образование в России. 2006. № 4.
3. Карпов А.О. Открытые инновации и высшее образование / Высшее образование в России. 2013. № 3.
4. Селиверстова О.И. Модернизация систе-
мы образования в свете присоединения России к ВТО // Высшее образование в России. 2013. № 2.
5. Сенашенко B.C. Образование и процессы глобализации//Высшее образование в России. 2013. № 1.
6. Якупова А.Р., Мезенцева Е.И., Матвиенко А.А. Гуманистические идеи в истории становления профессионального образования в России // Высшее образование сегодня. 2009. X.
УДК 371.13:339.9
Т.Н. ЕФРЕМЦЕВА
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА КАК УСЛОВИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор рассуждает о новой парадигме профессионального туристского образования, построение которой следует вести на основе международных стандартов качества по направлениям подготовки студентов высшего образования.
Ключевые слова: высшее образование, профессиональное туристское образование, международные стандарты качества.
The author discusses the new paradigm of professional tourism education that should be constructed on the basis of international quality standards in the directions of higher education training.
Keywords: higher education, professional tourism education, international quality standards.
© Ефремцева Т.Н., 2014
Формирование конкурентоспособного имиджа России неразрывно связано с совершенствованием качества подготовки профессиональных кадров. В системе профессионального образования в сфере туризма особое внимание сегодня уделяется качеству подготовки специалистов, что позволит обеспечить успешное решение проблем национальной идентификации туристского образования в России в условиях глобальной интеграции.
В ходе реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» ожидается значительное увеличение числа рабочих мест за счет расширения сферы сервиса и услуг в России. Программа ставит основными задачами «развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации; повышение качества туристских услуг и продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках» [2].
Несомненно, что рыночный успех является основным критерием оценки деятельности вузов, маркетинговые возможности которых предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой политикой образовательных услуг. В России сегодня насчитывается более 400 вузов и факультетов, осуществляющих профессиональную подготовку кадров для сферы туризма и гостеприимства; для сравнения, в США таких учебных заведений более 500, а в Великобритании 170 [5]. Основной акцент происходящей реорганизации российского профессионального образования в сфере туризма направлен на подготовку конкурентоспособного современного специалиста индустрии туризма, со-
ответствующего стандартам мировой туриндустрии и запросам отечественных работодателей.
В стремлении повысить качество профессиональной подготовки российские вузы в настоящее время сталкиваются с некоторыми противоречиями в определении содержания туристского образования, в его несоответствии международным стандартам качества, в системе оценки сформиро-ванности профессиональных компетенций выпускников.
Важнейшим компонентом парадигмы профессионального туристского образования в России должна стать разработанная на национальном уровне система оценки качества профессиональной подготовки кадров, которая затем детализируется и уточняется, исходя из специфики туристского вуза или соответствующего факультета университета.
Необходимым условием реализации новых стандартов образования является регулярное повышение квалификации и профессиональная переподготовка профессорско-преподавательского состава кафедр. Так называемый «золотой фонд» вузов должен быть вовлечен в процесс модернизации современной высшей школы наравне с министерскими кабинетами и работодателями. И, наконец, важнейшим критерием вхождения России в международное образовательное пространство является соответствие содержания профессионального обучения международным стандартам качества по направлениям подготовки.
Система профессиональной сертификации UNWTO TedQual Certification является международным стандартом качества туристского образования. С момента создания в 1998 г.
она способствует постоянному совершенствованию качества туристского образования, подготовки кадров и научно-исследовательских программ путем определения набора минимальных стандартов качества образования в сфере туризма.
Следует иметь в виду, что система TedQual Certification состоит из серии оценочных критериев, универсально применяемых к любому туристскому образованию, подготовке или исследовательской программе, которые позволяют измерить эффективность образовательной системы, а также степень ее соответствия запросам туристского сектора, общества и студентам в этой программе. Данная система сертификации учитывает пять областей анализа, которые оценивают внутренние и внешние аспекты программы вуза. К ним относятся: «согласованность плана исследований; инфраструктура и педагогическая поддержка; политика, инструменты и механизмы поддержки административного управления; существование прозрачного механизма для выбора факультета и благоприятных условий для профессионального развития и актуальность содержания программы исследований в связи с потребностями сектора туризма» [4].
На сегодняшний день, по данным Всемирной туристской организации, профессиональную сертификацию UNWTO TedQual имеет 81 высшее учебное заведение в мире. Если посмотреть географически, то это: 10 университетов в Китае, 7 - в Великобритании, по 6 - в Испании и Мексике, 5 - в Италии, 4 - в США, по 2 - в Швейцарии, Греции и Турции и по одному - в Германии, Франции и России. Примечательно, что Российская международная академия туризма является един-
ственным российским туристским вузом, имеющим международный сертификат качества туристского образования UNWTO TedQual [4, 5].
Однако международная сертификация качества туристского образования гарантирует высокий уровень профессиональной подготовки в вузе в целом, но не предоставляет возможности студентам для получения личных международных сертификатов или дипломов по туризму, менеджменту туризма и гостеприимства, которые могли бы подтвердить их конкурентные качества у будущего работодателя.
В качестве примера рассмотрим три ведущих международных экзамена в области туризма, менеджмента туризма и гостеприимства. Это следующие профессиональные экзамены:
• LCCI (London Chamber of Commerce and Industry). Экзамены по туризму Лондонской торгово-промышленной палаты имеют два уровня и состоят из письменной и устной частей;
• Edexcel BTEC. Это самая большая в Великобритании компания по аккредитации национальных и международных академических и профессиональных квалификаций, в том числе по туризму, менеджменту туризма и гостеприимства. Экзамены имеют 5 уровней - от сертификата до диплома по международному туризму;
• City&Guilds. Это ведущий и старейший (основан в 1878 г.) синдикат по международной аккредитации профессиональных квалификаций в Великобритании, находящийся под патронатом королевской семьи. Экзамены имеют три уровня - от сертификата до диплома по международному туризму [1].
Обязательным требованием при подготовке к сдаче международных эк-
заменов является достаточно высокий уровень владения английским языком, он должен быть не ниже В2 (upper-intermediate) по европейской шкале CEF (Common European Framework), так как все эти профессиональные экзамены кандидаты сдают на английском языке.
Кстати, введение данной шкалы уровней владения иностранным языком на национальном уровне (или хотя бы внутри вузов) позволило бы дифференцировать прогресс студентов в изучении языка и осуществлять входной, промежуточный и итоговый мониторинг качества языковой подготовки.
Глубокий анализ содержания вышеуказанных международных экзаменов по туризму, а также подробное изучение стратегии CLIL (Content and Language Integrated Learning), т.е. ме-тапредметного образовательного подхода к содержанию профессиональной подготовки, приводят к выводу о необходимости создания вузовского макета структурной матрицы формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлениям подготовки [3].
В предполагаемую структуру матрицы закладываются все формируемые компетенции направления подготовки студентов и перечисляются все предметы, в ходе изучения которых они формируются. При таком подходе мы избавимся от предметной «однобокости и узости», поверхностного формирования компетенций. Важным техническим условием и инструментом работы такой матрицы должна быть LMS-платформа вуза, которая дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурса-
ми информационно-образовательной среды.
Система оценки качества сформиро-ванности у студентов общекультурных и профессиональных компетенций выступает основополагающим условием парадигмы профессионального туристского образования, она должна быть заложена в матрицу вместе с принятым вузом фондом оценочных средств и балльно-рейтинговой системой оценки.
Рассмотрим подробнее содержание международного экзамена ЬСС1 по туризму второго уровня. Так, например, в первом задании приводится кейс (бизнес-ситуация): В компанию Х, где вы работаете, обратился клиент с просьбой предложить ему круиз на удовлетворяющих его условиях. Менеджер просит вас изучить предложения (три текста о круизах) и подобрать лучший вариант для клиента (нужно провести исследование, сравнив характеристики предложений и запросы клиента в виде таблицы). Во втором задании менеджер сообщает, что он доволен вашим выбором и просит написать письмо клиенту с подробным описанием предложения. В третьем задании клиент звонит вам и сообщает, что он заболел, и просит перенести дату его поездки... и т.д. В ходе выполнения экзаменационных заданий кандидат должен принимать решения, демонстрируя знания, умения и сформированные профессиональные компетенции [6].
Кафедра иностранных языков и зарубежного страноведения Российской международной академии туризма проводит достаточно большую работу по совершенствованию содержания профессиональной подготовки по иностранным языкам и созданию единого образовательного пространства в обла-
сти туристского образования. Созданная в 2011 г. Ассоциация преподавателей иностранных языков туристских вузов и факультетов туризма активно работает, объединяя на сегодняшний день более 80 преподавателей из 46 вузов Москвы, Московской области и других регионов России. В период с 2011 по 2013 гг. проведены две международные научно-практические конференции и три научно-методических семинара с международным участием
по актуальным вопросам содержания профессиональной подготовки по иностранным языкам [1].
Опыт работы Ассоциации показывает, что профессиональное взаимодействие специалистов в предметной области образования помогает решить многие проблемы в построении системы современного качественного, соответствующего международным стандартам профессионального образования в России.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Ефремцева Т.Н. Международные эталоны качества в российском профессиональном туристском образовании // Вестник РМАТ. 2013. № 2 (8). С. 76-80.
2. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 «О Федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)"».
3. Mehisto P., Marsh D. & Frigols M.J. Uncovering CLIL: Content and Language Integrated Learning in Bilingual and Multilingual Education. Macmillan Education, 2008. P. 238.
4. URL: http://themis.unwto.org/en/content/ institutions-unwtotedqual-certified-programmes (дата обращения: 15.02.2013).
5. URL: http://whichuniversitybest.blogspot. ru/2010/02/top-hospitality-tourism-schools. html (дата обращения: 21.02.2013).
6. URL: http://www.ediplc.com/documents/ WEFT%20L2%20Past%20 Paper%20Series% 204%202010.pdf (дата обращения: 30.11.2013).
7. Кубрушко П.Ф. О перспективах развития профессионально-педагогического образования и его кадровом обеспечении // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. М.: Изд-во МГАУ, № 2(12) 2005. С. 60-65.
8. Кальней В.А., Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе // Высшее образование сегодня. 2007. № 3. С. 32.
УДК 378.12
Б.М. ПРАНОВ
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ: ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ PhD-ПРОГРАММ В РОССИИ
Автор на основании анализа мнения экспертов в области подготовки аспирантов делает выводы о возможности и перспективах реализации PhD-программ в российском высшем образовании.
Ключевые слова: высшее образование, подготовка аспирантов, образовательные программы аспирантуры, PhD-программы.
The article describes the opinions of experts in the field of training of graduate students and tries to draw conclusions about the possibilities and prospects of the PhD-programs in Russian higher education.
Keywords: higher education, training graduate students, post-graduate educational programs, PhD-programs.
В настоящее время наблюдается низкий уровень осведомленности в вопросах различий между российской моделью подготовки аспирантов, совместными аспирантскими программами и программами РЬБ-подготовки. Однако в России есть университеты, которые, обладая значительными образовательными и исследовательскими ресурсами и имея опыт реализации совместных международных программ, способны готовить специалистов, квалификация которых получит международное признание. Более того, некоторые из таких университетов (к сожалению, их совсем немного) готовы предоставлять образовательные услуги иностранным аспирантам на уровне, сопоставимом с европейскими и американскими университетами.
Эксперты - представители сферы образования - считают, что российский уровень подготовки специали-
© Пранов Б.М., 2014
стов высшей квалификации в целом все-таки выше, во всяком случае не ниже, чем на Западе. По выражению одного из экспертов (сфера бизнеса), главный инструмент исследований -голова - в России традиционно лучше, а вот внедренческая часть из-за слабой материально-технической базы традиционно отстает, поэтому в стране блестящие результаты на фундаментальном уровне.
По мнению большинства экспертов, систему аспирантуры в России нужно сохранить. Сложившиеся традиции позволяют более качественно готовить специалистов, не следуя технократическим подходам. Хотя, конечно, много проблем и в диссертационных советах, и в работе аспирантур. Но тем не менее они высоко оценивают качество отечественной послевузовской подготовки. Один из экспертов с уверенностью заявил, что степень кандидата в области естественных наук выше, чем соответствующая докторская степень