Научная статья на тему 'Система сертификации качества туристского образования UNWTO. Tedqual'

Система сертификации качества туристского образования UNWTO. Tedqual Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МЕЖДУНАРОДНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ КАЧЕСТВА / СТАНДАРТЫ UNWTO.TEDQUAL / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / TOURISM / EDUCATIONAL PROGRAM / INTERNATIONAL QUALITY CERTIFICATION / STANDARDS OF UNWTO.TEDQUAL / TRAINING QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закирьянов Бауржан Кайратович, Абдикаримова Мадина Нурбулатовна, Кари А. А.

С каждым годом возрастает потребность в качественной подготовке, переподготовке и повышении квалификации профессиональных кадров по специальности «Туризм», в связи с чем образовательным организациям необходимо использовать новые способы и методы повышения качества образования. Социально-экономическое развитие Республики Казахстан тесно связано с качеством образовательной деятельности, с уровнем подготовки выпускаемых специалистов. Поэтому образовательные организации стремятся соответствовать международным стандартам образования, одним из которых представляется система сертификации качества туристского образования UNWTO.TedQual. Авторами рассмотрены возможности использования, обозначены цели и преимущества использования системы сертификации качества туристского образования. Представлена характеристика о необходимых критериях получения данной сертификации, а также рассмотрен процесс получения сертификации на примере Казахской академии спорта и туризма, факультета туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The certification system of tourism education quality UNWTO.TedQual

Every year, the need for high-quality training, retraining and advanced training of professional personnel in tourism increases, and therefore educational organizations need to use new ways and methods to improve the quality of education. The socio-economic development of the Republic of Kazakhstan is closely related to the quality of educational activities, with the level of training of graduates. Therefore, educational organizations strive to meet international educational standards, one of which is the certification system of tourism education quality UNWTO. TedQual. The authors considered the possibilities of use, indicated the goals and advantages of using the system of quality certification of tourism education. The characteristic of the necessary criteria for obtaining this certification is presented, and the process of obtaining certification is considered on the example of the Kazakh Academy of Sport and Tourism, the Faculty of Tourism.

Текст научной работы на тему «Система сертификации качества туристского образования UNWTO. Tedqual»

ТУРИЗМ / TOURISM

УДК 378:379.85

DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10202

Система сертификации качества туристского образования

UNWTO.TedQual

ЗАКИРЬЯНОВ Бауржан Кайратович

Казахская академия спорта и туризма, Алматы, Казахстан; PhD доктор АБДИКАРИМОВА Мадина Нурбулатовна

Казахская академия спорта и туризма, Алматы, Казахстан; магистр, ст.преподаватель КАРИ А.А.

Казахская академия спорта и туризма, Алматы, Казахстан; магистр, преподаватель

Аннотация. С каждым годом возрастает потребность в качественной подготовке, переподготовке и повышении квалификации профессиональных кадров по специальности «Туризм», в связи с чем образовательным организациям необходимо использовать новые способы и методы повышения качества образования. Социально-экономическое развитие Республики Казахстан тесно связано с качеством образовательной деятельности, с уровнем подготовки выпускаемых специалистов. Поэтому образовательные организации стремятся соответствовать международным стандартам образования, одним из которых представляется система сертификации качества туристского образования UNWTO.TedQual. Авторами рассмотрены возможности использования, обозначены цели и преимущества использования системы сертификации качества туристского образования. Представлена характеристика о необходимых критериях получения данной сертификации, а также рассмотрен процесс получения сертификации на примере Казахской академии спорта и туризма, факультета туризма.

Ключевые слова: туризм, образовательная программа, международная сертификация качества, стандарты UNWTO.TedQual, качество подготовки специалистов

Для цитирования: Закирьянов Б.К., Абдикаримова М.Н., Кари А.А. Система сертификации качества туристского образования UNWTO.TedQual // Сервис Plus. 2019. Т.13. №2. С. 14-18. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10202.

Статья поступила в редакцию: 22.05.2019.

Статья принята к публикации: 22.06.2019.

The certification system of tourism education quality UNWTO.TedQual

Baurzhan K. ZAKIRYANOV

Kazakh Academy of Sport and Tourism, Almaty, Kazakhstan; PhD, Professor Madina N. ABDIKARIMOVA

Kazakh Academy of Sport and Tourism, Almaty, Kazakhstan; Senior lecturer

A.A. KARI

Kazakh Academy of Sport and Tourism, Almaty, Kazakhstan; Lecturer

2019 Vol. 13 Iss. 2 SERVICE pius

SCIENTIFIC JOURNAL www.philosoph.ru

Система сертификации качества туристского образования UNWTO.TedQual

Abstract. Every year, the need for high-quality training, retraining and advanced training of professional personnel in tourism increases, and therefore educational organizations need to use new ways and methods to improve the quality of education. The socio-economic development of the Republic of Kazakhstan is closely related to the quality of educational activities, with the level of training of graduates. Therefore, educational organizations strive to meet international educational standards, one of which is the certification system of tourism education quality UNWTO. TedQual. The authors considered the possibilities of use, indicated the goals and advantages of using the system of quality certification of tourism education. The characteristic of the necessary criteria for obtaining this certification is presented, and the process of obtaining certification is considered on the example of the Kazakh Academy of Sport and Tourism, the Faculty of Tourism.

Keywords: tourism, educational program, international quality certification, standards of UNWTO. TedQual, training quality

For citation: Zakiryanov, B. K., Abdikarimova, M. N., & Kari, A. A. (2019). The certification system of tourism education quality UNWTO.TedQual. Servis plus, 13(2), 14-18. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10202. (In Russ.).

Submitted: 2019/05/22.

Accepted: 2019/06/22.

Введение. Концепция развития туристской индустрии до 2023 года, принятая в Казахстане в 2017 году, должна сформировать единую институциональную, методологическую и организационную основу для формирования современной, высокоэффективной и конкурентоспособной индустрии туризма в нашей стране. Кроме того, этот документ будет способствовать реализации основного принципа, отраженного в таком документе, как План Нации - сто конкретных шагов по реализации институциональных реформ, предложенные главой государства Нурсултаном Назарбаевым в 57, 86 и 87 шагах. Документ также будет отражен в основных направлениях диверсификации экономики, предусмотренных Стратегическим планом развития Казахстана до 2020 года, Стратегическим направлением долгосрочного развития Республики Казахстан до 2050 года и Концепцией Вхождения Республики Казахстан в число тридцати самых развитых стран мира [1].

В Концепции развития туризма говорится о возможности туризма оказать три особо важных эффекта на экономику страны [2]:

1) обеспечение притока иностранной валюты и оказание позитивного влияния на такие экономические индикаторы, как платежный баланс и совокупный экспорт;

2) содействие увеличению трудоспособности населения;

3) содействие в развитии инфраструктуры страны.

Основная часть. Основными причинами, затрудняющими развитие туризма в Республике Казахстан, являются:

- труднодоступность туристских объектов,

- невысокий уровень сервиса в местах отдыха туристов,

- недостаточное количество и качество сервиса объектов придорожной инфраструктуры,

- нехватка квалифицированных кадров в сфере туризма, в том числе академический характер образования, который предполагает некоторую оторванность образовательных программ от требований рынка труда, потребностей производства, ожиданий работодателей.

Для более эффективного развития туризма в Казахстане современная система обучения специалистов в сфере туризма должна быть направлена на постоянное развитие с целью совершенствования и качественного улучшения предоставляемых услуг по подготовке кадров в сфере внешнего и внутреннего туризма. С каждым годом возрастает потребность в повышении уровня компетентности специалистов индустрии туризма и гостеприимства, т.к. данная сфера в Республике Казахстан стремительно развивается, отмечается рост туристских и гостиничных предприятий, использующих новые виды и способы оказания услуг гостям и жителям Республики [3].

Повышенное внимание к повышению качества туристского образования и применения полученных знаний в туристских регионах по всему миру уделяет Всемирная туристская организация ^ШТО). В целях совершенствования качества и эффективности программ образования в области туризма, осуществляемых учебными заведениями различных стран,

СЕРВИС peus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

2019 Том 13 №2

проводится разработка мер по внедрению сертификации качества туристского образования «UNWTO.TedQual» (Tourism Education Quality).

TedQual (Tourism Education Quality) - это добровольная сертификация высших учебных заведений по специальности «Туризм», нацеленная на непрерывный рост качества образования. Сертификация анализируется и оценивается по основным пяти составляющим систему образования программам:

- согласованность плана исследований;

- инфраструктура и педагогическая поддержка;

- политика, инструменты и механизмы поддержки административного управления;

- наличие прозрачных механизмов выбора профессорско-преподавательского состава и благоприятных условий для их профессионального развития;

- актуальность содержания программы обучения с учетом потребностей сектора туризма, которые влияют на внутренние и внешние аспекты учебных программ, включая соответствие контента сегодняшним потребностям индустрии туризма.

Цель сертификации UNWTO. TedQual состоит в улучшении образовательного процесса, более качественного обучения специалистов в области туризма в странах и регионах по всему миру. Такой подход позволяет определить рамки между спросом и предложением, основываясь на получении информации от трех сторон процесса обучения: потенциальных работодателей, преподавателей и обучающихся, - с последующей эффективной отдачей от этого действия. В конечном счете это дает возможность повышения уровня умений и навыков рабочих и специалистов сферы туризма, а также повышения уровня качества туристских услуг в целом. Преимущества методологии будут задействованы в процессе развития спроса и потребления системы туристского образования и в предотвращении неквалифицированной деятельности [4].

В настоящее время по данным сайта UNWTO. TedQual сертифицировано 229 туристских образовательных программ, представленных 78 учебными заведениями Америки, Азиатского Тихоокеанского региона, Африки, Европы и Среднего Востока, большинство которых приходится Индонезии, Китай и Мексике [5].

За сертификацией в UNWTO. TedQual могут обратиться все обучающие институты, университеты, бизнес школы, центры обучения, любой принадлежности, желающих заверить образование туризма или программы обучения и сотрудничать с ВТО.

Все организации, осуществляющие сертификационную систему TedQual, имеют следующие преимущества:

- Уникальная сертификация в том, что это единственная международная сертификация качества, выданная UNWTO для программ высшего образования, обучения и исследований в сфере туризма;

- Это позволяет использовать логотип UNWTO.TedQual на официальных бланках, рекламных материалах и документах, аккредитующих программу;

- Это влечет за собой международное продвижение института и его программ через различные коммуникационные инструменты и механизмы UNWTO;

- Быть частью сети UNWTO. TedQual - платформы, где учреждения делятся знаниями, передовой практикой и технической поддержкой;

- Возможности стажировки для студентов и преподавателей в учебных заведениях UNWTO.TedQual и в Фонде UNWTO.Themis;

- Стипендиальные возможности для университетского курса «Туризм и международное сотрудничество в целях развития»;

- Участие в совместных исследовательских проектах;

- Участие в качестве редактора / автора в публикациях UNWTO. TedQual;

- Участие в ежегодном мероприятии UNWTO. TedQual Worldwide;

- Поддержка со стороны UNWTO (участие и распространение информации) в организации и проведении конференций и других мероприятий, проводимых членами сети UNWTO;

- Участие в проектах сотрудничества в целях развития в менее развитых странах с целью поддержки создания или совершенствования их учебных программ;

- Включение в базу данных, обычно используемую UNWTO для своих конкурсов;

- Поддерживать работу, связанную с туристическим образованием, наших государств-членов и сестринских организаций в рамках семьи ООН [5].

В Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 406 Об утверждении Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023 года так же отмечено о важности сертификации UNWTO по системе TedQual на все высшее учебные заведения, преподающие специальность «Туризм», для активного внедрения дуального образования в сфере туризма [6].

В связи с этим Казахская академия спорта и

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Система сертификации качества туристского образования UNWTO.TedQual

туризма 2019 году получила международную сертификацию UNWTO. TedQual по образовательным программам бакалавриата по специальности 5В090200 «Туризм», 5В091200 «Ресторанное дело и гостиничный бизнес» и магистратуры 6М090200 «Туризм».

Казахская академия спорта и туризма - второе высшее учебное заведение после КазНУ им. Аль-Фа-раби, которое получило данную сертификацию среди 47 ВУЗов, которые ведут подготовку кадров для туристской отрасли в организациях высшего и послевузовского образования Республики Казахстан в рамках специальности «Туризм».

В ходе международного аудита Казахская академия спорта и туризма проходила по основным 6 процессам:

Процесс 1. Работодатели: государственный, частный сектор и гражданское общество: 1.1. включение нужд работодателей; 1.2. адаптация программы к новым тенденция и требованиям работодателей.

Процесс 2. Студент: 2.1. коммуникация и продвижение Программы (до и во время процесса приема студента; 2.2. ознакомление студентов с программой (после приема); 2.3. внимание, уделяемые нуждам студентов - администрирование, академическое, социальное благополучие и спортивная программа (во время обучения); 2.4. оценка успеваемости студентов; 2.5. оценка уровня удовлетворенности студентов в отношении Программы и дополнительных услуг; 2.6. последующее наблюдение за выпускниками.

Процесс 3. Учебный план и педагогическая система: 3.1. методология, используемая для формулирования учебных планов; 3.2. согласованность учебных планов; 3.3. эффективность методов преподавания; 3.4. наличие, доступ и полезность вспомогательных объектов по учебному плану (инфраструктура, учебное оборудование).

Процесс 4. Факультет: 4.1. отбор преподавательского состава; 4.2. академическое координирование; 4.3. эффективность; 4.4. непрерывное

образование (профессиональная подготовка, научная деятельность).

Процесс 5. Руководство: 5.1. организация; 5.2. система качество (план качества, мониторинг).

Процесс 6. Применение Глобального этического кодекса туризма.

Каждый процесс проверяется аудитором в установленные сроки и оценивается по критериям оценивание и степенью выполнения. В результате проверки образовательных программ ВУЗ получает аудиторский отчет с соответствующими рекомендациями. Если результат успешен, программа получает знак качества UNWTO. TedQual на период, который будет определен Комитетом по сертификации UNWTO. TedQual [5].

Выводы

В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана четко поставлены задачи в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»: - сохранение собственной культуры, национального кода. Это один из залогов возрастания конкурентоспособности Республики, где говорится о необходимости готовить квалифицированных специалистов по всем видам туризма [7].

Образовательная деятельность Казахской академии спорта и туризма, факультета Туризм направлена на обеспечение высокого качества подготовки востребованных специалистов по различным направлениям в сфере туризма, гостиничного бизнеса и ресторанного дела, способных активно влиять на социально-экономическое развитие Республики Казахстан для удовлетворения потребностей рынка труда и соответствия международным стандартам образования.

Таким образом, реализация задач, поставленных Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым о доступности качественного образования для устойчивого роста развитии страны, подтверждается получением сертификации UNWTO. TedQual образовательных программ Казахской академии спорта и туризма, факультета Туризм.

Литература

1. Sadykov Zh., Abdikarimova M., Gabdulina A., Makhasheva A., Takhtaeva R., Savanchiyeva A. The Main Problems and Directions of the Effective Development Tourism // Journal of Environmental Management and Tourism, Volume IX, 6(30): 1220-1228. DOI: 10.14505/jemt.v9.6(30). 11.

2. Tulbayeva A., Abdikarimova M., Ganitaev M., Imangulova T., Pestova A. Optimization problems distribution of investments for the implementation strategy of domestic tourism in Kazakhstan // Espacios. - 2017. - Vol.38. -Iss.47. - Number of article - 37. http://www.revistaespacios.com/a17v38n47/17384737.html

3. Шамсутдинов Р.А. Роль социального партнерства «Предприятие-ВУЗ» в условиях реализации ФГОС I Р.А. Шамсутдинов II Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 3. - С. 121-123.

4. Сакун Л.В. Теория и практика подготовки специалистов сферы туризма в развитых странах мира Монография. - К.: МАУП, 2004. - 399 с.

5. The UNWTO Academy: официальный сайт. URL: http://academy.unwto.org/

СЕРВИС pùis

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 406 «Об утверждении Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023 года».

7. Имангулова Т.В., Абдикаримова М.Н. Анализ современного состояния образовательной программы по специальности «Туризм» при Казахской академии спорта и туризма // Материалы I Международной научно-практической конференции научно-педагогических работников и молодых ученых «Цифровые технологии: наука, образование, инновации». - М., 2018. - С. 309-315

References

1. Sadykov Zh., Abdikarimova M., Gabdulina A., Makhasheva A., Takhtaeva R., Savanchiyeva A., The Main Problems and Directions of the Effective Development Tourism. Journal of Environmental Management and Tourism, vol. IX, no. 6(30), 2018, pp. 1220-1228. DOI: https://doi.org/10.14505//jemt.v9.6(30).11.

2. Tulbayeva A., Abdikarimova M., Ganitaev M., Imangulova T., Pestova A., Optimization problems distribution of investments for the implementation strategy of domestic tourism in Kazakhstan. Espacios, vol. 38, no. 47, 2017. [Electronic resource] Available at: http://www.revistaespacios.com/a17v38n47/17384737.html

3. Shamsutdinov R.A., The role of social partnership "enterprise-university" in the conditions of realization of the GEF. Kazanskiipedagogicheskiizhurnal, no. 3, 2015, pp. 121-123. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Sakun L.V., Theory and practice of training specialists in the field of tourism in the developed world Monograph. Kiev: MAUP, 2004, 399 p. (In Russ.)

5. The UNWTO Academy: official website. [Electronic resource] Available at: http://academy.unwto.org/

6. Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated June 30, 2017 № 406 "On approval of the Concept of development of the tourism industry of the Republic of Kazakhstan until 2023".

7. Imangulova T.V., Abdikarimova M.N., Analysis of the current state of the educational program in the specialty "Tourism" at the Kazakh Academy of sports and tourism. Proceedings of the I International scientific and practical conference of scientific and pedagogical workers and young scientists "Digital technologies: science, education, innovations". Moscow, 2018, pp. 309-315. (In Russ.)

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.