Научная статья на тему 'Последствия присоединения России к Всемирной Торговой организации для отечественных производителей'

Последствия присоединения России к Всемирной Торговой организации для отечественных производителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
922
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / WORLD TRADE ORGANIZATION / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ / DOMESTIC MANUFACTURERS / РЫНОК МЯСА И МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ / THE MARKET FOR MEAT AND MEAT PRODUCTS / C PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ветрова Е. Н., Инькова Г. В.

В данной статье рассматривается влияние присоединения России к ВТО для отечественных производителей. Раскрываются некоторые проблемы, с которыми могут столкнуться производители продукции и последствия, к которым это может привести. Сформулированы необходимые условия для смягчения негативного влияния вступления России в ВТО на деятельность производителей отечественной продукции.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article examines the impact of Russia's accession to the WTO for domestic producers. Are disclosed some problems that may be faced manufacturers of the products and the consequences to which it may lead. Formulated a necessary condition to mitigate the negative impact of Russia's accession to the WTO on the activities of manufacturers of domestic products.

Текст научной работы на тему «Последствия присоединения России к Всемирной Торговой организации для отечественных производителей»

УДК 338

Последствия присоединения России к Всемирной Торговой Организации для отечественных производителей

Ветрова Е.Н.

[email protected]

Инькова Г.В.

[email protected]

Санкт-Петербургский государственный университет экономики

и финансов

В данной статье рассматривается влияние присоединения России к ВТО для отечественных производителей. Раскрываются некоторые проблемы, с которыми могут столкнуться производители продукции и последствия, к которым это может привести. Сформулированы необходимые условия для смягчения негативного влияния вступления России в ВТО на деятельность производителей отечественной продукции.

Ключевые слова: Всемирная Торговая Организация, глобализация, экономическая безопасность, отечественные производители, рынок мяса и мясных продуктов.

Россия, являясь частью мирового сообщества, принимает основные направления его развития. Мировая экономика стоит на пути глобализации, и национальные хозяйства интегрируются в новую систему. Очевидно, что динамичное экономическое развитие России невозможно без активного участия в мировых интеграционных процессах.

Именно поэтому одним из самых актуальных и обсуждаемых вопросов экономической политики является вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Россия стала 156-м членом ВТО 22 августа 2012 года после более чем 17 лет переговоров.

Вступление в ВТО отвечает стратегической цели Российской Федерации достижения экономической безопасности и, соответственно, политической независимости. Обеспечение независимости экономики достижимо при условии роста ВВП за счет выхода российской продукции на новые рынки и роста экспорта обрабатывающей промышленности, развития высокотехнологичных инновационных отраслей. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос обоснования социально экономических преимуществ и негативных последствий для национального хозяйства и его отдельных отраслей в результате вступления России в ВТО. Вступление в ВТО играет для российской экономики весьма неопределенное значение: в чем-то страна выигрывает, но с другой стороны, чем-то придется и жертвовать.

Систематизация преимуществ и недостатков от членства в ВТО приведена в таблице 1.

Таблица 1.

Преимущества Недостатки

- интеграция в мировую экономику - рост конкуренции с сильнейшими мировыми игроками

- возможность России отстаивать выгодные для себя позиции в переговорах с другими государствами - поглощение слабого производства зарубежными компаниями

- возможность эффективного разрешения торговых споров и защиты торговых интересов - закрытие предприятий и рост безработицы

- создание благоприятных условий для развития торговли и прочих форм внешнеэкономической деятельности - рост цен на продукцию в результате выравнивания внутренних цен на энергоносители и транспортных тарифов с мировыми

- ослабление дискриминации России на международных рынках, распространение принципа наибольшего благоприятствования - отток прибыли от деятельности российских филиалов западных компаний за рубеж

- развитие цивилизованного бизнеса путем внедрения в российское законодательство и соответствующую практику внешнеэкономической деятельности международного опыта в области регулирования торговли, норм и правил ВТО - отказ от проведения промышленной политики целенаправленного и прагматичного протекционизма

- стимулирование экономики - возникновение угрозы для ряда отраслей в связи с ликвидацией защитных барьеров: аграрного сектора, пищевой, легкой, текстильной промышленности, машиностроения, фармацевтической промышленности и др.

- получение доступа к рынкам

- рост производства в конкурентных областях: энергетике, сырьевых, перерабатывающих отраслях, сфере услуг, туризме

- рост уровня жизни в стране - отсутствие возможности воспользоваться выходами на рынки высокотехнологичных производств

- приход новых технологий в экономику - угроза малому бизнесу

- повышение деловой активности - угроза продовольственной безопасности в результате еще

- возможность получения и

облегчения доступа к кредитам, привлечения инвесторов большей зависимости от импорта продовольствия

- возможное улучшение наполняемости бюджета за счет увеличения импорта, компенсирующего снижение таможенных пошлин - ухудшение наполняемости бюджета в связи со смягчением таможенного режима

- повышение прозрачности бизнеса за счет адаптации законодательства к международным нормам - усиление сырьевой специализации России в результате спада промышленного и сельскохозяйственного производства из-за резкого усиления конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг

- расширение возможностей для развития производственной кооперации

- ослабление отраслевого и регионального лоббирования новых законов - ухудшение торгового и платежного балансов, обострение проблемы обслуживания государственного внешнего и внутреннего долга

- снижение коррупции в силу появления прозрачных и понятных правил игры

Вступление в ВТО не оставит без изменений ни одну отрасль народного хозяйства. По мнению многих экономистов [1, 2, 3], объем производства и занятость в некоторых отраслях увеличатся, а в некоторых сократятся. Результаты по различным отраслям экономики представлены в таблице 2. Наибольшую выгоду получат отрасли, работающие на экспорт: металлургия и химическая промышленность. Большие опасения вызывает то, что к широкомасштабной безработице приведет увеличение импорта в результате снижения тарифных барьеров. Защищенные отрасли, которые экспортируют мало, скорее всего, будут сокращаться. Самое большое сокращение занятости произойдет в пищевой промышленности, легкой промышленности, машиностроении, а так же в деревообрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве.

Таблица 2

Влияние вступления в ВТО на промышленность и рабочую силу по _отраслям (процентное изменение) [6]__

Отрасли Объем производства Экспорт Импорт Квалиф раб. сила . Неквалиф. раб. сила

Энергетика 2 -1 8 1 3

Добыча нефти 3 3 3 0 2

Газ 4 10 43 19 20

Добыча угля 5 11 9 5 7

Черная металлургия 14 32 7 13 15

Цветная металлургия 29 42 36 28 30

Химическая промышленность 9 27 9 7 9

Машиностроение -14 -12 22 -15 -14

Деревообрабатывающая промышленность -5 3 35 -6 -5

Легкая промышленность -9 1 8 -11 -10

Пищевая промышленность -13 -7 38 -15 -14

Сельское хозяйство -2 -4 11 -3 -2

Финансовые услуги 8 16 54 6 7

Если рассматривать агропродовольственную сферу, то наиболее уязвимыми и подверженными негативному влиянию вступления в ВТО являются такие отрасли как животноводство, птицеводство и перерабатывающая отрасль мясной промышленности.

Проводимая в последние 10-12 лет агропродовольственная политика РФ оценивается экспертами как очень эффективная, и в основном стимулирует гармоничное развитие животноводства и птицеводства, а так же перерабатывающей отрасли мясной промышленности. С периода столыпинских реформ в РФ столь значительных позитивных изменений, как в последние десятилетия, в аграрной сфере не наблюдалось. Важнейшим достижением является выполнение показателей Доктрины продовольственной безопасности по многим продуктам питания. За 6 лет (2006-2011годы) рост в животноводстве составил 22,5%. Рост производства мяса составил 36%. По птице увеличение в 1,9 раза, по свинине - в 1,5 раза. Построено и модернизировано почти 3,5 тысячи животноводческих объектов. По итогам 2011 года мяса скота и птицы (в живом весе) произведено 10 млн. 940тыс. тонн (+3,7% к 2010 году). Прогноз на 2012 год - 11 млн. 400 тыс. тонн (+460 тыс. тонн). В 2011 году впервые за 20 лет удалось переломить многолетнюю тенденцию снижения поголовья крупного рогатого скота (КРС). Доля специализированных конкурентоспособных пород в производстве мяса выросла с 2 до 6,5%. В настоящее время производство мяса КРС составляет 2 млн. 900 тыс. тонн.

Последовательно и фундаментально происходит импортозамещение готовых мясных изделий на ключевых рынках, и к 2011 году на рынке доминирование отечественных предприятий достигло более 95% (рис.1).

□ Российское производство ,% □ Импорт в РФ, %

%

120 -| 100 -80 60 40 20

0

99,6

55

45

80

20

0,4

40

Продовольствие Колбасные Одежда Лекарства

изделия

Рис.1 Доля импорта в 2011 году [6]

Введение тарифного квотирования импорта мяса с 2003 года, а так же рост заказов от предприятий промышленной переработки привели к существенному изменению и количества, и качества роста животноводческой отрасли, в частности свиноводства.

Птицеводство получило возможность развития глубокой переработки мяса птицы в связи с ростом спроса на мясо птицы, применяемой для производства готовых мясных изделий.

Являясь отраслью высокого экономического передела относительно животноводческой и птицеводческой отраслей, мясоперерабатывающая промышленность напрямую формирует заказы более 50% для всей свиноводческой отрасли, до 30% от производства говядины в РФ, около 30% от производства мяса птицы в РФ.

Синхронизированное развитие мясного сектора РФ было достигнуто за счет проведения оптимальной таможенно-тарифной политики и введения финансовой поддержки сырьевых отраслей мясного сектора РФ. За прошедший 1 2-летний период в целом завершена модернизация промышленных активов в мясоперерабатывающей отрасли, и в птицеводстве, а в свиноводстве отрасли продолжается интенсивная модернизация и структурные преобразования.

Положительное развитие и укрепление отечественного аграрного сегмента за последние 10 лет является пока, к сожалению, единичным масштабным примером фактически реализованного способа диверсификации российской экономики, опирающейся на долгосрочные компетенции и уже сложившиеся рычаги роста.

Поддержка животноводства остается в числе ключевых приоритетов и в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства до 2020 года, основной целью которой является обеспечение продовольственной безопасности и усиление роли России как ведущего игрока мирового рынка продовольствия. В результате господдержки производства птицы и свинины уже в ближайшие

годы Россия может выйти на полное самообеспечение и начать экспортные поставки (среднегодовые темпы роста производства мяса птицы за последние 5 лет составляют около 14%, свинины - около 8%).

На сегодняшний день проблемные вопросы развития рынка мяса и мясной продукции решаются в непростых условиях, на которые оказывают влияние как внутренние факторы и макроэкономические параметры развития народного хозяйства, так и внешние, фундаментальным из которых является присоединение России к ВТО.

Требования ВТО связаны в первую очередь со снижением уровня таможенно-тарифной защиты отечественных сельхозпроизводителей мяса, что значительно повышает риски в развитии этого сектора народного хозяйства и снижает его инвестиционную привлекательность. Для АПК страны, и особенно для отрасли мясопереработки, условия ВТО могут стать тормозом дальнейшего развития. Россия берет на себя обязательство открыть свой рынок более чем на 2 млн. т мяса в год в течение восьми лет, теряя при этом 5-6 млрд. долл. в год, при этом барьеры для российского экспорта по-прежнему сохраняются. Хотя считается, что условия для агропромышленного комплекса - одни из лучших, на которых страны вообще присоединялись к этой организации.

Пожалуй, одним из самых важных положительных аспектов является то, что Россия сохранит на ближайшие годы возможность применения режима тарифного квотирования в отношении мяса. Сохранены в прежнем объеме квоты на ввоз говядины и птицы после вступления в ВТО, причем Россия будет контролировать импорт говядины и птицы бессрочно, а свинины - только до 2020 года.

Объем квоты на импорт мороженой говядины, по условиям нашего членства, составит 530 тыс. тонн, на импорт охлажденного мяса - 40 тыс. тонн. При этом размер пошлины при внутриквотном ввозе составит 15%, т. е. останется на сегодняшнем уровне, при внеквотном составит 55%, т. е. повысится на 5%. В отношении мяса птицы ситуация складывается наиболее благоприятно. Размер квоты на импорт этого мяса утвержден на уровне 364 тыс. тонн. Ставки таможенных пошлин внутри квоты и вне ее сохранены на прежнем уровне - 25 и 80% соответственно. Рынок мяса птицы остается одним из самых защищенных секторов российского животноводства. За последние годы наши птицеводческие предприятия достигли действительно выдающихся результатов и смогли удовлетворить спрос со стороны населения на качественный и недорогой продукт. Уже сейчас отечественные птицефабрики стремятся выйти со своей продукцией на азиатские и европейские рынки. И в этом вопросе членство России в ВТО должно стать реальным подспорьем.

Больше других отраслей от вступления в ВТО теряет свиноводство. Размер квоты на свинину составит 400 тыс. тонн. По отношению к 2011 году он сократится на 70 тыс. тонн, или на 14%, и при этом не будет облагаться пошлинами. Пошлина на внеквотный ввоз снизится с текущих 75% до 65% (табл.3). Такое снижение пошлин, безусловно, повысит конкурентоспособность импортной свинины на российском рынке.

Таблица 3

Импортные пошлины и тарифные квоты на свинину и говядину

Параме Годо Внутрикв Сверхкв Пошлина Пошлина Пошлина на

тр вая отная отная на ввоз на ввоз ввоз

квота таможен таможен живых свиных высококачес

на ная ная свиней субпроду твенной

ввоз пошлина пошлина на убой ктов говядины

мяса

До вступле ния в ВТО 470 тыс. тонн 15%, но не менее €0,25 за 1 кг 75%, но не менее €1,5 за 1 кг 40%, но не менее €0,5 за 1 кг 25%, но не менее €0,25 за 1 кг 15%, минимальна я цена -€8 за 1кг

После вступле ния в ВТО 400 тыс. тонн 0% 65% 5% 15% 15%, ценовой критерий не применяется

Более кардинально изменится ситуация с импортом живых свиней. В соответствии с подписанными документами, начиная с 2012 года пошлины на импорт живых свиней сократятся с текущих 40% до 5%. Снижение ставки пошлины на ввоз товарного поголовья свиней в восемь раз приведет к резкому увеличению ввоза импортного поголовья. Учитывая размеры государственной поддержки фермеров в других странах, цены на ввозимых свиней будут реально ниже тех отпускных цен, которые могут себе позволить отечественные свиноводы. Тем не менее, им придется снижать цены на товарное поголовье в России. Результатом станет резкое снижение инвестиционной привлекательности свинокомплексов. Хотя стоит отметить, что за последние 23 года в отечественном свиноводстве произошли весьма серьезные положительные сдвиги. Сектор стал более конкурентоспособным, существенно выросло производство.

Так же нужно понимать, что производство мяса является вершиной производственной пирамиды и обеспечивает работу еще в шести-семи смежных отраслях, и можно 6 мдрд. долл. прямых убытков отрасли умножить как минимум на три - и получим 15-18 млрд. долл. в год недополученной прибыли в государственную казну.

Что касается производителей готовых мясных изделий, то важно понимать, что именно введенная десять лет назад ставка импортного таможенного тарифа в 25%, но не менее 0,4 Евро за 1 кг привела к максимальному импортозамещению на российском рынке мясопродуктов. После ратификации соглашений по присоединению к ВТО с 2015 года действующая до присоединения адвалорная (процентная) составляющая пошлины в 25% отменяется, а специфическая составляющая таможенного тарифа уменьшится с 0,40 Евро до 0,25 Евро за 1 кг импортируемых готовых мясных изделий (рис. 2). Таким образом, к 2015 году реальная защита рынка РФ уменьшится более, чем

в три раза. Это говорит о прямой открытости доступа на рынок для импортных мясных продуктов. Отмена адвалорной пошлины с 2015 года приведет к вытеснению на рынке отечественных дорогих видов мясных изделий (копчености, сырокопченые, варенокопченые колбасы, высококачественные вареные колбасы и сосиски), что по естественной производственной цепочке отразится на продажах продукции свиноводства и птицеводства.

0,45 € т 0,40 €

к

| 0,35 € 2

| 0,30 € та

о 0,25 €

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 0,20 €

и <и

I 0,15 €

о 0,10 € с О

0,05 €

т 30,0%

-- 25,0%

20,0%

-- 15,0% £

5,0% 0,0%

80р.

120р.

160р.

200р.

240р.

До 2015 г. | Потери отрасли на 1 кг продукции после 2015 г. в руб.

Специфическая составляющая,евро ♦ Адвалорная пошлина, %

Рис.2 Изменение реальной таможенной пошлины в % в зависимости от стоимости готовых мясных продуктов [6]

Поэтому в сложившейся ситуации производители мяса и мясной продукции могут рассчитывать на финансовую помощь государства. Для повышения конкурентоспособности отечественного АПК вступление России в ВТО дает возможность увеличения объемов государственной поддержки до 9 млрд. долларов

Это в 1,5 раза больше, чем запланировано на 2012 год - 5,6 млрд. долларов или 170 млрд. рублей. Господдержка структурирована "по корзинам". 9 млрд. долларов - возможный объем поддержки в рамках "желтой корзины", оказывающей искажающее влияние на торговлю (субсидирование кредитов, поддержка племенного животноводства, субсидии в растениеводстве и животноводстве, др.). При этом по "зеленой корзине" - ограничений нет - это строительство жилья, дорог, инженерной инфраструктуры, субсидии на науку, образование, переподготовку кадров, развитие мелиорации.

По условиям присоединения к ВТО Россия сохранила возможность квотирования импортных поставок (мяса птицы, свинины, КРС). При этом принято решение о выделении дополнительно 6 млрд. рублей ежегодно в течение 3х лет на поддержку глубокой переработки свинины.

На сегодняшний день, производителей мяса и мясной продукции очень беспокоит ситуация, складывающаяся на мясном рынке, где наблюдается тенденция роста объемов импорта мяса и птицы (рис.3).

тыс. тонн 700

600 500 400 300 200 100 0

578,2

521,8 514

486,8

549,8

531,8

384,2

322

347,6

говядина свинина

□ 2012 □ 2011 □ 2010

мясо птицы

Рис.3 Объем импорта говядины, свинины, мяса птицы по итогам января-октября 2010-2012гг, тыс. тонн [10]

Особенно резко возросли показатели после того, как вступили в силу условия в рамках соглашения по ВТО с 23 августа 2012 года. Так, суммарный объем импорта свинины в сентябре-октябре 2012 года составил 142 тыс. тонн, что на 36% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 19% - чем в 2010 году. По итогам января-октября 2012 года импорт свинины составил 578,22 тыс. тонн, что на 5% больше аналогичного показателя прошлого года. Суммарный показатель января-августа текущего года был на 2% ниже, чем годом ранее. То есть положительная динамика присутствует именно из-за высоких показателей в сентябре-октябре.

Существенно вырос и объем импорта мяса птицы. В октябре в Россию ввезли 53,4 тыс. тонн мяса птицы, что на 14% выше показателя октября прошлого года. Однако относительно сентября текущего года показатель сократился на 3%. Объем ввоза в сентябре-октябре в текущем году на 35% выше, чем в прошлом. Суммарный объем импорта мяса птицы за десять месяцев текущего года составил 384,24 тыс. тонн, что на 19% выше аналогичного показателя 2011 года.

Наиболее спокойная ситуация зафиксирована в отношении говядины. В октябре импортной говядины везли в объеме 59,7 тыс. тонн. В сентябре поставки по данной товарной группе даже сократились относительно предыдущего месяца, в октябре продемонстрировали рост, но всего на уровне 1%. В октябре прошлого года поставки были на 9% ниже. Импорт говядины по итогам сентября-октября текущего года на 18% выше, чем в прошлом году. Суммарный показатель января-октября 2012 года равен 521,8 тыс. тонн, темп роста относительно показателя прошлого года составляет всего 2%.

Как видно, в последние месяцы 2012 года негативно складывается ситуация на рынке мяса и мясных изделий для отечественных производителей, т.к. импорт мяса продолжает расти. Российские производители мяса уже начали обращаться в Министерство сельского хозяйства с просьбами защитить их от импорта свинины.

Без существенной государственной поддержки агропромышленный комплекс не сможет преодолеть технологический разрыв с Западом. Кроме того, либерализация рынков свела к минимуму внешнеторговый протекционизм со стороны государства, тогда как основным фактором роста в данном секторе в последние годы была защищенность внутреннего продовольственного рынка от импорта.

В целях сохранения объемов и уровня интенсивности производства мяса и мясных продуктов, создания конкурентных преимуществ, снятия социальной напряженности необходимо не просто усиление государственной поддержки отрасли, но и так же стимулирование институциональных процессов и инфраструктурного развития региональной экономики.

Ниже сформулированы предполагаемые необходимые условия и мероприятия, которые должны быть выполнены, чтобы ущерб от вступления в ВТО для производителей мяса и мясной продукции был минимальным, а выигрыш максимальным.

1. Создание условий для быстрой модернизации экономики и предотвращения (ослабления) негативных эффектов:

- устранение коррупции и административных барьеров со стороны надзорных и контролирующих органов;

- повышение мобильности населения и создание общенациональных бирж труда и занятости, социальное поощрение межрегиональной миграции;

- обеспечение экономики долгосрочными низкопроцентными кредитами;

- наращивание вложений в инфраструктуру и образование;

- совершенствование налоговой политики.

2. Повышение конкурентоспособности отраслей сельского хозяйства и пищевой промышленности, имеющих стратегическое значение для страны и экономики в целом:

- формирование последовательной и четкой государственной политики по развитию сельского хозяйства и пищевой промышленности; ясное формулирование государственных целей, задач и определения инструментов их достижения;

- подготовка и реализация стратегий развития отраслей пищевой промышленности, включая государственные инвестиции в капиталоемкие производства и инфраструктурные проекты, учитывая обязательства страны как члена ВТО;

- применение при разработке стратегии развития отраслей и предприятий пищевой промышленности методов индикативного планирования в целях определения приоритетов будущего развития, концентрации и направления привлекаемых ресурсов на повышение конкурентоспособности и снижение уровня внешних угроз и вызовов со стороны глобальных рынков;

- реформирование отдельных предприятий, не способных конкурировать в новой среде, для сглаживания негативных социальных последствий;

- при выходе на новые рынки использование современных маркетинговых, производственных и управленческих технологий;

- форсированное развитие перспективных технологий в режиме софинансирования НИОКР и фундаментальных исследований;

- стимулирование интеграционных процессов в целях аккумулирования ресурсов и формирования существенных товарных объемов продукции;

- техническое и технологическое перевооружение производства в целях преодоления отраслевого отставания от зарубежных производителей, сокращения себестоимости реализуемой продукции, увеличения объемов и интенсивности производства;

- разработка и внедрение на предприятиях производящих пищевую продукцию принципов НАССР (от англ. Hazard Analysis and Critical Control Points - анализ рисков и критические точки контроля) в целях полной гигиенической защиты производства;

- стимулирование импорта технологий без ущерба для спроса на конечную продукцию;

- развитие региональных торговых марок, регионального бренда на внешнем рынке;

- развитие агротуризма, сохранение традиционных сельских укладов.

3. Развитие малого и среднего предпринимательства в пищевой промышленности:

- пропаганда малого предпринимательства и обучение его ведению;

- создание новых форм организации производства в виде агрохолдингов с полным циклом производства сырья, его переработки и логистики для создания предпосылок диверсификации производства и экономического роста;

- создание предприятий-локомотивов, которые будут в дальнейшем обеспечивать заказами малый бизнес, в перспективе формируя производственные кластеры;

- развитие рыночных институтов и рыночной инфраструктуры в целях обеспечения доступа товаропроизводителей на внутренний и внешний рынок;

- упрощение экспортных операций.

4. Создание и совершенствование необходимых институтов для защиты внутренних производителей в рамках ВТО:

- создание организации для участия в выработке правил и норм ВТО, максимально отвечающим интересам России;

- поднятие имиджа российского производства, проведение кампании «Покупайте российское»;

- создание современной системы нормативно-технической документации, учитывающей необходимость производства сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки полностью соответствующей международным стандартам ИСО серии 9000 и соответствующих стандартов, принятых в России;

- организация ветеринарного и фитосанитарного контроля на федеральном уровне в соответствие с нормами и правилами ВТО;

- организация государственной поддержки в соответствие с нормами и правилами ВТО (субсидированные кредиты, льготы налогообложения и др.), переход на прямые выплаты товаропроизводителям, соответствующим современному технологическому уровню, работающим на отечественном сырье.

Таким образом, реализуемый комплексный подход к адаптации российских производителей мяса и мясных изделий к условиям ВТО, позволит не только сохранить позитивную динамику в данной сфере, но и решить задачи, определенные в Доктрине продовольственной безопасности, привлечь в отрасль стратегических инвесторов, а также наращивать экспорт отечественной продукции, исходя из возможностей ВТО.

Подводя итоги, можно сказать, что вступление в ВТО является очень важным для России шагом на пути ее экономического развития. Необходимость вступления в ВТО очевидна: сегодняшним приоритетом для страны является достижение развитости экономики, а не потери от изоляции. Но членство в ВТО несет с собой и определенные риски, любые промахи в государственной политике могут привести к печальным последствиям. ВТО нельзя рассматривать как панацею от всех бед, это лишь набор инструментов, которыми следует правильно распорядиться, чтобы сделать свой рынок более прозрачным и цивилизованным.

Пользу от вступления в ВТО по различным оценкам Россия ощутит не в краткосрочной перспективе, а через 5-10 лет. Последствия в отдельных сферах экономики будут разной полярности. Но в глобальном плане через определенное количество лет, когда отечественная экономика приведет свои институты в соответствие с тем, как работают аналогичные институты в других странах, Россия определенно ощутит свой выигрыш.

Список литературы

1. Ветрова Е.Н., Гуторова Н.В. Организационно-экономические механизмы обеспечения развития промышленности России // Экономика и управление, 2011г. - №2 (64). С. 51-55.

2. Кунин А.В., Ледова А.С. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО // Экономика. - 2010. № 56. - С. 25.

3. Макарченко М.А. Принципы формирования методики оценки кадрового инновационного потенциала организации/ Лопатин Д.А. // Научный журнал СПб НИУ ИТМО [Электронный ресурс]. - Санкт-Петербург: СПб НИУИТМО, 2012.- №2. - сентябрь. - Режим доступа: http://www.open-mechanics.com/iournals

4. Официальный сайт Всемирной Торговой Организации -http : //www.wto .org/

5. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации - http://www.economy.gov.ru

6. Официальный сайт Мясного Союза России - http : //www.myasnoy-soyuz.ru/

7. Россия и ВТО русская версия официального сайта ВТО на русском языке - http://www.wto.ru/

8. Рощина Н.П. Последствия присоединения России к Всемирной Торговой Организации для пищевой промышленности и сельского хозяйства // Экономика и управление: сборник научных трудов. Часть I / под ред. проф. А.Е. Карлика. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. - 187с.

9. Thomas Rutherford and David Tarr "Regional Impacts of Russia's Accession to the WTO"- www.worldbank. org/trade/russia-wto

10. MEATINFO - официальный сайт о мясном рынке -http://meatinfo.ru

Implications of acceding of Russia to the World Trade Organization for domestic producers

Vetrova E.N. vetrovaelenik@gmail .com

Inkova G.V.

[email protected] St. Petersburg State University of Economics and Finance

In this article examines the impact of Russia's accession to the WTO for domestic producers. Are disclosed some problems that may be faced manufacturers of the products and the consequences to which it may lead. Formulated a necessary condition to mitigate the negative impact of Russia's accession to the WTO on the activities of manufacturers of domestic products.

Keywords. World Trade Organization, globalization, economic security, domestic manufacturers, the market for meat and meat products.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.