УДК
ПРОБЛЕМАТИКА ЧЛЕНСТВА РОСИИ В ВТО НА ПРИМЕРЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
PROBLEMS OF RUSSIA WTO MEMBERSHIP ON THE EXAMPLE
ROSTOV REGION
Ромащенко Г. С. Студент
ЮРИУ РАНХиГС
Romashchenko G.S. Student
South-Russian Institute
branch of The Russian Presidential Academy
of National Economy and Public Administration
В статье рассматривается история ведения переговоров по вступлению России в ВТО. Анализируются положительные и отрицательные последствия от данного шага и подводятся первые итоги членства России в ВТО. Также в статье указаны дальнейшие действия по поддержанию и развитию АПК в условия членства ВТО на примере Ростовской области.
Ключевые слова: Россия, ВТО, Ростовская область, первые итоги
The article examines the history of negotiations on Russia's accession to the WTO. The author analyzes the positive and negative effects of Russia's WTO accession and the first results are summed membership. The article are further actions to maintain and develop agribusiness in terms of WTO membership on the example of the Rostov region.
Keywords: Russia, WTO, Rostov region, the first results
Россия стала полноценным участником ВТО - организации, важнейшей функцией которой является мониторинг национальной торговой политики стран-членов ВТО. 21 июля 2012 года был подписан Федеральный закон № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»[1] Одним из основополагающих принципов ВТО является равноправие: все страны - члены ВТО имеют эквивалентные возможности для ведения и реализации торговой деятельности.
Россия в 1993 г. подала заявку о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле, которое в 1995 было преобразовано во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Переговоры по вступлению России в ВТО начались в 1995 г. и сначала были акцентированы на изучении торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.
В 1998 г. Россия предоставила предложения по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства, после чего начались переговоры на двустороннем уровне.
С 2000 г. переговоры стали происходить по всем вопросам присоединения России к ВТО[2].
Переговоры проходили на основании документов, утвержденных Правительством РФ, и проводились по четырем направлениям:
Тарифные вопросы. Цель данного направления состояла в определении максимального уровня ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Сельскохозяйственные вопросы. Обсуждение вопросов допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора, а также уровня экспортных субсидий на сельскохозяйственные товары и продовольствие. Переговоры по данному направлению носили сложный характер.
Доступ на рынок услуг. В рамках данного направления необходимо было согласовать условия доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок.
Системные вопросы. Задача состояла в определении мер, которые будут предприняты Россией в области законодательства для выполнения своих обязательств как члена ВТО.
Важнейшей причиной, заставившей Россию присоединиться к ВТО, являлось ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Получение преимуществ от участия в ВТО и было в прагматическом смысле целью присоединения нашей страны к международной организации.
Для России можно выделить следующие плюсы от членства в ВТО:
1. Стабилизация российского внешнеторгового законодательства, что в системном плане должно способствовать развитию внешней торговли, адаптация его к международным нормам - таким образом, бизнес постепенно будет становиться прозрачным, а иностранные инвесторы не будут бояться вкладывать деньги в российскую экономику;
2. Теперь Россия имеет полное право использовать специальный механизм для разрешения торговых споров;
3. Наличие ограниченного во времени переходного периода по отдельным отраслям заставит их активнее заниматься развитием производства и повышением конкурентоспособности своей продукции;
4. Россия, как полноправный участник, может самостоятельно или в коалиции с другими странами отстаивать наиболее приемлемые для себя позиции по тем или иным вопросам;
5. Снижение импортных и экспортных пошлин, в результате которого импортируемые товары станут дешевле, а российский экспорт увели-чится.[3]
На фоне преимуществ от вступления в ВТО необходимо отметить и минусы этого шага:
1. ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, а основу российского экспорта составляют пока сырье и топливо;
2. Присоединение России к организованной системе международной торговли не способно устранить в полной мере имеющиеся торговые противоречия и напряженности с ее основными контрагентами;
3. Страна пока не имеет четкой и обоснованной промышленной политики, т.е. представления о том, какие отрасли промышленности и в какой мере нуждаются в протекционистской защите или стимулировании[4].
4. Расширение доступа на отечественный рынок импортных товаров и услуг, которое существенно обострит конкуренцию по многим позициям на внутреннем рынке, к чему российская экономика пока не совсем готова: многие российские компании окажутся неконкурентоспособными, что в результате приведет к потере рабочих мест, увеличению количества безработных.
Каковы же первые результаты от вступления России в ВТО?
По истечении 2013 года официальные данные и статистика Евразийской экономической комиссии свидетельствуют о том, что ситуация в экономике России остается в умеренной степени стабильной.[5] Первые финальные итоги, наглядно демонстрируют тот факт, что резкого роста импорта не произошло, а наибольшее влияние на объем ввозимых товаров оказали вовсе не пошлины в рамках ВТО, а курс национальной валюты. Директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития М. Медведков отметил, что на сегодняшний день нет доказательств, что со вступлением в ВТО резко возрос импорт, и это наносит вред экономике[6], о чем свидетельствуют предварительные данные ФТС России: в январе-июле 2013 года рост импорта
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014
товаров в РФ составил 3,5% (почти вдвое меньше, чем в январе-июле 2012г.) - до 155 млрд. [7] В свою очередь объем экспорта же вырос на 7% по разным отраслям, а в денежном эквиваленте - на 3,5%.
К безусловным достижениям можно отнести тот факт, что в качестве третьего участника Россия благодаря ВТО принимает активное участие в торговых спорах, стараясь оказать влияние на их исход и отстаивая свои интересы.
Немаловажным плюсом для России от членства в ВТО является открывшаяся возможность цивилизованно, в правовом поле отстаивать интересы страны на международных рынках и использовать инструменты антидемпинговых расследований ВТО. Правила Всемирной торговой организации позволяют отменить около 80 ограничений в торговле с РФ, которые действовали по отношению к отечественным товарам до вступления в ВТО. Потери российских экспортеров от дискриминационных мер на внешних рынках, составляющие 2 миллиарда долларов в год, уже снижаются. Эксперты уверены, что в 2014 году, после консультаций с партнерами в рамках ВТО, эта цифра значительно сократится[8].
Обратим теперь внимание и на отрицательные последствия ведения торговли и бизнеса для отечественных производителей в соответствии с правилами и нормами ВТО, которых пока, к сожалению больше, чем положительных и они гораздо ощутимее.
Как и прогнозировалось до вступления в ВТО больше всего в России пострадало: аграрная отрасль, легкая промышленность, машиностроение, металлургия. Отраслевые ассоциации отчитались, что в животноводстве, в производстве свинины, говядины, мяса птицы, в производстве молока практически все предприятия находятся в убытках, рентабельных не осталось.
Отрицательным итогом вступления России в ВТО также является тот факт, что ни одна отрасль не получила никаких возможностей на внешних
рынках. Из представленных 2000 условий по поддержке экспорта, в стране выполняются лишь четыре.[9]
Особое внимание хотелось бы уделить аграрной отрасли, так как она является наиболее значимой для Ростовской области.
Таможенная статистика зафиксировала рост ввоза свинины на 16%; молочных продуктов - на 23%; растительного масла - на 50%. В результате отмены квот на ввоз мясопродуктов в страну хлынуло сырье самых разных производителей, в том числе и недобросовестных. Начались поставки продукции, которая хранилась многие годы в морозильниках. В результате в стране возник переизбыток мяса, в том числе за счет некачественной и зараженной продукции. Как результат, свинина сразу же подешевела на 15-20%, и это при фактически нулевой или низкой рентабельности отечественных свиноводов. Руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин отмечает, что снизившиеся цены на свинину повлекли за собой цены на мясо птицы, что привело к резкому падению цен в оптовом секторе примерно на 25-30%.[10] Не лучше ситуация обстоит и в молочной промышленности. Пошлины на некоторые виды молокопродукции были снижены, что привело к увеличению ее ввоза. Однако национальные потребители так и не получили дешевой импортной продукции, т.к. поставщики постоянно поднимают цены, прекрасно осознавая тот факт, что российский рынок находится в большой зависимости от импорта. Данная зависимость только обостряется в связи с падением объемов внутреннего производства, которое в первом полугодии 2013 года, как свидетельствуют данные Национального союза производителей молока, составило 10-15%. В целом за год членства в ВТО молочная отрасль потеряла как минимум 1 миллион тонн товарного мо-лока.[11]
Таким образом, в результате вступления в ВТО в сельском хозяйстве России конкуренция значительно возросла. Учитывая, что цены на базовые продукты питания, такие как молоко, крупы, зерновые, подсолнечное масло и
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014
сахар, полностью связаны с мировыми ценами, бизнесу, который импортирует эти товары, приходится оплачивать еще и стоимость доставки.
Для Ростовской области разработка и проведение мероприятий по нивелированию негативных последствий и дальнейшее стимулирование преимуществ особенно важно в свете того, что сельскохозяйственный комплекс является основным экспортным ее агентом.
Разработка мер адаптации к условиям членства России в ВТО и участия в Таможенном союзе, механизмы защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей и внутреннего рынка, меры по обеспечению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции - ключевые задачи для правительства Ростовской области в рамках развития агропромышленного комплекса Ростовской области.
Для поддержания конкурентоспособности АПК Ростовской области 25 сентября 2013 г. принята государственная программа Ростовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"[12], предусматривающая период реализации 2014-2020 годы.
Программой предусмотрен комплекс мероприятий по развитию сельского хозяйства, рыбоводства, социальной сферы села, перерабатывающей промышленности, малого сельскохозяйственного бизнеса. Общий объем финансирования государственной программы составляет 18 404 792,3 тыс. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета - 16 267 886,0 тыс. рублей, за счет местных бюджетов - 69 906,3 тыс. рублей, средства внебюджетных источников - 2 067 000,0 тыс. рублей.
Для Ростовской области разработка и проведение мероприятий по нивелированию негативных последствий и дальнейшее стимулирование преимуществ особенно важно в свете того, что сельскохозяйственный комплекс является основным экспортным ее агентом.
Для подъема АПК Ростовской области также необходимо внедрять передовые технологии. Мировое сельское хозяйство переживает новый виток развития: растения теперь можно выращивать без земли, из отходов сельхозпродукции создают биотопливо, а кратного повышения урожайности и продуктивности можно достигнуть за счет применения био- и нанотехнологий. Именно этим характеризуется новый технологический уклад, который в последние годы формируется в сельском хозяйстве развитых стран. Российский, в том числе и южный АПК, пока сильно отстают, сохраняя в основном доиндустриальный уклад.
Мнения экспертов: быть или не быть?
Первым напрашивается решение о выходе России из ВТО.
С одной стороны, Валерий Гартунг признает: «Статистика катастрофическая, но выход из организации обойдется нам дороже, чем борьба с последствиями от вступления. Руслан Гринберг считает: «Ставить на обсуждение этот вопрос - очень экзотическая затея. Мы не должны бросаться из крайности в крайность. Мой призыв простой: у нас нет альтернативы, кроме как оставаться в ВТО и бороться за изменение правил, которые нам не нравятся. Наша задача еще и в том, чтобы в рамках Таможенного союза сформировать единую индустриальную политику и проводить ее в жизнь».[15]
С другой стороны, Константин Бабкин говорит: «В выходе из ВТО ничего экзотического нет, и это можно сделать посредством подачи жалобы в Конституционный суд. Если нам невыгодно оставаться в ВТО, если ВТО мешает развитию сельского хозяйства, экономики в целом, грех там оставаться». Бабкин считает, что мы не только ничего не получили от членства в ВТО, но и наше правительство не собирается бороться за то, чтобы что-то получить.
Работающий в нашей стране европейский бизнес считает, что наша экономика чувствует себя намного хуже, чем ожидалось. Такой вывод содержится в ежегодном исследовании «Стратегии и перспективы европейских компаний в России», подготовленном Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ) и Международным институтом маркетинговых и социальных исследований «ГФК-Русь». Выгоды от вступления РФ в ряды Всемирной торговой организации пока не заметны, экономика тормозит, а инвестиционный климат не улучшается.
Для выхода из создавшегося положения российские эксперты и бизнесмены дали свои рекомендации.[13]
Валерий Гартунг предложил: «Первое, что нужно предпринять, снижать курс рубля или хотя бы не давать ему дальше укрепляться. Это мировой тренд и средство в конкурентной борьбе, который используют Китай, США и Европа. Второе - ограничить рост тарифов естественных монополий. России необходимо использовать опыт КНР: Китай целенаправленно проводит политику поддержки экспорта высокотехнологичных и трудозатратных отраслей. Третье - нужно снижать ставки для реального сектора экономики, уменьшать страховые платежи с фонда оплаты труда».
Олег Дерипаска, генеральный директор ОК «РУСАЛ», в ходе панельной сессии Петербургского международного экономического форума сказал: «Так как Россия недостаточно подготовилась к вступлению в ВТО, теперь ей срочно нужно создавать условия для роста промышленности. И надо понимать, что делать это придется в открытом режиме. Пока мы пожинаем только часть плодов. Проблемы, с которыми мы столкнулись, это наши проблемы, а не тех, кто нас зазывал в ВТО. И теперь нужно расхлебывать их, используя все ресурсы, которые у нас есть в стране. А их не так уж и много. Государство должно целиком пересмотреть подходы к промышленной политике, в таможенном, антимонопольном законодательстве, финансовой системе. Это единственный способ остаться конкурентоспособными».^]
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014
С точки зрения Константина Бабкина: «Абсолютный приоритет для России - создание нормальных условий для развития собственной экономики, для реализации и приумножения потенциала народа. Если ВТО вредит такой цели, то туда вступать не нужно».
Эксперты констатируют, что пока непонятно, для кого в России вступление в ВТО оказалось выгодным.
Список литературы
1. О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.: Федер. закон № 126-ФЗ //Российская газета. 2012. № 166, 23.07.
2. Постановление Правительства Ростовской области от 25 сентября 2013 г. № 592
3. Информационный сайт «Россия и Всемирная торговая организация». URL: http:// www.wto.ru
4. Паньков В. Россия и ВТО // Вестник аналитики. 2008. №3
5. Попков В. В., Шемпелев В. А. ВТО и Россия - системный кризис присоединения // Аналитический банковский журнал. 2002. №10
6. Дембицкий С. Г. Анализ экономических проблем после вступления России в ВТО// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. - 2013. - № 2. - С. 21-30.
7. Итоги первого года членства России в ВТО URL: http://government.ru/news/7846
8. Путылин В. И. Использование интеграционных преимуществ вступления России в ВТО в повышении конкурентоспособности экономики / Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2013. - № 2. - С. 29-36.
9. Минэкономразвития не обнаружило чрезмерных потоков импорта после вступления России в ВТО URL: http://www.rg.ru/2013/04/18/myaso-vto.html
10. Круглый стол «Последствия присоединения России к ВТО: кто выиграл?» URL: http://me- forum.ru/media/events/round-table-the-implications-of-russia-s-accession/
11. Год России в ВТО: страхи не оправдались URL:
http://1prime.ru/News/20130822/765729684.html
12. Байбекова Р. А. Меры государственного регулирования развития сельского хозяйства в условиях присоединения к ВТО // Специалисты АПК нового поколения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Саратов, 2013. - С. 239240.
13. Рудая К.Г. Совершенствование Инструментария Финансового Сектора В Условиях Вступления России В Вто // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2008. № 1. С. 119-125.
14. Некрасов В.Н., Яковлева Е.А. Научно-Практическая Конференция «Концепция Долгосрочного Социально-Экономического Развития Российской Федерации До 2020 Года И Макроэкономические Проблемы Совершенствования Управления» // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2008. № 2. С. 206-219
15. Тохиров Т.И. Управление Экономической Безопасностью Региона // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 4. С. 189-194