Научная статья на тему 'ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ ОБЩАТЬСЯ'

ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ ОБЩАТЬСЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вокалист / вокальная педагогика / вокальный аппарат / Дмитриев / Морозов / Юшманов / Маслов / vocalist / vocal pedagogy / vocal apparatus / Dmitriev / Morozov / Yushmanov / Maslov

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Емельянов Виктор Вадимович

Каждый вокалист обязан знать историю своего дела, историю исполнительского искусства, историю изучения своего рабочего аппарата. Автор статьи приводит размышления и воспоминания о специалистах, внесших неоценимый вклад в культурную традицию вокального искусства: Леониде Борисовиче Дмитриеве, Владимире Петровиче Морозове, Викторе Ивановиче Юшманове, Валентине Тимофеевиче Маслове, а также их работах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LUCKY TO COMMUNICATE

Every vocalist must know the history of his craft, the history of performing art, and the history of studying his working apparatus. The author of the article provides reflections and memories about those names, as well as their works, who made an invaluable contribution to the cultural tradition of vocal art Leonid Borisovich Dmitriev, Vladimir Petrovich Morozov, Viktor Ivanovich Yushmanov, Valentin Timofeevich Maslov and others.

Текст научной работы на тему «ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ ОБЩАТЬСЯ»

УДК 784

Емельянов В. В.

ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ ОБЩАТЬСЯ

Аннотация. Каждый вокалист обязан знать историю своего дела, историю исполнительского искусства, историю изучения своего рабочего аппарата. Автор статьи приводит размышления и воспоминания о специалистах, внесших неоценимый вклад в культурную традицию вокального искусства: Леониде Борисовиче Дмитриеве, Владимире Петровиче Морозове, Викторе Ивановиче Юшманове, Валентине Тимофеевиче Маслове, а также их работах.

Ключевые слова: вокалист, вокальная педагогика, вокальный аппарат, Дмитриев, Морозов, Юшманов, Маслов

Emelianov V. V.

LUCKY TO COMMUNICATE

Abstract. Every vocalist must know the history of his craft, the history of performing art, and the history of studying his working apparatus. The author of the article provides reflections and memories about those names, as well as their works, who made an invaluable contribution to the cultural tradition of vocal art - Leonid Borisovich Dmitriev, Vladimir Petrovich Morozov, Viktor Ivanovich Yushmanov, Valentin Timofeevich Maslov and others.

Keywords: vocalist, vocal pedagogy, vocal apparatus, Dmitriev, Morozov, Yushmanov, Maslov

Имена профессора Дмитриева Леонида Борисовича и доктора биологических наук Морозова Владимира Петровича широко известны всем, кто интересуется феноменом человеческого голоса. Менее известен петербуржец Виктор Иванович Юшманов — тоже доктор искусствоведения, оперный певец и педагог. Мне повезло не только встретиться со всеми тремя, но и общаться длительное время, а с Юш-мановым и дружить. Не исключено, что обо всех трех я знаю нечто такое, что знаю я один, а интересно это может быть всем. По ходу рассказа

придется упоминать и других необыкновенных личностей, которые стоят отдельного повествования, а все вместе — целой книги. Иногда хочется напоминать молодым вокалистам, например, что специалист обязан знать историю своего дела, историю исполнительского искусства, историю изучения своего рабочего аппарата. Знать имена и работы тех, кто внес свой неоценимый вклад в культурную традицию, которой является вокальное искусство. Тем более, что интернет сейчас позволяет услышать и увидеть многих мастеров, о которых

ранее можно было только прочитать в чьих-либо мемуарах. А исследовательская литература всегда была доступна интересующимся. Да, знания не всегда помогают, но невежество — точно мешает!

Этот текст ни в коем случае не «мемуары», но, рассказывая о других, волей-неволей приходится что-то писать и о себе, поскольку иначе будет непонятно, откуда у автора информация. Так сложилось в жизни, что в 1981 году я встретился с Л. Б. Дмитриевым по поводу поступления в аспирантуру (тогда это был ГМПИ им. Гнесиных, сейчас РАМ). Обратиться к Леониду Борисовичу я смог по рекомендации одного замечательного человека, сыгравшего огромную, решающую роль в моей судьбе и работе, — Валентина Тимофеевича Маслова, фо-ниатра, заведующего городским фониатрическим кабинетом Новосибирска, а еще и солиста Новосибирской филармонии, прекрасного лирического тенора с консерваторским образованием! Еще один врач и вокалист-профессионал!

В. Т. Маслов исследовал феномен тувинского горлового двухголосного пения и открыл механизм свист-ковой фонации вестибулярными складками (которые ранее ошибочно назывались «ложными»). Статья об этом феномене была с участием и помощью Л. Б. Дмитриева опубликована в международном фониатри-ческом журнале Folia Phoniatrica et Logopaedica. Маслов рекомендовал меня Дмитриеву как своего сотрудника, работающего в должности фонопеда. В 1984-м Леонид Борисович оказал мне честь и был в фо-ниатрическом кабинете, наблюдая

мою работу. Стоить заметить, что, впервые услышав мое применение «штробас-регистра» в фонопеди-ческих процедурах, Леонид Борисович интересно интерпретировал этот звук: «Штробас — это растянутая во времени мягкая атака!» Точнее не скажешь, хотя есть и другие функции этого режима работы гортани. Потом в последней своей статье «Фониатры о регистрах голоса», опубликованной уже после его ухода из жизни, Дмитриев впервые в советской литературе дал определение четырех режимов гортани: штробас, грудной, фальцетный и свистковый — с указанием того, как их называют разными терминами в разных школах и традициях.

Мне приходилось бывать у Леонида Борисовича в его доме в Переделкино. Однажды по дороге туда профессор показал мне какой-то дом и сообщил, что во время Великой Отечественной там был госпиталь, в котором он работал хирургом всю войну! Когда мы приехали и я поднялся в его рабочий кабинет, то у письменного стола увидел большую стопку рукописей. Ожидая хозяина, я взял одну из рукописей и стал просматривать. Тут вошел Леонид Борисович и строго сказал: «Положи на место, не читай»! Я несколько удивился, спросил, почему же. Профессор мрачно сказал по поводу стопки рукописей: «Это все писали больные люди». Естественно, я спросил, почему он так определенно это утверждает. Профессор посмотрел на меня: «Потому что я все это прочитал, чтобы, например, тебе не надо было такое читать»! То есть Дмитриев читал все, что ему присылали энтузиасты пения и вокаль-

ной педагогики, отбирая то, что ему представлялось ценным и заслуживающим его ответа и общения с авторами.

Будучи аспирантом Дмитриева, я жил в Новосибирске и переписывался по почте. Не электронной, а бумажной в конвертах. Я писал сначала просто чернильной авторучкой, затем стержневой от руки. Профессор отвечал так же. На моих рукописях он делал пометки карандашом. Чтобы не вдаваться в технические вопросы в этом тексте — только об одном характере его замечаний: «Пиши проще»! Через несколько страниц: «Пиши, чтобы было понятно вокалистам!». Леонид Борисович хорошо знал о стремлении начинающих исследователей к сложной наукообразной терминологии, привлечении большого количества цитат и настаивал на том, что «главное — практика, а теория привлекается только по необходимости ее (практики) обоснования», — это слова профессора.

В 1983-м была так называемая ярмарка вокалистов в Нижнем Новгороде (тогда — г. Горький). Если молодые вокалисты об этом не знают, напомню. Ежегодно министерство культуры РСФСР проводило смотр выпускников консерваторий в одном из консерваторских городов. Так, например, в 1984-м это было в Новосибирске. Собирались заведующие кафедр, педагоги выпускников и слушали студентов. При этом приглашались директора театров, дирижеры и режиссеры с целью предложить молодым вокалистам работу, кроме той, что предлагалась государственным распределением. Организаторами были

Л. Б. Дмитриев и председатель комитета по вокальному образованию, профессор ГМПИ им. Гнесиных Наталия Дмитриевна Шпиллер. Кроме прослушивания выпускников, перед этим Л. Б. Дмитриев проводил научно-практическую конференцию, на которой делали доклады аспиранты разных консерваторий и его аспиранты.

В 1983-м впервые довелось делать сообщение мне. Тогда произошла еще одна знаменательная для меня встреча с Владимиром Петровичем Морозовым, доктором биологических наук, профессором, автором интереснейших книг, в том числе научно-популярных. Всегда горжусь наличием у меня его «Занимательной биоакустики» с дарственной надписью. Огромный вклад В. П. Морозов внес в науку о голосе вообще и о певческом в частности — монография «Искусство резонансного пения» явилась итогом его многолетних исследований в лабораториях ленинградской и московской консерваторий и в Институте человека.

Мое сообщение называлось «Использование голосовых сигналов до-речевой коммуникации в развитии голоса дошкольников». Представьте себе, насколько это могло быть «интересно» консерваторским профессорам и аспирантам-вокалистам! Полагаю, слушали вполуха. Но я-то видел в зале Морозова и говорил «прицельно»! В перерыве вижу, он идет ко мне и представляется! Я говорю: «Владимир Петрович, неужели Вы могли подумать, что я Вас не знаю! Я Вас впервые увидел еще в 1964-м на уроке моего первого педагога Алексея Михайловича

Разварина, к которому Вы заходили повидаться в ленинградский Дом медицинского работника!» — Морозов удивился, засмеялся. И вдруг сказал: «Я внимательно прослушал ваш доклад. Никогда не думал, что моя теория экстралингвистической коммуникации может быть применена на практике, да еще в работе с детьми!». А у меня была «домашняя заготовка» на этот случай, я ее и выдал — когда Генрих Герц открыл радиоволны, то говорил, что это открытие никогда не может быть применено на практике, а уже в 1896-м году наш Попов передал первую радиограмму из слов «Генрих Герц»! Посмеялись и с этой встречи Владимир Петрович оказал мне честь консультировать меня в моих работах, и однажды я принял участие в его экспериментах по восприятию инверсивной речи, а именно речи, воспроизводимой в обратном направлении. Но это уже другая история для другой темы — сугубо специальной и даже в те годы засекреченной.

Еще одна удивительная встреча состоялась в начале 1986-го. За два года до нее Л. Б. Дмитриев посоветовал мне побывать на совете по защите диссертаций в МГПИ. Там профессор меня представил Эдуарду Борисовичу Абдуллину (19402020), общение с которым очень много дало мне как в самой моей работе, так и в распространении моей программы среди учителей музыки. Мы много общались, в том числе на «больную тему» — музыка в общеобразовательной школе. Абдул-лин был аспирантом и докторантом Д. Б. Кабалевского и многое сделал для внедрения его программы по музыке в школе. Я был детально

знаком с этой программой, и, на мой взгляд, в ней был недостаточен исполнительский певческий компонент. Мы обсуждали эту тему, и Эдуард Борисович предложил мне познакомиться с еще одним прекрасным музыкантом, в то время руководившим хором учителей музыки Московской области, Георгием Александровичем Струве, чтобы познакомить их с моими приемами развития певческого голоса. Знакомство состоялось, как и дальнейшая многолетняя дружба. Струве тоже был учеником Кабалевского.

Тогда возникла идея встречи в составе Д. Б. Кабалевский, Г. А. Струве, Э. Б. Абдуллин и я. Беседа состоялась в большом зале МГК перед концертом хоровой студии «Пионерия» Г. А. Струве. Дмитрий Борисович очень живо принял мою (довольно нахальную, извините) идею внедрения в уроки его программы двух-трехминутных блоков моих голосовых упражнений. Мало того, Кабалевский сообщил, что в начале разработки программы по музыке в школе он приглашал к сотрудничеству виднейших мастеров хорового искусства, но им, вероятно, это не показалось интересным. Мы с Абдуллиным начали переписку по этому поводу, но через год Кабалевский ушел из жизни, а далее в нашей стране началось «то, что началось», о чем вспоминать уже не хочется, особенно пережившим весь этот период нашей истории.

В очень большой степени Георгий Александрович Струве способствовал внедрению моей программы в работу с детскими хоровыми коллективами по всей стране — тогда СССР, далее — России. Именно

Струве организовал мою встречу в его дискуссионном клубе «Камертон» в Доме композиторов, где я впервые представил свою программу и предложил коллегам первые методические пособия.

Виктор Иванович Юшманов (1941-2009) — сначала врач-хирург, затем оперный и концертный певец, солист Малого академического театра оперы и балета (Ленинград), доктор искусствоведения, профессор консерватории. Автор уникальной по содержанию и языку книги «Вокальная техника и ее парадоксы». Редчайшее и удивительное сочетание глубочайших медицинских знаний и хирургической практики с исполнительской певческой и актерской работой, как и у упомянутого в начале эссе В. Т. Маслова — фониатра и певца, как и у Л. Б. Дмитриева. В книге Виктора Ивановича впервые была предложена принципиально новая модель управления голосом — системное исследование «...психически регулируемого функциональ-

ного приспособления певцом своего организма для профессиональной работы на оперной сцене» (из автореферата докторской диссертации). Мы много общались лично, обсуждали все наши профессиональные темы, и он во многом помог мне обрести уверенность в необходимости новой парадигмы понимания феномена человеческого голоса.

Почти полвека прошло с той поры, когда мне посчастливилось общаться с теми, о ком я написал или хотя бы упомянул. Буду наде-ятся, что среди читателей «Журнала изящных искусств» присутствуют молодые вокалисты и педагоги. Для них в заключение процитирую фразу из начала: иногда хочется напоминать молодым вокалистам, что специалист обязан знать историю своего дела, историю исполнительского искусства, историю изучения своего рабочего аппарата. Знать имена и работы тех, кто внес свой неоценимый вклад в культурную традицию, которой является вокальное искусство.

Сведения об авторе:

Емельянов Виктор Вадимович — кандидат педагогических наук, вокальный педагог, автор учебных пособий по обучающей программе «Фонопедический метод развития голоса». E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.