Научная статья на тему 'О вокально-оперной студии Центрального Дома Учёных Российской академии наук. Часть I: Страницы истории'

О вокально-оперной студии Центрального Дома Учёных Российской академии наук. Часть I: Страницы истории Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
377
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Центральный Дом Учёных Российской академии наук / студия / оперное искусство / вокально-исполнительское мастерство / учёные / творческий коллектив / Central House of Scientists of the Russian Academy of Sciences / studio / opera / vocal and performing arts / scientists / creative team

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алексеева Л. Л.

Предлагаемая статья раскрывает историю возникновения и некоторые аспекты дальнейшего существования вокально-оперной студии Центрального Дома Учёных Российской академии наук. Автор подчеркивает самобытность творческого коллектива; представляет художественных руководителей студии в разные годы С.Я. Лемешев, П.Г. Лисициан, И.И. Петров (Краузе), Е.В. Образцова, З.Л. Соткилава, Л.А. Курдюмова; показывает сложившиеся традиции и приоритеты деятельности студии (привнесение в культурную жизнь общества вечных ценностей искусства; сохранение и продвижение традиций русской вокальной школы; служение музыке и преданность вокальному искусству; просвещение слушателей как распространение знаний о музыкальной и вокальной культуре; эстетическая ценность и художественная содержательность концертных программ и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the vocal and opera studio of the Central House of Scientists of the Russian Academy of Sciences. Part I: History Pages

The proposed article reveals the history and some aspects of the further existence of the vocal and opera studio of the Central House of Scientists of the Russian Academy of Sciences. The author highlights the identity of the creative team; represents the artistic directors of the studio in different years S.Y. Lemeshev, P.G. Lisician, I.I. Petrov (Krause), E.V. Obraztsova, S.L. Sotkilava, L.A. Kurdyumova; demonstrates the established traditions and priorities of the studio (bringing the eternal values of art into the cultural life of society; preserving and promoting the traditions of the Russian vocal school; service to music and devotion to vocal art; educating listeners how to spread the knowledge about music and vocal culture; aesthetic value and artistic content of concert programs, etc.).

Текст научной работы на тему «О вокально-оперной студии Центрального Дома Учёных Российской академии наук. Часть I: Страницы истории»

DOI: 10.24412/2226-0773-2021-10-3-239-252

О вокально-оперной студии

Центрального Дома Учёных Российской академии наук.

Часть I: Страницы истории

Л.Л. Алексеева

Высшая школа народных искусств (Академия)

191186, г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2, литера А

Higher School of Folk Arts (Academy)

Griboedov Canal emb., 2, Lit. A, St. Petersburg 191186 Russia

e-mail: [email protected], [email protected]

Ключевые слова: Центральный Дом Учёных Российской академии наук, студия, оперное искусство, вокально-исполнительское мастерство, учёные, творческий коллектив.

Key words: Central House of Scientists of the Russian Academy of Sciences, studio, opera, vocal and performing arts, scientists, creative team.

Резюме: Предлагаемая статья раскрывает историю возникновения и некоторые аспекты дальнейшего существования вокально-оперной студии Центрального Дома Учёных Российской академии наук. Автор подчеркивает самобытность творческого коллектива; представляет художественных руководителей студии в разные годы - С.Я. Лемешев, П.Г. Лисициан, И.И. Петров (Краузе), Е.В. Образцова, З.Л. Соткилава, Л.А. Курдюмова; показывает сложившиеся традиции и приоритеты деятельности студии (привнесение в культурную жизнь общества вечных ценностей искусства; сохранение и продвижение традиций русской вокальной школы; служение музыке и преданность вокальному искусству; просвещение слушателей как распространение знаний о музыкальной и вокальной культуре; эстетическая ценность и художественная содержательность концертных программ и др.).

Abstract: The proposed article reveals the history and some aspects of the further existence of the vocal and opera studio of the Central House of Scientists of the Russian Academy of Sciences. The author highlights the identity of the creative team; represents the artistic directors of the studio in different years - S.Y. Lemeshev, P.G. Lisician, I.I. Petrov (Krause), E.V. Obraztsova, S.L. Sotkilava, L.A. Kurdyumova; demonstrates the established traditions and priorities of the studio (bringing the eternal values of art into the cultural life of society; preserving and promoting the traditions of the Russian vocal school; service to music and devotion to vocal art; educating listeners how to spread the knowledge about music and vocal culture; aesthetic value and artistic content of concert programs, etc.).

[Alekseeva L.L. About the vocal and opera studio of the Central House of Scientists of the Russian Academy of Sciences. Part I: History Pages]

В пример себе певцов весенних ставим:

Какой восторг - так говорить уметь!

Как мы живём, так мы поём и славим,

И так живём, что нам нельзя не петь!

Афанасий Фет

Вокально-оперная студия Центрального Дома Учёных Российской академии наук - явление уникальное, и прежде всего, потому, что объединяет не просто исполнителей, любителей и почитателей музыки, а учёных самых разных специальностей, не представляющих своей профессиональной научной жизни без высокого оперного искусства. Этот творческий коллектив Дома Учёных города Москвы имеет свою замечательную во всех отношениях историю, традиционные ценности, сложившиеся в течение более чем восьми десятилетий работы студии, а также и приоритеты деятельности, во многом обусловленные общественным и культурно-историческим развитием нашей страны.

История студии в целом неотделима от истории создания специальных учреждений (Домов) для соответствующего обеспечения качества жизни и плодотворной деятельности учёных после 1917 года (см., к примеру: Архивы Санкт-Петербурга: Приказы и распоряжения комиссии по улучшению быта ученых; Атаянц, 2012; Соболев, 2012 и 2017; Шкаровский, 2009). Так, в Декрете Совета Народных Комиссаров от 23 декабря 1919 года «Об улучшении положения научных специалистов» в первую очередь речь шла об «усиленном довольствии», организации необходимых условий для научной работы, освобождении от трудовой, воинской и прочих повинностей (Организация науки в первые годы Советской власти).

В дальнейших документах и материалах, а затем при создании Домов учёных, говорится и о «помощи голодающим», распределении продовольствия, топлива, предметов первой необходимости, одежды и обуви, организации отдыха, в том числе для членов семей, единовременных пособиях, праве пользования дополнительной жилой площадью, заготовке дров и т.д. (Архивы Санкт-Петербурга). Напомним, что по инициативе Максима Горького в начале 1920-х годов был создан Дом учёных в Петрограде, в настоящее время носит имя писателя (Дом учёных имени М. Горького РАН); также в начале второго десятилетия прошлого века, в октябре 1922 года открывается Дом учёных в Москве (Шкаровский, 2009).

Вместе с тем, по мере постепенного улучшения материального положения научных специалистов не только увеличивалось число научных деятелей, получающих «академический паёк», обеденные талоны и др., равно как и «академические пособия» для вдов и детей профессоров и учёных, но расширялись и функции Домов учёных, организовывались лекции, начали свою работу художественные секции (Архивы Санкт-Петербурга: Списки и программы лекций профессоров и ученых; Протоколы заседаний художественной секции и другие протоколы и др.). Можно говорить и о том, что наряду с разными видами поддержки постепенно шел процесс целенаправленной организации содержательного культурного досуга учёных и активного приобщения деятелей науки к участию в культурной жизни общества.

Подчеркнем и то, что именно 1920-е годы при всех общеизвестных сложностях и противоречиях того периода дали начало многим, действительно новым, кардинальным изменениям в культуре, всеобщем просвещении и образовании. Эти перемены продолжились и позднее, в период 1930-х годов (Алексеева). Отметим, бесспорные результаты свершившейся культурной революции, однозначно признаваемые как пропонентами, так и оппонентами, по большому счёту стимулировали интенсивное приобщение к художественной культуре в последующие годы, и не только среди научных специалистов. Известная советская певица, солистка Всесоюзного радио, Народная артистка РСФСР Надежда Аполлинарьевна Казанцева вспоминала позднее:

«В те далёкие 30-е годы, когда я только начинала делать первые шаги в искусстве, люди в массе своей были значительно менее образованны, чем сегодня; имели значительно меньшее представление о том, что такое культура. Но какое же существовало невероятное стремление приобщиться к ней, к самым сложным её формам! Как уважали тех, кто нёс народу эту культуру, как верили им!» (Казанцева).

Наверное, именно это всеобщее «невероятное стремление» и возможность «нести культуру в массы», а также имеющий место быть значительный подъем общей музыкальной культуры в стране в период 1930-х годов и нацеленность на это в предшествующее десятилетие, продолжение активной творческой деятельности таких известных композиторов, как Р.М. Глиэр и Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев и Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян и Д.Б. Кабалевский, А.Ф. Гедике и В.Я. Шебалин, выдвижение группы молодых советских композиторов, включая Т.Н. Хренникова, В.И. Мурадели, Г.В. Свиридова и многих других, предопределили открытие музыкального кружка в Доме учёных Москвы.

По материалам Антонины Валерьевны Семичастной, солистки вокально-оперной студии Центрального Дома учёных Российской академии наук, Заслуженного работника культуры РСФСР, кандидата технических наук, музыкальный кружок начал свою работу в октябре 1936 года. (см. раздел «Благодарности» по окончании статьи). Смеем утверждать, что появлению кружка в изрядной степени способствовало и широкое развитие массовой музыкальной самодеятельности наряду с безусловной одарённостью многих отечественных учёных. Речь идет об одарённости, проявляющей себя не только в разных областях науки и техники, но и в музыкальной деятельности, а точнее, в вокальной.

При всём этом совершенно очевидна исключительная, особая роль в появлении музыкального кружка Марии Фёдоровны Андреевой, актрисы, общественного и политического деятеля, директора Дома учёных Москвы в период 1931 - 1948 гг. (Андреева). По воспоминаниям Антонины Валерьевны Семичастной, именно Мария Фёдоровна Андреева принимала активное, непосредственное участие в отборе учёных-певцов и приёме таковых в члены кружка, тщательном выборе исполнительского репертуара и продуманном составлении концертных программ. Уже тогда такие концерты проводились систематически, один раз в месяц, возможно, исключая летний период.

В те далекие годы формировались основы репертуарной политики, где исполнению классических русских и зарубежных опер, ораторий, причем в сопровождении симфонического оркестра Дома учёных, отводилось главенствующее место. Известно, что именно тогда на Большой сцене в концертном варианте были успешно поставлены такие оперы, как «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка, «Мельник, колдун, обманщик и сват» Е.И. Фомина, «Оле из Нордланда» М.М. Ипполитова-Иванова, а при участии хора и также в сопровождении симфонического оркестра Дома учёных - оратория «Времена года» Й. Гайдна (по материалам А.В. Семичастной).

В период Великой Отечественной войны деятельность Дома учёных, включая работу многочисленных научных секций, групп, кружков не прекращалась (Шкаровский, 2009: 5), и проходила, как и по всей нашей стране, под лозунгом «Всё для фронта! Всё для победы!» И в настоящее время директор Центрального Дома учёных Российской академии наук Виктор Степанович Шкаровский, а также сотрудники учреждения и члены различных творческих коллективов, секций, бережно хранят память обо всех участниках прошедшей войны 1941 - 1945 гг., чтут и помнят победителей и ветеранов, регулярно проводят торжественные мероприятия, концерты, посвящённые Дню Победы (Центральный Дом учёных Российской академии наук).

О музыкальном кружке в период 1940-х и 1950-х годов упоминается в связи с исполнением сочинений разных композиторов, включая арии, дуэты и сцены из опер, а также «Реквиема» В.А. Моцарта в сопровождении Малого симфонического оркестра Дома учёных. Антонина Валерьевна пишет о дирижёре этого оркестра - Кнорре, и скорее всего, это был Анатолий Евгеньевич Кнорре, замечательный педагог, скрипач и дирижер (Каталог советских пластинок: Кнорре Анатолий). Большим симфоническим оркестром Дома учёных Москвы, с которым также выступали участники музыкального кружка в те годы и позднее, в течение двадцати лет (1953-1973 гг.) руководил Леонид Павлович Пятигорский, заслуженный артист РСФСР (Каталог советских пластинок: Пятигорский Леонид).

Именно с Большим симфоническим оркестром под управлением Л.П. Пятигорского членами музыкального кружка было впервые исполнено трио «Природа и любовь» П.И. Чайковского в обработке дирижёра оркестра. В числе исполнителей-вокалистов Антониной Валерьевной названы И. Бочвар, В. Петрова и В. Коваленко; интересен и тот факт, что это произведение затем исполнялось и на сцене Колонного зала Дома Союзов, одного из самых знаменитых залов Москвы, а также в государственном мемориальном музыкальном музее‑заповеднике П.И. Чайковского в Клину и др. В числе концертмейстеров тех лет - известные для профессиональных музыкантов Маргарита Алексеевна Бружес и Ирина Александровна Россолимо.

В 1950-х - 1960-х годах деятельность музыкального кружка (по тем же материалам А.В. Семичастной) связана с такими достаточно известными педагогическими деятелями, как Мария Григорьевна Гарденина-Лобода, руководитель творческого коллектива учёных-певцов, и Владимир Иванович Лобода, участник Великой Отечественной войны, награжденный медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», преподаватель латыни Московского государственного педагогического института иностранных языков имени Мориса Тореза (в настоящее время - Московский государственный лингвистический университет).

В те годы расширяется тематика, обогащается программное содержание проводимых концертов, поскольку в них, наряду с отечественной и зарубежной классикой, звучат произведения современных композиторов, песни разных народов мира, а также редко исполняемые вокальные сочинения, либо ранее не исполнявшиеся произведения для голоса. Известно о концертах, посвященных творчеству Д. Скарлатти и/или А. Скарлатти, К. Монтеверди, Дж. Перголези, Дж. Россини и др. Причем, в продолжение просветительских идей 1920-х - 1930-х годов проводимые регулярно концерты музыкального кружка в третьей четверти прошлого века были направлены на распространение знаний о музыке и ее истории, популяризацию певческих традиций отечественной и зарубежной музыкальной культуры, приобщение слушателей к ценностям русской вокальной школы, формирование художественного вкуса и расширение музыкального кругозора публики, знакомство её с наиболее интересными фактами биографии и различными гранями творчества композиторов различных эпох.

К этому же времени программы проводимых концертов расширяются за счёт специального приглашения широко известных исполнителей, не являющихся членами музыкального кружка Дома учёных. Это были певцы, пианисты, солисты-инструменталисты (скрипачи, виолончелисты и т.д.), а также камерные инструментальные ансамбли. По воспоминаниям А.В. Семичастной, в числе приглашённых исполнителей в концертах принимали участие такие выдающиеся оперные певцы, как Народная артистка СССР Надежда Андреевна Обухова и Народный артист СССР Иван Иванович Петров (Краузе); арфистка, композитор и педагог, Народная артистка СССР Ксения Александровна Эрдели; арфистка и педагог, Народная артистка России Ольга Георгиевна Эрдели.

Пристальное внимание на занятиях музыкального кружка уделялось художественному, исполнительскому мастерству певцов. И в этом деле, как известно, существенным является вклад концертмейстеров, что позволяло поющим учёным успешно осваивать новый классический и современный репертуар, значительно расширять тематику концертных программ. Антонина Валерьевна упоминает о таком талантливом и доброжелательном концертмейстере тех лет, как Дмитрий Николаевич Бер-Глинка. Известно, что Дмитрий Николаевич был участником Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., имел награды («За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», Орден Красной Звезды) (Д.Н. Бер-Глинка).

В ряду активных членов музыкального кружка тех лет А.В. Семичастной названы: профессор Сергей Кузьмич Лесной, исполнявший в том числе и ведущую партию в опере «Алеко» С.В. Рахманинова; Виктор Иванович Борковский, академик Российской академии наук, выдающийся отечественный языковед, известный специалист в области русского языка и исполнитель басовых партий; Леонид Борисович Дмитриев, профессор, доктор искусствоведения, автор многочисленных трудов по теории и истории отечественного и зарубежного вокального искусства, методике обучения пению, а также по фонетике, фониатрии и гигиене голоса певца и мн. др.

1970-е годы для музыкального кружка знаменательны двумя важными событиями. Во-первых, это переименование в связи с решением Художественного совета Дома учёных, сначала в музыкально-вокальный коллектив (1970 год), а позднее - в вокально-оперную студию. Последнее название сохраняется и сегодня, что подчеркивает специфику всей работы студии - исполнение арий, дуэтов и сцен из опер отечественных и зарубежных композиторов. И вторым крайне значимым событием для Дома учёных и всех поющих в нем учёных стало приглашение Народного артиста СССР Сергея Яковлевича Лемешева в качестве художественного руководителя студии. Это дало начало особой традиции, бережно поддерживаемой и в настоящее время.

По словам Антонины Валерьевны, Сергей Яковлевич помогал учёным-певцам, участникам концертов понять содержание произведений, учил «думать, о чём поёшь», особое внимание уделял выразительному слову и дикции, исполнительскому мастерству; говорил о том, что «певец - это художник, рисующий картину…», и каждая встреча с ним для всего коллектива студии была праздником. Также, как и ранее, в концертах принимали участие солисты-инструменталисты и инструментальные ансамбли из Государственного музыкально-педагогического института (в те годы) имени Гнесиных; нередко романсы и песни русских и зарубежных композиторов исполнялись солистами в сопровождении инструментального трио или инструментального ансамбля.

С 1973 года художественным руководителем творческого коллектива стал Народный артист СССР, Заслуженный артист Армянской ССР Павел Герасимович Лисициан. Его отзывчивость и чуткость, опыт и талант, знания и педагогический такт способствовали повышению культуры исполнения и художественного мастерства солистов. Именно тогда силами коллектива и при участии симфонического оркестра Дома учёных в концертном варианте была поставлена опера «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова; исполнены дуэты из опер «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта и «Заза» Р. Леонкавалло, «Ромео и Джульетта», «Пиковая дама» и «Черевички» П.И. Чайковского, «Дон Паскуале» Г. Доницетти; прозвучали для слушателей сцены из опер «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Запорожец за Дунаем» С.С. Гулака-Артемовского, «Семья Тараса» Д.Б. Кабалевского, «Укрощение строптивой» В.Я. Шебалина.

Непрерывному совершенствованию вокального мастерства певцов студии помогали замечательные концертмейстеры. Скажем о Майе Владимировне Водовозовой, концертмейстере Всесоюзного радио и Центрального телевидения, работавшей с солистами вокально-оперной студии Дома учёных с 1969 по 1998 гг., буквально до последних дней своей жизни. С непосредственным участием и благодаря концертмейстерскому искусству Майи Владимировны солистами студии были исполнены в концертном варианте оперы «Иоланта» П.И. Чайковского, «Моцарт и Сальери» Н.А. Римского-Корсакова, а также сцены из оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского и др. О высочайшем профессионализме, творческом обаянии и жизнерадостности, тонкости, оптимизме Майи Владимировны и сейчас помнят в вокально-оперной студии, равно как и Доме учёных.

В период с 1974 по 2003 гг. художественным руководителем творческого коллектива был Народный артист СССР, педагог и публицист, солист Государственного академического Большого театра Союза ССР Иван Иванович Петров (Краузе). Его многолетнее, глубоко заинтересованное участие в совершенствовании вокального и сценического мастерства певцов, оттачивание оперного и камерного репертуара каждого из солистов, отзывчивость и дружелюбность способствовали росту профессионализма исполнителей, значительному расширению вокального репертуара. В концертах звучала музыка разных исторических эпох (XVI - XX вв.), стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм и др.) и стран (Россия, Австрия и Германия, Италия и Франция, Венгрия и Польша, Чехия и др.). При активном участии Ивана Ивановича наряду с упомянутыми выше операми в концертном варианте была поставлена и опера «Алеко» С.В. Рахманинова.

В то время проводились также тематические концерты (к примеру, «По странам и континентам»), давались сольные концерты участников студии, организовывались концерты, посвященные праздникам и памятным дням нашей страны, различным торжественным мероприятиям Дома учёных, юбилейным датам выдающихся русских и зарубежных композиторов (И.С. Бах, Л. ван Бетховен, Р. Шуман и Ф. Шуберт, М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, А.П. Бородин и др.). Звучала в концертах и оперетта, любимый жанр М.В. Водовозовой. Подчеркнём тот факт, что согласно Постановлению Президиума Московского городского Совета Профсоюзов (Протокол №21 от 29 апреля 1983 г.) коллективу присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив вокально-оперной студии Дома учёных АН СССР».

Благодаря художественному руководству, высокому мастерству и профессиональному исполнению солисты студии выступали в самых разных залах Москвы, включая Колонный Зал Дома Союзов, Концертный зал имени П.И. Чайковского, Малый зал Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, а также исполняли арии и дуэты, романсы русских и зарубежных композиторов в Центральном Доме работников искусств, Дворцах культуры научно-исследовательских институтов и различных предприятий, музеях Москвы (Музей-усадьба Ф.И. Шаляпина, Государственный музей Л.Н. Толстого, Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера и др.) и Московской области (г. Чехов, с. Мелихово и др.).

Так сложилось, что Народная артистка СССР, Народная артистка Республики Северная Осетия-Алания, солистка Государственного академического Большого театра России, педагог и профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Елена Васильевна Образцова руководила вокально-оперной студией в разное время, в 2006 - 2009 гг. и 2012 - 2014 гг. А в период 2009-2011 гг. художественным руководителем студии был Народный артист СССР, Народный артист Грузинской ССР, педагог и профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Зураб Лаврентьевич Соткилава. Мастер-классы, проводимые Еленой Васильевной и Зурабом Лаврентьевичем, необычайно вдохновляли, окрыляли всех солистов и способствовали дальнейшему росту их вокально-исполнительского искусства. При том, что в течение всего времени существования творческий коллектив постоянно обновлялся, усилиями художественных руководителей, концертмейстеров сохранялись приоритетные направления деятельности, в том числе и популяризация классического вокального наследия.

С декабря 2017 года художественным руководителем вокально-оперной студии стала Лариса Алексеевна Курдюмова, Народная артистка России, солистка Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, «Королева русского романса», оперная, концертная и эстрадная певица, «актриса, которая поет» (по словам С.С. Говорухина), и первая ученица Елены Васильевны Образцовой. Продолжая отечественные традиции академического вокального искусства, Лариса Алексеевна с присущим педагогическим даром и тактом великодушно делится с солистами студии своим богатым артистическим опытом, виртуозностью прекрасного пения и обширными знаниями, мудро раскрывая при этом и основы творческой школы вокального мастерства Елены Васильевны Образцовой (Курдюмова, 2011 и 2017).

В следующем 2021 году вокально-оперной студии Центрального Дома Учёных Российской академии наук исполняется 85 лет со дня основания. Это знаменательное событие творческий поющий коллектив во главе с художественным руководителем Ларисой Алексеевной Курдюмовой встречает с глубоким уважением и признательностью к исторически сложившимся традициям и приоритетам деятельности студии: привнесение в культурную жизнь общества вечных ценностей искусства; сохранение и продвижение традиций русской вокальной школы; служение музыке и преданность вокальному искусству; просвещение слушателей как распространение знаний о музыкальной и вокальной культуре; системность в организации работы студии и регулярное проведение концертов; неустанное повышение вокально-исполнительского мастерства; эстетическая ценность и художественная содержательность концертных программ.

История студии, конечно же, не ограничивается только лишь изложенным выше. Еще не сказано о многих известных и неизвестных участниках, учёных-певцах и концертмейстерах студии, которые в течение не одного десятилетия занимались и готовились к выступлениям на сценах концертных залов, обдумывали, обсуждали репертуар, тематику концертов, и тем самым вносили свой вклад в историю становления и развития этого уникального творческого коллектива. Уважая, поддерживая и сохраняя традиции, уверенно глядя в будущее, стоит высказать слова искренней благодарности всем - директорам и сотрудникам, художественным руководителям, организаторам концертов и певцам, концертмейстерам, - имеющим непосредственное отношение к появлению, дальнейшему существованию, современной плодотворной жизни и насыщенной культурно-просветительской деятельности вокально-оперной студии Центрального Дома Учёных Российской академии наук.

Благодарности. Автор выражает глубокую благодарность за предоставленные материалы о вокально-оперной студии Центрального Дома учёных Российской академии наук за 1936 - 2011 гг. солистке вокально-оперной студии ЦДУ РАН, Заслуженному работнику культуры РСФСР, кандидату технических наук Антонине Валерьевне Семичастной и Отличнику Аэрофлота, Почётному работнику транспорта Российской Федерации, Заслуженному работнику культуры Российской Федерации Владимиру Петровичу Гребняку.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеева Л.Л. 2019. Правовое обеспечение новой образовательной политики. Российское законотворчество 1920-х годов: монография. Под ред. докт. юрид. наук, проф. С.А. Боголюбова, докт. юрид. наук, проф. Д.А. Пашенцева и канд. экон. наук, доц. В.А. Селезнева. М.: Юрлит-информ. 456:170-189.

Андреева М.Ф. 1961. Переписка. Воспоминания. Статьи. Документы: Луначарская-Розенель Н.А. Женщина большой судьбы. 1-е изд. М. Искусство. 720 с.

Архивы Санкт-Петербурга: информационные ресурсы: ЦГА СПб. [Электронный ресурс]. - URL: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cga/R-2995/1 [23.06.2020].

Архивы Санкт-Петербурга: информационные ресурсы: ЦГА СПб. Фонд Р-2995. Опись 1. Дело 2. Приказы и распоряжения комиссии по улучшению быта ученых. [Электронный ресурс]. - URL: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cga/R-2995/1/2 [23.06.2020].

Архивы Санкт-Петербурга: информационные ресурсы: ЦГА СПб. Фонд Р-2995. Опись 1. Дело 13. Протоколы заседаний художественной секции и другие протоколы. [Электронный ресурс]. - URL: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cga/R-2995/1/13 [23.06.2020].

Архивы Санкт-Петербурга: информационные ресурсы: ЦГА СПб. Фонд Р-2995. Опись 1. Дело 157. Списки и программы лекций профессоров и ученых. [Электронный ресурс]. - URL: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cga/R-2995/1/157 [23.06.2020].

Атаянц М.Ю. 2012. Деятельность Центральной Комиссии по улучшению быта ученых (1921-1925). - Государственная служба. Издательство: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 5 (79): 89-91.

Бер-Глинка Д.Н. [Электронный ресурс]. - URL: https://bogatov.info/Genbase6?iz=1;p=dmitrii;n=ber;oc=3 [25.06.2020].

Дом учёных имени М. Горького Российской академии наук: официальный сайт. [Электронный ресурс]. - URL: http://дом-учёных.рф [18.06.2020].

Казанцева Н.А. 1991. С позиций четырех профессий… - Советская музыка. 7: 78.

Каталог советских пластинок: Кнорре Анатолий. [Электронный ресурс]. - URL: https://records.su/tag/%D0%9A%D0%BD%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5_%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B9 [26.06.2020].

Каталог советских пластинок: Пятигорский Леонид. [Электронный ресурс]. - URL: https://records.su/tag/%D0%9F%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4 [26.06.2020].

Курдюмова Л.А. 2011. Голос души. М.: Зебра Е. 270 с.

Курдюмова Л.А. 2017. Творческая школа вокального мастерства Елены Образцовой: учебное пособие для вокалистов. Благотворительный фонд поддержки «Фонд Елены Образцовой». Изд. 2-е, доп. М.: [б. и.]. 151 с.

Организация науки в первые годы Советской власти (1917-1925). 1968. Сборник документов. [Предисл. М.С. Бастраковой, с. 3-18]. (Архив / АН СССР. Ин-т истории естествознания и техники. Ленингр. отд-ние). Л.: Наука. Ленинградское отделение. 419: 339-340.

Соболев В.С. 2012. Нести священное бремя прошедшего... Российская академия наук. Национальное культурное и научное наследие, 1880-1930 гг.; Российская академия наук, Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. СПб.: Нестор-История. 377 с.

Соболев В.С. 2017. Советская власть и Академия наук в 1920-е годы. Культура и власть в СССР 1920-1950-е годы: материалы IX международной научной конференции, Санкт-Петербург, 24-26 октября 2016 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и права человека. М.: РОССПЭН: Ельцин центр. 741: 423-428.

Центральный Дом Учёных Российской академии наук (ЦДУ РАН): официальный сайт. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cdu-art.ru/ [28.06.2020].

Шкаровский В.С. 2009. Мой родной Дом учёных. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cdu-art.ru/dom_book1.php [18.06.2020].

Получена / Received: 10.07.2020

Принята / Accepted: 14.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.